Архив Александра Н. Яковлева

Журнал IQR продолжает публиковать обзоры профессий от специалистов. Мы решили разбавить рассказы об общеизвестных специальностях чем-то необычным. Сегодня вы узнаете все о работе инспектора СИЗО - сколько платят, что надо уметь и сложно ли работать с заключенными. У многих, наверное, сразу возник вопрос, чем СИЗО отличается от тюрьмы. Вообще, следственный изолятор временного содержания - это не тюрьма. СИЗО обеспечивает содержание под стражей подследственных и подсудимых на время следствия и суда соответственно, а также осужденных — до перевода к месту заключения.

Меня зовут Оксана, мне 34 года. Проживаю на Украине, в Киеве, работаю в СИЗО с 2008 года. Итого, мой рабочий стаж составляет восемь лет. Должность, на которой я тружусь, только название имеет такое презентабельное, а по существу работы – это типичный надзиратель над заключенными, уже осужденными или же еще пребывающими под следствием. Женщин-инспекторов ставят на охрану женщин-заключенных, а также малолетних преступников. Мужчин охраняют, соответственно, инспектора-мужчины.

Профессиональные обязанности

Для бесперебойной работы, в учреждении сформировано пять смен. Четыре смены работают сутки через трое (собственно надзиратели), так называемая «пятая смена» работает пять дней в неделю, кроме субботы и воскресенья. В пятой смене трудятся младшие инспектора, в обязанности которых входит:

  • обыск камер;
  • обыск заключенных, прибывших с воли или из выезда на суд;
  • прием и раздача передач;
  • сопровождение на прогулку и в баню;
  • сопровождение из камер на следственные действия .

Как устроиться на работу в СИЗО


Женщина в тюрьме

Каких-либо особых знаний и навыков при приеме на работу не требуют. Образование может быть средним, средне-специальным. Высшее образование без юридической специальности при приеме на работу роли никакой не играет.

Чтобы попасть работать в уголовно-исполнительную систему, в моем случае – следственный изолятор, необходимо прийти в отдел кадров и заполнить кучу анкет. Вопросы такого типа:

  • почему решили идти работать в структуру;
  • предыдущие места работы;
  • фамилия, имя, отчество близких родственников (брата, сестры, отца, матери, мужа, жены, сына, дочери). Причем, если кто-то из них менял фамилию, то это нужно обязательно указать.

Также подписывается несколько документов о неразглашении. Это касается места расположения корпусов и камер на территории изолятора. После этого выдается направление в вашу местную поликлинику, где вы проходите общую медкомиссию. Нужны еще сертификаты от нарколога и психолога.

Пройдя медкомиссию, ждете звонка. Ждать обычно приходится полторы-две недели. Столько времени занимает спецпроверка в отношении вас и ваших близких родственников. Затем, если все нормально, ни у кого из вас не оказалось судимости, вас приглашают на . Скажу, правда, что никакого собеседования не было, а сразу дали направление на еще одну медкомиссию, которую нужно пройти в поликлинике МВД. Состоит она из двух частей: углубленной проверки общего состояния здоровья и психологических тестов. Результаты готовы обычно через два-три дня. Поликлиника сама передает их в отдел кадров СИЗО. Вам опять звонят из отдела кадров и приглашают на работу.

Мой первый рабочий день в СИЗО


СИЗО

В первый рабочий день начальник ОК выписывает временный пропуск на закрытую территорию и ведет знакомиться с начальником и замом. Это обязательная процедура начала трудовых будней. Впоследствии, за много лет работы вы будете видеть этих людей только мельком, при условии, что не выкинете какой-нибудь сногсшибательный фортель и не попадете «на ковер». С мелкими же проступками разбирается начальник смены, с проступками более серьезными – опера.

Знакомство происходит следующим образом: вас спрашивают, почему пришли сюда работать, боитесь ли оружия, уведомлены ли о наказаниях за нарушение устава. Вы невнятно что-то бормочете, так как ответы ваши никто не слушает, и выходите из кабинета под напутствие: «Идите работать».

Главные принципы работы с заключенными

Первые три смены вы – стажер. Только называется это иначе – неаттестованный. Вас ставят в смену не одного, а с наставником, который все подробно рассказывает и показывает.

Моя наставница, матерая баба, рассказала мне основные, главные принципы работы. Самый главный - никогда, ни при каких обстоятельствах, не поворачивайся спиной к зекам . Еще она п оказала, где находятся скрытые точки тревожной сигнализации, выдала магнит, который в случае критических ситуаций нужно приложить к точке сигнализации, научила открывать камеру ключами.

Все. Остальное, говорит, в процессе. Все три смены (трое суток) я училась выполнять несложную работу: утром считать заключенных, принимая смену, в течение дня – выпускать и запускать, контролировать раздачу пищи и передач, вечером «сводить остаток» - «минусовать» тех, кто не вернулся с заседания суда или отбыл в колонию. На ночь ключи от камер забирает корпусной. Так называется наш непосредственный начальник, который нам и мать, и отец. Почему? Потому что «залетов» на такой работе бывает великое множество. А он нас, младших, «отмазывает» перед начальством.

Аттестация

На четвертый день работы – аттестация. Начальник отдела кадров собирает всех новичков и везет в Управление Госдепартамента по исполнению наказаний. Нас было трое. Всех по очереди заводили в разные кабинеты, где важные дядьки задавали одни и те же вопросы: «Чем вас привлекает эта работа?». И слышали традиционный ответ: «Привлекает стабильность, соцпакет и т.д.».

Затем попросили пройти сфотографироваться на удостоверение и подождать решения. Через два часа нам сообщили, что мы аттестованы и в звании младшего сержанта можем приступать к несению службы. Так, в новом звании, в форме, которую выдали после аттестации, я приступила к выполнению своих обязанностей.

