§4. Правовая помощь в международном гражданском процессе

Под гражданскими делами в российской правовой доктрине понимаются правовые вопросы, связанные с семейным, гражданским, трудовым и земельным правом. По сути, это вопросы, не попадающие в сферу конституционного, уголовного и административного права.

В международном праве есть множество нормативных документов, которые регулируют оказание международной помощи по гражданским вопросам. Это акты международных организаций, двухсторонние договоры между государствами и правительствами. Международная правовая помощь по гражданским делам регламентируется и внутренним российским законодательством.

Со многими государствами Россия подписала двухсторонние договоры о правовой помощи по семейным, трудовым и гражданским вопросам. В список стран входят США, Кыргызстан, Куба, Болгария, Аргентина, Греция, Вьетнам, Литва и другие страны. Отсутствие договора со страной не мешает отправить запрос на оказание помощи. Принципы международной вежливости предполагают оказание такой помощи как акт доброй воли.

Также подписано множество конвенций, например, "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997).

Подсудность в международном гражданском праве

Гражданские споры часто разрешаются судебным путём, и в случае с иностранным контрагентом не всегда понятно, в какой суд нужно обращаться. Общие правила таковы:

  • иск к физическому лицу подаётся в суд той страны, где это лицо проживает (независимо от гражданства);
  • иск к юридическому лицу подаётся в суд той страны, где находится главный орган управления юридического лица, филиал или представительство;
  • иск на недвижимость подаётся в суд той страны, где находится недвижимость;
  • иск по вопросу сделки подаётся в той стране, где эта сделка была заключена;
  • иск к супругу подаётся в той стране, где супружеская пара проживает (независимо от гражданства супруга);
  • иск об отцовстве, материнстве, опеке подаётся в той стране, гражданином которой является несовершеннолетний.

По некоторым вопросам судам требуется согласие тех государств, гражданами которых являются заявители или истцы.

Легализация иностранных документов

Одним из наиболее востребованных видов помощи является легализация иностранных документов. Это может потребоваться при поездке в иностранное государство, трудоустройстве в международной компании, заключении брака с иностранцем и во многих других случаях.

Наиболее простой и быстрый способ легализации документов – проставление апостиля. Это специальный штамп с отметкой о государстве, о лице, подписавшем документ, об учреждении, выдавшем документ, а также о месте и дате апостилирования. Такой способ легализации документа подходит для тех государств, которые подписали Гаагскую конвенцию 1961 года.

Легализовать документ можно также в консульстве или посольстве. Консульская легализация проходит в несколько этапов:

  • перевод документа;
  • нотариальное удостоверение документа и его перевода;
  • удостоверение подписи нотариуса Министерства юстиции РФ;
  • удостоверение печати Министерства юстиции РФ в Консульском департаменте Министерства внутренних дел РФ;
  • удостоверение документа в консульстве государства назначении.

Легализовать документ в консульстве или апостилированием Вам поможет юридическая Компания «Правовое решение». Мы выполним нотариальный перевод документа, а также проведём процедуру легализации от начала до конца. Минимальный срок проставления апостиля – 1 день, консульской легализации – 5 дней.

Наши юристы окажут международную помощь по любым гражданским делам. С нами Вы быстро решите семейные, трудовые, земельные вопросы на международном уровне. Мы подготовим документы для иностранного или международного суда, обеспечим профессиональную защиту интересов через международные организации.

Замечание 1

Решения международных организаций, международные договоры и внутренние законы России могут предусматривать оказание правовой помощи другим государством по гражданским, семейным или уголовным делам.

Сегодня подобные двусторонние договоры об оказании помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены между Россией и Аргентиной, Болгарией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Китаем, США, а также рядом других государств.

Кроме того, при оказании международной помощи применяются многосторонние конвенции, ратифицированные Россией, а именно

  • Конвенция по вопросам гражданского процесса (1954 г.);
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.);
  • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
  • и ряд других

Список действующих международных договоров и конвенций, относящихся к правовой помощи, опубликован на сайте минюста.

Виды оказания правовой помощи

Правовая помощь может предусматривать следующие действия уполномоченных субъектов:

  • пересылку или составление документов по обращениям граждан (о смерти, рождении, усыновлении);
  • исполнение поручения о вручении предметов или документов;
  • получение и передача в другую страну вещественных доказательств;
  • исполнение решения суда другого государства;
  • информирование о законодательстве другой страны или практике его применения;
  • проставление апостиля (удостоверение официального документа другого государства);
  • и многое другое.

Исполнение решения суда

Решение, вынесенное иностранным судом может быть исполнено в России в течение трех лет, начиная с момента вступления его силу. Правовая помощь может быть оказана тем органом, в чью компетенцию оно входит (суд, орган юстиции, нотариат и др.).

Выполнение поручений о правовой помощи в судебном порядке по гражданским делам производится, в том числе, в соответствии со ст. 407 ГПК.

