Беспилотные летательные аппараты законодательство. О госрегистрации

Не исключает приобретения беспилотных летательных аппаратов «для проведения государственного земельного надзора». Пока беспилотники не закупались, сообщили «Газете.Ru» в ведомстве, но изучается «целесообразность приобретения и использования таких аппаратов для выявления нарушений земельного законодательства».

Сейчас Росреестр учитывает земельные участки и объекты недвижимости на них при помощи космической съемки или аэрофотосъемки. Но у них точность плюс-минус пять метров. Это много. Это лишние сотки и даже гектары. Из-за большой погрешности границы участков на бумаге и на земле нередко не совпадают для целых садовых товариществ и даже населенных пунктов. Бывает и так, что земельные участки, принадлежащие , накладываются на земли поселений или территории .

По экспертным оценкам, до 70% земельных участков не имеют четких границ и не оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Власти готовы активизировать учет и надзор за земельными наделами и беспилотники, позволяющие детализировать карту местности с максимальной точностью, как нельзя лучше подходят для этой цели.

Беспилотник против глухого забора и злой собаки

Обследовать земельный участок бывает не так-то просто, если он обнесен двухметровым забором и примыкает к такому же соседнему участку. За забором слышен собачий лай, а хозяева не подают признаков жизни. Беспилотник, запущенный над проблемными участками, легко справляется с проблемой доступности. Оператор беспилотника видит сверху все и запросто фиксирует границы участка и объекты недвижимости на нем.

К выходу на новый технический уровень надзора за землей чиновников подталкивают изменения в Земельном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. С прошлого года региональные подразделения Росреестра вправе не спрашивать разрешения собственника земли на фотографирование его участка и могут предъявить претензию, пересчитать налог на землю и имущество, если факт самозахвата установлен дистанционно. «Применение дистанционных методов контроля сокращает число выездных мероприятий, позволяет проводить адресные проверки только в случае обнаружения конкретных признаков нарушений», — поясняют в ведомстве.

Всего в России по состоянию на 1 апреля зарегистрированы права на 34 млн участков (рост к прошлому году — около 3,5 млн участков). То есть это участки, границы которых не определены и в отношении которых не проводилось межевание. А в государственный кадастр недвижимости внесено 57,8 млн участков.

В Московском областном бюро технической инвентаризации тоже не отрицают эффективность беспилотников. А вот власти подмосковного Звенигорода уже наняли частную компанию, которая провела фотосъемку городской территории при помощи беспилотного летательного аппарата. Было сделано 7,5 тыс. снимков на 52 кв. км. На кадастровый учет было поставлено почти 10 тыс. объектов недвижимости.

За эту услугу муниципалитет заплатил 16 млн руб., но за счет уточнения границ и выявления земельных участков без кадастровой стоимости, без определения категории земель, без вида разрешенного использования или с некорректными адресами удалось собрать налогов на 127 млн руб. больше, чем годом ранее.

Штрафы растут десятикратно

Кстати, применение новых технических средств пополняет бюджет не только за счет роста налогооблагаемой базы (то есть прироста количества учтенных земельных участков), но и за счет штрафов. В 2015 году инспекторы Росреестра выявили на 8% больше нарушений, сумма взысканных с нарушителей штрафов в прошлом году выросла более чем в два раза и превысила 400 млн руб., пояснили в ведомстве.

Штрафы исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка. С марта 2016 года размеры штрафов выросли десятикратно.

Поскольку государственный кадастровый учет носит заявительный характер, то в стране остается в тени значительная группа недвижимости, сведения о которой отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Так, у 355 тыс. из 8,8 млн. подмосковных объектов недвижимости в ГКН отсутствуют площадные и протяженные характеристики, более 80 тыс. земельных участков не имеют категории и вида разрешенного использования. «Обладатели таких земельных участков и объектов капитального строительства, находящиеся в собственности физических лиц, не платят в бюджеты ни рубля», — говорит гендиректор Московского областного БТИ .

По экспертным данным, только в одной Московской области свыше 1,1 млн объектов не оформлены гражданами и не учитываются в налоговом обороте. То есть ключевые сведения об этих объектах недвижимости и их владельцах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Для вывода незарегистрированных участков из тени власти используют еще один все более популярный инструмент: садовод может настучать на соседа, который всем на зависть прирезал себе ничейной земли или на месте избушки воздвиг хоромы, но не сообщил об этом властям. Проект называется «Общественная инвентаризация».

Министерство имущественных отношений Московской области выявило к концу прошлого года и вовлекло в оборот 72 тыс. земельных участков, имеющих нарушения законодательства. Это увеличило налоговые поступления в бюджет с 12 млрд до 35 млрд руб.

Если сидел тихо 15 лет

Узаконить самозахват или незаконно прирезанные сотки можно. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие это сделать. При этом есть два варианта решения спора: платный и бесплатный.

Бесплатно прирезать можно не более 10% от площади исходного участка и при условии, что заявитель не менее 15 лет назад установил забор на присоединенной территории, пояснили «Газете. Ru» в Мособлбюро технической инвентаризации.

То есть границы присоединяемой земли не должны были изменяться более 15 лет. Но не факт, что владелец участка и забора может доказать, что этот забор действительно стоит тут 15 лет? Эта законодательная норма явно нуждается в проверке на коррупциогенность.

Второй способ узаконить захваченные сотки — выкупить их за 50% от кадастровой стоимости.

Но тут установлен лимит: можно узаконить 15 соток, если ты садовод, 10 соток положены для огородников и 25 соток — для дачного строительства. «Таким образом, имея в собственности огород площадью 6 соток, можно присоединить еще 4 сотки — естественно, при условии, что выкупаемая земля принадлежит не соседу, а находится в муниципальной собственности», — поясняют в МОБТИ.

Архаика этой нормы показательна: кто ты — садовод, или огородник, или дачник?

Вроде бы ни правительство, ни Кремль не влезают в личную жизнь россиян настолько, чтобы указывать, что им сажать: только ли картошку с капустой, и тогда ты вроде бы имеешь не самый привлекательный статус огородника.

Или ты полноценный дачник и вправе посадить на своем участке и картошку, и яблони в цвету тебе не запрещены, и даже баня с бассейном. Соответственно, и добавить к своим соткам сможешь столько же, сколько огородник с садоводом, вместе взятые. Явная дискриминация по растительноядному признаку.

