Беседа что такое права ребенка. Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)
Мария Зубарева
Конспект проведения НОД в области «познание»
с детьми старшего дошкольного возраста
«Права ребёнка » .
Подготовила и провела : Зубарева М. А
Задачи : Познакомить детей с их правами . Воспитывать уважение к членам семьи.
Материал : Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя)
Ход : Педагог - здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать как им позвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям.? Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)
Педагог - каждый ребёнок имеет право на имя , фамилию и отчество!
Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру : «Назови друг друга ласково» (вы будете передавать друг другу мячик и называть ласково имя того человека, которому отдаёте мяч)
Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это…далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок , который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.
Педагог – вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок ? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью ! Что такое семья? Это мама. Папа….семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку» (Воспитатели показывают представление по стихотворению)
Вечер по лесу плывёт, Заревел сыночек.
Звёздочками светится. Вышла мама за порог
Сыну песенку поёт Принесла ему цветок :
Бурая медведица : - вот тебе цветочек,
На траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!
Баю, бай, усни, сынишка! - не хочу цветочек. -
Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек
Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,
Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,
Лучше я пойду гулять! Притащила мёду
Вышла мама за порог, Целую колоду.
Принесла ему грибок : мама песенку поёт,
Вот тебе грибочек, мишка угощается :
баю-бай, сыночек! - до чего могучий мёд,
Не хочу грибочек. - Аж глаза слипаются!
Педагог - скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать!
Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку?
Ответы детей
Педагог - мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя , фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью !
А ещё имеет право на охрану здоровья ! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? Ответы детей
Педагог - и так, на зарядку становись!
Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,
Вправо , влево наклонись,
Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!
Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.
Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.
Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,
А теперь на пятку – сделаем зарядку!
Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!
Помаши- ка мне рукой Раз – другой, раз – другой!
Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!
Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!
Раз – два, раз – два начинается ходьба!
Педагог – устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята, у вас есть право на игру , вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? Ответы детей!
Можно поиграть в игру «запретное движение»
Послушайте стихотворение «мои права » !
У ребёнка право есть , кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить , на салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!
Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав ! Разве я, друзья, не прав ?
Педагог - Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? О каких правах мы с вами говорили ?
Ребёнок имеет право на имя , фамилию!
Ребёнок имеет право на семью !
Ребёнок имеет право на охрану здоровья !
Ребёнок имеет право на игру !
Молодцы ребята! Нарисуйте то право , которое вам больше всего понравилось и запомнилось!
Дети выполняют задание, затем рассказывают, что они нарисовали. Работы детей отправляются на выставку !
Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» Звонарева Марина Викторовна.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала.
В путь- дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин.
Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в правовом, цивилизованном государстве.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство- наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, доброжелательного отношения к людям.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
В связи с актуальностью этой темы мною был разработан проект для детей старшей группы на тему: «Права детей» .
Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о правах и обязанностях человека, о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе. Развивать у детей интерес к знакомству с правилами и обязанностями детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, в форме соответствующей возрасту старших дошкольников.
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Вид проекта: краткосрочный, информационно познавательный, коллективный.
Проблема: необходимость правового воспитания дошкольников.
Формы и методы работы по проекту:
- Проблемно- поисковая деятельность. Проводилась работа в группе по решению проблемных ситуаций и задач.
- Продуктивные виды деятельности: на занятиях по изобразительной деятельности рисовали «Автопортрет» , «Портрет мамы» , «моя семья» .
Лепили на тему: «Моя любимая игрушка» .
Выполняли аппликацию на тему: «Я, военным стать хочу» .
3. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром знакомила детей со значением имени, умению правильно называть своё имя, отчество, фамилию.
Проводились беседы на тему: «Моя семья» .
Организовала с детьми просмотр видео слайдов на тему «Права детей» . Где познакомила детей с основными документами по правам человека.
4.Проводилась работа с родителями:
Оформление стенда для родителей: «Права детей» .
Провела консультацию для родителей: «Права и обязанности дошкольников» .
Анкетирование на тему: «Проблемы современной семьи, имеющих детей дошкольного возраста» .
