Административное право российской федерации. VI

КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА - совокупность его прав и обязанностей. Компетенция различных государственных органов существенно отличается: одни руководят промышленностью, другие - обороной и безопасностью страны и т.д. Компетенция органов государственной власти и управления закрепляется в специальных законах и положениях. Например, прокуроров закреплена в Законе о прокуратуре РФ. Компетенция высших органов власти и управления закреплена и Конституции РФ 1993 г. В зависимости от характера и объема их компетенции органы Российской Федерации подразделяются на следующие основные виды: 1. Органы государственной власти - Президент и Федеральное Собрание. 2. Органы государственного управления - Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, ведомства, администрация государственных предприятий и учреждений. Их называют исполнительно-распорядительными органами, так как они осуществляют распорядительную деятельность во вверенной им сфере. 3. Органы надзора и контроля включают в себя Конституционный РФ, Генерального прокурора РФ, которые осуществляют и контроль за соблюдением Конституции, общефедеральных законов, фактическим исполнением решений государства. 4.

Органы охраны правопорядка () - суд, органы внутренних дел. Это органы, которые стоят на страже законности, предупреждают и пресекают правонарушения, привлекают к ответственности лиц, нарушающих законодательство- К числу правоохранительных органов относят т.ж. прокуратуру, которая соединяет функцию надзора за соблюдением законов и других нормативных актов с борьбой за . Она возбуждает уголовные дела и занимается расследованием некоторых категорий преступлений. 5. Органы зашиты государства: армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и защищают наше от нападений извне, разоблачают и пресекают подрывную деятельность иностранных разведслужб, ведут борьбу с терроризмом, бандитизмом и международной наркомафией.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА" в других словарях:

    - (см. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа. Строго говоря, компетенция… … Элементарные начала общей теории права

    - (от лат. competo добиваюсь; соответствую, подхожу) юридически установленные полномочия, права и обязанности властного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов или органов местного самоуправления.… … Политология. Словарь.

    Круг полномочий, право принятия решений государственного органа, должностного лица, оговариваемое законами, нормативными актами, положениями, инструкциями. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    И; ж. Юрид. 1. Область вопросов, в которых кто л. хорошо осведомлён. Инженерные вопросы строительства не его к. 2. чья. Круг полномочий какого л. учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему л. ведению. К. суда. Решение этого вопроса … Энциклопедический словарь

    Компетенция - это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности. По отношению к государству это круг прав и обязанностей в определенных сферах… … Большой юридический словарь

    Компетенция - определенная и закрепленная законом или иным нормативным актом совокупность полномочий должностного лица или государственного органа. Установление компетенции имеет целью четкую организацию и специализацию деятельности различных органов… … Теория государства и права в схемах и определениях

    КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

    Компетенция - (от лат. competentia принадлежность по праву) 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом. К. задает круг предназначений,… … Исследовательская деятельность. Словарь

    КОМПЕТЕНЦИЯ - (от лат. competentia принадлежность по праву) 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицсг обладает познаниями, опытом … Профессиональное образование. Словарь

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих функции государства. Понятие аппарат государства и механизм государства в своей основе совпадают, однако иногда в теории государства и права под государственным механизмом понимают не только систему государственных органов, но и те приемы и методы, с помощью которых эти органы осуществляют государственную власть. Основу государственного механизма составляют органы государственной власти, органы государственного управления, судебные органы и контрольно-надзорные органы. Особое место в системе государственного механизма занимают силовые структуры (вооруженные силы, милиция/полиция, тюрьмы и т. д.). Существуют 3 основные модели построения механизма государства:

    Централизованно-сегментарное, которая характеризуется сочетанием центральной власти с хорошо развитым местным самоуправлением.

    Моноципальная модель, которая характеризуется тем, что в таких государствах существует единая, разветвленная система государственных органов со строгой централизацией и системой отношений власти и подчинения.

    Монотеократическая модель, которая характеризуется единовластием главы государства, основанная на религиозных догмах.

    Принципы построения механизма государства

    Принцип народовластия – проявляется демократической организацией государства, при которой носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве является народ

    Принцип разделения властей , в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, и при этом каждая из ветвей власти является относительно самостоятельной и наделена контрольными функциями в отношении других ветвей.

