Анкетирование по правам ребенка для школьников. Анкетирование по правовому воспитанию подростков

АНКЕТА: «Твои права и обязанности»

Дорогой друг! Ты наверняка слышал поговорку «Сколько людей столько и мнений». У каждого из нас есть свои желания и возможности, очень часто наши желания и интересы соприкасаются с интересами других людей. Чтобы не возникало в этом случае споров и конфликтных ситуаций , нужно знать свои права и обязанности. Мы п риглашаем тебя принять участие в опросе, который позволит составить представление о том, знаешь ли ты свои права и обязанности.

1. Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь: ____________________________________

2. Перечисли, пожалуйста, свои обязанности: _________________________________________________

3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

а) исполнять свои обязанности

б) требовать соблюдения своих прав

в) и то и другое одинаково важно

г) другое______________________________

4. Как ты думаешь, кто придумал обязанности?

а) взрослые

б) государство

в) возникли сами по себе

г) затрудняюсь ответить

5. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?

а) от родителей

б) от учителей

в) от друзей

г) другое_________________________________

6. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок? ____________________________________

7. Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков?___________________________

8. В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях?

а) часто

б) редко

в) совсем не напоминают

9. Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?

а) да, знаю

б) нет, не знаю

10. Если да, то назови, пожалуйста, несколько таких законов: _______________________________________

11. Граждане нашей страны имеют права и свободы, предоставленные им главным Законом. Как называется этот важный документ, где они записаны? _____________________________________________

12. Как называется международный документ, защищающий твои права? ____________________________

13. Знаешь ли ты, чем занимается Уполномоченный по правам ребёнка?

а) да, знаю

б) нет, не знаю

14. Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях?

а) да

б) нет

15. Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав? ____________________________________

16. Если бы ты встретился с юристом, о чем бы ты его спросил? ______________________________________

17. С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?

а) 7 лет

б) 10 лет

в) 14 лет

г) 18 лет

д) другое___________

18. Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье?

а) да

б) нет

19. Запрещают ли тебе родители общаться, дружить, встречаться с кем-либо из ребят?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

20. Признают ли родители, что бывают неправы в спорах с тобой?

а) да, всегда

б) только иногда

в) нет, никогда

21. Есть ли взрослые, которые стараются раскрыть твои тайны и поэтому читают твои записки, подслушивают твои разговоры и делают что-то похожее?

а) да, есть такие

б) нет, в моём окружении нет таких людей

в) затрудняюсь ответить

22. Знаешь ли ты права и обязанности школьника?

а) да

б) нет

в) не уверен, что знаю все

23. Напиши, какие права и обязанности школьника ты знаешь _______________________________________

24. Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?

а) исполняют всегда или почти всегда

б) не исполняют никогда или почти никогда

в) затрудняюсь ответить

25. Почему школьники не выполняют свои обязанности?

а) не знают своих обязанностей

б) не боятся наказания

в) в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей

г) затрудняюсь ответить

26. Соблюдаются ли твои права в твоей школе?

а) соблюдаются всегда или почти всегда

б) не соблюдаются никогда или почти никогда

в) затрудняюсь ответить

27. Есть ли у тебя в школе учебный предмет, где говорят о твоих правах и обязанностях?

а) да, есть – это обществознание

б) специального предмета нет – мы проходим это на классном часе

в) в школе не говорят о моих правах и обязанностях

28. Какое право ты хотел бы иметь? ___________________________________ Спасибо за участие!

