Анахарсис Скифский - bubligum9000. Анахарсис скифский

Анахарсис (от скиф. «Αναχαρσις «неранимый» ana(без)+hvar (ранить)»; ок. 605-545 гг. до н. э.) - скиф, сын царя Гнура, брат царя Савлия и Кадуита.

Прибыл во времена Солона в Афины, где встречался с самими Солоном и с другим знатным скифом Токсаром (другое написание - Токсарис), который был известен в Афинах как врач и мудрец, позже путешествовал по другим греческим городам. Диодор Сицилийский и Диоген Лаэртский указывают, что он вместе с другими мудрецами посещал лидийского царя Крёза, которого персы считали советником по Скифии.

Анахарсис прославился как мудрец, философ и сторонник умеренности во всём, его причисляли к семи мудрецам и ему приписывались многие разумные изречения и изобретения. Существует более 50 изречений Анахарсиса на разные темы: размышления о поведении людей; о взаимоотношениях между людьми; о защите собственного достоинства; о зависти; о значении языка; о мореплавании; о гимнастике; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и т. д. Известно десять «кинических» писем Анахарсиса: к лидийскому царю Крезу (два), афинянам, Солону, тирану Гиппарху, Медоку, Аннону, царскому сыну, Терею - жестокому правителю Фракии, Фразилоху. Эти письма, носящие имя Анахарсиса, по мнению ученых, датируются III-I вв. до н. э. и примыкают к традиции, которая идеализировала «природные», «варварские» народы и была наполнена острым социальным содержанием под влиянием кинизма.

По легенде, Анахарсис изобрел якорь, усовершенствованные гончарный круг и парус.

После возвращения в Скифию он, по сведениям Геродота, был убит за совершение иноземного религиозного обряда.

По поводу смерти Анахарсиса Геродот сообщает (IV, 76-78): "Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи" .

В конце XVII века в храме московского Новоспасского монастыря мастер Фёдор Зубов создал по сторонам лестницы, ведущей ко входу, роспись, на которой вместе с Платоном, Аристотелем, Плутархом, Солоном, Клавдием Птолемеем, Иродионом, Гомером и мифическим Орфеем был изображён Анахарсис. Замысел росписи состоял в том, чтобы представить античных философов и поэтов, которые встречали прихожан, предшественниками христианства.

Анахарсис (Около 600 г. до н. э).

Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.

Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — безумию.

Рынок — это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Безопасные корабли — это корабли, вытащенные на берег.

Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.

Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Удивительно, как при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками — из больших.

Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.

Биография - АНАХАРСИС

Анахарсис, брат скифского царя Савлия, жил в VI веке до н. э. Около 600 г. до н. э. будучи в Греции, познакомился с Солоном. Через несколько лет вернулся в Скифию и попытался ввести культ великой матери богов, за что был убит родным братом.
Спустя два столетия в философской школе киников Анахарсис стал одним из любимых героев, олицетворяя собой здоровую простоту нравов и был объявлен одним из семи мудрецов Древней Греции. Точные годы жизни неизвестны.


Анахарсис - мудрец античного мира

Анахарсис - один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения, и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи мудрецов древнего мира.

Жизнь его была яркой и трагической. Высокообразованный философ, он много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями элллинской культуры и, вернувшись на родину, погиб от руки родного брата, царя Савлия. И имя его в Скифии было предано забвению.

Что же нам известно о Анахарсисе? Во-первых, следует подчеркнуть, что это - совершенно реальная историческая личность. Некоторые исследователи полагали, что на основании данных Геродота, невозможно судить о том, существовал ли Анахарсис реально или был выдуман. Но Анахарсис в описании Геродота и других античных авторов предстает перед нами совершенно реальным лицом, каким и был. Обратимся к сведениям Геродота об Анахарсисе: "Скифы также старательно избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через Геллеспонт, он прибывает в Кизик и застает кизикенцев справляющими праздник в честь Матери богов. Анахарсис принес Матери обет - если возвратится к себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом. Когда он прибыл в скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать весь обряд в честь богини. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает, донес Савлию. Тот прибыл сам и когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями" О том, что Анахарсис был известен не только Геродоту, но и современным ему читателям, свидетельствует следующая фраза из общей характеристики Понта Эвксинского - "ведь нет ни одного племени у Понта, которое бы выделялось мудростью и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского племени и Анахарсиса."

В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в философии " есть специальный раздел "Скиф Анахарсис " с конкретными сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп

рассказывает, что придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине, на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом. В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах, Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз удостаиваясь высших наград.

После гибели Анахарсиса его образ стали идеализировать . Постепенно в античной литературе появился образ скифского мудреца, который несмотря на свое варварское происхождение, сумел стать в один ряд с лучшими греческими философами. Идеализация образа связана с именем древнегреческого историка IV в. до н.э. Эфора. Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями античных писателей. Эти сведения представляют ценность не только для философов; они интересны широким историческим и этнографическим материалом; помогают полнее понять дух

и колорит того времени, структуру повседневности бытия скифов, критерии духовных и моральных ценностей, психологии человека и т.д. Познакомимся с основными сведениями об этом прославившемся мудреце. Лукиан Самосатский, знаменитый сатирик II века до н.э. знакомит нас с первыми шагами Анахарсиса в Афинах. В рассказе "Скиф или гость" он говорит о встрече Анахарсиса с другим известным скифом - Токсарисом. "1. Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием познакомиться с эллинской образованностью. Раньше его прибыл Токсарис, муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям, но происходивший не из царского рода, а из толпы простых скифов.

Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному Врачу; это имя получил он, будучи признан героем. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение, не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно. При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений, Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из знатнейшего скифского рода ... "

Другой рассказ Лукиана Самосатского, "Анахарсис, или о гимнасиях " построен в виде беседы Анахарсиса с Солоном. Философы ведут такой разговор:
"6. Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода занятия (гимнастические) кажутся тебе чуждыми и далеко не похожими на скифские обычаи, все равно как и у вас есть много занятий, которые показались бы странными нам, эллинам...
11. Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных, или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих свидетелях...
14. Анахарсис: однако, Солон, я прибыл к вам из Скифии, проехав такое пространство суши, и переправившись через Эвксинский Понт именно с той целью, чтобы изучить эллинские законы и познакомиться с вашими обычаями...
18. Анахарсис: откуда бы мне, блуждающему кочевнику, живущему в повозке и переезжавшему из одной земли в другую, а в городе никогда не жившему и даже его не видавшему, рассуждать о государственном устройстве и учить оседлых жителей, уже столько времени в нем живущих?.."

Как видно из этой беседы, Анахарсис изучал государственное устройство и законы , по которым живут эллины. Относительно законов, как говорил историк Евнапий, скифский мудрец говорил, что они "слабее и тоньше паутины". Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом, лидийским царем. "Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим. Анахарсис ответил, что диких животных,

ибо они мужественно умирают за свою свободу. Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы - установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком. <...> Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на

скифском звероподобном воспитании. В этой беседе, как видно, Анахарсис излагает основные положения философии стоиков. Античная литературная традиция донесла до нас десять писем, которые якобы принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами киников и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения кинизма в I в до н.э. Так или иначе, приписываемые Анахарсису письма интересны сведениями о Скифии, обычаях, нравах скифов. Сами они, надо полагать, основаны на достоверных сведениях, рассказах и изречениях самого Анахарсиса.

В одном из писем, "к афинянам ", читаем следующее: "Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне - среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями,как и эллины отличаются от эллинов. Спартиат не чисто говорит по-аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели.." В другом

письме, озаглавленном "К Медоку", говорится: "Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом - надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные страсти они изгоняют" В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне одеянием служит скифский плащ,

обувью - кожа моих ног, ложем - вся земля, обедом и завтраком - молоко,

сыр и жареное мясо, питьем - вода..." В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение к принципам управления: “Ни один хороший повелитель не губит своих подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими овцами... Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если ты не злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений, то твое государство прочно”...

А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну ", автор рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое." Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец пишет:

"Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по нраву. Диоген в своем сочинении собрал также целый ряд метких крылатых выражений и изречений Анахарсиса, с которыми интересно и небесполезно познакомиться.

В варварском великолепии одежд, утвари и убранства шатра терялся пришелец в скромной дорожной хламиде и с петасом на голове, из-под которого свисали тронутые сединой волосы. Широко расставленные глаза смотрели с недоумением.

Вопрос этот, в котором звучало презрение, обжег, подобно бичу. Но Анахарсис не вздрогнул и не отвел взгляда. В нем лишь появилась какая-то отрешенность, словно бы оскорбленная память перенесла его в то скопление из каменных шатров на берегу теплого и ласкового моря. Там его поначалу тоже не могли понять. Но ведь тогда он и впрямь был чужеземцем, и его язык для эллинов был все равно что лепет ручья или вопль настигнутого арканом зверя. Кто-то в толпе, окружившей деревянный помост, где продавались обнаженные пленники, прислушивался к звукам чуждой речи, кто-то с любопытством вглядывался в его лицо и обменивался замечаниями о его внешности. Но такого оскорбительного равнодушия, такой нескрываемой вражды Анахарсис не ощутил даже тогда, когда вместе со свободой утратил имя, когда он приобрел кличку «Скиф», ибо эллины называют его кочевой народ скифами.

Анахарсис скифский

Скифом его продолжали называть долгие годы, пока каморку не посетил гостеприимец хозяина Клеомен сын Алкмена, которому потребовалась его, Анахарсиса, помощь. Анахарсис помогал суетливому эллину перетаскивать в повозку корзины с какими-то предметами, наподобие кусков свернувшейся березовой коры. Это были свитки папируса, о существовании которых у себя на родине он не догадывался.

Осторожнее! - умолял Клеомен.- Ради богов, не рассыпь моего Питтака. До того как вращаться среди царей, Питтак, впрягшись в лямку вместе с ослом, вращал каменные жернова. Будущие законы Питтака рождались в мучной пыли и скрежете камня. Поэтому они стали народу, уставшему от произвола знати, хлебом спасения. Поставь корзину сюда, к Фалесу, уверявшему, что все сущее произошло из некоего влажного первовещества, что Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Не потому ли свитки Фалеса отсырели. Но это им не повредило, ибо мудрость вечна.

А разве мудростью наполняют корзины? - спросил тогда Анахарсис.
- Как ты сказал? - удивился Клеомен, не рассчитывавший встретить собеседника в лохматом и на вид угрюмом варваре.
- Я хотел сказать, - продолжал Анахарсис,- что мудрость нельзя держать взаперти. Ей нужны воздух, полет птиц, запахи трав.
- Любопытно! Любопытно! - бормотал эллин.- Но кто в таком случае обладает наивысшей мудростью?
- Дикие животные, - отозвался Анахарсис.- Они живут по природе.
- А наибольшей справедливостью? - спросил эллин.
- Дикие животные, - повторил Анахарсис столь же невозмутимо.- Они предпочитают природу закону,
- А наибольшей храбростью?
- Дикие животные! - воскликнул Анахарсис.- Они мужественно умирают за свободу. А сразу за ними я поставлю свой народ, кочующий в степях близ Борисфена, называемого нами Данаприем.
- Что я слышу! Ты скиф?! - удивился Клеомен.

Питтак - тиран VI в. до н. э., правивший на о. Лесбос, в городе Митилена. В древности считался одним из семи величайших мудрецов.
Фалес - древнейший греческий философ, родоначальник научной космологической системы, основал философскую школу в Милете.
Борисфён и Данаприй - древние названия Днепра.

Он знал, что афиняне используют скифов вместо свирепых собак, считая их не пригодными к иной службе. Этот варвар ниспровергал мнение, сложившееся о его народе.

