Актами правительства рф являются. Постановления правительства российской федерации и федеральные ведомственные акты

Введение

Актуальность выбранной темы. Актуальность темы исследования заключается в том, что Правительство РФ играет важную роль в жизни общества и государства, решает задачи Российской Федерации, а нормативные акты Правительства играют важную роль в развитии страны.

Исполнительная власть – это самостоятельная и независимая власть, представляющая собой весь спектр полномочий по управлению делами государства, полномочий подзаконодательного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочий по реализации различных мер административного контроля, законодательных полномочий, а также систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.

Акты Правительства РФ имеют важное значение в жизни общества и государства, поскольку регулируют все сферы общественной жизни и, тем или иным образом, касаются каждого человека, проживающего на территории Российской Федерации.

Изучение юридической силы актов Правительства РФ необходимо для понимания сущности и правой значимости каждого из актов Правительства РФ. Таким образом, изучение данной темы является актуальной проблемой современного общества.

Цель исследования. Рассмотреть акты Правительства РФ, их виды и юридическую силу.

Задачи работы:

рассмотреть теоретические основы актов Правительства Российской Федерации;

рассмотреть процедуру нормотворчества в связи с принятием актов Правительства Российской Федерации;

рассмотреть юридическую силу актов Правительства Российской Федерации.

Предмет исследования. Нормативные акты.

Объект исследования. Акты Правительства РФ, их виды и юридическая сила.

Методологическая основа . В основу нашего исследования был положен системный подход . В его основе лежит рассмотрение актов Правительства Российской Федерации как целостного множества элементов с совокупностью отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы; а также комплексный и количественный подход, в процессе применения которых должны учитываться различные аспекты управления.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, методы системного, структурного и факторного анализа, а также качественный анализ нормативных документов.

Теоретические основы научной разработанности проблемы. Акты Правительства Российской Федерации изучали в своих работах такие авторы как: Д.С. Ашаев, Н.А. Игнатюк, И.А. Ионов и др. .

В статье В.П. Уманской исследуются теоретические положения и действующее законодательство в сфере правотворческой деятельности органов исполнительной власти. Детально рассматриваются современное положение системы и структуры органов исполнительной власти, их функции, порядок разработки и принятия нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти .

Обзор нормативно-источниковой базы. В ходе исследования мы использовали федеральные нормативно-правовые акты , справочные и аналитические материалы, интернет-ресурсы.

Структура работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Теоретические основы актов Правительства Российской Федерации

Функции Правительства Российской Федерации реализуются путем издания его актов – постановлений и распоряжений, издающихся на основании и во исполнение основного закона государства – Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ ответственно за исполнение данных нормативных актов. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на территории Российской Федерации .

Акты Правительства РФ, которые имеют нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты различным текущим вопросам, которые не имеют нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Порядок принятия нормативных актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии со следующей нормативно-правовой базой :

Конституцией РФ;

федеральными законами;

нормативными указами Президента РФ.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ могут быть внесены в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти субъектов Федерации. Предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства, которые поступают в Правительство, адресованы для предварительного рассмотрения федеральным и региональным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся также в Правительство с пояснительной запиской, которая содержит объяснения и прогнозы предполагаемых социально-экономических и других последствий их применения. Проекты актов подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и иными организациями. Проекты нормативных актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации .

При внесении в Правительство РФ предложений, которые требуют принятия закона или решения Президента Российской Федерации, одновременно с предложением прилагаются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Постановления и распоряжения Правительства в обязательном порядке подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением актов или отдельных их положений, которые включают сведения, содержащие государственную тайну.

Акты Правительства Российской Федерации должны быть официально опубликованы в следующих источниках:

Российская газета;

Собрание законодательства Российской Федерации;

тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации «Система»;

иные печатные издания.

Публикация осуществляется в течение 10 дней после дня подписания акта.

Также содержание актов Правительства может быть доведено до людей по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи и так далее.