Согласно ст. 407 ГПК суд исполняет переданное поручение иностранного суда исключая случаи, когда такое исполнение может противоречить суверенитету или угрожать безопасности России, или же если его выполнение не входит в компетенцию суда, в который поступило обращение.

Ходатайство об исполнении решения иностранного суда подается на территории той страны, где данное решение может быть исполнено. Либо оно может быть подано в суд "своей" страны, который и передаст ходатайство в иностранный суд.

К такому ходатайству должны быть приложены:

  • заверенные копии решений суда и подтверждение того, что оно вступило в законную силу;
  • документ, подтверждающий уведомление о судебном решении ответчика.

К документам должны быть приложены их переводы на язык страны, в который они будут направлены. Переводы должны быть заверены судом или нотариально.

Замечание 2

Суд того государства, в котором решение должно быть исполнено, рассматривает ходатайство и ограничивается проверкой того факта, что были соблюдены все формальности, предусмотренные конвенциями и договорами между странами. После этого суд обязан вынести решение о принудительном исполнении.

Порядок такого исполнения в принудительном порядке должен быть определен законодательством той страны, на территории которой осуществляется исполнение.

В признании решения иностранного суда может быть отказано если:

  • ненадлежащего уведомления ответчика;
  • по данному делу уже имеется судебное решение в любой из стран;
  • дело рассмотрено не компетентным судом;
  • срок давности исполнения в принудительном порядке по законодательству страны, суд которой должен исполнить поручение, истек.

