Акт о результатах проведения служебного расследования. Акт служебного расследования

Формируя официальный штат сотрудников, каждый субъект предпринимательской деятельности может в дальнейшем столкнуться с необходимостью проводить служебное расследование с одним из работников. Причиной такой проверки может послужить любое противоправное действие, нарушение корпоративной этики, хищение товарно-материальных ценностей, разглашение коммерческой тайны. Такие мероприятия регламентирует Трудовой кодекс, действующий на территории Российской Федерации.

Служебное расследование - это совокупность принятых компанией мер, направленных на сбор, проверку и анализ документов, подтверждающих факт нарушения (результаты в конечном итоге отражает акт, образец которого размещен в начале статьи).

Важно! К работникам, чья вина будет доказана, обычно применяется дисциплинарное или финансовое взыскание, в некоторых случаях нарушители несут уголовную ответственность за содеянное.

Трудовой кодекс РФ определяет все провинности работников, за которые они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. При минимальных нарушениях обычно руководство не инициирует глобальную проверку. В большинстве случаев вопрос закрывается после проведения беседы с работником. Некоторые работодатели не ограничиваются простым выражением своего недовольства, а отражают факт нарушения корпоративной этике в личном деле нарушителя. Иногда за несерьезные проступки руководители штрафуют своих подчиненных, хотя Трудовой Кодекс запрещает наказывать наемных работников «рублем».

Служебное расследование может быть начато на основании следующих нарушений:

  1. Систематические опоздания.
  2. Преждевременное завершение трудового дня.
  3. Невыполнение профессиональных обязанностей (расследуется на основании жалоб недовольных клиентов или служебной записки других сотрудников, образец которой можно найти немного ниже).
  4. Нарушение инструкции (должностной) или техники безопасности, в том числе и противопожарной.
  5. Нанесение субъекту предпринимательской деятельности материального ущерба.
  6. Мошеннические действия, которые повлекли за собой финансовые потери компании и т. д.

Важно! Если в противоправных деяниях работника есть признаки уголовного преступления, то расследованием должны заниматься правоохранительные органы, так как ни один субъект предпринимательской деятельности не наделен полномочиями следствия.

Правила проведения служебной проверки

Трудовой кодекс, действующий на территории Российской Федерации, определяет порядок проведения служебных проверок и расследований. Этот нормативно-правовой акт гласит о том, что такие мероприятия могут начинаться только после издания руководителем соответствующего распоряжения (образец находится немного ниже). Приказ о проведении служебного расследования регистрируется в соответствующем учетном регистре, и ему присваивается порядковый номер.

Следующим этапом служебного расследования является формирование комиссии, минимум из 3-х человек, члены которой назначаются руководителем (по окончании мероприятий они составляют акт). В состав такой экспертной группы не может быть включен директор, который будет выносить итоговое решение, а также сотрудник-нарушитель, так как по правилам он должен отстраняться от выполнения служебных обязанностей.

Обязанности комиссии заключаются в следующем:

  • выявить виновное в происшествии лицо;
  • доказать факт нанесения ущерба интересам компании;
  • определить сумму убытков;
  • выявить все причины произошедшего;
  • собрать доказательную базу (различные документы первичного учета, свидетельские показания, акты инвентаризации, выводы аудиторов и других экспертов) и т. д.

По результатам проведенной работы членами комиссии будет составлен акт (образец размещен ниже). Параллельно служебному расследованию эксперты должны выработать профилактические меры, которые в дальнейшем помогут компании избежать неприятных инцидентов.

Важно! Работник, который совершил правонарушение, и чья вина была доказана в ходе проведенного служебного расследования, должен написать объяснительную записку (ее образец размещен выше), в которой кратко и емко следует изложить причины такого поступка.

Оформление результата проверки

Каждое служебное расследование, которое проводится сформированной субъектом предпринимательской деятельности комиссией, заканчивается составлением итогового документа. Акт о проведении проверки происшествия представляет собой бланк, который может составляться в свободной форме, а может иметь внешний вид таблицы (образец размещен ниже).

Акт о результатах проведенного расследования должен содержать обязательные данные:

  • номер (порядковый);
  • дата составления;
  • место (город);
  • наименование (полное) субъекта предпринимательской деятельности;
  • краткое и емкое содержание факта нарушения;
  • время (по возможности указать точный период) совершения противоправных действий;
  • обстоятельства, при которых работник нарушил правила корпоративной этики или совершил более серьезный поступок;
  • резолютивная часть, в которой члены комиссии указывают виновное лицо;
  • перечисляются все проведенные в ходе расследования мероприятия и собранные документы (используются в качестве доказательной базы) и т. д.