Постановления Правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования. Другие постановления Правительства вступают в силу в день их подписания, если в самих постановлениях Правительства не предусмотрен другой порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Правительство Российской федерации должно каждые три месяца обеспечивать обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности людей, устанавливают правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и представлять Президенту Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе сведения о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Существуют некоторые проблемы, связанные с реализацией актов Правительства РФ на практике. К примеру, в некоторых сферах их избыточное количество (хозяйственная сфера), а в некоторых – недостаточно (сфера безопасности и охраны порядка). Для решения данной проблемы необходимо: привести в порядок систему действующих актов, признать утратившими силу дублирующие акты.

Таким образом, акты Правительства РФ – это постановления и распоряжения, издающиеся на основании и во исполнение основного закона государства – Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Основными их признаками является особый порядок принятия, опубликования и вступления в законную силу. Акты Правительства РФ являются неотъемлемой частью российского законодательства и требуют постоянного изучения.

2. Виды актов Правительства Российской Федерации

Правительство РФ с целью осуществления своих управленческих полномочий принимает правовые акты следующих видов:

    • постановления;

      распоряжения.

Особенность актов Правительства состоит в том, что постановления и распоряжения могут быть приняты на основании или во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ.

Особенность Постановлений Правительства РФ состоит в том, что они принимаются коллегиально, являются нормативными и общеобязательными для исполнения в стране, в обязательном порядке подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию .

Особенность распоряжений Правительства РФ состоит в том, что они принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресованы, чаще всего, узкому или ограниченному числу исполнителей.

Нормативные акты Правительства РФ подразделяются на :

    • правовые акты, которые издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента;

      правовые акты по вопросам компетенции Правительства РФ.

Принимаемые Правительством РФ акты обладают следующими функциями:

    1. они являются регуляторами отношений в различных отраслях жизни государства и общества;

      они устанавливают основные направления для деятельности других органов , предприятий и учреждений;

      они закладывают нормативно-правовые основы для издания правовых актов других органов.

Помимо постановлений и распоряжений Правительства РФ, существуют иные нормативные акты исполнительной власти.

1. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Их особенность заключается в том, что министерства и ведомства вправе издавать приказы и инструкции, которые содержат нормы права, в случаях и пределах, установленных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Именно по этой причине издание любого ведомственного акта должно основываться на специальном указании вышестоящих органов .

Правовые акты этой группы довольно многочисленны и разнообразны. В данную группу входят приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.п. Все эти акты издаются с целью осуществления задач государственного управления в различных сферах общественной жизни и являются обязательными для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений и должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и другие законные интересы граждан, а также различные межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее, чем 10 дней с момента регистрации. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются .

Регистрация в Министерстве юстиции РФ нужна для проверки законности принятия нормативного акта: Министерство юстиции проверяет, не ограничивает ли данный акт права и свободы человека, не возлагает ли дополнительные обязанности, не предусмотренные в законодательстве Российской Федерации. На данные акты нельзя ссылаться суду при проведении дел. Данное правило – это результат борьбы юристов многих поколений за демократичность принятия и использования ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых выступают, в первую очередь, граждане. Согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, которые утверждены Правительством РФ 23 июля 1993 г., центральным органам федеральной исполнительной власти передана обязанность оповещать о принятых ведомственных правовых актах соответствующие органы государственного управления страны, предприятий, организаций, учреждений .

Такие акты вступают в силу по истечению 10 дней со дня их официального опубликования в газете «Российские вести» или в «Бюллютене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

2. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Данные акты еще называются локальными нормативными актами. Органы исполнительной власти субъектов Федерации решают задачи, встающие перед ними, и в пределах своих полномочий принимают управленческие решения. Правовые акты, которые издаются на территории субъекта Федерации, действуют только на территории данного субъекта. Законы и распоряжения на территории субъектов Федерации доводятся до сведения исполнителей в течение семи дней с момента их принятия, но не позднее времени вступления их в силу .