При осуществлении гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических или юридических лиц суд часто сталкивается с необходимостью получения доказательства за пределами своей юрисдикции, т. е. на территории иностранных государств. В силу принципа государственного суверенитета суд не может осуществлять процессуальные действия на территории иностранного государства, но без их проведения невозможно получить доказательства, необходимые для разрешения международного коммерческого спора по существу. Выходом из этой ситуации является правовая помощь, с просьбой об оказании которой обращается суд, рассматривающий спор и именуемый судом запрашивающего государства. Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи, именуемый судом запрашиваемого государства, выполняет требуемые процессуальные действия по получению доказательств и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При получении доказательств он обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права.
Оказание правовой помощи возможно на основании норм внутригосударственного права и международных договоров, которые устанавливают случаи, виды и порядок оказания правовой помощи, включая порядок сношения судов соответствующих государств. В российском законодательстве этому посвящена ст. 256 АПК РФ «Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий» и ст. 407 ГПК РФ «Судебные поручения». Согласно ст. 256 АПК РФ арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:
. исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ; . исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
. не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
Согласно ст. 407 ГПК РФ суды общей юрисдикции России исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.). Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
. исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ;
. исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Суды России могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов РФ с иностранными судами определяется международным договором РФ или федеральным законом. В процессе оказания международной правовой помощи (всех ее видов) возникают следующие тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:
1) между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между исполняющим поручение судом и находящимися в иностранном государстве, где ведется основной процесс, участниками дела, правоотношение не возникает;
2) между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств. Эти отношения носят международный публично-правовой характер и могут быть отношениями между запрашиваемым и запрашивающим судом, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств;
3) между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Министерство юстиции РФ). Данные отношения носят административный характер.
В науке МЧП выделяются несколько общих принципов оказания международной правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей права процессуального характера:
1) выполнение действий по оказанию международной правовой помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;
2) оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания международной правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;
3) сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;
4) признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);
5) невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость отказа в оказании международной правовой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба.
В силу прямого указания закона для российских судов большое значение имеют нормы международных договоров об оказании правовой помощи как двустороннего, так и многостороннего характера. Россия является участницей большого числа двусторонних договоров, упомянутых выше, либо получив этот статус в результате правопреемства в отношении договоров, заключенных с рядом стран бывшим СССР, либо заключив их уже от своего имени. К 2015 г. Россия стала участницей около 40 двусторонних договоров об оказании правовой помощи по гражданским, торговым и семейным делам. Наиболее важными многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, являются уже упоминавшиеся Минская конвенция и Киевское соглашение.
Оказание правовой помощи на территории государств - членов СНГ регулируется нормами части II «Правовая помощь» Минской конвенции. Согласно ее требованиям учреждения юстиции Договаривающихся сторон оказывают правовую помощь по гражданским и семейным делам в соответствии с положениями настоящей конвенции. При выполнении настоящей конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только конвенцией не установлен иной порядок сношений (ст. 5). Договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, свидетелей, экспертов, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6). При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся стороны (ст. 8).
Согласно ст. 5 Киевского соглашения компетентные суды и иные органы государств - участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь. Взаимное оказание правовой помощи включает вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности, проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц. При оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств - участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При обращении об оказании правовой помощи и исполнении решений прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.
Оказание международной правовой помощи невозможно представить без всеобъемлющего документооборота, в котором документы, выданные в одном государстве с учетом имеющихся в нем юридических требований, должны быть представлены на территории другого государства, в котором действует иной правовой режим и где юридическая сила этих документов должна найти свое подтверждение со стороны иностранного (по отношению к их происхождению) государства. Основные требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения со стороны российского законодательства, сводятся к следующему. Согласно ст. 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов РФ по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором РФ. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Международным договором, заменяющим процедуру легализации документов иностранного происхождения на проставление особой удостоверительной отметки - апостиля, выступает Гаагская конвенция 1961 г. Она распространяется на следующие официальные документы, выданные на территории одного из Договаривающихся государств и предъявляемые в другом Договаривающемся государстве:
1) документы, исходящие от органа правосудия, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судебного исполнителя;
2) административные документы;
3) нотариальные документы;
4) официальные удостоверения частных документов, подтверждающие их регистрацию, а также фактов, в них содержащихся; официальное и нотариальное заверение подписей (ст. 1).
Гаагская конвенция 1961 г. не применяется к документам, выданным дипломатическими или консульскими представителями, а также к административным документам, имеющим прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям. Смысл конвенции заключается в отмене требования легализации перечисленных в ней официальных документов. Под легализацией понимается порядок, при котором дипломатическое или консульское представительство государства, на территории которого должен быть предъявлен документ, удостоверяет, подлинна ли подпись его составителя, в каком качестве действовало лицо, подписавшее документ, и идентичность печати и штампа. Установленная конвенцией отмена легализации значительно упрощает и удешевляет дело.
Единственной формальностью для подтверждения подлинности иностранного официального документа признается апостиль. Эта отметка проставляется компетентным органом государства, в котором документ был выдан. Форма апостиля унифицирована для всех государств-участников (образец формы служит приложением к конвенции). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом и носящем название аллонжа (ст. 3-4). Проставление апостиля отнесено уже не к компетенции дипломатического или консульского представительства государства места предъявления документа, а к компетенции внутренних органов страны места составления документа. Каждое Договаривающееся государство уведомляет МИД Нидерландов (государства - депозитария конвенции) о назначении органов, выполняющих функцию проставления апостиля (ст. 6). За проставление апостиля российское законодательство предусматривает взимание государственной пошлины. Глава 25.3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ от 5 августа 2000 г. в ред. от 21 июля 2014 г. устанавливает, что госпошлина за проставление апостиля взимается в размере 2500 руб. за каждый документ, подлежащий апостилированию (п. 1(48) ст. 333.33).
Гаагская конвенция 1965 г. и Гаагская конвенция 1970 г. заменили собой две главы Гаагской конвенции 1954 г. (Гаагская конвенция 1965 г. - главу I «Вручение судебных и внесудебных документов»; Гаагская конвенция 1970 г. - главу II «Судебные поручения») в отношениях между государствами-участниками. Главным новшеством, касающимся порядка вручения документов, зафиксированным в Гаагской конвенции 1965 г. (по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.), является назначение каждым государством-участником центрального органа, призванного принимать просьбы о вручении, поступающие из других государств-участников, и распоряжаться об их исполнении (ст. 2). Подлежащие вручению судебные документы направляются компетентным (в соответствии с правом места составления документов) органом и не нуждаются в легализации (ст. 3). Государство может отказать в просьбе о вручении судебного документа только в том случае, если сочтет, что исполнение просьбы нарушит его суверенитет или безопасность (ст. 13). Внесудебные документы, исходящие от судебных органов и должностных лиц государств-участников, передаются для вручения в порядке, предусмотренном конвенцией для вручения судебных документов.
Гаагская конвенция 1970 г. ставит своей целью создание единой системы пересылки и исполнения судебных поручений о совершении отдельных процессуальных действий в целях сбора доказательств на территории иностранного государства. Именно эта цель позволила объединить в рядах участников конвенции страны как романо-германской (Италия, Франция, ФРГ, Швеция и др.), так и англосаксонской (Великобритания, США и др.) системы права. В соответствии со ст. 1 суды одного из Договаривающихся государств могут обращаться к компетентным органам другого Договаривающегося государства с поручениями об истребовании доказательств или о проведении иных судебных действий. В отличие от Минской конвенции выражение «другие судебные действия» не охватывает ни вручения судебных документов, ни мер по исполнению судебного решения или обеспечению иска.
Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает назначение каждым из государств-участников центрального органа, который принимает исходящие от иностранных судов поручения об оказании правовой помощи и направляет их компетентным органам для исполнения. Как правило, в качестве центрального органа назначаются центральные учреждения юстиции или высшие судебные органы (ст. 2). В отличие от Гаагской конвенции 1970 г. Минская конвенция предполагает осуществление правовой помощи через компетентные учреждения юстиции. Гаагская конвенция определяет подробный перечень реквизитов поручения об оказании правовой помощи, отменяя требование о легализации документов (ст. 3), а также о возмещении пошлин и издержек какого-либо рода (ст. 14). Процессуальные действия при выполнении поручения производятся в форме, предусмотренной правом запрашиваемого государства (ст. 9). Отказ в исполнении поручения об оказании правовой помощи может последовать только в двух случаях:
1) если исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебных органов;
2) если, по мнению запрашиваемого государства, выполнение поручения наносит ущерб его суверенитету и безопасности (ст. 12).
Можно выделить ряд новелл, внесенных Гаагской конвенцией 1970 г. в процесс оказания правовой помощи при получении доказательств за границей, по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.:
1) наряду с оказанием правовой помощи в связи с уже возникшим судебным делом Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает возможность ее оказания и применительно к «намечаемому судебному процессу». Цель таких действий - сохранение доказательств на будущее (например, свидетельских показаний), если есть основания опасаться, что получение их впоследствии окажется невозможным или затруднительным;
2) новым является правило о том, что при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний по законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства (речь идет о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников; не несут ответственность и лица, отказывающиеся свидетельствовать об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением ими функций представителей или защитников);
3) расширена возможность получения доказательств дипломатическими или консульскими представителями и уполномоченными лицами, что предполагает совершение процессуальных действий не только в отношении собственных граждан, находящихся за границей, но и в отношении граждан страны пребывания, а также третьих стран. Вместе с тем совершение предусмотренных в ст. 16-17 конвенции отдельных процессуальных действий в помощь судебному разбирательству дипломатическим или консульским представительством, а также уполномоченными лицами возможно лишь при наличии разрешения компетентного органа страны пребывания и при соблюдении указанных этим органом условий.
Завершая рассмотрение системы Гаагских конвенций, хотелось бы подчеркнуть, что ряд европейских государств в рамках Гаагской конференции по международному частному праву заключили Гаагскую конвенцию 1980 г., которая призвана заменить в отношениях между государствами-участниками главы Гаагской конвенции 1954 г., оставшиеся неотмененными после принятия Гаагских конвенций 1965 и 1970 гг. Эти главы касаются внесения залога и исполнения судебных решений о расходах, неприкосновенности свидетелей и экспертов, случаев оказания бесплатной правовой помощи и др. Данную конвенцию, значительно облегчающую процессуально-правовое положение граждан одного государства-участника в судах других государств-участников, можно рассматривать как завершающий этап модернизации Гаагской конвенции 1954 г. В силу вышеизложенного целесообразным было бы присоединение России к Гаагской конвенции 1980 г., тем более что представители нашего государства участвовали в разработке ее норм.