Распорядок дня инспектора СИЗО

Рабочие сутки начинаются в восемь утра с развода. Развод – это такая планерка, где смена стоит, выстроившись в две шеренги, а начальник смены дает четкие указания. На какой идти пост инспектор узнает только утром. Далее, вы приходите на пост, и начинается пересменка . Вам дают специальный документ, по которому вы проверяете наличие всех заключенных в своих камерах. Затем приходит корпусной (ими могут быть только мужчины), и вместе с ним делается обход. Открывается поочередно каждая камера, заключенные строятся, к ним заходит корпусной и выслушивает все пожелания. Кому надо к врачу, у кого-то сломана нара (кровать), просьбы починить умывальник и тому подобное.


Заброшенная тюрьма

Далее весь день проходит в рабочей суете. Приходят конвойные, забирают заключенных на следственные действия или на выезды в суд. Чтобы инспектор выпустил человека из камеры, конвойный представляет ему документ с именем заключенного, подписью и печатью учреждения. Документ остается у инспектора до прибытия заключенного в камеру. Если человека не привезли, то при вечерней сверке этот документ крепится к камерной карточке и отдается корпусному.

В десять вечера объявляется отбой и заключенные должны лечь спать, но, как правило, этого не происходит. У них ночью жизнь только начинается. Они перекрикиваются и посредством веревок (на их жаргоне – «дороги», «кони») передают друг другу записки и другие вещи. Инспектору же ночью спать не разрешается. Но мы ухитряемся поспать.

В шесть утра – подъем. В семь привозят завтрак, который через «кормушки» раздают рабочие-заключенные, оставшиеся отбывать срок в изоляторе. Потом — пересменка и можно домой.

Зарплата надзирателя


В принципе, отвечая на вопросы в Управе, я не врала. Меня действительно прельщала стабильность, служба во внутренних войсках, льготный стаж, бесплатный проезд даже. К тому же, вначале клятвенно обещали комнату в общежитии, а на тот момент имелись проблемы с жильем. Поэтому, собственно, и возникла идея идти работать в эту структуру, хоть и на маленькую зарплату. В 2008 году она составляла 900 грн (100$), а с учетом всех отчислений — и того меньше. Сейчас эта сумма составляет 3000 грн , что, с учетом инфляции – всего ничего. Чистыми получается все те же 110$. Так это я уже старший прапорщик и, соответственно, старший инспектор. А новички, младшие сержанты, получают и того меньше. К слову, у офицеров-оперов, начальников смен, работников отдела кадров заработок ненамного выше. В среднем на 400 – 600 грн , в зависимости от звания. Если я не ошибаюсь, за каждое повышение звания идет прибавка к жалованью в сумме 150 грн .

Справка от редакции : Эти данные актуальны для Украины, . В России зарплата в СИЗО на должности «младший инспектор отдела режима» со всеми надбавками составляет на сегодня примерно 30-40 тысяч рублей. Жилье не предоставляется. Есть ежегодный отпуск — от 30 до 45 суток. Данные по ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве «Бутырка».

Работа в структуре исполнения наказаний имеет некую особенность. Вы не имеете права подрабатывать где бы то ни было. Это чревато увольнением. Но, если честно, никто за этим не следит, поэтому при таком графике можно спокойно найти себе подработку.
Стоит еще отметить, что при таком минусе, как маленькая зарплата, есть еще и некоторые плюсы. Во-первых, оплачиваемый отпуск, который увеличивается из года в год, в зависимости от стажа. У меня сейчас отпуск 45 дней. Во-вторых, сам стаж для пенсии – год считается за полтора. Ну, и больничный, бесплатное лечение в госпитале МВД, бесплатный проезд в общественном транспорте. Да и комнату в общежитии все-таки дали, правда, через два года.

Но самым большим, на мой взгляд, преимуществом является возможность получения высшего юридического образования в ведомственных вузах. Бесплатно. Причем такая возможность есть у каждого сотрудника. Начальник изолятора ставит одобряющую подпись на каждом обращении. Другое дело, если человек не отличается умом и сообразительностью, то его уже потом могут отчислить из учебного заведения.

После окончания заочной учебы и получения диплома всем предоставляется новая, соответствующая званию должность. Хочу сказать, что работать можно. Денег заработаете не шибко много, но и семь рабочих суток в месяц – тоже не велик напряг.

О работе в местах лишения свободы не мечтают с детства, её не найти по объявлениям в газете, и даже поклонники Тома Хэнкса, сыгравшего тюремного надзирателя в знаменитом фильме «Зелёная миля», вряд ли назовут эту профессию интересной, престижной или лёгкой. Сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний России анонимно рассказал Rjob о преимуществах и перспективах карьеры тюремщика, сложностях и кошмарах, которые выпадут на долю соискателя такой вакансии.

Где учат сотрудников отдела безопасности колоний

Кадры для исправительных учреждений готовят профильные учебные заведения – вузы в Рязани, Вологде, Владимире, Самаре, Новокузнецке, Пскове, Перми и Воронеже. У каждого из них своя специализация: выпускники Воронежского института ФСИН России становятся , а в Рязани и Владимире выпускают сотрудников оперативных подразделений, они чаще работают со спецконтингентом в колониях.

Обучение в вузах финансируется из федерального бюджета, но попасть в них не так просто. Для начала потребуется взять направление в территориальном органе ФСИН России по месту жительства. В отделе кадров проходит первое предварительное собеседование, затем – военно-врачебная комиссия и сдача нормативов физподготовки. В зависимости от выбранного направления придётся сдать экзамены по обществознанию, истории России или физике.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Установлено, что за последнее время среди заключенных, содержащихся в тюрьмах НКВД, участились попытки к организованным побегам путем нападения на тюремную охрану.

