Банкротство страны – что это такое, и как происходит. Как государства становятся банкротами Случаи банкротства государства

Однозначно ответить на вопрос о том, какова роль государства в процессе несостоятельности практически невозможно, потому что большинство предприятий или акций является государственной собственностью. Особого внимания требуют также предприятия, которые имеют экономическую и социальную значимость и предприятия оборонного типа. При этом не берется в учет их форма собственности.

Задача государства в проведении процедуры несостоятельности заключается в обеспечении законности, объективности и чистоты процесса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Проанализировав соответствующие законодательные акты, можно сделать вывод, что законодательство не достаточно четко формулирует преимущественные позиции, призванные регулировать процесс банкротства для предприятий разных форм собственности.

Главной функцией государственного института банкротства считается вывод несостоятельного предприятия из делового оборота. Одним из путей такого исключения является возобновление платежеспособности, но вопрос о рентабельности такого процесса остается открытым.

Гораздо более важной является государственная помощь предприятиям, которые находятся на начальном этапе возбуждения дела о банкротстве, то есть только начинают испытывать затруднения.

Выявление и предупреждение проблемы должно происходить благодаря процедуре мониторинга, который подразумевает систематическое изучение и анализ финансовой ситуации на предприятиях различных форм собственности. Роль государства на этом этапе состоит в обеспечении контроля над чистотой процесса для каждого конкретного предприятия. Особого внимания требуют ответственность кредиторов и их отношения с арбитражными управляющими, в ходе которых возможно нарушение законности процедуры.

Государство должно проводить меры по исключению специалистов без соответствующей квалификации и контролировать работу арбитражных управляющих. Также необходима работа по предупреждению банкротства, которая подразумевает обеспечение текущей проверки предприятий различных форм собственности.

Перед государством стоит задача определения роли должников или кредиторов для своих органов и установления полноправного участия в процессе делового оборота.

Поддержка в процессах

Государство может участвовать в процессе банкротства предприятия или организации в таких случаях:

  • наличие заявления требований, касающихся уплаты по обязательным платежам;
  • требования РФ по денежным обязательствам;
  • контроль работы организаций арбитражных управляющих, которые регулируют свою деятельность самостоятельно;
  • участие в делах о банкротстве, которые касаются некоторых видов должников.

Первый и второй случай подразумевают опосредованное государственное влияние на процесс в виде нормативных актов, которые регулируют порядок заявления требований, подачи соответствующих документов в суд, голосования собрания кредиторов. Это значит, что государство в данном случае устанавливает правила, регулирующие деятельность кредиторов и должников.

Третий случай означает осуществление государством непосредственно контрольных мер по работе СРО. Государство контролирует законность и чистоты деятельности, совершаемой саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Четвертый случай подразумевает целый комплекс мер, предпринимаемых государством с целью обеспечения правового регулирования дела о банкротстве, контроля деятельности должников и арбитражных управляющих, помощи предприятиям, которые являются должниками.

Полномочия

В первом и втором случае уполномоченным органом от лица государства является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Она выступает в роли кредитора по вопросам обязательных платежей и требований Российской Федерации, касающихся денежных обязательств.

Третий случай подразумевает участие регулирующего органа государственного контроля, который представлен Министерством Юстиции Российской Федерации.

В четвертом случае государственные органы, участвующие в процессе, устанавливаются с учетом отношения должника к определенным группам предприятий, например, финансовые, градообразующие, стратегические или другие организации.

В компетенцию ФНС входит отсрочка подачи заявления о признании банкротства должника в суд. Таким образом, государство предоставляет возможность исправления сложившегося положения должником.

Это возможно в таких случаях:

  • обжалование требований, касающихся взыскания обязательных платежей;
  • обжалование действий должностных лиц;
  • наличие фактов, подтверждающих возможность возобновления платежеспособности должника в двухмесячный срок;
  • принятие должником необходимых мер по предотвращению рассмотрения дела о банкротстве в судовом порядке;
  • наличие у должника ликвидного имущества, финансовых средств, реализация которых способна покрыть имеющуюся задолженность перед государством (обязательным условием при этом является письменное подтверждение должником реализации этой собственности и перенаправления вырученных средств на погашение долга перед РФ).

Осуществляя права кредитора, уполномоченный государством орган должен брать во внимание выводы, предоставленные органами местного самоуправления, исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Государство производит контроль за деятельность СРО, целью которого является установление соответствия работы этих организаций правилам, нормам и параметрам законодательства.

Согласно данным анализа эффективности таких мер государственного контроля, наиболее действенным признано переложение контролирующей функции на суд. Такое решение основано на обладании арбитражным судом полным объемом информации, характеризующей работу арбитражных управляющих.

Наиболее широкому государственному влиянию в деле о банкротстве подвержены некоторые виды должников, являющихся социально и экономически значащими. В этом случае в дело вступают органы, которые выражают государственную политику как единое экономическое пространство.

Как участники дела о несостоятельности, все государственные органы обладают правами и обязанностями полноправных участников процесса, которые гарантируются законодательством

Для государственных органов характерны такие полномочия:

  • меры контроля над назначением и работой арбитражных управляющих, подразумевающие выдачу аттестатов претендентам на назначение на должность, реализацию прав на подачу кандидатуры суду, исследование плана по внешнему управлению, по возобновлению платежеспособности на соответствие законодательству и безопасности работы комплекса производства;
  • установление собственности и круга предприятий, подлежащих специфике правового урегулирования процесса несостоятельности;
  • поддержка государства, осуществляемая как гарантии и поручительства;
  • осуществление предпочтительного права на приобретение предприятия как комплекса собственности или имущества, принадлежащего должнику.

Меры предупреждения

Наиболее эффективными в преодолении проблемы являются меры по предупреждению несостоятельности.

Для Российской Федерации характерны следующие способы государственной помощи:

  • гарантии государственного и муниципального характера, позволяющие обеспечить обязательства для предприятия-должника;
  • бюджетный кредит, предоставляемый под обеспечение в виде поручительства или банковской гарантии для юридического лица;
  • заказ государственного или муниципального значения, позволяющий произвести загрузку производства на время вынужденного перерыва в работе;
  • бюджетные инвестиции;
  • отсрочка, налоговый кредит или рассрочка, предоставляемая для уплаты соответствующего сбора и налога;
  • муниципальные кредиты.

Для того чтобы воспользоваться программой государственной поддержки, должнику необходимо обладать полной информацией об этих возможностях и особенностях процедуры и своевременно подать соответствующие .

Наиболее широко обозначен круг мер по предупреждению несостоятельности для организаций стратегического характера и предприятий топливно-энергетического комплекса. Для организаций градообразующего типа государственное участие обеспечивается только после непосредственного .

Кредитных организаций производится самими должниками и контролируется Банком России, который не только принимает меры по оздоровлению предприятия, но и проводит мониторинг их финансового состояния.

Выполнение функций по своевременному мониторингу финансового состояния и принятию мер, предупреждающих банкротство, не обеспечивается государственными органами на должном уровне для всех типов предприятий.

Роль государства в процессе несостоятельности

Роль государства в имеет двойственный характер. Это становится источником ряда проблем, возникающих на практике. Одновременная реализация частноправовых и публично-правовых интересов делает актуальной информацию о пределах государственного вмешательства в процесс банкротства.

Пределы вмешательства

Правовая позиция Конституционного суда РФ устанавливает публично-правовое вмешательство путем предоставления равноправных возможностей для всех кредиторов в процессе осуществления интересов экономического характера при условии банкротства должника.

