Беседа с детьми что такое права ребенка. Классный час о правах и обязанностях ребенка "лучше знать, чем догадываться"

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Права ребенка". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание у детей представления об их праве на: имя, жилище, бесплатную медицинскую помощь, образование, любовь и заботу.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Права ребенка".

Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы".

Цель : дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги "Конвенция о правах детей").

Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление.

Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: очаг, лубяная избушка, собственность, неприкосновенность, школьные принадлежности.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации изображающие дом человека, жилище древнего человека, станцию скорой медицинской помощи, школу.

Раздаточный материал:

Жетоны с изображением: школьных принадлежностей, жилища, скорой помощи, цветка.

Методические приемы: игровая ситуация с домоправительницей мадмуазель Фрекен Бок (ФБ), беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется "Конвенция о правах ребенка". Эта книга расскажет вам о правах детей. (Неожиданно появляется ФБ и начинает пылесосить ковер, напевая песню. Воспитатель выключает пылесос).

ФБ : Что такое? В чем дело? (продолжает пылесосить).

Воспитатель : Что вы здесь шумите, вы нам мешаете! И вообще кто вы?

ФБ: Матильда, ты слышала? Они не знают, кто я такая. Я - домомучительница, ой простите, домоправительница, мадмуазель Фрекен Бок, я занимаюсь тем, что воспитываю детей.

Воспитатель : А детей - то вы любите?

ФБ: Что вы? Конечно, конечно! Я очень люблю детей, но если они воспитанные.

Воспитатель: Наши дети очень воспитанные и мы сейчас знакомимся с книгой, которая расскажет нам о правах детей.

ФБ : Малы вы еще права изучать. А эту книгу я сама прочитаю...(забирает книгу и уходит)

Воспитатель : Ну и Фрекен Бок забрала книгу и была такова...

Что же нам теперь делать?А давайте с вами сядем в поезд и отправимся в путешествие (дети садятся в импровизированный поезд, звучит аудиозапись). Наша первая остановка. (выходит переодетый ребенок).

Ребенок : Здравствуйте, Я Ваше Имя.

Воспитатель: Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении. Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.А давайте вспомним какие у вас прекрасные имена.

Дидактическая игра "Назови ласково".

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие (звучит аудиозапись).Наша следующая остановка. У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

(Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису)

Заяц : Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).

Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что подумаешь какой? Другой дом себе найдешь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность(плачет).Не имеешь права меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка. На все имею право.

Воспитатель: Подожди лиса, успокойся Ты знаешь, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома. Теперь ты поняла, что ты не права?

Лиса : Ну, хорошо я больше не буду, пойдем заинька поиграем.

Воспитатель : Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей). Каждый ребенок имеет право на свой дом (показ иллюстраций).

А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом?"

Медведю -берлога

Белке - ...

Птице - ...

Пчеле - ...

Собаке - ...

Воспитатель : В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь (показ иллюстраций).

Ребенок: (читает)

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Воспитатель:

Из какой сказки этот герой?(ответы)

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?(ответы)

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (ответы)

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

Воспитатель : продолжаем путешествие (звучит аудиозапись).

В книге о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (показ иллюстраций)

Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы)

В какое время года начинают учиться? (ответы)

Как называют детей, которые ходят в школу? (ответы)

Как называются книги, по которым учатся дети? (ответы)

А какие вы знаете пословицы, связанные с учением? (ответы)

Век живи - век учись.

Учение свет - неученее тьма.

Учиться - всегда пригодится.

Дети, давайте вспомним, по какой причине Буратино попадал в неприятные истории? (ответы)

Правильно, он не хотел учиться и считал себя самым умным.

А теперь послушайте загадку:

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка

Можешь и нарисовать

Называюсь я...(тетрадь)

Ребята, в школе вам понадобятся школьные принадлежности: ручки, тетради, линейки...

Дидактическая игра "Один - много"

альбом - альбомы

фломастер - ...