В некоторых тюрьмах НКВД попытки к побегу не были своевременно пресечены ввиду слабости проводимой в них агентурной работы, недостаточной оперативно-боевой подготовки личного состава охраны и нарушений в организации охраны заключенных.

В связи с этим ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Народным комиссарам внутренних дел союзных и автономных республик и начальникам управлений НКВД краев и областей обеспечить усиление агентурной работы по предупреждению побегов и нападений заключенных на тюремную охрану, пресечению организованных враждебных выступлений заключенных в тюрьмах, своевременному вскрытию преступной связи отдельных работников тюрем с заключенными. С этой целью пересмотреть существующую осведомительную сеть и провести необходимые дополнительные вербовки.

В больших общих камерах иметь специальное сторожевое (против побегов) осведомление, вербовка которого должна осуществляться с санкции начальника тюрьмы, с последующим утверждением начальника тюремного отдела.

2. Запретить всем без исключения тюремным работникам входить в камеры заключенных, имея при себе ключи от дверей коридоров и корпусов.

3. Запретить начальникам тюрем, их дежурным помощникам (по тюрьмам), а также лицам, инспектирующим тюрьмы, входить в камеры заключенных вместе с постовым надзирателем, наблюдающим за данной группой камер, и оставлять дверь камеры незапертой на время своего пребывания в камере.

4. При распределении по сменам надзирательского состава каждую смену обеспечивать необходимым количеством коммунистов, комсомольцев и старослужащих опытных надзирателей.

5. Принять к руководству объявляемую при этом «Инструкцию о действиях начальствующего и надзирательского состава тюрем в случаях тревоги».

Инструкцию тщательно изучить всему личному составу охраны тюрем.

Приказ объявить начальствующему и оперативному составу тюрем до зам. нач. тюрьмы и пом. оперуполномоченного включительно.

Заместитель Народного Комиссара

внутренних дел Союза ССР

Совершенно секретно

1. На период войны охрана тюрем усилена путем перехода с четырех на трехсменную службу начальствующего и надзирательского состава, выставления постоянных дополнительных постов, выделения в каждой смене вооруженных резервных групп надзорсостава.

2. В зависимости от оперативной обстановки начальствующий надзирательский состав тюрьмы распоряжением Наркома внутренних дел республики, начальника УНКВД, а в экстренных случаях распоряжением начальника тюрьмы может быть приведен в состояние усиленной или чрезвычайной оперативно-боевой готовности.

3. Состояние усиленной оперативно-боевой готовности предусматривает переход охраны тюрьмы на двухсменную службу начальствующего и надзирательского состава, без перевода его на казарменное положение при тюрьме.

4. Состояние чрезвычайной оперативно-боевой готовности предусматривает особое усиление охраны тюрьмы и перевод всего начальствующего и надзирательского состава на казарменное положение при тюрьме (как правило, в пределах тюремной ограды).

5. Сигнал боевой тревоги подается при нападении на охрану тюрьмы извне или со стороны заключенных, а также при обнаружении побега из тюрьмы заключенного (заключенных).

6. Сигнал пожарной тревоги подается при возникновении пожара или загорания в пределах тюремной территории.

7. Сигналы воздушной и химической тревоги подаются при воздушном и химическом нападении на район расположения тюрьмы.

8. Техника подачи сигналов тревоги, порядок и место сбора личного состава по тревоге устанавливается применительно к местным условиям инструкцией начальника тюрьмы.

9. По сигналу тревоги всякое движение заключенных прекращается и все они немедленно возвращаются в камеры, за исключением находящихся в бане и уборных. Заключенные могут быть выведены из этих помещений в камеры до отбоя тревоги только по приказанию дежурного помощника начальника тюрьмы.

10. Основной задачей всего личного состава тюрьмы в любых обстоятельствах по тревоге является предупреждение и пресечение побега заключенных из тюрьмы.

1. Воруженная резервная группа надзирателей выделяется из числа надзирателей отдыхающих смен, в порядке очередности по утвержденному графику и придается дежурящей смене надзирательского состава, с подчинением непосредственно дежурному помощнику начальника тюрьмы (дежурному по тюрьме, где помощника не положено).

Резервная группа размещается в непосредственной близости к дежурному пом. нач. тюрьмы (дежурному по тюрьме), в отдельной непроходной комнате.

12. Численность резервной группы устанавливается: максимальная - 10 человек, минимальная - 1/3 дежурной смены, если численность меньше 30 человек. На вооружении резервная группа имеет револьверы и ручной пулемет. В случае необходимости, распоряжением дежурного пом. нач. тюрьмы, группа вооружается винтовками.

13. Резервная группа вводится в действие только следующих случаях: нападения на охрану тюрьмы, бунта, побега заключенных, пожара или загорания в тюрьме и воздушного нападения врага на район расположения тюрьмы. Использование надзирателей резервной группы для иных целей категорически запрещается.

14. Резервной группе надзирателей разрешается отдых в обмундировании в дежурном помещении (на топчанах) в две очереди по 50 % личного состава группы в каждой. Бодрствующей половине группы разрешается чтение и игры (шахматы, шашки, домино).

15. Персональный состав вооруженных резервных групп надзирателей объявляется в суточном приказе по тюрьме.

16. Нападение на охрану тюрьмы извне может преследовать цель освобождения содержащихся в тюрьме заключенных, в первую очередь, особо опасных. Поэтому, наряду с действиями по отражению нападения извне, должны быть немедленно приняты меры по пресечению возможного нападения на тюремную охрану со стороны заключенных.

