1 понятие государственной гражданской службы ее признаки. Государственная служба: понятие, признаки, принципы и виды

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов публичной службы.

1. Профессионализм. Государственная служба является основным родом занятий для государственного служащего. Государственная служба по совместительству не допускается. Другие виды оплачиваемой, а иногда и безвозмездной деятельности разрешены государственному служащему на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Ограничения по видам деятельности для государственных служащих призваны обеспечить высокое качество исполнения обязанностей государственной службы.

2. Компетентность. Государственный служащий должен соответствовать выполняемым функциям государственной службы по уровню образования, стажу и знаниям. Данные требования являются формализованными условиями, позволяющими обеспечить реальную способность государственного служащего выполнять обязанности по замещаемой должности государственной службы.

3. Прохождение службы только на должностях государственной службы, включенных в Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Статус государственного служащего приобретается только путем назначения на должность государственной службы. Все должности государственной службы включены в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, состав которого утвержден федеральным законом. Отсутствие должности в указанном реестре означает, что лицо, замещающее такую должность, не является государственным служащим. Следует отметить, что законодательство о государственной службе допускает исключительные случаи, при которых гражданин, сохраняя ранее приобретенный статус государственного служащего, временно не замещает должность государственной службы (находится в резерве государственной службы, в распоряжении командира и т.д.). Однако поступить на государственную службу, не получив назначение на определенную должность государственной службы, нельзя.

Прохождение службы, как правило, в государственных органах. По определению, государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Как следствие, должности государственной службы учреждаются в государственных органах и в аппаратах, обеспечивающих деятельность лиц, замещающих государственные должности, причем эти аппараты также признаются государственными органами или входят в их состав.

В некоторых случаях государственная служба предусматривается не в государственных органах, а на государственных унитарных предприятиях или в государственных учреждениях. Например, в отделах вневедомственной охраны (ОВО) при органах внутренних дел городов и районов предусмотрено прохождение службы в органах внутренних дел, хотя ОВО по статусу является государственным учреждением, а не государственным органом. В главных управлениях специального строительства при Федеральном агентстве специального строительства предусмотрена военная служба, хотя они по своему правовому положению созданы в организационно-правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий. Аналогичный пример можно привести с учреждениями уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, которые не признаются государственными органами, но в которых предусмотрена правоохранительная служба.

Нужно сказать и о том, что не все граждане, работающие в государственных органах, являются государственными служащими. С некоторыми лицами обеспечивающего персонала заключаются трудовые договоры, и статус государственных служащих на них не распространяется.

5. Оплата государственной службы осуществляется из государственных бюджетов. Расходы на содержание государственного аппарата предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете и в законах субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов РФ. В частности, денежное содержание в вознаграждение за труд государственные служащие получают за счет бюджетных средств.

Систему государственной службы образуют государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Виды государственной службы многочисленны, и ее можно классифицировать по различным основаниям.

По ветвям власти, в которых предусмотрено прохождение государственной службы, государственная служба подразделяется на:

государственную службу в органах законодательной власти (в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в аппаратах органов законодательной власти субъектов РФ);

государственную службу в органах исполнительной власти;

государственную службу в органах судебной власти (в аппаратах Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей);

государственную службу в иных государственных органах, не входящих в систему трех ветвей власти.

К иным государственным органам, в которых предусмотрена государственная служба, относятся:

Администрация Президента РФ, включающая в свой состав, помимо прочих структурных подразделений, Аппарат Совета Безопасности РФ;

органы прокуратуры;

аппарат Центральной избирательной комиссии РФ и аппараты других избирательных комиссий государственного уровня;

рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ и аппараты уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;

аппарат Счетной палаты РФ и аппараты контрольно-бюджетных органов субъектов РФ, создаваемых органами законодательной власти субъектов РФ;

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, в котором проходят государственную службу государственные служащие аппаратов Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции.