Государственная активность в процессе банкротства проявляется в виде применения механизма контроля, осуществляемого судом. Это означает, что спектр действий, осуществляемых участниками данного процесса, подпадают под контроль и регулирование суда.

Практика показывает, что наиболее значимым в процессе несостоятельности является судейское усмотрение. Выбор суда по вопросу необходимых процедур усложняется наличием сложных ситуаций правового характера. Для принятия наиболее правильного решения судья может опираться на квалифицированное экспертное мнение.

Действующим законодательством установлены нормы и правила, которые обеспечивают своевременность и законность процедуры открытия дела о несостоятельности, но существует угроза ущемления интересов основной массы кредиторов путем удовлетворения экономических интересов одного из них.

Несостоятельность предприятий невыгодна для государства, так как активирует ряд социальных и экономических проблем, которые могут иметь катастрофические последствия

Уровни регулирования

Кодексы:
  • положения о банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, закрепленные Гражданским кодексом РФ;
  • регулирование порядка налогообложения Налоговым кодексом РФ;
  • положения о неправомерных действиях при несостоятельности, преднамеренной и фиктивной несостоятельности в Уголовном кодексе РФ;
  • особенности правосудия в области экономической деятельности в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
Федеральные законы:
  • перечень критериев и признаков банкротства, особенности предупреждения несостоятельности, отношения, возникающие между должниками и кредиторами в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • процесс банкротства кредитных предприятий в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • определение правил ведения бухгалтерии в Законе «О бухгалтерском учете»;
  • особенности организации работы акционерных обществ в Законе «Об акционерных обществах»;
  • особенности процедуры несостоятельности предприятий ТЭК в Законе «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
  • особенности и правила совершения сделок, связанных с оценочной деятельностью в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • порядок исполнения судебных предписаний в Законе «Об исполнительном производстве».

Стандарты и положения:

  • лицензирование деятельности арбитражных управляющих;
  • основные функции ФСФО Российской Федерации;
  • особенности бухгалтерского учета;
  • правила ведения бухгалтерии юридическими лицами.
Приказы, письма, постановления, распоряжения:
  • Акты Правительства Российской Федерации;
  • Акты ФСФО;
  • Нормативные документы Министерства финансов РФ;
  • Акты Центрального Банка РФ;
  • Нормативные документы Министерства внутренних дел РФ;
  • Акты Федерального управления по делам о несостоятельности;
  • Нормативные акты и документы, издаваемые муниципальными и региональными государственными органами.

Проблемы механизма

Банкротство характеризуют как невозможность определенного субъекта правовых отношений удовлетворить денежные требования или выплатить обязательные государственные платежи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный термин можно детерминировать не только как юридический факт, но как процедуру становления юридических и физических субъектов неплатежеспособными. Однако нельзя сводить банкротство только к конечному признанию субъекта неактивным в финансовом плане, поскольку это также включает процесс восстановления денежных активов, получения поддержки от специализированных органов и др.

Причины ситуации

К основным причинам банкротства (которые присущи всем типам предприятий, обладающих финансовыми активами) можно отнести:

  1. Ограниченность в собственных финансовых средствах и отказ кредитных учреждений в сотрудничестве. Предприятия, которые вызывают недоверие клиентов, как правило, постепенно теряют их финансовые вклады. Причиной этого может быть плохое обслуживание, невыгодные программы и предложения, предыдущие неправомерные действия.
  2. Сильная конкуренция и монополия. Давление со стороны государства по поводу установления монополии на данный вид производства — распространенная причина банкротства в сфере предпринимательской деятельности.
  3. Организационно-финансовые ошибки в работе персонала. Ложные расчеты по установлению цен на продукцию, несвоевременное осуществление операций, разработка неэффективной стратегии развития и другие ошибки могут существенно снизить конкурентоспособность такого субъекта в сфере финансовых или реализаторских услуг.

К каждому отдельному виду хозяйственной деятельности можно добавить еще несколько причин признания субъекта неплатежеспособным.

Не существует единой и основной классификации таких предпосылок, поскольку действующее законодательство акцентирует внимание именно на конечном результате данного процесса — признание банкротом.

Субъекты банкротства

Перечень субъектов банкротства можно встретить в Федеральном Законе «О банкротстве», где указано, что к ним относятся: должник, кредитор, арбитражный управляющий, комитет кредиторов и другие (органы местного самоуправления и исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы). Их правосубъектность существенно отличается, поскольку по вине одного из них (должника) второй (кредитор) несет определенные потери в виде денег, услуг, ценных бумаг или других финансовых активов.

Также специфическими, но необходимыми в таком процессе являются «субъекты оздоровления» неплатежеспособного лица: арбитражные органы, государственные и местные структуры.

Их роль нельзя недооценивать, поскольку действенная стратегия способна возобновить нормальную деятельность соответствующего участника.

Физические лица

Физическое лицо в типичных правоотношениях может выступать в качестве: должника, кредитора, арбитражного управляющего. Однако закон предъявляет определенные условия к лицу, которое может быть признано неплатежеспособным: наличие предпринимательской деятельности и невозможность удовлетворения требований определенных лиц в течение установленного срока.

Правосубъектность должника и кредитора в указанных правоотношениях построена по классической схеме: первый обязан полностью или частично вернуть деньги или другие финансовые средства второму, который в свою очередь имеет право требовать указанные действия в судебном порядке.

К особенностям признания банкротом физических лиц можно отнести назначение арбитражного управляющего.

Он осуществляет следующие функции относительно неплатежеспособного участника правоотношений:

  • оценивает его существующее имущество для дальнейшей реализации;
  • проводит финансовый аудит и мониторинг;
  • осуществляет анализ возможных путей вывода «проблемного» субъекта из кризисного состояния;
  • предлагает наиболее рациональные меры для полного или частичного удовлетворения кредиторских требований.

Юридические лица, ИП

Банкротство юридического лица может быть установление только по решению суда с предварительным согласованием коллегией кредиторов. Данный вывод принимают только после детального изучения финансового состояния «проблемного» объекта, возможных путей восстановления и «оздоровления».

Процедура банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинакова и состоит из следующих четырех составляющих:

  1. Общее наблюдение. На данном этапе назначается специальный управляющий (по решению суда), но предприятие продолжает свою обычную деятельность. В его компетенцию входит анализ работы объекта, решения возможных финансовых проблем и составления отчета.
  2. Внешнее управление . Если на собрании кредиторов было принято решение о применении более жестких мер чем наблюдение, то арбитражный суд на срок до 12 месяцев вводит общий контроль над юридическим лицом.
  3. Проведение конкурса. Для признания банкротом юридического лица и ИП, необходимо назначения конкурсного процесса. На данном этапе назначается руководитель, который обязан оценить все финансовые активы предприятия и реализовать их на публичных торгах. За счет проданного на аукционах имущества погашаются убытки кредиторов.
  4. Мировое соглашение. Данный этап является факультативным, поскольку в случае спорных ситуаций, коллегия кредиторов может принимать определенные решения для их решения.

Страна

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

В случае подозрения банкротства важного стратегического объекта (теплоэлектростанции, химического или топливного предприятия и др.), то органы государственной власти должны создать арбитражную комиссию для решения вопроса о предоставлении государственных дотаций и дополнительного финансирования.

Государство выполняет защитные функции в случае банкротства крупного предприятия, где работает более 200 сотрудников . Поскольку это приводит к повышению уровня безработицы, снижение уровня обеспеченности населения и потери очередного фискального субъекта. Федеральная налоговая служба России выступает от имени государства, если в процессе банкротства предусматриваются большие налоговые потери.

