Анализ налоговой нагрузки предприятия и меры по ее снижению. Методика анализа налоговой нагрузки Налоговая нагрузка торговой организации ООО «Дельта», занимающейся оптовой торговлей: анализ и возможные решения

0

Курсовая работа

По дисциплине: Налоги и налогообложение предприятия

На тему: Оценка налоговой нагрузки предприятия

на примере ОАО “МРСК-Центр”

Работу выполнил студент группы: 331а

Ооржак А. О.

Работу проверил преподаватель:

Дроздович М. В.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………................3

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………....5

1.1 Определение понятия, факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки……………………………………………………………………….….….5

1.2 Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях современного налогового законодательства РФ…………………………………………………..9

2. МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…….12

2.1 Методика департамента налоговой политики Минфина РФ……………….12

2.2 Методика М.Н. Крейниной…………………………………………………....13

2.3 Методика А. Кадушина и Н. Михайловой……………………………….......14

2.4 Методика Е.А. Кировой…………………………………………………….....16

2.5 Методика М.И. Литвина…………………………………………………...….17

2.6 Методика Т.К. Островенко………………………………………………....…19

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРИМЕРЕ

КОНКРЕТНОГО СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….….21

3.1 Краткая история предприятия ОАО "МРСК-Центра"…………………..…..21

3.2 Определение налоговой нагрузки на примере ОАО "МРСК-Центра"….….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……32

ВВЕДЕНИЕ

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

В настоящее время, тема распределения налогового бремени в обществе особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства - как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Целью написания курсовой работы, является рассмотрение проблем снижения налогового бремени и наиболее эффективных методов его оптимизации.

Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины.
Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

Предметом исследования является основа оценки налоговой нагрузки на предприятии.

Объектом исследования курсовой работы является электросетевая компания ОАО "МРСК-Центр".

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников: нормативные акты и законодательство, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, а также интернет-ресурсы.

Работа состоит из введения, глав основной части, заключения и списка литературы.

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

  • Определение понятия, факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка - это налоговое бремя, наложенное на организацию (предпринимателя), т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую он должен заплатить.

Деятельность любого предприятия, начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет. Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам изменения размера и сроков уплаты налоговых платежей, само налоговое бремя хозяйствующих субъектов как правовая категория остается почти не изученным.

На сегодняшний день наукой более полно изучена не правовая, а экономическая сторона обременения налогоплательщиков государством. Так, в наиболее общих словах налоговое бремя как экономическая категория определяется как отношение общей суммы налогов и сборов, плательщиками которых выступают хозяйствующие субъекты, к объему валового национального продукта.

Результаты сравнительного анализа предлагаемых разными исследователями дефиниций позволяют выделить несколько доминирующих в современной финансовой науке подходов к интерпретации понятия налогового бремени налогоплательщика, а именно:

  1. Налоговое бремя как отношение суммы обязательных платежей в бюджет к результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В частности, совокупное налоговое изъятие может оцениваться в соотношении с выручкой, активами, валютой баланса, себестоимостью товаров, работ, услуг, прибылью. Так, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России понимает налоговую нагрузку как долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет и рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей к объему реализации товаров (работ, услуг). Именно этот подход нашел свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391.
  2. Налоговое бремя как детерминант источника покрытия обязательных платежей в бюджет. Не оценивая экономическую целесообразность использования подобного подхода, отметим лишь, что в силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 45 НК РФ понятие налогового бремени применимо только к собственным денежным средствам налогоплательщика. Связь же налогового бремени с источником уплаты налога должна признаваться, но она носит вероятностный характер и не всегда объективно существует по прямому указанию закона, а сам источник налоговых выплат зачастую и вовсе не имеет юридического значения для исполнения обязанности уплатить налог.
  3. Налоговое бремя как направление расходования собственных средств налогоплательщика.
  4. Налоговое бремя как инструмент управления производственными и иными экономическими процессами. Данный подход проистекает непосредственно из регулятивной функции налога и разделяется преимущественно представителями финансового менеджмента.

Целью исчисления налогового бремени является получение количественных показателей воздействия нало-гов и сборов на источник их уплаты применительно к конкретному хозяйствующему субъекту. На основании этих показателей государ-ство и сам субъект могли бы принимать объективные решения по тому или иному аспекту совершенствования своей налоговой поли-тики в пределах законодательно установленных полномочий.

Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок, которые представляют собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

Большинство экономистов сходятся в том, что в расчет должны включаться все налоги и сборы, уплачиваемые предприятием, в том числе налоги во внебюджетные фонды, за исключением НДФЛ, поскольку в отношении его хозяйствующий субъект выступает на-логовым агентом государства и лишь учитывает, удерживает и пере-числяет эти средства в бюджет. Хотя не во всех случаях абсолютно справедливо его исключение из расчетов, но эластичностью пред-ложения на рынке труда в данном случае следует пренебречь.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило «красной черты». Согласно этому правилу общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, будет способствовать приведению российских цен в соответствии с реальным уровнем спроса и предложения.

Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходиться сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги - тем выше экономика. Необходимо отметить, что само по себе снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда. Кроме того, при низких налогах растут сбережения, и появляется стимул к инвестированию. Но это лишь теория, подтверждения которой более чем относительны.

Основными факторами, влияющими на величину налоговой нагрузки предприятия, являются:

Объем производства продукции (работ, услуг);

Специфика выпускаемой продукции по ее обложению НДС и акцизами;

Используемая система налогообложения;

Изменение величины налоговых баз;

Планирование налоговых платежей с целью их оптимизации;

Изменения в налоговом законодательстве и системе налогообложения.

Первые пять факторов связаны с производственной деятельностью организации, это внутренние факторы, а последний является внешним фактором.

Перечисленные факторы влияют на величину налоговых платежей в общем плане. Естественно имеются факторы, влияющие на величину отдельных налогов

1.2 Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях современного налогового законодательства РФ.