Анкета: «Мои права и обязанности» Среди учащихся 8-11 классов учащихся был проведен социологический опрос на тему: «Мои права и обязанности». В опросе участвовали 146 учащихся. Результаты анкетирования по теме: «Мои права и обязанности». 1. Назови свои права. свобода – 85 чел образование – 120 чел. Медицина -85 свобода слова – 46 чел.жизнь – 44чел. гулять – 19 чел. отдых – 32 чел. питание – 53 чел. не ответили – 15 чел. -Видно, что подростки неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, что они могут называть эти права по-разному и зачастую не так, как они прописаны в законах. Но суть они подмечают верно. А это самое главное. Право на свободу – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие: - право на жизнь, на имя, на гражданство, - на безопасные условия жизни, -на общение с родителями и другими родственниками, -на медицинское обслуживание, на отдых и досуг и др. Большинство из этих прав дети назвали – значит, знают о них, или, по крайней мере, имеют представление о том, что это такое. 2. Назови свои обязанности. хорошо учиться – 30 чел. уважать старших – 20 чел. убирать в доме – 5 чел. вести себя прилично – 3 чел. помогать родителям–17чел. ходить в школу – 15 чел. соблюдать правила – 5 чел. не ответили – 5 чел. Обязанность в понимании детей – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей они воспринимают в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др. Если детям это правильно и подробно объяснить, то больших проблем по части соблюдения своих обязанностей быть не должно. 3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» исполнять свои обязанности – 28 чел. требовать соблюдения своих прав – 23 чел. и то и другое одинаково важно – 49 чел. - А как вы считаете? Отрадно, что большинство респондентов выбрали третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции. 4. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок? на образование – 25 чел. на свободу – 20 чел. на жизнь – 15 чел. на своё мнение –15 чел. на питание – 10чел. на отдых – 8 чел. затрудняюсь ответить – 7 чел. Как видим, приоритетным правом для себя молодые респонденты считают право на образование. Второе место занимает право на свободу, так ценимое детьми. Свобода – вещь хорошая, и особенно её ценишь, когда взрослеешь, ведь тогда наша жизнь начинает ограничиваться множеством указов, законов, внутренних и внешних распоряжений. А детство для большинства ребят – время, полное свободы, любых действий, даже самых безрассудных. 5. Часто ли в семье, в школе, на улице тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях? -Видно, что вам, ребятам, всё же чаще не напоминают о правах, отчего у вас создается эффект информационного вакуума. Но есть и такие, кому о правах и обязанностях напоминают довольно часто, и это способно в будущем дать должный эффект, ведь ребята с детства будут знать, что им положено, а что – нет. - А знаешь ли вы какие-либо законы, в которых упоминаются ваши права и обязанности? (Конституция РФ, «Конвенция о правах ребёнка», Декларация по правам ребёнка» Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ №124, Закон РФ «О защите прав детей», и другие.) -Большинство знают законы, в которых упоминаются их права. Но есть и такие, которые не имеют представления об этом. Понятие правого нигилизма сегодня широко распространено среди специалистов – правоведов, социологов и др., что свидетельствует о низком уровне знаний большинства россиян, в том числе и школьников, о законодательстве своей страны, о своих правах. Видимо, здесь ведётся недостаточная работа в семьях, школах, на радио и телевидении. Ещё французский писатель Оноре де Бальзак говорил, что «ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон». Проблема, как видим, остаётся актуальной и поныне. - Назови ещё раз главный Закон нашей страны. (Конституция) -Как называется международный документ, защищающий ваши права? -Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав? родителям. в правоохранительные органы к психологу или социальному педагогу в школе. уполномоченному по правам ребёнка. никуда -Выбор, куда можно сегодня обратиться ребёнку или семье с какой-то насущной проблемой, в том числе нарушением прав, довольно велик. Вопрос только в том, откуда придёт помощь, и придёт ли она вообще, т.к. многие социальные организации могут помогать только на словах. В милицию обращаться иногда бесполезно, а порой не совсем безопасно. Остаётся социальный педагог или психолог, работающий в школе, учитель, ну и, конечно, родители, который должны помогать, ограждать, объяснять и пр. Это их социальная функция, от которой никуда не деться. - С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?» -Большинство правильно назвали возраст, с которого наступает полная дееспособность – 18 лет. При этом часть прав ребёнок получает и ранее – с 14, 16 лет. Так что многие верно представляют себя возраст наступления дееспособности и момента, когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. -Уважают ваши права как ребенка и человека в семье? (все без исключения опрошенные ответили утвердительно, что свидетельствует о здоровой атмосфере в их семьях) - Какие обязанности школьника вы знаете? учиться не прогуливать уроки ходить в форме не мусорить -Соблюдаются ли ваши права в школе? соблюдаются всегда или почти всегда. не соблюдаются никогда или почти никогда затрудняюсь ответить Ведущий: Итак, мы знаем, что Конституция – это основной закон государства. Конституция РФ закрепляет, что человек, а значит, и каждый ребенок является высшей ценностью (ст. 2 к. РФ). Основные права и свободы принадлежат тебе от рождения и не могут быть отобраны, их соблюдение и защита гарантированы государством. Это – одни из основных положений конституции РФ, дающие основу для нормальной жизни человека, заставляющие государство исполнять свои обязательства перед каждым из нас. Наиболее важным после конституции РФ документами для детей является семейный кодекс РФ 1995 г. и конвенция о правах ребенка 1989 г., принятая ООН на международном уровне. Эти правовые акты направлены на защиту своих прав, обязанностей и вашей жизни.

