Беспилотные летательные аппараты законодательство. Закон о беспилотниках в России: всем нельзя всё

Последнее обновление: 23.08.2018

Регистрация квадрокоптера в 2018 году.

Как зарегистрировать квадрокоптер в России пошаговая инструкция.

В России вводится обязательная регистрация беспилотников. Речь идет о том, что с 5 июля 2017 года необходимо будет регистрировать беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов до 30 килограммов.

Внимание!

Запущен процесс тестирования системы учета беспилотных воздушных судов

Процесс получения разрешения на полеты в фотографиях в конце

Обновление!

Формируем карту запретных зон для полетов на квадрокоптерах

Соответствующие изменения внесены в Воздушный кодекс. Заниматься регистрацией БПЛА будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

В августе глава департамента программ развития Министерства транспорта заявлял о планах ведомства заняться регулированием всех видов беспилотников на территории государства. Тогда против введения учета беспилотных транспортных средств выступили некоторые участники рынка.

Квадрокоптер - летающий робот с четырьмя и более моторами, позволяющий осуществлять пилотирование и (или) видеосъемку в воздухе. Сегодня это устройство используют многие телекомпании и простые пользователи.

Порядок регистрации дронов (квадрокоптеров)

Регистрацией займется ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. Чтобы пройти эту процедуру, собственник беспилотника должен будет зарегистрироваться на едином электронном портале оператора системы учета. Будет установлен срок, в течение которого он должен это сделать. При этом надо будет указать персональные данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, почтовый и электронный адрес и другие сведения).

После этого на электронную почту владельца беспилотника придет уведомление об учете воздушного судна. Затем по месту жительства «внешнего пилота» по почте придет учетный опознавательный знак. Он крепится на корпус аппарата. Это будет специальная радиочастотная (RFID) метка. С ее помощью коптер станет распознаваемым на расстоянии до 300 метров.

Радиометки крепятся на корпус устройства при регистрации, позволяют считывать информацию о беспилотнике и его владельце. Данные, полученные от БПЛА, обрабатываются с помощью специального ПО, становятся доступными оператору считывающего прибора.

Процедура учета будет проводиться бесплатно.

Владельцы дронов массой меньше 250 граммов по-прежнему могут пользоваться ими без регистрации.

До вступления в силу постановления о порядке регистрации беспилотных летательных аппаратов никаких правовых последствий для владельцев коптеров и других беспилотных летательных аппаратов весом до 30 килограммов не наступит. Ими можно владеть, их можно запускать, но при условии наличия разрешения на полет.

Что касается беспилотников тяжелее 30 килограммов, то их учет регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Он вступил в силу с 30 марта 2016 года. Регистрацией таких коптеров занимается Росавиация. Заявку в территориальное управление ведомства можно подать лично, через законного представителя, почтой или через курьера. К заявлению следует приложить квитанцию об оплате госпошлины (она составляет 350 рублей) и правоустанавливающие документы на беспилотный аппарат. Рассмотрение займет десять рабочих дней, затем ведомство либо зарегистрирует беспилотник, либо откажет в этом с обоснованием ответа. Важно, что владелец беспилотного аппарата весом от 30 килограммов может быть лишен «авиаправ» из-за судимости или употребления наркотиков.

Заявку на регистрацию дрона можно будет направить через интернет. Постановка на учет БПЛА обойдется его владельцу примерно в 200-300 рублей, а это сопоставимо с ценой RFID-метки. Процесс регистрации дронов весом не меньше 30 килограмм будет почти таким же, как и постановка на госучет гражданских воздушных судов. Владелец авиатехники, к примеру, может быть лишен права управлять БПЛА из-за судимости или привязанности к наркотическим средствам.

Как получить разрешение на полет дрона

Однако одной только регистрацией коптера не обойтись. Сегодня воздушное пространство над Москвой частично закрыто, а значит, для того чтобы запустить аппарат, нужно специальное разрешение. Чтобы его получить, надо подать заявление в городской Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции.

В заявлении юридическим лицам следует указать полное наименование организации, организационно-правовую форму, ОГРН, ИНН, адрес, фамилию, имя и отчество руководителя. Физические лица должны указать фамилию, имя и отчество, номер СНИЛС, место жительства, данные паспорта, номер контактного телефона и адрес электронной почты.

Также в обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер, шумовые характеристики, количество двигателей. Кроме того, надо представить данные свидетельства о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). Вместе с запросом следует предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя.

После этого заявка будет направлена на согласование в Генеральный штаб, Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление Федеральной службы безопасности России по Москве и Московской области, Главное управление Министерства внутренних дел России по Москве, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы, ГУП «Мосгоргеотрест».

Процедура займет не более 24 рабочих дней. Получить ответ можно лично, по почте и через законного представителя.

Почему власти вводят процедуру регистрации дронов:

  • дроны, часто в руках непредусмотрительных пилотов, не замечающих либо не умеющих управлять квадрокоптерами, сталкиваются с линями электропередач, ветками деревьев, зданиями и как результат - падение на имущество и людей.
  • средний дрон при столкновении с человеком может легко нанести серьездные увечья и повреждения (шея, глаза, лицо и т.д.), также лопасти винтов квадрокоптеров легко могут повредить провода на зданиях, стекла и иное оборудование, размещенное на внешних сторонах строений.
  • виновные лица должны быть установлены и привлечены к ответственности благодяря RFID-меткам.
  • контролирующие органы смогут привлекать к ответственности владельцев дронов при их несанкционированном использовании в местах массового скопления людей (праздники, концерты, митинги и т.д.)
  • контроль использования дронов с целью видеонаблюдения и видеозаписи, где это запрещено.
  • контроль использования дронов в качестве транспортировки грузов.
  • больше число жалоб людей на неадекватных пилотов дронов.

В настоящее время на официальном сайте ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» размещена информация:

«Год назад 291-ФЗ были приняты поправки к Воздушному кодексу РФ в том числе требование по учету беспилотных воздушных судов взлетной массой 250 гр. - 30 кг. Данная норма предполагает, что БВС взлетной массой от 250 гр. до 30 кг. подлежат учету, в порядке установленном Правительством. Таким образом, предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение указанной нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий.В настоящий момент проект постановления разработан и готовится к направлению в Минюст и Правительство. На данный момент ФГУП ЗащитаИнфоТранс не производит постановку на учет беспилотных летательных аппаратов».

В России в по состоянию на 2017 год реестр беспилотников ведет Росавиация. Однако компании и граждане, ввозящие или производящие на территории РФ БПЛА свыше 30 кг, должны зарегистрировать аппарат и получить справку о его постановке на учет в ФСБ. Регистрация и получение разрешения на использование и полет дронов предполагает предоставление имени, телефона, адреса и ИНН владельца, также нужно указать технические характеристики и дополнительную информацию об аппарате:

  • год изготовления;
  • мощность;
  • максимальную взлетную массу;
  • тип и число двигателей;
  • компанию-изготовителя;
  • назначение модели;
  • серийный номер летающего суда.