    Принцип законности – заключается в том, что все государственный органы формируются на основании законов и осуществляют свою деятельность в соответствии с его требованиями. Закон признается нормативным актом высшей юридической силы

    Верховенство конституции

    Приоритет прав и свобод человека

    Единство системы государственной власти

    Профессионализм осуществления государственной власти (власть осуществляется на профессиональной основе)

    Равный доступ граждан к государственным службам (в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой)

    Гласность в осуществлении государственной службы

    Ответственность государственных служащих за принимаемые решения, а так же за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей

    Органы государства и их классификация

Государственный орган – это лицо или организация, выступающая от имени государства, наделенное определенной компетенцией и способное применять силу государственного принуждения. Основные признаки государственных органов:

    Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства и всегда выполняет какую-либо функцию государства

    Государственный орган образуется в установленном законом порядке

    Для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией. Компетенция государственного органа – это сфера его полномочий, то есть границы, в пределах которых государственный орган действует от имени государства. Компетенция любого государственного органа определена в конкретном нормативно-правовом акте. Для высших органов власти и управления (парламента, правительства, президента), таким актом является конституция. В зависимости от содержания и объема полномочий государственного органа, различают общую и специальную компетенцию.

    Государственный орган характеризуется определенной структурой, располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его функций

    Государственный орган состоит из государственных служащих, то есть лиц, которые непосредственно осуществляют его функции. Государственный служащие – это работники государственного органа, выполняющие определенную функцию, подчиненные служебной дисциплине и получающие заработную плату в соответствии с занимаемой должностью. К числу государственных служащих относится так же должностное лицо, в силу занимаемой должности оно имеет властные полномочия и в праве самостоятельно принимать решения по их использованию

Классификация государственных органов:

    По принципу разделению властей органы подразделяются на: законодательные (органы государственной власти, коллегиальные, выборные представительные органы), исполнительные (органы государственного управления), судебные органы (осуществляют правосудие). Эта классификация требует следующих уточнений: отдельное место в государственном механизме занимает глава государства, то есть президент, поскольку в большинстве государств роль президента не ограничивается лишь тем, что он возглавляет исполнительную власть, существует еще органы государственного надзора и контроля, которые осуществляют контрольно-надзорные функции.

    По характеру формирования различаются первичные государственные органы, которые возникают либо в порядке наследования (к примеру наследственные монархии), либо избираются по установленной процедуре, и производные органы (они создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями).

    В зависимости от территориальной сферы деятельности , органы государства подразделяются на высшие (например парламент, президент, правительство, верховный суд), которые возглавляют определенную ветвь власти и действуют на всей территории государства, центральные органы (например отраслевые министерства и департаменты), они подчиняются высшим органам, но действуют так же на всей территории государства, местные органы (местный совет депутатов и т.д.), действуют в пределах определенной административно-территориальной единицы.

    По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (решения принимаются коллегиально) и единоначальные (либо состоят из одного лица, либо возглавляет одно лицо) органы.

    По характеру компетенции различают органы общей компетенции, полномочия которых охватывают все вопросы деятельности государства, относящиеся к их предмету деятельности (парламент, правительство, исполком), и органы специальной компетенции, компетенция которых распространяется только на строго названные вопросы.

    По времени функционирования различают органы постоянно действующие и временные. Временные органы создаются для решения каких-либо временных функций, например чрезвычайный совет или какое-либо учредительное собрание и т.д.

    Характеристика государственных органов

Органы государственной власти. К этим органам относится парламент, как высший орган государственной власти, и органы местного самоуправления. В целом это всегда выборные представительные коллегиальные органы, которые как правило формируются непосредственно населением. Парламент – это общее название (к примеру в Беларуси это национальное собрание, конгресс в США). Состав парламента может быть либо двухпалатным, либо однопалатным. Двухпалатный парламент как правило характерен для федеративных государств. В таком двухпалатном парламенте нижняя палата избирается всем населением и представляет интересы всего населения, а верхняя палата формируется из представителей/субъектов федерации и представляет интересы этих территорий. Иногда двухпалатный парламент существует и в унитарных государствах, например в Республике Беларусь. У нас в Республике нижняя палата – палата представителей, состоит из 110 депутатов, избирается непосредственно населением. Верхняя палата – совет Республики состоит из 64 членов совета Республики, формируется: по 8 человек от каждой области и города Минска, еще 8 избираются президентом. Верхняя палата представляет интересы административно-территориальных единиц. Депутаты нижней палаты парламента и члены Совета Республики имеют особый статус. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий. Основные функции парламента:

    Законодательная функция, принятие законов. Она включает так же право законодательной инициативы. Это возможность представить законопроект на рассмотрение парламента. Таким правом обладают в РБ депутаты палаты представителей и Совета Республики.