В рамках Совета Европы Россия участвует в Европейской конвенции о выдаче 1957 года и двух дополнительных протоколов к ней - 1975 и 1978 годов, в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и дополнительного протокола к ней 1978 года, а также в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 года.

Большое значение для России имеют двусторонние договоры по вопросам оказания правовой помощи. Российская Федерация на сегодняшний день имеет оформленные отношения в этой сфере более чем с тридцатью государствами, и работа в данном направлении продолжается. В то же время у России нет договоров о правовой помощи с Великобританией, Германией, Израилем, Швейцарией, Японией, со многими странами Латинской Америки, хотя на практике часто возникает необходимость взаимодействия в этой сфере международных отношений.

Основополагающим фактором в создании института правовой помощи на территории СНГ явилось заключение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее - Минская конвенция). Именно этот обширный и многоплановый международный документ заложил правовые основы для сотрудничества в данной сфере.

В 1997 году в Москве страны СНГ подписали Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Протокол 1997 года), которым внесены изменения и дополнения. Протокол 1997 года, как и Минская конвенция, ратифицированы Россией соответствующими федеральными законами.

При выборе способов решения тех или иных конкретных вопросов правовой помощи Минская конвенция исходит из стремления сохранить существовавшие ранее в едином правовом пространстве близкие правовые связи, в то же время учитывая, что теперь речь идет уже о самостоятельных независимых государствах.

Факт заключения Минской конвенции не повлияет на уже действующие международные договоры о правовой помощи, поскольку она не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ее договаривающиеся стороны (ст.82).

Структурно Минская конвенция состоит из преамбулы и 87 статей, объединенных в 5 разделов, 3 из которых поделены на части. Цели ее заключения изложены в преамбуле. Наличие преамбулы характерно для международных договоров вообще и для соглашений об оказании межгосударственной правовой помощи в частности. В преамбуле указываются цели заключения соглашения, принципы взаимоотношений, в ней также обычно отмечается наличие дружественных отношений между государствами и желание развивать сотрудничество в дальнейшем.

Право каждого на равную защиту закона, в том числе на справедливое беспристрастное судебное разбирательство, было впервые закреплено на международном уровне во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Признание этого права мировым сообществом послужило основой для активизации сотрудничества государств в правовой сфере.