По федеративному признаку государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

По функциональному назначению в системе государственной службы выделяются следующие виды:

государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации;

военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства;

правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Виды по особенностям правового статуса государственных служащих и условий прохождения государственной службы выделяют два основных вида государственной службы: государственная гражданская служба и милитаризованная государственная служба, включающая военную и правоохранительную службу.

Важнейшими отличиями милитаризованной службы от гражданской государственной службы являются:

наличие в качестве общей задачи милитаризованной службы обеспечения национальной безопасности и правопорядка;

наличие специального статуса милитаризованных служащих (наряду с общим и должностным статусом) в связи с нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными обстоятельствами;

наличие особых средств деятельности, к которым относятся оружие, специальные средства и физическая сила;

наличие особых методов деятельности (боевые, оперативно-розыскные, специально-технические, негласные и другие методы);

наличие особых условий службы (режима службы, денежного содержания, гарантий и компенсаций, социально-бытового и пенсионного обеспечения);

прохождение службы в соответствии с дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине;

особые условия, основания и порядок привлечения к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Существуют классификации отдельных видов государственной службы. Так, по характеру функций государственной гражданской службы выделяются общефункциональная служба, которая предназначена для обеспечения деятельности государственного органа, выполнения стандартных для любого государственного органа функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.), и специальная служба, которая состоит в решении специфических задач данного государственного органа.

Виды военной службы могут быть определены по организационным структурам, в которых предусмотрена военная служба: военная служба в Вооруженных Силах РФ; военная служба в органах Службы внешней разведки РФ; военная служба в органах Федеральной службы безопасности РФ; военная служба во Внутренних войсках МВД России; военная служба в органах Федеральной службы охраны РФ; военная служба в органах и воинских формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (кроме федеральной противопожарной службы); военная служба в Службе специальных объектов при Президенте РФ; военная служба в органах и войсках Федеральной службы специального строительства РФ.

Аналогично определяются виды правоохранительной службы: служба в органах внутренних дел; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний; служба в федеральной противопожарной службе МЧС России; служба в таможенных органах; служба в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; служба в органах прокуратуры.

Тема 3. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОВЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Государственная и муниципальная службы теорети­чески могут быть представлены и рассмотрены в следующих аспектах:

· политическом – как деятельность по реализации государствен­ной политики, достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная и муниципальная службы – важнейший фактор ста­бильности в обществе, ибо от их функционирования и эффективно­сти зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;

· социальном: «государственная служба как социальная кате­гория – это профессиональное осуществление по поручению госу­дарства общественно полезной деятельности лицами, занимающи­ми должности в государственных организациях»;

· социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, реализация вопросов местного значения. Любой орган управления представляет собой совокупность служащих – людей, соединенных формально установленными целями в рамках определенного типа административной, т.е. разновидности социальной организации;

· организационном – государственная и муниципальная службы связаны со структурно-функциональными элементами государственного аппа­рата, аппарата органов местного самоуправления; служебная деятельность представляется как система, состоящая из следующих элементов: формирование организационных и процессуальных ос­нов деятельности государственного аппарата, органов местного самоуправления, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимули­рование и ответственность соответствующих работников; государ­ственная и муниципальная службы – правовая основа, позволяющая укрепить госу­дарство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

· нравственном – рассмотрение морально-этических основ служебной деятельности. На сегодняшний день в России остро стоят проблемы коррупции, бюрократического произвола и иных злоупотреблений на государственной и муниципальной службе. Так как этические регуляторы оказывают большое значение на человеческое поведение, необходимо обратить внимание на морально-этические качества людей, работающих в госаппарате, органах местного самоуправления, обратиться к проблемам административной морали. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих представляет собой систему нравственных ориентиров, этических норм, которыми служащие должны руководствоваться при осуществлении своей профессиональной деятельности. На деле многие служащие имеют смутное или искаженное представление об этих нормах либо просто игнорируют их в своей деятельности.


