Близнецы гомозиготные и гетерозиготные. Монозиготные близнецы

В дикой природе у многих животных часто рождается много детенышей одновременно, но у людей на 250 случаев рождения одного ребенка приходится один случай появления на свет близнецов. Ученые различают монозиготных и близнецов, а в разговорной речи их называют и разнояйцевыми или близнецами и двойняшками.

Однояйцевые близнецы

Однояйцевые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая разделилась на две или более частей, начавшие развиваться по отдельности. Таким образом, все зародыши получают одинаковый набор генов и развиваются примерно одинаково. Такие дети всегда имеют один пол и очень похожи друг на друга, иногда даже родители не могут их различить. Хотя иногда они имеют зеркальные черты: например, у одного родинка с правой стороны, у другого с левой, один правша, а другой левша. У них схожие черты характера, почти одинаковые темпераменты, предрасположенности к болезням и зачастую даже судьбы.

Известны случаи, когда разлученные в детстве однояйцевые близнецы, не знавшие друг о друге, прожили почти идентичные жизни.

Случаи рождения монозиготных близнецов в несколько раз более редкие, чем разнояйцевых, так как для нормальной беременности разделение яйцеклетки на несколько частей нехарактерно.

Разнояйцевые близнецы

Разнояйцевые близнецы имеют разный набор генов, так как в их зачатии принимали участие различные сперматозоиды и яйцеклетки. В некоторых случаях у женщин за один менструальный цикл созревают сразу две или больше яйцеклеток, если все они будут оплодотворены, то начнется многоплодная беременность, а на свет появятся двое или несколько детей. Это довольно распространенные случаи, у некоторых народностей они встречаются очень часто – считается, что многоплодие имеет генетическую природу.

Генотипы у разнояйцевых близнецов, которых еще называют двойняшками, различные, поэтому дети могут быть разного пола и вообще отличаются друг от друга, как обычные братья и сестры. Известно, что с возрастом вероятность многоплодной беременности у женщины возрастает.

В странах, где принято рожать после тридцатилетнего возраста, например, в США или европейских государствах, случаев рождения разнояйцевых близнецов больше.

Встречается еще один тип близнецов, который называют переходным между описанными двумя – полярные или полуидентичные. Это происходит, когда два разных сперматозоида оплодотворяют яйцеклетку и образовавшееся вместе с ней полярное тельце (обычно оно отмирает). В результате у эмбрионов получается наполовину разный набор генов, одинаковый от матери.

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:

1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.

2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова- Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы 1 . 1 (Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1988. -Т. 1. - № 2.)

Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» 2 . 2(Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.)

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения детей с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному анализу некоторых фактов, свидетельствующих за и против генотипической обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других - нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные» 1 . "(Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. -С. ПО.)

Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако - и это очень важный факт - ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью» 1 . "(Там же).

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой - внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Вы когда-нибудь слышали — монозиготные близнецы или дизиготные близнецы? Мы предлагаем с этим разобраться, что это: монозиготные и дизиготные близнецы (двойня). Здесь вы не увидите точные научные формулировки. Это статья рассчитана на обывателя, не обладающего точными знаниями в области генетики, и тем более не владеющего терминологией. Она для тех, кому монозигота или дизигота, или гетерозигота — просто непонятные научные слова. И при чем тут близнецы? Однако такие люди часто используют в обиходной речи термины и понятия из этих «непонятных» областей знаний. Далее мы приводим около научную понятийно правильную трактовку используемых терминов: монозиготные близнецы (двойня) и гетеро или дизиготные близнецы (двойня).

Монозиготные близнецы и дизиготные близнецы начинаются с ЗИГОТЫ !

Прежде чем говорить про каких-то
монозиготных и дизиготных близнецов, или не дай бог про гетерозиготных, давайте узнаем вообще, что это значит зигота. Как отличается гетеро, ди и монозигота друг от друга. Может не все так страшно? Для этого ознакомимся с терминологией. Говорить будем не научным языком, а по возможности понятным и простым.

Зигота – начало близнецов

Зигота – происходит от греческого слова значащего «удвоенный» - клетка, которая содержит двойной полный набор хромосом, она образуется в процессе оплодотворения. Под оплодотворением понимается слияние мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) клеток. Зигота способна породить другие клетки в процессе своего дробления. Проще говоря, с появления зиготы начинается развитие плода, беременность и рождение малыша или, в нашем случае, близнецов.

Монозиготные близнецы (гомозитные близнецы)

Монозиготным (гомозиготным) можно назвать организмы, у которых одинаковые гены, т.е. они похожи друг на друга или идентичны. В терминах, относящихся к биологии, получившиеся в результате оплодотворения одной женской клетки (яйцеклетки) одним сперматозоидом (мужской клетки). Тогда монозиготные близнецы – идентичная или полностью похожая друг на друга двойня детей, получившаяся из одной материнской клетки.

