Билль о правах 1689 г появился. Юридические аспекты «славной революции

Славная революция (англ. GloriousRevolution) - принятое в историографии название государственного переворота 1688 в Англии, в ходе которого сторонники Парламента свергли короля ЯковаIIСтюарта с помощью голландской армии во главе со штатгальтером ВильгельмомIIIОранским, который стал королем Англии в совместном правлении со своей женой МариейII, дочерью ЯковаII. Данное событие также встречается в исторической литературе под названиями «Революция 1688 года» и «Бескровная революция» (такое название, однако, отражает только переход власти в Англии, и не учитывает войну в Ирландии и Шотландии).

В результате революции абсолютная монархия в Англии была заменена конституционной (см. Билль о правах 1689). Кроме того, прекратилась дискриминация протестантов и началась дискриминация католиков (они, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса)

законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате «Славной революции» - одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём впервые было закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

приостанавливать действие законов либо их исполнение;

устанавливать и взимать налоги на нужды короны;

формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Гражданам были гарантированы следующие права:

свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);

свобода подачи петиций королю;

свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;

свобода слова в Парламенте;

свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам («Звёздная палата» и «Высокая комиссия»).

Некоторые акты Якова IIбыли явным образом названы и отменены. Побег ЯковаIIиз Англии признавался отречением от трона, ВильгельмIIIОранский и его жена МарияIIпризнавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

Ограничения монархии и закрепление основных прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

«Билль о правах» определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и фи-нансовой политики, Билль провозгласил незаконным:


· приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента;

· взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента.

Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в пар-ламент, право обращения под­данных с петицией к королю.

«Славная революция» 1688-1689 гг. и оформление конституционной монархии в Англии.

Яков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было восстановлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозны­ми нарушениями и был упразднен.

Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуа­зией и джентри, привела к кратковременному объедине­нию вигов и тори. Произошелдворцовый переворот 1688 г. , названный «Славной революцией» , с целью замены Якова II более "удобным" монархом. В результате Якова II был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого "всемогущему Богу угодно было сделать до­стославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти".

«Славная революция» завершила оформление компромисса между фак­тически господствующей в важных сферах жизни общест­ва буржуазией и официально правящей земельной аристо­кратией. Политическая власть в центре и на местах остава­лась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы проч­ного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой англий­ской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разно­гласия между этими силами не должны были носить "прин­ципиального" характера, способного нарушить такое согла­шение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной мо­нархии, получившей закрепление в двух актах парламента:

· Билле о правах 1689 г.;

· Акте об устроении 1701 г.

· XVII век в истории стран Западной Европы стал эпохой кризиса, охватившего большинство стран. Хозяйственная жизнь находилась в состоянии депрессии. В области социально - политической, многие страны были охвачены массовыми движениями. В этих условиях английская буржуазная революция XVII века была началом новой эпохи. Она сформулировала принципы нового буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно - политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.

· Политический и экономический облик общества предреволюционной Англии определяли два хозяйственных уклада: новый - капиталистический и старый - феодальный. Ведущая роль принадлежала первому укладу. По сравнению с другими европейскими странами Англия намного быстрее продвигалась по капиталистическому пути. Нарождающаяся буржуазия оказывала поддержку абсолютной монархии лишь до тех пор, пока та шла на уступки буржуазному развитию страны, Когда же абсолютизм превратился в тормоз на пути социально-экономических преобразований, он лишается этой поддержки, буржуазия
становится в оппозицию к короне. Сужение социальной базы абсолютизма происходило еще и потому, что "новое дворянство" все решительнее смыкалось с этой позицией.

· Между тем, английский абсолютизм, вступив в нисходящую фазу кризиса и
упадка, все теснее привязывал свою внутреннюю и внешнюю политику к интересам узкого слоя придворной и частично провинциальной знати. В ответ,
заседавшая в парламенте буржуазия, отказывает короне в денежных средствах.

· Таким образом, противостояние переросло в парламентский конфликт. В
1614 году парламент был распущен до срока, четыре его члена посажены в
тюрьму. На напоминание о "правах парламента" король ответил, что есть только
милости, которые могут быть даны или отобраны. Король собственноручно
вырывает из парламентских протоколов страницу с протестом, расправляется с
вождями оппозиции.

· Особо памятной стала парламентская сессия 1628 года. Едва собравшись,
парламент принимает "Петицию о праве", содержащую идею конституционной
монархии: никаких налогов без парламента, никаких средств иначе, как по закону,
отмена всех и всяких чрезвычайных судов (ст. 10). В содержании Петиции
обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция в противовес абсолютистским
притязаниям короны выставляет древние исконные свободы и привилегии, ратует за их восстановление, а не за установление новых порядков.

· Король Карл 1 нехотя утвердил Петицию, она стала законом, хотя было ясно, что монарх не собирался ее придерживаться. Конфликт продолжался. В марте 1629 года нижняя палата парламента открыто высказала неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию. "Бунтовщики" заявили, что всякий, кто введет новшество в религию, кто "побудит налагать и взимать" пошлины, не утвержденные парламентом, кто добровольно внесет и уплатит такого рода пошлины, должен быть признан "предателем вольностей Англии и врагом отечества".