17. Для успешного отражения нападения на охрану тюрьмы как извне, так и со стороны заключенных, начальствующий и надзирательский состав тюрьмы должен:

а) находиться в состоянии полной оперативно-боевой готовности, отвечающей условиям обстановки;

б) хорошо владеть всеми видами оружия, состоящего на вооружении охраны тюрьмы;

в) уметь в полной темноте ориентироваться в расположении тюрьмы и подступов к ней;

г) знать свое место и обязанности по сигналу тревоги.

18. Если нападение на охрану тюрьмы извне имеет место, когда охрану несет только очередная смена надзорсостава, и тюрьма не охраняется войсковым караулом, - начальник тюрьмы или дежурный пом. начальника тюрьмы действует в следующей последовательности:

а) дает сигнал боевой тревоги;

б) выставляет вооруженных винтовками и револьверами надзирателей с внешней и внутренней стороны входов в тюремные корпуса, в первую очередь в те, где содержатся приговоренные к ВМН и другие особо опасные заключенные. По возможности эти посты должны быть усилены вооруженными лицами нач. опер. политсостава тюрьмы;

в) усиливает вооруженную охрану действующих ворот тюрьмы и выставляет вооруженные посты к неохраняемым (недействующим) воротам;

г) усиливает наружные посты (на вышках) вооруженными винтовками надзирателями; на наиболее удобную для обстрела нападающих вышку выставляет расчет с ручным пулеметом;

д) о происходящем доносит по телефону старшему оперативному начальнику НКВД в данном населенном пункте, а дежурный зам. начальника тюрьмы доносит также и отсутствующему начальнику тюрьмы.

При повреждении телефонной связи донесение старшему оперативному начальнику НКВД направляет разными маршрутами двух нарочных каждого отдельно один от другого (целесообразно сотрудника и сотрудницу тюрьмы в гражданской одежде).

В донесении дает короткие и конкретные данные о происходящем и, если необходимо, требует вооруженную помощь.

Вооруженная помощь испрашивается у старшего оперативного начальника НКВД или других органов НКВД, войсковых подразделений или привлекается надзорсостав из общежитий в зависимости от условий быстрейшей связи и территориальной близости от тюрьмы.

За ограду тюрьмы вооруженная помощь пропускается по условному сигналу.

19. Основное средство отражения попытки нападающих проникнуть в пределы тюремной ограды - ружейный и пулеметный огонь с вышек.

20. Если нападающим извне удалось проникнуть за ограду тюрьмы, начальник тюрьмы (дежурный пом. нач.) становится во главе вооруженного резерва и направляет все усилия к тому, чтобы, отрезав нападающих от входов в тюремные корпуса (в первую очередь - с особо опасными заключенными) огнем и штыковым ударом ликвидировать нападение. Решающую роль в данном случае должно иметь быстрое и эффективное открытие пулеметного огня.

21. Надзиратели (надзиратель) внутренних постов, подвергшихся внезапному нападению со стороны заключенных той или иной камеры, должны при малейшей возможности действовать в следующей последовательности: а) подать установленный инструкцией начальника тюрьмы сигнал тревоги; б) изолировать от нападающих все имеющиеся при себе тюремные ключи; в) подавить нападение или оказывать сопротивление до подхода помощи.

Надзиратель-привратник у ворот тюрьмы при нападении на него группы заключеных обязан прежде всего лишить нападающих возможности завладеть ключами от ворот, для чего должен выбросить их (через форточку или иным способом) за пределы тюремной ограды и отражать нападение.

22. Ввод в тюремный корпус (коридор) группы надзирателей для оказания помощи подвергшимся нападению постам охраны осуществляется так, чтобы момент открывания дверей корпуса (коридора) не мог быть использован заключенными для проникновения на тюремный двор.

23. Если обстановка требует применения вооруженной силы, в тюремный корпус (коридор) вводится вооруженная револьверная группа надзирателей под командой лица начсостава тюрьмы не ниже дежурного пом. нач. тюрьмы. Последний подает команду заключенным «ложись» и по выполнении ее приказывает подниматься по одному и возвращаться в свою камеру. При невыполнении команды приказывает открыть огонь по стоящим заключенным, не допуская рукопашной схватки.

24. Вооруженный заслон, выставленный у входа в тюремный корпус для отражения возможного нападения со стороны заключенных, в случае прорыва их через внутренние посты до входа вооруженной группы в корпус, должен действовать решительно и открыть огонь по нападающим без какого-либо предупреждения.

25. На время отражения нападения явившиеся по тревоге сотрудники тюрьмы, вооружить которых не представляется возможным, направляются на усиление внутренних постов по заранее разработанному и утвержденному на такой случай плану. Из них могущие хорошо владеть оружием используются начальником тюрьмы или дежурным помощником начальника для замены выбывших из строя вооруженных бойцов, принимая от них оружие и боеприпасы. Медперсонал используется по прямому назначению для оказания помощи раненым.

26. При невозможности предотвратить проникновение нападающих в пределы ограды тюремных корпусов, начальник тюрьмы (или другое, заменяющее его, лицо начсостава) обязан занять вооруженными бойцами командные над территорией тюремного двора точки сопротивления и поражать огнем нападающих до прибытия помощи.

27. Бунт заключенных, если он не вылился в прямое нападение на охрану тюрьмы, выражается обычно в форме разрушения тюремного оборудования и инвентаря, забаррикадирование дверей, массового неподчинения требованиям начальника или дежурного пом. начальника тюрьмы.