Амнистии приходит конец

Разбираться с этими проблемами, доставшимися еще от СССР, властям и гражданам придется в оставшиеся полтора года. К этому сроку заканчивается действие «дачной амнистии» — упрощенного порядка легализации прав на спорные участки и постройки. С 1 января 2018 года вступит в силу ст. 19 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Будет запрещено распоряжение землями, в отношении которых отсутствуют сведения о точном местоположении границ. Это значит, что все те, кто не провел межевание земель и не внес итоги этих манипуляций в госкадастр, не смогут ни продать, ни завещать, ни заложить свой земельный участок.

Сейчас не вполне понятно: если гражданин приходит в региональное подразделение Росреестра и говорит, что он хочет узаконить свои права на дачу по схеме «дачной амнистии», то штрафовать за бесплатное пользование землей его не будут. А если владелец дачи (сада, огорода) не пришел сам, но его земельный участок сфотографировал беспилотник, а следом пришел инспектор Росреестра или лесхоза, то амнистия как бы не действует?

Впрочем, граждане пока не торопятся воспользоваться амнистией. За три месяца 2016 года количество регистрационных действий, совершенных в упрощенном порядке («дачная амнистия»), составило всего 138 тыс. (в январе - марте 2015 года — 268 тыс.).

Последнее обновление: 23.08.2018

Регистрация квадрокоптера в 2018 году.

Как зарегистрировать квадрокоптер в России пошаговая инструкция.

В России вводится обязательная регистрация беспилотников. Речь идет о том, что с 5 июля 2017 года необходимо будет регистрировать беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов до 30 килограммов.

Внимание!

Запущен процесс тестирования системы учета беспилотных воздушных судов

Процесс получения разрешения на полеты в фотографиях в конце

Обновление!

Формируем карту запретных зон для полетов на квадрокоптерах

Соответствующие изменения внесены в Воздушный кодекс. Заниматься регистрацией БПЛА будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

В августе глава департамента программ развития Министерства транспорта заявлял о планах ведомства заняться регулированием всех видов беспилотников на территории государства. Тогда против введения учета беспилотных транспортных средств выступили некоторые участники рынка.

Квадрокоптер - летающий робот с четырьмя и более моторами, позволяющий осуществлять пилотирование и (или) видеосъемку в воздухе. Сегодня это устройство используют многие телекомпании и простые пользователи.

Порядок регистрации дронов (квадрокоптеров)

Регистрацией займется ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. Чтобы пройти эту процедуру, собственник беспилотника должен будет зарегистрироваться на едином электронном портале оператора системы учета. Будет установлен срок, в течение которого он должен это сделать. При этом надо будет указать персональные данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, почтовый и электронный адрес и другие сведения).

После этого на электронную почту владельца беспилотника придет уведомление об учете воздушного судна. Затем по месту жительства «внешнего пилота» по почте придет учетный опознавательный знак. Он крепится на корпус аппарата. Это будет специальная радиочастотная (RFID) метка. С ее помощью коптер станет распознаваемым на расстоянии до 300 метров.

Радиометки крепятся на корпус устройства при регистрации, позволяют считывать информацию о беспилотнике и его владельце. Данные, полученные от БПЛА, обрабатываются с помощью специального ПО, становятся доступными оператору считывающего прибора.

Процедура учета будет проводиться бесплатно.

Владельцы дронов массой меньше 250 граммов по-прежнему могут пользоваться ими без регистрации.

До вступления в силу постановления о порядке регистрации беспилотных летательных аппаратов никаких правовых последствий для владельцев коптеров и других беспилотных летательных аппаратов весом до 30 килограммов не наступит. Ими можно владеть, их можно запускать, но при условии наличия разрешения на полет.

Что касается беспилотников тяжелее 30 килограммов, то их учет регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Он вступил в силу с 30 марта 2016 года. Регистрацией таких коптеров занимается Росавиация. Заявку в территориальное управление ведомства можно подать лично, через законного представителя, почтой или через курьера. К заявлению следует приложить квитанцию об оплате госпошлины (она составляет 350 рублей) и правоустанавливающие документы на беспилотный аппарат. Рассмотрение займет десять рабочих дней, затем ведомство либо зарегистрирует беспилотник, либо откажет в этом с обоснованием ответа. Важно, что владелец беспилотного аппарата весом от 30 килограммов может быть лишен «авиаправ» из-за судимости или употребления наркотиков.

Заявку на регистрацию дрона можно будет направить через интернет. Постановка на учет БПЛА обойдется его владельцу примерно в 200-300 рублей, а это сопоставимо с ценой RFID-метки. Процесс регистрации дронов весом не меньше 30 килограмм будет почти таким же, как и постановка на госучет гражданских воздушных судов. Владелец авиатехники, к примеру, может быть лишен права управлять БПЛА из-за судимости или привязанности к наркотическим средствам.

Как получить разрешение на полет дрона

Однако одной только регистрацией коптера не обойтись. Сегодня воздушное пространство над Москвой частично закрыто, а значит, для того чтобы запустить аппарат, нужно специальное разрешение. Чтобы его получить, надо подать заявление в городской Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции.

В заявлении юридическим лицам следует указать полное наименование организации, организационно-правовую форму, ОГРН, ИНН, адрес, фамилию, имя и отчество руководителя. Физические лица должны указать фамилию, имя и отчество, номер СНИЛС, место жительства, данные паспорта, номер контактного телефона и адрес электронной почты.

Также в обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер, шумовые характеристики, количество двигателей. Кроме того, надо представить данные свидетельства о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). Вместе с запросом следует предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя.

После этого заявка будет направлена на согласование в Генеральный штаб, Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление Федеральной службы безопасности России по Москве и Московской области, Главное управление Министерства внутренних дел России по Москве, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы, ГУП «Мосгоргеотрест».

Процедура займет не более 24 рабочих дней. Получить ответ можно лично, по почте и через законного представителя.

Почему власти вводят процедуру регистрации дронов:

  • дроны, часто в руках непредусмотрительных пилотов, не замечающих либо не умеющих управлять квадрокоптерами, сталкиваются с линями электропередач, ветками деревьев, зданиями и как результат - падение на имущество и людей.
  • средний дрон при столкновении с человеком может легко нанести серьездные увечья и повреждения (шея, глаза, лицо и т.д.), также лопасти винтов квадрокоптеров легко могут повредить провода на зданиях, стекла и иное оборудование, размещенное на внешних сторонах строений.
  • виновные лица должны быть установлены и привлечены к ответственности благодяря RFID-меткам.
  • контролирующие органы смогут привлекать к ответственности владельцев дронов при их несанкционированном использовании в местах массового скопления людей (праздники, концерты, митинги и т.д.)
  • контроль использования дронов с целью видеонаблюдения и видеозаписи, где это запрещено.
  • контроль использования дронов в качестве транспортировки грузов.
  • больше число жалоб людей на неадекватных пилотов дронов.

