Банкротство страны – что это такое, и как происходит. Что такое банкротство: обзор всех видов и вариантов, причины и последствия для должника, стоимость процедуры Процент внешнего долга для страны банкрота

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала сайт! Сегодня поговорим про банкротство, что это такое, какие этапы и стадии процедуры банкротства существуют, по каким признакам определяют банкротство, возможные последствия данной процедуры для юридических и физических лиц.

Из статьи вы узнаете:

  • Что такое банкротство (несостоятельность);
  • Какие действия совершаются на каждом этапе процедуры банкротства;
  • В чем заключается сущность фиктивного банкротства и в чем его отличие от преднамеренного банкротства;
  • Какие существуют варианты последствий банкротства.

Материал этой публикации будет интересен индивидуальным предпринимателям, бизнесменам, лицам, занимающим руководящие должности на предприятиях, кредитным экспертам, кредитным должникам, студентам и всем, кто хотел бы улучшить свои знания в области финансов.

Ответы на данные и другие дополнительные вопросы вы получите прямо сейчас!


Понятие банкротства — что такое, как проходит процедура банкротства и какие стадии и этапы нужно пройти физлицу и компании, какие последствия будут от преднамеренного (фиктивного) банкротства

1. Понятие банкротства — сущность и значение (+ обзор Федерального закона (ФЗ) о несостоятельности) 📝

Ни одно предприятие не застраховано от прохождения процедуры банкротства. Столкнуться с данной проблемой может любое предприятие , которое не может ответить по своим обязательствам перед кредиторами.

Шаг №5. Реализация имущества

Если все же должник был признан банкротом официально , то происходит продажа имущества на торгах . Это происходит в том случае, если реанимировать предприятие не удалось , а доходы физического лица недостаточны для погашения задолженности.

На торги выставляется движимое и недвижимое имущество, техника и другая собственность должника, которая имеет ценность.

Единственная жилплощадь не выставляется на торгах , однако кредиторы могут потребовать выделить долю в имуществе, которое было нажито должником в браке.

Более подробно про , мы писали в отдельной статье.

Итак, процедура банкротства помогает физическому лицу урегулировать финансовые споры и дает возможность выплатить существующие долги, пусть и с некоторыми потерями.


Какие последствия возможны по окончанию процедуры банкротства

4. Последствия, возникающие по окончании процедуры банкротства 💸

Рассмотрим, какие могут возникнуть последствия банкротства после закрытия процедуры для физических и юридических лиц .

Для компаний наиболее серьезным последствием является ликвидация фирмы и продажа активов с торгов .

Для физических лиц предусматривается наложение ареста на имущества и его продажа с торгов .

Несостоятельность физических лиц предусматривает такие негативные последствия:

  • Если гражданин желает заключить договор займа либо взять кредит, то в течение 5 лет он должен ставить кредитора в известность о том, что он не так давно был признан судом банкротом;
  • 5 лет частное лицо не может подавать заявления о несостоятельности;
  • Гражданин не может работать на руководящих должностях 5 лет.

Банкротство компаний – явление не случайное, оно показывает экономическое состояние, которое сложилось в стране. Если число ликвидируемых фирм большое, то это явный признак нестабильности экономики и наличия финансовых проблем у юридических лиц, занимающихся данным видом бизнеса.

При несостоятельности юридического лица законом предусмотрены такие последствия:

  • Отложенные сроки погашения долгов считаются наступившими;
  • По долговым обязательствам перестают начисляться пеня и проценты;
  • Разрешается обращение на взыскание имущества за долги;
  • Прекращаются имущественные споры, в которых принимало участие юридическое лицо;
  • Все имущественные требования предъявляются к должнику исключительно при ликвидационном производстве.

5. Квалифицированная помощь при сопровождении процедур банкротства 📚

Признание должника банкротом – это долгий процесс, который длится не один год, и требует существенных затрат сил, энергии и нервов. Чтобы минимизировать все затраты на данную процедуру рекомендуется за помощью обращаться к специалистам.

В настоящем времени существует множество фирм, предоставляющих профессиональную помощь по вопросам банкротства.

Обращение в такую фирму позволит сократить расходы на сам процесс и добиться принятие судом оптимального решения.

Профессионалы оказывают должнику максимальную помощь при оформлении документов и в достижении компромисса с кредиторами и т.д.

Услуги по сопровождении процедуры банкротства

В Российской Федерации на сопровождении дел о несостоятельности (банкротстве) специализируются несколько организаций.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Компания «Стоп кредит»

Специализация этой фирмы – это работа с клиентами, имеющими споры с различными кредитными организациями. Здесь специалисты помогут решить проблемы с неустойками, задолженностями и просрочками.

2. Национальный Центр Банкротства

Деятельность данной компании распространяется на Москву и область, а также на множество других регионов Российской Федерации. В этой фирме существуют возможность онлайн консультации со специалистом по вопросам процедуры несостоятельности.

3. Адвокатская консультация

Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, но фирма имеет развитую сеть филиалов во многих городах. Здесь юристы дают качественные консультации по всем вопросам банкротства и при необходимости обеспечат надежную юридическую поддержку на всех этапах процедуры банкротства.

4. Всероссийская Служба по Банкротству

Эта компания также имеет филиалы во многих областях РФ. Она также осуществляет консультации клиентов дистанционно.

5. Юридическая компания ЦВД

Юридический супермаркет ЦВД обеспечивает юридическую поддержку гражданам в любых юридических и финансовых вопросах.

Цены данных компаний разнятся в зависимости от сложности дел. Поддержка на всех этапах процедуры банкротства юридической фирме обойдется от 100 000 рублей , а физическим лицам около 20 — 100 тыс. руб .