Последствия банкротства

Последствия банкротства бывают двух видов: негативные и позитивные. Первые заключаются в: финансовых потерях для кредиторов, увольнении работников, временных и денежных затратах для должника, ослабление соответствующего хозяйственного звена народного хозяйства.

Несмотря на негативную окраску такого процесса как банкротство, существуют также положительные моменты его наступления, а именно:

  1. Возможность начать более надежный и продуктивный бизнес
  2. Погашение всех налоговых платежей
  3. Отстранение от управления легкомысленного, непрофессионального руководства
  4. Максимальное удовлетворение кредиторских требований.

Для должника

Для должника процесс банкротства носит негативный характер и начинается с момента принятия арбитражным судом решения о проведении конкурса (аукциона). В течение одного года все финансовые активы (недвижимые объекты, устройства, филиалы и банковские счета) оцениваются и реализуются.

Для должника банкротство носит два основных последствия:

  1. Ликвидация и признание должника неплатежеспособным.
  2. Удовлетворение требований кредиторов.

Существуют также случаи наличия нескольких должников. Тогда требования к каждому из них зависят от их роли в процессе производства и членских взносов. Отечественное законодательство в таком случае предусматривает субсидиарную ответственность: каждый отвечает по мере своего участия в процессе деятельности учреждения и выплачивает компенсацию в размере своего финансового вклада.

Должник с момента начала конкурсного процесса устраняется от управления предприятием. Это связано с возможным хищением существующего имущества, умышленным нанесением вреда предприятию, уничтожением документации (квартальных отчетов, актов ревизий, бухгалтерских расчетов).

Конкурсный управляющий может предъявлять претензии к должнику, если в процессе анализа финансового состояния объекта обнаруживаются неправомерные сделки, необоснованная потеря имущества, наличие неофициальных банковских счетов в и др. В таком случае должник может быть привлечен к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Для кредиторов

Интересы кредитора в процессе банкротства играют приоритетную роль. Он может стать инициатором признания определенного предприятия неплатежеспособным путем подачи заявления в арбитражный суд. Кредитор в течение всего судебного процесса имеет право требовать от должника возврата его финансовых активов.

Существует два вида кредиторов: частные (физические и юридические лица) и публичные (государство и казенные предприятия). В первую очередь удовлетворяются требования государственных структур, а позднее составляется план выплаты денег других субъектов.

Если кредиторы заявили свои требования после проведения конкурса, то они получают денежные выплаты после удовлетворения требований всех предыдущих очередей.

К ним, как правило, относятся неактивные участники, вклады который составляют менее 2%. Арбитражный суд в первую очередь удовлетворяют требования уязвимой категории кредиторов: государственных структур, льготных организаций и граждан (религиозных, детских учреждений, инвалидов).

Способы выхода из кризиса

Экономисты и юристы выделяют ряд эффективных методов преодоления кризисных ситуаций в работе предприятий, учреждений и организаций:

  1. Изменение «устаревшего» руководства. Многочисленные ошибочные решения руководящих органов, умышленные противоправные действия, неверные бухгалтерские расчеты и нерезультативная стратегия развития — главная причина распада предприятий. В такой ситуации необходима замена директоров, президентов, их заместителей, главных бухгалтеров. Однако основной массив работников, не имеющих доступа к принятию решений, не должен подлежать сокращению или увольнению.
  2. Усовершенствование техники и повышение квалификации работников. Привлечение новейших технологий, методов производства, проведения аттестаций и стажировок работников могут предотвратить банкротство и кризис.
  3. Создание новых стратегий развития. Для удовлетворения требований современного рынка нужно осуществлять свою деятельность на основе динамических планов и стратегий. Документация, которая не соответствует современным образцам, может повернуть вектор деятельности субъектов в негативную сторону. Аналитики и юристы должны как можно чаще обновлять правовую и организационную базу данных, вести прозрачную статистику.

Банкротство — это процесс, имеющий публичный характер, он воспроизводит действительную картину эффективности функционирования рыночной системы государства.

Когда все меры спасения от финансового краха предприняты, но не дали результата. Когда кредиторы жаждут крови, а коллекторы потирают руки. Когда имущество компании выведено в подставные фирмы, а личное – переписано на любимую тещу. Тогда последним средством избавиться от долгов остается оно – банкротство. Что такое банкротство, каким оно бывает и по каким причинам может наступать?

Банкротство (несостоятельность) – это неспособность должника (физического, юридического лица или государства) производить выплаты по своим долговым обязательствам.

Также под банкротством подразумевают судебную процедуру через которую проходит должник, в ходе которой определяется его финансовое состояние, круг лиц, перед которыми необходимо погасить задолженность, возможность погашения долга имеющимися средствами и последующее за этим списание всех долгов.

Банкротом принято называть конкретного человека или организацию, которая прошла через судебные процедуры и законом признана несостоятельной.

Термин «банкротство» произошел от итальянского banca rotta («сломанная скамья»). В давние времена на Апеннинском полуострове ростовщики совершали свои сделки на специальных скамьях, которые и называли банками. Если ростовщик разорялся, он ломал скамью, сигнализируя о прекращении своей деятельности из-за неспособности платить по долгам.

Примерно тот же смысл вкладывается и в современное понятие. Банкротство – это невозможность оплачивать долги и удовлетворять финансовые требования кредиторов, а также вносить обязательные (например, налоговые) платежи. При этом долги должны тянуться не менее, чем 3 месяца, а у физлиц сумма задолженности должна превышать 500 000 рублей. Признать человека или фирму несостоятельным (банкротом) может только арбитражный суд после соблюдения строго определенной процедуры, о которой пойдет речь ниже.

Порядок банкротства, его правила и все существенные детали описаны в федеральном законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.2002 с последующими многочисленными изменениями. Например, признавать несостоятельными физлиц стало возможным только с конца 2015 года.

Цели банкротства

Для должника банкротство – это способ избавиться от долгов, отсрочить уплату штрафов, неустойки и пеней. По окончании процедуры и физическое, и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель полностью освобождаются от обязанности уплачивать долги.

Для кредиторов процесс признания должника финансово несостоятельным – возможность получить от него хоть что-то в счет уплаты задолженности. На этапе конкурсных процедур имуществу должника обеспечивается сохранность, арендодателям принудительно возвращается имущество, переданное банкроту во временное пользование.

Обеспечивается сохранность имущества банкрота, возвращение имущества, переданного должником в аренду или в пользование другим лицам. Если у должника есть имущество, в завершение процедуры банкротства оно распродается, средства идут на погашение долгов.

В случае с банкротством юрлиц кредитор помимо (или вместо) денежных выплат в счет долга может получить контроль над бизнесом должника, возможность приобрести имущество финансово несостоятельного лица по низкой цене на торгах, отменить незаконные сделки должника и вернуть имущество.

Каким бывает банкротство, его виды и признаки

Выделим банкротство по тем субъектам, которых суды признают финансово несостоятельными.

Обанкротиться могут:

  • Физические лица;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Юридические лица;
  • Государства.

А вот каким может быть банкротство в зависимости от его экономической сути и последствий:

1 Реальное банкротство

Оно происходит, когда лицо не в состоянии расплатиться по долгам и ни при каких условиях не сможет привести в норму свое финансовое положение. Чаще всего должнику этот момент очевиден с самого начала, однако закон требует соблюсти все формальности, и решение о реальном банкротстве выносится только после прохождения предусмотренных законом процедур. По итогам такого банкротства имущество должника распродается, юридическое лицо перестает существовать, физлицо освобождают от долгов с определенным поражением в правах (подробнее об этом – в главе “Последствия банкротства”).

