Административная юрисдикция. Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств Особенностью административной юрисдикции является то что участники

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.

Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.

а) предупреждение (выносится в письменной форме);

б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:

Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;

д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;

ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.

Общие правила наложения административных наказаний:

1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:

а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) органы внутренних дел (милиция);

г) органы и учреждения уголовно?исполнительной системы;

д) налоговые органы, органы налоговой полиции;

е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;

ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;

з) органы и войска пограничной службы;

и) органы и должностные лица, осуществляющие административно?надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);

к) военные комиссары;

л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.

Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.

Административное право является одной из отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере деятельности испол­нительной ветви власти. Исполнительная власть реализует функцию государственного управления. Комплекс общественных отношений, которые регулиру­ет административное право, достаточно разнообразен. Одна­ко все они складываются в связи с реализаций функций государственного управления. Эти отношения, урегулиро­ванные нормами административного права, приобретают ха­рактер административно-правовых отношений, которые и составляют предмет административного права. Уяснить со­держание административно-правовых отношений помогает их классификация. В зависимости от участников данного рода отношений можно выделить следующие отношения:

  • между соподчиненными органами исполнительной власти, например, между Правительством РФ и каким-либо министерством РФ;
  • между несоподчиненными органами исполнитель­ной власти, например между двумя министерствами;
  • между органами исполнительной власти и находя­щимися в их организационной подчиненности государст­венными предприятиями, учреждениями, организациями, например Министерством образования и науки РФ и госу­дарственным образовательным учреждением;
  • между органами исполнительной власти и не нахо­дящимися в их организационной подчиненности государ­ственными предприятиями, учреждениями, организация­ми, например, по вопросам контроля и надзора;
  • органами исполнительной власти и органами мест­ного самоуправления;
  • органами исполнительной власти и коммерческими структурами, например, по вопросам лицензирования;
  • органами исполнительной власти и общественными объединениями и религиозными организациями, напри­мер, по вопросам регистрации;
  • органами исполнительной власти и гражданами.

В административно-правовых отношени­ях всегда участвует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти (или его представитель). Без такого участника данные правоотношения не возникают. В качестве субъектов административного права выступают: органы исполнительной власти, государственные служа­щие, коммерческие и некоммерческие организации, граж­дане. Перечень субъектов достаточно разнообразен. Вместе с тем всех их объединяет то, что они наделены админист­ративной правоспособностью, т. е. способностью обладать правами « нести обязанности административно-правового характер… Так, например, у граждан она возникает с мо­мента рождения, а у органа исполнительной власти - с момента его образования. Однако, для того чтобы субъекты административного права могли вступать в административно-правовые отноше­ния, они должны обладать административной дееспособно­стью. Под административной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового ха­рактера. У гражданина в полном объеме она возникает с 18 лет, а частичная - с шестнадцатилетнего возраста, когда его можно привлекать к административной ответственности. Что касается органа исполнительной власти, то у него мо­менты возникновения административной правоспособности и административной дееспособности совпадают.

Административно-правовой статус гражданина

Административно-правовой статус гражданина пред­ставляет собой совокупность его прав, свобод, обязанно­стей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, призна­вая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его администра­тивной правосубъектности, которая включает администра­тивную правоспособность и административную дееспособ­ность.

Как мы уже отмечали, под административной право­способностью гражданина понимается способность обла­дать правами и нести обязанности административно-право­вого характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособ­ность может быть временно ограничена. Например, за со­вершенное административное правонарушение в сфере до­рожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным сред­ством.

Административная дееспособность - это способ­ность своими действиями осуществлять, приобретать пра­ва и нести обязанности административно-правового ха­рактера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достиже­нии гражданином 18 лет. Частичное появление дееспо­собности в административном праве возможно с более ран­него возраста. Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность — способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. и гражданин в случае совер­шения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия. Права граждан как элементы административно-правового статуса:

  • В статье 31 Конституции РФ закреплено право граж­дан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает пись­менное уведомление о проведении публичного мероприя­тия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в ор­ган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприя­тия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организа­ции и проведения публичного мероприятия, а также уча­стия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность.
  • Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на сво­боду передвижения и свободу выбора места жительства . В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Основными документами, удо­стоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, ди­пломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт мо­ряка. Федеральный закон исчерпывающе определяет основа­ния возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведом­лен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтерна­тивную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные све­дения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, нало­женных на него судом. В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т. д. Выезд гражданина за пределы России с целью постоян­ного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо огра­ничений политических, гражданских, трудовых, жилищ­ных и иных прав.
  • Право граждан на объединение закреплено в ста­тье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться оп­ределенным ограничениям, которые устанавливаются Кон­ституцией РФ и федеральными законами. Учредителями, членами и участниками общественных объ­единений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Законо­датель устанавливает определенные возрастные ограниче­ния для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объеди­нений - 14 лет, для детских общественных объедине­ний - 10 лет). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридиче­ских лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации. Документы подаются в тече­ние трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

В сфере исполнительной власти реализация граждана­ми своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерны­ми, так и неправомерными. Правомерные действия связа­ны не только с реализацией гражданами прав, но и выпол­нением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.

Важнейшей обязан­ностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстан­ции . Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправле­ния, учреждения, предприятия и их объединения, общест­венные объединения или должностные лица своими дейст­виями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно при­влекли к какой-либо ответственности. Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушаю­щие права и свободы гражданина, подается либо непосредст­венно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т. е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования.

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Пу­тем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. В действующем законодательстве закреплено право гра­ждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются. В том случае, если гражданин вы­брал неправильный адресат жалобы, его обращение пересы­лается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации. В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением граждани­на, направившего обращение.

Административные правонарушения

Разновидностью юридической ответственности являет­ся административная ответственность, которая предусмот­рена Кодексом РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП РФ) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Ад­министративная ответственность проявляется в виде нака­заний за противоправные деяния, которые называются ад­министративными правонарушениями. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение .

За совершение административного правонарушения устанавливается административное наказание , которое представляет собой меру ответственности, установленную государством. В КоАП РФ предусмотрены следующие ви­ды административных наказаний :

  • Предупреждение представляет собой официальное порицание, вынесенное в письменной форме. Этот вид на­казания применяется за незначительные правонарушения (ст. 3.4 КоАП РФ).
  • Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной ми­нимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной ва­лютной операции, либо сумме неуплаченного администра­тивного штрафа. Если взять в качестве примера исчисле­ние по МРОТ, то минимальный размер штрафа равен 1/10 МРОТ, максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, равен 25 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
  • Возмездное изъятие орудия совершения или предме­та административного правонарушения состоит в прину­дительном их изъятии и последующей реализации с пере­дачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом комиссионных (ст. 3.6 КоАП РФ).
  • Конфискация орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения заключается в безвоз­мездном обращении в федеральную собственность или соб­ственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
  • Лишение специального права , предоставленного фи­зическому лицу, устанавливается за грубое и систематиче­ское нарушение порядка пользования этим правом, напри­мер лишение права управления транспортным средством (ст. 3.8 КоАП РФ).
  • Административный арест заключается в содержа­нии нарушителя в условиях изоляции от общества и уста­навливается на срок до 15 суток, а за нарушение требова­ний режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 су­ток (ст. 3.9 КоАП РФ).
  • Административное выдворение за пределы Россий­ской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контро­лируемое перемещение указанных граждан и лиц через Госу­дарственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируе­мом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
  • Дисквалификация заключается в лишении физиче­ского лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринима­тельскую деятельность по управлению юридическим ли­цом (ст. 3.11 КоАП РФ).
  • Административное приостановление деятельно­сти заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подраз­делений, производственных участков, а также эксплуата­ции агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осущест­вления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).

Все перечисленные виды наказаний являются основ­ными. Только три из них могут выступать еще в качестве дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфи­скация орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граж­данства.

Существует правило, что за одно административ­ное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. При назначении наказаний учитываются обстоятельст­ва, как смягчающие вину, так и обстоя­тельства, отягчающие вину. Перечень обстоятельств, смягчающих вину, не является исчерпы­вающим. В ходе рассмотрения дела в качестве смягчаю­щих вину обстоятельств могут быть признаны и другие. Наряду с этим перечень обстоятельств, отягчающих вину, является исчерпывающим, т. е. никакие другие обстоятельства, кроме указанных в соответствующей статье (4.3) Кодекса, не признаются отягчающими вину. Лицо, которому назначено административное наказа­ние, считается подвергнутым данному наказанию в тече­ние одного года со дня окончания исполнения постановле­ния о назначении административного наказания.