Последствия преднамеренного и фиктивного банкротства

6. Преднамеренное и фиктивное банкротство — признаки и последствия 💣

Фиктивным банкротством называется изначально ложное объявление о несостоятельности компании или частного лица , если это привело к причинению крупного ущерба.

Важно! Преднамеренное банкротство является административно или уголовно наказуемым деянием.

В настоящее время фиктивное банкротство – это достаточно распространенное явление. При этой процедуре создается впечатление о неплатежеспособности лица.

Идея преднамеренного банкротства обычно выдвигается учредителем или руководителем компании .

Цели, преследуемые при организации процесса банкротства, могут быть различны:

  • Присвоение активов фирмы незаконным путем;
  • Обман сотрудников компании;
  • Получение отсрочки или отклонение от уплаты существующей задолженности;
  • Получение скидок на уплату долга и др.

По закрытии дела о банкротстве такая компания признает себя несостоятельной и создает остаточную компанию , где остаются недорогое ненужное имущество, неквалифицированные кадры и долги.

6.1. Характерные признаки преднамеренного банкротства

Любой вид несостоятельности обладает такими характерными признаками:

  • У лица имеются денежные долговые обязательства на сумму более 100 000 руб.
  • Лицо не может погасить, имеющуюся у него задолженность;
  • Банкротство должника является официально признанным судом;

Что касается преднамеренного банкротства, то его основными специфическими признаками являются:

  • Должник скрыл наличие имущества, а также сведения о его местонахождении, продал имущество;
  • При подаче в суд заявления о банкротстве не было соблюдено выполнение всех необходимых обязанностей;
  • Невыполнение должником установленных правил процедуры банкротства;
  • Бухгалтерские и учетные документы были подделаны, и не являются оригиналами.

6.2. Выявление факта наличия преднамеренного банкротства

Если в фирме было инициировано преднамеренное банкротство , то это можно выявить в результате проведения инвентаризации и финансового анализа , проводимых арбитражным управляющим.

При проверке фиктивности банкротства обязательным является прохождение следующих этапов:

  • Анализируется платежеспособность компании, проводится финансовый анализ;
  • Делается инвентаризация активов, которые стоят на балансе предприятия;
  • Осуществляется проверка правомерности сделок компании, которые могли способствовать ухудшению финансового положения фирмы и повлечь увеличение неплатежеспособности. На этом этапе проверяются сделки за весь период.

Документы, проверяемые для выявления преднамеренного банкротства:

  • Учредительные документы;
  • Имеющиеся данные о долгах предприятия;
  • Бухгалтерские и учетные документы;
  • Документы по имеющимся судебным делам;
  • Отчеты ревизий и аудиторских проверок.

Если в ходе документальной проверки были выявлены незаконные сделки, то можно предположить, что именно такие сделки и являются одной из причин ухудшения платежеспособности юридического лица.

Примером незаконной сделки может быть осуществление купли-продажи движимого или недвижимого имущества на невыгодных условиях и т.п.

Кроме того, бывают случаи, когда преднамеренное банкротство выражается в невыполнении руководством фирмы своих прямых обязанностей.

6.3. Последствия, которые влечет за собой преднамеренное банкротство

Если в ходе проверки было доказано, что банкротство компании инициируется преднамеренно, то на гражданина, виновного в активности банкротства налагаются административное или уголовное наказание .

Уголовный Кодекс предусматривает административное наказание за преднамеренное банкротство.

Ответственность за умышленную инициацию процесса банкротства несет руководитель фирмы или участник общества или индивидуальный предприниматель.

То есть лица, действия которых повлекли за собой неплатежеспособность компании, а также бездействие которых повлекло невозможность удовлетворения предъявленных требований кредиторов.

Уголовная ответственность предусматривается в том случае, если ущерб был особо крупным . Пороговое значение в данном случае является сумма - 1 500 000 руб.

В случае, если данная сумма ущерба составляет больше указанного значения , то на лица налагается такая ответственность перед законом:

  • Административный штраф, составляющий 200 000 – 500 000 руб. или в размере дохода лица за 1-3 года;
  • Направление лица на выполнение принудительных работ в течение 5 лет;
  • Лишение свободы в течение 6 лет, дополнительно присваивается административный штраф 200 000 руб. или в размере дохода лица за 18 месяцев;

Если же сумма ущерба составила менее 1 500 000 руб. , то ответственность за такое деяние назначается другая:

  • Для физического лица административный штраф 1 000 – 3 000 руб.;
  • На руководителя или управляющего компанией налагается административный штраф 5 000 – 10 000 руб. и невозможность занимать управляющие должности в течение 1-3 лет.

6.4. Отличие фиктивного банкротства от преднамеренного

Итак, рассмотрим подробнее чем отличаются друг от друга фиктивная и преднамеренная несостоятельность.

Вначале может показаться, что понятия фиктивного и преднамеренного банкротства обозначают одно и то же. Но на самом деле между ними существует целый ряд явных различий .

Преднамеренным является банкротство , которое стало результатом действий со стороны управляющих лиц, повлекших неспособность фирмы погасить существующую задолженность перед кредиторами. Как правило , такое банкротство осуществляется с целью присвоения лицом незаконным образом активов, которые числятся на балансе предприятия.

Что касается фиктивного банкротства , то заявление о нем в суд является изначально ложным. Основная цель этих действий — получение отсрочки оплаты по долгам или уклонение от уплаты задолженности.