Знакомство эллина и скифа могло бы оборваться, как тысячи других случайных встреч. Но бессмертным богам было угодно связать Клеомена и Анахарсиса дружбой. Забыв о цели своего приезда, Клеомен провел много времени в жалкой каморке привратника. Там ему открылся мир, о существовании которого эллины не подозревали. У варваров оказались свои Гомеры, повествовавшие о сражениях с чудовищами, свои Эзопы, создававшие лукавые притчи о зверях. А сам Анахарсис, в этом Клеомен не сомневался, был скифским Фалесом.


Клеомен выкупил Анахарсиса и вместе с ним отправился в Кизик, что на Пропонтиде. Кизикийцы гордились, что в их городе родился некий Аристей, считавшийся учителем Гомера и автором поэмы об аримаспах, загадочном народе севера. Начитавшись Аристея, они привыкли к невероятным историям, наподобие басен о чудовищных птицах, стерегущих золото, и путниках, превращающихся в волков. Скиф-философ поначалу удивил кизикийцев больше, чем аримаспы. Они долго и придирчиво выспрашивали Анахарсиса о его отце, деде, о его племени, с недоверием рассматривали татуировку, покрывавшую грудь и плечи, и, только удостоверившись, что он скиф, а не эллин в скифском одеянии, позволили ему предстать перед народным собранием.

К этому времени Анахарсис уже понял, что волновало и мучило мыслящих эллинов: они разочаровались в возможности разумного устройства жизни, ибо люди думают не о благе государства, а о собственной выгоде.
Но, может быть, другие народы, у которых нет многолюдных городов, храмов, театров, палестр, тюрем, устроены по-другому?
- Да! - ответил Анахарсис.

Слава Анахарсиса

Он поведал эллинам о бесхитростных номадах, гордящихся не богатством, а меткостью стрельбы из лука, о тех, кому служит обувью кожа ног, ложем - вся земля, храмом - небесный купол, кто насыщается сыром и мясом, кто пьет проточную воду и молоко. Он обрушился на стремление эллинов к роскоши. Он говорил, что роскошь ввергает людей в худшее из рабств и лишает самые мудрые законы смысла, ибо богатые рвут законы, как паутину, а слабые и бедные запутываются в них и гибнут, как мухи.

День этот вошел в историю Кизика. Специальным постановлением народного собрания кизикийцы причислили Анахарсиса к семи эллинским мудрецам и наградили его венком из дикой оливы, посаженной, по преданию, Аристеем.

Но Клеомену и этого было мало. Он записал притчи и высказывания Анахарсиса. Снабженные его собственными рассуждениями о природе мудрости и мудрости природы, мысли Анахарсиса растеклись по эллинским городам.


Так к Анахарсису пришла слава. Недавно у него не было имени, а теперь оно повторялось вместе с именами Питтака и Фалеса. Не веря, что он недавно был рабом, придумали, будто он брат скифского царя и прибыл к эллинам, чтобы научить их своим законам. Кто-то воспользовался именем Анахарсиса, как щитом, выдав за мудрость Анахарсиса свои собственные мысли. В Коринфе некий горшечник призывал разделить достояние богачей и установить царство Анахарсиса. Бунтовщика побили камнями.

Вскоре желавших увидеть скифского мудреца оказалось больше, чем посетителей кизикийских храмов. Среди них были алчущие мудрости киренцы, тарентийцы, массалиоты и даже жители далекого Гадеса, лежащего у входа в Океан.

Благодарные кизикийцы избрали Клеомена в городской совет, Анахарсису же определили невиданные для варвара почести: на бронзовой доске, выставленной у булевтерия, сообщалось о награждении «великого скифа» - так официально именовали Анахарсиса - почетной статуей.

И вскоре, проходя по агоре, Анахарсис мог любоваться своим двойником из проконесского мрамора. Скульптор изобразил философа в шароварах и кафтане, которые Анахарсис давно уже не носил. В складки лба и выражение глаз была вложена восхищавшая эллинов широта мысли, родственная раздолью степей, и его тяга к природе, источнику разума и справедливости.


Казнь Анахарсиса

Анахарсиса не радовала шумная известность. Ему опостылел восторженный шепот, надоела почтительная покорность учеников. Он поверил в существование справедливых сколотов, которых обрисовал в своих речах перед эллинами. Его потянуло в степь…
- Кто ты такой? - повторил царь свой вопрос.
Анахарсис распрямил плечи.
- Такой же сколот, как и ты! - молвил он гордо.- Я не забыл речи отцов и не разучился натягивать тетиву лука.
- А это? - царь показал на одежду Анахарсиса.
- Да. На мне эллинская хламида, - сказал мудрец.- Но ведь даже птицы в чужих краях меняют оперение, а земля, куда они возвращаются, дает им приют и пищу.
- Мы, сколоты, не имеем крыльев, - возразил царь.- Папай не научил нас летать. Папай даровал нам степь и показал, как ходить по ней и скакать на конях.
- А я поднимался в горы, - произнес Анахарсис мечтательно.- С их вершин виднее и наша степь. Там ощущаешь себя равным богам.
Раздался ропот. Сколоты испуганно замахали руками. Чтобы не слышать кощунственных слов, некоторые закрыли ладонями уши.
- Почитающие богов гор ценят свободу, - отчетливо выговорил Анахарсис.- Духом в горах свободен даже раб.
- О какой свободе ты говоришь? - презрительно протянул царь.
- О свободе, рождающей мудрость. Мог бы я здесь стать мудрецом? Да и нужна ли здесь мудрость?
- Ты прав, - кивнул царь.- Нам не нужна эллинская мудрость. С тех пор как в устьях наших рек появились каменные стойбища чужеземцев, мы получаем оттуда вино, нам продают золотые чаши, которые мы носим у пояса. Но обойди всю нашу землю от Истра до Танаиса и ты не встретишь ни одного сколота, который согласился бы отдать за чужую мудрость хотя бы наконечник стрелы!
Гул одобрения наполнил шатер.
- Мы живем своими законами, - продолжал царь.- Они дарованы нашими богами.