Основными задачами производства по делам об админи­стративных правонарушениях являются всестороннее, пол­ное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так­же выявление причин и условий, способствовавших совер­шению административных правонарушений. Участниками производства по делам об администра­тивных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защит­ник и представитель, свидетель, понятой, специалист, экс­перт, переводчик, прокурор.

12. Особенности административной юрисдикции . Богбаз11, §27, 310 – 314.
12.1. Что такое административная юрисдикция ?
12.1.1. Административное право.
12.1.2. Источник административного права.
12.1.3. Административная юрисдикция.
12.2. Административное правонарушение.
12.2.1. Что такое административное правонарушение?
12.2.2. Признаки административного правонарушения.
12.2.3. Субъекты административного правонарушения.
12.2.4. Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения .
12.3. Административная ответственность.
12.3.1. Что такое административная ответственность ?
12.3.2. Особенности административной ответственности .
12.3.3. Виды административных наказаний.
12.4. Административное производство.
12.4.1. Меры обеспечения административного производства.
12.4.2. Участники административного производства.
12.4.3. Стадии административного производства .
12.1 . Что такое административная юрисдикция ?
12.1.1. Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий.
Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.
12.1.2. Источник административного права .
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП ), принятый в 2001 г. Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права.
12.1.3. Юрисдикция – это сфера права, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.
Административная юрисдикция – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).
12.2 . Административное правонарушение .
12.2.1. Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
12.2.2. Признаки административного правонарушения :
1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;
2) противоправность – административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;
3) административная наказуемость – совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;
4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).
12.2.3. Субъекты административного правонарушения :
1) граждане (с 16 лет);
2) должностные лица (руководители организаций и т.д.);
3) юридические лица.
Установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил (за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан – от 5 до 10 МРОТ, для должностных лиц – от 100 до 200 МРОТ).
12.2.4. Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения .
1) районные (городские) суды, мировые судьи;
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) органы МВД (милиция);
4) налоговые органы, органы налоговой полиции;
5) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;
6) органы и войска пограничной службы;
7) военные комиссары;
8) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению.
Один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).
12.3 . Административная ответственность .
12.3.1. Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Особенности административной ответственности :
1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;
2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;
3) выражается в применении административных взысканий;
4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;
5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;
6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.
12.3.2. Виды административных наказаний :
1) предупреждение (выносится в письменной форме);
2) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:
- минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц), 1000 МРОТ (для юридических лиц);
- стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);
- сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета с последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;
4) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся.
При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы у лиц, для которых охота является основным источником существования;
5) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);
6) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);
8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.
!!! Все наказания, кроме предупреждения и штрафов, назначаются только судом.
12.4 . Административное производство .
12.4.1. Меры обеспечения административного производства .
1) Доставление.
2) Административное задержание (кратковременное ограничение свободы).
Допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.).
3) Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов.
Эти действия производятся при участии понятых. Личный досмотр осуществляется лицами того же пола.
4) Арест товаров, транспортных средств.
О применении каждой указанной меры составляется протокол.
12.4.2. Участники административного производства .
1) Орган, рассматривающий дело.
2) Нарушитель.
Права обвиняемого : знакомство с делом, приглашение адвоката, заявление ходатайства.
3) Потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред.
4) Свидетели, эксперты, понятые.
Прокурор участвует лишь в особо сложных или значимых делах.
12.4.3. Стадии административного производства .
1) Возбуждение дела .
Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка. Поводом является и получение заявления или сообщения.
При обнаружении дела должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела.
Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. Протокол не составляется при малозначительных нарушениях.
2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела) .
3) Разбирательство (рассмотрение) дела .
4) Вынесение и оглашение решения (постановления) .
Постановление может быть двух видов: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу.
Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд.
5) Исполнение решения .
Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению.

Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.

Функции административной юрисдикции.

Охранительная функция - обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде всего, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.

Регулятивная функция - юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.

Воспитательная функция - весь процесс направлен на возможность воспитания уважения к действующему закону. Исходя из этого значение имеет правильная и четкая организация и культура юрисдикционного процесса, которые обоснованно рассматриваются в качестве факторов, определяющих законность. Законное и справедливое постановление, принятое по делу повышает авторитет органа административной юрисдикции, способствует формированию позитивных правовых установок граждан, воспитывает их в духе уважения к закону.

Признаки административной юрисдикции:

Наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;

Состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;

Издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.