Основные принципы Декларации были закреплены на региональном уровне при заключении соответствующих соглашений. В рамках Совета Европы, например, указанные положения, были развиты и конкретизированы в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Поскольку наличие у человека прав и основных свобод не зависит от его гражданства и места постоянного проживания, принципиальные положения упомянутых международных документов в полной мере должны распространяться на всех лиц, находящихся под юрисдикцией любого государства. Положения о предоставлении иностранцам правовой защиты наравне с собственными гражданами содержатся в действующем законодательстве большинства современных государств. Так, в ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Хотя процессуальные права иностранцев регулируются внутренним законодательством, суверенные государства стремятся закрепить правовой статус своих граждан на международном уровне. Многие международные соглашения об оказании правовой помощи, заключенные во второй половине XX в., содержат положения, согласно которым договаривающиеся стороны предоставляют своим гражданам на взаимной основе национальный режим.

Специальную норму о свободном доступе иностранных граждан и юридических лиц в суды содержат и договоры о правовой помощи, и Минская конвенция. Эти лица имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды другого договаривающегося государства, выступать в них, возбуждать ходатайства и предъявлять иски на тех же условиях, что и граждане данного государства.

Согласно положениям Минской конвенции граждане договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на их территориях, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав равной правовой защитой. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения юстиции других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Положения Минской конвенции относительно освобождения от уплаты и возмещения судебных и издержек, а также пользования бесплатной юридической помощью полностью соответствуют общепризнанной международной практике, в частности ст.17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года.

Граждане договаривающихся государств могут на равных основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями договаривающихся государств (ст.25 Гаагской конвенции).

Главной правовой проблемой судебных дел с иностранным элементом является проблема юрисдикции. В широком смысле юрисдикция государства означает исключительное правомочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета государства. В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рассматривать дела, отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения или выносить приговоры.

Таким образом, процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия необходимо иногда проведение процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку принцип государственного суверенитета исключает прямые действия властей (в том числе и судебных) одного государства на территории другого, то просьба о помощи остается единственной возможностью выполнить необходимые процессуальные действия.

Хотя в мире и сложилась практика исполнения иностранных судебных поручений на началах международной вежливости и при отсутствии соответствующего международного договора, все же только международный договор об оказании правовой помощи обеспечивает обязательность исполнения поручений, предписывая выполнение необходимых процессуальных действий при соблюдении установленных в этом договоре правил.

По общему правилу судебные органы могут выполнять те или иные процессуальные действия исключительно в пределах своего государства. Для производства указанных действий за границей требуется согласие государства, на территории которого должно быть совершено такое действие. В связи с этим процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.

Объем правовой помощи стран СНГ закреплен в ст.6 Минской конвенции. По гражданским делам учреждения юстиции договаривающихся государств оказывают друг другу правовую помощь путем составления и пересылки документов, выполнения процессуальных действий (проведения осмотров, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, потерпевших, свидетелей, экспертов и др.), а также путем вручения документов. Такая помощь оказывается судебными органами запрашиваемой стороны на основании судебного поручения запрашивающей стороны.

Направляемые судебные поручения по форме и содержанию должны отвечать определенным требованиям, которые закрепляются и на международном уровне, и в национальном законодательстве. Так, в соответствии со ст.7 Минской конвенции в поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны наименование запрашиваемого учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.

По общему правилу судебное поручение направляется с обязательным приложением к нему перевода на язык запрашиваемого государства. Однако в Минской конвенции установлен несколько иной порядок, в соответствии с которым стороны могут пользоваться русским языком (ст.17). Они могут использовать также государственный язык своей страны, однако к такому документу должен прилагаться заверенный перевод на русский язык. Такое требование было также закреплено Протоколом 1997 года, делая русский язык фактически средством межнационального общения в данной сфере межгосударственных отношений.

Порядок исполнения поручений об оказании правовой помощи закреплен в ст.8 Минской конвенции. При исполнении поручения запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

Исполнение поручений иностранных судов в России производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В то же время суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч.4 ст.407 ГПК РФ). Аналогичные положения относительно судебных поручений содержатся в АПК РФ (ст.256).

Необходимо иметь в виду, что суд, вынося определение об извещении ответчика или допросе свидетелей, находящихся за границей, либо о выполнении других процессуальных действий, должен направлять за границу не только это определение, а специально предусмотренные судебные формуляры по установленным образцам, которые могут быть закреплены непосредственно в международном договоре об оказании правовой помощи. Так, в Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года имеется три приложения, первое из которых содержит образец формуляра запроса и подтверждения; второе - образец оборотной стороны запроса; третье - основные требования к содержанию запроса.

Вопросу действительности документов посвящена ст.13 Минской конвенции. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.