2 Техническое банкротство

Второй вид банкротства – «временный». Должник не может вернуть долги в конкретный период из-за внешних причин, не связанных с его собственными проблемами. Обычно это происходит из-за того, что потенциальному банкроту самому кто-то не вернул долги, но вероятность получить их позже остается. Или сорвался крупный заказ, но наклевывается другой. При этом деятельность предприятия продолжается в обычном режиме, кризисных явлений не наблюдается.

3 Умышленное (преднамеренное) банкротство

В этом случае долги наращиваются целенаправленно, лицо изначально не собирается их возвращать. Активы выводятся или переписываются на других лиц. Если речь идет о юрлице, то разновидностью преднамеренного является фиктивное банкротство, когда подделывается бухгалтерская отчетность, в которой завышаются расходы и преуменьшаются доходы, чтобы создать видимость неплатежеспособности.

Подобный вид банкротства уголовно наказуем по статье 196 УК РФ.

Рассмотрим каждый вид банкротства более подробно:

Банкротство физического лица

Под банкротством физлица подразумевают неспособность человека оплачивать долги общим размером свыше 500.000 рублей в течение трех и более месяцев. В эту сумму могут входить кредиты, проценты по ним, обязательные платежи государственным органам и другая задолженность. Процедура банкротства запускается только если очевидно, что даже распродав свое имущество гражданин не сможет погасить долги.

Инициировать процедуру банкротства физлица могут его кредиторы, Федеральная налоговая служба или сам человек, почувствовавший, что больше не в состоянии оплачивать задолженность, и в будущем просвета не предвидится. Длится процедура от 7 месяцев до нескольких лет.

Пошаговая инструкция по банкротству физического лица, подробное описание всех стадий и необходимые документы описаны в отдельной статье: .

Обратите внимание: личное банкротство – дело недешевое. В 2018 году в столице РФ полный комплекс услуг по банкротству физлица обходился должнику в 100 -120 тысяч рублей, максимальная же планка зависит от аппетитов различных посреднических юридических фирм, услугами которых вы можете воспользоваться.

Есть и неприятные последствия процедуры. Например, в течение 5 лет при каждой заявке на кредит придется указывать факт банкротства. На протяжении трех лет нельзя будет управлять юрлицами. Имеются и другие, менее ощутимые последствия.

Банкротство юридического лица

Это классика банкротства: организация не может оплачивать задолженность кредиторам, контрагентам и государству. Минимальный срок для возбуждения дела о банкротстве – 3 месяца. Совокупный долг перед контрагентами должен превышать 300 000 рублей. Также должна наблюдаться просрочка по выплате зарплаты не менее чем в 1 месяц.

Инициировать банкротство могут руководство или владельцы компании по результатам аудиторской проверки, кредиторы, Фонд соцстраха и Пенсионный фонд РФ, а также прокуратура.

Закон предусматривает достаточно длительную процедуру банкротства для организации. Все стадии этого процесса, их сроки, стоимость для должника, а также порядок распродажи имущества описаны в этой статье: .

На всех этапах признания финансовой несостоятельности юрлица используется специализированный институт управляющих: конкурсные, внешние и административные. Их работу оплачивает должник. Из-за того, что в России управляющие мало заинтересованы в возвращении юрлиц к нормальной деятельности, лишь малый процент процедур заканчивается восстановлением работы организаций. Чаще всего имущество идет с молотка, кредиторы возвращают мизерную часть своих вложений, а учредители банкротов выходят сухими из воды даже в ситуациях, граничащих с мошенническими действиями.

В случае признания несостоятельным действующего предприятия основной особенностью становится необходимость соблюдать права трудового коллектива. Речь идет как о выплате задолженности по обязательным платежам (налогам и начислениям в социальные фонды), так и о долгах по заработной плате. Уже по достижении долга в 100 000 рублей в течение 3-х и более месяцев по упомянутым основаниям (а также по задолженности перед контрагентами) может быть запущена процедура банкротства.

Государственные предприятия находятся в несколько ином правовом положении, нежели все остальные: долги за них оплачивает государство, а банкротом такая компания может стать только при наличии соответствующего пункта в уставе.

Поскольку предприятие – это тоже юрлицо, порядок банкротства у него такой же, как и у любой другой организации. Тем не менее, мы написали на эту тему отдельную статью, в которой помимо стандартных шагов по банкротству предприятия также описали:

  • Что будет с работниками, если предприятие становится банкротом?
  • Какова очередность выплат при увольнении сотрудников на банкротящемся предприятии?
  • Как выглядит процедура банкротства на предприятии?
  • Как рассчитать вероятность банкротства и как провести оценку предприятия?

Обычная процедура признания финансовой несостоятельности предприятия может длиться до полутора лет и более, однако существует и упрощенный 6-месячный алгоритм, когда суду изначально ясно, что должник неплатежеспособен и нужно быстрее приступать к распродаже его имущества.

Банкротство ИП

Банкротство индивидуального предпринимателя несет в себе признаки как признания финансовой несостоятельности организации, так и аналогичного процесса для физлица. Есть и свои особенности. Например, ИП могут обанкротить при трехмесячных долгах только в случае, если задолженность минимум на 40% превышает стоимость имущества ИП (как личного, так и используемого для ведения бизнеса). Долги по кредитам и займам (взятым именно в деловых целях, а не в личных) должны быть больше 10 000 у каждого кредитора и свыше 500 000 рублей в совокупности. Если долг в натуральной форме, процедура банкротства ИП не может быть проведена.

Инициировать признание индивидуального предпринимателя финансово несостоятельным могут те же субъекты, что и в случае с организациями.

Стоимость банкротства индивидуального предпринимателя оказывается даже выше, чем организации, и в среднем превышает 200 000 рублей. Минимум, который необходим для проведения всех необходимых процедур по самому усеченному алгоритму – 45 000 рублей.

После признания предпринимателя финансово несостоятельным он лишается регистрации в качестве ИП и не сможет повторить свое хождение в бизнес раньше, чем через 5 лет. Имеются и другие ограничения.

Кто не может быть признан банкротом?

Согласно статье 65 Гражданского кодекса РФ, не могут быть признаны банкротами следующие субъекты:

  • публично-правовые компании;
  • казенные предприятия;
  • учреждения (государственные и муниципальные);
  • политические партии;
  • религиозные организации.

Государственные компании и фонды признаются банкротами только если это разрешают законы об их создании.

Последствия банкротства

Для юридических лиц

Обанкротившееся юридическое лицо прекращает деятельность и вновь открыться уже не может. Его учредители не несут ответственности, за исключением случая, когда банкротство признается преднамеренным. В такой ситуации владельцы компании-банкрота несут всем своим имуществом.

Если ущерб от преднамеренного банкротства значителен, учредитель платит штраф от 500 до 800 МРОТ, а может и лишиться свободы на срок до 6 лет. При менее тяжкой вине (сокрытие и вывод активов, уничтожение бухгалтерских документов) наказание будет административным, штраф составит от 40 до 50 МРОТ, возможна дисквалификация на срок до 3 лет.

Для физических лиц

Для физических лиц, прошедших процедуру банкротства, закон вводит дополнительные ограничения.

  • В течение 5 лет в каждой заявке на кредит нужно указывать факт личного банкротства.
  • Вторично подать заявку на личное банкротство можно только через пять лет после первого.
  • В течение 3 лет нельзя управлять юридическим лицом ни в качестве руководителя, ни в качестве члена совета директоров.