Новый Воздушный кодекс ввел специальный термин для обозначения человека, оперирующего квадрокоптером - «внешний пилот». Он имеет права на коптер, как командир воздушного судна.

Что будет, если не зарегистрировать квадрокоптер (дрон)?

Наказание за обход обязательной регистрации дрона зависит от масштаба последствий, вызванными нелегально используемыми квадрокоптерами. При любом неблагоприятном раскладе отвечать придется: заплатив штраф до 300 тысяч рублей или быть осужденным по уголовному кодексу, если эксплуатация БПЛА привела к трагедии.

При смене собственника или оборудования дрона (например, при его ремонте) потребуется перерегистрация. Представители отрасли раскритиковали правила, заявив, что подобные ограничения могут стать барьером для её развития. В частности, владельцы дронов не смогут передавать аппараты другим лицам и будут испытывать проблемы при покупке устройств, в том числе детских игрушек и авиамоделей.

Отметим, что в США в мае этого года апелляционный суд отменил требование регистрации дронов. Если это постановление не будет отменено, американцам больше не придется регистрировать свои дроны в Федеральном агентстве гражданской авиации (FAA).

Где нельзя летать на квадрокоптере в Москве и Московской области

Уважаемые посетители, поскольку официальной карты не имеется, все запретные зоны формируем здесь. Добавлять участки можно через комментарии, которые будут отмечены на картах. Будем благодарны за участие!

Карта закрытых территории для полетов остальных регионов Росии .

Галерея

Консультации(143)

  • Василий владивосток

    Заказал мавик для сьемок свадеб и страйкбольных проектов. Необходимо ли мне регестрировать дрон?

    01.03.2019
  • Администратор портала Василий владивосток

    Пока нет.

    01.03.2019
  • Павел

    Выезжаю с небольшим квадрокоптером Мавик в глухомань, населённых пунктов нет в радиусе километров пяти - десяти. Там не то, что полиции, людей то нет. Секретных объектов тоже нет. Летаю над полями и лесом. Высота не более 100 - 120 метров. Штраф не более 5000? Неужели я буду заморачиваться с какими то там разрешениями на полёты в глуши (в городе не летаю)?

    18.02.2019
  • Александр

    Регистрация не нужна я понял. А разрешение на полёты?

    29.12.2018
  • Администратор портала Александр

    Пока точного регулирования в отношении легких дронов нет.

    29.12.2018
  • Александр

    Подскажите для дронов весом менее 250 грамм так же нужно разрешение на полеты

    28.12.2018
  • Администратор портала Александр

    Менее 250 гр. регистрировать не надо.

    28.12.2018
  • Антон

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, регламентируется ли каким-либо образом использование дрона внутри помещения (ангара например)? Ну кроме его (дрона) регистрации, которая пока недоступна как я понял из текста выше.
    Что касается открытой частной площадки, полеты до высоты 50 метров так же не требуют получения разрешений на использование воздушного пространства, верно?

    27.11.2018
  • Администратор портала Антон

    Внутри помещения регламентации нет. По высоте на территории собственника вы имеете ввиду?

    27.11.2018
  • Антон Администратор портала

    Да, по высоте на частной территории (собственной или арендованной). Или это уже полетное пространство независимо от высоты?

    28.11.2018
  • Администратор портала Антон

    По высоте какого-то метража тоже нет, по сути это государственная собственность.

    28.11.2018
  • Joseph Ken

    Скажите, пожалуйста, если это нормально, чтобы летать такого рода для фотосъемки в парках, а не вокруг домов.

    Ниже - это то, что я хочу использовать только для самопомощи.
    Характеристики:Название элемента: SG500 RC QuadcopterКамера: 720PВстроенный гироскоп: 6-гироскопический гироскопПульт дистанционного управления: контроль APP 2,4 ГГц / wifiКанал: 4 каналаРасстояние управления: около 60 мДополнительный цвет: красный / зеленыйБатарея для передатчика: батарея 2 * AAA (не входит в комплект)Размер батареи: около 3,7 * 2 * 0,9 смАккумулятор для quadcopter: 3.7V 450mAh Li-Po аккумулятор (около 13 г)Максимальное время полета: 6-7 минутВремя зарядки: около 80 минутВес: 65 г (включая аккумулятор)Размер: около 13 * 13 * 3 см

    07.11.2018
  • Григорий

    Подскажите пжл,
    заказ воздушного пространства необходимо только в Москве/Московской области или по всей России?

    25.10.2018
  • Администратор портала Григорий 25.10.2018
  • Григорий Администратор портала

    почему надо делать такой бред?!
    Если я вдруг решил пойти полетать на дроне на полем, то мне надо за месяц заказывать небо. Что за бред? Со мной не то что за месяц, за час вчё что угодно случится может. Что мне тогда с заказа неба. Можно этот вопрос как-то в правительстве решить?

    26.10.2018
  • Владислав

    Как поставить на учет БПЛА у которого нету внешнего пилота? То есть ПО заменяет внешнего пилота и БПЛА сам строит маршрут и летит по навигации

    07.10.2018
  • Администратор портала Владислав

    Тот, кто закладывает алгоритм полета дрона, будь то до полета или во время и есть пилот.

    07.10.2018
  • Роман

    Коллеги, а подскажите все таки нужна ли лицензия на гостайну для выполнения аэрофотосъёмки объектов не относящихся к режимным? То есть планирую выполнить аэрофотосъёмку ЛЭП и подстанции 6кВ для дальнейшего изготовления ортофотопланов либо в системе Wgs84,либо в МСК. При этом разрешения на полеты ИВП подготовлены.

    04.10.2018
  • Администратор портала Роман

    На наш взгляд нет, не нужна.

    04.10.2018
  • Поман Администратор портала

    А где можно получить данное разъяснение?

    05.10.2018
  • Администратор портала Поман

    В госоргане по запросу.

    06.10.2018
  • Роман Администратор портала

    ФСБ, Генштаб?

    06.10.2018
  • Администратор портала Роман

    ФСБ скорее.

    06.10.2018
  • Георг III

    "средний дрон при столкновении с человеком может легко нанести серьездные увечья и повреждения (шея, глаза, лицо и т.д.), также лопасти винтов квадрокоптеров легко могут повредить провода на зданиях, стекла и иное оборудование, размещенное на внешних сторонах строений." Из этих же причин следует регистрировать все топоры, лопаты, вилы и бензопилы. Ещё необходимо регистрировать стулья и столы, битые бутылки, газовые баллоны. Отломанные ветки. Ммм... что-то забыл... А, покрышки, чтобы их нельзя было жечь. Знамёна, багры, черенки. Дверцы от газовых плит. Кирпичи. Фомки (привет от Гордона Фримэна). Гитары! Особенно электрогитары!

    22.09.2018
  • Кай

    Также хочу добавить ситуцию с дронами в других странах, к примеру в Японии. Там есть спец. карта где отмечено все то, где нельзя летать, ну и стоить туда же добавить нац. парки, там тоже нельзя, а так летай где хочешь. К примеру я помнимал Токио с другой стороны, то есть из сельской территории города Чибы, с пляжа, а там над водой летал, не выше 120 м, полицейским даже интересно стало что там сверху. Еще летал в горах, там считай что самая высокая точка+120 м предел полета, я взлетел на 2200 (нахрдился на 1700 и взлетел на 500) и как то пофиг. Вот так должно быть у нас.