В настоящее время на официальном сайте ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» размещена информация:

«Год назад 291-ФЗ были приняты поправки к Воздушному кодексу РФ в том числе требование по учету беспилотных воздушных судов взлетной массой 250 гр. - 30 кг. Данная норма предполагает, что БВС взлетной массой от 250 гр. до 30 кг. подлежат учету, в порядке установленном Правительством. Таким образом, предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение указанной нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий.В настоящий момент проект постановления разработан и готовится к направлению в Минюст и Правительство. На данный момент ФГУП ЗащитаИнфоТранс не производит постановку на учет беспилотных летательных аппаратов».

В России в по состоянию на 2017 год реестр беспилотников ведет Росавиация. Однако компании и граждане, ввозящие или производящие на территории РФ БПЛА свыше 30 кг, должны зарегистрировать аппарат и получить справку о его постановке на учет в ФСБ. Регистрация и получение разрешения на использование и полет дронов предполагает предоставление имени, телефона, адреса и ИНН владельца, также нужно указать технические характеристики и дополнительную информацию об аппарате:

  • год изготовления;
  • мощность;
  • максимальную взлетную массу;
  • тип и число двигателей;
  • компанию-изготовителя;
  • назначение модели;
  • серийный номер летающего суда.

Новый Воздушный кодекс ввел специальный термин для обозначения человека, оперирующего квадрокоптером - «внешний пилот». Он имеет права на коптер, как командир воздушного судна.

Что будет, если не зарегистрировать квадрокоптер (дрон)?

Наказание за обход обязательной регистрации дрона зависит от масштаба последствий, вызванными нелегально используемыми квадрокоптерами. При любом неблагоприятном раскладе отвечать придется: заплатив штраф до 300 тысяч рублей или быть осужденным по уголовному кодексу, если эксплуатация БПЛА привела к трагедии.

При смене собственника или оборудования дрона (например, при его ремонте) потребуется перерегистрация. Представители отрасли раскритиковали правила, заявив, что подобные ограничения могут стать барьером для её развития. В частности, владельцы дронов не смогут передавать аппараты другим лицам и будут испытывать проблемы при покупке устройств, в том числе детских игрушек и авиамоделей.

Отметим, что в США в мае этого года апелляционный суд отменил требование регистрации дронов. Если это постановление не будет отменено, американцам больше не придется регистрировать свои дроны в Федеральном агентстве гражданской авиации (FAA).

Где нельзя летать на квадрокоптере в Москве и Московской области

Уважаемые посетители, поскольку официальной карты не имеется, все запретные зоны формируем здесь. Добавлять участки можно через комментарии, которые будут отмечены на картах. Будем благодарны за участие!

Карта закрытых территории для полетов остальных регионов Росии .

Галерея

Консультации(143)

  • Василий владивосток

    Заказал мавик для сьемок свадеб и страйкбольных проектов. Необходимо ли мне регестрировать дрон?

    01.03.2019
  • Администратор портала Василий владивосток

    Пока нет.

    01.03.2019
  • Павел

    Выезжаю с небольшим квадрокоптером Мавик в глухомань, населённых пунктов нет в радиусе километров пяти - десяти. Там не то, что полиции, людей то нет. Секретных объектов тоже нет. Летаю над полями и лесом. Высота не более 100 - 120 метров. Штраф не более 5000? Неужели я буду заморачиваться с какими то там разрешениями на полёты в глуши (в городе не летаю)?

    18.02.2019
  • Александр

    Регистрация не нужна я понял. А разрешение на полёты?

    29.12.2018
  • Администратор портала Александр

    Пока точного регулирования в отношении легких дронов нет.

    29.12.2018
  • Александр

    Подскажите для дронов весом менее 250 грамм так же нужно разрешение на полеты

    28.12.2018
  • Администратор портала Александр

    Менее 250 гр. регистрировать не надо.

    28.12.2018
  • Антон

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, регламентируется ли каким-либо образом использование дрона внутри помещения (ангара например)? Ну кроме его (дрона) регистрации, которая пока недоступна как я понял из текста выше.
    Что касается открытой частной площадки, полеты до высоты 50 метров так же не требуют получения разрешений на использование воздушного пространства, верно?

    27.11.2018
  • Администратор портала Антон

    Внутри помещения регламентации нет. По высоте на территории собственника вы имеете ввиду?

    27.11.2018
  • Антон Администратор портала

    Да, по высоте на частной территории (собственной или арендованной). Или это уже полетное пространство независимо от высоты?

    28.11.2018
  • Администратор портала Антон

    По высоте какого-то метража тоже нет, по сути это государственная собственность.

    28.11.2018
  • Joseph Ken

    Скажите, пожалуйста, если это нормально, чтобы летать такого рода для фотосъемки в парках, а не вокруг домов.

    Ниже - это то, что я хочу использовать только для самопомощи.
    Характеристики:Название элемента: SG500 RC QuadcopterКамера: 720PВстроенный гироскоп: 6-гироскопический гироскопПульт дистанционного управления: контроль APP 2,4 ГГц / wifiКанал: 4 каналаРасстояние управления: около 60 мДополнительный цвет: красный / зеленыйБатарея для передатчика: батарея 2 * AAA (не входит в комплект)Размер батареи: около 3,7 * 2 * 0,9 смАккумулятор для quadcopter: 3.7V 450mAh Li-Po аккумулятор (около 13 г)Максимальное время полета: 6-7 минутВремя зарядки: около 80 минутВес: 65 г (включая аккумулятор)Размер: около 13 * 13 * 3 см

    07.11.2018
  • Григорий

    Подскажите пжл,
    заказ воздушного пространства необходимо только в Москве/Московской области или по всей России?

    25.10.2018
  • Администратор портала Григорий 25.10.2018
  • Григорий Администратор портала

    почему надо делать такой бред?!
    Если я вдруг решил пойти полетать на дроне на полем, то мне надо за месяц заказывать небо. Что за бред? Со мной не то что за месяц, за час вчё что угодно случится может. Что мне тогда с заказа неба. Можно этот вопрос как-то в правительстве решить?

    26.10.2018
  • Владислав

    Как поставить на учет БПЛА у которого нету внешнего пилота? То есть ПО заменяет внешнего пилота и БПЛА сам строит маршрут и летит по навигации

    07.10.2018
  • Администратор портала Владислав

    Тот, кто закладывает алгоритм полета дрона, будь то до полета или во время и есть пилот.