Необходимо отметить, что согласно используемым методам в настоящее время в качестве количественной оценки налогового бремени предприятий наиболее часто применяется отношение суммы налоговых платежей к выручке от реализации либо к добавленной стоимости.

Реально действующий комплекс налогов, уплачиваемых организациями, имеет разнообразные налоговые базы, приведение которых к единой базе в общем случае невозможно. В соответствии с Налоговым кодексом, основные регулярные налоговые платежи предприятий включают:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Налог на прибыль организации (НПР);

Страховые взносы;

Акцизы (АК);

Водный налог

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Земельный налог.

Учитывая, что акцизы уплачивает относительно небольшая группа предприятий, основная часть налоговых платежей (более 90%) обычных предприятий приходится на налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль.

В соответствии с действующим налоговым законодательством НДС пропорционален добавленной стоимости (ДС) производимых предприятием товаров (услуг), (НПР) - себестоимости (СС) произведенной продукции, а акцизы в целом, но недостаточно явно коррелированны с объемом выпускаемой продукции.

С учетом соотношения рассматриваемых налогов в дальнейшем НДС, страховые взносы, НПР именуются основными налогами. Прочие перечисленные выше налоги в основном не имеют ярко выраженной связи с основными параметрами производства и, кроме того обычно относительно невелики по объемам поступления в бюджет.

Как известно, денежные средства (ПВР), поступающие за реализованную продукцию, включает в основном выручку от реализации (ВР) товаров (работ, услуг), а также косвенные налоги (КН), устанавливаемые в виде надбавок к цене (налог на добавленную стоимость - НДС и акцизы - АК), т.е.

ПВР = ВР + КН; (1.1)

КН = НДС + АК.

ВР-выручка за реализацию;

КН-косвенные налоги (налоги на товары и услуги);

АК-акцизы (налоги, прямо включаемые в цену, тариф или услугу).

Объем выручки от реализации в основном определяется:

Материальными затратами (ЗМ) предприятия (в первую очередь - стоимостью израсходованных в процессе производства сырья и материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий, топлива, всех видов энергии и т.д.);

Добавленной стоимостью продукции, определяемой заработной платой (ЗП), отчислениями в государственные внебюджетные фонды (ОФ), амортизационными отчислениями (АО), налогами, относимыми на себестоимость продукции (НО) и прибылью (ПР). Представляемой обычно в виде двух слагаемых: чистой прибыли (ЧП) и налога на прибыль (НПР), т.е.:

ВР = ЗМ + ДС, (1.2)

ДС = ЗП + ОФ + АО + НО + ПР,

ПР = ЧПР + НПР.

Учитывая, что прибыль от реализации продукции обычно представляют как долю от себестоимости (СС), используя обозначение ставки налога на прибыль предприятий - Спр, получим:

ПР = Кр *СС, (1.3)

ЧПР = Кр * СС (1- Спр),

НПР = Кр * СС * Спр .

Кр - коэффициент рентабельности (обычно до 10-20%).

При анализе принято допущение примерного соответствия прибыли и налогооблагаемой прибыли предприятия, а также использовано предложение близости моментов отгрузки, платы продукции и уплаты налогов. Использование указанного допущения не искажает картину движения финансовых средств предприятия в случае его регулярной деятельности и ритмичного выпуска продукции (товаров, работ, услуг).

В случаях, когда деятельность предприятия не является регулярной и ритмичной, необходим учет законодательно установленных сроков уплаты налогов в пределах одного или нескольких налоговых периодов. Так как максимальная длительность налогового периода одного из основных налогов (налога на прибыль предприятия) составляет один год, оценку соответствия результатов производственной деятельности и объемов уплаченных налогов целесообразно проводить по годовому интервалу.

  1. МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

2.1 Методика департамента налоговой политики Минфина РФ.

Департаментом налоговой политики Министерства финансов РФ (автор - Е.В. Балацкий) разработана методика, в соответствии с которой тяжесть налогового бремени оценивается отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). Этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации.

НБ= Т/В. (2.1)

НБ - налоговое бремя;

Т - сумма всех уплаченных налогов предприятием за налоговый период, в том числе взносы в ПФ, ФСС, ФОМС; НДФЛ; налог на дивиденды;

В - выручка от реализации.

В таблице 2.1 приведены плюсы и минусы данной методики:

Таблица 2.1 - Плюсы и минусы методики Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ

2.2. Методика М.Н. Крейниной.

Позволяет сопоставить размер уплаченного налога (налогов) и источника уплаты:

НБ = (В-Ср - ПЧ)/(В-Ср)·100%. (2.2)

Ср - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

Пч - фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.

В таблице 2.2 приведены положительные и отрицательные стороны методики.

Таблица 2.2 - Положительные и отрицательные стороны методики

М.Н. Крейниной.

2.3 Методика А. Кадушина и Н. Михайловой.

По этой методике предлагается оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

ДС = ФОТ + ВП + АО+ ПНП + ПР =В-МЗ . (2.3)

ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

ПР — балансовая прибыль;

В - выручка с НДС;

МЗ - материальные затраты.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами):

НБП = (ПНП+ВП)/ДС . (2.4)

Также методика позволяет оценить влияние отдельных налогов на финансовое состояние предприятия с помощью коэффициентов:

Удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства):

КВ = ДС/В. (2.5)

Доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства) (К ФОТ):

К ФОТ = ФОТ +ВП/ДС. (2.6)

Удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства) (КАО):

КАО = АО/ДС. (2.7)

Наглядно плюсы и минусы методики можно представить в таблице:

Таблица 2.3 - Плюсы и минусы методики А. Кадушина и Н. Михайловой.

2.4 Методика Е.А. Кировой.

Предлагает методический подход оценки уровня налоговой нагрузки, в котором соизмеримым показателем выступает вновь созданная стоимость (ВСС). Сама методика предопределяет расчет абсолютной налоговой нагрузки (АНН) и относительной налоговой нагрузки (ОНН).

Абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка по данным платежам.