· В ответ на революционную акцию Карл I распускает парламент, с тем, чтобы не собирать его вовсе. Беспарламентское правление продолжалось до 1640 года. Это были годы полного произвола королевской власти. Внешние неудачи в Шотландии и недостаток средств вынудили короля созвать парламент, а затем снова его распустить, так как вместо рассмотрения вопроса о выделении средств, палата общин приступила к рассмотрению политики короля, в годы единоличного правления.

· Поняв, что без парламента не удастся выпутаться из военного и
политического кризиса, король в ноябре 1640 года собирает новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 года.

· С деятельностью Долгого парламента начинается первый этап революции: конституционный. Он продолжался с 3 ноября 1640 года до 22 августа 1642 года. Затем последовала первая гражданская война (1642 - 1646); этап борьбы за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649 гг.); индепендентская Республика (1649 - 1653 гг.). Органическим продолжением последнего этапа революции стал режим военной диктатуры, известный под названием протектората Оливера Кромвеля (1653 -1658 гг.).

· Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: Трехгодичный акт, предусматривающий созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе, как по его собственному решению. Таким образом, полномочия Долгого парламента становятся бессрочными.

· Летом 1641 года парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма - Звездную палату и Высокую комиссию, юридически оформляя эти действия Актом о ликвидации чрезвычайных судов.

· Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента (22.06.1641г.). Провозглашается независимость судей от парламента и их несменяемость (1.06.1642г.).

· 1 декабря 1641 года парламент принимает "Великую ремонстрацию", в которой была изложена программа классов - союзников в революции. "Ремонстрация " начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством со стороны " злонамеренной партии", которая стремилась изменить религию и государственный строй Англии. Именно действиями этой партии объяснялась война в Шотландии, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В "Ремонстрации" выдвигались требования об удалении из палаты лордов епископов, об уменьшении их власти над подданными. С этой целью предлагалось провести полную реформацию церкви.

· Многие статьи " Ремонстрации " посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Ряд статей говорит о невозможности впредь произвола во взимании налогов. Палата общин утвердила этот документ большинством всего в несколько голосов, что говорило о глубоких расхождениях в самом парламенте по вопросу о необходимости перемен.

· Историческое значение всех принятых Долгим парламентом документов состояло в том, что они были направлены на ограничение королевской власти и утверждение конституционной монархии.

· В отчаянной попытке остановить революцию король является в нижнюю палату парламента с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу. Тогда Карл I удаляется в Оксфорд (50 км от Лондона). Возникают одновременно два правительства - в Лондоне и Оксфорде. "Конституционный период" революции и "бумажная война" первой половины 1642 года завершилась 22 августа 1642 года.

· Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создает армию парламентскую. Первоначальные неудачи парламентской армии заставили реформировать ее по плану, предложенным О.Кромвелем. В результате реформы была создана армия, которая стала называться "новой моделью". Солдаты набирались из людей разного происхождения, армия стала регулярной и подчинялась единому командованию, выдвижение на командные должности было доступным всякому способному человеку, независимо от происхождения.

· О. Кромвель был индепендентом, - в это течение вошли представители средней и мелкой буржуазии. Второе течение – пресвитерианство, куда входили крупная буржуазия и земельная аристократия. Кромвель обеспечил руководящую роль в армии руководителям индепендетских общин. Для устранения от военного руководства аристократов был принят "Билль о самоотречении", согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии. Исключение было сделано лишь для Кромвеля.

· В 1645 году королевские войска потерпели окончательное поражение, а король бежал в Шотландию, откуда в 1646 году был выдан парламенту. Еще раньше парламентскому правительству удалось урегулировать религиозный конфликт с Шотландией. В так называемый конституционный период крупные землевладельцы, связавшие свою судьбу с Долгим парламентом, и крупная буржуазия, стоявшая у власти, добились законодательного закрепления своих экономических интересов. Первые превратили свои феодальные земельные владения в буржуазную собственность, исключив возможность конфискаций и перераспределений (Ордонанс от 24.02.1646 г.). Буржуазия узаконила отмену феодальных монополий и свободу предпринимательства, было отменено государственное регулирование заработной платы наемных рабочих, чем определилось возможность для ее дальнейшего снижения.

· Естественным результатом этих акций стало стремление земельной
аристократии и парламентских верхов к прекращению революции путем
переговоров с королем. Планом пресвитериан противостояла армия, руководимая Кромвелем и его сторонниками. Руководство армии пошло на временный союз с левеллерами (уравнители - их идеал буржуазно-демократическая республика).

· Левеллеры выработали и предложили индепендентской верхушке (грандам) так называемое Народное соглашение. В одном из своих вариантов (1647 г.) оно заключало в себе требование: роспуска Долгого парламента, избирательного права для мужчин (независимо от имущественного ценза); двухлетнего срока полномочий парламента (высшей власти в государстве); равномерного представительства в парламенте в зависимости от численности населения; равенства всех перед законом.

· Не разделяя принципов "Народного соглашения" Кромвель и "гранды" были вынуждены пойти на уступки левеллерам: компромиссный вариант "Народного соглашения" был представлен парламенту.

· Весной 1648 года вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и просвитерианами. В декабре этого же года армия Кромвеля оккупирует Лондон и проводит чистку парламента (чистка Прайда). Оставшиеся в парламенте члены образовали послушное индепендентам "парламентское охвостье".