По окончании служебного расследования нарушителю передается для ознакомления акт, а также все собранные в ходе проверки материалы. Если работник не согласен с заключением комиссии он может отказаться ставить подпись на акте, написав об этом на бланке (рядом ставится дата).

Важно! Итоговый акт, свидетельствующий о том, что служебное расследование завершено, должны в обязательном порядке подписать все члены комиссии. После этого документ заверяется лично руководителем или уполномоченным ставить подпись лицом (на основании генеральной доверенности или соответствующего приказа).

Нюансы

Независимо от того, что субъектом предпринимательской деятельности в отношении нарушившего внутренний распорядок работника было начато служебное расследование, ТК России наделяет обе стороны конфликта правами. Если работодатель в ходе проверки примет решение запросить от сотрудника письменных объяснений, то нарушитель вправе ответить отказом. В этом случае такой факт нужно внести в итоговый акт, на основании статей 193 и 247 Трудовой Кодекс РФ.

Не виновен, пока не доказано обратное. Если позиция работодателя в итоговом акте служебной проверки окажется недостаточно аргументированной, впоследствии суд может встать на сторону работника. Юридически точное и делопроизводственно грамотное оформление документов на разных этапах расследования поможет вам вынести взвешенное решение и хладнокровно отстоять интересы компании в будущем.

Служебное расследование (служебная проверка) - процедура серьезная. Для доказательства мелких нарушений она не затевается. Часто с нарушителем корпоративного спокойствия достаточно провести профилактическую беседу. Если же есть подозрения в том, что сотрудник нанес организации значительный материальный ущерб или использовал свои служебные полномочия в корыстных целях, то стоит перейти к строгим мерам. Факт прогула также подтверждается результатами служебного расследования.

Кроме того, к дисциплинарным нарушениям, за проверку которых возьмется специальная комиссия, относятся уклонение от медицинского освидетельствования (для работников некоторых профессий) и прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказ от заключения договора о полной материальной ответственности, если это является основной трудовой функцией работника.

В российском законодательстве отсутствует понятие служебного расследования как таковое. Его можно считать частью дисциплинарного производства, в котором детально описан порядок привлечения к ответственности за дисциплинарный проступок. Служебное расследование в отдельно взятой организации регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и внутренними нормативными актами (инструкциями, положениями).

Важно знать, что проведение служебного расследования – мероприятие внутреннее. Работодатель может вызывать на «допрос» виновного, очевидцев произошедшего и других сотрудников, но только в рамках своей организации, ведомства, учреждения и т.п. Поскольку процедура носит добровольный характер, работники вправе отказаться от участия. Нельзя заставлять работников проходить проверку полиграфом или без их согласия проводить обыск и личный досмотр. Если для служебного дела требуется заключение эксперта, допускается привлечение третьих лиц (аудиторов, оценщиков, медицинских работников, инженеров и др.) на договорной основе. Закон также разрешает направлять в государственные органы и пр. организации необходимые для расследования запросы.

С чего начинается служебное расследование

Основная задача работодателя при проведении служебного расследования состоит в том, чтобы доказать факт совершения дисциплинарного проступка, установить вину работника и ее степень, характер и размер причиненного вреда. Дополнительно определяются причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка, смягчающие и/или отягощающие обстоятельства, возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины, меры по привлечению лиц к ответственности.

Перед началом официальной процедуры необходимо позаботиться о том, чтобы факт проступка был документально зафиксирован. Именно этот документ служит основанием для последующей проверки. Это может быть служебная записка руководителя подразделения, отдела и/или непосредственного начальника. Как правило, она составляется в бумажном виде (см. Образец 1), но может быть оформлена и в форме электронного документа.

Служебная записка должна быть принята к исполнению и зарегистрирована. С того момента, когда на ней ставится входящий номер по журналу внутреннего документооборота и дата принятия, начинается отсчет времени для проведения расследования. Помимо служебной записки, основанием для проверки могут стать:

  • заявление самого работника;
  • претензия контрагента или жалоба потребителя;
  • акт об обнаружении недостачи товара;
  • заключение аудитора, акт инвентаризации;
  • письменные и устные обращения граждан, представителей организаций, содержащие сведения о совершении работником проступка и др.