Относительная налоговая нагрузка - это отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости (ВСС):

ВСС = В - МЗ - АО + ВД - ВР = (ФОТ + ВП) + НП + ПР . (2.8)

В - выручка от реализации (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

АО - амортизационные отчисления;

ВД - прочие доходы;

ВР - прочие расходы (без учета налоговых платежей);

ФОТ - фонд оплаты труда(без НДФЛ);

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

НП - все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;

ПР - прибыль организации до налогообложения.

Тогда относительная налоговая нагрзка(ОНН):

ОНН = АНН/ВСС *100%. (2.9)

Положительные и отрицательные стороны методики отображены в таблице:

Таблица 2.4 - Плюсы и минусы методики Е.А. Кировой.

Позволяет рассматривать налоги по отношению к источнику их выплаты.

Не учитывается влияние НДФЛ.

Методика рассматривает амортизационные отчисления как элемент формирования себестоимости продукции, а не как источник выплаты налогов.

Методика не рассматривает амортизационные отчисления как источник выплаты налогов, что не позволяет рассматривать отраслевые нагрузки предприятий.

Не учитывает влияние таких показателей, как фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов и не позволяет прогнозировать изменение деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот.

2.5 Методика М.И. Литвина.

По этой методике налоговая нагрузка (НН) рассчитывается следующим образом:

НН = ∑ НП + ∑ ВП /∑ ИС *100% (2.10)

∑ НП -сумма начисленных налоговых платежей

∑ ВП - сумма платежей во внебюджетные фонды

∑ ИС - сумма источника средств для уплаты - добавленная стоимость.

Добавленная стоимость в этом случае рассчитывается следующим образом:

ДС = ФОТ +ВП + ПОФ + НП + ПР (2.11)

ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);

ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, во внебюджетные формы;

ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

НП — сумма всех уплаченных налогов;

ПР — прибыль до уплаты налогов.

С помощью этих показателей можно определить оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта.

Наглядно положительные и отрицательные стороны методики изложены в таблице:

Таблица 2.5 - Положительные и отрицательные стороны методики

М.И. Литвина.

2.6 Методика Т.К. Островенко.

Налоговое бремя согласно данной методике определяется по нескольким показателям (обобщающим и частным).

К обобщающим показателям относятся:

Налоговая нагрузка на выручку предприятия (ННвыр);

Налоговая нагрузка на стоимость основных средств (ННОС);

Налоговая нагрузка на нематериальные активы (НННА);

Налоговая нагрузка на среднюю численность работников (ННЧср.).

Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:

ННвыр = Нобяз/Вобщ, (2.12)

ННвб = Нобяз/ВБ,

ННос = Нобяз/ОС;

ННна = Нобяз/НА;

ННчср = Нобяз/Чср;

Нобяз = НДСпог + Ним + Нприб + Страховые платежи ;

Вобщ - общая выручка;

ВБ - валюта баланса;

ОС - основные средства;

НА - нематериальные активы;

Чср - средняя численность.

К частным показателям относят следующие показатели:

Налоговая нагрузка на затраты предприятия по всем видам деятельности (ННЗ);

Налоговая нагрузка на материальные затраты (ННМЗ);

Налоговая нагрузка на дебиторскую задолженность (ННДЗ).

Которые рассчитываются по следующим формулам:

ННз = Нобяз/З ; (2.13)

ННмз - Нобяз/МЗ ;

ННчп = Нобяз/ЧП;

ННдз = Нобяз/ДЗ , где

З - затраты;

МЗ - материальные затраты;

ЧП - чистая прибыль;

где ДЗ - дебиторская задолженность.

Кроме того, при необходимости, по данной методике может быть рассчитана налоговая нагрузка в расчете на одного работника.

Этот показатель, сравниваемый с показателями средней заработной платы и прибыли на одного работника, позволяет оценить вклад отдельного работника в формирование прибыли экономического субъекта, налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и собственного дохода.

Достоинством данной методики является то, что она позволяет с различной степенью детализации, в зависимости от поставленной управленческой задачи, рассчитать налоговую нагрузку, а так же то, что она может применятся экономическими субъектами любых отраслей народного хозяйства.

Использование при расчетах по этой методике показателей, отражаемых в отчетности экономического субъекта, значительно сокращает процесс расчетов.

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Краткая история предприятия ОАО "МРСК-Центра".

Открытое Акционерное Общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" было зарегистрировано 17 декабря 2004 г.

Создание ОАО "МРСК Центра" является неотъемлемой частью утвержденного плана реформирования российской электроэнергетики, который предусматривает межрегиональную интеграцию вновь созданных предприятий после разделения энергокомпаний по видам бизнеса.

В соответствии с решением Совета директоров ОАО "РАО ЕЭС России" от 23.04.2004 года в ОАО "МРСК Центра" должны были войти 32 региональных сетевых компании (РСК) Центрального региона и Северного Кавказа.

Но, вследствие принятия ряда корректировок, количество региональных сетевых компаний, входящих в ОАО "МРСК Центра" было решено сократить до двадцати четырех.

Данная конфигурация МРСК была утверждена Распоряжением Правительства РФ № 77-р от 26.01.06.

С марта по май 2006 года ОАО РАО "ЕЭС России" был принят ряд решений по изменению действующей конфигурации МРСК. В частности, Распоряжением ОАО РАО "ЕЭС России"/ОАО "ФСК ЕЭС" №64р/30р от 07.03.2006 закреплена передача ответственности за функционирование ОАО "Московская городская электросетевая компания", ОАО "Московская областная электросетевая компания", непосредственно бизнес-единице "Сети"; Распоряжением ОАО РАО "ЕЭС России" №103р/102р закреплена передача ОАО "КЭУК" ответственности за функционирование ОАО "Дагэнерго", ОАО "Калмэнерго", ОАО "Нурэнерго", ОАО "Ставропольэнерго", ОАО "Ингушэнерго", ОАО "Карачаево-черкесскэнерго", ОАО "Севказэнерго", ОАО "Каббалкэнерго". ОАО "Кубаньэнерго" передано в прямое подчинение ОАО "ФСК ЕЭС".