Локальными правовыми актами являются также юридические документы, которые содержат нормы права, принятые органами управления на предприятии, в организации, фирме и др. Краевые, областные администрации регионов могут принимать постановления, распоряжения и приказы. Глава администрации в пределах своих полномочий может издавать постановления и распоряжения.

Подзаконные акты Российской Федерации служат наряду с законами источником законности, это означает, что граждане и юридические лица, при выполнении норм права, которые содержатся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка страны. На издаваемые правовые решения опираются граждане, должностные лица и организации. Подзаконные акты имеют свою иерархию. В частности, постановление федерального Правительства обладает большей юридической силой, чем похожее постановление министерства, правительства области, главы городской администрации .

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций с различными формами собственности. Для законного оформления, юридической институционализации такие предприятия издают различные правовые акты: приказы, которые издает руководитель организации, уставы и положения, на которые опирается их деятельность. Данные правовые акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и, как правило, для того чтобы они приобрели юридическую силу, необходимо зарегистрировать их в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав закрытого акционерного общества начинает обладать юридической силой только после регистрации в государственных органах власти.

Таким образом, акты Правительства РФ включают постановления и распоряжения. Их особенность состоит в том, что они могут быть приняты на основании или во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ. Существуют и иные акты исполнительной власти, которые обладают различной юридической силой. Основной проблемой здесь является большое количество актов исполнительной власти, зачастую дублирующих друг друга и отсутствие должного контроля за деятельностью органов исполнительной властью субъектов РФ. Для ее решения необходимо создание специальных региональных комиссий, которые бы контролировали нормотворческую деятельность региональных органов власти и исключали дублирующие акты.

3. Процедуры нормотворчества в связи с принятием актов Правительства Российской Федерации

Осуществление правового регулирования является основной составляющая деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Правовые акты управления выступают как основание для возникновения, изменения и прекращения правоотношений в различных сферах жизни общества и государства; правовые акты управления носят обязательный характер и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Административные процедуры, которые связаны с их принятием, регистрацией и публикацией, гарантируют соблюдение прав и свобод граждан, обеспечивают согласование интересов личности и государства.

Органы исполнительной власти издают правовые акты управления и принимают участие в разработке и согласовании проектов федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов.

Административные процедуры, которые связаны с принятием нормативных правовых актов, регулируют не только внутриорганизационную деятельность органов власти, но и отношения среди самих этих органов. При этом некоторые органы исполнительной власти могут наделяться отдельными полномочиями, непосредственно влияющими на процесс согласования и принятия актов Правительства РФ .

Разработка проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ осуществляется Аппаратом Правительства РФ, членами Правительства, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ. Чаще всего постановления и распоряжения Правительства РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, которые действуют по поручению Правительства или по собственной инициативе.

В подготовке проектов актов Правительства РФ могут участвовать заинтересованные граждане, их объединения, саморегулируемые организации, ассоциации и союзы юридических лиц.

Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов регламентируется различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.

Существуют характерные для всех нормативных актов элементы .

1. Наличие регламентированной процедуры издания или принятия постановления или распоряжения.

2. Для каждого органа власти существуют конкретные виды правовых актов, которые они вправе издавать, для правительства – постановления и распоряжения.

3. Особый порядок подготовки проекта правового акта управления. На данной стадии определяется время подготовки проекта акта постановления или распоряжения и осуществляется разработка проекта акта одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами в случае согласования).

Подготовка акта производится органом, к компетенции которого относится его издание или по его поручению другими органами или лицами. Инициаторами проектов административных актов могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые совершенствуют определенную область своей управленческой деятельности. Проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами. Однако, для соответствующего органа исполнительной власти это не создает юридической обязанности их рассмотрения. Например, проекты актов управления, которые поступили от граждан или общественных объединений, могут квалифицироваться как подлежащие обязательному рассмотрению; на них необходимо давать ответы или принимать соответствующие меры.