Одного из этих документов достаточно для того, чтобы запустить процедуру служебного расследования. Стартовым выстрелом для него является приказ руководителя о проведении проверки или иного уполномоченного лица, ответственного за принятие кадровых решений.

Кто участвует в служебном расследовании

Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба. Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится. При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.

Сроки проведения расследования

Один месяц – столько времени отводится законом на расследование факта нарушений трудовой дисциплины. Он считается со дня принятия решения (издания приказа) о проведении проверки. В том случае если расследование проводится на основании служебной записки какого-либо работника, то проверка должна быть завершена не позднее одного месяца с момента подачи документа (ст. 193 ТК РФ). В указанный период не входит время болезни работника, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шести месяцев. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включено время производства по уголовному делу.

Проведение служебного расследования

После того, как приказом руководителя была сформирована комиссия, начинается выяснение обстоятельств нарушения. У работника запрашивается письменное объяснение. По месту жительства работника рекомендуется направить уведомление – заказным письмом с описью вложения или телеграммой (см. Образец 2).

Со дня получения уведомления отсчитывается два дня, в течение которых работник должен дать письменное объяснение. Отсутствие ответа по прошествии этого времени расценивается как отказ от содействия расследованию. О факте отказа составляется соответствующий акт (см. Образец 3).

Формы этих документов не установлены, но желательно, чтобы они были подписаны всеми членами комиссии. Работник может составить объяснительную записку в свободной форме с соблюдением общих требований делопроизводства. В объяснительной работник излагает свою версию произошедшего, поясняет обстоятельства и указывает причины проступка (см. Образец 4).

Объяснительная записка – обязательный, но не всегда единственный документ расследования. Комиссия может потребовать копии или оригиналы иных документов, подтверждающих вину или невиновность работник. Все полученные документы нумеруются и подшиваются в дело. В итоговом документе проверки они оформляются как приложения.

Неявка на рабочее место

Если работник не вышел на работу, то на каждый день отсутствия составляется акт об отсутствии лица на рабочем месте. К акту можно приложить косвенные доказательства, как например, факт отсутствия подписи работника в журнале учета прихода и ухода работников, информацию в электронной системе контроля доступа персонала, докладные записки сослуживцев и непосредственного начальника и др. Требование явиться на работу и представить объяснения прогула направляется заказным письмом с описью вложения или телеграммой по месту жительства работника, если он не появлялся на рабочем месте два дня подряд. Срок ожидания ответа рекомендуется отсчитывать с даты получения письма или телеграммы. Работник может направить свои объяснения в письменной форме. При наличии подтверждения, что корреспонденция не была получена адресатом, работодатель вправе обратиться в полицию или направить запросы в больницы. Важно помнить, что если причины неявки на работу в суде будут признаны уважительными, работник будет восстановлен в должности и работодатель понесет убытки в виде денежных компенсаций работнику за все время его отсутствия на работе.

Причинение материального ущерба

Согласно Федеральному закону 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. Инвентаризация проводится комиссией на основании приказа руководителя организации. Установление причин возникновения и размера материального ущерба обязательно до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками. При этом размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения (ст. 246 ТК РФ). Но он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за минусом амортизационных отчислений. Как правило, для определения размера работодатели приглашают независимых оценщиков либо берут данные балансовой стоимости имущества.

Злоупотребление полномочиями

Для того чтобы выявить факт злоупотребления полномочиями, проводится аудиторская проверка или привлекаются независимые аудиторы. Их услуги могут понадобиться для установления, например, обоснованности отпуска товаров, передачи в аренду имущества по заниженным ценам и др. Для акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью решение об аудиторской проверке принимается общим собранием участников (акционеров) юридического лица с целью подтверждения правильности бухгалтерской документации, финансовой отчетности и состояния текущих дел организации.

Как оформить результаты служебного расследования

Итогом служебного расследования является письменное заключение или акт (см. Образец 5), составленный на основании собранных материалов. Заключение состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной:

  • Вводная часть содержит факт нарушения дисциплины труда, дату нарушения, период проведения расследования и состав комиссии.
  • Описательная часть подробно излагает доказательства расследования.
  • Резолютивная часть – это резюме: кто конкретно и в чем именно виновен, имеются ли у данного сотрудника аналогичные неснятые взыскания.