    07.10.2018
  • Роман

    Коллеги, а подскажите все таки нужна ли лицензия на гостайну для выполнения аэрофотосъёмки объектов не относящихся к режимным? То есть планирую выполнить аэрофотосъёмку ЛЭП и подстанции 6кВ для дальнейшего изготовления ортофотопланов либо в системе Wgs84,либо в МСК. При этом разрешения на полеты ИВП подготовлены.

    04.10.2018
  • Администратор портала Роман

    На наш взгляд нет, не нужна.

    04.10.2018
  • Поман Администратор портала

    А где можно получить данное разъяснение?

    05.10.2018
  • Администратор портала Поман

    В госоргане по запросу.

    06.10.2018
  • Роман Администратор портала

    ФСБ, Генштаб?

    06.10.2018
  • Администратор портала Роман

    ФСБ скорее.

    06.10.2018
  • Георг III

    "средний дрон при столкновении с человеком может легко нанести серьездные увечья и повреждения (шея, глаза, лицо и т.д.), также лопасти винтов квадрокоптеров легко могут повредить провода на зданиях, стекла и иное оборудование, размещенное на внешних сторонах строений." Из этих же причин следует регистрировать все топоры, лопаты, вилы и бензопилы. Ещё необходимо регистрировать стулья и столы, битые бутылки, газовые баллоны. Отломанные ветки. Ммм... что-то забыл... А, покрышки, чтобы их нельзя было жечь. Знамёна, багры, черенки. Дверцы от газовых плит. Кирпичи. Фомки (привет от Гордона Фримэна). Гитары! Особенно электрогитары!

    22.09.2018
  • Кай

    Также хочу добавить ситуцию с дронами в других странах, к примеру в Японии. Там есть спец. карта где отмечено все то, где нельзя летать, ну и стоить туда же добавить нац. парки, там тоже нельзя, а так летай где хочешь. К примеру я помнимал Токио с другой стороны, то есть из сельской территории города Чибы, с пляжа, а там над водой летал, не выше 120 м, полицейским даже интересно стало что там сверху. Еще летал в горах, там считай что самая высокая точка+120 м предел полета, я взлетел на 2200 (нахрдился на 1700 и взлетел на 500) и как то пофиг. Вот так должно быть у нас.

    20.09.2018
  • Кай

    Живу в Москве, но летать внутри МКАДА не собираюсь, видел как дроны забирали и тд, а вот за МКАДОМ летают и всем пофиг, сам летал на Mavic 2 Pro недавно, даже полицию заметили, но тк я был в поле возле дороги, ниче не сказали.

    20.09.2018
  • Смех Москва Кай

    Расскажи по подробнее про то как ты видел что забирают дроны, даже интересно стало. Как и на каком основании могут забрать мое имущество. Это равносильно тому что я к примеру шёл по улице слушал громко музыку через колонку а полицейский подошёл и забрал ее но я вижу это так что это бред. Я слушал другое что изымают флешку смотрят что я там наснимал и если ничего критичного то ее возвещают а дрон никто не забирает.

    26.06.2019
  • Администратор портала Смех Москва

    В КоАП РФ предусмотрено право изымать орудие совершения административного правонарушения.

    26.06.2019
  • Виталий

    Прокомментируйте, пожалуйста вот этот документ.
    На счет ввоза коптеров в Россию. Вроде как продаются в России, а ввозить нельзя

    23.08.2018
  • Администратор портала Виталий

    Все что ввезено в Россию официально и прошло Ростест, свободно к продаже, остальное может быть признано нелегальным.

    24.08.2018
  • октопус

    ой, идите вы со своей регистрацией коптеров! Не регистрировал и не буду!

    22.08.2018
  • Иван

    Можно ли получить разрешение на использование воздушного поостранства, если ты несовершеннолетний?

    21.08.2018
  • Администратор портала Иван

    Нет, могут только родители.

    21.08.2018
  • Антон

    Ни в коем случае нельзя летать по всей улице Косыгина. Летал на Spark, коптер поесло от смотровой площадки в сторону университетского проспекта. Между косыгина и университетским проспектом есть какая-то секретная территория, там 3 забора с колючей проволокой, куча камер наблюдения и 2 из них под напряжением. 3 забора, Карл!!! На Вашей карте эта зона кстати отмечена серым цветом. Полагаю везде где есть эта серая зона летать нельзя. Мой Spark летел за эти заборы но к счастью зацепился по дороге за дерево и я его спас...

    08.08.2018
  • Евгений Белый

    Добрый день!

    Во многих комментариях вы упоминали что процесс регистрации еще не начался, и на мелких дронах (типа DJI Spark) можно летать без регистрации и согласования полета. Последний подобный комментарий я нашей за Май 2018 года.

    Подскажите, необходимо ли регистрировать и согласовывать полеты на вышеупомянутом дроне на текущий момент? Могут ли на текущий момент возникнуть проблемы при ввозе или выводе дрона? Поездка из Украины в Крым планируется на первые числа Сентября 2018 года.

    Спасибо!

    01.08.2018
  • Администратор портала Евгений Белый

    На сегодня ситуация не поменялась, законы приняли, госпортал регистрацию так и не смог запустить, никакой информации о старте регистрации тоже не предоставляют.

    02.08.2018
  • И все же какова вероятность проблем с дроном этого класса (вес = 380гр, размер = 17см) при пересечении границы в направлении Украина -> Крым или Крым -> Украина? Нужно ли предъявить на таможенном контроле какую-то техническую документацию по данному дрону?

    Не хотелось бы на обратном пути потерять такую не дешевую технику...

    Заранее спасибо за ответы! Вы очень помогаете:)

    02.08.2018
  • Администратор портала Евгений Белый

    Маловероятно, но на всякий случай возьмите документацию и чек.

    02.08.2018
  • Евгений Белый Администратор портала

    Спасибо за консультацию!

    02.08.2018
  • Администратор портала Евгений Белый

    Пожалуйста.

    02.08.2018
  • Светлана

    а нужно ли брать разрешение или согласие на использование воздушного пространства у собственника территории, по которой будет летать квадрокоптер в целях выполнения съемки в рамках договора с этим же собственником?

    20.07.2018
  • Администратор портала Светлана

    Пока такого требования нет.

    20.07.2018
  • Дроновод Светлана

    А договор между вами и владельцем объекта и есть его разрешение на проведение съемки.

    11.09.2018
  • Администратор портала Дроновод

    Нет, воздушное пространство принадлежит государству, а не собственнику земли или здания.