Окончательное решение об изменении базовой конфигурации МРСК было принято Советом Директоров ОАО РАО "ЕЭС России" и закреплено протоколом №250 от 27.04.2007. Согласно данному протоколу, ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа" должно быть переименовано в ОАО "МРСК Центра", с внесением соответствующих изменений в Устав Общества.

В состав ОАО "МРСК Центра" вошли следующие распределительные сетевые компании: ОАО "Белгородэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Воронежэнерго", ОАО "Костромаэнерго", ОАО "Курскэнерго", ОАО "Липецкэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Тамбовэнерго", ОАО "Смоленскэнерго", ОАО "Тверьэнерго", ОАО "Ярэнерго".

Окончательное формирование целевой структуры МРСК Центра было завершено присоединением к ней в форме филиалов 11 распределительных сетевых компаний и переходом на единую акцию. Присоединение завершилось 31 марта 2008 года. В этот день были внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности РСК в результате присоединения к МРСК.

К ОАО "МРСК Центра" в форме филиалов присоединены "Белгородэнерго", "Брянскэнерго", "Воронежэнерго", "Курскэнерго", "Костромаэнерго", "Липецкэнерго", "Тверьэнерго", "Смоленскэнерго", "Орелэнерго", "Тамбовэнерго", "Ярэнерго".

3.2 Определение налоговой нагрузки на примере

ОАО "МРСК-Центра".

Рассмотрим налоговую нагрузку субъекта хозяйственной деятельности на примере предприятия ОАО "МРСК-Центра".

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2014г. ОАО "МРСК-Центра" имеет следующие показатели (табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Показатели ОАО "МРСК-Центра" за 2014 год.

Наименование показателей

Значение показателей (руб.)

Дополнительно

Выручка по основной деятельности

НДС 12 265 618,00

% к получению

% к уплате

Прочие доходы

Прочие расходы

Затраты в т.ч.

Материальные затраты

НДС 6 518 804,00

Затраты на оплату труда

Страховые платежи

Амортизация

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Средняя валюта баланса

Среднегодовая стоимость имущества

Среднегодовая численность

Расчет налоговой нагрузки по методологии Минфина России производится по формуле:

НБ = (Нобщ/Вобщ) * 100% ; (3.1)

НБ - налоговая база;

Нобщ - общая сумма налогов;

Вобщ - общая сумма выручка от реализации.

Налоговая нагрузка = 2 630 308 + 1 727 980 + (12 265 618 - 6 518 804)

Налоговая нагрузка составляет 14 копеек на 1 рубль выручки или 14 % составляют налоги в выручке предприятия.

Однако данная методика не дает возможности произвести реальную оценку налоговой нагрузки на предприятие, а определяет лишь удельный вес налогов в сумме полученных доходов.

Методика М.Н. Крейниной предполагает сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свои критерии оценки тяжести налогового бремени. Расчет выполняется по формуле:

НБ = ((В - З - ЧП)/(В - З)) * 100%. (3.2)

НБ - налоговая база;

В - выручка от реализации;

З - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов.

Бп - Балансовая прибыль. Но С 2001 года уже не существует понятия балансовой прибыли (в связи с изменением механизма формирования, распределения и использования прибыли предприятия). Аналогом того, что раньше называлось балансовой прибылью, в настоящее время является прибыль до налогообложения.

Налоговая нагрузка = 68 142 322 - 55 497 816 - 5 218 492

68 142 322 - 55 497 816

Данный расчет показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченых налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта. Основным отличием такого подхода к оценке налогового бремени является то, что косвенные налоги не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на размер прибыли экономического субъекта. Очевидна недооценка влияния косвенных налогов, НДС и акцизов. Эти налоги оказывают влияние на величину прибыли предприятия, но степень их влияния не так очевидна. Поэтому необходима иная методика

Расчет налогового бремени по методу М.И. Литвина осуществляется следующим образом:

НН = (ST / TY ) * 100% . (3.3)

Налоговая нагрузка = 1 727 980 + 881 336 + 2 630 308

5 218 492 7 890 784 7 890 784

Данная методика характеризует среднее значение налоговой нагрузки по всем видам налогов, пороговое значение которого составляет 78 %.

Расчет налоговой нагрузки по методике А. Кадушина и Н. Михайловой:

Кдс = ДС/ВВ ; (3.4)

Кдс - коэффициент добавленной стоимости;

ВВ - валовая выручка.

ВВ= МЗ+ДС+Ам+Зпл+Соц. платежи+Т+НДСуплач.+ Приб. до налогооблож.

ВВ = 36 215 580 + 12 265 618 + 5 247 093 + 7 890 784 + 2 630 308 + (12 265 618 -6 518 804) + 7 452 522 = 77 448 719

Кдс = 12 265 618 + 5 247 093 = 0,2261

Кт = Зпл + ЕСН + Т (3.5)

НДС нач + Ам

Кт - коэф. трудоемкости

Кт= 7 890 784 + 2 630 308 = 0,6008

12 265 618 + 5 247 093

Ка = Ам (3.6)

Ка - коэффициент Амортизации

Ка= 5 247 093: (12 265 618 + 5 247 093) = 0,2996

Активы необходимые для расчета

Наименование показателей

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходное вложение в материальные ценности

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО АКТИВЫ применяемые к расчету

Пассивы необходимые для расчета

Наименование показателей

Значение показателей (тыс.руб.)

Обязательства по займам и кредитам долгосрочные

Прочие долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

Кредиторская задолженность

Задолженность участникам учредителям по выплате доходов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО ПАССИВЫ применяемые к расчету

ЧА = 92 227 855 - 29 062 154 = 63 165 701

НН = 92 227 855: 63 165 701 = 17,6755 = 18%

5 218 492: 63 165 701

Методика предложенная Т.К. Островенко.