· правовом – юридическое установление государственно-служеб­ных отношений, при реализации которых и достигается практиче­ское выполнение должностных обязанностей, полномочий служа­щих и компетенции государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственная и муниципальная службы являются сложными социально-правовыми институтами, изучение которых требует комплексного анализа их социальных и юридических основ. Эти институты представляют со­бой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. вопросы организации данных видов деятельности, регламентации основ правового статуса государственных и муниципальных служащих (права, обязанности, ограничения, за­преты, стимулирование, ответственность), прохождение службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Здесь отчетливо проявляется институциональность служебной деятельности. Государственная и муниципальная службы – комп­лексные правовые институты, межотраслевого характера, состоящие из норм различных отрас­лей права и включающие в себя множество подинститутов.

Институты государственной и муниципальной службы, с позиции внутриорганизационных отношений, представляют собой совокупность правовых норм, определяющих порядок поступления на службу, аттестации, перемещения и увольнения со службы, содержание должностных обязанностей и прав, порядок материального и соци­ально-бытового обеспечения, поощрения и ответственности госу­дарственных и муниципальных служащих. Такое определение института государст­венной службы складывалось на протяжении последних десятиле­тий.

Вместе с тем выделяются и внешние государственно-служебные отно­шения, которые характеризуют государственную и муниципальную службы как со­циальные институты и складываются на основе законодательства между государственным, муниципальным служащим и другими субъектами (гражда­нами, государственными и негосударственными организациями) в связи с осуществлением ими своих должностных полномочий. При этом подчеркивается, что в качестве представителя государства, органов местного самоуправления (далее - ОМС) мо­жет выступать только тот служащий, который по занимаемой должности наделен властными полно­мочиями, т.е. должностное лицо. Государственные и муниципальные служащие, не имеющие таких полномочий, вступают лишь во внутриорганизационные отношения.

Надо сказать, что все государственные и муниципальные служащие должны быть признаны должностными лицами по признаку того, что они наделяются полномочиями на совершение служебных, юридически значимых действий, влекущих правовые последствия, вне зависимости от замещаемой должности.

Государственная и муниципальная службы отражают проявление множества управ­ленческих связей и отношений, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера:

· отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;

· отношения, возникающие между исполнительными органами си­стемы местного самоуправления, а также между ними и вышеназ­ванными субъектами;

· отношения, возникающие в процессе организации и функциони­рования органов законодательной (представительной) власти и су­дебной власти, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (так называемые внутриорганизационные отношения).

Функционирование государственной и муниципальной служб возможно при использовании традиционных административно-пра­вовых методов правового регулирования:

1) установление определенного порядка действий, предусмотренное различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми). Например, государственные служа­щие должны соблюдать соответствующий должностной регламент, положения законов, в которых перечисляются их обя­занности;

2) запрещение определенных действий. За­прещено, например, направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых являются предметом жалобы. Виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3) предоставление государственному и муниципальному служащему возможности выбора одного из установленных вариантов должного поведения, которые пре­дусматриваются различными правовыми нормами. Например, начальник органа внутренних дел принимает решение о наложении на лицо административного взы­скания и определяет в постановлении конкретную меру админист­ративного наказания, а также ее размер либо вид (если это предус­матривается законом);

4) предоставление возможности действовать (или не действо­вать) по своему усмотрению. Этот ме­тод применяется не только при реализации субъективных прав, но и при реализации правового статуса государственных и муниципальных служа­щих, использовании ими предоставленных им прав и правомочий.

Таким образом, предметом правового института государственной и муниципальной служб являются государственно-служебные правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации их функций и полномочий, нормы, их регулирующие, и практика их применения.

Как и любой другой институт права, институты государственной и муниципальной службы могут быть определены через совокупность правовых норм, регулирующих особые группы общественных отношений, образующих их предмет. Все нормы закрепляются в различных источниках права.

Под источником понимается внешняя форма выражения норм, регулирующих государственную и муниципальную службы, как в целом, так и их особенности в различных субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. К источникам относятся акты государственных органов, как федеральных, так и субъектов РФ, иных субъектов государственной власти, должностных лиц, обладающих специальными полномочиями на издание нормативных правовых актов, акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, иные муниципальные правовые акты, изданные в пределах их полномочий, а также в установленных формах, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами. Такие акты в обязательном порядке должны пройти процедуру их принятия, они должны быть подписаны уполномоченными на то лицами, в необходимых случаях пройти регистрацию и, что очень важно, должны быть опубликованы (обнародованы).