Как и другие договоры о правовой помощи, Минская конвенция предоставляет гарантии неприкосновенности свидетелям и экспертам, явившимся по вызову в суд другого государства (ст.9).

Статьей 10 Минской конвенции регулируется вручение документов. Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.

Согласно ст.15 Минской конвенции центральные учреждения юстиции договаривающихся сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции.

Предоставление информации иностранными государствами предусмотрено в ряде международных договоров с участием России: в договорах о правовой помощи, в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 года. Запросы суда об иностранном законодательстве могут направляться в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Если надобность в получении такой информации выявится в ходе судебного разбирательства, дело должно быть отложено. В случае необходимости запрос вправе посылать и кассационная, и надзорная инстанция.

Заключение Минской конвенции было вызвано необходимостью обеспечения законных прав и интересов граждан новых независимых государств и иных лиц, проживающих на их территориях. Страны - члены СНГ как суверенные субъекты международного права могли решить эту проблему лишь на основе международного соглашения. Минская конвенция носит комплексный характер. Она регулирует все стороны отношений, традиционно относимых к международной правовой помощи. Закрепленный в ее положениях объем правовой помощи не является исчерпывающим, он ограничен лишь внутренними процессуальными нормами договаривающихся сторон. Российское процессуальное законодательство, регулирующее вопросы исполнения судебных поручений, полностью соответствует сложившейся международной практике вообще и положениям Минской конвенции в частности. Положения российского процессуального законодательства и нормы Минской конвенции взаимно дополняют и конкретизируют друг друга.

Глава 2. Коллизионные вопросы в области семейного права

2.1. Семейный кодекс Российской Федерации об отношениях, осложненных иностранным элементом

Одно из наиболее значительных достижений кодификации норм международного права в России связано с введением в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ с последними изменениями от 2 января 2000 года. Раздел VII Кодекса, вобравший в себя положения о применении законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также к семейным отношениям, связанным с территорией иностранного государства, отразил глубокие изменения в подходах законодателя в этой области.

Первоосновой их являются реалии, обусловленные процессами интеграции России в мировое сообщество, расширением международного общения граждан.

В этих условиях представляется естественным и необходимым приближение национально-правового регулирования к выработанным международной практикой правилам и механизмам, создание системы четкой и эффективной защиты прав и интересов участников семейных отношений.

В чем состоят основные изменения, внесенные Семейным кодексом в регулирование коллизионных проблем семейных отношений, возникающих в условиях международной жизни?

Во-первых, Кодекс отказался от строго территориального подхода к выбору применимого права, от определения его в основном как российского права. Справедливо замечание: "неприменение иностранного права вело к тому, что в иностранных государствах, где определяющим признается закон гражданства, соответствующие акты российских учреждений могли оказаться непризнанными и нереализованными, браки - "хромающими", т.е. признаваемыми в одной, но не признаваемыми в другой стране". В отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье РСФСР в Семейном кодексе РФ преобладают двусторонние коллизионные привязки, предписывающие при соответствующих обстоятельствах применение иностранного права.

Во-вторых, в качестве оснований для выбора применимого права в Семейном кодексе широко используются критерии права страны гражданства или места жительства супругов и иных участников семейных отношений. Это в общем соответствует практике, сложившейся при заключении двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Следует ей и многосторонняя Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В-третьих, учтены перемены, происшедшие в гражданском законодательстве, распространяющемся ныне и на некоторые отношения, которые ранее регламентировались нормами Кодекса о браке и семье РСФСР (в связи с этим в Семейный кодекс не включены коллизионные правила, относящиеся к актам гражданского состояния, опеке и попечительству). В Кодексе нашли отражение и другие новеллы, вошедшие в российское законодательство последних лет, в том числе вытекающие из конституционного положения о двойном гражданстве (п. 3 ст. 156 Кодекса).

Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются российским законодательством. Иначе устанавливаются условия заключения брака. Для каждого из лиц, вступающих в брак, они подчиняются законодательству государства, гражданином которого лицо являлось в момент заключения брака (ст. 156 Семейного кодекса). При этом должны быть соблюдены требования ст. 14 Семейного кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Определение условий заключения брака в отношении каждого из вступающих в брак в соответствии с указанным правилом позволяет избежать ситуаций, порождающих те самые "хромающие" браки, о которых говорилось выше.

Статья 62 Конституции РФ предоставила российскому гражданину возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Но как определяются условия заключения брака в отношении гражданина, обладающего двойным гражданством? При наличии у лица наряду с гражданством иностранного государства российского гражданства к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. Если же лицо обладает гражданствами нескольких иностранных государств, применяется по его выбору законодательство одного из этих государств. Последнее условие ограничивает, таким образом, выбор: применимым правом в этом случае может быть только право одного из государств, гражданином которого является лицо.

В тех случаях, когда брак заключается на территории Российской Федерации лицом без гражданства, условия заключения брака определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Российские граждане, проживающие за пределами территории Российской Федерации, могут заключать браки в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации (ст. 157 Семейного кодекса).