Где продают имущество банкротов

Имущество должников распродают на специальных торговых интернет-порталах – электронных торговых площадках. В пятерку наиболее популярных сайтов входят:

Продавцом выступает конкурсный управляющий. Чтобы участвовать в торгах, нужно оформить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться на торговой площадке, выбрать интересующий объект, подать заявку и внести задаток. Торги проводятся в три этапа.

1 На первичных торгах побеждает участник, который предложит наибольшую цену по сравнению с начальной.

2 Вторичные торги проводятся, если не нашлось желающих участвовать в первичных. Начальная цена снижается на 10%, от нее снова идут торги на повышение.

3 Если на первых двух этапах имущество не продано, объявляют продажу посредством публичного предложения. Это значит, что цена будет пошагово снижаться до тех пор, пока кто-нибудь не купит объект.

На эту тему у нас есть отдельная большая статья, которая отвечает на следующие вопросы:

  • Что такое торги по банкротству и как они проходят?
  • Как заработать на торгах по банкротству?
  • С чего начать публичные торги (аукционы) по банкротству?
  • Как покупать имущество банкротов, технику, автомобили?

Как применить знания о банкротстве в жизни

Поговорим о том, как применить законодательство о банкротстве к реальным житейским ситуациям.

Как проверить продавца квартиры на банкротство

Банкротство продавца квартиры (будь то физическое или юридическое лицо) может повлечь за собой признание сделки купли-продажи недвижимости недействительной. Кроме того, покупателю придется доказывать, что он не знал о грядущем банкротстве владельца жилья. Но даже если приобретатель будет признан добросовестным, квартиру у него заберут, поскольку сделку отменят. А вернуть , взятые у вас банкротом, почти нереально.

Полностью защититься от таких рисков невозможно: суд вправе отменить любую сделку должника, проведенную в течение последних трех лет до банкротства. А вот оградить себя от сделок с продавцом, находящимся в процессе банкротства, можно несколькими способами:

1 На сайте Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/) есть сервис “Узнайте о своих долгах”. В строку поиска необходимо ввести фамилию и имя продавца квартиры – получите список долгов, которые судебные приставы взыскивают с вашего партнера по сделке. Само наличие просроченных долгов должно вызывать опасение, а если речь идет еще и о больших суммах, возможность банкротства очень высока.

2 (bankrot.fedresurs.ru) вносятся все данные об открытых и завершенных процедурах банкротства. Поиск проводится в сервисе “Поиск должников” по ФИО, и другим реквизитам.

3 В картотеке дел Арбитражного суда (http://kad.arbitr.ru/) также можно найти дела о введении процедуры банкротства в отношении должника.

Как проверить застройщика на банкротство

Отдать деньги застройщику, находящемуся в процессе банкротства, – значит, гарантированно потерять их. Проверить на финансовую состоятельность можно такими способами:

Что такое конкурсное производство при банкротстве

Конкурсное производство – последняя стадия банкротства, на которой признается, что восстановить нормальную работу юрлица невозможно, деятельность компании прекращается, формируется конкурсная масса, имущество должника распродается с торгов, деньги идут на погашение задолженности.

Длится эта стадия 6 месяцев (с возможностью продлить на такой же срок), проводит ее конкурсный управляющий. С момента начала конкурсного производства прекращаются полномочия прежних руководителей фирмы, перестают действовать исполнительные листы, не начисляются штрафы и пени, почти полностью запрещается продажа имущества юрлица.

Управляющий выявляет все имущество фирмы, пытается взыскать дебиторскую задолженность, объявляет торги, распродает имущество, выплачивает вырученные суммы кредиторам, после чего функционирование компании-банкрота прекращается, ее документы сдаются в архив.

Как попасть в реестр кредиторов при банкротстве?

К заявлению необходимо приложить доказательства наличия долга (договоры, платежки, судебные решения о взыскании долга при их наличии). В случае возражений должника вопрос решается в арбитражном суде. Если же возражений нет, вас включат в реестр, и вы получите право принимать участие в собраниях кредиторов.

Если вы по каким-то причинам не успели заявить свои требования в течение месяца, будет еще 30 дней на это, но тогда вы не сможете принять участие в первом, самом важном собрании кредиторов, на котором утверждается стратегия процедуры банкротства.

Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве?

Конкурсного управляющего назначает арбитражный суд. Предложить кандидатуру может инициатор банкротства, указав это в первом заявлении в суд. При этом кандидат в управляющие обязательно должен состоять в саморегулируемой организации (СРО).

При желании истец вправе указать только название СРО, которая сама предложит суду одного из своих участников. Также предложить конкурсного управляющего имеет право собрание кредиторов на своем первом заседании, передав затем свое решение в арбитражный суд.

Как заработать на банкротстве?

Есть три способа заработать на торгах по банкротству.

  • Первый способ – покупка по максимально низкой цене для последующей перепродажи. Это выгодно, но непросто и рискованно. Необходимо уметь искать по бросовой стоимости, а затем быстро их сбывать.
  • Второй способ – посреднические услуги на торгах. Ваша задача – свести продавца и покупателя на аукционах по банкротству и получить за это вознаграждение. Это более надежный способ заработать, но применим он только на некоторых видах рынков (например, в сфере недвижимости) и какого-то фантастического дохода здесь не получить.
  • Третий способ – агентские услуги. Вы покупаете и продаете объекты от имени и на деньги инвесторов. Ваша функция – искать качественные и недорогие лоты, а затем продавать это имущество с наценкой. Агенту обычно идет от 10 до 20% от стоимости лота.

Что делать если банк обанкротился а у меня там кредит?

После банкротства банка все его функции переходят к . Эта структура либо сама занимается делами прекратившего работу банка, либо передает эту обязанность другому банку. Соответственно, и ваши обязательства перейдут туда же.

Если задолженность по кредитам в ходе банкротства была продана третьему лицу, АСВ рассылает извещения о новых реквизитах оплаты всем клиентам, а также публикует на своем сайте (asv.org.ru).

Кредитные договоры с клиентами перезаключаются только если меняются существенные условия (сроки кредитов, процентная ставка, размер ежемесячных платежей и т.д.). В других случаях вы просто платите по новым реквизитам.

Заключение

Государство четко описало в законодательстве процедуру банкротства физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На сегодня регулируются все варианты признания финансовой несостоятельности. Основополагающим началом считается участие в системе признания банкротства арбитражных судов, без них ни один гражданин, ни одна организация не могут освободиться от долгов.

Несмотря на четкие процедуры и алгоритмы, система банкротства в РФ в значительной степени действует в интересах лиц, пытающихся избежать уплаты долгов. В результате, в нашей стране возвращает свои средства в 15 раз меньше кредиторов, чем, например, в Европе. В результате законодатель идет по пути постепенного сокращения сроков процедуры банкротства, и возможно, в недалеком будущем мы увидим существенное упрощение и удешевление алгоритма признания финансовой несостоятельности.

Видео на десерт: Уличный танцор продемонстрировал впечатляющую лунную походку

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста мышкой и нажмите Ctrl+Enter .