В конце приводится список приложений к итоговому акту комиссии:

  • служебные записки об обнаружении факта дисциплинарного проступка, акты об отсутствии работника, иные документы, являющиеся основанием для проведения расследования;
  • адресное требование представить объяснения, документы, подтверждающие направление (вручение) данного требования, объяснительную записку работника (либо акт об отказе ее представления);
  • докладные, служебные и объяснительные записки должностных лиц и очевидцев происшедшего;
  • акт инвентаризации;
  • заключение аудитора; заключения независимых экспертов, а также показания специальных технических средств и т. д.

Документ вместе с приложениями должен быть подписан всеми членами комиссии. В делопроизводстве итоговому акту присваивается порядковый номер, указывается дата его составления. Она и является днем окончания расследования. Документ утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Ответственность при дисциплинарном проступке

Решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности принимается на усмотрение работодателя. Оно должно быть принято руководителем организации в течение трех дней с момента окончания расследования. Некоторые работодатели ограничиваются мягкими мерами воздействия: проведением бесед, выражением порицания и др. В ТК РФ предусмотрено три вида наказания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Другие взыскания к работнику применяться не могут, за исключением работников, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда (ч.5 ст. 189 ТК РФ).

Обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности подлежат руководители организации или ее структурного подразделения либо их заместители за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Если факт нарушения был подтвержден в ходе проверки, должностное лицо должно быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).

Решение о дисциплинарном взыскании оформляется приказом (см. Образец 6), в котором определяются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания вынесенного решения.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Для учета служебных расследований и их результатов в бумажном или электронном виде ведется Журнал учета служебных расследований (см. Образец 7). Все материалы расследований целесообразно хранить подшитыми в отдельные дела либо в одно дело и размещать в хронологическом порядке.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ, с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней дня его издания, не считая времени его отсутствия на работе. В случае отказа работника составляется соответствующий акт. Ст. 248 ТК РФ установлено, что приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера.

ВНИМАНИЕ! Желательно, чтобы работник ознакомился со всем пакетом документов под роспись. В будущем это может предотвратить подачу работником иска, поскольку он заранее знал аргументированную позицию работодателя.

Если в ходе служебного расследования были обнаружены признаки состава преступления (например, работник использовал служебные полномочия в целях извлечения личной выгоды), необходимо их назвать и внести предложения руководителю организации рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

Т.В. Войцехович

В случае серьезного в организации, часто возникает необходимость выяснения всех обстоятельств произошедшего и применения мер воздействия к виновным сотрудникам. Этот процесс является служебным расследованием и регулируется нормами Трудового кодекса.

В любом коллективе возможна ситуация, когда понадобится служебное расследование

В деятельности любой фирмы, имеющей в штате более двух-трех , может сложиться ситуация, связанная с необходимостью осуществления служебного расследования по поводу проступка какого – либо работника.

Это расследование представляет собой совокупность мер по сбору, проверке, анализу сведений и материалов о проступке, для выяснения подробностей его совершения.

Трудовой кодекс не содержит точного понятия «служебного расследования», но именно строго формализованный способ привлечения к ответственности и называют служебным расследованием. Кроме того, за несоблюдение дисциплины труда возможно применение дисциплинарного наказания (взыскания).

Под дисциплиной труда (ст. 189 ТК РФ) понимается точное следование правилам поведения, определенным ТК РФ, другими законами, трудовыми договорами, а также локальными актами организации (коллективный договор, различные соглашения), а дисциплинарным проступком считается невыполнение или выполнение неподобающим образом (ст. 192 ТК РФ).

Заключая трудовой договор обе стороны, и работник, и работодатель приобретают и права, и обязанности, закрепленные ст. 21-22 ТК РФ, которые необходимо соблюдать. Поэтому, работодатель вправе наказать сотрудника, допустившего определенные нарушения по работе. Правда, чтобы наказать человека, необходимо установить, что это конкретно он совершил проступок, что взыскание соответствует закону и наложено в срок. Именно эту цель и преследует, в конечном итоге служебное расследование.

Какие могут быть проступки

При минимальных проступках можно обойтись и без служебного расследования

Конечно, нарушение нарушению – рознь, и не каждое повлечет за собой служебное расследование. К примеру, при установлении факта опоздания на работу (и если ни одна сторона его не отрицает), нет необходимости в целой процедуре расследования.