Особое значение отводится Конституции Российской Федерации в плане регулирования основ государственной и муниципальной служб.

Надо сказать, что напрямую нормами Конституции Российской Федерации государственная и муниципальная службы не урегулированы. Более того, в Основном законе РФ закрепляется право только граждан РФ на свободный доступ на государственную службу, в отношении же иностранных граждан такое право не гарантировано, хотя в действующем законодательстве эти вопросы решены в пользу последних.

Также, нет даже упоминания о муниципальной службе. Однако, в ч.2 ст.130 установлено, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». Таким образом, связь муниципальной службы и местного самоуправления устанавливается через деятельность органов местного самоуправления, укомплектованных штатом профессионально подготовленных субъектов, обеспечивающих реализацию вопросов местного самоуправления, закрепленных Федеральным законом № 131 - ФЗ.

Нормативную основу государственной службы образует ряд Федеральных законов. Так как государственная служба организована на двух уровнях – Федеральный уровень и уровень субъектов РФ, следовательно, регулируют данные виды деятельности, как Федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

Основным источником регулирования государственной службы является Федеральный закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Настоящий закон в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой РФ. В рассматриваемом законе закреплено принципиально новое определение государственной службы РФ, определены новые существенные признаки данного вида деятельности, им же закреплена единая система государственной службы, состоящая из трёх основных видов государственной службы – гражданской, военной, правоохранительной. Данным Федеральным законом установлены 9 принципов государственной службы РФ; проведено разграничение между государственными должностями и должностями государственной службы; впервые установлена система ранжирования для разных видов государственной службы и присвоения классных чинов на государственной службе; предусмотрено введение реестров должностей государственной службы и введение реестров самих государственных служащих; установлены основы управления государственнойслужбой РФ.

Особенности государственной службы регламентированы Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами самих государственных органов внутриведомственного характера.

Основным источником правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации следует признать Федеральный закон от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации». Настоящий закон определяет правовые и организационные основы системы муниципальной службы Российской Федерации, в том числе системы управления муниципальной службой в РФ. В этом законе дано новое определение муниципальной службы РФ, закреплены новые существенные признаки данного вида деятельности. Данным Федеральным законом установлены принципы муниципальной службы в РФ; проведено разграничение между муниципальными должностями и должностями муниципальной службы; предусмотрено ведение реестров должностей муниципальной службы и введение реестров самих муниципальных служащих; установлены основы управления и финансирования муниципальной службы РФ.

Поскольку законодательство о государственной гражданской и муниципальной службах находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, субъекты РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие иные вопросы служебной деятельности, не урегулированные федеральным законодательством. Такие акты будут легитимными при условии соответствия двум основным требованиям.

Во-первых, они не должны противоречить актам федерального уровня и принятым в соответствии с ними подзаконным нормативно - правовым актам, обладающим более высокой юридической силой.

Во-вторых, они не должны ограничивать самостоятельность субъектов РФ, органов местного самоуправления, действующих в пределах своих полномочий.

Основная роль законодательства субъектов РФ заключается в том, чтобы не создавать нормативные акты, «альтернативные» федеральному законодательству. Их значение состоит в детализации, дополнении, развитии правил, установленных федеральными законами или подзаконными актами, а также, в принятии нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и отнесенным к компетенции субъектов РФ.

Именно детализация основных положений, установленных федеральным законодательством, позволит конкретизировать права и обязанности участников служебного отношения и сделать более эффективным действие механизма правового регулирования государственной и муниципальной службы, учесть особенности труда государственных и муниципальных служащих применительно к специфическим условиям в конкретном субъекте РФ.

Среди базовых источников государственной и муниципальной служб следует выделить ряд законодательных актов федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

7. Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;

9. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ряд других.

