39.04 03 организация работы с молодежью магистр. Институт социальных коммуникаций

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРАТУРА - НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

39.04.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего образования и научной организации (далее - организация).

3.2. Обучение по программе магистратуры в организации осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе магистратуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:

решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения;

взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

научно-исследовательская;

социально-диагностическая;

проектная;

организационно-управленческая;

экспертно-консультационная;

педагогическая.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технических ресурсов организации.

Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

разработка и реализация исследовательских программ;

проведение экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации;

организация и проведение комплексных социологических исследований в научных исследовательских лабораториях, в аналитических центрах;

подготовка публикаций;

выступление с докладами и сообщениями на семинарах, научно-практических конференциях;

анализ информации и литературы по исследуемой проблеме;

владение методами представления информации;

применение накопленных знаний в подготовке и написании научно-исследовательских работ, включая кандидатскую и докторскую диссертации;

разработка и участие в социальных проектах по реализации информационных программ;

выявление актуальных проблем молодежи, требующих организационных методов решения;

применение диагностических методик и практик для получения профессионального заключения по вопросам молодежной проблематики;

проектная деятельность:

участие в разработке проектов в области молодежной политики;

применение полученных знаний для комплексного планирования и проектирования работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

подготовка обоснований для принятия управленческих решений по содействию занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;

изучение опыта деятельности международных молодежных объединений и налаживание международного молодежного сотрудничества;

организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизнь общества;

взаимодействие и сотрудничество с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;

сотрудничество с молодежными средствами массовой информации и молодежными редакциями;

участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

проведение экспертизы документации, законодательных актов, проектов, связанных с организацией работы с молодежью;

участие в консультировании по вопросам организации работы с молодежью;

педагогическая деятельность:

владение методами организации учебной деятельности;

владение методами, приемами, средствами организации и управления педагогическим процессом;

чтение лекций, ведение занятий по вопросам организации работы с молодежью;

применение полученных знаний по общей и социальной психологии в педагогической практике.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

5.3. Выпускник, освоивший программы магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).

5.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

научно-исследовательская деятельность:

способностью применять экономические, юридические, политологические, социокультурные, социологические и психолого-педагогические теоретические знания в научно-исследовательской деятельности (ПК-1);

владением навыками формирования научного аппарата исследования (ПК-2);

владением навыками планирования и проведения научных исследований по молодежной тематике (включая научные эксперименты и научное моделирование) (ПК-3);

владением статистическими и социологическими методами сбора социальной информации по молодежной проблематике (ПК-4);

владением навыками интерпретации результатов исследований по молодежной тематике, составления научных отчетов и рекомендаций (ПК-5);

способностью оформлять и представлять результаты научно-прикладной деятельности по молодежной тематике в соответствии с российскими и международными нормативными документами и стандартами, научными и специальными требованиями к презентации (ПК-6);

способностью к разработке исследовательских программ по молодежной тематике (ПК-7);

способностью приобретать новые знания, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-8);

социально-диагностическая деятельность:

способностью проводить социальную диагностику в области образования, занятости, трудоустройства, предпринимательства, политических и общественных движений, быта и досуга с целью выявления проблем молодежи (ПК-9);

способностью диагностировать социально-значимые инициативы и тенденции в молодежной среде (ПК-10);

способностью проводить мониторинг состояния молодежной среды по социально-значимым критериям и показателям (ПК-11);

проектная деятельность:

способностью использовать знания в области социальных наук для разработки программ молодежной политики (ПК-12);

владением методологией социального проектирования и моделирования (ПК-13);

способностью разрабатывать проекты и программы в области молодежной политики (ПК-14);

способностью оценки социальных рисков при реализации проектов и программ по молодежной проблематике (ПК-15);

организационно-управленческая деятельность:

способностью применять экономические, юридические, политологические, социокультурные, социологические и психолого-педагогические знания в управленческой деятельности (ПК-16);

способностью формировать цели и планировать работу в коллективе и молодежных сообществах (ПК-17);

владением навыками организации и координации работы коллектива и молодежных сообществ (ПК-18);

владением навыками мотивации коллектива и членов молодежных сообществ на достижение поставленных целей (ПК-19);

владением навыками контроля и оценки деятельности коллектива и членов молодежных сообществ (ПК-20);

владением навыками организации коммуникации и формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе и молодежных сообществах (ПК-21);

способностью вырабатывать управленческие решения (в том числе инновационные) в коллективе и в молодежной среде и нести за них ответственность (ПК-22);

владением социальными технологиями (в том числе инновационными) при осуществлении управленческой деятельности (ПК-23);

владением навыками урегулирования организационных конфликтов в коллективе и молодежных сообществах (ПК-24);