    12.09.2018
  • Александр

    Добрый день.
    А нигде не регламентировано на какой срок оформить разрешение на полеты? Ведь если места известны и полеты проходят именно там, то можно просто указать в разрешении типа "прошу разрешения на полеты с 01.06.2018 по 01.10.2018 места полетов: перечисление"

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    Теоретически это возможно, попробуйте указать диапазон полетов в одном заявлении.

    06.07.2018
  • для УФСБ тоже такие же даты указывать?

    06.07.2018
  • Александр Администратор портала

    а если про места полетов указать следущую формулировку, например "... полеты в местах не запрещенных территориях Москвы и МО" ну чтото типа такого.

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    По датам - да, указывайте, если разрешат, то ОК. А без указания конкретной территории скорее всего будет отказ.

    06.07.2018
  • Александр Администратор портала

    Продолжу уточнять))
    Не подскажите, где можно узнать актуальную информацию (наверно с указанием геопозиций) о запрещенных территориях.

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    Официального источника таких данных нет.

    06.07.2018
  • Александр Администратор портала

    благодарю

    06.07.2018
  • Администратор портала Александр

    Пожалуйста.

    06.07.2018
  • Есть официальный источник - специальный портал Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), предназначенный для подачи планов полетов по сети Интернет пользователями воздушного пространства - ссылка:https://www.ivprf.ru/ Тем более, там недавно в тестовом режиме разрешили регистрироваться физическим лицам - владельцам беспилотных летательных аппаратов!

    11.09.2018
  • Роман

    Добрый день! А подскажите в целях выполнения мониторинга и изготовлением ортофотопланов линий ЛЭП, подстанций и прочих объектов. Вот и думаю какие мне разрешения нужны, думаю мне в этом случае лицензия фсб на гостайну не нужна (для изготовления ортофотопланов)?

    05.07.2018
  • Администратор портала Роман

    Если речь о полетах на дроне, то все в общем порядке, независимо от цели съемки.

    05.07.2018
  • Роман Администратор портала

    А под общим порядком что имеете ввиду?

    07.07.2018
  • Администратор портала Роман

    Порядок получения разрешения на обычный однократный полет.

    09.07.2018
  • Алексей

    Уже середина 2018, а ничего по регистрации так и нет. «ЗащитаИнфоТранс» даже своё объявление
    /ссылка/ не может исправить; не год уже, а два прошло. Что говорит о том, что всем на всё наплевать. И чего было народ зазря тормошить...

    04.07.2018
  • Александр

    Ваше определение КВАДРОкоптера определяет дрон - беспилотное врздушное судно. Если количество винтоа ЧЕТЫРЕ это и будет КВАДРОкоптер, бывают гекса - 6, окто - 8 и другие...

    02.06.2018
  • Администратор портала Александр

    Не принципиально, на с правовой точки зрения ничего не меняется.

    03.06.2018
  • Николай Администратор портала

    С правовой может быть и не принципиально, а с технической определение выглядит глупо. А глупости в тексте ставят под сомнение компетенцию того, кто это писал. Как я могу доверять остальному тексту, если в том фрагменте, тематику которого я знаю, написана полная чушь?
    Запомните, квадрокоптер это коптер с четырьмя винтами. Не моторами а винтами.
    В вашем определении "квадро" надо заменить на "мульти", а моторы на винты. Мультикоптеры – летательные аппараты вертолётного типа с двумя и более несущими винтами.

    30.08.2018
  • Алексей

    Хочу приехать из Украины в Россию с квадракоптером phantom 4. могут возникнуть проблемы на таможне? нужно будет регистрировать дрон в РФ?

    30.05.2018
  • Администратор портала Алексей

    Проблем возникнуть не должно, регистрировать пока не надо, сервис еще не запустили.

    30.05.2018
  • Владимир Алексей

    Лучше хоть, что нибудь иметь при себе из каких либо документов.
    Говорят, что даже в милиции можно какую-то писульку взять!

    26.08.2018
  • Александр

    добрый день! Очень полезный портал. Подскажите, пожалуйста, хочу купить квадрокоптер в РФ, но потом улететь и в РФ пока не использовать. Где именно мне его нужно зарегистрировать? я посмотрел фотографии, но толком не понял. Спасибо!

    28.05.2018
  • Администратор портала Александр

    Спасибо, пока нигде не надо регистрировать, т.к. процедура еще не запущена госорганом.

    29.05.2018
  • Александр

    Правильно ли я понимаю, что масса дрона никак не связана с разрешением на полёт, а только с регистрацией? То есть по закону даже на взлёт дрона весом 100г вне помещения нужно получать разрешение?

    18.05.2018
  • Администратор портала Александр

    Все верно вы понимаете.

    18.05.2018
  • Константин

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, что по закону мне может инкриминировать или сделать обычный ППС-ник, если застукает меня в процессе управления дроном без разрешения?
    Спасибо!

    17.05.2018
  • Администратор портала Константин

    Составить протокол и передать материалы в транспортную прокуратуру.

    17.05.2018
  • Дроновод Администратор портала

    Сотрудники полиции не правомочны составлять протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ (п1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы уполномочены составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
    Согласно ч. 1 ст. 23.43 КоАП РФ таким органом является Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного простарнства.
    Таковым органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в соответствии со ст. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398.
    Таким образом, сотрудник полиции, застав физическое лицо в процессе упарвления квадрокоптером без разрешения на использование воздушного простанства (т.е. нарушающим ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ) может только зафиксировать нарушение всеми доступными способами, установить личность нарушителя, после чего составить рапорт на имя вышестоящего должностного лица органов внутренних дел с приложением полученных материалов, который после визы вышестояшего его начальника будет направлен в Ространснадзор для привлечения физического лица к административной ответственности.

    11.09.2018
  • Иван

    Добрый день! Хотел бы узнать, с точки зрения закона, могу ли я летать над своей частной собственностью без разрешения на полет? Или над частной собственностью другого лица с его согласия?
    Например, у знакомого есть 2 гектара земли в собственности в МО. Периодически гоняем там на коптерах, не покидая пределы участка. Понятно, что полиция туда не заглядывает, и летаем мы спокойно безо всяких разрешений. Вопрос в том, нарушаем ли мы закон? Спасибо

    07.05.2018
  • Администратор портала Иван

    До определенной высоты можете летать без разрешения, т.к. территория в частной собственности.

    08.05.2018
  • Александр Администратор портала

    Какова эта высота?

    10.05.2018
  • Администратор портала Александр

    Как правило это высота вашего самого высокого здания или дерева.

    10.05.2018
  • Алексей

    Хотел официально купить и ввезти DJL Spark.
    Но вот казус: в России официально продаётся, а ввоз запрещает реестр Роскомнадзора аж до 1 мая 2027 года.
    И что будет когда народ повалит регистрировать свои DJI (а они все там под запретом)?