рюкзак - ...

карандаш - ...

(Снова неожиданно появляется Фрекен Бок)

ФБ : Ну что приехали? Сейчас я займусь вашим воспитанием.

Воспитатель : Мы приехали, чтобы забрать свою книгу, которую вы у нас взяли.

ФБ: Вы на эту книгу никаких прав не имеете, да и на все права, которые в этой книге записаны. На это могут рассчитывать только те дети, которые не едят сладкого и которые чувствуют твердую руку.

Воспитатель : Фрекен Бок вы не правы. Наши дети воспитанные и любят ласку. Верните нам пожалуйста книгу и мы будем знакомиться с другими правами детей.

ФБ : А вот меня никто не любит.

Воспитатель: Ребята, мне, почему то стало жалко Фрекен Бок. Может она потому такие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится. А вот все дети имеют право на любовь и заботу. Я предлагаю Фрекен Бок подарить цветы (дети дарят цветы).

ФБ: Прелестно, прелестно просто замечательно. До свидания, дети.

Воспитатель:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Детство только раз бывает

У ребят любой страны

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы). Мы еще раз встретимся с этой книгой, и она познакомит нас с другими правами.

Беседа для школьников «Изучаем детский Закон»

Педагог:
- Ребята, как вы думаете, что такое закон?

Дети:
- (Важное правило, которое все обязаны знать и соблюдать)

Педагог:
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно надо
И лелеять и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».

Педагог:
- Вы согласны с таким жизненным девизом?
- Почему важно соблюдать законы?
- Как называется основной закон страны?

Дети:
- Конституция.

Педагог:
- В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.
С 1 августа 2008 года на территории Краснодарского края вступил в силу Закон Краснодарского края от 21.07.2008 года ” О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”. Этому закону исполняется 4 года. Такой закон есть только в Краснодарском крае.

1) Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
2) Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц:
несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно;
несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов;
несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.
5) Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (далее – краевой Закон) разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации.
Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агентства. В этом случае родителям грозит большой штраф и воспитательные курсы.
В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование.
Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок.
Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.
Педагог:
- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве?

Дети:
Если все будут выполнять, соблюдать закон.

Педагог :
- Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.
2. Практическая часть.
- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают. (высказывания детей)
На доске прикреплен ватман с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают своё мнение, приводят примеры и т. п.
Черты характера:
Вспыльчивость (-);
Торопливость (-);
Осмотрительность (+);
Аккуратность (+);
Честность (+);
Лживость (-);
Уважение к людям (+);
Безразличие (-).
Упражнение «Познай себя».
Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия…
Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:
Помочь маме или пойти погулять?
Делать уроки или побездельничать?
Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?
Сказать правду или промолчать?
Согласитесь, чтобы принять решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства. Эти качества можно воспитать подобным образом:
Я уважаю себя, и поэтому не буду обижать младших … (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду мусорить… (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду грубить старшим… (дети продолжают)
Я уважаю себя… (дети продолжают)
Педагог:
- Кто, какой бы жизненный девиз выбрал для себя?
1. Работа не волк, в лес не убежит.
2. Хочу всё знать.
3. «Детский закон» – о детях забота! Его соблюдать – простая работа!
4. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
5. Моя хата с краю – ничего не знаю.
6. Жители Кубани, дети и подростки, чтобы в этой жизни процветать,
Нужно быть послушным и неравнодушным и законы края соблюдать.
7. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

3. Подведение итогов.
- Как вы понимаете выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?
- Какой вы должны помнить закон Краснодарского края?

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков.

  • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
  • обучение подростков основам юридических знаний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
  • раскрытие творческих способностей ребенка.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Тема нашей сегодняшней беседы – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права, о государственных и не государственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребенка в России, о вашей жизненной позиции в этом вопросе.

Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами? А кем они являются для своей страны? (гражданами). Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права, но не по тому, что они правы. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювекал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка – важнейший международный документ, принятый ООН 20 ноября 1989 года и определивший для передового мирового сообщества основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.