1. Назови свои права.

свобода – 85 чел

образование – 120 чел.

Медицина -85

свобода слова – 46

чел. жизнь – 44чел.

гулять – 19 чел.

отдых – 32 чел.

питание – 53 чел.

не ответили – 15 чел.

Видно, что подростки неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, что они могут называть эти права по-разному и зачастую не так, как они прописаны в законах. Но суть они подмечают верно. А это самое главное. Право на свободу – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие:

Право на жизнь, на имя, на гражданство,

На безопасные условия жизни,

На общение с родителями и другими родственниками,

На медицинское обслуживание, на отдых и досуг и др.

Большинство из этих прав дети назвали – значит, знают о них, или, по крайней мере, имеют представление о том, что это такое.

2. Назови свои обязанности.

хорошо учиться – 30 чел.

уважать старших – 20 чел.

убирать в доме – 5 чел.

вести себя прилично – 3 чел.

помогать родителям–17чел.

ходить в школу – 15 чел.

соблюдать правила – 5 чел.

не ответили – 5 чел.

Обязанность в понимании детей – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей они воспринимают в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь , охрана природы , соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др. Если детям это правильно и подробно объяснить, то больших проблем по части соблюдения своих обязанностей быть не должно.

3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?»

исполнять свои обязанности – 28 чел.

требовать соблюдения своих прав – 23 чел.

и то и другое одинаково важно – 49 чел.

- А как вы считаете?

Отрадно, что большинство респондентов выбрали третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции.

4. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок?

на образование – 25 чел.

на свободу – 20 чел.

на жизнь – 15 чел.

на своё мнение –15 чел.

на питание – 10чел.

на отдых – 8 чел.

затрудняюсь ответить – 7 чел.

Как видим, приоритетным правом для себя молодые респонденты считают право на образование. Второе место занимает право на свободу, так ценимое детьми. Свобода – вещь хорошая, и особенно её ценишь, когда взрослеешь, ведь тогда наша жизнь начинает ограничиваться множеством указов, законов, внутренних и внешних распоряжений. А детство для большинства ребят – время, полное свободы, любых действий, даже самых безрассудных.

5. Часто ли в сем ье, в школе, на улице тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях?

Видно, что вам, ребятам, всё же чаще не напоминают о правах, отчего у вас создается эффект информационного вакуума . Но есть и такие, кому о правах и обязанностях напоминают довольно часто, и это способно в будущем дать должный эффект, ведь ребята с детства будут знать, что им положено, а что – нет.

А знаешь ли вы какие-либо законы, в которых упоминаются ваши права и обязанности? (Конституция РФ , «Конвенция о правах ребёнка», Декларация по правам ребёнка» Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ № 000, Закон РФ «О защите прав детей», и другие.)

Большинство знают законы, в которых упоминаются их права. Но есть и такие, которые не имеют представления об этом. Понятие правого нигилизма сегодня широко распространено среди специалистов – правоведов, социологов и др., что свидетельствует о низком уровне знаний большинства Россиян, в том числе и школьников, о законодательстве своей страны, о своих правах. Видимо, здесь ведётся недостаточная работа в семьях, школах, на радио и телевидении. Ещё французский писатель Оноре де Бальзак говорил, что «ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон». Проблема, как видим, остаётся актуальной и поныне.

- Назови ещё раз главный Закон нашей страны. (Конституция)

- Как называется международный документ, защищающий ваши права?

- Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав?