Отправка

Оценка статьи:
0 баллов проголосуй >>

Государственное банкротство I

так называется уменьшение бремени Г. долгов посредством нарушения прав кредиторов, выражающееся отречением правительства от точного исполнения своих по отношению к ним обязательств. В истории финансов встречаются различные приемы, посредством которых правительства доставляли себе произвольные облегчения на счет своих заимодавцев. К числу древнейших принадлежит порча монеты или увеличение ценности некоторых ее сортов. Так, после первой Пунической войны римское правительство уменьшило вес асса (ходячей медной монеты) с 12 унций до двух, чтобы расплатиться со своими кредиторами шестою частью той суммы, которую оно у них заняло на ведение войны. Подобный прием и в наше время часто практикуется в вост. странах. Аналогичным с понижением веса монеты является ухудшение внутреннего ее достоинства, выпуск в обращение низкопробной монеты. При таких замаскированных способах Г. банкротства страдают не одни кредиторы государства, но и все кредиторы частных лиц. Худшие деньги всегда вытесняют собою из обращения лучшие: никакой должник не станет платить полновесною монетою, если он может рассчитаться со своими кредиторами посредством монетной единицы худшего достоинства. С этой точки зрения предпочтительно Г. банкротство, выражающееся в более откровенной и грубой форме. Оно не раз имело место в средние века, вплоть до XVIII в. Правительства старались занять как можно больше денег (большею частью - у евреев, как наиболее крупных в то время банкиров), а затем просто изгоняли кредиторов из страны и конфисковали их имущество. Даже лучшие министры этой эпохи (Сюлли, Кольбер) не считали особенно предосудительным прибегать к насилию, когда дело шло о погашении Г. долгов. Известный аббат Террэ (министр в 1768-1774 г.) открыто провозглашал необходимость для каждого государства прибегать к объявлению несостоятельности по меньшей мере один раз в столетие. В те времена Г. банкротство, сопровождаясь, конечно, весьма вредными последствиями для кредита, затрагивало непосредственно небольшой круг лиц (поставщиков казны, банкиров и тех, кому заимодавцы казны успевали сбыть кредитные билеты). Размеры общественного бедствия Г. банкротство могло принять лишь после изобретения способа занимать у всех без их согласия: таким способом явились бумажные деньги (см. Деньги). Когда падение ценности бумажных денег достигает крайних пределов, а вместе с тем увеличиваются в постоянно растущей прогрессии убытки казны, тогда возникает настоятельная необходимость восстановить металлическое обращение, с бумагою разменною по предъявлении. Выбор одного из возможных способов восстановления металлического обращения зависит, прежде всего, от размера, в котором данное правительство пользовалось выпуском бумажных денег как источником дохода, а также и от степени их обесценения. Если бумажные деньги утратили всю свою ценность или она упала до нескольких процентов их номинальной цены, то государству не остается ничего больше, как объявить или молчаливо признать бумажные деньги недействительными - иначе, допустить Г. банкротство. В тех случаях, когда обесценение бумажных денег не достигло крайних пределов и продолжалось очень долго, применяется девальвация (см.), т. е. приравнение номинальной цены бумажных денег к их действительной стоимости в металле. Девальвация считается крайнею финансовою мерою и, в сущности, должна быть признана частичным банкротством. Наиболее известными примерами катастроф в бумажно-денежном хозяйстве представляются: бумажные деньги времен Джона Ло (1719-1720), ассигнации и территориальные мандаты 1791-1795 гг. во Франции и континентальное обращение 1775-1780 гг. в С.-А. С. Шт. В 1716 г. по инициативе Джона Ло был основан в Париже акционерный банк (Banque générale), которому было разрешено выпускать билеты на предъявителя, разменные на ходячую монету. Количество их (свыше 2750 млн. ливров) скоро превзошло потребность рынка, ценность их начала быстро понижаться, несмотря на самые разнообразные предупредительные меры - напр. уменьшение веса монеты, на которую разменивались билеты. В конце концов банк (актив которого составляли 289 миллионов против пассива на сумму около трех миллиардов ливров) должен был прекратить размен билетов, а правительство лишило их принудительного курса (см. Банки). Во время Великой французской революции было выпущено огромное количество бумажных денег, достигшее в 1796 г. суммы в 40 миллиардов франков; дело дошло до того, что за один франк золотом платили 312 ½ фр. ассигнациями. В 1797 г. Директория понизила общую сумму французского Г. долга до 1 / 3 (tiers consolide), постановив выдать на остальную сумму долга билеты (bons) под обеспечение Г. имуществами, которые упали в обращении ниже 1 / 6 стоимости. Позднее, законом 28 июня 1812 г., было сделано то же в Голландии и Королевстве Вестфальском (сделанный прежними правительствами долг был понижен до 1 / 3). - В период отпадения Сев.-Амер. штатов от Англии правительство Штатов было вынуждено прибегнуть к выпуску бумажных (так наз. континентальных) денег. Чрезмерные выпуски билетов, количество которых к концу 1779 г. достигло 241 1 / 2 млн. долларов, в связи со значительным количеством поддельных билетов произвели быстрое падение их ценности, так что, по словам Вашингтона, "за повозку, нагруженную деньгами, едва можно было купить повозку, нагруженную провиантом". В марте 1780 г. конгресс признал обесценение бумажных денег за факт и открыл обмен их на серебро по цене одного долл. сер. за 40 дол. бумажн., после чего металлическое обращение было восстановлено в стране. В текущем столетии наиболее выдающимся случаем частичного банкротства, или девальвации, является девальвация билетов Австрийского национального банка, совершенная в 1811 и 1816 гг. (владелец 10000 гульденов в 1799 г. получал за них в 1811 г. только 2000, а в 1816 г. - всего 800 гульденов). В России девальвация ассигнаций произведена манифестами 1 июля 1839 г. и 1 июня 1843 г. (см. Ассигнации и Девальвация).

II (дополнение к статье)