Иностранные граждане могут заключать браки на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации. Ряд консульских конвенций с участием Российской Федерации допускают регистрацию консулом так называемых смешанных браков, в которых лишь один из супругов является гражданином государства, представляемого консулом.

Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации.

В соответствии с законодательством, применявшимся при заключении брака на территории Российской Федерации или за ее пределами, решается вопрос о недействительности брака (ст. 159 Семейного кодекса).

При расторжении брака между российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяющим является законодательство Российской Федерации (ст. 160 Семейного кодекса).

"Цепочка" коллизионных норм применяется для определения личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (ст. 161 Семейного кодекса). Основным является правило о подчинении таких прав и обязанностей законодательству государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства. В отсутствие совместного места жительства подлежит применению законодательство государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства, а если этого обстоятельства не было и в прошлом, - законодательство Российской Федерации.

Семейный кодекс ввел в российское семейное законодательство институт брачного договора (ст. 40-44 Семейного кодекса). Брачном договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Семейным кодексом предусматривается также возможность заключения соглашения об уплате алиментов (размере, условиях и порядке их выплаты). Соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц.

Разрешив заключать брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, законодатель распространил на такие договоры (соглашения), если они заключаются между супругами, не имеющими общего гражданства или совместного места жительства, действие принципа автономии воли сторон в выборе применимого законодательства. Супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или соглашению об уплате алиментов. Если выбор сторонами подлежащего применению законодательства не состоялся, к договору (соглашению) применяется законодательство, определяемое в соответствии с коллизионными нормами, действующими в области личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (п. 1 ст.161).

Установление и оспаривание отцовства (материнства) подчинены законодательству государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Однако порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется российским законодательством (ст. 162 Семейного кодекса). В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории Российской Федерации родители ребенка, из которых хотя бы один является российским гражданином, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения Российской Федерации.

В коллизионных нормах, определяющих выбор права, применимого к правам и обязанностям родителей и детей, "территориальная привязка" сочетается с привязкой к гражданству лица. В отношении прав и обязанностей родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, применяется законодательство государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. В тех случаях, когда совместное место жительства родителей и детей отсутствует, решающим для определения их прав и обязанностей является законодательство государства, гражданином которого является ребенок. И еще одно коллизионное решение проблемы "родителей и детей": по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Специальная коллизионная норма предназначена в Семейном кодексе для коллизионных вопросов алиментных обязательств совершеннолетних детей и других членов семьи. Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.

При отсутствии совместного места жительства предпочтение отдается законодательству государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов, т.е. личному закону "слабой стороны".

Нормы Семейного кодекса об усыновлении (удочерении), являющемся приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отразили серьезные изменения в регулировании этого института российским законодателем.

Во-первых, усыновление и удочерение (далее - усыновление) ребенка, являющегося российским гражданином, в том числе их отмена, производятся на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления.

Решение коллизионных вопросов усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, соответствует международной практике. Ведь ребенку, усыновленному иностранцем, предстоит покинуть свою страну и жить в государстве усыновителя, где он в правовом отношении должен быть надежно защищен.

Во-вторых, при усыновлении на территории Российской Федерации ребенка, являющегося российским гражданином, иностранными гражданами или лицами без гражданства должны быть также соблюдены требования, установленные ст. 124- 126, ст. 127 (за исключением абзаца восьмого п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131-133 Семейного кодекса, с учетом положений международных договоров РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Часть этих требований распространяется на все случаи усыновления. Некоторые требования относятся лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства либо к российским гражданам, постоянно проживающим за рубежом, желающим усыновить детей - российских граждан. Следует прежде всего упомянуть о требовании, допускающем возможность усыновления детей иностранными гражданами или лицами без гражданства только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства родственников.

В-третьих, усыновление на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном Семейным кодексом для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В-четвертых, при усыновлении на территории Российской Федерации российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В-пятых, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усыновление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

В-шестых, защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством РФ.

В-седьмых, определены специальные требования в отношении усыновления ребенка, являющегося российским гражданином и проживающего за пределами Российской Федерации, когда оно производится компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Такое усыновление признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Семейный кодекс дополнен ст. 126-1 "Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей". В соответствии с этой статьей такая деятельность по усыновлению детей, т. е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. При этом не рассматривается в качестве посреднической деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Названные выше органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ устанавливаются порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением.

Российское законодательство о правах ребенка недавно пополнилось Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"".

2.2. Международные договоры в области брачно – семейных отношений

Согласно ст. 6 Семейного кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Важнейшими документами, формирующими международно-правовую основу прав человека в области семейных отношений, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1959 г.

Российская Федерация участвует в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в двусторонних договорах о правовой. помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульских конвенциях, ряде иных международных договоров, предусматривающих положения по вопросам семейных отношений.

