Акцентуации экзальтированный тип. Экзальтированный

Психология рассматривает экзальтированность как проявление темперамента, приближенного к психопатии . Немецкий психиатр Карл Леонгард первым описал понятие экзальтированности, выделил и классифицировал этот тип, а также охарактеризовал его как «темперамент тревоги и счастья» .

Проявления экзальтации свойственны определенным типам темперамента: сангвинику и холерику. Женщинам экзальтация в поведении присуща чаще, чем мужчинам. У людей из актерской среды экзальтация является присущей им особенностью, которая помогает им в профессии.

Проявления экзальтированности

Экзальтированность – это склонность к преувеличению и резким переходам от состояния счастья к непомерному горю.

Как рано начинает проявляться экзальтация

В поведении детей довольно раннего возраста экзальтация достаточно частое явление. В возрасте 2–5 лет почти каждый ребенок время от времени закатывает истерики с громким плачем, может переходить от радостного настроения к печали и слезам. Иногда дети закатываются смехом так, что их невозможно успокоить, иногда возбужденно бегают, размахивают руками и кричат, привлекая внимание. Можно сказать, что все это свойственно определенному этапу роста и развития каждого индивидуума.

В дальнейшем основная масса людей начинает контролировать свои эмоции и поведение – что можно считать признаком зрелости . Но отдельные личности могут оставаться вечным ребенком и заслуженно снискать о себе мнение, как об экзальтированном человеке.

Отношение окружающих к экзальтированным людям

Как все чрезмерное, экзальтация подвержена порицанию. У таких людей:

  • Часто возникают конфликты с окружающими.
  • Им стараются не давать важных поручений по работе.
  • Глубоких дружеских отношений с ними тоже не завязывают, так как им трудно доверять. Никогда не знаешь, что может « выкинуть » такая личность в следующую минуту.

Экзальтация – это огромная проблема близких той личности, которой свойственен подобный темперамент. Жить рядом с подобным человеком равносильно местопребыванию возле спящего вулкана. Совместное существование с такими людьми полно сюрпризов, и не всегда приятных.

Как живется экзальтированной личности

Не все индивидуумы с подобным темпераментом считают его проявления своей проблемой . Уверенность в собственной непогрешимости так и не дает им понять, что в большинстве своих жизненных неудач им некого винить, кроме самих себя . Эти люди часто совершают ошибки. Будучи плохо приспособленными к быту, они не справляются с « прозой жизни » , могут спиться, погрязнуть в житейских проблемах, необдуманно лишиться жилья.

В начале жизненного пути, пока рядом родители , близкие люди – в их судьбе участвуют и не дают свершиться чему-то непоправимому. С годами этих людей чаще, чем остальных, начинает преследовать одиночество . Можно вспомнить достаточно много таких изломанных судеб на примерах великих художников и известных артистов, умерших в одиночестве и нищете.

Но даже если сам человек осознает свою особенность и хотел бы избавиться от экзальтированности – увы. Свой природный темперамент и психические особенности никому не дано изменить силой одного лишь желания и знанием того, что такое экзальтация.

Экзальтированный тип личности






АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры – художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?

Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.

Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.

Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).

Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В.Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.

Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример. Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.

Негативный «полюс» аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.

Клаус Э. , 1928 г. рожд. Мать – экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой – подверженность печальным переживаниям. В детстве Клаус боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, – он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Клаус Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности...» Нечто подобное Клаус испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Клаус Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Клауса сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.

Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Клауса при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент – это слезы счастья.

Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Мартин Р. , 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р. отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах. В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.

Р. – типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.

Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Торсторф.

Аделе Г. , 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.

Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины – величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: „Вот это прекрасно, это ты напиши!“ Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это...» Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула – сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!». Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».

Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.

Следующий пример, ранее описанный Зайге.

Мартин Ц. , 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.

Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается пол влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.

Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но коронки «безумно мешают»; он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности – это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ Некоторые люди обладают особым психологическим складом, который характеризуется изменчивостью настроения без внешнего повода. Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова. Изменчивость (лабильность)

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые1) регулируют

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

3. Темперамент Темперамент - постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - основные типы темперамента. Каковы

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

1. Темперамент 1. История представлений о темпераменте.2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов.3. Индивидуальный стиль деятельности.4. Темперамент и проблемы воспитания.1. Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Аффективно-лабильный темперамент Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Основи загальної психології-2. Том II автора Полозенко О В

Аффективно-экзальтированный темперамент Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.1 ТЕМПЕРАМЕНТ 1. Поняття про темперамент.2. Фізіологічні основи темпераменту.3. Психологічна характеристика темпераменту.4. Головні властивості темпераменту.5. Темперамент і особистість.6. Вплив темпераменту на діяльність

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Из книги автора

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

Из книги автора

6.1. Темперамент Понятие темперамента. Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место

На многие обстоятельства, ситуации, партнеров человек чаше всего реагирует крайними вариантами эмоций то эйфорического плана – восторг, восхищение, умиление, трепет, безудержная любовь и т. п. , то дисфорического плана – ненависть, презрение, отвращение, брезгливость, агрессия и т. п. В то же время он гораздо реже демонстрирует эмоции


среднего диапазона – умеренные, сдержанные, мягкие.

Такой стереотип эмоционального поведения дисфункционален личность "работает" на износ, поскольку велика информационно-энергетическая насыщенность эмоций – вместо спички постоянно вспыхивает факел. Столь мощные энергетические траты не проходят бесследно по нашим наблюдениям, экзальтированные люди, как правило, .худощавы, бледны, с обостренными чертами лица, с жесткой преувеличенной экспрессией, впечатление такое будто все витамины, белки и жиры они изводят на эйфорические и дисфорические реакции Реже, но встречаются тучные экзальтированные особы.

Экзальтированные личности отличаются крайностью и категоричностью суждений и оценок; часто и легко меняют свои мнения на противоположные, например, в высказываниях об одних и тех же сослуживцах, происходящих событиях, произведениях искусства. С ними трудно спорить, ибо свое мнение они считают самым правильным, себя и никого другого они находят компетентными и профессиональными. Нередко становятся грубыми и злыми, когда с их оценками не соглашаются.

Экзальтированность порой сочетается с артистичностью натуры и является предпосылкой актерского таланта. Мастерство актера состоит в умении входить в очень разные эмоциональные состояния, включая эйфорические и дисфорические. В жизни каждый должен быть немного актером – педагог, воспитатель, врач, адвокат, официант, родитель, таким образом в умеренном виде экзальтированность полезна Чрезмерно экзальтированные личности порой склонны к эпатажу – смелым, шокирующим окружающих выходкам, нарядам, позициям.

Следует особо отметить, что обычно экзальтированность сопровождается сниженной самокритичностью ума: мощная энергия эйфорических и дисфорических эмоций подавляет, "заглушает" действие интеллекта, личность не в состоянии понять, что утрачивает коммуникабельность, выглядит гротескно.

Проверьте себя: на последующие суждения надо дать ответ

"да" или "нет"

ВЫ СКЛОННЫ К ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТИ, ЕСЛИ:

1. В принципе способны восторгаться, восхищаться чем-нибудь или кем-нибудь

2. Бывает так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас.

3. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких-либо разочарованиях.

4. Вы можете сказать о себе- могу полюбить до безумия и могу возненавидеть до глубины души.


5. У вас есть любимые животные, при виде которых вы испытываете чувство трепета, умиления, нежности, волнения.

6. Вы абсолютно не переносите некоторый тип людей (мужчин, женщин, руководителей и т. п.).


7. Неожиданная подмеченная деталь в человеке может резко изменить ваше мнение о нем.

8. Творчество какого-либо талантливого человека (художника, артиста, поэта, музыканта и т. п.) вызывает восторг, потрясает вас.

9. Трагический фильм, пьеса или роман может растрогать вас настолько, что покатятся слезы.

10. В вашем окружении есть люди, которых вы ненавидите или глубоко презираете.

11. Вы уверены, что большинство людей уступает вам в каком-либо отношении настолько, что не может сравниваться с вами.

12. Часто ваши вкусы, мнения и оценки существенно расходятся с позициями большинства.

Сколько баллов (утвердительных ответов) у вас? Полученные баллы означают: 10-12 – отчетливо выраженная экзальтированность; 5-9 -тенденция к экзальтированности; 4 балла и меньше – экзальтированность как эмоциональный стереотип отсутствует.

Интерпретация данных. Очень высокие показатели свидетельствуют о склонности личности проявлять эмоциональные крайности. На факты, события и поступки других экзальтированные особы реагируют слишком открыто, преувеличено однозначно, даже гротесково. Они не чувствуют меру и то, как воспринимают те же обстоятельства окружающие. Имея порой очень спорное мнение по поводу кого-либо или чего-либо, они тем не менее выражают его в категоричной форме, где нет полутеней и сомнений. Не терпят возражений, не способны смягчать свои позиции и идти на компромисс.