Проводились индивидуальные беседы с родителями, с целью создания генеалогического дерева своей семьи.
Для презентации моего проекта мною был разработан конспект НОД на тему «ПРАВА ДЕТЕЙ» . Который стал итогом проекта.
Конспект НОД в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5» , город Троицк, Челябинской области.
Разработала воспитатель: Звонарева Марина Викторовна.
Тема: «ПРАВА ДЕТЕЙ»
Цель: познакомить детей с их правами. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, своим близким и родственникам.
Дорогие ребята, совсем недавно, когда вы пришли в детский сад вы были такими маленькими. Многие из вас еще не могли разговаривать, некоторые сосали соски, и, даже носили памперсы. Но вот прошло несколько лет, и вы стали старшими дошколятами. И, теперь, я могу с вами беседовать на очень серьезные темы. Я считаю, что вы уже довольно взрослые, чтобы об этом узнать и это не случайно.
Один мальчик из нашей группы вчера плакал и говорил следующие фразы: «Меня мама не любит, я не хочу, чтобы меня так звали, я не буду сегодня рисовать, не подходите ко мне!»
Что же с ним случилось? (ответы детей)
Да, мне тоже кажется, что его кто-то обидел, а по, другому, это можно назвать: нарушил его права!
Чтобы с вами этого не произошло предлагаю вам отправиться в путешествие в страну: «Прав ребенка» .
На чем же мы с вами отправимся путешествовать? (детям предлагаются различные виды транспорта) . Выбирайте, кто хочет полететь на воздушном шаре, кто хочет поехать на автомобиле, кто хочет полететь на самолете, а может быть кто-то хочет поскакать на лошади? Выбирайте! Вот мы с вами и познакомились с одним из прав человека –это право выбора. Отправляемся в путь! (На экран выводится картина, с изображением женщины и мужчины.)
Первая остановка. Давайте присядем отдохнуть.
Для тебя, наверное, не секрет, что детей не приносят аисты. Не удивляйтесь, что детей не ищут в капусте. Каждого из нас носит под сердцем девять месяцев женщина. Рядом с этой женщиной должен быть мужчина, любящий и оберегающий не только ее, но и то крохотное существо, которому только предстоит родиться. Мы рождаемся, и женщина становится для нас мамой, а мужчина – папой.
Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому помешать.
Посмотрите, ребята, в нашей группе растет необычное дерево, и яблоки на нем тоже не совсем обычные, и для того чтобы мы лучше запомнили наше путешествие предлагаю вырастить на нем еще несколько удивительных яблок: на них будут написаны права детей. Вот одно яблоко мы с вами уже вырастили. Давайте его повесим на нашу яблоню.
И, снова, отправляемся в путь!
Вторая остановка. (На экране картинка, с изображением детей)
Посмотрите, сколько разных мальчиков и девочек на этой картине. И у каждого из них есть свое имя, свое отчество, своя фамилия.
И это еще одно важное право каждого ребенка – ПРАВО НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЮ.
Такое право появляется у ребенка с момента его рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении – главном документе каждого ребенка.
Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, а фамилия определяется фамилией родителей.
Давайте поиграем с вами в игру «НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ» . Я буду бросать мячик, кто поймает, должен назвать свое имя, имя своего папы, свою фамилию. Например: меня зовут Марина, папу моего звали Виктор, поэтому меня зовут –Звонарева Марина Викторовна.
Вот еще одно яблоко готово для нашего дерева. Давайте повесим его.
Снова отправляем я в путешествие. (на экране нарисовано генеалогическое дерево)
Посмотрите еще одно необычное дерево выросло на экране, давайте его рассмотрим.
Это дерево называется генеалогическим. На нем словно большие яблоки расположены какие –то фотографии. (рассматриваем)
У каждого из вас есть такое дерево, и я думаю, когда вы вырастите то сделаете себе такое генеалогическое дерево.
Ну, а мы с вами познакомились еще с одним правом детей: ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ СВОИМИ РОДИТЕЛЯМИ.
Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Давайте пополним наше дерево еще одним яблоком.