    Принятие бюджета и отчета о его исполнении. Бюджет – это финансовый документ государства, где сопоставляются доходы и расходы государства.

    Установление общегосударственных налогов и сборов.

    Ратификация (одобрение) внешнеполитических, международных договоров

    Участие в формировании органов государственного управления, прежде всего правительства, и контроль их деятельности

Местные органы самоуправления действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. В Республике Беларусь к таким органам относятся: областные, городские, районные, сельские и поселковые советы депутатов. Как правило эти органы существенной роли не играют, в их компетенцию входит: установление местных налоговых сборов, которые направляются на развитие соответствующей административно-территориальной единицы, утверждение местного бюджета, осуществление контроля деятельности местных органов государственного управления (исполкомов), решение иных вопросам на местном уровне.

    Глава государства

Высшее должностное лицо государства. Существуют 2 формы осуществления полномочий главы государства: монарх и президент. Монарх приобретает свою власть по наследству, осуществляет свои полномочия как правило пожизненно, в руках монарха концетрируется вся полнота власти (формально), монарх не несет юридической и политической ответственности за свои решения. Президент, как глава государства – это выборная сменяемая должность, как правило избирается всем населением путем прямых выборов по мажоритарной избирательной системе. Президент осуществляет свои полномочия срочно, то есть избирается на определенный срок. Президент может возглавлять ветвь исполнительный власти, то есть являться одновременно и главой правительства, например в президентской республике. Может не относится ни к одной из ветвей власти (как например в РБ) и являться главой государства, осуществляя как законодательную, так и исполнительную распорядительную функцию.

    Органы государственного управления

Органы государственного управления – это исполнительно-распорядительные органы. Они обеспечивают реализацию законов и фактически организуют управление обществом. Система органов государственного управления строго централизована, нижестоящие органы подчиняются вышестоящим. Как правило, должности служащих органов государственного управления замещаются по назначению, а не по избранию, то есть это производные органы. Система органов государственного управления:

Высшие органы государственного управления. К ним всегда относится правительство, иногда президент (если он возглавляет правительство).

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции. Существуют несколько способов формирования правительства:

    Парламентский (правительство формируется из членов политической партии, победившей на выборах в парламент)

    Внепарламентский (для президентских и смешанных республик. Правительство назначается президентом, кандидатуры согласуются с парламентом или с одной из его палат. Правительство возглавляется премьер-министром, в президентской республике – президентом. В состав входят руководители центральных органов государственного управления – государственные комитеты. Основные функции правительства – это исполнение законов и организация всего государственного аппарата

Центральные органы государственного управления

Министерство – отраслевые органы управления специальной компетенции, то есть круг вопросов, которые они в праве решать, четко определен соответствующим актом законодательства. Государственные комитеты – это межотраслевые органы управления, ответственные за определенную управленческую функцию в различных сферах общественной жизни.

Местные органы государственного управления:

Исполкомы местных советов депутатов, администрации в районах городов, их отделы и управление.

    Судебные органы

Судебные органы – это органы, осуществляющие правосудия в пределах своей юрисдикции. Понятием юрисдикции охватывается компетенция судов и других государственных органов, уполномоченных законом на решение юридических дел. Суды занимают особое место в механизме государства, никому не подчинены и не подконтрольны. Основным принципом осуществления правосудия является осуществления правосудия только судом и только на основе законов. Судьи имеют особый статус, они неприкосновенны и несменяемы. Особое место в системе судов занимают конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, то есть проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции. Суды общей юрисдикции (или общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях, уголовные дела и другие дела не попадающие под юрисдикцию других судов, то есть это органы предельно общей юрисдикции. Суды специальной юрисдикции рассматривают дела отнесенные к юрисдикции определенных законодательным актам (как правило в какой-то сфере).