Если при этом у экзальтированной личности невысокий уровень интеллекта, своеобразие мнений и оценок достигает уровня вызывающей амбициозности. Среди экзальтированных встречаются умные и эрудированные люди; тогда амбициозность облекается в наукообразность и высокий стиль. При всем богатстве интеллекта его все же недостаточно для самокритичности. Создается впечатление, будто обычная рассудительность таких людей вдруг перетекает из области наблюдения причин и следствий в область словесного высокопарного выражения эмоций.

Особенно сложны в коммуникативном плане личности, у которых одновременно завышены показатели экзальтированности и импульсивности. Такие, что называется, рубят сплеча, да с таким упоением, что могут нанести психологическую травму кому угодно – родным, близким, знакомым, коллегам, подчиненным и начальникам.

Средние показатели экзальтированности свидетельствуют о способности личности адекватно откликаться эмоциями и чувствами на происходящее. Каждого нормального человека что-то радует, что-то огорчает и он выражает это таким образом, чтобы окружающие могли увидеть соответствующие состояния. Для некоторых профессий необходим


широкий спектр эмоций и чувств, чтобы не только реагировать в ответ на происходящее, но и доносить свои состояния окружающим. Не случайно в группе учителей экзальтированность выше, чем у других обследованных нами групп, например, врачей, бухгалтеров.

Слишком низкий показатель экзальтированности является признаком скованности эмоций и чувств, а так же лености ума, который не способен делать открытия, находить предмет для восхищения и радости, для отвержения и восхищения. Так, группа безработных, желающих получить профессию в области страховой медицины, набрала наименьшее количество баллов по данному показателю..

В плане профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, т. е. тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

Предлагаемая ниже методика "Прогноз" разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Проверьте себя: прочтите утверждение и дайте ответ "да" или "нет".

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ

ЭКЗАЛЬТИРО́ВАННЫЙ , экзальтированная, экзальтированное; экзальтирован, экзальтированна, экзальтированно (книжн.).

1. Находящийся в состоянии экзальтации. Экзальтированный человек.

2. Порожденный, вызванный, проникнутый экзальтацией. Экзальтированный поступок. Экзальтированный взор.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ" в других словарях:

    - (от слова экзальтация). Восторженный, легко восхищающийся. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ восторженный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Воодушевленный, восторженный, возбужденный Словарь русских синонимов. экзальтированный см. восторженный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    экзальтированный - ая, ое. 1. Находящийся в экзальтации. БАС 1. Княгиня продолжала заниматься его перевоспитанием со всем увлечением экзальтированной женщины. Салт. Госп. Ташкентцы. Экзальтированный человек. Уш. 1940. 2. Относящийся к экзальтации, свойственный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Толковый словарь Ожегова

    ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна и ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна (книжн.). Находящийся в экзальтации, проникнутый экзальтацией. Экзальтированное поведение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    экзальтированный - экзальтировать, экзальтированный и устаревающее экзальтировать, экзальтированный … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Прил. 1. соотн. с сущ. экзальтация, связанный с ним 2. Свойственный состоянию экзальтации, характерный для него. 3. Находящийся в состоянии экзальтации. 4. Вызванный состоянием экзальтации. 5. Выражающий состояние экзальтации. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Экзальтированный, экзальтированная, экзальтированное, экзальтированные, экзальтированного, экзальтированной, экзальтированного, экзальтированных, экзальтированному, экзальтированной, экзальтированному, экзальтированным, экзальтированный,… … Формы слов

    экзальтированный - экзальт ир ованный; кратк. форма ан, анна … Русский орфографический словарь

    экзальтированный - кр.ф. экзальти/ро/ван, экзальти/ро/ванна, ванно, ванны; экзальти/ро/ваннее … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Шизофрения. Том 1
  • Шизофрения. Том 2 , Ландауэр Исаак. История России XX века - череда трагических событий, показавших, насколько легко люди оказываются готовы вершить чужие судьбы и приводить в исполнение смертные приговоры. Огромные масштабы…

Ко мне на прием был направлен 9-летний ребенок , с невозможностью воспринимать учебный материал. Так мне объяснила по телефону специалист, которая его ко мне и направила.

В назначенное время на прием пришел мальчик и его бабушка, которую бабушкой назвать сложно. Кожно-зрительная по векторам — очень моложавая, подвижная, с готовностью идущая (можно сказать, стремительно бегущая) на контакт. Признаюсь сразу, что первый порыв, устремленный в мою сторону был мне очень приятен.