И, снова в путь!(На экране картина с изображением одежды, обуви, еды)
Хочу познакомить вас еще с одним правом: ПРАВО НА ЗАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ.
Скажите, кто покупает вам новую одежду, обувь, игрушки? Кто кормит вас вкусной едой? Кто ходит с вами в парк, цирк, в кино? А кто дает вам лекарства, если вы заболеете?
А, кто делает с вами поделки, играет, рисует, гуляет? Конечно, это ваши родители!
И мы с вами вырастили еще одно яблоко, давайте повесим и его.
Понравилось вам наше необычное путешествие? Что нового вы узнали и запомнили?
В дальнейшем мы с вами узнаем, какие еще права есть у детей и дополним наше дерево
Неделя правовых знаний в детском саду. Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста.
Цель :обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.
Задачи:
Расширить знания детей о правах и обязанностях.
Развивать навыки выразительного чтения стихов.
Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
Развивать умение рассуждать, делать выводы;
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, желание приходить на помощь нуждающимся.
Оборудование:
Оформление зала плакатами и стенгазетами «Я + мои права», на мольберте большая книга «Права ребенка», выставка детских рисунков «Дети планеты».
Предварительная работа:
Проведение с детьми познавательных занятий, бесед по ознакомлению с документом «Конвенция о правах ребёнка», «Права ребёнка и обязанности».
Конкурс рисунков «Дети планеты», изготовление плаката – коллажа и стенгазет для выставки «Я + права ребёнка»
Подготовка с детьми 3х мини-сценок «Коза с козлятами », «Буратино и Мальвина», «Доктор Айболит».
Разучивание стихов о семье и правах ребенка.
Ход мероприятия:
В зал под песню «Давайте жить дружно» заходят дети и ведущий.
Ведущая :Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом зале не зря, и говорить будем о ваших правах и обязанностях.
- Кто из вас знает, что такое права? Права – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Ведущая:
- А как вы думаете, в каком документе прописаны ваши права?
Дети: Конвенция о правах ребёнка.
Ведущая: - Правильно. В 1989 году в США Генеральной ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка и является международным документом, признающим все права человека в от¬ношении детей от 0 до 18 лет, который содержит 54 статьи.
В статье 7 написано, что каждый ребёнок имеет право на имя и гражданс¬тво при рождении, а также право знать своих роди¬телей и право на их заботу.
Ведущая: Право на имя. Что это?
Дети: Имя человеку дают в детстве и на всю жизнь.
Ведущая: Право на имя - одно из личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину, позволяющих выделить конкретного человека из массы других субъектов общественных отношений. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: «Имя, это индивидуальное, по имени нас зовут», «Чтобы понять, кого зовут», «Позвать другого человека», «Имя нужно человеку для того, чтобы контактировать с другими людьми».
Ведущая: Правильно. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Таким образом, обладателем указанного права является и ребенок. Он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Смотрите, сколько ребят у нас в зале. Практически у всех разные имена. Давайте мы с вами поиграем и проверим!?
Игра «Шляпа знакомств».
Ведущая: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество.
Ведущая: Вот видите, мы узнали, что ребенок имеет право не только на имя, но и на отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Как правило, фамилия ребёнку, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери.
1 ребенок:
Права нам каждому нужны,
И ими очень дорожим.
Лишь только с ними мы уверено живём,
И от судьбы хорошего мы ждём.
Они все в Конституции записаны,
И положения их там прописаны.
Чтоб все права же соблюдались,
На праздник этот мы собрались.
2 ребенок:
День прав человека мы празднуем вместе,
Пусть радости крик летит в поднебесье!
Дискриминации скажем дружно мы «Нет»,
Достоинство личности – вот наш ответ!
Жить без унижения и нищеты,
Достоин я, достоин и ты!
3 ребёнок:
С рождения мы имеем право
На жизнь, заботу и любовь,
На имя, что родными дано,
На Родину, на отчий кров.
И поздравления у нас сегодня
За этот праздник прозвучит!
Ведь о правах кричим всегда мы.
А про обязанности? – Молчим.