Обобщающие показатели:

ННобяз = 12 265 618 - 6 518 804 + 1 727 980 + 2 630 308 = 10 105 102

ННвыр = 10 105 102: 70 792 278 = 0,1427

ННвб = 10 105 102: 78 101 247 = 0,1294

ННос = 10 105 102: 69 692 384 = 0,1449

ННна = 10 105 102: 42 425 = 238,1874

ННчср = 10 105 102: 45 586 = 221,6711

Частные показатели:

ННз = 10 105 102: 55 497 816 = 0,1820

ННмз = 10 105 102: 36 215 580 = 0,2790

ННчп = 10 105 102: 5 218 492 = 1,9364

ННдз = 10 105 102: 8 301 464 = 1,2172

Данная методика показывает налоговую нагрузку в соотношении налоговых обязательств с различными показателями (общими и частными).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговое планирование актуальное направление в деятельности финансовых служб предприятий и индивидуальных предпринимателей. Так по средствам налогового планирования можно значительно снизить расходы по налоговым платежам в бюджет организации. Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

Описаны основные методики расчета показателей налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка была рассчитана на примере ОАО "МРСК-Центра" с использованием наиболее простых и доступных методик оптимизации налогообложения.

В качестве оптимизации можно использовать метод использования учетной политики, который предполагает корректировку учетной политики с целью сближения бухгалтерского и налогового учета на предприятии, для оптимизации налоговых баз для целей налогообложения.

Рассмотренные выше методики расчетов имеют различные подходы в определении структуры налоговых платежей, которые включаются в расчеты.

Все методики определения налоговой нагрузки информативны и применимы для организаций в целях оптимизации налоговых платежей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и 2. Текст с изменениями и дополнениями (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). - М. : ЭКМО,2009.-768с.
  2. Налоговое право: учебник 6-е издание/ С.Г. Пепеляева и др. М.: Юристъ, 2012. 226 с.
  3. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: учебник 4-е издание М.: ИНФРА-М, 2011. 244с
  4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 227 с
  5. Колчин С.П. Снижение налогового пресса и его вероятностные последствия// Финансы 2013
  6. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика 7-е издание/ Ф.К. Садыгов и др. М.: Изд-во экон. Правовой лист 2011. 232 с..
  7. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. М.: Налоговый вестник, 2009. С. 6.
  8. Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002. С. 3.
  9. Салькова О.С. Налоговая нагрузка в системе управления финансами предприятия // Финансы. 2010. N 1. С. 33.
  10. Березина С.В., Никулина Н.Н. Налоговое планирование - элемент налогового менеджмента страховщика Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 4.
  11. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. - М.: Юрайт-Издат, 2006.
  12. . Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник/ Изд-во «Проспект», 2008. - 360 с.
  13. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России [Текст]: учебное пособие/ А.Е. Викуленко. - М.: Прогресс, 2013. - 365 с.
  14. Пансков В.Г. «Показатель налогового бремени» // Налоговая политика и практика. - 2012. - №3. - С. 88.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации учебное пособие- М. 2013. - 169 с.
  16. Пелькова С.В. Анализ методик расчета налоговой нагрузки организации / С.В. Пелькова, Т.А. Савина // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития: межвузовский сб. науч. тр. с междунар. участием. / под ред. М.К. Аристарховой. - Вып.3.- Уфа: УГАТУ, 2010. - 354 с.
  17. Черник Д. Г. Налоги: Учебное пособие для вузов. - М. - 321 с.
  18. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. // Финансы. - 2013. - № 9. - с.112.
  19. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. - 2012. - № 5. - с.308.
  20. Лукьянчук У. Р. Шпаргалка по финансовому менеджменту. - М. 2010. с. 39
  21. Юринова Л. А. Налоги и налогообложения. 3-изд. Питер. 2009. - с. 132
  22. www.rae.ru Особенности налогообложения. Портнова А. П. от 31.03.2012.
  23. www.nalog.ru Налоговое бремя.
  24. www.studopedia.ru Факторы влияющие на уровень налогового бремени. от 28.01.2014.
  25. www.lawmix.ru Налоговое бремя как правовая критерия. Барташевич С. В. - 2010.
  26. www.scienceforum.ru Методы расчета налоговой нагрузки. Кашутина М. В.

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, основные виды и сущность налоговой нагрузки организации. Применяемые системы налогообложения и налоги, взимаемые с организаций. Методы оценки налоговой нагрузки. Использование статистических методов при прогнозировании налоговой нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки предприятия, характеристика основных методов ее оптимизации. Особенности применения методик определения налоговой нагрузки. Расчет величины налоговой нагрузки на примере ОАО "Востокэнергомонтаж".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Сравнительный анализ различных методик определения налоговой нагрузки. Выявление их достоинств и недостатков. Характеристика основных способов расчета налоговой нагрузки юридического лица. Изучение налоговых платежей и налоговой нагрузки предприятия.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2013

    Понятие налоговой нагрузки, определение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Изучение методики определения абсолютной и относительной налоговой нагрузки, состав источников уплаты налогов.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2010

    Показатели и способы оценки налоговой нагрузки предприятия, ее сущность и влияние на финансовое состояние предприятия. Налоговое планирование как способ регулирования налоговой нагрузки. Особенности исчисления налогов и регулирования налоговой нагрузки.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2012

    Особенности применения разных методик для оценки налоговой нагрузки. Оценка налоговой нагрузки торговой организации ООО "Дельта", занимающейся оптовой торговлей: анализ и возможные решения. Определение и расчет налогов торговой организации ООО "Гамма".

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Анализ налоговой нагрузки как элемент налогового планирования. Разработка практических аспектов оценки налоговой нагрузки, обеспечивающих качество управленческих решений в сфере налогообложения. Расчет налоговой нагрузки на примере ОАО "Башнефть".