Новшества в решении коллизионных вопросов, закрепленных в Семейном кодексе РФ, в значительной мере являются результатом обобщения опыта заключения и применения международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Показательно в этом плане сравнение некоторых коллизионных правил раздела VII Семейного кодекса с соответствующими положениями Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Например, условия заключения брака согласно ст. 26 Конвенции определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак. Аналогичное решение содержит ст. 156 Семейного кодекса. Пункт 1 ст. 162 Кодекса, как и ст. 31 Конвенции, отсылает при установлении и оспариваний отцовства или материнства к законодательству государства, гражданином которого ребенок является по рождению. Одно и то же коллизионное начало - законодательство государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, - выражено в п. 1 ст. 37 Конвенции и п. 1 ст. 165 Кодекса.

Существенные различия в материальном праве зарубежных стран, регламентирующем вопросы заключения и расторжения брака, личных неимущественных и имущественных отношений между супругами, алиментных обязательств, усыновления, опеки и попечительства обусловили разработку и заключение ряда многосторонних международных договоров в области семейных отношений. Основное их содержание составляет унификация коллизионного права, определение коллизионных начал, на основе которых устанавливается статут соответствующего отношения, регулирование порядка их признания и исполнения. Опыт применения этих договоров представляет для России несомненный интерес.

Глава 3. Правовая помощь по гражданским и торговым делам: международное сотрудничество

При осуществлении гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических или юридических лиц суд часто сталкивается с необходимостью получения доказательств за пределами своей юрисдикции, т.е. на территории иностранных государств. В силу принципа государственного суверенитета он не может осуществлять там процессуальные действия, но без их проведения невозможно получить доказательства, необходимые для разрешения международного коммерческого спора по существу. Выход из такой ситуации один - обращение суда, рассматривающего спор (он именуется судом запрашивающего государства) за правовой помощью к соответствующему иностранному суду. Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи (суд запрашиваемого государства), выполняет требуемые процессуальные действия по получению доказательств и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При получении доказательств суд запрашиваемого государства обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права.

Оказание правовой помощи возможно на основании норм внутригосударственного права и международных договоров, которые устанавливают случаи, виды и порядок оказания правовой помощи, включая порядок сношения судов соответствующих государств. В российском законодательстве этому посвящена ст.256 АПК "Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий" и ст.407 ГПК "Судебные поручения".

Согласно ст.256 АПК арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и т.п.). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению арбитражными судами Российской Федерации, если:

исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;

исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;

Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Российские арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

Согласно ст.407 ГПК суды общей юрисдикции России исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и т.п.). Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Суды России могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок взаимодействия российских судов с иностранными определяется международным договором РФ или федеральным законом.

В процессе оказания международной правовой помощи возникают следующие тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:

между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между исполняющим поручение судом и участниками дела, находящимися в иностранном государстве, где ведется основной процесс, правоотношений не возникает;

между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств. Эти отношения носят международный публично-правовой характер и могут возникать между запрашиваемым и запрашивающим судом, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств;

между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Министерство юстиции РФ). Эти отношения носят административный характер.

В науке международного частного права выделяют несколько общих принципов оказания правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей права процессуального характера:

выполнение действий по оказанию помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;

оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;

сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;

признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);

невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость отказа в оказании такой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба.

Заключение

Завершая рассмотрение системы Гаагских конвенций, подчеркнем, что ряд европейских государств в рамках Гаагской конференции по международному частному праву заключили Гаагскую конвенцию 1980 г. о международном доступе к правосудию, которая призвана заменить в отношениях между государствами-участниками главы Гаагской конвенции 1954 г., оставшиеся неотмененными после принятия конвенций 1965 г. и 1970 г. Эти главы касаются внесения залога и исполнения судебных решений о расходах, о неприкосновенности свидетелей и экспертов, а также случаев оказания бесплатной правовой помощи и некоторых других положений. Конвенцию 1980 г., значительно облегчающую процессуально-правовое положение граждан одного государства-участника в судах других государств-участников, можно рассматривать как завершающий этап модернизации Гаагской конвенции 1954 г. Было бы целесообразно и участие России в Гаагской конвенции 1980 г., тем более что представители нашего государства участвовали в разработке ее норм.


Конвенция по вопросам гражданского процесса (Совершено в Гааге 1 марта 1954 г.) // Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, М., 1988.

Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301.

Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 2004 г.

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь». Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи.

Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права. Виды правовой помощи: В соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

Правовое регулирование оказания правовой помощи: Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено. Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также: доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей; вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится; вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.



Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон.

При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны.

Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае: если не установлена подлинность документа; если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти; если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги. В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.).

В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда: исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России; исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами. Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий.

Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации продолжают применяться постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г. и Инструкция Министерства юстиции СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28 февраля 1972 г.



Просмотров