28. При неподчинении заключенных словесным требованиям начальствующего состава тюрьмы, для восстановления порядка распоряжением начальника тюрьмы или лица, его замещающего, применяется холодная вода. Струя холодной воды направляется в камеру из брандспойта через дверную форточку или отверстие «глазка».

29. При невозможности применить струю воды из местного гидрокрана, распоряжением начальника тюрьмы вызывается пожарная команда, которая и обеспечивает подачу воды.

30. Применение оружия для подавления бунта, если он не вылился в форму прямого нападения на личный состав тюрьмы, не способствует побегу заключенных и не угрожает жизни и здоровью людей, - запрещается.

31. Для приведения к порядку отдельных групп заключенных, не подчиняющихся и оказывающих физическое сопротивление, надзирательский состав по собственному усмотрению применяет метод «Самбо», а к наиболее упорным в сопротивлении распоряжением дежурного пом. нач. тюрьмы применяются смирительные рубахи и связывание.

32. Мероприятия по предотвращению побегов заключенных из тюрем с исчерпывающей полнотой предусмотрены действующими положениями, приказами, циркулярами и инструкциями.

33. Попытка побега может иметь место: а) путем прямого нападения на надзирательский состав тюрьмы, при отсутствии должного отпора нападению со стороны состава охраны; б) без нападения на охрану тюрьмы, путем использования тех или иных нарушений в организации охраны (конвоирования).

34. Пресечь попытку побега - значит, задержать заключенного ранее, чем он скроется из поля зрения преследующих его сотрудников тюрьмы.

35. Для успешного задержания заключенного необходимы быстрота, четкость и слаженность действий как постовых надзирателей, так и всех находящихся в этот момент на территории тюрьмы сотрудников тюрьмы.

36. Постовые надзиратели наружных постов практически преследовать бегущего не могут (так же, как и надзиратели внутренних постов). Но они обязаны без предупреждения и выстрелов в воздух открыть огонь по беглецу, не допуская никакого промедления.

37. Дежурная вооруженная резервная группа надзирателей во главе с дежурным пом. нач. тюрьмы должна действовать по задержанию пытающегося бежать заключенного (заключенных) быстро, настойчиво и решительно.

38. На помощь постовым надзирателям и резервной группе по первому сигналу тревоги, поднятой в связи с побегом, должны явиться (бегом) все сотрудники тюрьмы, находящиеся как на территории тюрьмы, так и вблизи от нее.

39. Преследование за пределами тюремной ограды и местный розыск осуществляется силами начальствующего и надзирательского состава тюрьмы (незанятого на постах) и силами милиции.

40. Преследование беглецов за пределами тюремной ограды и местный розыск организуются лично начальником тюрьмы.

Для быстрого и успешного проведения преследования и розыска беглецов начальник тюрьмы обязан иметь постоянно действующий и систематически уточняемый план организации преследования и розыска, составляемый им лично.

План должен включать в себя: а) карту района, на территории которого расположена тюрьма с нанесенными на карте дорогами, населенными пунктами, ж.-д. станциями, совхозами и т.д.; б) список всех органов милиции (включая ж.-д.), с которыми есть телефонная связь из города; в) адрес и телефон, по которому должны быть вызваны розыскные собаки; г) перечень вероятных маршрутов, которые могут быть избраны беглецами в целях скорейшего ухода от преследования; д) списки сотрудников тюрьмы, хорошо знающих город и его окрестности или отдельные населенные пункты района.

41. Все средства для преследования и местного розыска должны быть использованы немедленно, по обнаружении побега заключенного и независимо от времени суток.

В первую очередь принимаются следующие меры:

а) производится преследование по следу, для чего вызывается розыскная собака местного уголовного розыска;

б) организуется преследование по путям вероятного движения бежавшего; с этой целью в определенных направлениях высылаются группы вооруженных надзирателей (2–3 человека), по возможности из числа тех, которые знают заключенного в лицо;

в) высылаются дозоры из вооруженных надзирателей на местные вокзалы, ж.-д. станции, пристани или автогужевые и проселочные дороги, которыми бежавший может воспользоваться для побега из населенного пункта, где расположена тюрьма;

г) производится «прочесывание» лесного массива, кустарника, зарослей, если есть малейшее предположение, что заключенный скрылся в лесистой местности;

д) сообщается о побеге (по телефону или нарочным) начальнику местного органа НКВД, начальникам органов милиции и соответствующим работникам местных транспортных органов НКВД.

42. После проведения первоочередных мероприятий по розыску бежавшего, не ожидая их результатов, начальником тюрьмы последовательно принимаются следующие меры:

а) если бежавший проживал до ареста в одном из районов, прилегающих к пункту нахождения тюрьмы, его квартира и квартиры его родственников берутся под тщательное наблюдение; в более вероятных точках появления бежавшего выставляются вооруженные засады, в состав которых назначаются преимущественно сотрудники, знающие приметы бежавшего (бежавших) и хорошо знающие местность (засада выставляется, не привлекая внимания населения, проживающего поблизости от засады);

б) размножаются фотокарточки бежавшего и с указанием примет рассылаются в местные отделения милиции, транспортные органы НКВД и ж.-д. милиции ближайших ж.-д. станций;

в) проводится тщательное расследование обстоятельств совершения побега, при которых должны быть установлены не только виновные в допущении побега, но и выявлены все сведения и детали, имеющие значение для розыска бежавшего или могущие навести на его след; эти сведения немедленно реализуются в ходе розыска;

г) сообщается о побеге (по телеграфу или телефону) начальнику тюремного отдела.

43. Для обеспечения мероприятий по розыску, особенно первоначальных, связанных с привлечением большого числа людей (высылка групп преследования и дозор, выставление засад, прочесывание леса), мобилизуется весь наличный начальствующий надзирательский состав, свободный от дежурства, и в случае необходимости, несение службы в тюрьме на это время переводить на две смены.