· В том же декабре в палату общин был внесен законопроект о суде над королем. Его обвиняли в нарушении законов, развязывании войны против собственного народа и т.п. Лорды (т.е. часть верхней палаты, которая осталась в Лондоне) единогласно отвергли этот билль. Тогда нижняя палата принимает (4.01.1649 г.) примечательную резолюцию, как по теоретическому содержанию, так и по практическим результатам. Суть ее в признании верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще, в т.ч. и над королем:

· 1. Народ, находящийся под властью бога, есть источник всякой справедливой власти.

· 2. Избранная народом палата общин имеет высшую власть в государстве.

· 3. То, что палата общин объявит законом, то и будет таковым, несмотря на возражения лордов и короля".

· После казни короля 30 января 1649 года парламент объявил Англию республикой. Высшим исполнительным органом стал Госсовет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, осуществление управления вооруженными силами, установление налогов и т.п.

· Было принято также постановление палаты общин об упразднении палаты лордов. Акт об объявлении Англии республикой, в частности, гласил: "Настоящим парламентом на основании принадлежащей ему власти объявляется и узаконивается, что народы Англии и всех территорий владений, к ней принадлежащих, являются, будут и данным актом учреждают, образуют и основывают свободную Республику, и отныне они будут управляться в качестве свободной Республики, без какого бы то ни было короля и без палаты лордов органом верховной власти страны - представителями народа в парламенте, и теми лицами, которых парламент назначит и уполномочит быть во имя блага народа должностными лицами и министрами под своим началом"*.. Господствующее положение в стране заняли буржуазия и новое дворянство. Их интересам была подчинена внутренняя и внешняя политика.

· Обязанная своим установлением народным массам, республика ничего не сделала для них, что и предопределило ее гибель.

· Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. В 1653 году он разгоняет парламент. В конце этого же года вводится конституция, получившая Название "Орудие управления" и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

· Согласно новой конституции высшая законодательная власть была
сосредоточена в руках лорда - протектора и парламента, который был
однопалатным. Для участия в выборах был установлен высокий имущественный ценз (в сто раз выше, чем до революции).

· Высшая исполнительная власть вручалась лорду протектору совместно с Госсоветом. Назначение его членов зависело от лорда-протектора. Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, закрепив таким образом его личную диктатуру.

· Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Госсовета он
назначал по своему усмотрению. В 1657 году была восстановлена верхняя палата парламента. Местное управление было сосредоточено в руках кромвелевских генералов, так называемых генерал-майоров.

· С формально-юридической стороны конституция Кромвеля соединила в себе три принципа: демократический (парламент); монархический (лорд - протектор) и аристократический (Госсовет). В действительности же "Орудие управления" создало личную диктатуру. По своей сути это была диктатура буржуазии и нового дворянства. С этого времени начинается обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 году ускорила события.

· В 1659 году остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 году на престол Карла II - сына казненного короля. Король при вошествии на престол издал "Брестскую декларацию", в которой обещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать никого, кто боролся против короля. Однако, эти обещания были нарушены.

· Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней
избирательной системы прежней палаты лордов и пр. Карл II
и наследовавший ему брат Яков, не сознавая значительности революционных перемен, питали надежды на возвращение к старым порядкам.

· В эти годы в Англии начинается деятельность двух политических партий: одна из них, именовавшаяся тори, объединяла приверженцев короля. Вторая партия - виги - представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.

· Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. В стране существовали не столько члены партий, сколько их сторонники. Переход от одной группировки к другой был обычным делом.

· Возникновение партий положило действительное начало буржуазной двухпартийной системы, а в более узком смысле двум и ныне существующим партиям Англии: консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги).

· В 1679 году вигам, победившим на парламентских выборах, удалось провести знаменитый Наbеаs Соrриs Act (Хабеас Корпус акт) или "Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточения за морем". Этот акт существенно ограничил произвольные аресты и установил определенные гарантии неприкосновенности личности. Историческое значение Хабеас корпус в том, что в нем содержится определение правового положения лица, находящегося под стражей, т.е. в предварительном заключении. Устанавливается такой порядок, при котором арестованному предоставляется письменный приказ об аресте, выданный судом. Суд, проверяя по заявлению заинтересованных лиц, основания ареста, решал вопрос о пребывании лица под стражей или его освобождали под залог. Таким образом, Хабеас Корпус акт представляет собой юридическую гарантию личной неприкосновенности британских поданных.

· Положительное значение закона 1679 года несомненно, поскольку он заключал в себя требование возможно более скорого уголовного суда и некоторых гарантий против неправосудных арестов.

· При этом, для правильной оценки акта 1679 года важное значение имеют три обстоятельства:

· 1. Неопределенность английского понятия «государственной измены» и
"тяжкого уголовного преступления" (на этих лиц не распростанялось
действие акта);

· 2. Право парламента приостанавливать действие закона 1679 года

· (народные волнения или военные действия);

· 3. Сугубо классовый характер денежного поручительства.

· Учитывая откровенную антибуржуазную политику нового короля Якова II, тори и виги, на время объединившись, совершают в 1688 году так называемую "Славную революцию". В результате этого события на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландцев Вильгельм Оранский. С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

· Новый король при вступлении на престол подписал "Декларацию о праве", ставшую в последствии "Биллем о правах". Главное значение этого документа в утверждении верховенства парламента в области законодательства. Король не вправе без согласия парламента приостанавливать действия законов, освобождать кого-либо из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Выборы в парламент должны быть свободны. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений, преследования за выступления в парламенте запрещалось.