    02.05.2018
  • Администратор портала Алексей

    Если они Росттест прошли и официально проданы, то скорее всего поставят на учет.

    03.05.2018
  • Официально продан за границей, где ни о каком ростесте не слыхали - что в этом случае? Изъятие, штраф и прочие привелегии?

    04.05.2018
  • Администратор портала Алексей

    Пока проблем быть не должно, регистрация еще не началась.

    05.05.2018
  • Алексей Администратор портала

    По большому счету Ростест ни какого отношения к реестру Роскомнадзора не имеет. В лучшем случае Ростест может одобрить аккумуляторы, зарядное устройство, на худой конец электродвигатели квадрокоптера.
    В реестре РКН квадрокоптер внесён как РЭС, рабочие частоты или мощность которой или вкупе не соответствуют разрешёнными. Данные РЭС должны пройти сертификацию как средства связи по определенным параметрам (в том числе и пульт управления), а производитель должен обеспечить аппаратные ограничения по параметрам. И ни кого не волнует, что ограничение определяются при активации устройства.

    07.05.2018
  • Александра

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, если я как турист приезжаю в Москву и Питер с дроном и хочу поснимать город, где и как нужно брать разрешение на полёты? И необходимо ли?

    16.04.2018
  • Администратор портала Александра

    Необходимо согласовать запуски и получить разрешения, куда обращаться и что делать вверху страницы: Пример получения разрешения на полет.

    16.04.2018
  • Александра

    Добрый день, правильно я понимаю, что пока нет требований к обучению управлению беспилотником, списка лицензированных школ? Могу проконсультироваться по месту покупки или как-то сама разобраться/послушать - никаких "водительских прав" для собственника дрона пока не ввели?

    09.04.2018
  • Администратор портала Александра

    Да, верно.

    10.04.2018
  • Егор

    Добрый день. Планирую покупку селфи-коптера dji spark. Должен ли я проводить его регистацию и писать заявления на разрешение полетов для пары селфи в парке?

    02.04.2018
  • Администратор портала Егор

    Да, вы же в общественном месте планируете запуск.

    02.04.2018
  • Егор Администратор портала

    А как будет выявляться факт нарушения? Я же буду селфи делать, а не в стратосферу уходить. Разницы в фото не будет, сделай его дрон или мой друг. Ловить будут за управление или за сам материал снятый в общественном месте?

    02.04.2018
  • Администратор портала Егор

    Обычно сотрудники Полиции, просто дожидаются кто возьмет дрон, подходят и выписывают штраф, если нет документов о согласовании полетов.

    02.04.2018
  • Алексей Администратор портала

    Проверять имеют право сотрудники транспортной прокуратуры. Очень плохо, что сотрудники полиции не знают своих полномочий. По факту это превышение должностных полномочий.

    06.04.2018
  • Андрей Алексей

    Очень жаль, что не все граждане знают где кончаются полномочия полиции

    05.11.2018
  • Юлия

    Здравствуйте! Спасибо за полезную статью.
    Может, сможете подсказать, пропускает ли сейчас таможня дроны? Заказала Mavic Pro, будучи на Шри-Ланке. 2 месяца бодалась с Ланкийской таможней - не выпустили.. Думаю теперь отправить его в Россию, но переживаю, что тоже могут не выпустить.. Но так до конца и не поняла таможенные регуляции по этому вопросу.. Может можно как-то заранее себя обезопасить, корректно заполнив таможенную декларацию?

    01.04.2018
  • Администратор портала Юлия

    Пожалуйста, вы знаете, ситуации разнятся, у кого-то пропускаю, у кого-то притормаживают. Все очень индивидуально, но в итого пропустили у всех.

    01.04.2018
  • Глеб

    Планирую покупку квадрокоптера, предварительно собираю информацию. В переспективе буду дорабатывать квадрокоптер, так что возможно от него останется только микроконтроллер. Вопрос. Регистрация самодельного тех. сложного устройства в каких органах производится? Ростехнадзор? После каждой модернизации и (или) изменения конструкции и функций надо перерегистрировать?

    25.03.2018
  • Администратор портала Глеб

    Скорее всего регистрация будет однократной, независимо от того, собрали вы коптер сами или купили заводской.

    25.03.2018
  • Евгений М

    Добрый день! Подскажите, жду коптер Баянг 21 нужно ли его регистрировать? Планируем использовать на оффроад покатухах в лесах. И чем грозит, если поймают с ним в лесу? Спасибо.

    23.03.2018
  • Администратор портала Евгений М

    Да, требования закона распространяются на всех, за несоблюдение от штрафа до изъятия коптера.

    23.03.2018
  • Евгений М Администратор портала

    Получается что дадут метку на него и все? А разрешения на полеты надо спрашивать если мы матаемся по облостям и катаем по грязи и лесам?

    23.03.2018
  • Администратор портала Евгений М

    По закону конечно надо согласовывать все полеты.

    23.03.2018
  • Александр

    Пришло извещение о необходимости прибыть в Управление государственного авиационного надзора в Санкт-Петербурге для составления протокола об административном нарушении.
    Месяц назад летал в Череповце на площади на квадрокоптере массой 81 грамм на высоте около 15 метров. Подошли полицейские и сказали, что нельзя, взяли объяснения.
    Неужели даже для игрушки меньше 100г. нужно получать разрешение на полеты?
    Могу ли я ходатайствовать о том, чтобы они сами приезжали из Питера в Череповец по месту жительства и совершения "правонарушения"?

    22.03.2018
  • Администратор портала Александр

    Нет, административное производство ведется только по месту совершения административного правонарушения.

    22.03.2018
  • Евгений Администратор портала

    Да. Пишется ходатайство о рассмотрении правонарушения по месту жительства.

    26.03.2018
  • Евгений Александр

    Меня тоже "оформили" по месту нарушения в Геленжике. Живу я от Геленжика в 2000 км. У меня не было возможности ездеть на заседания в Ростов на Дону, поскольку это Ростовский авиаузел. Я написал ходатайство чтобы весь материал переслали по месту жительства. Материал переслали и рассматривали все по месту жительства.

    26.03.2018
  • Администратор портала Евгений

    Вам повезло, у нас на практике в 100% случаях суды отказывают в передаче дела.

20.02.2014

Внимание! Статья время от времени обновляется!!

В последнее время все больше людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов, покупают и летают на недорогих и простых коптерах (например, Phantom). При этом они слабо понимают, в каком правовом поле они оказались и чем все это грозит. Статья, которую я написал, предназначена для таких новичков, которые все-таки задают вопрос о легитимности своего хобби.

