Банкротство предприятия его причины порядок осуществления процедуры. Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами

Банкротство юридического лица

несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

Основания:

Неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве , неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей - неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков - в предвидении грозящей ему опасности. По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в соответствии со ст.10 Закона о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица-должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо - если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении - выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).

Наблюдение,финансовое оздоровление,внешнее управление,конкурсное производство,мировое соглашение,

19.Банкротство: стадия наблюдения. Наблюдение – первая стадия в процессе банкротства организаций. Оно вводится арбитражным судом после рассмотрения требования заявителя. Данная процедура применяется для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, не более чем через 7 месяцев с даты поступления в суд заявления о признании должника банкротом. В определении о введении процедуры наблюдения должна быть указана дата заседания суда, на котором вопрос о банкротстве будет решаться по существу, а тем самым определен и срок наблюдения – 3, 5, 6 месяцев, но не более 7. юридические последствия введения наблюдения:

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику;

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом;

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.

Находясь в процедуре наблюдения, банкротящееся предприятие по-прежнему может осуществлять хозяйственную деятельность, но не в полном объеме. Часть сделок может проходить только после одобрения временного управляющего. Также предприятие-должник не может проводить процедуру ликвидации юридического лица, реорганизации, создания филиалов и т.п. В период наблюдения проводится тщательный анализ финансового состояния предприятия-должника, составления реестра требований кредиторов и принимается решение о проведении первого собрания кредиторов.

20.Банкротство: стадия внешнего управления. Внешнее управление применяется к предприятию-должнику для того, чтобы восстановить его платежеспособность. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если последнее установило, что существует реальная возможность восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено указанным Федеральным законом. В период внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, а также вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Восстановление платежеспособности должника проводится в соответствии с планом внешнего управления, который может включать в себя следующие меры: закрытие нерентабельных производств; перепрофилирование производства; продажа части имущества должника; взыскание дебиторской задолженности; уступка прав требования должника; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; продажа предприятия должника; замещение активов должника; иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Принято считать, что банкротство один из множества способов ликвидации предприятия. Однако это утверждение не соответствует законодательству о банкротстве. Во время процедуры банкротства предприятия возможно оздоровить и вернуть к полноценной работе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Банкротство – это невозможность должника расплатиться по требованиям кредиторов. Задекларировать данное состояние может только арбитражный суд.

Основания для признания

Чтобы признать юридическое лицо банкротом должны быть веские причины. Они чётко определяются законом о банкротстве, где сказано, что основанием для банкротства юридического лица может стать невозможность погасить все требования кредиторов в течение трёх месяцев со дня, когда они должны быть погашены.

Подавая в арбитражный суд заявление о признании юридического лица банкротом, следует не просто доказать его несостоятельность в исковом заявлении, но и документально подтвердить, что должник имеет все признаки, попадающие под банкротство.

Доказательствами могут служить:

  • список дебиторов;
  • список кредиторов;
  • инвентаризационная ведомость;
  • финансовая отчётность на последнюю дату;
  • сверки с должниками;
  • выписки с банковских счетов и др.

Арбитражным судом будет возбуждено дело о банкротстве, когда общие требования к юридическому лицу составят не менее трёхсот тысяч рублей .

Чаще всего основанием для банкротства предприятия — это выездная налоговая проверка. Доначисленные платежи в бюджет могут составлять довольно значительную сумму и повлечь за собой неплатежеспособность субъекта.

Инициаторы банкротства

Инициировать банкротство могут:

  • руководитель;
  • кредиторы;
  • уполномоченные органы (налоговые службы, муниципальные образования).

У всех, кто имеет право обратиться в суд о признании банкротом – это право, а у самого должника такая процедура является и правом и обязанностью.

Обязанностью руководителя является обращение в арбитражный суд в случаях:

  • когда нет средств выполнить требования кредиторов в полном объеме;
  • если ликвидатором обнаружены признаки банкротства;

Кредиторы вправе подать заявление на должника в суд в любое время. А для должника срок подачи заявления не должен превышать 1 месяц с момента, когда выяснились обстоятельства, приведшие к банкротству. Так же сроки установлены для ликвидационной комиссии (ликвидатору). Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязан подать соответствующее заявление в арбитражный суд не позднее десяти дней с момента появления соответствующих признаков. Иначе ликвидационной комиссии (ликвидатору) придётся нести субсидиарную ответственность перед кредиторами.