    Контрольно-надзорные органы

Эти органы осуществляют от имени государства контроль и надзор за соблюдением законодательства во всех сферах общественной жизни. К ним относятся: прокуратура и ее органы на местах (это органы осуществляющие надзор за соблюдением законодательства всеми лицами, организациями, учреждениями и т.д. во всех сферах общественной жизни. При выявлении правонарушений прокуратура дает предписание об их устранении и обращается в уполномоченный орган для привлечения виновных лиц к ответственности), комитет государственного контроля и его органы на местах (осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни, но прежде всего выявляет нарушения, связанные с финансовой деятельностью государства), различные государственные контролирующие инспекции (следят за соблюдением законодательства в определенной сфере)

Право в системе социального регулирования

    Вопрос: Понятие социального регулирования и социальные нормы.

Социальное регулирование- это упорядочивание общественных отношений с помощью социальных норм.

Социальные нормы- это правила регулирующие поведение людей в обществе.

Социальные нормы необходимы для поддержания порядка в обществе, а также для разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Для социальных норм характерны следующие черты:

    Социальность, поскольку они действуют в сфере общественных отношений.

    Объективность, социальные нормы складываются исторически, закономерно под давлением социальной необходимости.

    Нормативность, они действуют на неопределенный круг лиц и на неограниченное число ситуаций.

    Санкционированность, каждая норма обеспечивается какой-либо санкцией.

К социальным нормам относятся:

    Правовые нормы

    Обычаи- правила поведения складывающиеся исторически и в результате не однократного повторения вошедшие в привычку.

    Религия- мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие поведение и специфические действия основанные на вере в существование Бога или Богов.

    Мораль, одна из форм общественного сознания, система представлений о справедливости, о добре и зле, о честном и бесчестном.

    Семейные нормы, правила поведения принятые в семье.

    Эстетические нормы, представление о красоте.

    Корпоративные нормы, принятые в определенной социальной группе.

    Правила этикета.

2вопрос: Место права в системе социальных норм

Характеристика

Корпарат.нормы

Общеобязательность

Порядок и средства установления норм

Устанавливается государством и закрепляется в источниках права(НПА)

Спонтанно в процессе развития общественных отношений и нигде не закрепляется

Исходят от Бога и закрепляются в религиозных текстах(Библия)

Возникают в определенной организации и закрепляются в нормативных документах (устав университета)

Возникают исторически и действуют в силу их многократного повторения

Обеспеченность норм

Обеспеченно силой государственного принуждения, за нарушение правовых норм наступает юридическая ответственность

Обеспечивается

Силой общественного мнения и общественное порицание

Верой в них человека

Обеспечиваются самой организацией в пределах возможных мер воздействия, самая строгая из которых является- исключение из членов организации

Обеспечиваются силой общественного мнения

По сфере действия

Регулирует наиболее важные общественные отношения

Предельно широка, практически по всем вопросам

Регулирует чувственную сферу.

Действуют в рамках социальной группы и регулируют исключительно вопросы связанные с деятельность организаций

В системе социальных регуляторов право занимает особое место, что обусловлено его следующими чертами:

    Нормы права регулируют наиболее значимые общественные отношения.

    Нормы права являются общеобязательными, т.е. по общему правилу распространяют свое действия на всю территорию государства в пределах государственных границ, а также действуют в отношении граждан данного государства находящихся за границей.

    Нормы права формально определены, т.е. всегда имеют объективный источник выражения, как правило право существует в форме законодательства, т.е. в совокупности НПА, либо закрепляется в системе юридических прецедентов.

    Нормы права устанавливаются, санкционируются (одобряются) государством.

    Нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения, и за их нарушение наступает юридическая ответственность.

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (п.12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, - .

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" .

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа , подлежит рассмотрению в порядке, установленном (п.3 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4 ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Лицо, желающее получить информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Разъяснения органа государственной власти имеют юридическую силу только в том случае, если орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 , определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем, телеграмм не допускается.

Документы, изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов данных государственных или муниципальных органов, не приобретают юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти оформляются в форме писем.

Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий , однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

(МВД России)

Утверждающий документ

Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Министерство иностранных дел (МИД России)

(МИД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц.