· Билль о правах определяет положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства и проводит, правда не очень четко, границу между властью исполнительной и законодательной.

· В 1701 году принимается еще один важнейший конституционный закон Англии. Это "Акт об устроении" или "Закон о престолонаследии".

· Наиболее важное значение для развития конституционного строя Англии имели следующие два положения:

· - установление принципа контрассигнатуры, согласно которому акты,
издаваемые королем действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра;

· - установление принципа несменяемости судей без ведома парламента (раньше сместить судью мог король).

· Это положение имело большое значение для развития английской
конституции, т.к. провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

· Таким образом, в ходе законодательного процесса произошло претворение в жизнь конституционного принципа разделения властей, хотя и недостаточно последовательно.

· Итак, к началу XVIII века в Англии были приняты три важных
конституционных закона (Хабеас Корпус акт. Билль о правах, Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами, важную часть английской конституции составляют неписаные условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII веке. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров, формирование правительства из партии, победившей на выборах, коллегиальная ответственность кабинета министров, отказ короля от права вето.

· В конституционном развитии Англии в XVIII веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. В течение этого периода кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Такое правительство стало называться "ответственным правительством".

· В 1831 году палата общин приняла билль об избирательной реформе, но
лорды отвергли его. В ответ на это в стране поднялась волна революционных выступлений и в 1832 году лорды были вынуждены уступить и утвердить билль о реформе.

· До ее принятия основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) "выбирали" мелкие города и деревеньки - (некоторые из них назывались "гнилыми"), "местечки" в разное время и по разным причинам получившие эту привилегию. Лондон со своим полумиллионным населением посылал в парламент четырех депутатов, а графство Корнуэлс (165 тыс. нас.) 44 депутата.

· Реформа 1832 года, как и все английские реформы не может быть названа радикальной о чем свидетельствуют ее главные установления:

· - а) 56 местечек были вовсе лишены представительства в парламенте;

· - 6) еще 30 местечек довольствовались сокращением числа депутатов;

· - в) освободившиеся 146 мест были отданы 66 городам, 65 графствам, 15 - Шотландии, Ирландии, Уэльсу;

· - г) городским избирателем делался тот, кто имел в собственности или
арендовал дом, склад, контору, лавки и т.п., что приносило 10 фунтов
чистого годового дохода (годовой заработок рабочего - 5 фунтов);

· - д) избирательным правом в графствах наделялись земельные
собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтов
стерлингов в год и краткосрочные - с доходом в 50 фунтов стерлингов.

· Таким образом, править Англией уполномочивался собственник. Число избирателей достигло 376 тысяч человек вместо прежних 247 тысяч. Правом голоса была наделена 1/22 часть населения (12 млн.).

· Главным итогом реформы 1832 года было то, что она была новым
вариантом старого компромисса между земельной аристократией и крупной буржуазией. Однако, на этот раз буржуазия, в т.ч. промышленная, была признана господствующим классом и в политическом отношении.

· Важным последствием реформы стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли в современной обстановке всякий смысл, и поэтому тори превратились в консерваторов, а виги - в либералов. С течением времени либерализм и консерватизм стали названиями мощных политических течений, ознаменовавших собой целую полосу развития буржуазного общества и государства.

· Изменилась и структура партий. После принятия реформы появилась регистрация избирателей, составление избирательных списков. Эти функции взяли на себя вновь созданные партийные организации, появилось понятие постоянного партийного членства.

· Реформа 1832 года дала толчок преобразованию центрального госаппарата. В министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие свое значение. Было значительно упрощено военно-морское министерство. В это время происходит возвышение МВД и министерства торговли.

· Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в результате которой были созданы "советы городов", управлявшие городским имуществом, полицией. Положение в графствах и приходах не изменилось, там, по прежнему, царило самоуправство мирового судьи и помещика.

· 30-40-ые годы XIX века вошли в историю Англии под знаком упорной борьбы чартистов за всеобщее избирательное право, за ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог стать всякий достойный человек.

· Экономический кризис 1866 года обострил политическую ситуацию в Англии и в этих условиях избирательная реформа стала неизбежной. Избирательный закон 1867 года состоял из двух частей: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз.

· Первое принесло мало изменений. Львиная доля мандатов отнятых у "гнилых местечек" досталась графствам (30 из 53). Крупные города, по прежнему, посылали ничтожное число депутатов - 34 из 650.

· В сельской местности (в графствах) избирательное право получал всякий достигший совершеннолетия мужчина, если он был собственником или арендатором дома, приносившего годовой доход в размере 12 фунтов (ст.6).

· В городах избирательное право было предоставлено всякому
совершеннолетнему мужчине, занимавшему в течение года до выборов квартиру, за которую уплачивалось 10 фунтов арендной платы (ст.4). Это нововведение могло играть роль для Лондона и немногих крупных городов.

· Третье, самое существенное новшество коснулось так называемых местечек. Закон предоставлял здесь право голоса и всякому такому нанимателю небольших квартир, - независимо от арендной платы, - который будучи совершеннолетним мужчиной уплачивал "наравне с другими постоянными жильцами дома", так называемый налог на бедных (ст. 3).

· До 1867 года квартиросъемщики уплачивали налог через домохозяина и только он считался "налогоплательщиком". Реформа делала "налогоплательщиком всякого, кто уплачивал налог", и тем самым расширяла круг избирателей. Количество избирателей в графствах выросло наполовину, в местечках на 200 %. Новый миллион голосов составился из ремесленников, мелкой буржуазии, квалифицированных рабочих.