Ведущая:
– Я рада, что вы знаете свои права и обязанности. Радует то, что вы наслышаны о важном документе «Конвенция о правах ребёнка», где прописаны права ребёнка. Цель - призвать общество и государство решать проблемы по защите детей, обеспечить им оптимальные условия жизни, дать образование и охранять здоровье. Дети, вы должны знать о своих правах, это способствует становлению и развитию личности. Зная свои права нельзя забывать и про свои обязанности – это поможет вам стать ответственными людьми. Мы должны знать, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими может привести к конфликту между собой.
- А давайте мы с вами вместе вспомним, какие права и обязанности есть у вас.
Маша:
- Право на имя при рождении
- Право на семью
- Право на образования
- Право на медицинскую помощь
- Право на жизнь
Ведущая: Молодцы! А какие у вас обязанности?
Петя:
- нарушать дисциплину;
- говорить неправду;
- обижать младших и своих сверстников.
Ведущая: Петя, разве такие обязанности у детей? Дети, а давайте вспомним какие у вас обязанности (отвечают дети) :
- слушаться;
- любить;
- одеваться самостоятельно;
- игрушки убирать за собой;
- старшим помогать.
Маша удивленно смотрит на Петю:
- Вот это да! Оказывается,у нас есть не только права, но и обязанности.
Ведущая: Молодцы! Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается».
№ 1.
Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать -
Это…..(разрешается)
№ 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение -
Это …..(разрешается)
№ 3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это…..(запрещается)
№ 4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда …….(Запрещается!)
№ 5.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа …….(Запрещается!)
№ 6.
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго ….(запрещается!)
Сценка “Коза с козлятами” песню «Козлятушки» (А. Рыбников, ЮЭнтин)
В зал заходит коза (плача)
Почему открыта дверь?
Видно к нам забрался зверь.
Где мои ребятушки, серые козлятушки?
Ведущая:
- Не плачь, Коза, мы тебе поможем!
Эй, козлятки, ребятки,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Козлята вбегают, обнимают маму
Коза:
Где вы были, ребятушки?
Козлята:
Мама, мама, Волк опять
Пришел в двери к нам стучать.
– Ну а мы не открывали,
Мы ведь маму свою ждали.
– Мама ведь у нас одна,
Лучше всех у нас она.
Ведущая:
-Понравилась вам сказка? Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка и о каком праве говорится? Молодцы ребята, все правильно ПРАВО НА ЖИЗНЬ.
Главным правом наш ребенок
Наделяется с пеленок.
Ты родился и живи,
Маму с папою люби.
Год тебе всего один.
Но уже ты гражданин.
За тобой стоит закон,
Защищает всех нас он.
Каждый маленький ребенок,
Вырастая из пеленок,
Начинает понимать,
Чем он может обладать:
Все, что может дать страна,
Чем богата и сильна.
Ведущая:
– А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте посмотрим и узнаем,о каком праве говорится в этой сказке?
Инсценировка отрывка сказки “Буратино” Под музыку «Приключения Буратино» заходят Буратино и Мальвина.
Мальвина
(строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.
Буратино
(хитро подмигивая)
. Врете, ни одного.
Мальвина:
А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино:
Два!
Мальвина:Подумайте хорошенько.
Буратино
(сморщился)
Два!
Мальвина
(изумленно)
Почему?
Буратино:
Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись!
Мальвина:
У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.
Буратино:
Диктант, а это как?
Мальвина:
Пишите: "А роза упала на лапу Азора" Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
- Ой! Вскрикнул испугано Буратино, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Мальвина:
(всплеснула руками)
:
- Вы противный мальчишка не хотите учиться,
Вам бы только паясничать и веселиться,
Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,
Вас учить и учить.
Ведущий:
– Ребята скажите, какое право вы увидели в этой сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы. Но у нас впереди с вами ещё одна сказка. Давайте её посмотрим.
Ведущая:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
Маша, Петя и Серёжка,
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит!
Ведущая звонит по телефону:
«Приезжайте, доктор,
В детский сад скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
Слышен голос Айболита:
- Ладно, ладно, я бегу, вашим детям помогу.