Сразу о плохом - это хобби под запретом

Вообще говоря, полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены. Можно сказать, что настоящая редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота и т.п. Все усугубляется тем, что Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение Беспилотного летательного аппарата (БЛА), под которе попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.

Другими словами говоря, физическому лицу управлять коптером, летающей моделью или простом вертолетиком за 30 долларом на территории России не нарушая закона практически невозможно.

Правовая база

Основным документом является постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации " Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном . Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как “воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем” - Воздушный кодекс Российской Федерации . Т.е. нет даже “щелочки” между поверхность земли и реальным воздушным пространством в которую могли бы поместиться авиамоделисты.

Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил: 52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Законодательство - полный кошмар

Чтобы почувствовать этот бред в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 300 метров (от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в некоторых районах Восточной Сибири) и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства. Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой ():

  • сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
  • государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
  • сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала;
  • подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
  • разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах (вот ссылка на действующий регламент). А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным.

Отдельный бред начинается, если вы ко всему прочему занимаетесь картографической съемкой. Я не буду приводить полный алгоритм получения разрешения, отмечу лишь необходимость наличия двух лицензий (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), наличие секретной комнаты с сейфом, наличие разрешения от ФСБ на полет, наличие разрешения от Генштаба области, разрешение администрации населенных пунктов. Насколько я знаю, лицензию на геодезическую деятельность вроде бы можно не предоставлять, а вот время и нервы на получение всего остального можно себе представить.

Даже если у вас есть все лицензии и разрешения на полеты, от судебных разбирательств это не избавит. Вот, например, свежее дело, которое в конце концов ООО «Ижмаш-Беспилотные системы» к счастью выиграло у Управления Ространснадзора . Цена вопроса, между прочим, была от 300 до 500 тысяч рублей, а выиграть удалось только за счет переквалификации дела в малозначительное.

Что же грозит за нарушение закона?

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно .
  2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим лицам вне помещений запрещены, однако максимальное наказание за полет составляет 5 тысяч рублей (в рамках административного правонарушения).
  3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. Т.е. летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной.

P.S. Есть еще пара статей, под которые можно подвести людей, летающих на коптерах. Я сознательно не буду их здесь публиковать - кто хочет, тот додумается и найдет, а вот давать в руки правохранительных органов подсказки я не стану.

Обновления от 01.08.2014

Очень интересная лазейка в законе содержится в определении "Использование воздушного пространства". Это определение дано в .

1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения .

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Таким образом, если принять во внимание акцент на "угрозу безопасности", то полеты без угрозы не являются использованием воздушного пространства, соответственно, лицо, выполняющее такие полеты на является пользователем и не может быть рассмотрено в рамках Статьи 11.4 КоАП РФ (см. выше).

Конечно, правовую возможность такой лазейки необходимо будет доказать в суде (как и полную безопасность для воздушного движения), однако это юридическое определение еще раз подчеркивает выводы, сформулированные в этой статье: летайте так, чтобы ваши полеты были безопасны для всех и у правоохранительных органов будет меньше возможностей завести на вас дело.

Огромное спасибо пользователю

Квадрокоптер — это вид летательного аппарата с четырьмя пропеллерами, который управляется ПДУ (пультом дистанционного управления) с земли. Некоторые модели оснащаются миниатюрной видеокамерой и гироскопом.

Гироскоп — это датчик, благодаря которому аппарат становится устойчивым к ветрам во время полета. Даже при сильном боковом ветре он может оставаться неподвижным в воздухе. В более дешевых моделях этого датчика нет. В этом случае владельцу придется корректировать полет пультом дистанционного управления.

В декабре 2015 года в Федеральный закон №60 были внесены изменения. Они вступили в силу 30 марта 2016 года.

Закон гласит, что все квадрокоптеры, взлетная масса которых более 250 граммов, должны быть зарегистрированы и сертифицированы. В государственный орган необходимо предоставить план полета и получить отметку об его согласовании.

На основании полученных документов внешнему пилоту предоставляется официальное разрешение на полет коптера. Высота полета не должна превышать 50 метров. На этой высоте игрушечные квадрокоптеры не помешают воздушным судам.

С точки зрения закона теперь даже для запуска дрона во дворе необходимо разрешение от владельца придомовой территории. Если квадрокоптер запускается на территории Москвы, потребуется разрешение от органов исполнительной власти города Москвы.

Изменения в законе о квадрокоптерах

Закон о квадрокоптерах был создан на основании «Воздушного кодекса Российской Федерации» ФЗ №60. ФЗ был принят 19 марта 1997 года. Последние изменения были внесены 5 июля 2017 года и подписаны Президентом РФ.

В законодательных актах говорится о том, что беспилотные воздушные судна необходимо регистрировать, если взлетная масса превышает 30 килограмм.

Квадрокоптеры с взлетной массой от 0,25 до 30 килограмм подлежат упрощенной регистрации в порядке, установленным Федеральным законом.

Порядок регистрации квадрокоптеров в России

Закон действует на все виды гражданских беспилотных летательных аппаратов (дроны, игрушечные вертолеты и самолеты на дистанционном управлении). Модели с весом более 0,25 кг — это около 70% техники беспилотных аппаратов, которые продаются в России. Но как уже говорилось выше, регистрация дронов происходит в государственных учреждениях.

В законе описывается процедура регистрации коптера. Она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Каждому квадрокоптеру присваивается индивидуальный номер и соответствующая радиометка. Радиометка — это зашифрованные данные о владельце и информация о технических характеристиках квадрокоптера.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» описывает порядок, на основании которого регистрируются БЛА (беспилотные летательные аппараты).

Закон гласит о том, что все беспилотники со взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм, которые были произведены на территории России или привезены из-за рубежа, должны регистрироваться в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.

В соответствии с Федеральным законом №60 Министерство транспорта Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер и порядок оплаты.

Регистрация прекращается в следующих случаях:

  • Вывоза квадрокоптера заграницу;
  • Снятия его с эксплуатации;
  • Списания;
  • Перехода права собственности;
  • Нарушения требований к государственной регистрации.

Список необходимых документов, после предоставления которых можно получить разрешение на полеты дронов:

  • Удостоверение квадрокоптера на пригодность к полету;
  • Разрешение на использование воздушного пространства;
  • Документ, который подтверждает, что пилот способен управлять дроном.

Стоимость регистрации — 200-300 рублей, в зависимости от региона Российской Федерации.

Обратите внимание: на съемку с высоты также потребуется специальное разрешение.