Конкретный перечень нарушений, за которые в организации полагаются дисциплинарные наказания, может устанавливаться работодателем. Чаще всего в таком перечне содержатся следующие проступки:

  • Нарушение трудового распорядка ( , ранний уход, и т.д.)
  • Неисполнение порученной трудовой функции (подкрепленное жалобами клиентов, других сотрудников и др.)
  • Нарушение должностной инструкции (отдельных ее положений)
  • Нарушение , противопожарной безопасности
  • Причинение работодателю материального ущерба (выразиться может в виде порчи имущества, оборудования, техники, растрате или недостаче вверенных ценностей)
  • Могут встречаться и другие проступки. В зависимости от деяния, в нем могут быть и признаки уголовного правонарушения, влекущие за собой уголовную ответственность (кража, и др.).

Если в проступке сотрудника обнаружены признаки преступления, установив сам факт деяния, работодатель должен сообщить об этом в правоохранительные органы, уполномоченные вести соответствующие расследования. Организация, независимо от формы собственности, не обладает полномочиями следствия, даже если в ней существует своя служба безопасности.

При проведении служебного расследования, очень важно правильно оформлять документацию, чтобы впоследствии, при возможном рассмотрении жалоб работника в суде, отстоять свою правоту.

Как вести служебное расследование

Решение о служебном расследовании принимает директор

Процедура начинается с выявления факта проступка любым сотрудником организации. Однако днем обнаружения проступка будет считаться день, когда в известность будет поставлен руководитель (должностное лицо).

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации» (2004) должностным лицом признается тот, «которому по работе (службе) подчинен работник».

Факт нарушения и его обстоятельства фиксируются в на имя руководителя (если организация крупная -то непосредственного, если небольшая - директора). Директор же принимает решение о служебном расследовании. Этапами расследования являются:

  1. Формирование комиссии, уполномоченной директором, путем издания приказа. В состав такой комиссии не включают непосредственного начальника сотрудника, в отношении которого проводят рассмотрение, а также руководителя, выносящего итоговое решение.
  2. Рекомендуемое число членов комиссии – не менее трех.
  3. Собственно, состоящая из выяснения конкретного человека, совершившего нарушение, его сути, размера ущерба, причин, повлекших проступок, привлечению к ответственности виновных лиц, выработку профилактических мер, предотвращающих подобное впредь.
  4. Если известно лицо, совершившее проступок, у него берется объяснительная (согласно ст. 247 ТК РФ), если виновного необходимо определить, такие объяснительные запрашиваются у предполагаемых лиц.
  5. Сбор комиссией других документов (докладных записок очевидцев, актов инвентаризации (при необходимости), заключений аудиторов и т.д.). Если проступок простой (например, уход с рабочего места), вполне достаточно бывает объяснительной.
  6. Составление итогового акта о проведении расследования, состоящего из описания факта нарушения, времени, обстоятельств совершения проступка, резолютивной части (с указанием виновного, а также сопутствующих факторов). Акт подписывается членами комиссии, заверяется подписью руководителя организации.

Важно помнить, что Трудовой кодекс наделяет обе стороны расследования правами:

  • Работодатель вправе запрашивать , работник вправе отказаться от их написания. В этом случае, согласно ч.1 ст. 193 и ч.2 ст. 247 ТК РФ это фиксируется в акте об отказе представить пояснения. Такой акт подписывают лица, не состоящие в комиссии по расследованию, во избежание конфликта интересов. Кроме того, следует знать, что на дачу объяснений Трудовой кодекс РФ (ст. 193) предоставляет два дня.
  • Пояснения составляются в произвольной форме, и сотрудники вправе указать смягчающие (по их мнению) обстоятельства, или не признавать вину и пояснить, почему.
  • Составленный акт также дается на ознакомление сотруднику, наряду с другими материалами проверки. Право на отказ от подписи сохраняется и в этом случае.

Для облегчения работы комиссии и упорядочения процесса рассмотрения дисциплинарных проступков, в организации целесообразно иметь локальный акт о служебных расследованиях (положение, регламент или др.).

Сроки расследования и меры ответственности

Срок служебного расследования — 1 месяц

Срок, в течение которого должно быть закончено рассмотрение вопроса о нарушении дисциплины, установлен Трудовым кодексом и составляет 1 месяц (ст. 192).