Сам субъект

В условиях высокой конкурентности в бизнесе, банкротство явление частое.

Однако субъектом банкротного производства можно быть, если:

  • невозможно погасить требования кредиторов более трёх месяцев ;
  • сумма долга составляет 300000 рублей и более ;

Для признания своего предприятия банкротом руководитель обязан обратиться в арбитражный суд. Дальнейшие действия будут зависеть от его решения.

Государственные органы

Согласно статье 25 Закона о банкротстве, политику предотвращения банкротств и их финансового оздоровления обязан проводить государственный орган.

В его полномочия которого входит:

  • проведение политики предупреждающей банкротства;
  • разрабатывать и принимать правила и порядок работы арбитражных управляющих.

К государственным органам также относятся органы, уполномоченные подавать заявление на банкротство юридических лиц. Это – налоговые инспекции, муниципалитеты, одним словом те органы, которые представляют интерес государства, и могут являться субъектами банкротного производства.

Кредиторы

В Законе о несостоятельности (банкротстве) сказано, что к кредиторам относятся как юридические, так и физические лица, которые имеют право требовать возврата денежных средств, согласно принятым обязательствам по хозяйственной деятельности и по трудовым договорам, к которым относится заработная плата, отпускные, больничные, и др. К ним могут относиться и государственные органы, налоговая инспекция и др.

Кредиторы– это субъекты процедуры банкротства, которые могут влиять на проведение необходимых мероприятий.

Во время проведения собрания кредитор с правом голоса может:

  • вносить предложения;
  • голосовать за внесённые предложения;
  • принимать решения по проведению процедуры банкротства;
  • предлагать кандидатуру арбитражного управляющего;
  • принимать участие в распределении средств должника.

Так как у должника нет средств расплатиться по обязательствам, его имущество должно пойти на погашение части долга. Для этого проводятся торги, и вырученные средства идут на погашение кредиторской задолженности.

Чаще всего вырученных средств от продажи имущества не достаточно, чтобы покрыть все долги. Для этого законодательно установлена очередность кредиторов.

Текущие платежи во время процедуры банкротства оплачиваются вне очереди. К текущим долгам относятся расходы арбитражного управляющего на проведение банкротных мероприятий, коммунальные платежи, вознаграждение арбитражному управляющему, заработная плата привлечённым специалистам, налоги в бюджет и взносы во внебюджетные фонды по текущим начислениям.

Для конкурсных кредиторов существует очерёдность:

  1. Выплаты по исполнительным листам для граждан, получивших травму на производстве и алименты.
  2. Заработная плата, выходные пособия.
  3. Требования, обеспеченные залоговым имуществом.
  4. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
  5. Расчёты с другими кредиторами.

Порядок и стадии процедуры

Этапы, проводимые в процессе банкротства юридического лица, закреплены ст.27 Закона о банкротстве.

К ним относятся:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • мировое соглашение.

Стадии – это комплекс принимаемых мероприятий, которые предусматривают восстановление платёжеспособности юридического лица или его ликвидации.

К первой стадии можно отнести само обращение в арбитражный суд о признании должника банкротом.

Наблюдение и финансовое оздоровление

Наблюдение – это первая стадия банкротства. При проведении наблюдения необходимо обеспечить сохранность активов юридического лица, провести финансовый анализ, определить или выявить наличие активов, составить реестр кредиторов и осуществить первые сборы кредиторов, выяснить возможность восстановления платёжеспособности предприятия.

С введением процедуры наблюдения руководство организации ограничено лишь в части принятия решений организационного характера, во всех остальных случаях оно вправе принимать решения, согласовывая их с временным управляющим.

Финансовое оздоровление – одна из процедур банкротства предприятия, которая цель которой восстановить платёжеспособность предприятия. Для этого составляется график погашения долгов. Этот этап для оздоровления предприятия может быть введено арбитражным судом по заявлению собственников бизнеса.

Внешнее управление

Это ещё один метод при банкротстве предприятий, цель которой восстановить платёжеспособность должника.

После того, как судом было введено внешнее управление все полномочия по управлению предприятия переходит внешнему управляющему. Данное лицо обязано принять всю документацию от руководства должника.

Внешним управляющим отменяются все принятые ранее меры по выплатам долгов. Налагается арест на имущество, вводится запрет на удовлетворение требований кредиторов. Разрабатывается план мероприятий по восстановлению платёжеспособности предприятия и утверждается на собрании кредиторов

Внешнее управление может закончиться прекращением дела о банкротстве, если все долги будут погашены и предприятие сможет приступить к нормальной хозяйственной деятельности . Или признания предприятия банкротом и перейти на следующий этап банкротства – конкурсное производство.