    дипломная работа , добавлен 07.08.2013

Курсовая работа

Тема: Применение различных методик по оценке налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов

Введение

Глава 1. Методики оценки налоговой нагрузки

1.4 Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

1.5 Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

1.6 Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД)

1.7 НДФЛ: Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год

1.8 Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками

1.9 Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

1.10 Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами

1.11 Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

1.12 Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Глава 2. Практическая часть

2.1 Налоговая нагрузка торговой организации ООО «Дельта», занимающейся оптовой торговлей: анализ и возможные решения

2.2 Налоговая нагрузка торговой организации ООО «Гамма», занимающейся розничной торговлей: анализ и возможные решения

2.2.1 Расчет налогов организации и предпринимателя в режиме «единого налога на вмененный доход»

2.2.2 Расчет налогов организации и предпринимателя на общем режиме

2.2.3 Расчет налогов розничного продавца в режиме «упрощенной системы налогообложения»

Заключение

Список использованной литературы


Актуальность исследования. Налоговая нагрузка - это экономический показатель, характеризующий налоговую систему государства. Вопросы определения сущности, содержания и показателей налоговой нагрузки приобретают особую актуальность в периоды реформирования налогообложения. Традиционно понятие налоговой нагрузки используется при сравнении налоговых систем различных стран или этапов развития налоговой системы отдельного государства. Налоги являются инструментом формирования денежных фондов государства и представляют собой форму отчуждения денежных средств юридических и физических лиц в бюджеты различного уровня или во внебюджетные фонды. Соответственно налоги оказывают влияние на условия и результаты хозяйственной деятельности предприятий. Такая роль налогов обусловлена фискальной и регулирующей (стимулирующей) функциями налогов. В краткосрочном периоде эти две функции воспринимаются как противоположные, т.е. при выполнении налогами преимущественно фискальной функции, регулирующая (стимулирующая) функция не может быть реализована в полной мере. В долгосрочном периоде, напротив, только реализация регулирующей функции обеспечивает выполнение налогами фискальной функции, т.е. без развития налоговой базы невозможно формирование денежных фондов государства. Следовательно, налоговая система не может функционировать эффективно без учета того влияния, которое налоги оказывают на экономическое и финансовое состояние налогоплательщиков. Налоговая система предполагает согласование интересов государства и налогоплательщиков.

В настоящее время понятие налоговая нагрузка используется также при обсуждении таких актуальных вопросов экономики и политики, как оценка результатов мероприятий налоговой реформы; определение налогового потенциала сырьевых отраслей экономики; оценка условий развития малого бизнеса; анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста.

В теории финансов четко не определены границы использования понятия налоговой нагрузки. На наш взгляд, в условиях, когда уровень налоговой нагрузки используется в качестве критерия оценки результатов налоговой реформы, необходимо исследование достоверности и достаточности информации, используемой для расчета показателей налоговой нагрузки.

Различия в условиях развития разных секторов экономики, таких как сырьевые отрасли и отрасли, работающие на внутренний рынок, проявляются также в дифференцированном уровне налоговой нагрузки. Поэтому необходима разработка методических положений для оценки налоговой нагрузки в условиях дифференцированного влияния действующего налогового законодательства на различные отрасли экономики.

Разработка более совершенной методики оценки налоговой нагрузки является условием принятия адекватных управленческих решений, обеспечивающих развитие экономики, в том числе приоритетных видов деятельности, для преодоления зависимости российской экономики от добычи и вывоза углеводородного сырья.

Решение вышеназванных проблем приобретает особую значимость в связи с дальнейшим развитием и реформированием налоговой системы и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Цель курсовой - оценит налоговую нагрузку организаций на примере предприятия ООО «Дельта» и ООО «Гамма».

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

Выполнить расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Дельта»

Выполнить расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Гамма».

Объект изучения - предприятие.

Предмет - процесс оценки налоговой нагрузки.

В процессе подготовки реферата использовалась нормативно-правовые источники, специализированная литература, отчетная бухгалтерская документация.

1.1 Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.

Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчет не включаются Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).

Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции. Обращаем ваше внимание на то, что в расчет берутся уплаченные, а не начисленные налоги. В связи с этим советуем проводить сверки с налоговой, чтобы ваши деньги не «висели в невыясненных поступлениях», а были учтены налоговым инспектором при расчете критерия. Уменьшение нагрузки может быть вызвано и вполне законными обстоятельствами. Например, организация выходит на рынок с новым товаром, назначая минимальную наценку на него, или реализует залежалый товар с большими скидками. Причину всегда можно найти, но для начала следует самим проверить свою налоговую нагрузку.

1.2 Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет

По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению - это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, с целью занижения налогов.

Очевидно, что при открытии бизнеса убытки возможны, но работать с ними можно только до тех пор, пока предприятие выходит на запланированные обороты.

В настоящее время доля убыточных предприятий в общем количестве юридических лиц достаточно велика – это 21%. Всех проверить не по силам, поэтому одним из методов работы налоговых органов с такими организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии, созданные в Управлениях и инспекциях ФНС субъектов РФ для выяснения причин убыточности. При отборе кандидатов на комиссию дополнительным аргументом является наличие соответствий и другим критериям из Концепции.

1.3 Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев

Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%

На сегодня уровень в 89% не зависит от сферы деятельности, хотя понятно, что в оптовой торговле НДС к вычету выше, а в сфере услуг – ниже этого порога. Нужно сказать, что в настоящий момент ФНС все-таки ведет работу по дифференциации данного критерия.

К сожалению, ФНС не делает исключений для предприятий реализующих по 0%-й и 10%-ой ставкам, а у них вычеты зачастую больше всего начисленного налога. Такие плательщики автоматически официально вносятся в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственным ограничением является пункт 5 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение - редчайший случай.

Вне зависимости от сферы деятельности большие вычеты могут быть вызваны следующим рядом причин: покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования, увеличением запасов ТМЦ, оплатой дорогостоящих услуг.

Целью экономической деятельности любой бизнес-единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Однако при определенных обстоятельствах минимизация налогов становится незаконной, в результате налогоплательщику могут грозить серьезные штрафы, пени и даже уголовная ответственность.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» можно найти определение опасных способов оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Также возникнут проблемы, если налоговый орган докажет, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Иными словами, если налогоплательщик заключал ряд сделок с предприятиями, нарушавшими налоговое законодательство и не платившими налоги.