Г. банкротством называется такое состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги или проценты по ним, в полном объеме или частью, совершенно или на некоторый срок. Банкротство может проистекать или из нежелания государства уплачивать долги, или из финансовой невозможности платежа; впрочем, нежелание уплачивать долги лишь в самых редких случаях может возникнуть иначе, как на почве финансовых затруднений. Различие между банкротством частного лица и Г. банкротством состоит в том, что государственное банкротство не имеет тех юридических последствий (в виде назначения конкурсного управления), как несостоятельность частного лица, хотя контрольная финансовая комиссия, назначаемая иногда в обанкротившемся государстве, имеет некоторое сходство с конкурсным управлением; фактически иностранные державы могут посредством репрессивных мер принудить его подчиниться иностранному финансовому контролю. Государства несуверенные, как, напр., штаты, входящие в состав американского союза, находятся по отношению к возможности объявления Г. банкротства в положении еще более благоприятном, чем государства суверенные: союзное государство всегда защитит штат от каких бы то ни было репрессий со стороны иностранных кредиторов. Именно в силу этого американские штаты не раз пользовались возможностью объявления Г. банкротства, когда этого даже не требовало настоятельно положение их финансов, и такое объявление проходило не только без вреда, но и с пользой для их дальнейшего экономического и финансового развития. - В средние века Г. банкротство объявлялось весьма часто. Тогда еще не различались в достаточной степени долги монарха от долгов государства, и Г. банкротство было не чем иным как банкротством монарха, защищенным от воздействия суда - его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов - армией. Франция, Испания, Австрия и многие другие государства до конца XVIII или даже начала XIX века находились в состоянии хронического банкротства, которое для них, как и для многих финансовых дельцов, часто являлось способом обогащения. Для оправдания и мотивирования банкротства ссылались и на фактическую невозможность платежа, и на мотивы религиозного и морального свойства. Так, в 1560 г. португальский король объявил, что он отныне намерен платить не более 5 % по своим займам (которые были заключены по 8, 10, 12 и более процентов), так как церковь упрекает его за платеж ростовщических процентов. Кольбер, в 1664 г., выкупая франц. государственную ренту по цене более низкой, чем это было обусловлено, ссылался в официальном декрете на заботливость короля о народе, которого он не желает угнетать излишне высокими податями для уплаты долгов, а также на то, что волнения 1648-1652 гг. были поддерживаемы владельцами ренты, за что они должны быть наказаны. С развитием денежного и в особенности кредитного хозяйства для больших промышленных государств банкротство стало делом слишком серьезным, слишком тяжело отражающимся на государстве, чтобы к нему можно было прибегать с таким легким сердцем. Г. банкротство бывает полное (т. е. полный отказ от уплаты каких бы то ни было долгов - явление, возможное только в теории) или частичное. Это последнее может состоять или в отказе от уплаты определенной части капитального долга, совсем или на определенное время, или, при полном признании обязательности уплаты капитального долга, в отказе от уплаты части процентов в течение определенного или неопределенного срока, или просто в насильственном понижении нормы процентов, или, наконец, в нескольких формах сразу. Затем, Г. банкротство может быть откровенным или замаскированным. К типу последних принадлежит обложение государственной ренты, облигаций казначейства или вообще государственных долговых обязательств более или менее высокими налогами, которые являются не чем иным, как понижением нормы процентов без согласия на то кредиторов. Сюда же относится всякая девальвация монетной единицы, хотя скорее в теории, чем в действительности. Девальвация, произведенная в России в 1839 и 1895 гг., была только фиксацией уже происшедшего падения курса и, следовательно, только официальным признанием совершившегося de facto ранее частичного Г. банкротства. Почти не замаскированным банкротством является обязательная конверсия, совершаемая без согласия кредиторов и без возвращении ссуженных ими капиталов. Примером отказа в уплате капитальной суммы долга может служить мера, принятая французским правительством в 1770 г., когда оно обратило на другие нужды, на 8-летний срок, те фонды, которые эдиктом 1764 г. были предназначены на погашение государственных долгов в определенной постепенности; в течение нескольких лет долги действительно не погашались, по крайней мере в том размере, какой был обещан при их заключении. Другой случай имел место в американском штате Миннесота в 1881 г. С 1858 г. штат Миннесота стал в широких размерах оказывать кредит железнодорожным компаниям для постройки и эксплуатации железнодорожных линий, причем средства для кредита получались посредством государственных займов. Постройки на государственные деньги велись крайне нерасчетливо, и железнодорожные компании оказались не в силах уплачивать % по своим долгам в размере 2275000 долларов. Государство, в свою очередь, не пожелало уплачивать этих денег своим кредиторам и законом 1881 г. постановило обменять прежние свои 100-долларовые боны на новые 50-долларовые. Моральным основанием для этого было то, что государство было обмануто компаниями. Несмотря на сильное недовольство собственников бонов, они ничего поделать не могли, и со времени проведении этой меры бюджет штата стал сводиться без дефицита.

Другую, более частую форму Г. банкротства, представляет прекращение или понижение платежа процентов. У государства имеются долги, которые признаются, но оказываются, временно и притом насильственно, беспроцентными или неполнопроцентными; на языке финансового права они называются мертвыми долгами (tote Schulden, dettes différées, defferred debts). В Испании король Фердинанд VII отказался, в 1623 г., признать государственные долги, заключенные конституционным правительством кортесов. Однако, это оказалось слишком гибельно для кредита страны; в 1834 г. пришлось признать эти долги, но с тем, чтобы только 2/3 % по ним подлежали немедленной уплате, остальная же треть должна быть уплачена лишь по истечении нескольких лет. Критическое положение испанских финансов не допустило осуществления этого плана, и в 1836 г. правительству пришлось отказаться от уплаты еще более значительной доли процентов. В Турции в 1875 г. бюджет сводился с многомиллионным дефицитом; платежи по долгам приходилось покрывать при помощи новых займов, которые делались все труднее и труднее. Ввиду этого Порта заявила, что она будет в течение 5 лет уплачивать только половину процентов деньгами, а другую половину - 5-процентными облигациями, подлежащими погашению к 1881 г.; но война с Россией еще ухудшила положение финансов Турции, и это последнее обязательство исполнено не было. К этому же типу принадлежит финансовое банкротство Португалии в 1892 г. и Греции в 1893 г. Прежде Г. банкротство проходило для государства обыкновенно даром. В настоящее время иностранные кредиторы - по крайней мере те, за которыми стоят их правительства, - располагают некоторыми средствами понуждения. Так, когда египетский хедив Измаил Паша решил в 1876 г. отказаться от уплаты части % по своим государственным долгам и по долгам, лежащим на владениях хедива и его семьи, то под давлением иностранных держав он принужден был сам создать особую комиссию ликвидации египетских долгов, или так называемую caisse de la dette publique. Первоначально эта комиссия была чисто египетским учреждением и состояла хотя из иностранцев, но назначенных хедивом и получавших жалованье из средств египетского казначейства. В 1880 г. иностранные державы (Англия, Франция, Италия, Германия, Австро-Венгрия и Россия) добились того, что члены комиссии стали назначаться ими, с чисто фиктивного только утверждения хедива. Очень скоро Англия сильно сократила роль других комиссаров, и в настоящее время комиссия является чисто английским финансовым управлением египетских долгов и вообще египетских финансов. Комиссия имеет право контролировать весь государственный бюджет и давать хедиву советы, которые de facto являются для него обязательными. Являясь, таким образом, истинным правительством Египта, эта комиссия сумела поднять производительность страны и добиться того, что государственные долги Египта уплачиваются в полном размере. Такая же комиссия существует и в Турции. Сперва она имела характер совершенно частный. Образовался комитет из представителей, избранных кредиторами, т. е. иностранными банкирами для защиты их интересов (1876), который, однако, был совершенно бессилен что-нибудь сделать. Политическое положение Турции и отношение к ней держав были тогда таковы, что прибегнуть к каким-либо принудительным мерам не было возможности: Англия, управляемая консервативной партией, чувствовала себя заинтересованной не в уплате турецких долгов, а в сохранении суверенитета турецкого султана. Через несколько лет положение вещей изменилось, и под дипломатическим давлением Порта сообщила в октябре 1880 г. иностранным державам о своем намерении призвать представителей кредиторов к совещанию о новой системе ведения турецких финансов. После долгих переговоров, 20 декабря 1881 г., султанским ирадэ был назначен совет из представителей от кредиторов (conseil d"administration de la dette publique ottomane), которому предоставлены определенные права по контролю турецких финансов. Совет состоит из представителей Англии, Италии, Франции, Австро-Венгрии и Германии. В совещаниях совета принимает участие также директор Оттоманского банка. Кредиторы согласились на понижение номинальной суммы ссуженного капитала, на понижение нормы % и на изменение сроков расплаты и в этих пределах добились правильной уплаты долгов. Для этого они постепенно брали в свое управление различные отрасли государственного хозяйства, напр. некоторые железнодорожные линии. Члены совета признаются турецкими чиновниками и получают жалованье из средств государственного казначейства. Подобные же комиссии, с различным объемом прав и влияния, существуют в Сербии с 1895 г. и в Греции с 1898 г.