Этот срок отсчитывается от дня, когда стало известно о проступке и продлевается на период болезни работника, отпуска и т.д. (но в любом случае не может быть дольше 6 месяцев). Если расследование не завершено к истечению указанного срока, к ответственности сотрудника привлечь нельзя.

За может быть применено одно из перечисленных в ТК РФ мер взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192). Приказ о наказании объявляется сотруднику под роспись не позднее 3 дней с даты издания. Наказание может быть применено в течение полугода.

Если организации нанесен ущерб, то его возмещение производится согласно ст. 248 ТК РФ в размере, не больше, чем один средний месячный заработок. Именно такую сумму работодатель вправе удержать с работника по приказу, без . Если же работник не согласен с удержанием, либо сумма ущерба больше одной зарплаты, взыскать ущерб можно только по суду.

Даже если вина работника установлена неоспоримо, несоблюдение сроков привлечения к ответственности и материальные удержания в большем размере, чем установлено трудовым законодательством, являются основаниями к отмене наказания по решению суда.

Споры по итогам служебного расследования

Служебное расследование должно быть правильно задокументировано

Возможность работодателя привлечь своего сотрудника к ответственности согласно трудовому законодательству нашей страны является правом, а не обязанностью (ст. 22 ТК РФ), поэтому он должен определить, стоит ли затевать служебное расследование, и есть ли возможность обойтись мерами профилактического и морального-психологического характера (беседа, внушение и т.д.).

При применении мер дисциплинарного воздействия по итогам расследования важно учитывать, что считаться законными они могут только если:

  • Накладываются уполномоченными лицами (самим работодателем-физическим лицом (), руководителем-директором, иным уполномоченным лицом, действующим на основании закона/учредительных документов или локального акта организации.
  • Служебное расследование и назначение наказания согласно его результатов проведены в соответствии с нормами трудового законодательства (и локальным актом о расследованиях, если он имеется), в установленный законодательством срок.
  • Наказание, примененное к работнику, соразмерно тяжести проступка.

При нарушении хотя бы одного из вышеназванных факторов, применение дисциплинарного взыскания будет нелигитимным, и при условии оспаривания работником, будет отменено .
Таким образом, эффективность применения мер дисциплинарной ответственности напрямую связана с детальным соблюдением работодателем действующего законодательства в плане процедуры и порядка проведения служебного расследования.

Необходимость служебного расследования при ДТП — тема видеоматериала:

Ст. 59 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятым 27.07.2004 за номером 79-Ф3 в его редакции от 03.04.2017, предусматривается возможность проведения служебных проверок в государственном учреждении при особых обстоятельствах для выяснения факта совершения дисциплинарного проступка сотрудником. Непосредственно Трудовым кодексом, проведение таковых проверок не предусмотрено, однако инициатор вправе ссылаться при их осуществлении на вышеупомянутый федеральный закон.

Порядок проведения служебных расследований и проверок на частных предприятиях никак не регламентирован, однако работодателю никто не запрещает проведение подобных мероприятий в рамках других действующих законов и основываясь на своём здравом смысле.

Оглавление:

Порядок проведения служебной проверки

Любая служебная проверка может быть инициирована как самим работодателем или уполномоченным им представителем, так и непосредственно сотрудником, подозреваемым в совершении дисциплинарного проступка или же профсоюзной организацией в целях защиты интересов трудящегося. Основной задачей проверки является установление или опровержение факта совершения проступка, определение степени вины и размеров, а также характера причиненного вреда, если такой имел место быть.

Первым действием в проведении служебной проверки в отношении сотрудника обязана быть документальная фиксация факта самого проступка. Такая фиксация осуществляется в форме служебной записки произвольного образца.

Работодатель обязан принять эту записку к исполнению и зарегистрировать её в соответствующих журналах документооборота. Время на проведение последующего расследования фиксируется с момента обнаружения факта проступка и составляет один месяц. Кроме этого учитывается то, что сотрудник за дисциплинарный проступок не может быть наказан спустя срок свыше шести месяцев с момента совершения такового, или спустя два года, если он был выявлен в ходе хозяйственных или аудиторских проверок.