Кизик - один из богатейших городов Малой Азии, его процветание было основано на торговле с народами Причерноморья. Пропонтида - древ­нее название Мраморного моря, расположенного между проливами Босфор и Дарданеллы.
Аристей - в греческой мифологии бог или герой, с которым были связаны предания различных городов, в том числе и Метапонта, располо­женного на юге Италии. Считалось, что Аристей постоянно возрождается через сто лет после смерти.
Номады - греческое название кочевников.
Коринф - один из славнейших городов Древней Греции, расположен на перешейке, соединяющем Пелопоннес и Среднюю Грецию.
Булевтёрий - место заседаний городского совета буле.
Папай - скифский бог, отождествленный греками с Зевсом.
Истр - древнее название Дуная.
Танаис - древнее название Дона.

Он подчеркнул слово «нашими», и Анахарсис понял, что ему не простят того, что он пришел из чужой им земли и приносил жертвы чужим богам.


Судилище продолжалось всю ночь. Анахарсис уже не видел лиц, а лишь ощущал холодный и враждебный блеск глаз. Он слышал голоса, скрипучие, как колеса расшатанных арб, задыхался от зловония пропотевших кож. Его, Анахарсиса, «скифы» такой же миф, как аримаспы Аристея, миф, порожденный тоской о справедливости и отвращением к обману.

На рассвете Анахарсиса вывели из шатра. Он шагал, высокий, широкоплечий, легко вскидывая длинные руки. За ним следовали два воина, на которых пал жребий. Они должны исполнить приговор. Кажется, это их тяготило. Почетно и радостно убить в бою врага, но нелегко отнять у человека жизнь, если он безоружен.

Анахарсис жадно вдыхал свежий утренний воздух. Встревоженные стрекозы с сухим треском выпрыгивали из травы. В небе парили беркуты, и Анахарсис внезапно ощутил себя птенцом, выпавшим из гнезда. Он возвратился, следуя голосу крови, как из-за моря прилетают птицы к отчим гнездовьям. Но степь его не приняла. Он понял, что обычай, осудивший его на смерть, создан не людьми, а самой степью, неизмеримой и неизменной в своих превращениях. Степь привыкла к постоянной смене трав и людских поколений, ей чужды и враждебны законы, возникшие под чужим небом. Каждый, кто находит в них смысл, - чужеземец.

Вдали замаячили холмы. Они четко вырисовывались на утреннем небе. Это были гробницы сколотских царей, горы, созданные людьми. В этой земле признанием и славой пользуются только мертвые. Это был тоже закон степи.

были тем рубежом философии, когда привычная народная мудрость была сформулирована могучими мыслителям античности. Мыслители античной древности не отрицали народную мудрость, а дополняли и развивали её, не чурались остроты слова и мысли своих простых сородичей.

Благодаря лаконичности высказываний Анахарсиса, скифские пословицы были популярны в античной Греции.

Мудрость народов Скафии заключается в «человеколюбии и честности».

Скифский мудрец Анахарсис писал на греческом языке, он считался автором 800 стихов, посвящённых ратным подвигам скифов. Как известно, среди афинян было немало выходцев из Скифии. Тем не менее, скифы часто сталкивались с пренебрежительным к себе отношением, со стороны афинян. В письме «К афинянам» , презирающим людей только за то, что они не греки, скифский мыслитель Анахарсис выступал против греков, высокомерно и презрительно называющих другие народы «варварами», указывал, что греки оскорбляющие и унижающие людей по происхождению и языку, сами являются позором для своей страны.


Десяток писем скифского философа Анахарсиса приводили греческие философы киники (циники) в своих работах в I веке до н. э. , так как философские работы скифского мудреца Анахарсиса легли в основу философского учения киников и стоиков.

«Скифы живут лучше греков ,- говорил Анахарсис, - потому что у них всё общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. А у вас, греков, даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному - небо, другому - море, третьему - подземное царство. Но землю даже они не стали делить: её поделили вы сами и вечно из-за неё ссоритесь».

Греки смеялись над скифом: « Анахарсис отвечал: ».


Философские идеи скифа Анахарсиса и греческих стоиков мы находим в более позних высказываниях мудреца Лао-Дзы : «Совершенно-мудрый отказывается от излишеств, ничего не накапливает, устраняет роскошь и расточительность. Воздержание должно стать главной заботой. Кто умеет удовлетворяться малым, всегда доволен жизнью. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Он всё делает для людей и всё отдаёт другим. Совершенно-мудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой , а не к тому, чтобы иметь красивые вещи». (Дао -дэ цзын. Мудрецы поднебесной)


Принятая за норму жизни спартанское военное воспитание, очень сближали Скифию со Спартой, так как оба государства вынуждены были рассчитывать только на свою силу в противостоянии постоянной угрозе нашествия персов.

Философские идеи скифа Анахарсиса о воинском духе, о силе, не желающей унижать слабых, о человеколюбии, о щедрости бережливых людей, умеюших довольствоваться малым, о честности и недопустимости обманывать и лгать , высказывал и мудрец Лао-Дзы:

«Народ презирает смерть оттого, что у него слишком сильно стремление к жизни. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь. Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе - бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я человеколюбив, поэтому могу стать храбрым. Я бережлив, поэтому могу быть щедрым . Я не смею быть впереди других, поэтому могу стать умным вождем.
Кто храбр без человеколюбия, щедр без бережливости, находясь впереди, отталкивает тех, кто находится позади, - тот погибает. Кто ведет войну человеколюбиво, побеждает, и возведенная им оборона неприступна . Небо его спасает, человеколюбие охраняет».


Россиянам все ещё очень трудно представить, что почти 26 веков назад был у нас выдающийся скифский философ-энциклопедист , яркая фигура всего мирового античного мира, философ достойный почитания среди «семи мудрецов Платона», правда, западные учёные не всегда помнят, что был он именно скифом, а не греком (Греки. М.: Росмэн, 1995, с. 34). Анахарсис родился на скифской земле, у самой большой в Скифии реки Борисфен (Днепр) .