Все указанные случаи Г. банкротства имели место в государствах, стоящих на невысоком уровне промышленного развития. Г. банкротство сравнительно мало влияет на внутреннюю жизнь тех стран, которые почти не знают кредитного хозяйства и лишь недавно, а иногда даже не вполне, перешли к денежному хозяйству. Вместе с тем, все эти случаи имели место в государствах в политическом и военном отношении слабых, которые не имели возможности противиться воздействию со стороны иностранных держав, и потому Г. банкротство приводило к политическому порабощению, которое иногда, как в Египте, вело к несомненному улучшению внутреннего экономического положения, но часто задерживало развитие страны. Трудно себе представить, чем было бы Г. банкротство в большом, сильном государстве, с развитой промышленностью и развитым кредитным хозяйством. Такое государство могло бы не допустить иностранного вмешательства, и банкротство не лишило бы его политической самостоятельности, по крайней мере, непосредственно. С другой стороны, Г. банкротство повлекло бы за собой сильное падение курсов; это последнее неизбежно вызвало бы предъявление к государству всех требований, которые только могут быть предъявлены, но которых государство не в силах было бы удовлетворить; в частности, были бы предъявлены требования о возврате денег, лежащих в сберегательных кассах, что обанкротило бы эти кассы. Так как кредит почти всех кредитных учреждений страны покоится на кредите государства, то все они немедленно прекратили бы платежи; промышленность, связанная с кредитом, получила бы страшный толчок и либо должна была бы на известное время остановиться, либо реорганизоваться. на совершенно новых началах. Таким образом, Г. банкр. неизбежно вызвало бы революцию, если бы только оно само не было вызвано революцией или не служило ее частным выражением. Социалисты не раз указывали на отказ от уплаты государственных долгов, как на один из способов осуществления революции; эта мера была включена, напр., в программу французской рабочей партии (Лафарга и Геда), в 1883 г. В большинстве случаев даже революционные правительства признают долги свергнутых ими режимов. Итальянское королевство признало все долги тех государств Италии, которые им были поглощены; одним из первых актов правительства Бразильской республики было заявление, что оно признает все долги уничтоженной Бразильской империи.

Кроме курсов финансового права, которые все более или менее говорят о Г. банкр. (см. в особенности Рошера), кроме сочинений по международному праву (в особенности Ривье), см. Diena, "Il fallimento degli statt е il diritto internazionale" (Турин, 1898); Kaufmann, "Das internationale Recht der ägyptischen Staatsschuld" (Берлин, 1891); его же, "Die Kommissare der Kasse der ägyptischen Staatsschuld und das internationale Recht" (Берлин, 1896); Kebedgy, "De la protection des créanciers d"un Etat étranger" (в "Journal du droit international privé", 1894); его же, "Les difficultés financières de la Grèce et l"intervention des Etats étrangers" (в "Revue Générale de droit international public", 1894); Leroy-Beaulieu, "L"Egypte et le contrôle anglo-français" (в "Revue des Deux Mondes", авг. 1882); Pflug, "Staatsbankrott und internationales Recht. Mit einem Anhang: Die Organisation der internationalen Kontrolle der griechischen Staatsfinanzen" (Мюнхен, 1898); Politis, "La Caisse de la dette égyptienne" (в "Revue générale de droit international public", 1896); Körner, "Staatsachuldentilgung und Staatshankrott" (Вена, 1893); Meili, "Der Staatsbankrott und die moderne Rechtswissenschaft" (Берлин, 1895); С. Collas, "Der Staatsbankrott und seine Abwicklung" (Штуттг., 1904); статья в Conrad"s "Handwörterbuch des Staatswissenschaften".

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Банкротство государства

Управляющий государством, принимает меры по оздоровлению финансового состояния государства. В случае невозможности предотвратить банкротство в течение 1 года с момента введения наблюдения, имущество государства распродается с торгов, на которых могут присутствовать любые лица.

Как государства становятся банкротами

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», — рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody’s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Государственное банкротство

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.

Самые известные страны-банкроты

К 2008 году банковская система Исландии имела задолженность, которая была равна 10 ВВП. В стране обанкротилось три частных банка, началась депрессия и экономика сократилась на 10% в течение следующих двух лет. Решением общенародного референдума страна отказалась выплачивать внешние долги. С 2011 года экономика страны растёт. Тем не менее, госдолг страны равен 67,6% ВВП.

Банкротство страны это

Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.

Банкротство страны это

  • Последствием «несчастной» несостоятельности, то есть произошедшей вследствие обстоятельств, не зависевших от воли должника, является то, что «все имевшиеся на нем по то время требования, какого бы звания ни были, уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нем, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить»;
  • «неосторожный» банкрот, ставший таковым по «небрежности», обязан полностью расплатиться со своими долгами;
  • «злостный банкрот», ставший таковым «от своих пороков», обязан полностью расплатиться со своими долгами.

Банкротство это

Для начала процедуры банкротства нужно, чтобы сумма неуплаты была не меньше 300 тыс. рублей (для юридических лиц), и 500 тыс. рублей для физических. Если владелец коммерческого предприятия решил объявить о своей несостоятельности, значит, он преследует одну из целей (или несколько):

Банкротство государства

  • форс-мажорными обстоятельствами (эпидемии, стихийные бедствия), которые повлекли за собой ухудшение экономического состояния в стране;
  • банкротством крупных компаний. Порой столь разрушительные последствия для экономики державы может спровоцировать закрытие даже нескольких крупных компаний;
  • глобальный финансовый кризис («эффект домино»).

Возможны ли банкротства стран при современной экономической модели мира

В случае неспособности должника исполнять свои обязательства происходит технический дефолт. Важно понимать, что дефолт — это событие, произошедшие в определенный момент времени. Когда фиксируется технический дефолт кредиторы могут начать требовать возврата своих средств, если причина именно в неспособности исполнять обязательства, а не, например, отключился свет на всей территории страны, и деньги не могли быть перечислены. В отличие от фирмы или простого человека государство имеет возможность выпускать деньги — проводить денежную эмиссию. То есть напечатать столько денег, сколько необходимо для покрытия долга. В результате огромная сумма необеспеченных денег попадает на рынок, возникает избыточное предложение денежной массы, что ведет к обесценению этой валюты — вызывает инфляцию. При этом цены могут вырасти в десятки или даже сотни раз, что ведет к обнищанию населения и рецессии, из которой выбраться не так уж просто.

Что происходит если страна становится банкротом

Когда страна не может расплатиться с кредиторами в срок, то «по умолчанию», складывается ситуация схожая с тем, что происходит в бизнесе, когда фирма объявляет о своем банкротстве. Но суверенный дефолт существенно отличается от бизнес-банкротств, так как намного сложнее, кредиторам изымать активы суверенного субъекта, чем изымать активы компании.

Последствия банкротства

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

Что такое банкротство (несостоятельность) — виды и стадии банкротства обзор закона о несостоятельности

Помимо коммерческих и финансовых организаций, банкротами могут быть признаны физические лица. Право назвать себя банкротом и быть признанным таковым появилось у граждан РФ относительно недавно – в 2015 году, когда в силу вступил соответствующий законодательный акт.

Банкротство — это

Итак, по итогам работы внешнего управляющего, или, в силу иных предусмотренных законом оснований, арбитраж может признать, что фирма — однозначно, банкрот. Вследствие этого может быть открыто в ее отношении конкурсное производство. Суть этой процедуры заключается в том, чтобы за счет имеющихся ресурсов фирмы удовлетворить требования кредиторов.

Разорение олигархов

Важнейшей мерой формирования постолигархической структуры экономики должны стать радикальные изменения антимонопольного законодательства и правил, определяющих списки стратегических предприятий или предприятий, для которых введены ограничения для участия иностранных инвесторов.



Просмотров