Приятно видеть людей не безразличных, а заинтересованных в тебе, но потом…

На мой вопрос: «С чем пришли? На что жалуетесь?» она 5 минут что-то очень ярко, красочно и эмоционально говорила. Из ее речи я не поняла ни слова. Когда я второй раз попросила ее сформулировать проблему на меня опять обрушился поток слов, который я пыталась оформить в какой-то смысл, чтобы за что-то зацепиться, но безуспешно… Единственное, что я поняла, что мальчик в какой-то момент впадает в состояние оцепенения . И это было не проговорено, а показано.

Этот ступор я прочувствовала и на себе, когда после осмотра мальчик лег на кушетку, и я где-то минуту ходила вокруг него, так как начисто забыла весь алгоритм работы. Внутри меня трясло. Я попросила бабушку сидеть молча, больше мне ничего не говорить и сознательно стала себя успокаивать. Давая себе команды: «Таня, успокойся! Дыши! Все нормально, сейчас будем делать то-то и то-то». Через минуту состояние мое нормализовалось, и я смогла приступить к выполнению своих обязанностей.

Естественно, у мальчика было состояние стресса, «напряжение» в голове и в области грудо-брюшной диафрагмы. Его внутренний краниосакральный механизм был ограничен.

Мальчик по векторам был кожно-анально-зрительный. И мама, и его бабушка были носителями зрительного вектора. Бабушка в состоянии эмоциональной экзальтации в зрительном векторе. Мама, по всей видимости, тоже была в не совсем гармоничном состоянии. Сама бабушка говорила, что «ее дочь еще та еще истеричка и будет похлеще ее в своих эмоциональных проявлениях».

Конечно, верить всему, что говорят такие люди, не стоит. Все может быть сильно преувеличенно и иметь мало общего с реальностью. Но даже по одной бабушке было понятно, что парню в таких условиях жилось очень нелегко.

Проработав остеопатически с мальчиком, я объяснила его бабушке, что причина его состояния в поведении его близких . Представителям анального вектора очень важны спокойный ритм и последовательность во всем, в том числе и в подаче информации. Они основательны во всем, что делают. Чтобы начать действие, такому ребенку нужно собраться, настроиться. А начав, довести до конца. Это необходимые условия для его психологического комфорта и развития его свойств.

А тут эмоциональная экзальтация бабушки наряду с мельтешением, дерганостью в кожном векторе постоянно срывают его, мешая углубиться во что-либо . Ее внимание перепрыгивает с объекта на объект. Не фиксируется долго на чем-то. Даже проследить ход ее мысли сложно. От нее поступают противоречивые сигналы – о чем она говорит, и что делать – ему непонятно. Это вводит нуждающегося в последовательности мальчика в ступор.

Не жизнь, а вечная сцена

Зрительный вектор наделен эмоциональностью, которая в условиях нереализованности у человека может иметь экзальтированную форму. Их эмоции бурные, но при этом поверхностные. Такие зрительники все воспринимают очень преувеличенно, на пике своих эмоций. Таким поведением они расшатывают себя и окружающих. Это может вызывать раздражение и неприятие со стороны других людей.

Зрительники, остановившиеся в своем развитии, инфантильны. Они ничего сами не могут сделать. Только привлекают внимание. К себе. Но сегодня, когда существует реальная возможности реализовать весь огромный потенциал своих эмоций в помощи людям, оставаться на уровне охов и ахов недостаточно. Это не наполняет.

Таким зрительникам нужна публика. Им важно вызвать эмоции у других людей. Им нужно, чтобы ИМ СОПЕРЕЖИВАЛИ, СОЧУВСТВОВАЛИ. Это как ребенок, который привлекает к себе внимание своим плачем, истерикой или как-то иначе с одной только целью, чтобы получить желаемое.

Эмоциональный вампир. Клубок из страхов и эмоций

Экзальтация или глубина настоящих чувств

Эмоции – тип реагирования на происходящие события. У экзальтированного зрительника они кричат, сшибая с ног всех окружающих. Не реализуясь в общественно-полезной деятельности, они просто беспорядочно выплескиваются наружу, так и не оформившись в глубокое чувство – эмпатию, сопереживание, любовь.

Чувства – они глубже, они не кричат. Они тихо проживаются человеком внутри. Развитая чувственность помогает человеку акцентировать свое внимание на ближнем. Прочувствовать чужую боль и откликнуться на нее, поддержать. С таким человеком рядом тепло и комфортно.

Татьяна Караказова , врач


Раздел:



Просмотров