На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:

обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;

защищать права и свободы детей, выполнять все пункты Конвенции ООН.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить вы - юные граждане Российской Федерации.

Согласно Конвенции, ребёнком считается человек от рождения до своего совершеннолетия - до 18 лет. С момента рождения каждый ребёнок, независимо от цвета кожи, пола, национальности, состояния здоровья и имущественного положения, имеет несколько основных и неотъемлемых прав. Эти права ребёнку никто не «даёт», они являются для него «естественными правами».

РЕБЕНОК И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРАВА

(Учащиеся перечисляют права, которые знают, а учитель дополняет).

Основные права детей:

Гражданские права и свободы детей:

право на имя и гражданство

право на защиту жизни, чести, достоинства

право на свободу мысли, совести и религии

право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)

право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

право на жизнь

право на достойный уровень жизни

право на охрану здоровья

право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

право на образование

право на получение информации, способствующей всестороннему развитию

право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту :

от любого вида опасности или насилия

от похищения и торговли людьми

от эксплуатации детского труда

от злоупотребления наркотиками.

Более подробно о правах:

Первым из них является право ребёнка на жизнь. Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.

Вторым важнейшим правом является право ребёнка на индивидуальность. Это означает, что каждый ребёнок с рождения получает имя и гражданство, возможность знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, реализовать все свои таланты и способности.

В Конвенции закреплены и другие важные «естественные» права и свободы. Их можно назвать основными потому, что они дают каждому ребёнку возможность проявить и отстоять самое важное - свою индивидуальность.

Свобода мысли и слова даёт каждому ребёнку право свободно выражать свои взгляды и мнение, открыто, без страха говорить и писать о том, что он думает.

Родители, учителя, взрослые должны научить ребёнка правильно пользоваться этим правом. Это нужно для того, чтобы он стал активным участником жизни своей семьи, школы, настоящим гражданином своей страны.

Свобода совести и вероисповедания означает для каждого ребёнка возможность действовать в соответствии со своей совестью и убеждениями, самостоятельно решать: верить или не верить в Бога, соблюдать или не соблюдать религиозные правила и обряды.

Право на неприкосновенность частной жизни защищает ребёнка от вмешательства других людей в его личные тайны и семейные отношения. Это право не допускает, чтобы кто-то без согласия ребёнка читал его письма, приходил к нему в дом, пользовался его вещами.

Свобода получения информации даёт каждому ребёнку право узнавать о том, что его интересует. Он может делать это любым доступным ему способом: читая книги и журналы, смотря телевизионные передачи и кинофильмы, пользуясь компьютерными программами и Интернетом.

Родители и государство имеют право запретить детям определённого возраста получать некоторую информацию. Это делается потому, что некоторые книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, компьютерные игры могут быть вредны для развития ребёнка.

Задание учащимся.

Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений:

"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:

он маленький и беспомощный;

он еще мало знает о жизни;

он мало что умеет делать;

он не может делать многое, что делают взрослые;

если не заботиться о детях, их могут обидеть;

ребенок еще не умеет себя защитить;

его могут обидеть;

он маленький и не может сам себя защитить;

из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;

его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."

Учащиеся, работающие в группе, должны:

Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению.

Аргументировано дополнить эти ответы.

Обобщение учителя. Как вы смогли заметить, ответы многих девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они отмечают слабость ребенка, недостаток у него жизненного опыта, невозможность защитить себя. Рассмотрим и другие причины, по которым он нуждается в особой заботе и защите.

Так как ребенок растет и развивается постепенно и процесс этот продолжается достаточно долго (до 18–20 лет), он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, оказание им особой медицинской помощи.

Растущий организм нуждается в хорошем питании, но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Кроме того, ребенок не может зарабатывать себе деньги на питание, одежду, игрушки, книги и многое другое, т. е. и в этом государство должно помогать семьям и детям.

В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить свои способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".