Конкурсное производство

Это завершающая стадия банкротства юридического лица. Её проводит конкурсный управляющий. Конкурсным управляющим принимаются все меры по установлению наличия имущества у должника. Делаются запросы в регистрирующие органы, отслеживаются неправомерно проведённые сделки.

Так как конкурсное производство является завершающей стадией, задача конкурсного управляющего найти и реализовать имущество должника для погашения образовавшихся долгов.

Все торговые операции проходят через государственную электронную систему торгов. Вырученные от продажи активов средства идут на погашение кредиторской задолженности в установленной законом очерёдности.

Ответственность директора

В Законе о банкротстве предусмотрена ответственность для директора предприятия, ставшего впоследствии банкротом.

Не всегда банкротство наступает по независимым причинам, случается, что руководитель своими действиями (бездействием) привёл организацию к банкротству.

В уголовном кодексе к таким действиям относятся:

  • необоснованное получение кредита;
  • завышенные выплаты работникам по результатам труда;
  • заключение сомнительных договоров;
  • большие и необоснованные хозяйственные расходы;
  • вывод активов и др.

В уголовном кодексе есть такое понятие как преднамеренное банкротство. (Ст.196 УК РФ ). Все выше перечисленные действия со стороны директора относятся к этой статье. Однако такие действия не всегда можно легко доказать, поэтому наказания по статье «преднамеренное банкротство» случается весьма редко.

Наказание за преднамеренное банкротство:

  • в виде штрафа от 200000 до 500000 руб .;
  • в виде штрафа в размере заработной платы за период от одного до трёх лет ;
  • в виде принудительных работ до пяти лет ;
  • в виде лишения свободы до шести лет + штраф до 200000 рублей или в размере заработной платы за 18 месяцев.

Возможность мирового соглашения

Законом о банкротстве предусмотрена ещё одно действие – мировое соглашение. Оно может заключаться на любой стадии банкротства. Со стороны должника принять решение о заключении мирового соглашения может только должник. Утверждает – собрание кредиторов.

Не исключено участие в заключении соглашения третьих лиц, которые готовы взять на себя обязательства должника.

После этого, арбитражным судом дело о банкротстве юридического лица прекращается.

Мировое соглашение готовится в письменном виде, в нём должны быть уточнены порядок и формы оплаты долга, сроки исполнения и другие условия. Условия соглашения в части погашения задолженности по налогам и сборам должны соответствовать налоговому законодательству. Со стороны кредиторов возможны уменьшения процентов по обязательствам или другие послабления.

Итог процедуры

Процедура банкротства юридического лица призвана в большей степени оздоровить предприятие и вернуть ему платёжеспособность. Если это произошло в процессе проведения оздоровительных мероприятий, итог – прекращение дела о банкротстве и продолжение работы предприятия.

Если же должник не в силах выполнить все обязательства по своим долгам, то банкротство — единственный верный и законный способ.

По завершению проведённых мероприятий, все долги будут считаться погашены, не зависимо от того, получили ли кредиторы свои средства или нет. Юридическое лицо считается ликвидированным и исключается из ЕГРЮЛ.

Следует заострить внимание на то, что вся схема, предусмотренная законодателем для проведения процедуры банкротства, очень сложная. Необходимы знания не только Закона о банкротстве, но и множество других нормативных документов. Важно иметь практический опыт в данной сфере. Поэтому, принимая решение провести такую процедуру, самым верным действием будет – обратиться к юристам, опыт работы у которых в области банкротства сможет гарантировать положительные результаты.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.


Законодательство России призвано регулировать все подробности процедуры и стадии банкротства лица, как физического, так и юр. лица, а также , каждая стадия банкротства должна быть под строгим контролем.

Начало банкротства

Принятие соответствующего закона «О несостоятельности» стало следствием того, что многие зачастую используют банкротство и объявление несостоятельности юр. лица для того, чтобы «убежать» от исполнения собственных обязательств, с целью введения тех или иных контрагентов в заблуждение, скрытно свернуть свои дела, имея виды на уклонение от закона.

Важно: следует помнить, что наказывается в уголовном порядке.

Чтобы процесс банкротства юридического или физ. лица вступил в силу, нужно подать ходатайство о несостоятельности, представляемое на рассмотрение в арбитражный суд.