Кроме того, существенное значение имеют нормативные Указы Президента РФ, такие как:

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня);

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

5. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года №609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» и др.

В субъектах Российской Федерации имеется своя правовая база, регулирующая государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Так, например, в Челябинской области такими нормативными правовыми актами являются:

1. Устав Челябинской области

2. закон Челябинской области от 31 мая 1996 года №22-ЗО «О государственной службе Челябинской области»;

3. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №359-ЗО «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы Челябинской области (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих Челябинской области»

4. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №360 –ЗО «Об учреждении должностей государственной гражданской службы Челябинской области и учреждения реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области»;

5. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №363 –ЗО «О порядке присвоения классных чинов государственной гражданской службы Челябинской области»;

6. постановление Губернатора Челябинской области от 14 апреля 2005 года №127 «Об утверждении положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Челябинской области»;

7. постановление Губернатора Челябинской области от 29 апреля 2005 года №191 «Об утверждении примерного должностного регламента государственного гражданского служащего Челябинской области»;

8. постановление Губернатора Челябинской области от 30 мая 2005 года №257 «Об аттестационной комиссии по проведению аттестации и квалификационного экзамена отдельных категорий государственных гражданских служащих Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области» и др.

Следует отметить отсутствие в законодательстве о государственной и муниципальной службах вопросов регулирования многих институтов трудового права. Так, вообще не урегулированы такие институты, как материальная ответственность (за исключением военной службы), охрана труда, гарантии для работников с семейными обязанностями и беременных женщин, работников, совмещающих работу с обучением. Идея наиболее полно урегулировать служебные отношения на государственной и муниципальной службах в специальных законах обернулась наличием в них значительно большего (чем ранее) числа пробелов, которые трудно устранить даже путем применения общих норм трудового законодательства.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) с правовой точки зрения государственную и муниципальную службы следует рассматривать как самостоятельные, особые правовые институты со специфическим содержанием и структурой;

2) правовые институты государственной и муниципальной службы являются комплексными, включают в себя нормы различных отраслей права (конституционного, трудового, административного, уголовного и др.). Вопросы компетенции, деятельности государственных и муниципальных служащих регулируются всеми отраслями права. Институты же данных видов службы устанавливают правовые основы организации и особенности правового положения служащих.

В связи с этим, а также в целях создания стабильной и единой нормативно-правовой базы, представляется целесообразным в дальнейшем систематизировать и кодифицировать действующие нормативно-правовые акты о государственной и муниципальной службах.

Понятие государственной службы

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной службы. Не признается государственной службой деятельность лиц, замещающих государственные должности.

По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при усло­вии, что он занимает должность только в государственных органах (исключая учреждения, предприятия, объединения и т.д.). Однако данное положение применимо только для государственной гражданской службы, т.к. военная и правоохранительная службы организованы по другому принципу (присвоения специального звания) и эти виды службы осуществляются не только в государственных органах, но и в различных ведомственных учреждениях и организациях (учебных, медицинских и др.). Этим понятием в настоящее время государственная служба отграничивается от других видов деятельности в систе­ме организации и функционирования государственной администра­ции, в сфере деятельности государственных учреждений, предприя­тий и объединений.

Профессиональная деятельность – вид деятельности, являю­щейся профессией для государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы и получения специального образо­вания. Государственная служба в этом смысле – одна из многих профессий, для которых необходимы профессиональные навыки, убеждения, специальное образование служащих, сдача ими соот­ветствующих экзаменов. Выполнение служащими задач и функций государственной службы на профессиональной основе должно га­рантировать постоянство и стабильность государственно-служеб­ных отношений, благосостояние общества и силу государства, бе­зупречность и эффективность управленческой деятельности, ее не­зависимость от возможных политических перемен;

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации»государственная служба Российской Федерациипрофессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

Федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов;

Субъектов Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Признаки государственной службы

1.Впервые государственная служба – это деятельность служебная. Для этого вида деятельности присущи все признаки служебной деятельности вообще, однако, с учётом специфики государственной службы:

В процессе государственной службы материальные ценности не создаются, а создаются лишь условия для их производства;

Государственная служба связана с процессами управления, ресурсами (люди, финансы, техника), либо различными сферами жизнедеятельности общества. Таким образом, государственная служба – это разновидность государственной управленческой деятельности, так как связана с процессами управления;

Так как данный вид деятельности носит управленческий характер, значит государственная служба связана с реализацией государственно - властных полномочий;

Государственная служба – это деятельность публичного характера, осуществляемая в интересах всего общества в целом и каждого члена этого общества в частности;

Государственная служба носит обеспечительный характер, обеспечивает интересы того, кто её оплачивает (общественные интересы);

Государственная служба является деятельностью профессиональной, осуществляемой постоянно, непрерывно, возмездно;

Для государственной службы характерно наличие особого объекта, т.е. то на что она направлена (на человека, на защиту его интересов, на помощь в реализации прав);

Характерно наличие особого предмета деятельности (это информация, то с помощью чего осуществляется деятельность);

Наличие особого субъекта (государственный служащий, субъект специального права).

2. Государственная служба - деятельность профессиональная. Профессионализм государственной службы определяется следующими общими положениями:

Государственная служба – это профессия;

Закрепление устойчивой правовой связи между лицом её исполняющим и государством в лице представителя-нанимателя. Такая правовая связь обеспечиваеся замещением должности государственной службы и заключением служебного контракта;

Профессионализм связан с установлением определённых квалификационных требований по замещаемой должности, включающих в себя наличие определённого образования, обладания определёнными знаниями, навыками, умениями, наличие стажа, опыта работы и т.д.

3. Государственная служба – это деятельность, финансируемая из средств государственного бюджета, либо федерального, либо бюджетов соответствующих субъектов РФ.

4. Государственная служба – это деятельность, связанная с обеспечением реализации полномочий:

· обеспечение реализации полномочий РФ – определены на основе положений Конституции ст. 71,72;

· обеспечение реализации полномочий субъектов РФ -на основе положений Конституции ст. 72,73;

· обеспечение реализации полномочий федеральных государственных органов;

· обеспечение реализации полномочий государственных органов субъектов РФ;

· обеспечение реализации полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

Перечень таких лиц устанавливается на основе положений Указа Президента РФ №33 от 11.01.95 г., которым утверждён Сводный перечень государственных должностей РФ. Лица, замещающие такие должности являются непосредственными исполнителями полномочий государственных органов на основе Конституции, Федеральных законов, Уставов и т.д. Все они статусом государственного служащего не пользуются, их деятельность государственной службой не является и законодательством о государственной службе не регулируется (ч.2, ст.1 Федерального закона №58).

5.Государственная служба – это деятельность, осуществляемая исключительно гражданами РФ (за исключением военной службы по контракту). При этом граждане должны владеть государственным языком РФ, соответствовать определённому возрасту (например, от 18 до 65 лет – для гражданской государственной службы).

Цели, функции государственной службы

Государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Она возникает вместе с государством как институт осуществления государственной власти. В деятельности государственных служащих реально осуществляются функции государства.

На этом основании некоторые ошибочно считают, что функции государственной службы аналогичны функциям государства.

Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Соответственно выделяются виды государственной деятельности, отличающиеся своим назначением, субъектами, методами и формами осуществления государственных функций.

Понятно, что далеко не все виды государственной деятельности относятся к государственной службе. В рамках единой государственной деятельности государственная служба – это лишь один из видов, занимающих строго определенное место - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

С точки зрения функционального предназначения выделяются следующие цели государственной службы:

Обеспечение стабильности государственного устройства;

Обеспечение режима законности в государственном управлении, практической реализации Конституции Российской Федерации;

Упорядочение работы государственного аппарата;

Установление требований к функциям и правомочиям по должностям государственной службы;

Определение компетенции и профессиональной подготовленности государственных служащих;

Регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

Формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Выделяются следующие функции государственной службы: правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная.

Правоприменительная функция – это реальное претворение в жизнь КонституцииРоссийской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов государства. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов.