    20.09.2018
  • Кай

    Живу в Москве, но летать внутри МКАДА не собираюсь, видел как дроны забирали и тд, а вот за МКАДОМ летают и всем пофиг, сам летал на Mavic 2 Pro недавно, даже полицию заметили, но тк я был в поле возле дороги, ниче не сказали.

    20.09.2018
  • Смех Москва Кай

    Расскажи по подробнее про то как ты видел что забирают дроны, даже интересно стало. Как и на каком основании могут забрать мое имущество. Это равносильно тому что я к примеру шёл по улице слушал громко музыку через колонку а полицейский подошёл и забрал ее но я вижу это так что это бред. Я слушал другое что изымают флешку смотрят что я там наснимал и если ничего критичного то ее возвещают а дрон никто не забирает.

    26.06.2019
  • Администратор портала Смех Москва

    В КоАП РФ предусмотрено право изымать орудие совершения административного правонарушения.

    26.06.2019
  • Виталий

    Прокомментируйте, пожалуйста вот этот документ.
    На счет ввоза коптеров в Россию. Вроде как продаются в России, а ввозить нельзя

    23.08.2018
  • Администратор портала Виталий

    Все что ввезено в Россию официально и прошло Ростест, свободно к продаже, остальное может быть признано нелегальным.

    24.08.2018
  • октопус

    ой, идите вы со своей регистрацией коптеров! Не регистрировал и не буду!

    22.08.2018
  • Иван

    Можно ли получить разрешение на использование воздушного поостранства, если ты несовершеннолетний?

    21.08.2018
  • Администратор портала Иван

    Нет, могут только родители.

    21.08.2018
  • Антон

    Ни в коем случае нельзя летать по всей улице Косыгина. Летал на Spark, коптер поесло от смотровой площадки в сторону университетского проспекта. Между косыгина и университетским проспектом есть какая-то секретная территория, там 3 забора с колючей проволокой, куча камер наблюдения и 2 из них под напряжением. 3 забора, Карл!!! На Вашей карте эта зона кстати отмечена серым цветом. Полагаю везде где есть эта серая зона летать нельзя. Мой Spark летел за эти заборы но к счастью зацепился по дороге за дерево и я его спас...

    08.08.2018
  • Евгений Белый

    Добрый день!

    Во многих комментариях вы упоминали что процесс регистрации еще не начался, и на мелких дронах (типа DJI Spark) можно летать без регистрации и согласования полета. Последний подобный комментарий я нашей за Май 2018 года.

    Подскажите, необходимо ли регистрировать и согласовывать полеты на вышеупомянутом дроне на текущий момент? Могут ли на текущий момент возникнуть проблемы при ввозе или выводе дрона? Поездка из Украины в Крым планируется на первые числа Сентября 2018 года.

    Спасибо!

    01.08.2018
  • Администратор портала Евгений Белый

    На сегодня ситуация не поменялась, законы приняли, госпортал регистрацию так и не смог запустить, никакой информации о старте регистрации тоже не предоставляют.

    02.08.2018
  • И все же какова вероятность проблем с дроном этого класса (вес = 380гр, размер = 17см) при пересечении границы в направлении Украина -> Крым или Крым -> Украина? Нужно ли предъявить на таможенном контроле какую-то техническую документацию по данному дрону?

    Не хотелось бы на обратном пути потерять такую не дешевую технику...

    Заранее спасибо за ответы! Вы очень помогаете:)

    02.08.2018
  • Администратор портала Евгений Белый

    Маловероятно, но на всякий случай возьмите документацию и чек.

    02.08.2018
  • Евгений Белый Администратор портала

    Спасибо за консультацию!

    02.08.2018
  • Администратор портала Евгений Белый

    Пожалуйста.

    02.08.2018
  • Светлана

    а нужно ли брать разрешение или согласие на использование воздушного пространства у собственника территории, по которой будет летать квадрокоптер в целях выполнения съемки в рамках договора с этим же собственником?

    20.07.2018
  • Администратор портала Светлана

    Пока такого требования нет.

    20.07.2018
  • Дроновод Светлана

    А договор между вами и владельцем объекта и есть его разрешение на проведение съемки.

    11.09.2018
  • Администратор портала Дроновод

    Нет, воздушное пространство принадлежит государству, а не собственнику земли или здания.

    12.09.2018
  • Александр

    Добрый день.
    А нигде не регламентировано на какой срок оформить разрешение на полеты? Ведь если места известны и полеты проходят именно там, то можно просто указать в разрешении типа "прошу разрешения на полеты с 01.06.2018 по 01.10.2018 места полетов: перечисление"

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    Теоретически это возможно, попробуйте указать диапазон полетов в одном заявлении.

    06.07.2018
  • для УФСБ тоже такие же даты указывать?

    06.07.2018
  • Александр Администратор портала

    а если про места полетов указать следущую формулировку, например "... полеты в местах не запрещенных территориях Москвы и МО" ну чтото типа такого.

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    По датам - да, указывайте, если разрешат, то ОК. А без указания конкретной территории скорее всего будет отказ.

    06.07.2018
  • Александр Администратор портала

    Продолжу уточнять))
    Не подскажите, где можно узнать актуальную информацию (наверно с указанием геопозиций) о запрещенных территориях.

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    Официального источника таких данных нет.

    06.07.2018
  • Александр Администратор портала

    благодарю

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    Пожалуйста.

    06.07.2018
  • Есть официальный источник - специальный портал Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), предназначенный для подачи планов полетов по сети Интернет пользователями воздушного пространства - ссылка:https://www.ivprf.ru/ Тем более, там недавно в тестовом режиме разрешили регистрироваться физическим лицам - владельцам беспилотных летательных аппаратов!

    11.09.2018
  • Роман

    Добрый день! А подскажите в целях выполнения мониторинга и изготовлением ортофотопланов линий ЛЭП, подстанций и прочих объектов. Вот и думаю какие мне разрешения нужны, думаю мне в этом случае лицензия фсб на гостайну не нужна (для изготовления ортофотопланов)?

    05.07.2018
  • Администратор портала Роман

    Если речь о полетах на дроне, то все в общем порядке, независимо от цели съемки.

    05.07.2018
  • Роман Администратор портала

    А под общим порядком что имеете ввиду?

    07.07.2018
  • Администратор портала Роман

    Порядок получения разрешения на обычный однократный полет.

    09.07.2018
  • Алексей

    Уже середина 2018, а ничего по регистрации так и нет. «ЗащитаИнфоТранс» даже своё объявление
    /ссылка/ не может исправить; не год уже, а два прошло. Что говорит о том, что всем на всё наплевать. И чего было народ зазря тормошить...

    04.07.2018
  • Александр

    Ваше определение КВАДРОкоптера определяет дрон - беспилотное врздушное судно. Если количество винтоа ЧЕТЫРЕ это и будет КВАДРОкоптер, бывают гекса - 6, окто - 8 и другие...