При крупном ущербе для гражданина, совершившего противоправные действия предусматривается следующее наказание:

  • Присвоение административного штрафа 100 000 – 300 000 руб. или уплата дохода гражданина за два последних года;
  • Направление на выполнение принудительных работ, срок которых составит 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 6 лет и уплата дополнительного штрафа, размером до 80 000 руб.


7. Часто задаваемые вопросы по банкротству 📌

В данном разделе рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы, касательно прохождения процедуры банкротства и дадим на них развернутые ответы.

Вопрос 1. Что такое упрощенная процедура банкротства и как она осуществляется?

Упрощенной процедурой банкротства называется процедура, при которой компания ликвидируется в самые краткие сроки и с минимальными денежными потерями для руководителя предприятия.

Данная схема банкротства применяется, как правило , на некрупных предприятиях, имеющих немного активов, состоящих из имущества и денежных средств. Ускоренное банкротство признается в течение 5-7 месяцев .

При этой процедуре не предусмотрены попытки санации и внешнего управления. Сразу после проведения анализа финансовых, учетных и бухгалтерских документов компании суд принимает решение ликвидировать компанию и начинается этап конкурсного производства.

Вопрос 2. Что представляет собой единый федеральный реестр банкротств?

Единый федеральный реестр банкротств представляет собой сборник информации, которая касаются дел о банкротстве компаний. Реестр содержит информацию о ходе процедур банкротства в РФ.

Просмотреть данный реестр можно на официальном сайте единого реестра в Интернете. Доступ к нему открыт для любого желающего.


(Официальный сайт Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве — bankrot.fedresurs.ru)

Чтобы увидеть более полную информацию, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте. Именно здесь содержатся все сведения о компаниях, которые были признаны банкротами или в отношении которых открыто дело о банкротстве. Все данные на сайте регулярно обновляются.

До существования единого реестра контролировать ход дел о несостоятельности было намного сложнее.

В специальном разделе на сайте можно найти информацию по проводимым торгам. Там указаны даты , виды и предметы проводимых торгов . Также можно ознакомиться со списком предметов, которые выставлены на аукцион (квартиры, оборудование, нежилые помещения, транспорт и т.д. ) на которые арбитражным судом наложен арест.

Вопрос 3. Когда банкротство гражданина является его правом, а когда обязанностью?

Многие граждане не всегда хотят начинать судебный процесс по поводу банкротства. Но в некоторых случаях начало судебного разбирательства помогает выиграть время и выплатить долги с минимальными потерями .

Гражданин может обратиться в суд с заявлением об инициации процедуры банкротства, если он предполагает, что в скором времени он станет банкротом, если явно имеют место обстоятельства, свидетельствующие о том, что осуществить обязанность по уплате долгов и обязательных платежей просто не возможно .

При этом гражданин должен быть неплатежеспособным , а также не должен иметь в собственности имущество, после продажи которого он сможет безболезненно закрыть все имеющиеся у него долги.

Частное лицо обязано написать в суд заявление об инициации в отношении него процедуры банкротства тогда, когда уплата существующей задолженности одному кредитору повлечет за собой невозможность выплаты обязательных платежей и задолженностей перед другими кредиторами в установленный срок.

Размер обязательств при этом должен быть не менее 500 000 руб . В этом случае физическим лицом подается заявление в судебные органы на протяжении 30 дней с момента , когда он узнал или должен был узнать о своей неспособности погасить долги перед кредиторами.

Вопрос 4. Какие ограничения прав гражданина могут быть вынесены судом по завершении в отношении него процедуры о банкротстве?

По окончании процедуры банкротства арбитражным судом может быть установлен запрет на выезд гражданина , признанного банкротом за рубеж. Этот запрет будет действителен до момента принятия судом решения об окончании судебного производства о банкротстве или до момента подписания мирового соглашения между должником и кредиторами.

С того момента как вынесено решение о признании лица банкротом и с момента начала реализации имущества, стоящего на балансе у должника, все права на данное имущество, в том числе и право на распоряжение им, осуществляются исключительно финансовым управляющим.

После того как процедура банкротства была закрыта лицо-банкрот не может заключать кредитные договора и договора займа, не указав факта банкротства .

Кроме того, в течение этого же периода времени гражданин не может вновь инициировать процедуру банкротства.

Вопрос 5. Может ли быть при банкротстве продана квартира?

Квартира должника может быть продана в том случае, если она находится в залоге (например, ипотечное кредитование).

Вопрос 6. Каковы последствия для гражданина повторного банкротства?

В случае если гражданин повторно был признан банкротом, то на протяжении трех лет он не имеет права быть руководителем компаний.

Вопрос 7. При признании гражданина банкротом возможно ли погашение за счет средств третьего лица его задолженности перед бюджетом в виде налогов и сборов?

Налоговым кодексом РФ утверждена норма о том, что каждый налогоплательщик должен собственными силами погашать свою задолженность перед государством по налогам и сборам.

Однако, несколько другие нормы утверждает Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нем законодательно установлена возможность уплаты третьим лицом всех существующих обязательств должника. Чтобы это сделать третьим лицом должно быть подано в суд соответствующее заявление.

Вопрос 8. Возможно ли применение санации/внешнее управление при несостоятельности индивидуального предпринимателя?

Нет, данные процедуры применяются лишь в отношении юридических лиц.

Вопрос 9. Если должник признан банкротом, то в какой очередности будут удовлетворяться требования кредиторов?

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения заявленных кредиторами требований:

  • Судебные издержки, оплата работы арбитражного управляющего;
  • Задолженность, существующая перед гражданами, здоровью и жизни которых был нанесен ущерб;
  • Задолженность, существующая перед работниками, касательно выплаты пособий и заработной платы;
  • Остальная задолженность.