В зал заходит Айболит:
- «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?»
- Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной?
А вы знаете, что помогут апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
У кого болит животик?
Есть такие вирусы,
Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот –
Заболит от них живот.
Вот какие вирусы,
Вирусы-вредилусы!
(И. Обыдённый)
Айболит: Вот послушайте и отгадайте загадки:
1.Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке. (Капуста)
2.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.(Морковь)
3.Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
4.Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)
Айболит:
Дети, про что наши загадки?(овощи)
- Правильно ребята, ешьте витамины и никогда не болейте! А сейчас ребята, мы с вами встаём и поиграем.
Игра:
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь (бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
Ведущая:
А что же нам нужно сделать, если вдруг заболели?
Дети:
Обратиться к врачу.
Ведущая:
Правильно. И врачи окажут нам медицинскую помощь.
Айболит:
Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
Ведущая:
В заключение нашего праздника мы проведём конкурс стихотворений о семье и правах ребёнка.
Чтение стихов
Ведущая:
Так о чём же мы с вами сегодня говорили?
Дети:
О правах и обязанностях.
Ведущая:
Правильно, сегодня мы с вами говорили о правах ребёнка. И дети в стихах, рассказали о наших семьях и правах. Сейчас жюри подведут итоги конкурса, а мы с вами потанцуем.
Включается песня:
“Мы на свет родились, чтобы радостно жить”
Вручение дипломов
Наталья Неживенок
Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)
Цель : Дать детям понятие о правах ребенка , развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.
Ход :
1. Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила . Система норм, правил , которые установлены тем или иным государством, и есть права . (право на жизнь , на отдых, на образование и т. д.) . но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно : хорошо учиться, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.
Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка , взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права . А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.) . Это и есть забота государства о детях.
2. Рассказ о правах ребенка .
Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права . Какие же права ребенка вы должны знать ?
1) Каждый имеет право на жизнь . Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
2) Каждый ребенок имеет право на образование . Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.
3) Каждый ребенок имеет право на свободу . Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
4) Никто не имеет права обижать друга , унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе , а не размахивать кулаками.
5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать .
6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.) . Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей : входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.
8) Каждый имеет право на отдых . У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.
3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка , эпизодами из любимых сказок.
1) "Нет ничего дороже жизни" (право на жизнь )
Вспомните сказку где было нарушено право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", "Колобок")
2) Назовите сказку в которой врачи борются за право на жизнь (К. Чуковский "Айболит")
3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")
4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")
5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")
6) Право на труд
4. Воспитатель подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву )
Ход беседы
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
Воспитатель:
Воспитатель:
- Конвенция о правах детей
(Воспитатель:
1. А у вас есть имя?
Воспитатель:
Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу.
От того узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?
Аня - благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан - щедрая; Даша - сильная, побеждающая; Илья - сила Божья; и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель:
согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете - маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).
В жизни совсем не важно - большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.
- Не огорчать своих родителей.
- Надо быть всегда вежливыми.
Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы-размышления " Мои права и обязанности".»
Беседа – рассуждение с воспитанниками на тему:
« Мои права и обязанности»
Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.
Задачи.
Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.
Формировать представление о своем имени, о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.
Развивать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями товарищей, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.
Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.
Ход беседы
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Воспитатель: А как называется документ, где написаны ваши права?
- Конвенция о правах детей
(Воспитатель: Совершенно верно. Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
1. А у вас есть имя?
2. Кто дал вам имя? (родители)
Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.
3. У вас у всех есть имена. А для чего оно вам?
4. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?
Воспитатель: Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу.
От того узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?
(Дети называют значение своего имени)
Аня – благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи.
Ребятки, что такое семья? Как она образовалась? (Ответы-предположения детей).
Семья - это группа живущих вместе близких родственников, так написано в словаре Ожегова.
До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди
согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).
В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.
Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.
(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).
У всех вас добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?
Надо слушаться своих родителей.
Надо помогать своим родителям.
Не огорчать своих родителей.
Надо быть всегда вежливыми.
Если нарушил правило, надо попросить прощение.