Скифский философ Анахарсис, потомок скифских князей, является выразителем тысячелетней мудрости царских скифов-сколотов, пра-славянских народов - русских, белорусов и украинцев.

Почитание мудрого скифского философа Анахарсиса дошло и до средневековья. Ученик Иоанна Златоуста и представитель его школы, Феодорит (390-457 гг.) владел письмами Анахарсиса, одного из «семи мудрецов, живших после пророков». Имя скифа Анахарсиса можно встретить в трудах авторов позднего средневековья и нового времени.


С V века у побережья Азовского и Чёрного моря стала править династия Спартокидов, правителей Боспорского царства (438-109 до н. э.) сменившая династию Археанактидов. Основатель царской династии Спарток I правил на Боспоре Киммерийском в 438-433 г.г. до н.э., и вероятно, был эллинизованным выходцем из скифских князей.

В средние века на Таманском полуострове возникло Тмутараканское княжество, имевшее тесные связи с Новгородом со времен князя Святослава Игоревича (942 – 972 г.г.) и Бравлина , легендарного русского князя, совершившего набег на византийский город Сурож (Судак, Сугдею) в Таврии (Крым) на рубеже VIII-IX веков.

К концу VI века византийцы отмечали у славян Скифский образ жизни, а позже около IX века арабы писали о словянах-русах продолжателях скифских традиций и обычаев . По мере христианизации северяне русские купцы стали активнее заниматься торговыми делами и составлением капиталов, кладов из драгоценностей и разных монет. Во времена скифского философа Анахарсиса в VI века до н. э. скифы-купцы активно занимались античной торговлей, и в Приазовье, и в низовье Дуная.


Византиец Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), сузил понятие «скифы» до диких кочевников, атаковавших византийский Царь-град (Константинополь) , чего уже не делали многие авторы той поры. «Скифы же кочевники, воспитанные в диких и бесчеловечных нравах, прирученные к взаимным грабежам и насилиям, невоздержанные в гневе и легко раздражительные, к взаимной ярости, привыкшие всякий спор решать оружием и наученные оканчивать битвы кровью» .

Василий Великий видел опасность христианской элите разных стран во «взаимном человеколюбии и честности» народов Скифии, единство которых уже сокрушил Рим и свою волю диктовала Византия: «своими доблестными деяниями, если скифы проявят взаимное человеколюбие и честность, представляют для нас более тяжкое наказание».

Скифский философ Анахарсис.


Прадедом скифского философа Анахарсиса был скифский царь Спаргапиф (Спартапиф) царствовавший в середине VII века. Дед Анахарсиса скифский царь Лик (или Лих, Лихо, Лихой).
Отцом философа Анахарсиса был скифский царь Гнур . А его племянник Антир, сын Савлия, правил всей Скифией и отличился в войне с персидским царём Дарием I около 512 г. до н.э.

Скифского мудреца философа-энциклопедиста Анахарсиса (ок. 610-545 гг. до н.э.) , греки включили в число первых «семи философов» , его афоризмы повторяются во многих античных произведениях ещё до нашей эры.

Философские труды скифского мудреца Анахарсиса известны в виде Писем «К афинянам», «К Медоку», «К Аннону» (философам), «К царскому сыну», к царю Лидии «Крезу», и 800 стихов, посвящённых ратным подвигам скифов, видимо, были хорошо известны Геродоту.

В «Истории» Геродот цитирует слова скифского философа:

«Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне - среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями, как и эллины, отличаются от эллинов. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели. Речь не бывает дурна, когда мысли хороши и прекрасные дела следуют за речами. Скифы считают речь дурной, когда бывают дурны помыслы. ..»


«Зависть и страх суть великие доказательства низкой души : за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом - надежды на пустые слова. Скифы ободряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего и им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов».

Довольствие малым, как экономический принцип жизни в скифском сообществе, подчёркнуто в письме Анахарсиса к Аннону, карфагенскому полководцу VI-V вв. до н.э.: «Мне одеянием служит скифский плащ, обувью - кожа моих ног, ложем - вся земля, обедом и завтраком - молоко, сыр и жареное мясо, питьем - вода… » Богач - раб роскоши, обилия вещей и праздного образа жизни, считали и греческие философы киники и стоики.

Философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) отмечал, что «скиф Анахарсис мог считать деньги ни за что, а наши философы не могут сделать это».

Ярко, афористично и образно выразил философ Анахарсис свое скифское мировоззрение об истинных ценностях жизни в письме к царскому сыну: «У тебя флейты и кошельки , а у меня - стрелы и лук. Поэтому, естественно, что ты - раб, а я свободен, и у тебя много врагов, а у меня нет ни одного. Если же ты хочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое».

Простая скифская одежда и пища, легкое оружие, и как результат, свобода и отсутствие врагов и завистников и безопасность для жизни. Не богатства, «ни флейты и кошельки», а мечи и колесницы, военные корабли и армады всадников обеспечивают безопасность, жизнь и интересы царских детей.

Афоризмы скифского философа Анахарсиса встречаются в произведениях Платона и Аристотеля. Анахарсис не считал себя «космополитом», в отличии от будущих стоиков и киников и часто находил возможность подчеркивать достижения своей родины Скифии и её народов.


Философские истины скифского мудреца Анахарсиса.

«Скифы живут лучше греков , - говорил выдающийся скифский философ-энциклопедист Анахарсис (ок. 610-545 гг. до н.э.) , - потому что у них всё общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. А у вас, греков, - продолжал он, - даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному небо, другому море, третьему подземное царство. Но землю даже они не стали делить: ее поделили вы сами и вечно из-за нее ссоритесь».

Греки смеялись: «У вас нет даже домов, одни кибитки; как же можешь ты судить о порядке в доме, а тем более - в государстве?» Анахарсис отвечал: «Разве дом - это стены? Дом - это люди; а где они живут лучше, можно и поспорить ». Об истинных и мнимых ценностях и уровнях экономического развития стран и народов можно поспорить. На скифской царской пекторали представлен весь скифский мир , существующий в гармонии с природой, умеющий оградить свою жизнь от опасностей извне, от диких животных и врагов.