Дизиготные близнецы (гетерозиготные близнецы)

Дизиготными (гетерозиготными) можно назвать организмы, у которых есть копии общих генов, которые несколько отличаются между собой. Если объяснять в терминах, используемых в генетике и биологии, то получается – гетерозиготными называются оплодотворение двух или более яйцеклеток, что приводит к развитию двух или более плодов. Так как есть слова про два и более, то часто используют слово дизиготные. (Ди – значит два).

Рождение двойняшек происходит куда чаще, чем большего количества детей за один раз. Таким образом, для нас дизиготные близнецы практически одно и то же с гетерозиготными близнецами и значат всего-то двойня детей не полностью похожих друг на друга.

Полуидентичные близнецы (монозиготные полярные близнецы) – редкий случай !

Полуидентичные близнецы или монозиготные полярные (полуидентичные) — промежуточный тип между монозиготными и дизиготными близнецами. В общем смысле организмами. Это исключительный случай. Полуидентичные близнецы (двойня) совмещают в себе общую половину генов от матери и другу половину различных генов от отца. Именно за это их и называют полуидентичными в терминах биологии.

Процесс образования полуидентичных или, по-другому, монозиготных полярных близнецов очень сложен. Обычно вместе с женской яйцеклеткой образуется и развивается полярное тельце. Это такая небольшая клетка, которая появляется вместе с яйцеклеткой, и потом обычно отмирает, а яйцеклетка продолжает жить дальше.

Иногда по непонятным причинам, полярное тело начинает расщепляться, хотя обычно такое поведение ему не свойственно. Полярное тело может увеличиваться в размерах и начинает хорошо питаться, а затем, вопреки обычному случаю, — не отмирает. Тогда оно начинает себя вести как вторая яйцеклетка. Получается, что начинают существовать «как бы» две раздельные яйцеклетки с одинаковым набором генов. Такое необычное полярное тело и яйцеклетка без проблем могут быть оплодотворены двумя разными сперматозоидами.

Таким образом, полуидентичные близнецы на половину как бы монозиготные (по материнской линии), и другую половину (отца) – дизиготные. У близнецов по матери гены одни и те же, т.е. они по матери абсолютно похожи друг на друга, как у монозиготной двойни. По отцу же гены разные, т.к. яйцеклетку и полярное тело оплодотворили разные сперматозиды, как у дизиготной двойни (там два разных сперматозида на две разные яйцеклетки). В общем, это довольно редкий случай двойни. Чтобы «это» узнать на конкретных детях, надо делать их генную экспертизу, со всеми вытекающими из этого трудностями.

Дизиготные и монозиготные близнецы и ЯЙЦА

Мы тут все говорим яйцеклетки – яйцеклетки. Как вообще дизиготные и монозиготные близнецы связаны с яйцами? Тут речь не про яйца и куриц, а про терминологию принятую в биологии. Кстати, одна мужская половая клетка не может оплодотворить более чем одну женскую, потому с мужской стороны все выглядит просто. И появлению за один раз более одного ребенка мы обязаны именно женщинам с их яйцеклетками. Потому внесем некоторую ясность.

Яйцеклетка, иногда по-научному ооцит, или овоцит – женская клетка которой свойственна Оогамия. Под этим термином «оогамия» понимают половой процесс слияния четко различных половых клеток. Значит яйцеклетка — это женская половая клетка, способная в ходе полового процесса к слиянию с отличной от нее мужской половой клеткой – сперматозоидом. Кстати, если интересно, можно отдельно поискать, что такое однояйцевые близнецы и разнояйцевые близнецы.

Так и есть женская яйцеклетка – большая и неподвижная, мужской сперматозоид мелкий и подвижный, при слиянии образуется зародыш и плод. Наступает беременность и при благоприятном ее течении, ждите монозиготных или дизиготных близнецов.

Монозиготная двойня и дизиготная двойня – про ДЕТЕЙ

Теперь можно поговорить уже о конкретных понятиях привязанных непосредственно к нашим реалиям и жизни вообще: монозиготная двойня и дизиготная двойня. Ведь какому родителю интересно слушать про какие-то там зиготы, гетеро и моно, и яйцеклетки. Всегда интересно про детей близнецов. Итак.

Дизиготная двойня (гетерозиготная двойня)

Дизиготная двойня (гетерозиготная двойня) это дети близнецы, у которых может быть разный пол и всегда разный набор генов. Да, они похожи между собой, но не более чем брат на брата (сестра на сестру), или брат на сестру. Значит, они могут быть и всегда будут разными и не идентичными. По научному, они дизиготные близнецы.