    02.06.2018
  • Администратор портала Александр

    Не принципиально, на с правовой точки зрения ничего не меняется.

    03.06.2018
  • Николай Администратор портала

    С правовой может быть и не принципиально, а с технической определение выглядит глупо. А глупости в тексте ставят под сомнение компетенцию того, кто это писал. Как я могу доверять остальному тексту, если в том фрагменте, тематику которого я знаю, написана полная чушь?
    Запомните, квадрокоптер это коптер с четырьмя винтами. Не моторами а винтами.
    В вашем определении "квадро" надо заменить на "мульти", а моторы на винты. Мультикоптеры – летательные аппараты вертолётного типа с двумя и более несущими винтами.

    30.08.2018
  • Алексей

    Хочу приехать из Украины в Россию с квадракоптером phantom 4. могут возникнуть проблемы на таможне? нужно будет регистрировать дрон в РФ?

    30.05.2018
  • Администратор портала Алексей

    Проблем возникнуть не должно, регистрировать пока не надо, сервис еще не запустили.

    30.05.2018
  • Владимир Алексей

    Лучше хоть, что нибудь иметь при себе из каких либо документов.
    Говорят, что даже в милиции можно какую-то писульку взять!

    26.08.2018
  • Александр

    добрый день! Очень полезный портал. Подскажите, пожалуйста, хочу купить квадрокоптер в РФ, но потом улететь и в РФ пока не использовать. Где именно мне его нужно зарегистрировать? я посмотрел фотографии, но толком не понял. Спасибо!

    28.05.2018
  • Администратор портала Александр

    Спасибо, пока нигде не надо регистрировать, т.к. процедура еще не запущена госорганом.

    29.05.2018
  • Александр

    Правильно ли я понимаю, что масса дрона никак не связана с разрешением на полёт, а только с регистрацией? То есть по закону даже на взлёт дрона весом 100г вне помещения нужно получать разрешение?

    18.05.2018
  • Администратор портала Александр

    Все верно вы понимаете.

    18.05.2018
  • Константин

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, что по закону мне может инкриминировать или сделать обычный ППС-ник, если застукает меня в процессе управления дроном без разрешения?
    Спасибо!

    17.05.2018
  • Администратор портала Константин

    Составить протокол и передать материалы в транспортную прокуратуру.

    17.05.2018
  • Дроновод Администратор портала

    Сотрудники полиции не правомочны составлять протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ (п1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы уполномочены составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
    Согласно ч. 1 ст. 23.43 КоАП РФ таким органом является Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного простарнства.
    Таковым органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в соответствии со ст. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398.
    Таким образом, сотрудник полиции, застав физическое лицо в процессе упарвления квадрокоптером без разрешения на использование воздушного простанства (т.е. нарушающим ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ) может только зафиксировать нарушение всеми доступными способами, установить личность нарушителя, после чего составить рапорт на имя вышестоящего должностного лица органов внутренних дел с приложением полученных материалов, который после визы вышестояшего его начальника будет направлен в Ространснадзор для привлечения физического лица к административной ответственности.

    11.09.2018
  • Иван

    Добрый день! Хотел бы узнать, с точки зрения закона, могу ли я летать над своей частной собственностью без разрешения на полет? Или над частной собственностью другого лица с его согласия?
    Например, у знакомого есть 2 гектара земли в собственности в МО. Периодически гоняем там на коптерах, не покидая пределы участка. Понятно, что полиция туда не заглядывает, и летаем мы спокойно безо всяких разрешений. Вопрос в том, нарушаем ли мы закон? Спасибо

    07.05.2018
  • Администратор портала Иван

    До определенной высоты можете летать без разрешения, т.к. территория в частной собственности.

    08.05.2018
  • Александр Администратор портала

    Какова эта высота?

    10.05.2018
  • Администратор портала Александр

    Как правило это высота вашего самого высокого здания или дерева.

    10.05.2018
  • Алексей

    Хотел официально купить и ввезти DJL Spark.
    Но вот казус: в России официально продаётся, а ввоз запрещает реестр Роскомнадзора аж до 1 мая 2027 года.
    И что будет когда народ повалит регистрировать свои DJI (а они все там под запретом)?

    02.05.2018
  • Администратор портала Алексей

    Если они Росттест прошли и официально проданы, то скорее всего поставят на учет.

    03.05.2018
  • Официально продан за границей, где ни о каком ростесте не слыхали - что в этом случае? Изъятие, штраф и прочие привелегии?

    04.05.2018
  • Администратор портала Алексей

    Пока проблем быть не должно, регистрация еще не началась.

    05.05.2018
  • Алексей Администратор портала

    По большому счету Ростест ни какого отношения к реестру Роскомнадзора не имеет. В лучшем случае Ростест может одобрить аккумуляторы, зарядное устройство, на худой конец электродвигатели квадрокоптера.
    В реестре РКН квадрокоптер внесён как РЭС, рабочие частоты или мощность которой или вкупе не соответствуют разрешёнными. Данные РЭС должны пройти сертификацию как средства связи по определенным параметрам (в том числе и пульт управления), а производитель должен обеспечить аппаратные ограничения по параметрам. И ни кого не волнует, что ограничение определяются при активации устройства.

    07.05.2018
  • Александра

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, если я как турист приезжаю в Москву и Питер с дроном и хочу поснимать город, где и как нужно брать разрешение на полёты? И необходимо ли?

    16.04.2018
  • Администратор портала Александра

    Необходимо согласовать запуски и получить разрешения, куда обращаться и что делать вверху страницы: Пример получения разрешения на полет.

    16.04.2018
  • Александра

    Добрый день, правильно я понимаю, что пока нет требований к обучению управлению беспилотником, списка лицензированных школ? Могу проконсультироваться по месту покупки или как-то сама разобраться/послушать - никаких "водительских прав" для собственника дрона пока не ввели?

    09.04.2018
  • Администратор портала Александра

    Да, верно.

    10.04.2018
  • Егор

    Добрый день. Планирую покупку селфи-коптера dji spark. Должен ли я проводить его регистацию и писать заявления на разрешение полетов для пары селфи в парке?

    02.04.2018
  • Администратор портала Егор

    Да, вы же в общественном месте планируете запуск.

    02.04.2018
  • Егор Администратор портала

    А как будет выявляться факт нарушения? Я же буду селфи делать, а не в стратосферу уходить. Разницы в фото не будет, сделай его дрон или мой друг. Ловить будут за управление или за сам материал снятый в общественном месте?

    02.04.2018
  • Администратор портала Егор

    Обычно сотрудники Полиции, просто дожидаются кто возьмет дрон, подходят и выписывают штраф, если нет документов о согласовании полетов.

    02.04.2018
  • Алексей Администратор портала

    Проверять имеют право сотрудники транспортной прокуратуры. Очень плохо, что сотрудники полиции не знают своих полномочий. По факту это превышение должностных полномочий.