Attic cup depicting a greek sailing ship. Upper detail. Black figures decoration. Archaic Greek art. Ceramics. Date: Source: FRANCE. Paris. Louvre Museum.

В греческой жизни Анахарсис больше всего отмечал риски мореходства и чрезмерного пьянства.


На вопрос, как не стать пьяницей, Анахарсис сказал: «Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии». «Почаще смотреть на пьяниц».

«Первые три чаши на пиру - это чаша наслаждения, чаша опьянения и чаша омерзения».

«Удивительно и то, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших». «Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения».
Мальчику, который напившись вина, оскорблял его, он сказал: «Если ты, мальчик, смолоду не можешь вынести вина, то в старости придётся тебе носить воду».

На вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил: «Нет даже винограда».

«Удивительно как это эллины издают законы против дерзости, а борцов награждают за то, что они бьют друг друга.» «Эллины осуждают драки, а сами рукоплещут борцам на состязаниях»



«Масло - зелье безумия, потому что, намаслив тела, борцы нападают друг на друга как безумные ».

«Удивительно как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные».

«Удивительно, что в народных собраниях у них вносят предложения люди умные, а обсуждают и утверждают люди глупые».


Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, он сказал: «Корабельщики плывут на четыре пальца от смерти»
На вопрос, какие корабли безопаснее - длинные военные или широкие торговые, он ответил: «Вытащенные на берег» .

На вопрос, кого больше, живых или мёртвых, он переспросил: «А кем считать плывущих? »
Самое же удивительное, по его словам, что он видел у эллинов, – это что дым они оставляют в горах, а дрова тащат в город.


«Как можно запрещать ложь, а в лавках лгать всем в глаза?»
«Рынок - говорил он, – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга».

Геродот пишет: «Греки долго помнили его и его меткие слова. Один афинянин попрекал его варварской родиной. Анахарсис ему ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор твоей родине».

Когда греки смеялись, называя Анахарсиса варваром, вздумавшим учить мудрости греков; Мудрый скиф сказал: «Привозным скифским хлебом вы довольны; чем же хуже скифская мудрость?» Если Скифия приносит грекам экономические блага, чем хуже греческой наша скифская экономическая мысль?!

Его спрашивали: «Правду ли говорят, что вы, скифы, умеете ходить по морозу голыми? » Анахарсис отвечал: «Ты ведь ходишь по морозу с открытым лицом? Ну вот, а у меня все тело - как лицо».

На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, он ответил: «Язык».
На статуе Анахарсиса написано: «Обуздывай язык и чрево уздой ».

«Лучше иметь одного друга стоящего, чем много нестоящих».


Историк античной философии Диоген Лаэрций (ок. 404 - 323 гг. до н. э.) в «История Древнегреческой философии» допускал, что скиф Анахарсис встречался с древнегреческим мудрецом Мисоном (др.-греч. Μύσων ὁ Χηνεύς), в списке Платона стоявшим за скифским философом Анахарсисом, одним из семи мудрецов «снаряжённым пронзительной мыслью».

Понятно стремление скифа встретиться с мудрецом Мисоном из Итии (Ситии) на Крите, где он вёл беседы с эллинами. По свидетельству Геродота Анахарсис застал Мисона у края поля, когда философ-пахарь уже не косил сено, а посреди лета готовил свой плуг к весенней пахоте, прилаживая рукоятку.
- А ведь время нынче не пахотное, Мисон!
- Тем более надобно готовиться к пахоте, - прозвучал вполне житейский ответ, в соответствие с народной мудростью «Готовь сани летом, а телегу зимой ».

В эллинском мире Анахарсиса признавали не только мыслителем, философом, теоретиком-экономистом, но и практиком, изобретателем орудий труда - плуга, «рогатого» якоря для античных кораблей и гончарного круга. Платон отмечал, что изучая жизнь и обычаи эллинов в Афинах, скифский мудрец Анахарсис сделал много полезных открытий и изобретений. Вернувшись на родину в Скифию, Анахарсис стремился научить соотечественников эллинским обычаям.

Анахарсис и Скил

Кузнецова Т.М. Анахарсис и Скил.

Генеалогия скифских царей и их судьбы неоднократно привлекали внимание исследователей.1. Отсутствие точных данных в источниках позволило учёным предположить возможность перерывов в главной скифской династии между Иданфирсом и Ариапифом и между Октамасадом и Атеем.

Б. Н. Граков, рассматривая бляшки с изображением Геракла, получившие распространение в Скифии с IV века до н. э. , полагал, что их появление связано или с началом правления в это время новой ветви царствующей династии, или с узурпацией власти Атеем , что и заставило последнего воспользоваться символическим для скифских царей, производивших себя от Зевса через Таргитая-Геракла, изображением «для установления фиктивной общей генеалогии с прежней династией» 2 . Появление антропоморфных изображений скифских божеств несомненно свидетельствует о новом уровне религиозных представлений, возможно, обусловленных новыми социальными порядками, но эти изменения совсем не обязательно связывать с узурпацией власти или сменой династии.

Предположение о перерыве в родословной скифских царей привело исследователей к попытке заполнить этот «пробел» скифской истории тем или иным персонажем. В связи с преданием Геродота о царе Арианте Б. Н. Граков, за отсутствием точных указаний «отца истории», допускал «возможный промежуток» между временем правления царей Иданфирса и Ариапифа, в который можно было бы поместить Арианта, но не настаивал на этом.


Ю. Г. Виноградов, исследовав греческие надписи на, так называемом, перстне царя Скила , ввёл в научный оборот имя ещё одного лица, владевшего перстнем до Скила, - Аргота. Интерпретируя сюжет на щитке этого перстня как сцену инвеституры и определяя сам предмет, как символ царской власти, исследователь выдвинул гипотезу, по которой Аргот был скифским царем, предком Скила, родоначальником новой династии, пришедшим к власти после Иданфирса. По мнению автора, Аргот « великолепно укладывается в предполагаемую лакуну» в династийной скифской генеалогии, охватывающую условно 510-490 гг. до н. э. Эта лакуна образуется, как считает Ю. Г. Виноградов, в результате исчезновения из поля зрения источников Иданфирса - верховного владыки и главнокомандующего скифов, если тот не был долгожителем 4.