Вопрос 10. Процесс банкротства является одинаковым для всех компаний?

Как рассматривалось выше, процедура несостоятельности предусматривает прохождение 5 этапов . Но в законодательстве не предусмотрена необходимость прохождения предприятием всех этих этапов.

Большое значение в этом вопросе имеет организационно-правовая форма фирмы-должника. По этому критерию организации могут быть: простые, страховые, кредитные, банковские, градообразующие и сельскохозяйственные .

В обязательном порядке все 5 (пять) стадий банкротства должны проходить простые, градообразующие и сельскохозяйственные предприятия.

Для остальных трех форм организации предусмотрена возможность несколько другого порядка процедуры банкротства:

  • В случае, когда банкротами являются кредитные организации обязательным является только конкурсное производство;
  • Особенность предприятий сельскохозяйственного направления состоит в том, что их деятельность носит сезонный характер. Результат их деятельности во многом определяется погодными условиями и сезонностью. Поэтому арбитражный суд может назначить для них стадию надзора, внешнего управления и санации по своему усмотрению. Что же касается практической деятельности, то реализация назначения суда осуществляется в период сезона, подходящего для основной деятельности предприятия.
  • В страховых компаниях из процесса банкротства исключаются этапы оздоровления предприятия и внешнего управления.

Вопрос 11. Что представляет собой собрание кредиторов? Какие вопросы решаются на данном собрании?

Кредиторами признаются лица, которые по отношению к юридическому или физическому лицу имеют право требования относительно денежных или других обязательств . При проведении собрания кредиторов в нем могут принять участие конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Притязания всех этих субъектов на дату проведения собрания обязательно должны быть отображены в реестре требований.

Собрание кредиторов образуется при любом конкурсном процессе , кроме случаев , когда у компании существует задолженность только перед одним кредитором.

Организация и проведение собрания осуществляется арбитражным управляющим за 2 (две) недели . Это условие должно неуклонно соблюдаться управляющим в противном случае он может быть привлечен к ответственности. Уведомление участников также является прерогативой его деятельности.

Какой-либо ответственности за несоблюдение этой обязанности законом не предусматривается, но если кредитор докажет, что он не явился на собрание потому что не получил уведомления, то он имеет право поставить вопрос о неправомочности собрания. В этом случае идет речь о невыполнении управляющим своих прямых обязанностей.

Кредиторам , понесшим убытки вследствие созыва собрания, разрешается потребовать у управляющего их погашения. У должника тоже возникнут убытки, так как ему необходимы средства на созыв и проведение второго собрания.

Собрание должно рассмотреть следующие вопросы:

  • Определение времени начала или окончания процедуры санации и внешнего управления или продление сроков этих процедур, которые были согласованы ранее;
  • Утверждается план санации предприятия;
  • Утверждается график погашения существующей задолженности;
  • Выбор и утверждение необходимых требований, которые будут предъявляться к кандидатурам управляющих на всех этапах процедуры;
  • Определение реестродержателя;
  • Подписание мирового соглашения;
  • Принимается решение о том, что пора выставлять имущество должника на реализацию для покрытия за счет средств от продажи существующих требований по долгам;
  • Выбирается путем голосования полномочный представитель;
  • Организуется деятельность комитета кредиторов.

Вопрос 12. Каковы различия между арбитражным, конкурсным и внешним управляющими?

Изначально суд назначает арбитражного управляющего , решающий все основные моменты, связанные с организацией и осуществлением процесса банкротства.

Это должен быть профессионал в своем деле, и он должен входить в организацию арбитражных управляющих.

По факту понятие «арбитражный управляющий » является общим, и на разных этапах процедуры банкротства он имеет свое особенное название, в зависимости от функций, которые он выполняет.

Процедура наблюдения осуществляется временным управляющим . В его компетенцию входит решение следующих вопросов: проведение финансового анализа должника, участие в рассмотрении судом требований по задолженности т.д.

При процедуре санации предприятия назначается административный управляющий . В его обязанность входит контроль за исполнением установленного графика погашения задолженности.

Процедура внешнего управления находится под наблюдением внешнего управляющего . Он обязан предпринять действия по восстановлению платежеспособности фирмы.

На этапе конкурсного производства к делу подключается конкурсный управляющий , который следит за продажей имущества должника и из полученных денег осуществляет погашение задолженности перед кредиторами в порядке утвержденной очередности.

Арбитражный управляющий не участвует только на последней стадии процесса банкротства – подписании мирового соглашения .

Вопрос 13. Есть ли необходимость в специальной подготовке организации к банкротству?

Если руководитель предприятия понимает, что процедуры банкротства ему не избежать, то в его интересах подготовить компанию к процедуре банкротства .

Именно правильно выполненная подготовка к банкротству будет способствовать успешному окончанию дела о банкротстве.

Проведение специальной подготовки помогает снизить риски, возникающие при проведении процедуры несостоятельности, примерами которых могут быть риски :

  • выявить фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • риск привлечения налоговыми органами учредителя компании либо лица, занимающего руководящую должность к субсидиарной ответственности;
  • смена конкурсного управляющего в процессе дела и др.

Подготовка к банкротству заранее страхует предприятие от наступления этих рисков, дает возможность объективно оценить сложившуюся на предприятии ситуацию до начала процедуры банкротства.