Работодатель издает приказ о проведении служебной проверки на основании служебной записки или другого документа, а именно:

  • Заявления самого сотрудника;
  • Жалобы покупателей или контрагентов;
  • Акта о недостаче товара;
  • Акта об инвентаризации или заключения аудиторского расследования;
  • Письменных и устных обращений третьих лиц и организаций, в которых содержатся сведения про совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Формируется комиссия для проведения служебного расследования. Традиционно, в любые комиссии включается представитель работодателя, незаинтересованное лицо из штата или извне, и представитель сотрудника. Однако, так как проведение служебных проверок никак не регламентировано, окончательное решение о составе комиссии принимается работодателем.

Работодателем отправляется извещение сотруднику под подпись о необходимости составления объяснительной его проступка. При отказе принять его – составляется соответствующий акт за подписью двух свидетелей. Также может отправляться заказное письмо с уведомлением о вручении или отказе от него и описью содержимого. Сроки, в которые работник может составить объяснительную, составляют двое суток.

Комиссия может затребовать копии или оригиналы документов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факты вины в совершении проступка.

На основании заключения комиссии, работодатель принимает решение про применение или неприменение к совершившему проступок сотруднику .

В случае дисциплинарного взыскания, работодателем осуществляется составление соответствующего приказа и доведение этого приказа до сведения сотрудника.

Оформление заключения о проведении служебной проверки

Так как законодательное регулирование служебных проверок отсутствует, установленной формы заключения о проведении таковой проверки нет. Тем не менее, нормой принято создание заключения, состоящего из:


Отдельные нюансы проведения служебных проверок


Участие всех лиц в служебной проверке может быть исключительно добровольным – работодатель обязан получить их письменное согласие
. Во время проверки также по письменному согласию может проводиться психофизиологическая экспертиза – . К проведению проверок не запрещается привлекать третьих лиц на договорной основе.

В случае, если служебным расследованием было выявлено наличие признаков уголовного преступления, вся информация относительно этого расследования должна быть предоставлена в органы внутренних дел по решению работодателя.

Важный факт – служебное расследование не может включать в себя мероприятия, касающиеся жизни подозреваемого в совершении проступка сотрудника за пределами предприятия или вне времени исполнения рабочих обязанностей.

Проведение служебной проверки не является обязательным ни для работодателя, ни для сотрудников, однако оно может выступить решающим фактором при последующих судебных разбирательствах относительно применения или неприменения к сотруднику норм дисциплинарных взысканий, в особенности – прекращения трудовых взаимоотношений и увольнения по инициативе работодателя.

«Утверждаю»

Начальник УВД Московского

района Санкт-Петербурга

полковник милиции

Петров А. Н.

19.07.2001 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по материалам служебной проверки

Мною, майором милиции Бетко С. А., заместителем командира ОБ ППСМ по кадровой и воспитательной работе, в ходе проведения служебной проверки по факту применения табельного огнестрельного оружия сержантом милиции Николевым А. А., милиционером ОБ ППСМ,

УСТАНОВЛЕНО:

08.07.2001 года с 20.00 часов до 08.00 часов на охрану общественного порядка в составе наряда ПП-622 заступили сержант милиции Николев А. А., милиционер ОБ ППСМ, сержант милиции Яйченя Н. М., милиционер ОБ ППСМ. За время несения службы замечаний не поступало. Около 05.00 часов 09.07.2001 года милиционер Яйченя Н. М. отклонился от маршрута патрулирования для справления естественных надобностей. Милиционер Николев А. А. ожидал милиционера Яйченя Н. М. на перекрёстке Московского пр. и ул. Типанова. Минут через 5 к нему обратился мужчина, который сообщил, что за торговыми павильонами происходит драка – двое мужчин избивают его знакомого. Николев А. А. проследовал к месту происшествия, где обнаружил двух молодых людей в состоянии алкогольного опьянения , впоследствии оказавшихся Мачихиным Д. А. и Шумилиным В. В, избивавших третьего, лежащего на земле. Прекратив избиение Николев А. А. установил, что потерпевший настаивает на привлечении избивших его молодых людей к ответственности . В это время к нему подошел ещё один молодой человек, который сообщил, что те же граждане ногами повредили дверь его автомашины, о чём он намерен заявить в органы внутренних дел . Николев А. А. объяснил всем гражданам, что все они задержаны до выяснения обстоятельств произошедшего и должны проследовать с ним в дежурную часть 51 отдела милиции. Однако Мачихин Д. А. и Шумилин В. В. Отказались проследовать в отдел милиции и стали угрожать Николеву А. А. физической расправой, сопровождая отказ грубой нецензурной бранью. Они стали приближаться к Николеву А. А. размахивая руками, пытаясь его ударить и хватая за форменную одежду. Милиционер предупредил их, что в случае неповиновения, он вынужден будет применить физическую силу, и если понадобится – табельное огнестрельное оружие. Несмотря на это, они продолжали свои действия в отношении милиционера и один из них, промахнувшись, сбил с головы Николева А. А. форменную кепку . Так как молодые люди находились в состоянии алкогольного опьянения, на предупреждения милиционера не реагировали, вели себя агрессивно и были достаточно крепкого телосложения, Николев А. А. достал табельное оружие ПМ ПИ № 0557 и привёл его в боевую готовность согласно ст. 16 ч. 1 Закона РФ «О милиции» , так как воспринимал их угрозы реально и считал, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.Тогда молодые люди, не обращая внимания на неоднократные предупреждения Николева А. А. о применении им в отношении них, в случае необходимости, физической силы и табельного огнестрельного оружия, пошли в сторону дома 4 по ул. Типанова. Вызвать помощь по радиосвязи он не мог, так как радиостанция осталась у милиционера Яйченя Н. М., и руководствуясь ст. 15 ч. 2 п. 3 Закона РФ «О милиции» Николев А. А. произвёл один выстрел в воздух для вызова помощи . Молодые люди перепрыгнули через ограждение и стали двигаться в сквер по направлению к ул. Алтайской. Николев А. А. потребовал, чтобы они остановились и легли на землю, однако они стали двигаться в его направлении, угрожая ему немедленной физической расправой. Молодой человек, впоследствии оказавшийся Мачихиным Д. А., поднял с земли какой-то предмет и стал быстро приближаться к Николеву А. А. При осмотре места происшествия было установлено, что данным предметом являлась пивная бутылка с отбитым дном («розочка»). Предупредив о применении оружия, Николев А. А. произвёл один выстрел в воздух согласно ст. 15 ч. 2 п. 3 Закона РФ «О милиции» для предупреждения о намерении применить оружие. Мачихин Д. А. продолжал движение и замахнулся неизвестным предметом на Николева А. А. Руководствуясь ст. 15 ч. 1 п. 2 Закона РФ «О милиции» Николев А. А. произвёл выстрел в район ног Мачихина Д. А ., но тот продолжал идти, и Николев, руководствуясь ст. 16 ч. 2 Закона РФ «О милиции», произвёл ещё два выстрела в район ног Мачихина Д. А. , после чего он упал. Второй молодой человек, позднее оказавшийся Шумилиным В. В., продолжал приближаться к Николеву А. А., и, увидев падение товарища, ускорил движение. Заметив это, руководствуясь ст. 16 ч. 2 Закона РФ «О милиции», Николев А. А. произвёл выстрел в направлении Шумилина В. В. В этот момент на место происшествия прибыл милиционер Яйченя Н. М., и через несколько минут подъехал наряд 51 отдела милиции. Для задержанных была вызвана скорая помощь. О произошедшем доложено дежурному по РУВД.

Сержант милиции Николев Алексей Алексеевич, милиционер ОБ ППСМ, 11.08.1975 года рождения, в МВД с 1997 года. По службе характеризуется положительно, действующих взысканий не имеет.

По данному факту в отношении Мачихина Д. А. и Шумилина В. В. старшим дознавателем Качаловой А. Ю. возбуждено уголовное дело № 320555 по ст. 213 ч. 2 УК РФ.

На основании вышеизложенного,

ПОЛАГАЛ БЫ:

  1. Применение табельного огнестрельного оружия ПМ ПИ № 0557 сержантом милиции Николевым Алексеем Алексеевичем, милиционером ОБ ППСМ считать правомерным.
  2. Проверку материала прекратить.
  3. Материал проверки направить в Прокуратуру Московского района для принятия окончательного решения.
  4. Копию заключения направить в отдел вооружения ХОЗУ ГУВД для восстановления боеприпасов в количестве 6 патронов 9 мм для ПМ.
  5. Использованные боеприпасы восстановить за счёт сметы ГУВД.

Заместитель командира ОБ ППСМ

по кадровой и воспитательной работе

майор милиции Бетко С. А.



Просмотров