Однако отсутствие сведений в источниках об Иданфирсе после войны с царём Персии Дарием I не может рассматриваться как свидетельство смерти победителя персов, хотя бы потому, что имени царя, правившего в Скифии во время пребывания там Геродота, последний нигде не упоминает. Нет необходимости предполагать и долгожительство царя Иданфирса.Царь Дарий, например, имевший тот же сан и воинское звание, пришёл завоевывать Скифию в возрасте 31-38 лет 5. Умер же он в 486 г. до н. э. (т. е. после предполагаемой «лакуны») в возрасте около 63 лет.

Неполнота данных источников по поводу родственных отношений между теми или иными царями может быть связана с отсутствием в это время каких-либо значительных событий. Смена династий или узурпация власти находили, как правило, отражение в произведениях древних авторов (Herod., I, 8-12; II, 162-172; III, 63-68). Я думаю, что лакуна в книге Геродота между Иданфирсом и Ариапифом объясняется, во-первых, отсутствием у автора интереса непосредственно к генеалогическому древу скифских царей, так как подробно в «Истории» описывается только то, что связано с персами , в данном случае с царём Дарием (6), благодаря походу которого мы и узнаем о скифах, и, во-вторых, определенной тенденциозностью данных, предложенных Геродоту информаторами. Смена династий, если таковая имела место, не могла остаться вне внимания историка, который не только пользовался сведениями Тимна - приближенного царя Ариапифа (7), но и обращался непосредственно к скифам (Herod., IV, 76).

Однако в связи с философом Анахарсисом и Скилом в труде Геродота имеется достаточно сведений о политических событиях в Скифии, на которых я и хочу остановиться.

Геродотом этот материал представлен следующим образом: «…Анахарсис, обозрев много стран, стяжал себе славу великого мудреца, на возвратном пути в родную Скифию, проезжая через Геллеспонт, пристал в Кизике; застав кизикийцев совершающими с большой торжественностью праздник в честь Матери Богов, он дал обет…, если возвратится на родину здравым и невредимым, совершить ей жертвоприношение таким же образом, какой он видел у кизикийцев, и установить всенощное празднество. По возвращении в Скифию он отправился в так называемую Гилею… и совершил в честь богини полное празднество с тимпаном в руках и увешанный изображениями богини. Кто-то из скифов, подметив действия Анахарсиса, донёс об этом царю Савлию; последний, прибыв туда лично и увидев, что Анахарсис совершает это празднество, убил его стрелой из лука» (Herod., IV, 76) .

«…Я слышал ещё другой рассказ, сообщаемый пелопоннесцами, именно, что Анахарсис был отправлен в Элладу скифским царем и учился там… » (Herod., IV, 77).


«… Так погиб Анахарсис за сочувствие иноземным обычаям и за сношение с эллинами. Много лет спустя подобная же участь постигла Скила… У скифского царя Ариапифа, кроме других детей, был сын Скил ; он родился от жены истрианки… мать научила его эллинскому языку и грамоте… Скил [после гибели отца] получил царскую власть и одну из жён отца, по имени Опию; она была скифянка, и от неё у Ариапифа был сын Орик. Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил скифского образа жизни , так как, вследствие полученного им воспитания питал гораздо больше склонности к эллинским обычаям, а потому поступал следующим образом: когда ему случалось приходить с большою свитою скифов в город борисфенитов ,… он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам входил в город, приказывал запирать ворота, затем снимал с себя скифское платье и надевал эллинское; в этом платье он ходил по площади, не сопровождаемый ни телохранителями, ни кем-либо другим (а ворота охраняла стража, чтобы кто-либо из скифов не увидел его в такой одежде), во всем жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю. П робыв в городе месяц или более, он снова надевал скифское платье и удалялся. Такие посещения повторялись часто…» (Herod., IV, 78).

«… Он возымел сильное желание быть посвященным в таинства Диониса-Вакха… Когда Скил был посвящен в таинства , …один из борисфенитов с насмешкою сказал скифам: „Вы, скифы, смеетесь над нами, что мы устраиваем вакхические празднества и что в нас вселяется бог, а вот теперь этот бог вселился в вашего царя…, если вы мне не верите, то следуйте за мной и я покажу вам“. Начальники скифские последовали за борисфенитом, который тайком провёл их на башню и посадил там. Когда показался Скил с процессией и скифы увидели его в вакхическом исступлении, они пришли в сильное негодование и, сойдя с башни, рассказали всему войску виденное ими» (Herod., IV, 79).

«Когда после этого Скил возвратился домой, скифы взбунтовались против него, поставив царем его брата Октамасада, сына дочери Терея. Скил, узнав о восстании против него и о причине, вследствие которой оно произошло, спасается бегством во Фракию. Октамасад… выступил походом на фракийцев. На Истре его встретили фракийцы. Перед самым началом битвы Ситалк послал к Октамасаду глашатая со следующим предложением: „… Ты сын моей сестры, и в руках у тебя мой брат: выдай мне его, а я передам тебе твоего Скила : а подвергать опасности войска не следует ни мне ни тебе“, … у Октамасада… скрывался брат Ситалка, бежавший от него. Октамасад…, выдав Ситалку своего дядю по матери, получил брата Скила. Ситалк, взяв брата, удалился, а Октамасад тут же велел отрубить голову Скилу. Так оберегают скифы свои обычаи и так сурово карают тех, кто заимствует чужие» (Herod., IV, 80).


Рассмотрим подробно обе эти истории.