    06.04.2018
  • Андрей Алексей

    Очень жаль, что не все граждане знают где кончаются полномочия полиции

    05.11.2018
  • Юлия

    Здравствуйте! Спасибо за полезную статью.
    Может, сможете подсказать, пропускает ли сейчас таможня дроны? Заказала Mavic Pro, будучи на Шри-Ланке. 2 месяца бодалась с Ланкийской таможней - не выпустили.. Думаю теперь отправить его в Россию, но переживаю, что тоже могут не выпустить.. Но так до конца и не поняла таможенные регуляции по этому вопросу.. Может можно как-то заранее себя обезопасить, корректно заполнив таможенную декларацию?

    01.04.2018
  • Администратор портала Юлия

    Пожалуйста, вы знаете, ситуации разнятся, у кого-то пропускаю, у кого-то притормаживают. Все очень индивидуально, но в итого пропустили у всех.

    01.04.2018
  • Глеб

    Планирую покупку квадрокоптера, предварительно собираю информацию. В переспективе буду дорабатывать квадрокоптер, так что возможно от него останется только микроконтроллер. Вопрос. Регистрация самодельного тех. сложного устройства в каких органах производится? Ростехнадзор? После каждой модернизации и (или) изменения конструкции и функций надо перерегистрировать?

    25.03.2018
  • Администратор портала Глеб

    Скорее всего регистрация будет однократной, независимо от того, собрали вы коптер сами или купили заводской.

    25.03.2018
  • Евгений М

    Добрый день! Подскажите, жду коптер Баянг 21 нужно ли его регистрировать? Планируем использовать на оффроад покатухах в лесах. И чем грозит, если поймают с ним в лесу? Спасибо.

    23.03.2018
  • Администратор портала Евгений М

    Да, требования закона распространяются на всех, за несоблюдение от штрафа до изъятия коптера.

    23.03.2018
  • Евгений М Администратор портала

    Получается что дадут метку на него и все? А разрешения на полеты надо спрашивать если мы матаемся по облостям и катаем по грязи и лесам?

    23.03.2018
  • Администратор портала Евгений М

    По закону конечно надо согласовывать все полеты.

    23.03.2018
  • Александр

    Пришло извещение о необходимости прибыть в Управление государственного авиационного надзора в Санкт-Петербурге для составления протокола об административном нарушении.
    Месяц назад летал в Череповце на площади на квадрокоптере массой 81 грамм на высоте около 15 метров. Подошли полицейские и сказали, что нельзя, взяли объяснения.
    Неужели даже для игрушки меньше 100г. нужно получать разрешение на полеты?
    Могу ли я ходатайствовать о том, чтобы они сами приезжали из Питера в Череповец по месту жительства и совершения "правонарушения"?

    22.03.2018
  • Администратор портала Александр

    Нет, административное производство ведется только по месту совершения административного правонарушения.

    22.03.2018
  • Евгений Администратор портала

    Да. Пишется ходатайство о рассмотрении правонарушения по месту жительства.

    26.03.2018
  • Евгений Александр

    Меня тоже "оформили" по месту нарушения в Геленжике. Живу я от Геленжика в 2000 км. У меня не было возможности ездеть на заседания в Ростов на Дону, поскольку это Ростовский авиаузел. Я написал ходатайство чтобы весь материал переслали по месту жительства. Материал переслали и рассматривали все по месту жительства.

    26.03.2018
  • Администратор портала Евгений

    Вам повезло, у нас на практике в 100% случаях суды отказывают в передаче дела.

Беспилотные летательные аппараты — в обиходе коптеры или дроны — прочно вошли в нашу жизнь. Их используют для видео- или фотосъемки, доставки небольших грузов и просто для развлечения. Рассказываем, как правильно запустить беспилотник.

Популярность беспилотных аппаратов ежегодно растет. Вместе с тем прибавляется забот у их владельцев. Согласно последним изменениям в законодательстве, сегодня коптер нельзя запустить просто по желанию, ничего не нарушив при этом. Сначала его нужно зарегистрировать, а затем получить разрешение на использование воздушного пространства Москвы за пределами МКАД.

Для чего нужна регистрация?

Сегодня регистрация беспилотных аппаратов регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно поправкам, внесенным в статью 33, беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов подлежат учету. Норма о регистрации вступила в силу 5 июля 2017 года. Это означает, что ставить на учет придется всю летающую технику — от коптеров до детских вертолетов и самолетов.

Столь строгие меры связаны с проблемами, которые создают беспилотники в воздушном пространстве. Дроны, бесконтрольно парящие в небе, мешают авиации, вводят в замешательство операторов и диспетчеров. К тому же не все «внешние пилоты» соблюдают правила безопасности при управлении аппаратами, и это приводит к серьезным инцидентам. Регистрация беспилотников и дополнительное технологическое сопровождение возьмут ситуацию под контроль.

Как это будет происходить

Несмотря на то что федеральный закон вступил в силу, постановка на учет летающей техники пока не проводится. Это связано с тем, что еще не принят нормативный документ о порядке регистрации беспилотников. Но в скором времени это произойдет: проект соответствующего постановления разработан и готовится к направлению в Минюст и Правительство России.

Регистрацией займется ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. Чтобы пройти эту процедуру, собственник беспилотника должен будет зарегистрироваться на едином электронном портале оператора системы учета. Будет установлен срок, в течение которого он должен это сделать. При этом надо будет указать персональные данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, почтовый и электронный адрес и другие сведения). После этого на электронную почту владельца беспилотника придет уведомление об учете воздушного судна. Затем по месту жительства «внешнего пилота» по почте придет учетный опознавательный знак. Он крепится на корпус аппарата. Предполагается, что это будет специальная радиочастотная (RFID) метка. С ее помощью коптер станет распознаваемым на расстоянии до 300 метров.

Процедура учета будет проводиться бесплатно. Владельцы дронов массой меньше 250 граммов по-прежнему могут пользоваться ими без регистрации.

До вступления в силу постановления о порядке регистрации беспилотных летательных аппаратов никаких правовых последствий для владельцев коптеров и других беспилотных летательных аппаратов весом до 30 килограммов не наступит. Ими можно владеть, их можно запускать, но при условии наличия разрешения на полет.

Что касается беспилотников тяжелее 30 килограммов, то их учет регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Он вступил в силу с 30 марта 2016 года. Регистрацией таких коптеров занимается Росавиация. Заявку в территориальное управление ведомства можно подать лично, через законного представителя, почтой или через курьера. К заявлению следует приложить квитанцию об оплате госпошлины (она составляет 350 рублей) и правоустанавливающие документы на беспилотный аппарат. Рассмотрение займет десять рабочих дней, затем ведомство либо зарегистрирует беспилотник, либо откажет в этом с обоснованием ответа. Важно, что владелец беспилотного аппарата весом от 30 килограммов может быть лишен «авиаправ» из-за судимости или употребления наркотиков.

Как получить разрешение на полет

Однако одной только регистрацией коптера не обойтись. Сегодня воздушное пространство над Москвой закрыто, а значит, для того чтобы запустить аппарат, нужно специальное разрешение. Чтобы его получить, надо подать заявление в городской Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции.