к психологу или социальному педагогу в школе.

уполномоченному по правам ребёнка.

никуда

- Выбор, куда можно сегодня обратиться ребёнку или семье с какой-то насущной проблемой, в том числе нарушением прав, довольно велик. Вопрос только в том, откуда придёт помощь, и придёт ли она вообще, т. к. многие социальные организации могут помогать только на словах. В милицию обращаться иногда бесполезно, а порой не совсем безопасно. Остаётся социальный педагог или психолог, работающий в школе, учитель, ну и, конечно, родители, который должны помогать, ограждать, объяснять и пр. Это их социальная функция, от которой никуда не деться.

- С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?»

- Большинство правильно назвали возраст, с которого наступает полная дееспособность – 18 лет. При этом часть прав ребёнок получает и ранее – с 14, 16 лет. Так что многие верно представляют себя возраст наступления дееспособности и момента, когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь.

-Уважают ваши права как ребенка и человека в семье?

(все без исключения опрошенные ответили утвердительно, что свидетельствует о здоровой атмосфере в их семьях)

- Какие обязанности школьника вы знаете?

учиться

не прогуливать уроки

ходить в форме

не мусорить

-Соблюдаются ли ваши права в школе?

соблюдаются всегда или почти всегда.

не соблюдаются никогда или почти никогда

затрудняюсь ответить

Одна из основных направлений работы в школе является формирование правовой культуры учащихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека.
24 ноября 2015 г. педагогом-психологом Шоволдаевой Н.М. проведено анкетирование по правовому воспитанию среди учащихся 9-11 классов, предложенное Министерством образования и науки РК. В анкетировании с удовольствием приняли участие 6 человек. Предварительно состоялась беседа о правах и обязанностях детей, создалось мнение, что учащиеся в достаточной степени осведомлены в области правовых знаний.

Так, выяснилось, что все 100% учащихся знают законы, защищающие права и свободы человека. Наиболее значимыми учащиеся считают право на неприкосновенность, право на имущество, право на образование. Изучение прав человека в школе осуществляется в виде отдельно проведённых тематических мероприятий на такие темы: «Изучаем права человека», «Как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать», «Равенство всех прав», «Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь», «Хочу стать президентом, «Выборы», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», Основные положения «Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 г». и т. д. Разработки этих мероприятий собраны в методическую папку «Право». Кроме этого, учащиеся получат информацию на уроках, из учебников и учебных пособий, из газет и журналов, из школьного уголка правовых знаний. Сами названия перечисленных тем говорят о важности поставленных вопросов. Эти мероприятия рассчитаны на изучение детьми в процессе бесед, классных часов, деловых и ролевых игр, КВНов. Выбор темы зависит от цели мероприятия, возраста учащихся и других условий.

Все 100% учащихся знают свои права, среди перечисленных, право на имя, право на образование, право на неприкосновенность, право на социальные гарантии. Но вместе с тем, учащиеся отмечают, что они должны и соблюдать правила поведения в общественных местах, соблюдать законы, со временем отдать свой долг Родине, отслужить в армии, охранять природу.

Учащиеся дали определение «Что такое правовая культура?», 100% учащихся считают, что это общий уровень знаний, объективное отношение к обществу, знание законов и прав, уважение прав другого человека, правомерное поведение. 100% учащихся обладают достаточным уровнем правовой культуры, в основном влияние на формирование их правовой культуры оказали совместные мероприятия школы с органами правоохранительных органов, КДН, социальным центром «Нарта», ПДН, педагогом-психологом школы. Это уроки обществознания, беседы, лекции, викторины, игры, круглые столы. Всем запомнился буклет «Права ребенка», выпущенный педагогом- психологом Шоволдаевой Н.М., веселые старты со станциями, беседы классных руководителей «Знай свои права», «Будь законопослушным гражданином», «Мир твоих прав и обязанностей», родительское собрание «Ответственность, связанная с нарушением прав ребенка». Все учащиеся пожелали принять участие в дальнейшем в изучении своих прав.