Анахарсис – скифский мудрец Анахарсис – один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения, и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи мудрецов древнего мира. Жизнь его была яркой и трагической. Высокообразованный философ, он много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями элллинской культуры и, вернувшись на родину, погиб от руки родного брата, царя Савлия. И имя его в Скифии было предано забвению. Что же нам известно о Анахарсисе? Во-первых, следует подчеркнуть, что это – совершенно реальная историческая личность. Некоторые исследователи полагали, что на основании данных Геродота, невозможно судить о том, существовал ли Анахарсис реально или был выдуман. Но Анахарсис в описании Геродота и других античных авторов предстает перед нами совершенно реальным лицом, каким и был. Обратимся к сведениям Геродота об Анахарсисе: "Скифы также старательно избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здоровым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в ее честь всеношное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью образ празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны. Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию (брат Анахарсиса.--К- Ч.).Царь сам прибыл на место и как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука... Так несчастливо окончил свою жизнь этот человек за то, что принял чужеземные обычаи и общался с эллинами. Верность своим богам, своим обычаям считалась непреложной обязанностью каждого скифа. Отступничество каралось строго. В Ольвии Геродоту поведали о трагической судьбе скифского царя Скила. Он был сыном царя Ариапифа и гречанки, говорил и писал по-эллински. «Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образа жизни этого народа». В Ольвии, куда он часто наведывался, у него был роскошный дворец, в котором жила одна из его жен, местная уроженка. В городе Скил одевался по-гречески, следовал эллинским обычаям, по греческому ритуалу совершая жертвоприношения. Он даже принял участие в вакхических таинствах. Вакхические исступления греков осуждались скифами. Побывавшие в Ольвии соплеменники Скила однажды увидели его в состоянии экстаза. Они негодовали. Затем последовало восстание против царя. Скил бежал во Франкию, но спустя некоторое время был выдан новому скифскому царю, который приказал отрубить ему голову. «Так крепко скифы держатся своих обычаев, и такой суровой каре они подвергают тех, кто заимствует чужие». И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями" О том, что Анахарсис был известен не только Геродоту, но и современным ему читателям, свидетельствует следующая фраза из общей характеристики Понта Эвксинского – "ведь нет ни одного племени у Понта, которое бы выделялось мудростью и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского племени и Анахарсиса." В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в философии" есть специальный раздел "Скиф Анахарсис" с конкретными сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп рассказывает, что придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине, на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом. В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах, Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз удостаиваясь высших наград. После гибели Анахарсиса его образ стали идеализировать. Постепенно в античной литературе появился образ скифского мудреца, который несмотря на свое варварское происхождение, сумел стать в один ряд с лучшими греческими философами. Идеализация образа связана с именем древнегреческого историка IV в. до н..э. Эфора. Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями античных писателей. Эти сведения представляют ценность не только для философов; они интересны широким историческим и этнографическим материалом; помогают полнее понять дух и колорит того времени, структуру повседневности бытия скифов, критерии духовных и моральных ценностей, психологии человека и т.д. Познакомимся с основными сведениями об этом прославившемся мудреце. Лукиан Самосатский, знаменитый сатирик II века до н.э. знакомит нас с первыми шагами Анахарсиса в Афинах. В рассказе "Скиф или гость" он говорит о встрече Анахарсиса с другим известным скифом – Токсарисом. "1. Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием познакомиться с эллинской образованностью. Раньше его прибыл Токсарис, муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям, но происходивший не из царского рода, а из толпы простых скифов. Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному Врачу; это имя получил он, будучи признан героем. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение, не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно. При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений, Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из знатнейшего скифского рода... " Другой рассказ Лукиана Самосатского, "Анахарсис, или о гимнасиях" построен в виде беседы Анахарсиса с Солоном. Философы ведут такой разговор: Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода занятия (гимнастические) кажутся тебе чуждыми и далеко не похожими на скифские обычаи, все равно как и у вас есть много занятий, которые показались бы странными нам, эллинам... Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных, или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих свидетелях... Анахарсис: однако, Солон, я прибыл к вам из Скифии, проехав такое пространство суши, и переправившись через Эвксинский Понт именно с той целью, чтобы изучить эллинские законы и познакомиться с вашими обычаями... Анахарсис: откуда бы мне, блуждающему кочевнику, живущему в повозке и переезжавшему из одной земли в другую, а в городе никогда не жившему и даже его не видавшему, рассуждать о государственном устройстве и учить оседлых жителей, уже столько времени в нем живущих?.." Как видно из этой беседы, Анахарсис изучал государственное устройство и законы, по которым живут эллины. Относительно законов, как говорил историк Евнапий, скифский мудрец говорил, что они "слабее и тоньше паутины". Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом, лидийским царем. "Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим. Анахарсис ответил, что диких животных, ибо они мужественно умирают за свою свободу. Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы – установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком. Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на скифском звероподобном воспитании. В этой беседе, как видно, Анахарсис излагает основные положения философии стоиков. Античная литературная традиция донесла до нас десять писем, которые якобы принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами киников и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения кинизма в I в до н.э. Так или иначе, приписываемые Анахарсису письма интересны сведениями о Скифии, обычаях, нравах скифов. Сами они, надо полагать, основаны на достоверных сведениях, рассказах и изречениях самого Анахарсиса. В одном из писем, "к афинянам", читаем следующее: "Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне – среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями, как и эллины отличаются от эллинов. Спартиат не чисто говорит по-аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели.." В другом письме, озаглавленном "К Медоку", говорится: "Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом – надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные страсти они изгоняют" В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне одеянием служит скифский плащ, обувью – кожа моих ног, ложем – вся земля, обедом и завтраком – молоко, сыр и жареное мясо, питьем – вода..." В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение к принципам управления: “Ни один хороший повелитель не губит своих подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими овцами... Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если ты не злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений, то твое государство прочно”... А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну", автор рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое." Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец пишет: "Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по нраву. Диоген в своем сочинении собрал также целый ряд метких крылатых выражений и изречений Анахарсиса, с которыми интересно и небесполезно познакомиться.



Просмотров