В заявлении юридическим лицам следует указать полное наименование организации, организационно-правовую форму, ОГРН, ИНН, адрес, фамилию, имя и отчество руководителя. Физические лица должны указать фамилию, имя и отчество, номер СНИЛС, место жительства, данные паспорта, номер контактного телефона и адрес электронной почты.

Также в обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер, шумовые характеристики, количество двигателей. Кроме того, надо представить данные свидетельства о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). Вместе с запросом следует предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя.

После этого заявка будет направлена на согласование в Генеральный штаб, Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление Федеральной службы безопасности России по Москве и Московской области, Главное управление Министерства внутренних дел России по Москве, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы, ГУП «Мосгоргеотрест».

Процедура займет не более 24 рабочих дней. Получить ответ можно лично, по почте и через законного представителя.

Нарушители правил, если они не получили в установленном порядке права на деятельность по использованию воздушного пространства, а их действия не содержат уголовно наказуемого деяния, должны будут заплатить штраф. Для граждан его размер составит от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — штраф от 300 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Беспилотник в России можно купить, но нельзя зарегистрировать, его можно держать дома, но нельзя летать, им можно владеть, но невозможно получить лицензию пилота

Ответ чиновника минтранса на мой вопрос о том, как можно зарегистрировать беспилотник и получить лицензию внешнего пилота, был коротким и исчерпывающим.

Я хотел не очень многого - пройти как частное лицо весь легальный путь по регистрации дрона и получению лицензии пилота согласно новым правилам, которые действуют в России с начала апреля.

В идеале я мог бы стать настоящим "внешним пилотом" (как это называется в терминологии закона), обладателем легального, зарегистрированного квадрокоптера, который присмотрел в магазине. Хорошо, что догадался сначала позвонить в минтранс - теперь, по крайней мере, сэкономлю на дроне.

По словам представителя министерства, "нет никаких нормативных актов, которые реализуют положения федерального закона, они разрабатываются".

Dura lex

Вступившие в силу изменения в Воздушном кодексе России, которые касаются регистрации и правил использования беспилотных летательных аппаратов, фактически запретили использование всех гражданских дронов.

Новые правила были утверждены законом, который Владимир Путин подписал 30 декабря прошлого года. Нововведения касаются, прежде всего, регистрации беспилотных летательных аппаратов весом свыше 250 граммов, а также необходимости получения оператором дрона "лицензии внешнего пилота".

Даже девочка, которая отпускает воздушный шарик из руки, запускает беспилотник. Сегодня под действие закона подпадает все что может летать: воздушный змей, воздушный шар, аэростат, маленькая авиамодель, планерок, бумажный самолет - все это беспилотный летательный аппарат Глеб Бабинцев, Федерация авиамодельного спорта России

Закон вступил в силу в конце марта, и, начиная с этого времени, как утверждают представители российских ведомств, имеющих отношение к беспилотным аппаратам, а также профессионалы и любители, он был настолько не проработан, что его фактически невозможно исполнить.

Исполнить его не может никто. Владельцы просто не знают, куда обращаться. Минтранс, к которому в результате ведут все дороги, не знает, как это делать. Прокуратура не понимает, как ловить нарушителей. Росавиация разводит руками - летать нельзя никому, нигде, никак.

Во вторник в Мосгордуме состоялся круглый стол, на который пришли представители Росавиации, МВД, транспортной прокуратуры, федерации авиамодельного спорта. Ситуация с беспилотниками в Москве самая острая, поскольку тут действуют наиболее жесткие ограничения и одновременно в городе больше всего беспилотных аппаратов.

Кому нельзя летать?

Короткий ответ: всем частным беспилотникам.

Если до сих пор законодательство никак не определяло, что такое беспилотные летательные аппараты, то теперь правила учитывают их.

Согласно новой редакции Воздушного кодекса России, "беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)", а "беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов".

Определение не совсем точное - например, не очень понятно, как быть с дроном, который управляется изначально заложенной в него программой (а не внешним пилотом), или кордовой моделью, которая вообще летает на тросе.

В законе фигурирует разделение беспилотников на те, которые легче 250 граммов, и те, которые тяжелей. Последние подлежат регистрации, первые - нет. Однако, как пояснил Борис Логвин из межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, на этом их различия заканчиваются.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Квадрокоптер на чемпионате в Санкт-Петербурге в 2013 году. Теперь такие полеты вне закона

По его словам, ограничение по весу касается только регистрации дронов, а на самом деле воздушным судном по закону признается вообще все, что летает и управляется кем бы то ни было. "Самая большая проблема [нового закона], что беспилотный летательный аппарат стал воздушным судном", - сказал он.

Глеб Бабинцев из Федерации авиамодельного спорта, который участвовал в заседании во вторник, уточнил: "Формулировка такова, что даже девочка, которая отпускает воздушный шарик из руки, запускает беспилотник. Сегодня под действие закона подпадает все что может летать: воздушный змей, воздушный шар, аэростат, маленькая авиамодель, планерок, бумажный самолет - все это беспилотный летательный аппарат".

Где нельзя летать?

Короткий ответ: всем частным беспилотникам нельзя нигде.

"В соответствии с изменениями в Воздушный кодекс Российской Федерации, учитывая все изменения в документы, регламентирующие использование БПЛА, на данный момент полеты беспилотных летательных аппаратов на территории города Москвы запрещены", - сказал представитель Росавиации Борис Логвин.

"На данный момент [такие правила распространяются] на всю территорию Российской Федерации", - добавил он.

Это касается и беспилотных летательных аппаратов, поскольку они теперь приравнены к воздушным судам.

В принципе, согласовать с властями полет квадрокоптера над Москвой можно, но для этого, согласно постановлению правительства Москвы от 9 июля 2014 года №391-ПП , необходимо получить разрешения от: Генерального штаба, Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральной службы охраны, управления ФСБ по Москве, Главного управления МВД по Москве, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГУП "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ".

На самом деле эти разрешения были разработаны для полетов обычной авиации, парашютных прыжков и привязных аэростатов, для которых они, по мнению многих экспертов, если не оправданы, то по крайней мере объяснимы, учитывая количество людей и зданий в столице государства.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption У МЧС проблем с использованием беспилотников нет

Однако если рассматривать, как велит закон, любой беспилотник как воздушное судно, то даже для небольшого игрушечного или спортивного квадрокоптера необходимо в любом случае соблюдать все формальности , включая предоставление полетного плана, получение разрешения на полет, переговоры с диспетчером, что на практике немыслимо.

Разумеется, воздушное пространство неоднородно с административной точки зрения - существуют различные типы полетных зон, в которых действуют свои правила полетов, переговоров с диспетчерами и так далее. Существуют зоны, в которых полеты более безопасны. Но в любом случае полет даже небольшого квадрокоптера необходимо согласовывать с авиационными органами.

Кто сейчас летает?

Короткий ответ: государственные службы и нарушители.