Под «правом» учащиеся понимают защищенность, а еще норму поведения. Нарушение норм права допустимо, по – мнению учащихся, в случаях, когда необходимо обеспечение общественного порядка, нормы поведения должны соблюдаться при любых условиях. Всем приходилось в жизни сталкиваться с ситуациями, когда ощущали недостаток правовых знаний, чаще всего из-за неопытности, не способности применить теоретические знания на практике. Больше всего учащиеся защищены в кругу своих друзей 83% опрошенных, в отношениях с родителями- 83%, с учителями, они старшие товарищи – 83%, в отношении с полицией – 33%. Испытывают недостаточную защищенность с посторонними взрослыми -66%, в отношениях с полицией – 50%, в отношениях с учителями – 16%.

Так как, среди опрошенных 83% юношей – они хотели бы получить более полное и точное представление о правовых основах военной службы, об уголовном праве, о правонарушениях и юридической ответственности. Большинство опрошенных считают, что права человека не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

Человечество давно пришло к осознанию того, что права человека надо защищать. Учащиеся старших классов знают не только свои основные права, но и способы их защиты. Школьники, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

АНКЕТА: «Твои права и обязанности»

Дорогой друг! Ты наверняка слышал поговорку «Сколько людей столько и мнений». У каждого из нас есть свои желания и возможности, очень часто наши желания и интересы соприкасаются с интересами других людей. Чтобы не возникало в этом случае споров и конфликтных ситуаций , нужно знать свои права и обязанности. Мы приглашаем тебя принять участие в опросе, который позволит составить представление о том, знаешь ли ты свои права и обязанности.

1. Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечисли, пожалуйста, свои обязанности: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

а) исполнять свои обязанности

б) требовать соблюдения своих прав

в) и то и другое одинаково важно

г) другое_________________________________________________

4. Как ты думаешь, кто придумал обязанности?

а) взрослые

б) государство

в) возникли сами по себе

г) затрудняюсь ответить

5. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?

а) от родителей

б) от учителей

в) от друзей

г) другое__________________________________________________

6. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях?

а) часто

б) редко

в) совсем не напоминают

9. Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?

а) да, знаю

б) нет, не знаю

10. Если да, то назови, пожалуйста, несколько таких законов: _________________________________________________________________________

11. Граждане нашей страны имеют права и свободы, предоставленные им главным Законом. Как называется этот важный документ, где они записаны? _________________________________________________________________________

12. Как называется международный документ, защищающий твои права? _________________________________________________________________________

13. Знаешь ли ты, чем занимается Уполномоченный по правам ребёнка?

а) да, знаю

б) нет, не знаю

14. Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях?

а) да

б) нет

15. Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Если бы ты встретился с юристом, о чем бы ты его спросил? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?

а) 7 лет

б) 10 лет

в) 14 лет

г) 18 лет

д) другое____________________________________________________

18. Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье?

а) да

б) нет

19. Запрещают ли тебе родители общаться, дружить, встречаться с кем-либо из ребят?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

20. Признают ли родители, что бывают неправы в спорах с тобой?

а) да, всегда

б) только иногда

в) нет, никогда

21. Есть ли взрослые, которые стараются раскрыть твои тайны и поэтому читают твои записки, подслушивают твои разговоры и делают что-то похожее?

а) да, есть такие

б) нет, в моём окружении нет таких людей

в) затрудняюсь ответить

22. Знаешь ли ты права и обязанности школьника?

а) да

б) нет

в) не уверен, что знаю все

23. Напиши, какие права и обязанности школьника ты знаешь ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?

а) исполняют всегда или почти всегда

б) не исполняют никогда или почти никогда

в) затрудняюсь ответить

25. Почему школьники не выполняют свои обязанности?

а) не знают своих обязанностей

б) не боятся наказания

в) в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей

г) затрудняюсь ответить

26. Соблюдаются ли твои права в твоей школе?

а) соблюдаются всегда или почти всегда

б) не соблюдаются никогда или почти никогда

в) затрудняюсь ответить

27. Есть ли у тебя в школе учебный предмет, где говорят о твоих правах и обязанностях?

а) да, есть – это обществознание

б) специального предмета нет – мы проходим это на классном часе

в) в школе не говорят о моих правах и обязанностях

28. Какое право ты хотел бы иметь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!




Просмотров