Совет! Кто может подать такое заявление? Это кредиторы, различные органы или непосредственные должники. Решение о старте процесса будет принимать судья.

Выделяются основные стадии банкротства юр. или физ. лица, и мы расскажем о них по порядку, отметив сроки.

Стадия наблюдения

Наблюдения представляют собой первую стадию процесса, которая является непременной и неизбежной частью дела по банкротству.

В роли арбитражного управляющего может выступать исключительно гражданин РФ – член одной из специальных организаций.

На данной стадии эта должность называется «временный управляющий».

Наблюдения дела о несостоятельности юр. или физ. лица начинаются после того, как обоснования требований к должнику от заявителя будут рассмотрены. Исключение составляют виды случаев, когда имеется заявление, представленное самим должником.

Введение первой стадии нужно для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника для кредиторов.

В процессе, специалисты проводят анализ состояния финансов потенциального банкрота. Реестр требований также составляется на данной стадии, после чего проводится общее собрание кредиторов для подведения итогов.

По сути, эта стадия наблюдения для дела является предварительной. Ее важность заключается в том, что в процессе наблюдения предприятием подготавливаются документы, а все заинтересованные лица получают определенные уведомления. Все это необходимо перед тем началом или оздоровления организации.

В отличие от остальных, стадия наблюдения представляет собой обязательную меру, избежать которой невозможно при банкротстве.

Стадия финансового оздоровления

Если собрание кредиторов приняло положительное для должника решение, вводится процедура финансового оздоровления.

До старта процедуры в суд подается заявление, одновременно с планом программы по несостоятельности. Однако, наличие плана – не принципиально.

Во главе процесса становится административный управляющий.

Восстановление платежеспособности является главной задачей на данном этапе дела. Процедура направлена на то, чтобы задолженность могла быть погашена в полном соответствии с графиком.

Графики погашения долга составляются административными управляющими и согласуются с собранием кредиторов.

Когда график принимается, должник начинает ликвидацию своего долга перед кредиторами незамедлительно. Меры по оздоровлению начинаются одновременно с выплатами.

Одним из последствий данной стадии становится изменение характера мероприятий, цель которых выполнение всех предъявляемых кредиторами требований.

Имущественные аресты также могут быть отменены.

Ставка рефинансирования Центробанка является ориентиром при начислении процентов.

Внешнее управление

Предыдущая стадия несостоятельности предполагает полное отстранение руководящих органов или лиц. Внешние управляющие становятся носителями полномочий.

Именно его задача – финансовое оздоровление.

К мероприятиям данной стадии, в частности, относятся:

  • перестройка различных структур предприятия должника;
  • реструктуризация долгов (по аналогии с );
  • переход предприятия к новым перспективным структурам;
  • сокращение персонала.

Максимальные сроки такой стадии дела могут составлять 18 месяцев. Продление возможно еще на полгода. Таким образом, общее время стадий финансового оздоровления и внешнего управления вкупе не может продлиться дольше двух лет.

По завершении процесса должно состояться итоговое собрание кредиторов. Итогами собрания могут стать следующие решения:

  • конец делопроизводства;
  • введение следующей конкурсной стадии;
  • утверждение мирового соглашения.

Завершение делопроизводства становится возможным после удовлетворения всех кредиторских требований.

Конкурсное производство

Конкурсное производство начинается, если восстановить платежеспособность не получится никакими средствами. Процесс будет также запущен, если все остальные процедуры банкротства также не принесли должного результата.

Если данная стадия банкротства началась, значит, по несостоятельности должник официально признан банкротом.

Главная задача данного этапа дела – это удовлетворение кредиторских требований. Главным и, в большинстве случаев, единственным решением является продажа имущества юр. или физ. лица (должника).

Итогами стадии конкурсного производства могут быть следующие моменты:

  • прекращение процентного зачисления на сумму задолженности;
  • остановка начисления штрафов, и других санкций;
  • окончание мероприятий, связанных с исполнительной документацией, в том числе принятых в ходе предыдущих стадий;
  • остановка действия полномочий руководства юр. лица как должника;
  • на данной стадии предъявляются главные и окончательные требования со стороны кредиторов.

Срок действия конкурсного производства назначается в течение полугода. Возможно продление еще на полгода. Решение о банкротстве предприятий, как правило, публикуются в специализированных средствах массовой информации.

В ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации должника. Внесение в означает завершение данной стадии банкротства.


Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.



Просмотров