4. Определение структуры проекта правового акта управления, которая сможет обеспечивать целенаправленное развитие правового регулирования, а также его обсуждение. Большое значение уделяется непосредственно управленческим вопросам принятия акта управления, то есть анализу каждой ситуации при возникновении определенного вопроса. Для того чтобы иметь необходимые данные для принятия решения, часто приходится запрашивать мнение других организаций, специалистов-экспертов, общественных объединений, граждан. Иногда прорабатываются сразу несколько вариантов будущего постановления или распоряжения для того, чтобы всесторонне отразить интересы управления, иных субъектов общественной жизнедеятельности, общества в целом, каждого гражданина.

5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики). Все проекты нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных актов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа публичного управления. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях. Например, проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.

6. Подготовка предложений об изменении, дополнении, признании утратившими силу ранее изданных нормативных актов или их части в связи с изданием нового административного акта.

7. Издание нормативного акта управления. Издание актов управления – та стадия, где у подготовленного проекта появляется юридическая сила, а проект приобретает статус официального документа. В коллегиальных органах управления фактом принятия правового акта выступает голосование по проекту и принятие членами всего коллегиального органа решения большинством голосов; в единоначальных органах фактом принятия правового акта считается его подписание начальником соответствующего органа управления. В принятое коллегиальным органом решение (правовой акт управления) до его официального опубликования запрещено вносить любые изменения либо дополнения. Внесение изменений возможно только после нового голосования по данному проекту решения. Если акт управления был принят руководителем органа исполнительной власти в единоличном порядке, то он может изменить его в любое время; при этом важно соблюдать установленную процедуру внесения изменений и дополнений в административный акт и своевременное доведение всех изменений (новшеств) до сведения соответствующего круга лиц. Принятый правовой акт должен быть надлежащим образом оформлен, т. е. должны быть соблюдены его формальные признаки и атрибуты.

8. Доведение утвержденного нормативного акта до сведения лиц, исполняющих его – один из основных этапов принятия нормативного акта. Процесс ознакомления с правовым актом проходит следующие этапы:

устное ознакомление;

ознакомление «под расписку»;

направление по почте ведомствам и должностным лицам, которые будут использовать в своей деятельности данный акт;

ознакомление граждан с информацией, содержащейся в правовом акте через СМИ;

печать специальных сборников, содержащих данную информацию, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ, а также в муниципальных образованиях.

9. Направление утвержденного нормативного акта в Министерство юстиции РФ для его последующей государственной регистрации.

10. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в силу имеет особо важное значение, потому что оно:

1) приводит к важным правовым последствиям, так как выступает в качестве важнейшей предпосылки приобретения нормативным актом юридической силы;

2) воплощает в себе процессуальные задачи, так как факт опубликования является моментом вступления его в силу;

3) объясняет правильное применение нормативных актов органами управления, организациями, должностными лицами и обществом;

4) осуществляет важную информационную функцию, поскольку только после момента опубликования субъекты права имеют возможность ознакомиться с правовыми актами;

5) обеспечивает легальность, доступность и открытость информации, содержащейся в нормативном акте.

Таким образом, процедура опубликования правовых актов устанавливается в иных нормативных правовых актах, т.е. данный порядок четко регламентируется законодательством как в законах федерального и регионального уровней, так и в подзаконных нормативных правовых актах.

Заключение

Правительство Российской Федерации является особой структурой государства – органом государственной власти, призванным представлять потребности, интересы и цели людей, отражать их в своих нормативно-правовых актах и содержании организационной деятельности, а также оптимально и законно управлять общественными делами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.

Порядок принятия нормативных актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии со следующей нормативно-правовой базой: Конституцией РФ; федеральными законами; нормативными указами Президента РФ.

Акты Правительства Российской Федерации должны быть официально опубликованы в следующих источниках: Российская газета; Собрание законодательства Российской Федерации; тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации «Система»; иные печатные издания.