Правотворческая функция состоит в разработке и принятии нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в законодательных органах. Эта функция проявляется также в законопроектной деятельности, экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

Правозащитная функция – это обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

Регулирующая функция – это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная служба проявляет себя во время подготовки разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. Задача государственной службы состоит в том, чтобы обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе, обеспечить представительство всех социальных слоев общества и особенно тех, которые не определяют жизнь государства.

Организационная функция - это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе. Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.

Все выше перечисленные функции в своей совокупности характеризуют сущность государственной службы.

Все функции государственной службы реализуются в публично-правовой форме. Государство придает общеобязательное значение государственно-служебной деятельности и государственно-служебным полномочиям и доводит эти установления до всего общества посредством законов и иных нормативных правовых актов.

Государственная служба реализует свои функции в конкретных правоотношениях, используя правоприменение и правоохрану. Таким образом, весь механизм публично-правового регулирования выступает формой реализации функций государственной службы.

ГС – профессиональная служебная деятельность граждан РФ в ОГВ на должностях ГС по обеспечению исполнения полномочий в государственных органах и лиц замещающих гос. органы.

Признаки:

    один из видов служебной деятельности в обществе;

    разновидность публичной службы;

    профессиональная деятельность;

    является именно государственной, которая осуществляется в ОГВ и некоторых организациях (службах), реализующих функции государственных органов;

    деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, гос.органов и лиц замещающих гос.должности;

    осуществляется, как правило, гражданами РФ (искл. Является военная служба на которой могут быть и иностранные граждане);

    деятельность связана с замещением определенных должностей – должностей гос.службы;

    наличие должности в соответствующем реестре должностей гос.службы;

    аппосредуется правом ГС;

10.деятельность возмездная.

Принципы ГС:

В юридической литературе под принципом гос.службы понимают основополагающие идеи, ззззззззззззззззззззззустановления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно-обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций гос.сл., полномочий гос.сл., действий в системе государственной службы.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы:

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав , свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

8. Принцип профессионализма и компетентности - основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

Понятия «служба», «государственная служба» достаточно многогранны и могут использоваться в разных значениях. Принципиальное отличие службы от иной трудовой деятельности обычно объясняют тем, что служба связана не с производством материальных благ, а выполнением иных социально полезных функций.

Официальное определение государственной службы содержится в статье 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 58-ФЗ):

«Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации)».

Для правильного понимания сущности государственной службы, ее следует отличать от иных, близких по тем или иным признакам видов деятельности.

Прежде всего, государственную службу следует отличать от деятельности лиц, работающих в различных государственных организациях (научных, образовательных, производственных, медицинских и т.п.), но не связанных с осуществлением публично-властных функций.

Кроме того, государственную службу следует отличать от деятельности лиц, замещающих должности, связанные с осуществлением политической деятельности. Для обозначения этой категории лиц закон использует понятие «лица, замещающие государственные должности». Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 58-ФЗ «Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, настоящим Федеральным законом не регулируется». Сводный перечень государственных должностей утвержден Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации». В него, в частности включены должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, федеральных министров, председателей Совета Федерации и Государственной Думы, членов комитетов комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, Генерального Прокурора РФ, судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной Палаты РФ и др.

Правовой статус лиц, замещающих государственные должности, регулируется различными нормативными правовыми актами. У каждой из этих должностей свой правовой статус и своя система источников, его устанавливающих. Поэтому единый правовой статус государственных служащих на них не распространяется.

Как видно из приведенного выше определения, государственные должности создаются для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. А государственные служащие призваны обеспечивать исполнение ими своих полномочий.

Также государственную службу следует отличать от трудовой деятельности работников, выполняющие технические функции в государственных органах (водители, рабочие по обслуживанию оборудования, уборщики и т.п.). Таким образом, государственную службу нельзя отождествлять с любой деятельностью в государственном аппарате.