· Обе буржуазные политические партии постепенно набирались опыта. Исчезли страхи перед массовым избирателем. Оказалось, что одно только расширение избирательного права при сохранении в руках правящих партий монополии на выдвижение кандидатов и на их протаскивание в парламент, для чего нужны не малые деньги, не угрожает существенным изменением состава парламента.

· По этой причине третья избирательная реформа, проведенная в 1884 – 1885 году прошла с меньшим волнением. По закону 1884 года имущественный ценз в городах был отменен, в графствах право голоса получили мелкие арендаторы. В результате число избирателей увеличилось вдвое.

· Закон 1885 года произвел новое перераспределение мест: 105 местечек, имевших менее 16 тысяч жителей лишились представительства; города с населением менее 57 тысяч жителей получили по одному месту; более значительным городам число мандатов было увеличено. Города и графства были разделены на округа (54 тысячи жителей), выбиравшие по одному депутату.

· Реформа 1884 - 1885 года не устранила существенных недостатков
избирательной системы. Сохранялась диспропорция между числом мандатов и числом избирателей. Лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов. В тоже время значительное число населения избирательных прав не имело. Сложным был порядок регистрации избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не получали вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не получали абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство.

· Новое увеличение мандатов получили промышленные города. Буржуазные депутаты составляют уже значительную массу членов палаты общин. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу. Однако, преобладающее положение перешло к буржуазии.

· Во второй половине XIX века кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим исполнительным органом власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Эта тенденция была обусловлена рядом обстоятельств.

· Верховенство парламента утверждалось в то время, когда социальная база его была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасения вручать всю полноту законодательной и контроль над исполнительной властью. Реформа 1867 года предоставила возможность новым элементам влиять на парламент. Это обстоятельство заставило господствующие классы подумать о сужении полномочий парламента, которые могли быть использованы в интересах демократии.

· Кроме того, медлительность парламента не позволяла решать оперативные задачи государственного управления, связанные с бурным экономическим развитием страны.

· С 1887 года было введено правило закрытия прений, появились и другие способы прекращения дискуссии («гильотина», «кенгуру-гильотина»).

· "Предварительный вопрос" - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений (если спикер не возражал против этого предложения, вопрос решался голосованием и принимался простым большинством).

· "Гильотина" - постановление, обязывающее спикера поставить
обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений.

· "Кенгуру - гильотина" - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики, отводить те поправки к законопроекту, которые он считает несущественными.

· В последние десятилетия XIX века закрытие прений практиковалось 35-50 раз в году.

· В результате парламентская дискуссия перестала существовать, а оппозицию в любую минуту можно было привести к молчанию. С 80-х годов не менее девяти десятых времени палаты общин бронируется за биллями исходящими от правительства. В результате законодательная инициатива членов оппозиции оказалась близкой к нулю. Но и депутаты большинства оказались ограниченными в своей возможности подвергнуть обсуждение деятельность правительства.

· Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, то есть кабинета министров. Он все более укреплялся в роли действительного законодателя, осуществлявшего кроме того руководство аппаратом управления. В результате основное условие английского парламентаризма – правило ответственности кабинета - потеряло свое значение. Парламент уступил ведущее место кабинету министров.

· По своему социальному составу палата лордов была оплотом аристократии и являлась по сути дела продолжением консервативной партии в парламенте. Поэтому, когда консерваторы оказывались в меньшинстве и терпели поражение по какому-нибудь важному вопросу, палата лордов пускала в ход свою сдерживающую функцию и обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался истинный смысл двухпалатной системы. Акт о парламенте 1911 года предусматривал, что всякий не финансовый билль, прошедший палату общины в трех последовательных сессиях и всякий раз отвергавший палатой лордов, после третьего раза идет на королевское утверждение, минуя палату лордов, если между вторым чтением и третьем чтением прошло не менее двух лет. Финансовые билли совсем не нуждались в согласии палаты лордов. Определял характер билля спикер палаты общин. Этим же актом устанавливалась продолжительность парламентской легислатуры в 5 лет.

· Реформу 1911 года нельзя объяснить лишь борьбой партий. Буржуазия не отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет министров, который в слабой нижней палате имел возможность полностью обеспечить ее интересы.

· В том же 1911 году было введено денежное вознаграждение членам палаты общин. В политической жизни Англии господствовали две крупные партии: либералов и консерваторов. Либералы представляли в основном интересы крупной, частично мелкой буржуазии, оказывая значительное влияние на верхушку рабочего класса.

· В 60 - 70-ых годах во всех избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, в них работали штатные чиновники. Новая система получила завершение после создания в 1877 году Национальной либеральной ассоциации. Консервативная партия до 80-ых годов уступала либералам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на земельных собственников, крупных фермеров и английскую церковь. С конца 70-ых годов она реорганизовалась по образцу либералов, создав в 1883 году национальный союз консервативных ассоциаций.

· Конец XIX века ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом тред-юнионов. В 1906 году была образована лейбористская партия Великобритании. Она представляла в сущности федерацию различных организаций тред-юнионов, независимой рабочей партии, социал-демократической федерации и других. Целью этой партии было проведение в парламент своих депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 году лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Постепенно партия превратилась в значительную силу, успешно конкурировавшую с либералами и консерваторами.