Это важно! Между тем право налогоплательщика на минимизацию налоговой нагрузки закреплено и Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ) (Постановление от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова»). Однако КС РФ поддерживает только законные способы, то есть рекомендует подбирать законные налоговые льготы, отсрочки, рассрочки, наиболее выгодные формы предпринимательской деятельности, организационно-правовую форму, режим налогообложения и т. д.

Говоря о законных правах налогоплательщика, сразу же назовем разрешенные законодательством пути налоговой оптимизации — налоговые льготы по разным налогам и сборам. Например, нулевая ставка НДС положена организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Ставку 0 % по НДС имеют также предприятия, реализующие услуги по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления (назначения) пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. Или, например, в 2011 г. льготными страховыми взносами в размере 14 % вместо 34 % будут облагаться малые предприятия, сельхозпроизводители, организации, использующие труд инвалидов, ИТ-компании, индивидуальные предприниматели — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны и вузы (Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"»).

Кроме прямых налоговых льгот, налогоплательщики могут получить некоторые налоговые послабления на определенный период (гл. 9 НК РФ):

    изменение срока уплаты налога в форме отсрочки или рассрочки;

    инвестиционный налоговый кредит.

В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.

Обратите внимание! Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010).

Данное определение применяется при оценке налоговой нагрузки на конкретный инвестиционный проект и имеет ряд недостатков:

1) при оценке используется лишь количественное значение, абсолютная величина, без учета соотношений с иными показателями финансово-хозяйственной деятельности;

2) из расчета исключены отчисления в Пенсионный фонд РФ, хотя на данный момент они составляют существенную долю в расходах предприятия и являются самым большим платежом, начисляемым из фонда оплаты труда. Таким образом, данное определение для его полноценного применения нуждается в некотором уточнении и корректировке.

Это важно! Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Оценка налоговой нагрузки

Единой методики для расчета налоговой нагрузки нет. Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов.

Это интересно! В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются используемым набором налогов и взносов. Важную роль играет также базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, то есть сравнивать с ним общую сумму налогов за расчетный период.

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010), положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов.

Отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; в ред. от 08.11.2010).

По кредиту счетов 68 и 69 отражаются суммы налогов, сборов и социальных отчислений, начисленные организацией за определенный период. В дебете счетов 68 и 69 будут отражены суммы, фактически уплаченные за период, а также налоговые вычеты, которые предоставляются по отдельным видам налогов. В пояснениях к счету 68 указано, что аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов. Итоговое кредитовое сальдо по этим счетам показывает задолженность организации перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами на определенную дату. Данная задолженность формируется за счет средств предприятия. Для обобщения информации применяются регистры налогового учета.

Изменение налоговой нагрузки происходит под воздействием методов налогового планирования. Их теоретическую связь и влияние рассмотрим в виде конкретных мер налоговой оптимизации (табл. 1).

Таблица 1. Взаимосвязь методов налоговой оптимизации и уровней налогового риска

Метод оптимизации налогообложения

Влияние на налоговую нагрузку

Нало говый риск

Использование нелинейного метода амортизации (ст. 259 НК РФ)

Перераспределение во времени: снижение в текущем периоде, повышение в будущем периоде

Низкий. Возможно необоснованное применение повышающих коэффициентов

Признание процентов по кредитам с использованием обязательств с сопоставимыми условиями (п. 1 ст. 269 НК РФ)

Снижение за счет уменьшения налога на прибыль

Средний. Существуют проблемы в четком определении сопоставимых обязательств

Создание резервов: на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ), на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 255, 324.1 НК РФ)

Средний. Возможно необоснованное превышение резервов

Метод замены отношений: реализация имущества путем его предварительного взноса в уставный капитал и дальнейшей продажи этой доли (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Снижение налоговой нагрузки за счет снижения НДС

Средний или высокий. В зависимости от суммы сделки может возникнуть подозрение в экономической нецелесообразности сделки, и быть доначислен НДС

Метод холдинга: выделение структурных подразделений в отдельные юридические лица (один из вариантов)

Снижение налоговой нагрузки связано с тем, что если вновь созданные предприятия будут находиться на специальных налоговых режимах, то удастся снизить величину отчислений с заработной платы во внебюджетные фонды, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на имущество

Низкий. Возможны проблемы, традиционно возникающие в отношениях с дочерними и зависимыми обществами

Методы расчета и оптимизации налоговой нагрузки

Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т. д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Налоговые органы считают налоговую нагрузку очень просто и усредненно путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. Но есть и другие методы. Например, можно уточнить методику ФНС России и получить более совершенную формулу:

Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года × 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.

При применении каждой методики возникает масса спорных вопросов. Например, следует ли включать в налоговую нагрузку косвенные налоги или НДФЛ.

Попробуем выделить несколько интересных методик.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / (В + ВД)) × 100 %,

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

К сожалению, данный расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика

Методика 2. Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова в статье «Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты» , согласно которой:

сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации. По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД — недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость;

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

А — амортизация;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) × 100 %.

В качестве положительного момента можно назвать следующее: на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией. При этом объективность расчета не зависит ни от отраслевой специфики, ни от размера компании.

Тем не менее при использовании данного метода нет возможности качественно прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3 . Еще один интересный способ расчета нагрузки предлагает М. И. Литвин в статье «Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий» . Методика включает в себя такие показатели, как количество налоговых платежей, их структура и механизм взимания. В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом НДФЛ.

НН = (SUM (НП + ВП) / SUM ИС) × 100 %,

где SUM (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость (ДС), которая исчисляется следующим образом:

ДС = В - МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А.