Действия, которые помогут подготовиться к инициации процедуры банкротства и снизить риски, описанные выше:

  • Проведение анализа сложившейся структуры обязательств, которая будет основой структуры долга перед кредиторами;
  • Проведение анализа сложившейся структуры активов, что позволит оценить объем имущества, которое в результате будет выставляться на продажу на свободных торгах;
  • Проведение анализа сделок, которые были заключены руководителем на предприятии за последние три года, что позволит вывить наличие неправомерных сделок, а значит снизить риск признания банкротства преднамеренным;
  • Анализ возможности признания банкротства фиктивным или преднамеренным, а также возможности привлечения руководства к субсидиарной ответственности.

8. Заключение + видео по теме 🎥

Таким образом, процедура банкротства (несостоятельности) представляет собой сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Он может быть упрощенным или полным .

На время рассмотрения судом дела о несостоятельности юридическое или физическое лицо освобождается от уплаты кредиторской задолженности, а также процентов, пени и неустоек.

Однако , признание арбитражным судом субъекта несостоятельным, не освобождает его от полной уплаты долга. Процедура лишь позволяет должнику выплатить свои обязательства кредиторам несколько другим способом.

Банкротство может быть фиктивным, то есть спланированным, с целью незаконного присвоения активов или получения отсрочки по уплате долгов. В этом случае оно является преступлением.

Закон предусматривает при таком варианте административную и уголовную ответственность . Для того чтобы снизить риски, возникающие при инициации дела о банкротстве рекомендуется провести предварительную подготовку , которая поможет полностью оценить сложившуюся ситуацию.

Эксперты рекомендуют юридическим и физическим лицам инициировать процедуру банкротства только в самом крайнем случае , когда решить финансовые вопросы другим способом просто не представляется возможным.

И видеоролик про несостоятельность предприятий, где раскрываются вопросы «Как сохранить активы», «Для чего нужно банкротство бизнесу» и так далее:

Команда журнала «сайт» желает Вам успехов в юридических и финансовых делах. Если у вас остались или возникли вопросы по теме банкротства, то задавайте их в комментариях ниже.

В России стремительно растет число банкротств граждан, включая индивидуальных предпринимателей. За шесть месяцев текущего года суды признали финансово несостоятельными 13 225 граждан страны. Это на 79% больше, чем в 2016-м.

Тем временем федеральные власти вместо того, чтобы обратить на ситуацию внимание и забить тревогу, продолжают заниматься всяческими медийно-развлекательными вещами. Глава Банка России Эльвира Набиуллина торжественно представляет купюры нового номинала; правительство высказывает инициативу о снятии с части соотечественников соцпособий, если окажется, что граждане владеют относительно дорогой собственностью; а законодатели приноравливаются брать с граждан плату за содержание кошек, рыбок и хомячков. Других-то проблем в Отечестве не видно! - вот только домашних питомцев зарегистрируем за деньги, и наступит благодать.

Оскал новой реальности

То, что Россия за шесть месяцев почти выполнила годовой «план» банкротств - весьма пугающая тенденция. Массовое разорение граждан и мелких предпринимателей происходит на фоне некоторого оживления промышленности и определенных успехов в сельском хозяйстве. Образно говоря, российская экономика напоминает «Титаник», наскочивший на айсберг: на верхних палубах - в гнездилище промышленного производства и валютно-финансового сектора - наблюдается легкий крен, слышно дребезжание фарфора на столиках. А вот трюмы уже вовсю заполняют ревущие потоки ледяной океанской воды.

В принципе, было очевидно, что всё так и будет. Мы уже не раз отмечали, что вся антикризисная стратегия правительства и ЦБ сводится к тому, чтобы перекладывать издержки на рядовых граждан: замораживать зарплаты, пенсии и соцвыплаты, держать искусственно заниженным курс рубля, всячески препятствовать росту реальных доходов населения. И надо признать: чиновникам и банкирам действительно удалось выбраться из острой фазы кризиса на горбу работяг и за счет бизнеса.

Расплатой стало истощение финансовых резервов отечественных домохозяйств и сильная деградация внутреннего рынка.

Но вот, казалось бы, - всё, пик экономической беды миновал: доллар опустился ниже 60 рублей, нефть - наоборот, растет в цене; дефолт по корпоративным долгам, которого так опасались в 2015-м, так и не наступил. Можно дать народу вздохнуть, восстановить силы. Не тут-то было: бизнес как душили налогами - так и душат, а население, как и прежде, держат в нищете.

При этом оживление экономики парадоксальным образом ухудшает состояние и рядовых граждан, и мелких предпринимателей. Эксперты отмечают, что теперь «всем нужны живые деньги». Кредиторы стремятся воспользоваться открывающимися возможностями, а потому предпочитают банкротить заемщиков, а не реструктуризировать их долги. С другой стороны, наша судебная система «распробовала» процедуру банкротства и теперь все чаще применяет эту меру.

Сочетание этих факторов сделало банкротство населения системным процессом. И это новая реальность, в которой нам предстоит жить.

Прогноз в цифрах

О том, что мы стоим в самом начале большого и весьма неприятного пути, говорят следующие цифры. Пока в России через процедуру банкротств прошли 34 000 граждан. Это примерно 5% от общего количества потенциально несостоятельных заемщиков. Общее же число граждан России, попадающих под нормы закона «О банкротстве физлиц» - то есть имеющих долги более 500 тысяч рублей и просрочку платежей более 90 дней - составляет 660 тысяч человек.

Иными словами, в ближайшие несколько лет больше полумиллиона наших сограждан потеряют значительную часть имущества. Понятно, что в случаях, когда речь идет об изъятии не в меру дорогих авто, плазмы на полстены и прочих предметов бессмысленной роскоши, нет ничего ужасного. Жить надо по средствам. Однако значительная часть банкротств будет связана с изъятием имущества, которое сейчас используется для ведения бизнеса. И тут главный вопрос: кто все это купит? Трудолюбивые мигранты? Или, может быть, иностранные инвесторы? Кому нужен малый бизнес в России, кроме самих граждан страны?