· Реформа местного управления в графствах, проведенная в 1888 году, заключалась в распространении на них системы самоуправления, созданной в городах в 1835 г. В графствах были созданы выборные советы, которым передавалась вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. В результате реформы местное самоуправление перешло из рук аристократии в руки буржуазии.

· Кроме того, вновь образованные графства самоуправления, т.н.
"административные графства", сменили исторически сложившееся деление Англии и Уэльса. Новые графства представляли собой города с населением более 50 тысяч человек. В городах с меньшим числом жителей сохранялись муниципальные советы, а их территории включались в "административные графства".

· Через шесть лет было радикально преобразовано управление в приходах, где создавались приходские собрания, участие в которых было доступно лицам, регулярно платившим местные налоги. Если число жителей в населенном пункте превышало 300 человек, то учреждался избираемый приходским собранием приходской совет.

· Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную реформу, в результате которой была упрощена система высших судебных учреждений. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

· Подверглись преобразованиям и ведомство лорд-канцлера, а также палата лордов - высшая судебная инстанция. "Закон об апелляционной юрисдикции" 1876 года вводил в судебную систему институт апелляционных лордов. Два таких лорда по апелляции считались членами верхней палаты парламента, до тех пор, пока они осуществляли свои полномочия. Позже они стали назначаться пожизненно и участвовали в работе палаты лордов, когда та функционировала в роли судебной инстанции.

«БИЛЛЬ О ПРАВАХ» 1689 года (англ. Bill of Rights) - один из конституционных актов Великобритании. Явился как бы юридическим оформлением «славной революции», закрепил победу крупной буржуазии и части земельной аристократии над феодальным королевским абсолютизмом. Принят парламентом в октябре 1689 года. «Билль о правах» резко ограничил прерогативы короля и заложил основы конституционной монархии. Король был лишен права приостанавливать исполнение законов и делать изъятия из их действия без согласия парламента. Были ликвидированы особые суды по церковным и иным делам («Звездная Палата» (Star Chamber) и "Высокая Комиссия" (High Commission), запрещено взимание каких-либо сборов в пользу и распоряжение короля без согласия парламента. «Билль о правах» предоставил подданным право обращения к королю с петициями, причем задержание и преследование за такие петиции признавались незаконными. «Билль о правах» запретил наложение чрезмерных штрафов и применение жестоких и необычных наказаний. Король лишался права производить набор постоянной армии и содержать ее в мирное время без согласия парламента. Наконец, «Билль о правах» установил порядок наследования престола. «Билль о правах», ограничив прерогативы короны и гарантировав права парламента, оформил классовый компромисс буржуазии и дворянства.

А. А. Мишин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Публикации: Конституции буржуазных государств Европы, М., 1957, стр. 174-83.

Билль о правах (англ. Bill of Right) в Великобритании конституционный акт , результат Славной революции 1688-1689 годов. Полное название: «Акт, провозглашающий права и свободы подданных и устанавливающий порядок наследования короны». Принят 13 февраля 1689 года парламентским конвентом. Состоит фактически из трех разделов:

1. Перечень злоупотреблений Якова II , который пытался «ниспровергнуть протестантскую веру, законы и вольности королевства», приостанавливал действующие законы, арестовывал англиканских прелатов, создал для ревизии церковных дел специальную комиссию, взимал налоги без согласия парламента, набирал и содержал в мирное время армию, разоружал протестантов и вооружал католиков, назначал, вопреки закону, католиков на государственные должности, препятствовал свободным выборам в парламент, использовал королевский суд для рассмотрения дел, находившихся в юрисдикции парламента, подбирал присяжных для судебных расправ над политическими противниками, требовал чрезмерных залогов за освобождение, применял несоразмерные наказания, распределял конфискованное имущество до вынесения приговора.

2. Яков II объявлен отрекшимся от престола, а престол вакантным. Вильгельм Оранский провозглашен «достославным орудием» Бога, освободившим королевство от «папизма и произвола» и собравшим парламент для упрочения «религии, законов и вольностей», дабы впредь они не подвергались «опасности ниспровержения». Вильгельм и его жена Мария провозглашены «пожизненными королями». Установлен порядок престолонаследия с оговоркой, что страной впредь не может управлять ни католик, ни состоящий в браке с таковым.

3. Перечислены «древние права и вольности». Королю запрещено без согласия парламента приостанавливать действие законов, взимать налоги, набирать и держать постоянную армию в мирное время. Запрещено учреждать комиссии для ревизии Англиканской церкви, требовать чрезмерных судебных залогов, применять чрезмерные штрафы и жестокие наказания, реализовывать конфискованное имущество до вынесения приговора. Подтверждены права: всех подданных - на петиции королю, на свободные выборы парламента и на рассмотрение своих дел в суде присяжных; протестантов - на владение оружием, депутатов - на свободные дебаты.

С. В. Кондратьев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 593.

Далее читайте:

Программа курса изучения истории Великобритании (методика)

Литература:

Айзенштат М. П. Британия Нового времени. М., 2007;

Томсинов В. А. Славная революция 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах. М., 2010;

Schwoerer L. G. The Declaration of Rights. 1689. Baltimore, 1981.

Законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате «Славной революции» - одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём впервые были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

приостанавливать действие законов либо их исполнение;

устанавливать и взимать налоги на нужды короны;

формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Гражданам были гарантированы следующие права:

свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);

свобода подачи петиций королю;

свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;

свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента.;

свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам («Звёздная палата» и «Высокая комиссия»).

Некоторые акты Якова II были явным образом названы и отменены. Побег Якова II из Англии признавался отречением от трона, Вильгельм III Оранский и его жена Мария II признавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

Ограничения монархии и закрепление основных прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

Акт об устроении

Акт о престолонасле́дии или Акт об устрое́нии (англ. Act of Settlement) - законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1701 году, лишивший католическую мужскую линию Стюартов прав на престол в пользу протестантки Софии Ганноверской и её потомков.

Полное название - «Акт о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных», Акт называют также «Билль…» или «Закон о престолонаследии в Англии». Это одна из частей британской Конституции - наряду с Хабеас корпус актом и Биллем о правах 1689 года.

Акт был принят в царствование короля-протестанта Вильгельма III Оранского, непосредственной преемницей которого была его свояченица Анна. Все дети Анны умерли в младенчестве или в детстве, последний, 11-летний герцог Глостерский, скончался в 1700 году. Эта смерть ставила неизбежный вопрос о дальнейшем престолонаследии, поскольку все ближайшие родственники дома Стюартов были католиками. Общественное мнение в Англии и Шотландии было категорически против занятия престола католиками: это могло привести к ликвидации завоеваний Славной революции 1688 года, тем более что ближайшим претендентом был единокровный брат Анны - сын изгнанного во Францию Славной революцией Якова II. В условиях Войны за испанское наследство живший во Франции претендент «Яков III» находился в лагере врагов Англии и пользовался поддержкой Людовика XIV.

В соответствии с Актом монархом в Англии (а затем, с 1707, и в Великобритании) могло быть только лицо, состоящее в евхаристическом общении с Англиканской Церковью. От престолонаследия отстранялись:

  • лица католического вероисповедания,
  • лица, вступившие в брак с католиками, а также
  • нисходящее потомство тех и других.

В соответствии с Актом после будущей королевы Анны от престола были последовательно отстранены:

  • её брат Яков (Старый претендент),
  • принцы Савойского дома - потомки Генриетты, герцогини Орлеанской, дочери Карла I,
  • принцы Пфальцского дома - потомки сыновей Елизаветы, дочери Якова I.

В соответствии с актом преемницей Анны была назначена её двоюродная тётка - самая младшая дочь Елизаветы Пфальцской - София Ганноверская, вдова протестантского ганноверского курфюрста Эрнста Августа. Но София умерла за месяц с небольшим до Анны, и на британский престол вступил её сын, ганноверский курфюрст Георг I. Таким образом, Великобритания вступила в личную унию с Ганновером под властью Ганноверской династии (Вельфов).

Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной осно­вой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсег­да верховенство парламента в области законодательной и финан­совой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались так­же права и свободы подданных (граждан и парламентариев), ко­торые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". В Билле о правах (перво­начально он назывался Декларацией прав) зафиксированы следующие положения:

· всякий закон и всякий налог исходят только от парла­мента;

· никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;

· запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";

· узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобо­да подачи петиций и др.;

· гарантируется регулярный созыв парламента;

· парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".

В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался изменен­ный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и коро­леве. Объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и тре­буемые" в Билле "пра­ва и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют до­стоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, призна­ваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вы­шеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполня­емы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявле­нии".

Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.

Акт о престолонаследии 1701 г. (Акт об устроении)

Акт об устроении 1701 г. , именуемый также Законом о пре­столонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодатель­ной и исполнительной власти:

·лица, вступившие на англий­ский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви;

·судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента;

·запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского минист­ра (с целью уменьшения влияния короны на деятельность палаты, это положение было вскоре отменено);

·все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соот­ветствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты;

·лишение короля права помилования своих ми­нистров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права:

·верховенство парламента в облас­ти законодательной власти;

·признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять во­енный контингент;

·принцип независимости судей.

Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемо­сти принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными.

Вместе с тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государствен­ный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, про­шедших через парламент, безраздельное право на форми­рование своего правительства и осуществление с его помо­щью своей политики. Представление о триедином парла­менте (король и две палаты) оставалось теоретически неиз­менным. Никакой ответственности перед парламентом ко­роль не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый каби­нет, который выделился из Тайного совета в составе колле­гии из 5-7 наиболее важных министров-советников коро­ля.

Так завершилось оформление английской конституционной монархии , которую стали называть, с учетом верховенства вла­стных полномочий парламента, также парламентарной монархи­ей. Ее основными особенностями можно считать:

·верховенство за­конодательного собрания (парламента) в системе взаимоотноше­ний трех властей (законодательной, министерской и судебной);

·ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом;

·независимость судей;

·судебный надзор за законностью арестов и лишением свободы граждан с возмещением причиненного морального и иного вреда с пользу самого пост­радавшего.

Юридические аспекты «славной революции»

английский революция гражданский парламент

Вступивший на престол в 1685 году, новый король Яков II открыто проводил антибуржуазную политику, чем вызвал недовольство в парламенте и тот, не смотря на то, что состоял преимущественно из сторонников короны тори, не стал его поддерживать.