Понятно, что меньше всего в такой ситуации проблем у государственных служб - и МЧС, и МВД, и, тем более, военные легко согласовывают полеты не только крупных БПЛА, которые могут занимать эшелоны, зарезервированные для полетов обычных самолетов и вертолетов, но и небольших дронов. Но как быть авиамоделистам или сотрудникам муниципальных служб?

Им приходится нарушать закон.

"В Московской области дети вынуждены ходить по полянам, топтать грязь, только чтобы не быть пойманными. На носу спортивный сезон, проводятся соревнования, через месяц команда уезжает в Австралию на чемпионат мира... К нам отказываются приезжать зарубежные спортсмены, потому что они не уверены, что смогут в России летать", - рассказал Глеб Бабинцев из Федерации авиамодельного спорта России.

Присутствовавшие на круглом столе представители депутатов Мосгордумы рассказали, что на самом деле дроны в Москве применяются довольно широко, несмотря на запрет. Например, для съемок различных массовых мероприятий или контроля состояния фасадов высотных зданий. Без квадрокоптеров с камерой такую работу сделать очень трудно.

Кто-то в ответ пошутил, что они только что "наговорили себе на приговор", но, вероятно, публичное выступление в городском парламенте можно засчитать за явку с повинной.

Насколько широко нарушают закон обычные авиаторы-любители, сказать сложно. О введении новых правил было объявлено заранее - закон был подписан еще 30 декабря 2015 года. Вполне достаточное время для того, чтобы на это отреагировал рынок.

В российском сегменте интернета как существовал, так и существует большой выбор радиоуправляемых моделей и дронов.

Более того, как рассказал Би-би-си Владимир Симоненко, гендиректор компании "Хобби Центр", которая торгует беспилотниками, продажи компании с начала публичного обсуждения закона увеличились на 60%.

"Спасибо телевидению за популяризацию этого хобби. Нам очень повезло, что есть такой пробел в законе, который широко обсуждался в средствах массовой информации", - сказал он.

Глава фирмы "Спорт и Хобби" Евгений Фадеев, наоборот, отмечает, что по сравнению с прошлым годом спрос упал примерно в десять раз. Правда, при этом сохранился спрос на комплектующие, которые используются для ремонта и самостоятельного производства радиоуправляемых моделей. Но в целом, по его словам, "люди поняли, что с государством шутки шутить нельзя".

Чем грозит нарушение?

Короткий ответ: формально штрафом, но фактически ничем.

Штраф за нарушение правил использования беспилотников, как пояснил Борис Логвин, для физических лиц составляет 3-5 тысяч рублей, должностного лица - 30-50 тысяч рублей (по его словам, таким лицом является, например, оператор, действующий в рамках редакционного задания), юридического лица - 300-500 тысяч.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Опасность неконтролируемого применения беспилотников никто не отрицает

Правда, как рассказал представитель Московской межрайонной транспортной прокуратуры Евгений Ноговицын, в Москве было зафиксировано всего два случая, когда нарушители были пойманы и оштрафованы (запрет на полеты над Москвой существует давно).

Первая история произошла на Красной площади 8 марта - был задержан мужчина, запускавший квадрокоптер. Другой случай произошел в 2014 году, когда на Болотной площади задержали оператора квадрокоптера, снимавшего митинг оппозиции.

В обоих случаях операторы действовали открыто, находясь в прямой видимости сотрудников полиции. Однако в любой другой ситуации несанкционированный полет может пройти безнаказанно.

"Сейчас сотрудники полиции, участковые, работники органов прокуратуры, контролирующих органов не нацелены на выявление таких фактов, потому что выявить их очень тяжело. Для этого необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия и собирать доказательную базу", - признал Ноговицын.

Он рассказал, что в прокуратуре зафиксированы факты полетов беспилотников над Москвой, однако установить тех, кто их запускал, не удалось.

Что делать?

Короткий ответ: Менять закон

Законом недовольны, кажется, все, кого он касается, и теперь его необходимо дорабатывать.

При этом в необходимости как-то регулировать использование беспилотников тоже не сомневается никто.

Владимир Симоненко сказал, что по собственной инициативе его компания проводит предварительную беседу с теми, кто у них покупает дроны, разъясняя элементарные правила полетов: не летать над городом, рядом с аэропортами, избегать скоплений людей и автомобильные магистрали.

Одно из популярных предложений - увеличить "порог регистрации" с 250 граммов до 25-30 килограммов, освободив минтранс от обременительной работы. По данным Федерации авиамодельного спорта России, в стране сегодня насчитывается более 500 тысяч беспилотных летательных аппаратов.

Другая проблема - страхование ответственности. Оно существует уже сейчас, но расценки страховщиков, как утверждают моделисты, настолько велики, что делают покупку дрона бессмысленной.

В необходимости обязательной страховки при этом тоже никто не сомневается, поскольку дроны вполне могут сломаться и упасть с большой высоты, повредив собственность и даже нанеся вред здоровью людей.

Наконец, есть и предложение оговорить особые зоны в городах и за городом, где будут разрешены любые полеты беспилотников.

Самая большая проблема в настоящее время заключается в том, что правила, которые, по словам специалистов, невозможно выполнить, не нарушив закон, уже действуют.

«Закон суров, но он закон»: основной смысл нового законодательства сводится к тому, что все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) весом более 250 граммов, будь то хоть квадрокоптер, хоть радиоуправляемый самолет, хоть воздушный змей - с 5 июля 2017 года необходимо регистрировать, а их владельцам - получать лицензию внешнего пилота.

Зачем это вдруг понадобилось? В оппозиционных кругах распространена версия о том, что, мол, слишком беспокоятся государственные мужи насчет того, чтобы кто попало не фотографировал их имения с «шубохранилищами» - вот и отбирают у свободных людей их право управлять квадрокоптером.

Safety first

На самом деле, скорее, все дело в безопасности: сейчас квадрокоптеры стали доступны действительно всем желающим, а в неумелых руках такой девайс все-таки довольно опасен. Не ровен час, налетит или упадет куда-нибудь (а приличный дрон весит больше килограмма и развивает скорость свыше 60 км/ч) - серьезных травм не избежать.

Да и пресловутая террористическая угроза - не пустой звук; привязать к дрону мешочек с взрывчаткой и залететь в открытое окно проще простого: любые заборы и охранники ничего не смогут с этим сделать.

Можно привести аналогию с мопедами: долгое время для них не требовалось никаких прав, а хлынувший на рынок поток подержанных скутеров из Японии (по цене от 10 тысяч рублей) сделал «моторянку» доступной любому школьнику, не знающему ПДД и никогда не державшему в руках шлема.

А еще их полюбили любители ездить навеселе: права-то не отберут! Все это привело к лавинообразному росту числа смертельных ДТП с участием скутеристов, и теперь для управления ими нужны права.

Порог в 250 граммов - очень важный момент: легкие дроны не могут нанести заметного вреда здоровью человека или повредить какие-то важные объекты, а грузоподъемность таких БПЛА не позволяет использовать их для террористических целей. Плюс, опять же, дальность и скорость невелика: в случае чего можно быстро найти пилота.