Монозиготная двойня

Монозиготная двойня – абсолютно похожие друг на друга дети, одного пола и с одинаковым набором генов. Они идентичны друг другу по генам. Заметим, что в 25 случаях из 100, т.е. в 25% вероятностью, могут иметь зеркальную внешность, например у одного ухо оттопырено слева, а у другого справа, или родинка у одного слева, у другого справа. Вспомните отражение в зеркале, тогда все прояснится. По научному, они зеркальные монозиготные близнецы, или просто зеркальные близнецы.

Монозиготная полярная (полуидентичная) двойня

Монозиготная полярная (полуидентичная) двойня у людей встречаются крайне редко, могут быть одного или разного пола, как королевская двойня. О том, что это именно она, может сказать только генетическая экспертиза. Такая двойня всегда и обязательно имеет одинаковую половину генов от матери, и различную половину генов от отца. По-научному они полуидентичные близнецы или же монозиготные полярные близнецы.

Дизиготные близнецы и монозиготные близнецы — в терминах относящихся к БЕРЕМЕНОСТИ

Наверное, после того как вы узнали, что такое дизиготные и монозиготные близнецы, будет интересно узнать, как это связано с беременностью. В медицине для их обозначения используют совсем другую терминологию. Интересно какую – смотрите монохориальная диамниотическая двойня или монохориальная моноамниотическая двойня или диамниотическая дихориальная двойня – ЧТО ЭТО или КТО ЭТО – это отдельная статья на эту тему. Если и так знаете, то дальше смотрите, что получается.

Дизиготные близнецы (дизиготная двойня) — это однозначно дихориальная диамниотическая двойня. Разные плаценты и разные домики (околоплодные мешки амнионы) для малышей. Дизиготные — всегда разнояйцевые близнецы.

Монозиготные близнецы (монозиготная двойня) — может быть:

  • монохориальная моноамниотическая — одна плацента и один домик на двоих. Вероятность появления примерно 1% от всех монозиготных.
  • монохориальная диамниотическая — одна плацента и один домик с перегородкой, т.е. две разные квартирки. Вероятность появления 70-80% от всех монозиготных.
  • дихориальная диамниотическая – аналог дизиготных близнецов. Вероятность появления 20-30% от всех монозиготных.

Монозиготные — всегда однояйцевые близнецы

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Вопрос касается того, как называть и определять биологические особенности нескольких организмов, рожденных от человека.

Начнем с того, что близнецами называются дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов через непродолжительное время друг за другом. Такие дети называются близнецами вне зависимости от того, являются они гомозиготными (однояйцевыми) или гетерозиготными (два генетически и внешне разных ребенка).

Двойняшки — два близнеца. Номинация в этом случае зависит от количества плодов в беременности: двойняшки, тройняшки. Реже — четверняшки. Слова четверняшки, пятерняшки, шестерняшки и так далее кажутся ошибочным, поскольку язык отражает реальность, а в реальности многоплодная беременность человека чаще всего ограничивается двумя плодами. Четыре, пять, шесть и более близнецов — большая редкость, поэтому язык будто бы не нуждается в слове для этого объекта, то есть употребление такого слова не отличается частотой воспроизведения.

Соответственно, близнецов не всегда можно назвать двойней , поскольку их может быть больше двух, но двойня — это всегда близнецы : обычных сестер, братьев или брата и сестру двойней назвать нельзя.

Несмотря на такое словарное разграничение, есть сложившееся употребление этих слов в еще одном значении.

Говоря о двух детях, рожденных одновременно, и пытаясь выяснить, о каком типе близнецов идет речь, люди выбирают для разделения гомо- и гетерозиготных близнецов слова двойня и близнецы в качестве противопоставленных понятий.

Гомозиготные близнецы — идентичные, у них один на двоих общий генотип. Гетерозиготные близнецы — два разных ребенка с разными генотипами, развивающиеся в разных яйцах одновременно. Именно для того, чтобы понять, о каком типе идет речь, люди используют слова двойня и близнецы , если детей двое.

Часто можно услышать «они не близнецы, а двойня ». То есть близнецами называют детей, которых можно перепутать (общий генотип = одна на двоих внешность), а двойней тех, что родились вместе, но являются при этом совершенно разными людьми, — такие же дети могли родиться с разницей в 10 лет.

Последний случай — не словарная фиксация, а сложившаяся речевая практика и наблюдение за языком, поэтому не следует воспринимать это разъяснение как правило.

Итак, близнецов не всегда можно назвать двойней , но двойня — это всегда близнецы .



Просмотров