В 1688 году тори и виги, временно объединившись, совершили дворцовый переворот с целью замены неугодного им Якова II более удобным монархом. Этот переворот впоследствии получил название «славной революции», т.к. она прошла практически бескровно. На английский престол был возведен штатгальер Нидерландов Вильгельм Оранский (этим парламент хотел обеспечить Англии союз с Голландией против Франции), Яков II с сыном бежал из страны во Францию.

Если главным результатом английской революции середины XVII века было существенное освобождение экономики от пут феодальных институтов, создание условий для ее капиталистического развития, то вопрос о характере политической власти решался в ходе Славной революции. Политическое устройство периода реставрации носило характер "промежуточный", являясь, по сути, попыткой возвращения к дореволюционным порядкам с незначительными изменениями, учитывавших произошедшие перемены. Если в период правления Карла II, благодаря характеру монарха, удавалось сохранять относительное равновесие всех сил, то при Якове II их баланс был нарушен.

«Славная революция», по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей буржуазией и официально правящей земельной аристократией, который заключался в том, что политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в стране конституционной монархии. Это был закреплено в двух актах парламента - Билле о правах 1689 года и Акте об устроении 1701 года.

2.1 Билль о правах 1689 года и его юридическое значение

Новый правитель Англии Вильгельм Оранский был женат на дочери Якова II, принцессе Марии, вместе с которой и был облечен королевскими регалиями.

Коронация происходила в Вестминстерском аббатстве 11 апреля 1689 г. Парламент, уже работавший к этом времени уже почти три месяца, получил чрезвычайные полномочия и был назван конвентом (учредительным собранием), где прежний король Яков второй и был объявлен отрекшимся от престола. Лорды в Парламенте придумали нехитрый, но действенный механизм для упрочения своей власти. В качестве части присяги будущего короля и королевы, была включена фраза о том, что они должны соблюдать принимаемые парламентом законы. Тут же был зачитан освещенный ниже Билль о правах. Вильям Оранский, выслушав чтеца, ответил: "Мы с благодарностью принимаем то, что вы нам предложили."

Таким образом, король согласился повиноваться закону и в своих действиях руководствоваться решениями Парламента. Формально Билль был принят Парламентом после коронации. Когда король и королева подписали его, это ознаменовало собой конец торжества идеи божественного права королей. С этого момента в Англии официально было положено начало такой форме правления, как конституционная монархия.

Билль о правах 1689 года, установив верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики, стал долговременной основой английского конституционализма. В литературе имеется точка зрения, согласно которой в итоге «Славной революции» Биллем о правах была юридически закреплена форма правления дуалистической монархии (см. С.П.Александрова «Окончательное утверждение дуалистической монархии в Англии «Биллем о правах» и «Актом об устроении» (Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ)

"Билль о правах" состоял из трех частей. В первой перечислялись поступки Якова II, вызвавшие недовольство народа, и говорилось о его бегстве из страны. Во второй - о вмешательстве Вильгельма Оранского, возведении на престол Вильгельма и Марии, их согласии на условия, выдвинутые парламентом. Последний раздел содержал изложение "древних прав и вольностей".

В «Билле о правах» были закреплены ограничения прав монарха в пользу парламента. По этому документу король не имел права:

1) приостанавливать действие законов либо их исполнение («Никто, кроме парламента не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие»);

2) устанавливать налоги на нужды короны и взимать их на более значительное время или иным способом, чем это разрешено парламентом;

3) формировать и содержать постоянную армию в мирное время, если на это нет согласия парламента;

4) длительное время как не созывать парламент, так и не распускать его (в Билле содержалось указание на то, что парламент должен созываться достаточно часто). Впоследствии был принят Трехгодичный акт (1694 г.), установивший, что парламент должен собираться каждые три года и продолжительность его работы составляет три года.

Полное официальное название «Билля о правах» - «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование короны». Поэтому значительное место в этом документе провозглашение ряда неотъемлемых прав и свобод подданных королевства:

Свобода выборов в парламент от вмешательства короля (в то время такое право было предоставлено только состоятельным гражданам);

Свобода слова в парламенте и свобода парламентских процедур («Никакие слушания в парламенте не могут быть основанием для привлечения к ответственности в суде и не могут быть подвергнуты сомнению за пределами парламента» - парламентский иммунитет);

Права обращения с петициями к королю и незаконность преследования судом за подачу таких прошений;

Недопустимость требования чрезмерных налогов, штрафов, «жестоких и необычных наказаний»;

Свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. Под. Ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой, М., 1996, сс. 32-33..

В «Билле о правах» объявлялось и узаконивалось, что «подтверждаемы и требуемые» в Билле «права и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, признаваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявлении».

Четыре статьи «Билля о правах» были направлены на совершенствование судебной системы. Во-первых, были ликвидированы особые суды по церковным и политическим правам (суд Высокой комиссии). Во-вторых, была запрещена конфискация имущества арестованных до окончательного рассмотрения их дела судом присяжных. В-третьих, устанавливалось, что присяжные должны включаться в списки и призываться к участию в рассмотрении дел «надлежащим образом», что должно было способствовать пресечению злоупотреблением правительства в подборе правительством присяжных заседателей.

Таким образом, можно констатировать, что «Билль о правах» сыграл важную роль в развитии правовой системы Англии. Он стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека, закрепившим верховенство парламента в области законодательства и переход к такой форме правления в стране, как конституционная монархия В.А.Томсинов. «Английский Билль о правах 1689 года: политико-правовой комментарий».



Просмотров