Рассмотрение проекта закона Московской области во втором чтении:
Постановление Московской областной Думы от 10.07.2014 № 34/96-П (принять за основу проект закона).
Проект закона, принятый за основу.

Рассмотрение проекта закона Московской области в третьем чтении:

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области

Статья 1

Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются отдельными государственными полномочиями Московской области (далее - государственные полномочия).

Статья 2

1. Органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по:
1) организации и проведению публичных слушаний:
а) по проектам генеральных планов городских поселений;
б) по проектам правил землепользования и застройки городских поселений;
в) по проектам планировки территории и проектам межевания территории городского поселения;
г) по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
д) по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения;
2) принятию решения об утверждении генерального плана городского поселения или о направлении его на доработку;
3) принятию решения об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения или о направлении проекта указанных правил на доработку;
4) выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района;
5) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района;
6) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
7) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, на территории муниципального района, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
2. Органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по:
1) выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, на территории городского округа;
2) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования;
3) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
4) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
3. Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 3

1. Органы местного самоуправления вправе:
принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, в том числе административные регламенты;
получать от уполномоченных органов методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий;
дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий.
2. Органы местного самоуправления обязаны:
представлять уполномоченным органам документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области для осуществления государственных полномочий;
направлять в уполномоченные органы отчеты об использовании субвенций по формам и в сроки, установленные Правительством Московской области;
назначать руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере градостроительства и в области земельно-имущественных отношений, по согласованию с уполномоченными органами, а также согласовывать с уполномоченными органами структуру соответствующих структурных подразделений администрации муниципального образования;
рассматривать представления уполномоченного органа в отношении руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в области земельно-имущественных отношений;
при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.

Статья 4

1. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления государственных полномочий.
2. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, вправе:
издавать нормативные и иные правовые акты по вопросу распоряжения земельными участками и изменения (установления) вида разрешенного использования земельных участков, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления;
давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
3. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны:
оказывать методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий.

Статья 5

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, указанными в статье 2 настоящего Закона, сроком на пять лет, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, предусмотренными пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, сроком на один год.
2. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается законом Московской области в случае неисполнения, ненадлежащего осуществления или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления.
3. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, в соответствии с которым Московская область утрачивает соответствующие государственные полномочия либо возможность наделения ими органов местного самоуправления.
4. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу закона Московской области, в соответствии с которым осуществляется перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, и указанные в статье 2 настоящего Закона полномочия перераспределяются органам местного самоуправления.

Статья 6

1. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном Правительством Московской области.
2. Уполномоченные органы в рамках проведения государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
проводить проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей финансовых средств;
в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке;
запрашивать и получать в двухнедельный срок необходимые документы и другую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
организовывать и проводить в установленном порядке проверки деятельности органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками;
осуществлять контроль за надлежащим распоряжением земельными участками, а также за поступлением средств от их продажи и использования;
запрашивать у органов местного самоуправления сведения, информацию по вопросу распоряжения земельными участками;
принимать меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Московской области при распоряжении земельными участками, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения к ответственности соответствующих лиц;
осуществлять контрольные полномочия в отношении органов местного самоуправления, установленные Правительством Московской области при распоряжении земельными участками;
направлять органам местного самоуправления требования по устранению выявленных нарушений при осуществлении полномочий в области земельно-имущественных отношений.

Статья 7

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, в пределах выделенных бюджетам муниципальных образований на эти цели финансовых средств.

Статья 8

1. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из бюджета Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2. Размер субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий определяется по формуле:

Rsi = (Rпрог.з/пл + Rпрог.м/з) x Чр + М м/з, где:

Rsi - размер субвенции на обеспечение государственных полномочий для i-го муниципального образования;
Rпрог.з/пл - прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда на одного работника;
Rпрог.м/з - прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на материальные затраты на одного работника;
Чр - численность работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Московской области;
М м/з - материальные затраты, необходимые на осуществление государственных полномочий.

Объем материальных затрат определяется из расчета тридцати процентов нормативного годового фонда оплаты труда и начислений на оплату труда работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий.
3. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, утверждается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
4. Субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Статья 9

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
« 24 » июля 2014 года
№ 107/2014-ОЗ



Просмотров