Правительство РФ с целью осуществления своих управленческих полномочий принимает правовые акты следующих видов: постановления; распоряжения.

Нормативные акты Правительства РФ подразделяются на: правовые акты, которые издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента; правовые акты по вопросам компетенции Правительства РФ.

Принимаемые Правительством РФ акты обладают следующими функциями: они являются регуляторами отношений в различных отраслях жизни государства и общества; они устанавливают основные направления для деятельности других органов , предприятий и учреждений; они закладывают нормативно-правовые основы для издания правовых актов других органов.

Принятие актов Правительство осуществляется в следующем порядке:

1) подготовка проекта акта Правительства РФ;

2) согласование проекта акта Правительства РФ;

3) внесение проекта акта в Правительство РФ;

4) принятие акта Правительством РФ;

Основными функциями Правительства Российской Федерации являются организация соблюдения федеральных законов на всей территории Российской Федерации, систематический контроль за их исполнением иными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

В ходе исследования, нами были выявлены некоторые проблемы. К ним относятся: в некоторых сферах существует избыточное количество актов, а в некоторых их недостаточно; акты исполнительной власти часто дублируют друг друга. Для решения данных проблем необходимо: создание специальных региональных комиссий, которые бы контролировали нормотворческую деятельность региональных органов власти и исключали дублирующие акты; привести в порядок систему действующих актов, признать утратившими силу дублирующие акты.

Список источников и литературы

    О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: федер. закон от 23 мая 1996 г. № 763 // Российская газета. – 1996. – 5 июня.

    Авакьян, С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь [Текст] / С.А. Авакьян. – М.: Наука, 2014. – 353 с.

    Ашаев, Д.С. О правовых актах Правительства Российской Федерации [Текст] / Д.С. Ашаев // Представительная власть: законодательство, комментарии, проблемы. – 2013. – № 4. – С. 45-49.

    Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Баглай. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

    Игнатюк, Н.А. Акты Правительства Российской Федерации [Текст] / Н.А. Игнатюк // Правительство Российской Федерации. – 2015. – № 3. – С. 101-107.

    Ионов, И.А. Полномочия Президента РФ по отмене и приостановлению действия актов органов исполнительной власти [Текст] / И.А. Ионов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 4. – С. 34-40.

    Кудрявцев, С.В. Комментарий Конституции РФ [Текст] / С.В. Кудрявцев. – М.: Наука, 2014. – 281 с.

    Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст] / О.Е. Кутафин. – М.: ИНФРА, 2013. – С. 382 с.

    Мархгейм, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Мархгейм. – СПб.: Питер, 2013. – 347 с.

    Ноздрачев, А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ [Текст] / А.Ф. Ноздрачев. – М.: БИК, 2014. 291 с.

    Окуньков, Л.А. Правительство и Президент (Грани взаимодействия) [Текст] / Л.А. Окуньков // Журн. рос. права. – 2012. – № 9. – С. 32-41.

    Пронин, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти [Текст] / В.С. Пронин // Журн. рос. права. – 2013. – № 2. – С. 11-17.

    Пронин, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти: правовые акты [Текст] / В.С. Пронин. – М.: ОМЕГА-М, 2014. – 291 с.

    Салищева, Н.Г. Правительство Российской Федерации [Текст] / Н.Г. Салищева // Человек и закон. – 2011. – № 7. – С. 87-93.

    Уманская, В.П. Правовые акты органов исполнительной власти. Теория и практика [Текст] / В.П. Уманская // Исполнительная власть. – 2013. – № 4. – С. 90-94.

    Чиркин, В.Е. Конституционное право России [Текст] / В.Е. Чиркин. – СПб.: Питер, 2013. – 355 с.

Ашаев Д.С. О правовых актах Правительства Российской Федерации // Представительная власть: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4; Игнатюк Н.А. Акты Правительства Российской Федерации // Правительство Российской Федерации. 2015. № 3; Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене и приостановлению действия актов органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.

Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти. Теория и практика // Исполнительная власть. 2013. № 4.

Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов: постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722 // Российская газета. – 3 августа;

Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов: постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722 // Российская газета. – 3 августа.

Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

69. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Законодательные акты Российской Федерации КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)(Извлечение)Статья 164. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются

5. Законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие применение оружия гражданами ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ«ОБ ОРУЖИИ»(с изменениями на 25 июля 2002 года)(Извлечение)Статья 24. Применение оружия гражданами Российской ФедерацииГраждане

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации ПРАВИЛА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ(Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 года № 407)(Извлечение)РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙОбщие положения2.

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года Одобрен Советом

Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

СТАТЬЯ 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

§ 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

48. Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.Указы и

КОНСТИТУЦИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституция Российской Федерациипринята 12 декабря 1993 г. (извлечения)Статья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -

Полномочия Правительства РФ, согласно ст. 115 Конституции РФ, реализуются посредством его актов – постановлений и распоряжений , которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ обеспечивает исполнение изданных им актов. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты, не имеющие нормативного характера, – в виде распоряжений.

Нормативный характер актов означает порождение ими и содержание в них нормы права, принятие их по наиболее важным, общим вопросам, а также общеобязательность для всей страны. Распоряжения принимаются по текущим оперативным вопросам.

Порядок принятия собственных актов устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ и определен в Регламенте Правительства РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".

Акты Правительства РФ обязательны для исполнения всеми субъектами права на территории РФ и лишь в случае коллизии постановления или распоряжения Правительства РФ с нормативным актом, имеющим более высокую юридическою силу (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и указы Президента РФ), применению подлежит этот акт, а не акт Правительства.

Все акты Правительства РФ подписывает только Председатель Правительства РФ.

Согласно Указу Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальными источниками публикации актов правительства являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства РФ осуществляет Аппарат Правительства РФ.

По общему правилу постановления Правительства подлежат опубликованию в течение 15 дней с момента их подписания.

Исключением из этого правила являются акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащие открытому опубликованию.

Порядок вступления актов Правительства РФ в силу предусматривает четыре варианта. Первые три касаются постановлений Правительства РФ. Так, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Относительно постановлений Правительства РФ, не касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, законодательство предусматривает вступление таких актов в силу по общему правилу со дня их подписания и иной порядок, предусмотренный в самом постановлении.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

К актам Правительства РФ относятся также обращения, заявления и иные акты, не носящие правовой характер.

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются одними из видов подзаконных нормативных актов.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль .

Виды подзаконных актов

  1. постановления Правительства РФ;
  2. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
  3. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
  4. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
  5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
  6. локальные нормативные акты.

Нормативные акты Президента Российской Федерации

К нормативным актам Президента РФ относятся:

    1. указы;
    2. распоряжения.
Указы Президента РФ

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, то есть могут быть отменены законом.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса .

Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным нормативным актам .

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в . Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Виды указов президента:

1) В зависимости от характера полномочий Президента:

    • указы в границах собственных полномочий;
    • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
    • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора).

2) По юридической значимости:

    • нормативные (содержат и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер);
    • правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления - о назначении на должность, присвоении звания и т. д.).
Распоряжения Президента РФ

Распоряжения Президента также нормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

Нормативные акты Правительства РФ

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

    • постановления;
    • распоряжения.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ принимаются коллегиально, как правило, нормативны и общеобязательны к исполнению в Российской Федерации, подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Распоряжения Правительства РФ , будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

Нормативные акты Правительства РФ можно подразделить на

    • акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента, и
    • акты по вопросам собственной компетенции.

Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Принимаемые Правительством акты:

    1. оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
    2. устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов , предприятий и учреждений;
    3. вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

Опубликование и вступление в силу нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.



Просмотров