Виды административно-юрисдикционного производства :

Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП

Дисциплинарное производство - применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;

Производство по жалобам - жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.

Лекция:

Административные правоотношения

Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере государственного управления и осуществления исполнительной власти. Отличительной особенностью данной отрасли является неравноправие сторон. Одной стороной административных правоотношений является должностное лицо органа государственного управления, наделённое властью, а другой лицо, находящееся в подчинении. Таким образом, административное право регулирует властно-подчинительные общественные отношения, к примеру, отношения между сотрудником ГИБДД и водителем, отношения между налоговыми органами и гражданами, отношения между паспортно - визовой службой и гражданами и т.д.

Административные правоотношения бывают двух видов:

  • между соподчинительными сторонами, в которых одна сторона имеет преимущественные властные полномочия, например, министерство образования и управление образования; директор школы и учитель.
  • между не соподчиненными сторонами, например, между министерством образования и министерством спорта.
Основным источником административного права является Кодекс об административных правоотношениях, который закрепляет виды административных правонарушений и правила назначения административных наказаний. Деятельность органов государственного управления (судов, полиции, Комиссии по делам несовершеннолетних, налоговых органов, инспекций труда, пожарных инспекций и других) и их должностных лиц по разрешению административных дел называется административной юрисдикцией.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя административно - правовые нормы и деятельность уполномоченных органов по применению административного наказания и состоит из следующих стадий:

  • возбуждение административного дела;
  • рассмотрение административного дела;
  • принятие решения и постановления об административном деле.

Участниками производства по административному делу являются:

    компетентные органы и должностные лица,

    нарушитель и потерпевший, если они несовершеннолетние, то и их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители),

    свидетели, понятые, эксперты, переводчики и другие специалисты.

Основаниями возбуждения административного дела являются:
  • обнаружение уполномоченным лицом факта совершения административного правонарушения;
  • жалобы граждан.

Административное дело возбуждается при наличии признаков административного правонарушения:

  • противоправность деяния;
  • виновное действие или бездействие (вина возможна в форме умысла, например, агитация за кандидата в день голосования или в форме неосторожности, например, выезд на обгон по встречной полосе, повлекший аварию);
  • посягательство на общественный порядок, порядок управления, экологию, собственность, исторические и культурные памятники и др.;
  • деяние влечёт к ответственности по КоАП.

На практике, порой, бывает сложно определить то, каким является правонарушение, уголовным или административным. Их отличие в степени вреда, в административных правонарушениях он не такой существенный и опасный как в преступлениях. К примеру, нарушение требований об охране объектов культурного наследия влечёт к административной ответственности, а их повреждение или уничтожение к уголовной ответственности. Распространёнными примерами административных правонарушений являются нарушения правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, надписи на скамьях или зданиях, появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, безбилетный проезд, сопротивление распоряжениям сотрудника полиции, проведение несанкционированного митинга, предвыборная агитация за сутки до дня голосования и др.

Административная ответственность возникает с 16 лет. Если административное правонарушение совершено лицами от 14 до 16 лет, то ответственность несут родители. А лицо, совершившее правонарушение будет передано под контроль Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Мерами административного воздействия (ответственности) являются предупреждение, штраф, конфискация орудия правонарушения, лишение водительского, охотничьего и других специальных прав, дисквалификация, арест до 15 суток, арест до 30 суток. Законодательство предусматривает для иностранных правонарушителей или лиц без гражданства выдворение за пределы России. По отношению к несовершеннолетним правонарушителям от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о КДН, это принесение извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, наложение штрафа, передача под надзор родителей, передача в специализированное воспитательное учреждение.

При назначении наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, характер и обстоятельства правонарушения.

Исключают административное наказание такие обстоятельства, как:

    крайняя необходимость, когда человек находился в опасности и был вынужден совершить правонарушение во избежание ещё большего вреда;

    невменяемость нарушителя, когда он не осознавал противоправность своего поведения, из-за нарушений психики;

    решение суда, если правонарушение признано малозначительным;

    решение Комиссии по делам несовершеннолетних, если правонарушителем было лицо от 16 до 18 лет.

Деятельность по разрешению административных дел должна соответствовать принципам:

  • законности,
  • гласности,
  • презумпции невиновности,
  • оперативности и экономичности (разрешение дела в сжатые сроки и при минимальных затратах),
  • права нарушителя на защиту (доказывание невиновности или приведение смягчающих наказание обстоятельств) и др.


Просмотров