44. Задержанный бежавший заключенный должен водворяться в тюрьму с особыми предосторожностями против повторного побега от конвоирующих по дороге в тюрьму.

Во всех случаях, когда число задержанных беглецов превышает численность конвоирующей задержанных группы сотрудников тюрьмы, а также в условиях плохой видимости, лесных дорогах, преодоления водных преград, старший в группе имеет право применить связывание рук задержанного.

6. Действия при пожаре в тюрьме

45. Заметивший загорание (дым, запах горения или пламя), каждый сотрудник тюрьмы обязан:

а) применить имеющиеся под руками средства огнетушения, если характер загорания это позволяет;

б) любым быстрейшим способом доложить о загорании дежурному пом. начальника тюрьмы и начальнику тюрьмы, которые немедленно подают сигнал пожарной тревоги.

46. Если размеры или характер загорания не позволяют немедленно ликвидировать его имеющимися в тюрьме средствами пожаротушения, распоряжением начальника тюрьмы или дежурного пом. нач. тюрьмы вызывается пожарная команда.

Одновременно с вызовом пожарной команды в тюрьму вызывается весь свободный от службы личный состав.

До прибытия пожарной команды весь освобожденный от постоянной службы состав сотрудников тюрьмы принимает все меры для тушения пожара.

47. Действия начальствующего и надзирательского состава (при возникновении пожара) в отношении содержащихся в тюрьмах заключенных, если пожар в той или иной степени угрожает корпусам, где содержатся заключенные, осуществляются в следующей последовательности:

а) все внутренние посты по мере прибытия свободных от службы надзирателей удваиваются; к камерам, где содержатся осужденные к ВМН, выставляется особо усиленный наряд во главе с одним из лиц начсостава тюрьмы не ниже дежурного пом. нач. тюрьмы (не из состава дежурной смены);

б) в коридорах и камерах обеспечивается полная тишина и порядок, не допуская никакой суматохи и паники;

в) заключенные выводятся из камер (коридоров, корпусов), которым угрожает огонь или задымление в другие камеры (коридоры, корпуса) только по приказанию начальника тюрьмы или деж. пом. нач. тюрьмы, организовано, покамерно под максимально усиленным конвоем надзирателей без оружия. При этом, если конвоируемые следуют через тюремный двор, вооруженная резервная группа надзирателей размещается так, чтобы путь следования выводимых заключенных находился в поле зрения входящих в состав группы надзирателей, но в максимально возможном отдалении;

г) если переполнение тюрьмы или соображения изоляции не позволяют перевести заключенных в другие камеры (коридор, корпус) они выводятся на неугрожаемые огнем прогулочные дворы и другие подходящие тюремные помещения. Для особо опасных заключенных, если время позволяет, освобождаются камеры путем вывода из них менее опасных заключенных на прогулочные дворы;

д) при отсутствии возможности вывести заключенных в безопасное место в пределах тюремной ограды, они выводятся с санкции начальника местного органа НКВД на наиболее подходящую для этой цели огражденную площадку (стадион, двор здания НКВД и т.п.), обставляемую необходимым вооруженным оцеплением, с привлечением при необходимости в помощь надзирательскому составу войскового (милицейского) подразделения.

48. Одной из сложнейших задач начальствующего и оперативного состава тюрьмы должно быть обеспечение полной сохранности от огня, воды, утери и хищения личных тюремных дел заключенных, картотек, материалов оперативной части архива тюрьмы. Персональная ответственность за их сохранность возлагается на специально выделяемых для этого сотрудников тюрьмы.

49. При вводе бойцов пожарной команды и войскового подразделения на тюремный двор необходимо принять особые меры, исключающие возможность побега заключенных путем присоединения к действующим по тушению пожара бойцам. Таким способом легко могут осуществить побег заключенные, одетые в одежду военного образца.

В качестве профилактической меры бойцов пожарной команды войскового подразделения надлежит пропускать в тюремный двор обратно по счету, в присутствии знающего их в лицо командира.

50. По сигналу «воздушная тревога», а также в случаях, когда нападение вражеской авиации имеет место ранее, чем дан сигнал воздушной тревоги, остаются на своих местах надзиратели как внутренних, так и наружных постов.

51. Дежурный помощник начальника тюрьмы переходит в укрытие, если оно оборудовано дублирующими средствами связи с постами. В противном случае он остается в своем служебном помещении.

52. Не занятый на внутренних и наружных постах надзорсостав привлекается к тушению зажигательных бомб и ликвидации загораний, занимая установленные планом ПВО объекта пункты наблюдения.

53. Основной задачей начальствующего и надзирательского состава тюрьмы во время нападения вражеской авиации на район расположения тюрьмы является предупреждение побега заключенных.

54. Немедленно после сигнала «ВТ» надзиратели внутренних постов приказывают заключенным лечь на пол камер и оставаться в таком положении до сигнала отбоя. О неподчинении немедленно докладывать по команде, для изоляции неподчиняющихся в карцер (распоряжением начальника тюрьмы или лица его замещающего).

55. При повреждении камер, коридоров и корпусов, исключающем возможность дальнейшего оставления в них заключенных, последние выводятся в другие камеры или помещения в порядке настоящей инструкции.

56. Раненым или отравленным заключенным немедленно оказывается первая медицинская помощь. Убитые немедленно учитываются пофамильно.

57. При невозможности перевода заключенных из разрушенных или сильно поврежденных корпусов в другие помещения, заключенные размещаются на тюремном дворе (в крайнем случае, на хоздворе).