(Можно использовать для закрепления прав сказки. Примеры даны ниже)

ПРАВА И СКАЗКИ

Отражение основных прав ребенка в сказках, рассказах, стихах и других произведениях для детей. В скобках после формулировки права дан номер статьи из Конвенции ООН о правах ребенка (1989), закрепляющей это право.

Право на жизнь (статья 6 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;
  • К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;
  • Б. С. Житков «Помощь идет».
  • Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».
  • Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей», «Слоненок»;
  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Право на охрану и укрепление здоровья

(статья 24 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
  • К. И. Чуковский «Доктор Айболит».
  • Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста».

Равноправие (не дискриминация) детей

(статья 30 Конвенции о правах ребёнка)

  • Дж. Родари «Чиполлино».

Право на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка».
  • Б. С. Житков «Храбрый утенок».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия (статья 19 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка».
  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • А. П. Чехов «Спать хочется».
  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка».
  • Д. Р. Киплинг «Слоненок».
  • X. К. Андерсен «Дюймовочка».
  • К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище».
  • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли (статьи 12,13,14 Конвенции о правах ребёнка)

  • В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Право на защиту ребенком своих прав и интересов

(статьи 12, 16 Конвенции о правах ребёнка)

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев

Право на проживание в семье

(статья 7 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. П. Чехов «Ванька».
  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка».
  • А. С. Пушкин «Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

(статья 9 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Ответственность семьи за ребенка

(статья 18 Конвенции о правах ребёнка)

  • С. В. Михалков «Праздник непослушания».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Право на жилище(статья 16 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя».
  • С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок».
  • Английская народная сказка «Три поросенка».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • Братья Гримм «Бременские музыканты».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок»
  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на имя (статья 7 Конвенции о правах ребёнка)

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка».
  • Ш. Перро «Золушка».

Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

(статья 20 Конвенции о правах ребёнка)

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко».
  • Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей».
  • С. Я. Маршак «Кошкин Дом».

Права детей-инвалидов (статья 23 Конвенции о правах ребёнка)

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Запрещение участия детей в военных действиях

(статья 38 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Права детей-беженцев (статья 22 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Гуси-лебеди».

Заключение.

Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка.

Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». (Ф.М.Достоевский)

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей . Каждое право порождает обязанность.

Подготовлено Суфияровой О.С.

Программное содержание : закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка; развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки; развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности; воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Материал : книга «Права детей», декорации к сказкам «Золушка», «Снежная королева», костюмы для детей разных национальностей.

Ход занятия :

Дети в зале стоят полукругом.

Воспитатель : Дети я рада нашей встрече. Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка». Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей. Мы с вами уже говорили о правах ребенка. Назовите их:

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении.

2. Дети имеют право на медицинский уход.

3. Дети имеют право на отдых.

4. Дети имеют право на бесплатное образование.

5. Дети имеют право говорить на родном языке.

6. Дети имеют право на хорошее питание и чистую воду.

7. Дети имеют право на безопасное условие жизни.

Воспитатель : Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей. Давайте прогуляемся по страницам наших любимых книг и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Я буду читать права, а вы вспоминайте, какие герои помогут нам в них разобраться. Первое: дети имеют право на медицинский уход.

Дети : Мы знаем, кто нам поможет.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица

И жучок, и червячок,

Ну, а, если вдруг у Оли

Или Коли, или Пети

Заболит живот,

Или насморк одолеет

Или голова болит,

Приходите, приходите.

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит.

Приходит Айболит.

Айболит : Да, дети, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил, но что вы обязаны делать, чтобы сохранить свое здоровье?

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок.

Давайте же мыться плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане. Всегда и везде вечная слава воде!

Дети сели на стульчики.

Воспитатель : Значит, у нас должна быть хорошая, чистая вода и вкусная питательная еда. А чтобы все это было ребенок должен воспитываться в семейном окружении или с теми, кто будет о нем заботиться. Перевернем еще одну страницу. Смотрите это ведь Герда. Почему ты такая печальная? Ведь вы с Каем так дружно и весело живете у бабушки.