способностью участвовать в социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе (ПК-25);

владением навыками организации досуговой деятельности молодежи (ПК-26);

способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики (ПК-27);

экспертно-консультационная деятельность:

владением навыками проведения консультаций по вопросам организации работы с молодежью (ПК-28);

владением навыками экспертизы документов, проектов, программ, а также деятельности и ее результатов в области организации работы с молодежью (ПК-29);

педагогическая деятельность:

способностью применять экономические, юридические, политологические, социокультурные, социологические и психолого-педагогические знания в преподавании профессиональных дисциплин (ПК-30);

владением навыками использования в преподавательской практике дидактических методов, приемов и средств (ПК-31);

владением педагогическими и социально-педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи (ПК-32);

владением методами, приемами и средствами организации и управления педагогическим процессом (ПК-33).

5.5. При разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры.

5.6. При разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы магистратуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа магистратуры состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы магистратуры

Таблица 1

Структура программы магистратуры

Объем программы магистратуры в з.е.

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы магистратуры

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

Способы проведения учебной и производственной практик:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.7. При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, и не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

70 процентов для программы академической магистратуры;

50 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

10 процентов для программы академической магистратуры;

12 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

Описание

В рамках учебной магистерской программы предусмотрена подготовка высококлассных специалистов, которые смогут решать любые профессиональные задачи, участвовать в аналитической работе, заниматься организационно-управленческой и прогностической деятельностью, обеспечивать информационную поддержку молодежи и молодежных проектов, взаимодействовать с государственными и общественными структурами, которые представляют интересы молодежи, организовывать досуг и проводить спортивно-оздоровительную работу, как в образовательной среде, так и в органах управления муниципального и государственного уровня. Кроме этого, успешное освоение учебной магистерской программы дает возможность продолжить обучение в аспирантуре и заняться научно-исследовательской работой. Особенность обучения в магистратуре по этой специальности в том, что педагоги используют специализированный принцип подготовки, который подразумевает получение студентами углубленных знаний по специальным дисциплинам. Кроме этого, преподаватели ориентируют студентов на активную научную деятельность, развитие аналитических и исследовательских способностей студентов, подготовку исследовательских проектов и участие в конференциях и семинарах различного уровня.

Кем работать

Магистр с дипломом «Организация работы с молодежью» сочетает в себе качества педагога, руководителя, социального работника, менеджера, государственного служащего и психолога. Молодой специалист готов к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики.Возможными местами трудоустройства для них могут стать: образовательные учреждения, общественные молодежные фонды, организации и объединения, учреждения науки, спорта и культуры, СМИ, органы государственного управления (в сфере молодежной политики), бизнес-структуры, центры социального обслуживания, центры занятости и профориентации, институты научных исследований молодежной политики и др.Выпускники магистратуры по этой специальности могут претендовать на должности: педагога-организатора, специалиста по социальной работе с молодежью, консультанта-эксперта, руководителя отдела по работе с молодежью, куратора молодежной группы, научного сотрудника. Помимо этого, они получают право продолжить обучение в аспирантуре.

Степень (квалификация) - магистр.

Срок обучения - 2 года.

Общая характеристика направления подготовки

Область профессиональной деятельности магистров по работе с молодежью включает: решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения; взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями.

Удмуртский государственный университет является единственным высшим учебным заведение Удмуртской Республики, где осуществляется программа двухуровневой подготовки по направлению «Организация работы с молодежью» - бакалавриат и магистратура.

Целью программы магистерской подготовки является подготовка компетентных и конкурентоспособных на рынке труда профессионалов, способных удовлетворять научные, культурно-образовательные и социально практические потребности общества в динамичной, меняющейся социальной среде. Подготовка магистра по направлению «Организация работы с молодежью» направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

Задачи подготовки включают в себя формирование умений и навыков по следующим направлениям деятельности:

  • разработка и реализация исследовательских программ;
  • выявление актуальных проблем молодежи, требующих организационных методов решения;
  • применение диагностических методик и практик для получения профессионального заключения по вопросам молодежной проблематики, проведение экспертизы документации, законодательных актов, проектов, связанных с организацией работы с молодежью
  • участие в разработке проектов в области молодежной политики
  • чтение лекций, ведение занятий по вопросам организации работы с молодежью
  • участие в консультировании по вопросам организации работы с молодежью.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, общества, а также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития.

Описание основной образовательной программы

Основная образовательная программа магистратуры предусматривают изучение учебных циклов и разделов.

Учебные циклы ООП:

  • общенаучный цикл;
  • профессиональный цикл.

Разделы ООП:

  • практики и научно-исследовательская работа;
  • итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.

Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Теоретическое обучение в магистратуре включает научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, лабораторные занятия, где активно используются компьютерные обучающие программы, тесты, деловые игры, практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части.

Практические занятия предусмотрены по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области компьютерных технологий в науке и образовании, организации научных исследований в молодежной сфере, математического моделирования социальных процессов в молодежной среде, комплексного исследования положения молодежи в обществе, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части ООО магистратуры - отражающим региональную специфику изучения проблем молодежи.

В процессе обучения студенты закрепляют полученные знания на практике - педагогической и научно-исследовательской.

Для ознакомления студентов с особенностями организации работы с молодежью в регионе выпускающей кафедрой при поддержке Министерства по делам молодежи УР организуются тематические встречи и мастер-классы с ведущими специалистами республики - МОУ ДОД ЦДПК «Пульс», БУУР «Республиканский центр развития молодежного и детского движения», Удмуртская республиканская общественная организация "Добровольческое агентство «Да!», Республиканский координационно-методический центр «Каникулы», АОУУР «Центр экономического образования молодёжи и предпринимательства», МКУ ГЦ «Подросток» АУ УР «Республиканский бизнес-инкубатор», проводится межрегиональная смена «Рост» совместно с ВУЗами г. Перми и др.

Практика

В настоящее время создана база практики для студентов в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи, в объединениях и организациях, представляющих интересы молодежи, в региональных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления. Основными партнерами в области организации практики студентов в настоящее время являются Министерство по делам молодежи УР, Администрация г. Ижевска, БУ УР "Республиканский центр «Молодая семья», БУ УР "Центр патриотического воспитания граждан « Патриот Отечества», БУ УР «Республиканский центр содействия трудоустройству молодёжи» БУ УР "Республиканский центр социально-психологической помощи молодёжи «Психолог-Плюс» и др.

Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Для проведения научно-исследовательской работы активно используется в качестве базовой площадки Межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики. Центр является единственной Федеральной площадкой в ПФО, реализующей научно-исследовательскую деятельность в области государственной молодежной политики. Научно- исследовательская деятельность, реализуемая в МРЦ, подразумевает организацию и проведение научных исследований, научно-методических и экспериментальных работ совместно с учреждениями, ведущими работу с детьми и молодежью в Удмуртской Республике. В качестве предлагаемых тем для исследования можно выделить следующие: «Технологии профилактики экстремизма в молодежной среде», «Технологии социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации», «Технологии вовлечения молодежи в деятельность институтов демократического государства и гражданского общества», «Современные технологии историко-патриотического просвещения», «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» и др.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Для качественной подготовки специалистов в области организации работы с молодежью в Удмуртском государственном университете имеется квалифицированный кадровый состав. Направление подготовки магистров «Организация работы с молодежью» курирует кафедра истории и политологии, созданная в 1994 году. Остепененность кафедры составляет 76%. Для проведения занятий также привлекаются высококвалифицированные преподаватели других кафедр УдГУ и специалисты-практики (руководители и ведущие специалисты Министерства по делам молодежи, Управление по делам молодежи г. Ижевска, БУ УР "Республиканский центр «Молодая семья», БУ УР "Центр патриотического воспитания граждан « Патриот Отечества» и др.).

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую и практическую деятельность, результаты которой используют в учебном процессе. Стерхова С.А. - член рабочей группы по формированию молодежного правительства УР, Фирулева Л.Д. - член жюри Всероссийского конкурса профмастерства в сфере ГМП, Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А. - осуществляют работу в рамках грантов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, Королев С.В. - координатор Всероссийского антиалкогольного патриотического проекта «Общее дело» в УР, в 2014г. участвовал в качестве эксперта в финале Республиканского конкурса социальных проектов «Я - гражданин России», Чернышева И.В. - сфера научных интересов - социально-демографические проблемы молодежи УР, член жюри конкурса по социальной рекламе и др.

К настоящему времени опубликован ряд монографий и учебно-методических пособий по различным аспектам молодежной политики: Даньшина С.А., Мерзлякова Г.В. - монография «Формирование гражданственности и патриотизма (из опыта работы Удмуртской Республики)», Даньшина С.А. - учебно-методическое пособие «Молодежь в общественно-политической жизни общества»; Лапина Е.А. - монографии «Развитие системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики в УР», «Опыт реализации государственной молодежной политики в УР в 1990-е - начале 2000-х гг. (кадровый аспект); Михалёва Е.И. - учебно-методические пособия „Этническое воспитание молодежи в поликультурном пространстве“, „Межэтническая коммуникация в молодежной среде“; Стерхова С.А., Фирулева Л.Д. - учебно-методическое пособие „Молодежное политическое движение в России: история и современность“; Чернышева И.В, - учебно-методическое пособие 2Социальная реклама»; Королев С.В. - учебно-методическое пособие «Молодая семья - объект молодежной политики».