Если малое предпринимательство действительно нужно стране, тогда на фоне массового разорения действующих ИП нужно разрабатывать меры, которые будут создавать новые. И не когда-нибудь потом, а прямо сейчас. Но этот вопрос властями даже не ставится. Кабмин изощряется в изобретении новых поборов и выдумывании очередных оснований для сокращения трат на нужды населения.

Между тем федеральные власти имеют очень эффективное средство, которое могло бы остановить волну банкротств. Это ключевая ставка. Сентябрьским решением Центробанка она была установлена на отметке в 8,5% годовых. Это процент, под который государство дает деньги банкам. В разных видах кредитов ключевая ставка составляет от четверти до двух третей того, что в конечном счете приходится выплачивать конечному заемщику.

Если снизить ее хотя бы до американского значения - 1,25% годовых, то должники смогут вздохнуть свободнее. Притом наибольший выигрыш получат не любители красивой жизни, набравшие потребительских кредитов под 38% годовых, а люди, взявшие ипотеку, автокредиты и займы для бизнеса.

И напротив, выжимая с них при посредничестве банков лишнюю копейку, ЦБ разоряет значительную часть экономически активного населения и тем самым копает опасную яму всей российской экономике.

Государство банкротится, не исчезая

Разница между банкротством фирмы и банкротством государства состоит в том, что последнее не может прекратить свое существование. Чаще бывает так, что утрачивается платежеспособность, когда нет возможности обслужить существующие задолженности. «В зависимости от восстановления экономики платежи возобновляются спустя несколько лет, - рассказывает Кристоф Олер. - Государство снова старается попасть на рынок долгосрочных капиталов, чтобы заявить о себе как о должнике с хорошей репутацией».

По мнению немецкого эксперта, репутация добросовестного должника поможет государству получить новые кредиты на выгодных условиях. В случае отказа в кредите ситуация внутри страны может усугубиться. Ведь тогда экономить придется на всем - на образовании, здравоохранении, инфраструктуре. И чем меньше будет сделано в этих областях, тем меньше в итоге шансов у страны выбраться из долговой ямы.

Должников оценивают специалисты

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», - рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody"s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Чтобы избежать больших государственных долгов в странах-участницах Европейского Союза, в Маастрихтском договоре прописаны не только верхние пределы дефицита госбюджета, но и объем внешнего долга: он не должен превышать 60 процентов внутреннего валового продукта (ВВП). Еврокомиссия постоянно контролирует ситуацию, но не применяет санкций против стран-участниц, по крайней мере пока. «Я надеюсь, что вскоре эта ситуация изменится, потому что долги будут расти постоянно, а чем больше у страны долгов, тем меньше у нее возможностей», - считает Кристоф Олер.

На примере Исландии

Исландия долгое время считалась должником с хорошей репутацией. Рейтинговое агентство Moody"s дала ей высшую оценку - ААА, означающую на языке экспертов «максимальная надежность». В мае 2008 года понизила рейтинг страны из-за ее сильной зависимости от финансового сектора. «Эта зависимость и сыграла с Исландией злую шутку в октябре 2008 года», - считает специалист по экономическому праву Кристоф Олер.

Страна с населением 300 тысяч человек, развитым рыболовством, но очень незначительной в целом национальной экономикой - в Исландии работало всего три международных банка, долги которых перестали обслуживаться, так как на международном рынке их перестали считать кредитоспособными. Власти Исландии предложили национализировать эти банки, но оплатить долги банков государство могло только в том случае, если бы само взяло в долг. Для примера: баланс трех исландских банков в десять раз превышает годовой ВВП страны.

«Речь идет о таких величинах, с которыми не может справиться вся экономика страны. Поэтому Исландии сейчас необходима помощь извне», - отмечает Кристоф Олер.

Если Исландия сейчас возьмет в долг, то отдавать деньги ей придется по более высокой процентной ставке нежели, например, Германии. К тому же в Исландии существуют проблемы с валютой: за последние месяцы крона потеряла три четверти своей стоимости. Это серьезная нагрузка на жителей страны. Почти все товары на острове - импорт, цены на который серьезно выросли.