Несовершеннолетние и женщины размещаются отдельными группами. В отдельную группу выделяются подследственные заключенные по делам органов госбезопасности.

Приговоренные к ВМН выводятся в другие камеры или, в крайнем случае, в соответствующее надежно охраняемое помещение.

58. На тюремном дворе заключенные размещаются лежа, предупреждаются, что по вставшим без разрешения будут стрелять.

59. Вокруг заключенных выставляется на дистанции не менее двух метров оцепление из вооруженных надзирателей. В наиболее удобном для обстрела тюремного двора месте размещается расчет с ручным пулеметом.

60. При малочисленности имеющегося налицо надзорсостава начальник тюрьмы докладывает старшему оперативному начальству НКВД о необходимости выслать в его распоряжение войсковое подразделение или наряд милиции.

61. При возникновении на территории тюрьмы пожара от падения бомб, начальствующий и надзирательский состав действует в соответствии с 6 разделом настоящей инструкции.

62. По сигналу химической тревоги заключенные при всех условиях организованно выводятся из отравленной или угрожаемой зоны по незараженному или дегазированому маршруту под вооруженным конвоем и возвращаются на тюремный двор только после его тщательной дегазации.

63. Раненые и отравленные заключенные, при невозможности помещения их в тюремную больницу, помещаются в гражданские больницы или военные госпитали. В этом случае к особо опасным заключенным немедленно выставляются надзирательские посты в палатах, за исключением таких раненых и отравленных, которые не могут двигаться без посторонней помощи.

64. При обнаружении в районе расположения тюрьмы не разорвавшихся авиабомб, немедленно сообщать в штаб МПВО участка (района); начальник тюрьмы или деж. пом. начальника обязан немедленно удалить личный состав тюрьмы и заключенных из зоны возможного разрушительного действия бомбы, могущей быть замедленного действия, и ждать прибытия специальной команды ПВО, которая произведет обезвреживание и удаление бомбы.

Начальник Тюремного управления НКВД СССР

майор госбезопасности

Архив НИПЦ «Мемориал». Коллекция документов.

Структура тюремной системы

Управление тюрем - это государственное пенитенциарное учреждение, цель которого - защита безопасности граждан. Управление тюрем относится к системе охраны правопорядка в стране. Оно отвечает за содержание задержанных и заключенных под стражей в соответствии с условиями, определенными в законах и с решениями судов. Содержание задержанных и заключенных под стражей должно быть надежным и достойным, с соблюдением уважения человеческого достоинства, удовлетворением основных нужд заключенных и предоставлением необходимых средств тем из них, кто хочет вернуться к нормальной жизни в нормативном обществе.

Управление ставит перед собой следующие основные цели:

· Снижение уровня преступности;

· Реабилитация заключенных с целью повышения их шансов на интеграцию в обществе после освобождения в качестве законопослушных граждан, приносящих пользу обществу;

· Трудоустройство и надзор за осужденными на исправительные работы, электронный надзор и надзор за сексуальными преступниками.

Основные задачи управления:

· Охрана заключенных в период их содержания под стражей во избежание их возврата к преступным действиям, наносящим вред обществу;

· Занятия с заключенными в период их содержания в тюрьмах с целью оказания им помощи в реабилитации и интеграции в обществе после того, как они выйдут на свободу;

· Модернизация тюрем для улучшения условий содержания заключенных;

· Охрана тюремных помещений, охрана хранящейся в них информации, охрана безопасности заключенных и соответствующее сопровождение при перевозке заключенных;

· Распределение заключенных по тюрьмам, предоставление медицинской помощи, социальных и психологических услуг заключенным, ведение системы прав и обязанностей, проведение воспитательной работы, профессиональная подготовка, трудоустройство, религиозные услуги и реабилитация;

· Управление тюрем считает своим долгом непримиримо бороться с наркотиками на своей территории;

· Подготовка подходящих кадров для работы в системе охраны тюрем: честных, человечных, высокопрофессиональных, добросовестных, надежных и лояльных. Управление тюрем заботится о благосостоянии и продвижении своих работников.

Задачи управления тюрем:

1. Безопасность заключенных - максимальный контроль за заключенными как внутри, так и за пределами тюрем, чтобы не допустить побегов и предотвратить нападение на тюрьмы извне.

· Завершение формирования нового стандарта охраны безопасности и разработка программы устранения недочетов.

· Повышение оперативной готовности подразделений к устранению нарушений порядка - выявление виновных и их арест.

· Разработка многолетней программы по повышению уровня безопасности.

· Снижение уровня опасности для заключенных, находящихся в тюрьме.

2. Подобающие условия заключения - улучшение условий содержания заключенных с целью приближения к стандартам, принятым в наиболее прогрессивных тюрьмах в мире, при оптимальном использовании существующих ресурсов и развитии альтернатив заключению.

· Реализация программы соответствия назначенным стандартам заключения.

· Оптимальное использование мест в тюрьмах и предоставление решения для нужд армии и полиции в размещении заключенных.

· Внедрение стандарта содержания заключенных (в соответствии с требованиями подзаконного акта, введенного министром).

· Обеспечение спроса на тюремные места в Израиле.

· Разработка многолетней программы по созданию дополнительных тюремных мест в сотрудничестве с министерством финансов.

· Завершение законодательной работы по формированию стандарта содержания заключенных.

· Начало внедрения многолетней программы по устранению опасности воспламенения в тюремных отделениях.

· Разработка и расширение использования альтернатив тюремному заключению.

· Дополнительные места для больных и престарелых заключенных.

· Уменьшение количества случаев самоубийства в тюрьмах.

3. Исправительная работа - максимальное использование срока заключения для эффективной работы с заключенными с целью их будущей интеграции в обществе.