Преподаватели кафедры регулярно повышают свою квалификацию, как по профилю подготовки студентов, так и в области общепедагогических компетенций.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

На сегодняшний день в Институте социальных коммуникаций имеется 2 собственных компьютерных класса и 6 учебных аудиторий (из них две поточных - на 60 и 80 человек), оборудованных необходимым современным мультимедийным оборудованием, компьютерной оргтехникой. По мере необходимости оборудование модернизируется и пополняется.

Основная образовательная программа по направлению «Организация работы с молодежью» в настоящее время обеспечена основной и дополнительной литературой.

Виды профессиональной деятельности

Магистр по направлению подготовки 39.04.03 «Организация работы с молодежью» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • производственная и социально-технологическая;
  • социально-проектная;
  • организационно-массовая;
  • педагогическая.

Трудоустройство

Выпускники работают в муниципальных, государственных, неправительственных организациях и учреждениях, реализующих функции государственной молодежной политики и работы с молодежью, федеральных, региональных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, в организациях, учреждениях и предприятиях, на которых обучаются, трудятся молодые люди.

Контакты:

Телефон: (3412) 916–210, 916–033
Факс: (3412) 916–211
Адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.4, к. 517

Найдено 46 записей

Голяков Алексей Александрович. Проблема толерантности молодежи в социокультурном пространстве

Голяков А. А.

Проблема толерантности молодежи в социокультурном пространстве: Выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 – Организация работы с молодёжью, направленность (профиль) «Государственная молодёжная политика» / А. А. Голяков; рук. А. В. Поздняков. – Орёл: [б. и.], 2019. – 75 с.

Ким Светлана Викторовна. Особенности формирования жизненных стратегий молодых мужчин как социальных субъектов в современном российском обществе

Особенности формирования жизненных стратегий молодых мужчин как социальных субъектов в современном российском обществе: выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 ­Организация работы с молодежью / С.В. Ким; рук. Н.А. Фролова. - Орёл: [б. и.], 2019. – 98 с.

Жебенев Дмитрий Леонидович. Проблема взаимоотношений в современной молодой семье

Жебенев Д. Л.

Проблема взаимоотношений в современной молодой семье: выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 ­Организация работы с молодежью, направленность (профиль) «Государственная молодежная политика» / Д. Л. Жебенев; рук. Л. Ю. Ларина. - Орёл: [б. и.], 2019. – 84с.

Верижникова Мария Олеговна. Молодежное движение в России: история, современность, перспективы

Верижникова М. О.

Молодежное движение в России: история, современность, перспективы: Выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 – Организация работы с молодёжью, направленность (профиль) «Государственная молодёжная политика» / М. О. Верижникова; рук. А. В. Поздняков. – Орёл: [б. и.], 2019. – 75 с.

Полякова Виктория Гурамовна. Физическая культура и спорт в системе факторов социализации современной молодёжи

Полякова В. Г.

Физическая культура и спорт в системе факторов социализации современной молодёжи: выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 – Организация работы с молодёжью, направленность (профиль) «Государственная молодёжная политика» / В. Г. Полякова; рук. Н. А. Фролова. – Орёл: [б. и.], 2019. – 103 с.

Широкова Татьяна Андреевна. Физическое и духовное развитие молодого поколения как одно из приоритетных направлений деятельности молодежных организаций

Широкова Т.А.

Физическое и духовное развитие молодого поколения как одно из приоритетных направлений деятельности молодежных организаций: выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью, направленность (профиль) «Государственная молодежная политика» / Т.А. Широкова; рук. В.В. Чернышенко. – Орел: [б.и.], 2019. – 98 с.

Корякина Виктория Викторовна. Влияние гендерных представлений и стереотипов на формирование семейных ценностей современной российской молодежи

Корякина В.В.

Влияние гендерных представлений и стереотипов на формирование семейных ценностей современной российской молодежи: выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 – Организация работы с молодежью, направленность (профиль) «Государственная молодежная политика» / В.В. Корякина; рук. Н. А. Фролова. – Орёл: [б. и.], 2019. – 86 с

Баянова Полина Сергеевна. Новые молодежные субкультуры в социокультурном пространстве современной России

Баянова П.С.

Новые молодежные субкультуры в социокультурном пространстве современной России: выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра по направлению подготовки 39.04.03 ­Организация работы с молодежью, направленность (профиль) «Государственная молодежная политика» / П.С. Баянова; рук. Н.А. Фролова. - Орёл: [б. и.], 2019. – 87 с.



Просмотров