Герда : Снежная королева посадила Кая в санки и увезла с собой. Но я не отдам ей Кая. Я найду его. Кай, Кай, отзовись Кай! Отзовись. Почему ты молчишь?

Кай : Тише, ты сбиваешь меня.

Кай, милый, это я! Ты меня забыл?

Я никогда ничего не забываю.

Кай, я нашла тебя, а ты даже не сказал, мне здравствуй!

Здравствуй, Герда.

Кай,что ты делаешь?

Я должен сложить из льдинок слово «вечность». И Снежная королева подарит мне весь мир.

Кай! Пойдем домой! Я не могу тебя здесь оставить, ты все забыл. Ты сидишь и молчишь, как будто на свете нет детей, взрослых, а есть только кусочки льда. Розы, которые цветут у нас дома, завяли без тебя. А бабушка все ждет тебя и плачет. Дождик идет, а она все ждет, ждет.

Воспитатель : Герда заплакала, горячая слезинка упала на грудь Кая и растопила его ледяное сердце.

Герда, Герда, это ты? Ты плачешь? Что случилось? Кто посмел тебя обидеть? Как здесь холодно.

Идем! Ничего, шагай. Нас ждут друзья, бабушка.

Воспитатель : Да дети имеют право, жить с теми кто, о них заботится.

Перелистаем странички еще одной замечательной сказки – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Появляются дети в костюмах Буратино, Мальвины, Пьеро. Дети поют песню. Выходит Карабас.

Карабас : Так–так! Это ты, несносный мальчишка, помещал моему представлению. Ну, Буратино, ты сделан из дерева, и я растоплю тобой камин.

Воспитатель : Это же безобразие.Никто не имеет право жестоко обращаться с детьми, поэтому они и убежали от Карабаса. И создали свой театр. Здорово, что дети такие веселые и счастливые и занимаются тем, что им нравится. Сейчас мы перелистаем страницу одного интересного рассказа «Цветик-семицветик».

На сцене появляется скамейка, на которой сидит мальчик. К нему подходит девочка Женя.

Мальчик, как тебя зовут?

Женя, давай играть в салки?

Не могу, я хромой.

Как жалко! Ты мне очень понравился, и я с большим удовольствием побегала с тобой.

Ты мне тоже понравилась и я бы тоже с удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению, это невозможно, я хромой, это на всю жизнь.

Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик (вынимает цветик-семицветик, отрывает лепесток).

Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров.

Дети убегают.

Воспитатель : Конечно, в сказке можно стать здоровым моментально, в жизни, к сожалению, так не бывает! Перевернем еще одну страницу книги. Дети имеют право на отдых.

Выходит Золушка (поет).

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня

Силы не жалея,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь.

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне! Добрые люди, где же вы?

Раздается музыка. Появляется Фея и Паж.

Золушка . Крестная! Дорогая крестная!

Крестная . Ты хочешь поехать на бал?

Золушка . Да, крестная, но…

Фея . Ты поедешь на бал. Вот моя волшебная палочка. Сейчас будут чудеса!

Крестная взмахивает палочкой. Музыка.

Сережа . Маша, а давай устроим сегодня необыкновенный бал! На нем обязательно должен быть мальчик Витя! Еще я очень хочу, чтобы на балу были дети из разных стран и в своих национальных костюмах.

Маша . Молодец, Сережа! Хорошо придумал! Ведь в книгах записано, что дети имеют право соблюдать обряды своей культуры и говорить на своем родном языке.

Сережа и Маша : Итак, бал начинается!

Под музыку выходят все участники представления. Дети в национальных костюмах. На коляске вывозят мальчика Витю.

Все дети, взявшись за руки, хором поют «Солнечный круг».

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Беседа «Зачем человеку имя?»

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.



Просмотров