Андреас Беккер

Государственное банкротство . Под Государственным банкротством понимают отказ правительства удовлетворить своих кредиторов, отказ платить проценты и погашать свои займы. Некоторые авторы расширяют это понятие, разумея под Государственным банкротством всякое неисполнение правительством связанных с государственными долгами денежных обязательств (Кернер, В. Н. Твердохлебов); они различают несчастное Государственное банкротство (faillite), вытекающее из фактической невозможности уплатить долги или хотя проценты по ним, и злостное Государственное банкротство (banqueroutte), объясняемое принципиальным отказом не только от платежей по займам, но и от их признания. Государственное банкротство отзывается на всей системе государственного кредита, но оно вызывается обычно чрезвычайными обстоятельствами, нарушающими в корне финансовое равновесие: войны, революции, государственные перевороты. Аббат Терре, генеральный контролер финансов при Людовике XV, говорил: «Государственное банкротство необходимо раз в столетие, дабы препятствовать чрезмерному обогащению частных лиц и чрезмерной бедности правительства». Цахарие считает, что причинение убытков иностранным кредиторам является выгодным для нации-банкрота. Юм доказывает, что вскоре после Государственного банкротства финансовое равновесие государства восстанавливается, а «умный человек скорее готов будет ссудить деньги государству непосредственно после Государственноего банкротства, нежели перед ним» (Essay on public credit). В средние века Государственное банкротство — обычное явление; при этом правительство или совершенно отказывается платить кредиторам, или платит только некоторую часть (20 или 40 %) всей суммы долга. Тогда к Государственному банкротству прибегают даже платежеспособные государства в целях обогащения того или иного феодального монарха. В настоящее время принято различать явное и скрытое Государственное банкротство; при явном Государственном банкротстве правительство открыто заявляет об аннулировании своих займов и отказывается: как от погашения их, так и от платежа процентов; примером может быть египетское Государственное банкротство 1876 г. Скрытое Государственное банкротство выражается в различных операциях, имеющих целью избежать долговых платежей; сюда могут быть отнесены — налог с облигаций и их купонов, уплата процентов в бумажной обесцененной валюте, произвольное понижение процентов — принудительная конверсия займа. Государственное банкротство особенно серьезно отзывается на государствах со сложной кредитной организацией и развитым денежным обращением; Государственное банкротство задевает интересы кредиторов государства в том числе и иностранцев, ссудивших данное правительство денежными средствами путем покупки его облигаций. Отсюда возникает вопрос: поскольку одно правительство вправе силою принудить другое уплатить долги его подданным? В 1893 г. Франция грозила войной обанкротившейся Португалии, требуя с ее стороны удовлетворения всех кредиторов-французов. В 1902 г. французы оккупировали остров Митилену за отказ Турции удовлетворить двух французских банкиров — Лорандо и Тубини. В том же году Англия, Германия и Италия блокировали берега Венецуэлы, бомбардировали форт Сан-Карлос и потопили две канонерки, против чего протестовал аргентинский министр иностранных дел Драго, создавший впоследствии целую теорию о недопустимости вооруженной интервенции в случае Государственного банкротства какой-либо нации. На этой точке зрения стоит научное направление, представленное, кроме Драго, его соотечественником К. Кальво, Фр. Пасси, Муанье, Феро-Жиро, А. Вейс, Оливер-Крона, Депонье, Прадье-Фодерэ, Ролэн-Жакмен, Лорон. Другие, как Уэстлек, Фиоре, Шарм и Холланд, считают необходимым обеспечить уплату внешних государственных займов применением вооруженной силы со стороны тех правительств, чьими подданными являются кредиторы данного государства. 2-я Гаагская конференция мира 1907 г. приняла конвенцию, воспрещающую вооруженное вмешательство в качестве ответа на Государственное банкротство, но эта конвенция устанавливает 4 исключения, когда вмешательство признается вполне правомерным: 1) если правительство обанкротившегося государства отклоняет предложенное ему третейское разбирательство; 2) вовсе не отвечает на это предложение; 3) делает своими действиями невозможным то третейское разбирательство, на которое оно уже дало свое согласие; 4) уклоняется от выполнения вынесенного третейским судом решения (2-я Гаагская конвенция 1907 г. об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам).

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Наиболее серьезной формой гарантий является создание «международных комиссий государственного долга». Подобная комиссия была учреждена в 1876 г. в Египте и преобразована в 1885 г.; она состояла из шести лиц, утвержденных в должности египетским хедивом по представлению соответствующих правительств шести великих держав Европы; на ней лежало управление недвижимыми имуществами хедива, железными дорогами и портом Александрией; официальное название ее — «Caisse de la dette publique Egyptienne». По мирным трактатам 1919 — 1920 гг. из ее состава выбыли делегаты Германии и Австро-Венгрии. Государственное банкротство Турции в 1876 г. привело к учреждению в 1881 г. аналогичного органа «Conseil d"administration de la dette publique Ottomane» из 7 лиц: представителя турецкого министерства финансов и по одному выборному делегату от кредиторов англо-голландских, французских, итальянских, немецких, австро-венгерских и греческих, избранных на 5 лет; для погашения долгов комиссии уступлены табачная и соляная монополии, гербовые сборы, налоги на рыболовство, спиртные напитки и шелк. Одни из этих доходов взимались административными органами комиссии (соляная монополия, гербовый и питейный сборы), налог с шелководов собирался турецкими чиновниками и, за вычетом издержек взимания, поступал в кассу комиссии, табачная монополия была сдана в аренду смешанному обществу, организованному Оттоманским банком, Блейхредером и германским Reichsbank, платившему ежегодно 750.000 тур. фунтов. В 1903 г. комиссия удачно произвела унификацию и конверсию турецкого государственного долга. Лозаннский трактат 1923 г. привел к сильному сужению полномочий комиссии. Греция претерпела Государственное банкротство еще в 1893 г. и смогла заключить внешний государственный заем в 1897 г. только при условии создания международной комиссии государственного долга из 6 делегатов великих держав Европы, при чем эти делегаты являются своего рода дипломатическими агентами, назначаемыми соответственными правительствами. В полное распоряжение комиссии предоставлены доходы государственных монополий на соль, керосин, папиросные гильзы, спички и игральные карты, налог на табак, гербовые сборы и таможенные пошлины порта Пирей. Взимание этих доходов предоставлено особому акционерному обществу под контролем комиссии, функции которой состоят в централизации сумм, назначенных на уплату государственных займов. Члены комиссии, являясь дипломатическими агентами, получают, однако, жалованье от греческого правительства. В Марокко была создана в 1906 г. аналогичная комиссия для контроля за операциями Танжерского государственного банка. В 1912 г. 8 великих держав (6 европейских, Соединенные Штаты и Япония) гарантировали первый государственный заем на сумму 60.000.000 долларов только что возникшей Китайской республике, которая намеревалась прибегнуть к Государственному банкротству в результате тяжелой гражданской войны, поставив условием этой гарантии ежегодное предварительное рассмотрение проекта государственного бюджета представителями 8 соответствующих правительств с правом внесения в него признанных необходимыми изменений. Международная комиссия государственного долга является наиболее сильным средством, которое применяется в случае Государственного банкротства; она способствует ликвидации задолженности и обеспечивает интересы кредиторов, но одновременно с тем она является существенным ограничением свободы действий государственной власти данной страны; кроме того, она облегчает, как это было в Греции в 1897 г. и в Китае в 1912 г., выпуск нового займа, ибо иностранные капиталисты охотнее приобретают облигации финансовослабого государства, зная, что платежи по ним обеспечены международными гарантиями. В целях ограждения интересов кредиторов, опасавшихся Государственного банкротства, Чехо-Словакия в апреле 1922 г., выпуская в Англии свой «заем восстановления» на 3.300.000 ф. стерл., обеспечила уплату его облигаций доходами от таможенных пошлин и табачной монополии. Невозможность для Австрийской республики выйти из финансового тупика, в который она попала в результате Сен-Жерменского мирного трактата 1919 г., и в частности невозможность платить репарации (см. слово Контрибуция) привели к установлению над австрийскими финансами международного контроля Лиги наций в лице верховного комиссара — роттердамского синдика Циммермана в конце 1923 г. Международный финансовый контроль над Австрией отменен Лигой наций весной 1926 г. Аналогичный контроль был учрежден в 1924 г. над Венгрией с назначением генеральным контролером финансов бостонского банкира Смита.