· Дальнейшее внедрение программы по снижению уровня рецидивизма.

· Максимальное использование потенциала заключенных, которые подходят для интегрированной программы реабилитации.

· Увеличение процента заключенных, проходящих курс реабилитации в различных отделах из общего количества потенциальных участников курса.

· Осуществление реформы системы медицинского обслуживания.

· Создание системы реагирования на случаи возникновения эпидемий.

· Создание сельскохозяйственной фермы и управление фермой.

· Разработка системы электронного контроля.

· Повторная проверка программы по увеличению количества заключенных, занятых производительным трудом.

4. Предотвращение преступности - существенное снижение уровня внутренней преступности, а также преступности, проникающей в тюрьмы снаружи и распространяющейся из тюрем наружу, в рамках общенациональной борьбы с преступностью.

· Дальнейшее продвижение программы по совершенствованию разведдеятельности, как на местном, так и на организационном уровне.

· Создание базы данных, способствующей снижению уровня внутренней преступности в тюрьмах.

5. Человеческие ресурсы - развитие человеческих ресурсов в соответствии с требованиями занимаемой должности и задачами динамично изменяющейся ситуации, исходя из позиции того, что от уровня компетентности руководства во многом зависит успех всего предприятия.

· Снижение на 5% уровня добровольной текучести кадров.

· Увеличение на 5% степени удовлетворения работников своей работой.

· Дальнейшее продвижение проекта стимулирования получения высшего образования среди работников управления тюрем.

· Улучшение условий труда и повышение заработной платы для работников определенных секторов.

· Повышение корпоративной культуры и этики.

· Внедрение программы профессиональной подготовки (курс охранников тюрем, офицерские курсы, командирские курсы охранников тюрем).

· Повышение профессионального уровня состава.

· Разработка единой методики.

6. Технология - применение современных технологий в качестве инструмента для достижения поставленных задач и совершенствования работы управления.

· Разработка генерального плана по внедрению современных технологий.

· Дальнейшее внедрение системы «Кидма».

· Продвижение проектов по укреплению безопасности заключенных.

7. Управление и методы работы - введение новых современных методов работы для совершенствования рабочих процессов и планирования, контроля и надзора.

· Дальнейшее предоставление тюрьмам специально оговоренных полномочий.

· Внедрение модели ведения рабочих программ и проектов.

· Дальнейшее повышение уровня внешних услуг управления тюрем.

· Продолжение работы над принятием конвенций со смежными организациями.

8. Корпоративный имидж - позиционирование Управления тюрем как государственной организации, заботящейся о безопасности общества и занятой подготовкой заключенных к жизни в нормальном обществе, в глазах работников тюрем, общества, конкретных групп населения и международных организаций.

· Изучение существующих областей деятельности, инициирование новых форм сотрудничества в соответствии с политикой организации.

· Продвижение образа управления как организации, необходимой обществу для обеспечения безопасности в стране.

· Совершенствование акций по взаимодействию со средствами массовой информации во время чрезвычайных ситуаций и в будничной деятельности управления.

· Создание пресс-службы для работы внутри организации.

· Пропаганда посредством сайта управления, рекламно-информационных изданий, ознакомительных семинаров и конференций.

· Проведение опросов общественного мнения с целью изучения ситуации и определения потенциальной целевой аудитории.

· Разделение целевой аудитории на подгруппы, разработка планов работы по продвижению организации в каждой отдельной подгруппе.

· Инициация тем для публикации в средствах массовой информации, вытекающих из акций, проводимых управлением.

· Разработка совместных проектов с соответствующими международными организациями для укрепления сотрудничества с ними.

· Расширение и углубление пропагандистских экскурсий для внешних и внутренних организаций.

· Дальнейшее усовершенствование сайта в интернете с целью популяризации через него специальных информационных программ.

· Создание внутренней системы пропаганды, с использованием интернета и издания «Это Управление тюрем».

· Включение темы имиджа управления во внутриведомственные курсы повышения квалификации.

· Превращение издания «Окошко в тюрьму» в ведущее академическое издание.

· Разработка и внедрение программы улучшения имиджа Управления тюрем в глазах общества путем усиления открытости и прозрачности деятельности управления, целевых информационных программ и взаимодействия с внешними организациями, такими как Красный крест, Институт государственной правовой защиты и т.п.

· Разработка программы работы со средствами массовой информации в чрезвычайных ситуациях и в моменты бедствия.

· Проверка возможности дифференциации имиджа.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Министерству юстиции, управляет более чем 700 тюремными учреждениями по всей стране (в данном донесении не рассматривается система военных тюрем, которой заведует Министерство обороны). Все осужденные проходят четыре уровня, прежде чем их заключают в тюрьму: временное тюремное заключение до предъявления обвинений; содержание под стражей до начала судебного процесса (СИЗО); менее охраняемые исправительно-трудовые колонии (ИТК); хорошо охраняемые тюрьмы для более опасных преступников и для тех, кто нарушил правила ИТК. Юные заключенные отбывают свои сроки в воспитательно-трудовых колониях (ВТК) для несовершеннолетних. Несовершеннолетние проходят отдельно от взрослых практически по всем делам.

Тюремные власти и конвой охраняют периметр, обеспечивая внешний уровень безопасности. Порядок внутри тюрьмы поддерживают сами заключенные - из их числа отбираются люди, которые выступают в качестве внутренних сил безопасности. Эти «элитарные» заключенные получают привилегии и защиту в обмен на осуществление жесточайших форм поддержания и наведения порядка среди заключенных.

Эта система использования заключенных для поддержания дисциплины и порядка была формально установлена Министерством Юстиции в 2005 году.



Просмотров