Федеральный закон №60 гласит, что если в случае проверки контролирующими органами физического или юридического лица при нем не будут обнаружены необходимые документы, полагается штраф. Для физического и юридического лица — 5 тысяч рублей и 20 тысяч рублей, соответственно.

Основные правила полета квадрокоптера по Федеральному закону:

  • Полеты над территорией с большим скоплением людей нежелательны. Неправильная работа дрона или неверное управление могут повлечь за собой причинение вреда здоровью третьим лицам;
  • Не запускайте дрон в зонах секретного объекта, вблизи военных баз или полигонов;
  • Не повышайте высоту более чем на 150 метров. На некоторых дронах установлено специальное программное обеспечение, с помощью которого поднять летательный аппарат выше допустимого значения в определенных местах не предоставляется возможным.

Прежде чем запустить дрон в конкретной местности, узнайте у органов местного управления о необходимости получения разрешения на полет.

В США закон о регистрации БЛА был принят гораздо раньше, чем в Российской Федерации. К тому же регистрация упрощена. Для того чтобы получить разрешение на запуск беспилотных аппаратов, гражданин Америки должен отправить электронное письмо с указанием идентификационного номера дрона. В течение нескольких минут он получит ответное электронное письмо с присвоенным номером. Последующие дроны будут также зарегистрированы под аналогичными данными. Стоимость регистрации составляет 5 долларов США.

Скачать текст закона об использовании дронов

В статьях «Воздушного кодекса Российской Федерации» установлены правила использования воздушного пространства РФ. Государственный контроль об использовании воздушного пространства и закон о дронах в России был создан в целях безопасности населения.

Основные цели Воздушного кодекса:

  • Обеспечение безопасности государства;
  • Охрана интересов государства;
  • Обеспечение безопасности полетов воздушных судов;
  • Обеспечение экологической безопасности.

Чтобы скачать Федеральный закон «Воздушный Кодекс Российской Федерации» и просмотреть внесенные изменения и дополнения за 2017 год, перейдите по .

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 30 марта 2016 года вступает в силу федеральный закон от 30 декабря 2015 года "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов".

Документ регулирует использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА или дронов) и направлен на повышение общего уровня авиационной безопасности.

До вступления закона в силу при применении БПЛА в РФ устанавливались временный и местный режимы полетов, выдавались кратковременные разрешения на их выполнение.

История закона

В связи с широким распространением БПЛА и расширением областей их применения понадобилось уточнить отдельные положения Воздушного кодекса РФ, а также создать государственную базу данных о БПЛА.

Подготовленный Минтрансом законопроект был внесен в Госдуму в конце марта 2015 года, рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 19 марта 2015 года, принят Госдумой 22 декабря 2015 года. Закон был подписан 30 декабря 2015 года президентом РФ Владимиром Путиным.

Какие БПЛА нужно будет регистрировать

Согласно документу, регистрации подлежат все БПЛА, максимальная взлетная масса которых равна или превышает 250 г. Таким образом, действие закона распространяется даже на радиоуправляемые макеты самолетов и детские игрушки, против чего в ходе обсуждения законопроекта выступали сообщества авиамоделистов, производители и продавцы дронов.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев пояснил журналистам, что даже такие небольшие БПЛА могут быть использованы для совершения терактов, поэтому данные о них необходимо будет вносить в специальный реестр. Однако для таких аппаратов "будет упрощенный учет". По мнению Москвичева, если практика покажет, что выбранная весовая планка чересчур низка, со временем правила могут быть скорректированы.

Оператора беспилотника закон наделяет статусом командира воздушного судна (КВС), накладывая на него обязанность обеспечивать безопасное выполнение полета. При этом оператор обязан иметь свидетельство внешнего пилота.

Как будет проходить регистрация

Порядок регистрации и учета БПЛА в самом законе не описан и будет регламентироваться дополнительным постановлением правительства. С 26 по 30 марта 2016 года проект этого постановления был размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно проекту постановления "Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации", функциями регистратора БПЛА планируется наделить Федеральную службу безопасности.

Обсуждаемый проект постановления предполагает, что при регистрации заявитель будет подавать заявление в единственном экземпляре, указывая следующие данные:

Страна-изготовитель БПЛА;

Тип (присвоенное изготовителем название);

Серийный номер;

Год изготовления;

Назначение (военное, гражданское);

Наименование или ФИО изготовителя БПЛА самостоятельной постройки;

Максимальная взлетная масса;

Тип и количество двигателей;

Мощность двигателя;

Документ, подтверждающий приобретение БПЛА (при ввозе из-за рубежа);

Документ, подтверждающий изготовление БПЛА (при его изготовлении);

Личные данные заявителя - физического или юридического лица: ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Далее орган учета будет вносить предоставленные данные в Государственную базу данных о беспилотных воздушных судах, ввезенных в РФ или произведенных в РФ, предоставляя заявителю справку о постановке на учет. После регистрации на борт БПЛА наносится опознавательный знак - регистрационный номер аппарата.

Регистрация в других странах

В США c 14 декабря 2015 года Федеральная авиационная администрация (FAA) требует от владельцев БПЛА регистрировать по упрощенной процедуре все дроны максимальной взлетной массой от 0,55 фунта (250 г) до 55 фунтов (25 кг). Сделать это может гражданин США старше 13 лет на специальном сайте, уплатив $5. После регистрации владелец получает по почте сертификат и номер для размещения на корпусе БПЛА (номер можно использовать на всех аппаратах одного владельца).

Сертификат действителен три года. Аппараты взлетной массой больше 25 кг проходят более сложную процедуру регистрации. Против нарушителей требований FAA применяются штрафы в размере до $27,5 тыс.

В Европейском Союзе в настоящее время нет законов, устанавливающих правила полетов и регистрации дронов. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2015 году представило документ "Концепция эксплуатации БПЛА", на основе него планируется разработать свод правил, которые затем будут представлены на рассмотрение Еврокомиссии. Отдельные страны устанавливают локальные нормативы.

В частности, в Италии регистрации подлежат дроны взлетной массой 25 кг и выше, при этом полеты частных БПЛА запрещены при больших скоплениях людей, рядом с вокзалами, аэропортами, военными объектами, электростанциями и правительственными учреждениями. Запуск дронов в этой стране разрешается на открытом, хорошо просматриваемом пространстве на удалении не менее чем в 150 м от объектов городской инфраструктуры и не менее 50 м от людей и объектов частной собственности.

Максимальная взлетная масса подлежащего регистрации аппарата, ограничения по высоте и другим условиям полетов дронов отличаются от страны к стране.



Просмотров