В последнее время слишком часто на слуху, поэтому многие к нему привыкли, и даже начали разбираться в особенностях процедуры признания финансовой несостоятельности по отношению к физическим, юридическим лицам или .

Однако бывает еще и государственное банкротство, и это серьезный процесс, подразумевающий массу осложнений, и в нем необходимо разбираться, хотя бы в основных моментах, чтобы знать, как распорядиться имеющимися средствами с наибольшей выгодой для себя или, точнее, с наименьшей потерей.

Когда страна не может выполнять обязательства перед кредиторами, она может быть признана банкротом. Суть данного процесса везде одинакова, но если государство признает финансовую несостоятельность, то, конечно же, не назначается новое руководство и имущество не продается, как в остальных вариантах банкротства – выход из ситуации существенно отличается.

Банкротство страны – это дефолт, и данный термин слышали многие. Практически каждое государство за свою историю сталкивалось с подобным явлением, а в некоторых странах дефолт объявлялся и по нескольку раз. Примерами служат Греция, Испания и Аргентина.

Варианты выхода из ситуации

Если государство признает себя финансово несостоятельным выполнить обязательства перед кредиторами, то стандартные этапы банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.) не применяются, конечно же, а происходит реструктуризация долга. Вариантов в таком случае может быть несколько:

Как первый, так и второй варианты невыгодны для кредиторов, однако в данном случае приходится выбирать, «какое из зол меньшее», поскольку заставить правительство возвращать долги никто не может. В отношении государства иногда вводятся санкции, ведутся судебные тяжбы, но если отдавать нечем, то результата данные действия не принесут.

В первом случае, при предоставлении стране отсрочки для выплаты средств держателям государственных облигаций, они просто начнут падать в цене, и впоследствии правительство сможет выплатить гораздо меньшую сумму. Во втором случае, правительство предложит половину или даже меньшую часть от реальной стоимости гособлигаций, и держатели уже решают, могут они пойти на такой шаг или же нет.

К примеру, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени, и конец этой истории явно не близок.

Последствия в стране

Первым признаком дефолта является резкое снижение курса национальной валюты, которое влечет за собой ряд других факторов – повышение цен, массовые , снижение общего уровня жизни внутри страны. Избежать подобного при дефолте не удастся, но можно знать, какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация закончилась с максимальной для себя выгодой.

Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, необходимо отказаться от хранения денег в мелких банковских организациях, поскольку они в первую очередь не справляются с проблемами. Старайтесь доверять только компаниям, которые входят в первую 10-ку рейтинга.

Если страна банкрот, то национальная валюта стремительно обесценивается, а потому часть своих сбережений рекомендуется перевести в доллары, евро, фунты и т.д., чтобы обезопасить себя от большой потери денег.

Что касается инвесторов, при появлении возможности объявления банкротства в государстве, где у вас имеются активы, их необходимо выводить, особенно, если подкреплены они гособлигациями.

Массовые банкротства и реакция на них

Признание финансовой несостоятельности государства может спровоцировать «эффект домино», когда о своем банкротстве станут объявлять массово физические и .

Физическим лицам спешить предпринимать подобные действия не стоит, поскольку они могут не самым положительным образом сказаться на них – суд может постановить , и заемщик останется ни с чем. В обязательном порядке следует , спрашивая их совета, поскольку при форс-мажорных обстоятельствах только квалифицированные специалисты смогут разобраться в ситуации, определить положительные и отрицательные стороны для должника, и выбрать наиболее правильное решение, позволяющее заемщику избежать проблем.

От чего воздержаться

В условиях усложнения экономической ситуации физические и юридические лица могут принимать решения, влекущие для них серьезные проблемы. Отказаться необходимо от следующих намерений:

  1. Не стоит намеренно, поскольку данные действия расцениваются как уголовное преступление в законодательстве любой страны, а потому можно получить за такие действия серьезное наказание. Доказать причастность руководства или учредителей к


Просмотров