Данная методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен НДФЛ, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Есть и более сложные методики, но, по мнению автора, нагрузку стоит рассчитывать в первую очередь так, как советуют налоговые органы, а уже затем в целях, например, внутреннего аудита учитывать более подробные показатели.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + СВ) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость;

А — амортизация;

ОТ — оплата труда;

СВ - страховые взносы;

НДС — налог на добавленную стоимость;

П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение следующих структурных коэффициентов:

— доли заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

К от = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельного веса амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемого по формуле:

К а = А / ДС;

— удельного веса добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемого по формуле:

К о = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18 %):

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС;

— страховые взносы:

Страховые взносы = (ДС / 134 %) × 34 % × К от = 0,254ДС × К от;

— налог на доходы физических лиц:

НДФЛ = 0,13 × (1 - (0,356 / 1,356)) × К от × ДС = 0,096ДС × К от;

— налог на прибыль:

Н пр = 0,20 × (1 - НДС - К от - К а) × ДС = 0,20ДС × (0,847 - К от - К а).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + Страховые взносы + Нп + Нпр.

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние налога на имущество, платежей за пользование природными ресурсами, земельного налога.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей. Основные ее принципы заключаются в следующем.

В расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть суммы не произведенных, а начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей.

Налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом.

Добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В - МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме приведенных выше коэффициентов (оплаты труда и амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные:

удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением страховых взносов (поскольку они уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

К о = Н сс / ДС,

где Н сс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т. д.), рассчитываемая по формуле:

К нпр = Н пр / ДС,

где Н пр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

Расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике по формуле:

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС,

Страховые взносы = (ДС × К от / 134 %) × 34 % = 0,254ДС × К от.

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Н пр = 0,20 × (ДС - НДС - (ОТ + страховые взносы) - А - Н сс - Н пр).

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Н пр = 0,20 × ДС × (0,847 - К от - К а - К нсс - К нпр).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + Cтраховые взносы + Н пр + Н сс + Н пр.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС - КБ) × 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы);

ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

Для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. Рассчитав такой показатель, организация может принять решение, например, об оптимизации налогообложения с использованием предусмотренных законодательством льгот. В настоящей статье рассматривается один из методов расчета налоговой нагрузки, который рекомендуется официальными органами.

Определим влияние уплачиваемых организацией налогов на эффективность деятельности ООО «Агроторгсервис».

ПРИМЕР

Для оценки налоговой нагрузки в ООО «Агроторсервис» проведем сравнительный налоговый анализ. Налоговый анализ будет произведен в два этапа.

Первым этапом налогового анализа является анализ абсолютной налоговой нагрузки на ООО «Агроторгсервис».

Для этого рассмотрим динамику сумм налогов и сборов ООО «Агроторгсервис» за 2009-2010 гг. (табл. 2).

Таблица 2. Налоги, уплаченные ООО «Агроторсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 2, общая сумма уплаченных налогов в 2010 г. составила 7082 тыс. руб., что на 1581 тыс. руб. больше чем в 2009 г. Темп роста общей суммы налогов составил 128,7 %. Наибольшие темпы роста отмечаются по налогу на прибыль — 172,4 % (или 473 тыс. руб.), а также по налогу на доходы с физических лиц — 170,9 % (или 502 тыс. руб.).

Рост налога на прибыль объясняется увеличением объемов деятельности и ростом налогооблагаемой прибыли. Налог на доходы физических лиц увеличился вследствие роста фонда оплаты труда и сокращения численности персонала.

Таблица 3. Структура налогов ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 3, наибольшую долю в структуре налогов занимает НДС. Его доля в 2010 г. составляет 34,1 % от всех выплат предприятия, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Доля единого социального налога (страховых взносов) в 2010 г. составляет 26,3 %, что на 2,1 % меньше, чем в 2009 г. Доля налога на прибыль в 2010 г. увеличилась на 4 % и составила 15, 9 %. Налог на доходы физических лиц в 2010 г. также увеличился на 4,2 % и занимает долю 17,1 %.

Налог на имущество занимает наименьшую долю в структуре налоговых выплат и в 2010 г. составляет 6,7 %, что на 0,4 % меньше, чем в 2009 г. Таким образом, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. рост суммы налога на доходы с физических лиц и налога на прибыль привел к увеличению данных налогов в структуре.

На основе первого этапа налогового анализа удалось выяснить, что наибольшую нагрузку предприятие несет, выплачивая НДС, а также единый социальный налог.

Вторым этапом сравнительного налогового анализа является анализ относительной налоговой нагрузки на предприятие.

Для этого сгруппируем налоги, уплаченные предприятием, по видам источников уплаты налоговых средств (табл. 4).

Таблица 4. Структура налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в зависимости от источника уплаты налогов и сборов в 2009-2010 гг.

Как видно из таблицы 4, структура налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов представлена 4 группами.

Наибольшую долю занимают налоги, включаемые в себестоимость. Их доля в 2010 г. составила 43,3 %, что на 2,2 % больше, чем в 2009 г. Доля косвенных налогов составляет 34,1 %, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Расчет структуры налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов и сборов необходим для расчета аналитических коэффициентов налоговой нагрузки. Произведем расчет данных показателей (табл. 5).

Таблица 5. Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Налог

2009 г.

2010 г.

Изменение

Отношение суммы всех косвенных налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы всех прямых налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы налога на прибыль предприятий к выручке от реализации

Отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине балансовой прибыли

Отношение суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли

Отношение сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости

Отношение сумм всех налогов и сборов к выручке от реализации × 100

Полученные аналитические коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе налогообложения предприятия. Как видно из таблицы, отношение суммы косвенных налогов к выручке в 2010 г. сократилось на 6,9 % (100 % - 93,1 %). Данная динамика прослеживается и в отношении сумм налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли. По остальным коэффициентам прослеживается увеличение налоговой нагрузки в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

На основе рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в 2010 г. возросла. Это можно объяснить снижением задолженности предприятия по налогам и сборам с 204 тыс. руб. до 29 тыс. руб. (строка 624 пассива баланса). Общий коэффициент налоговой нагрузки на выручку показывает, что на каждые 100 руб. налогов в 2010 г. приходиться 3,167 руб. выручки от продаж. Более того, данные таблицы показывают что в 2010 г. налоговая нагрузка на выручку увеличилась на 108,7 %. Таким образом, на основе рассчитанных данных можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в ООО «Агроторсервис» имеет приемлемый уровень.



Просмотров