Замкнутый круг

Однако закон оказался совершенно сырым: в нем БПЛА приравниваются к воздушным судам (то есть, квадрокоптер - это то же самое, что вертолет или самолет), но никто не знает, как их регистрировать: у Росавиации, которая, по идее, занимается этими вопросами, понимания процесса нет; ни она, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативных актов; пока их нет - не проявляет инициативу и Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД).

Известно лишь о том, что в качестве «номеров» на дрон будут ставиться RFID-метки, которые позволят считывать информацию о беспилотнике на расстоянии до 300 метров. Заниматься регистрацией дронов будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а заявку можно будет подать через интернет, заплатив 200-300 рублей, либо сразу оформить регистрацию при покупке дрона. Но это всё теоретически: по состоянию на конец апреля 2017 года система регистрации лишь находится в процессе разработки.

Где летать - тоже непонятно, потому что даже частный самолет или воздушный шар ведь не летает просто так, он каждый полет согласовывает с множеством ведомств: от Росавиации и ФСБ до авиадиспетчеров. При этом должен быть план полета - то есть, согласованный маршрут в согласованное время.

Где получать лицензию пилота (без действующей лицензии к полету не допустят) - тоже решительно непонятно. Получается замкнутый круг и, де-факто, полный запрет на использование частных БПЛА.

Луч света

Некоторое понимание процесса имеется пока разве что в Департаменте транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа: они сообщают, что нужно получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдают в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения ЗЦ ЕС ОрВД Екатеринбург, однако напоминают, что передвижения беспилотных летательных аппаратов над населёнными пунктами могут выполняться при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В разных странах Европы есть свои дополнительные ограничения по дронам (например, в Германии высота не более 100 метров). Фото: Christopher Michel / Flickr / CC BY 2.0

Воруй, убивай

Таким образом, сейчас любой запуск беспилотника - это нарушение закона, за которое предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей. Впрочем, как это обычно бывает в России, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения: пока известно только два случая, когда за запуск квадрокоптеров задерживали и штрафовали, оба раза в Москве на глазах у полиции (в частности, возле стен Кремля - и именно поэтому теперь, оказавшись около Красной Площади, вы по GPS внезапно перекидываетесь во Внуково - в зоне аэропорта дрон, согласно заложенной в него программе, стартовать откажется).

Обычные же полицейские, как правило, не знают о запрете дронов, так что если они увидят в небе ваш квадрокоптер - никто не будет объявлять план «Перехват»; найти пилота достаточно сложно. Опытные «летуны» перед завершением полета советуют сначала отлететь в сторону и зависнуть, чтобы дезориентировать противника, а затем, держа наготове сумку, резко вернуть дрон на базу, прыгнуть в машину и уехать.

Впрочем, есть один нюанс: вы же наверняка захотите выложить видео с дрона в YouTube, и вот оно уже может вызвать интерес органов (хотя, опять же, никого еще за это не оштрафовали).

Что делать

Пока остается только ждать внесения хоть какой-то ясности. Лоббируются попытки изменить законодательство - вплоть до того, чтобы регистрация и лицензия требовались лишь для коммерческих дронов (весом от 30 кг). Соответствующие поправки были даже приняты в 2016 году, однако с 5 июля они прекращают свое действие.

НП «ГЛОНАСС» считает, что главной целью при формировании системы отношений между участниками сферы создания и применения БАС (беспилотных авиационных систем) должно стать обеспечение безопасности их применения.

В НП «ГЛОНАСС» уверены, что ответственность за организацию воздушного движения, в том числе воздушного движения БВС (беспилотного воздушного суда) в составе БАС, должен нести один оператор.

Полагаем, что целесообразно возложить полномочия по контролю и управлением трафиком БАС, а также полномочия выступать в качестве заказчика создания такой системы, на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

прокомментировали в НП «ГЛОНАСС»

А что у «них»?

Европейское аэрокосмическое агентство (EASA) предписывает не летать на дронах в ближе чем 50 метров от людей, транспортных средств и зданий, а также над ними. Также в Европе нельзя летать выше 150 метров. Дроны разделены на 4 категории (A0-A3) в зависимости от веса и скорости.

Лицензия пилота нужна только для тяжелых дронов A3, применяемых для коммерческих работ. Максимальный вес дрона составляет 25 кг: это значение выбрано потому, что для моделей самолетов весом более 25 кг требуется уже сертификация. Цифра в 250 г тоже фигурирует: все, что легче (и не быстрее 15 м/с), то есть, категория A0 - может летать без дополнительных вопросов. Такими дронами могут управлять и дети до 14 лет.

В США много правил, в частности, нельзя летать выше 400 футов (122 метров), расстояние до ближайшего облака должно быть не менее 500 футов по вертикали и 2000 по горизонтали. Но, главное, требуется лицензия на пилотирование дрона.

Кроме того, запрещены полеты в темное время суток за исключением случаев, когда дрон оснащен габаритными огнями, видимыми не менее чем за 3 мили. При нанесении телесных повреждений или материального ущерба на сумму более 500 долларов пилот обязан сообщить об авиаинциденте в FAA - главный авиационный регулирующий орган.

Вывод

Владеть дроном становится все сложнее. «Вольница», которая действовала еще несколько лет назад, закончилась, и гайки закручивают все сильнее и сильнее. Прежде, чем покупать дрон, подумайте - готовы ли вы нести за него ответственность.

Что будет с 1 июля 2017 года:

  • Дроны массой от 250 г до 30 кг нужно регистрировать с помощью RFID-меток
  • Дроны массой от 30 кг нужно регистрировать как полноценные воздушные суда
  • Для управления дроном нужна лицензия, которую непонятно, где и как получить
  • Перед полетом нужно получить разрешение на использование воздушного пространства

Во время загрузки произошла ошибка.

Теперь всем владельцы беспилотников гражданского назначения обязаны проходить обязательную государственную регистрацию собственных летательных аппаратов. Новшество касается моделей с массой от 0,250 до 30 кг. Постановка на учет осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а документы для регистрации достаточно направить в электронном виде, что значительно упрощает процедуру.

Стоимость учета дрона должна составить примерно 300 руб. В результате регистрации авиалюбитель получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о дроне и владельце по воздуху на расстоянии до 300 метров.

О порядке регистрации подробно изложено в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнен пакетом поправок , описывающих правила учета беспилотных средств.

Ясно, что регистрация необходима, но возникает вопрос как это сделать? На данный момент механизм по регистрации не запущен и база данных БПЛА отсутствует. Нам в сложившейся ситуации остается продолжать летать и следить за ситуацией.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

    ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

    вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

    в новой статье закона сделать обязательной аттестацию авиационного персонала экспериментальной авиации (то есть, БПЛА);

    ввести обязательную сертификацию для операторов БПЛА, выдавая им свидетельства по результатам обязательной аттестации;

    разработать специальные программы подготовки операторов БПЛА.

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

    беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

    кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

    кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

    Указать страну происхождения БПЛА;

    Указать тип (название, данное изготовителем);

    Вписать серийный номер;

    Указать год производства;

    Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

    Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

    Указать максимальную взлетную массу;

    Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

    Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

    Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

    Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.



Просмотров