Можно выделить следующие признаки государственной службы:

– государственная служба носит публичный характер, т.е. ориентирована на реализацию и защиту интересов всего общества;

– государственная служба осуществляется в государственных органах;

– она связана с реализацией властных полномочий, с подготовкой, принятием управленческих решений, контролем за их исполнением;

– государственная служба – это профессиональная деятельность, требующая специальной подготовки, образования, определенных знаний и практических навыков, этим государственная служба отличается от общественной и политической деятельности;

– государственная служба обеспечивает практическую реализацию функций государства, государственные служащие выступают от имени государства, представляют его в отношениях с гражданами и организациями;

– государственная служба предполагает обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само их исполнение;

– государственная служба предполагает в основном работу с информацией, ее обработкой и анализом в рамках управленческого цикла, непосредственно материальных благ государственные служащие не создают;

– государственные служащие получают денежное содержание только из государственного бюджета.

Система государственной службы в соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ включает в себя:

1) государственную гражданскую службу, которая подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ;

2) военную службу;

3) государственную службу иных видов.

Военная служба и государственная служба иных видов являются видами федеральной государственной службы, они регулируются только федеральными законами. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

В статье 3 Федерального закона № 58-ФЗ закреплены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) законность;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Перечисленные принципы направлены на обеспечение эффективного функционирования государственной службы как публично-правового института. Они распространяются на все виды государственной службы.

Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности .

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как род деятельности человека.

Как правовой институт , государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения . Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяя нормы конституционного, административного, финансового, уголовного трудового права. Основное его содержание составляют нормы административного права. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

Как вид органов государства , государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач . Существуют Служба внешней разведки РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ и др.

В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на трактовку государственной службы, как рода деятельности. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в юридической литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях, оплачиваемая из бюджетных средств. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и врач, и министр и т.п. Данное определение было характерно для советского периода государственного строительства в России. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Она рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах (при этом учителя и врачи не были включены в перечень таких должностей). Следовательно, как род деятельности - государственная служба есть ни что иное, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий .

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации, в целом;

    федеральных органов государственной власти;

    субъектов Российской Федерации;

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

Причем Федеральный закон «О системе государственной службы» установил, что он не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Следовательно, значительный круг лиц, занимающих государственные должности не отнесены к государственным служащим. Государственные должности РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов , лица их замещающие не являются государственными служащими . Это, например, должности, непосредственно установленные Конституцией РФ: Президента РФ (ст. 11, 80); Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации (ст. 101); Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101); федеральных министров (ст. 110); судей федеральных судов (ст. 128); депутатов (статья 97, 98) и др. Полный перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации 1 . Государственные должности субъекта РФ - это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ , например, руководители субъектов РФ и их органов государственной власти, мировые судьи 2 .

Особенности их правового статуса закрепляются в Конституции РФ и соответствующих федеральных конституционных законах и федеральных законах. Так, правовое положение Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правовое положение председателя, его заместителя и судьи федерального суда определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Государственные должности следует отличать от должностей государственной службы . Государственными служащими являются лишь те, кто замещает должности государственной службы . Например, это помощники, пресс-секретари, советники и референты Президента РФ, губернатора Красноярского края; помощники, советники и консультанты депутатов Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Красноярского края; руководитель (директор), советник и специалист департамента федерального министерства; руководитель, советник, консультант и специалист департамента Совета администрации Красноярского края; помощник судьи, специалист, секретарь судебного заседания; начальник отдела и специалист прокуратуры. Именно они признаны государственными служащими. В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей федеральной государственной гражданской службы РФ, утверждаемый Президентом РФ 3 .

Реестр необходим прежде всего для того, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

    государственная гражданская служба;

    военная служба;

    правоохранительная служба.

Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств. Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба , которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Местом прохождения такой службы могут быть:

организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;

организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

Военная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства 4 .

Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237.

Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется. Согласно этому Закону военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д.

К военнослужащим относятся :

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина 5 . Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления - на сегодняшний день отсутствует. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах. По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.

Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует. Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям.

Выводы

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека. Так в первом случае - это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором - организационно-структурное образование, в третьем - род общественно-полезной деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную. Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.



Просмотров