Жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением. Запрещенные средства войны

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ

средства, применение которых недопустимо по международному праву, рассматриваются как военное преступление или преступление против человечности и влекут юридическую ответственность. Статья 35 Дополнительного протокола 11977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. ограничивает методы и средства ведения войны. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также методы и средства. которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Применение оружия, влекущего излишние страдания (яда и отравленного оружия), было запрещено уже декларациями 1868 и 1899 гг., ст. XXIII IV Гаагской конвенции 1907 г., а применение удушливых, ядовитых или подобных газов и бактериологических средств - Женевским протоколом 1925г., рядом других международных конвенций. Среди них Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (заключена в 1972 г., вступила в силу в 1975 г.). Конвенция запрещает, однако, лишь токсинное оружие бактериологического (биологического) происхождения. В 1978 г. вступила в силу Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В 1983 г. вступила в силу одобренная специальной конференцией ООН 1981 г. Конвенция о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые наносят чрезмерные повреждения или имеют неизбирательное действие. К ней приложены Протокол I о необнаруживаемых осколках и Протокол II о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств и Протокол III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия. В 1993 г. принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. По-прежнему актуально\"конвенционное запрещение всех видов ядерного (в том числе нейтронного), радиологического оружия и других новых (еще не созданных) видов и систем оружия массового уничтожения.

Панов В.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ" в других словарях:

    ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ - средства, применение которых является недопустимым по международному праву и рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее юридическую ответственность. В ст. 35 Дополнительного протокола I 1977 г. к… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Средства, применение которых является недопустимым по международному праву и рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее юридическую ответственность. В ст. 35 Дополнительного протокола 11977 г. к… …

    запрещенные средства войны - средства, применение которых является недопустимым по международному праву, рассматривается как военное преступление или преступление против человечности и влечет юридическую ответственность. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и… … Большой юридический словарь

    ВОЙНЫ ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА - ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ … Юридическая энциклопедия

    Энциклопедический словарь экономики и права

    - (см. ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

    ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ - это применяемые в вооруженном конфликте методы ведения войны, запрещенные международным договором РФ. Применение таких средств и методов может выразиться в одном из следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с… … Словарь-справочник уголовного права

В действующем законодательстве 356 статья УК РФ – это применение запрещённых средств и методов ведения войны. Является тяжким преступным деянием против мирного сосуществования и всего человечества. Историческая значимость статьи подтверждается фактами мировой истории, когда за военные преступления в годы Великой Отечественной войны были осуждены высокопоставленные чины фашистской Германии. Были применены принципы юриспруденции в области преступной агрессии в отношении мирных граждан, военнопленных, национального достояния в период войны.

Применение запрещённых средств и методов войны относится к 34 главе уголовного законодательства. Содержит квалификацию международно-правового характера. Основывается на действующих нормах конвенций, определяющих формы ведения военных действий.

Даёт понятие объекта преступных деяний военного периода, в качестве которого выступают отношения в обществе, при выполнении установленных правил ведения войны.

Статья содержит следующие определения:

  • жестокость отношений к военнослужащим, захваченных во время боевых столкновений;
  • жестокость обращения с мирными жителями;
  • изгнание насильственным методом мирных жителей из мест проживания;
  • хищение варварскими способами национальных богатств и достояний захваченных территорий;
  • запрещённые к применению формы ведения войны.

Преступление в качестве основного объекта определяет защиту граждан, военных, получивших ранения, попавших в плен. Кроме этого, сохранность национального достояния государства.

В ст. 356 УК РФ комментарий содержит нормы международного права, даёт определения пленным военного времени, гражданскому населению, национальному имуществу, являющихся предметами этого преступного деяния.

Комментируемая статья предусматривает применение понятия «вооружённый конфликт», хотя заглавие содержит формулировку «средства и методы войны». Конфликт характеризует и раскрывает понятие обстановки вокруг события, которая считается основным признаком противоправного деяния.

Главным объектом преступных деяний являются процессы в обществе, определяющие соблюдение установленных межгосударственных правил и законов, предусматривающих гуманный характер, как фундамент в оценке личности человека.

Вспомогательными объектами считаются:


Пострадавшей стороной являются захваченные в плен военнослужащие, мирное население. Предметом посягательств признаётся любое имущество, принадлежащее кому-либо (заводы, фабрики, другие сооружения производственного назначения, дома проживания граждан, лесные массивы, водные объекты, культурное наследие).

Субъектами деяний, предусмотренных 356 статьёй, считаются граждане, которым на момент участия в военных действиях исполнилось шестнадцать лет. Субъективность запрещённых действий определяется умышленной составляющей.

Комментируемая статья предусматривает наказания:


Серьёзными санкциями виновным грозит использование во время боевых действий запрещённых видов оружия: химического и иного, применение которого приводит к массовой гибели людей.

Запрет на перечисленные преступления предусмотрен международными соглашениями, которые заключила Российская Федерация с другими государствами. Части первая и вторая 356 статьи Уголовного кодекса предполагают за указанные деяния осуждения на срок, не превышающий 20 лет.

Договорённостью между государствами приняты конвенции, соглашения, накладывающие запрет на конкретные формы военных действий по применению отдельных видов вооружения, отношения к попавшим в плен солдатам и мирным гражданам на захваченных территориях.

Конвенция, принятая в Женеве, классифицирует признаки военнопленных, захваченных неприятелем во время боевых столкновений, которыми могут быть:

Статья предусматривает наказание за бесчеловечное отношение к этим категориями, без определения непосредственной связи с системностью или значительными масштабами противозаконных деяний.

Такой характеризующий признак военных преступлений обязателен по положениям конвенции 1949 года.

Эти нормы трактуют жестокость в обращении следующими понятиями, имеющими систематизированную и массовую форму:


До 1941 года в мировой судебной практике, с точки зрения права, не было понятия преступных деяний, направленных на уничтожение человечества, в общем понимании, а также преступлений военного времени, как частного проявления. Презентация понятия «военное преступление» состоялась, когда в Лондоне специально созданная комиссия проводила свои расследования.

Две декларации того времени (Сент-Джеймская 1942 года, Московская 1943 года) формировали понятие личной ответственности за совершение незаконных проявлений во время военных действий.

Женевская конвенция рассматривает понятие гражданское население, в виде общности людей:

  • не принимавших каких-либо действий на стороне противоборствующих лагерей;
  • военнослужащие, сложившие оружие, заболевшие, получившие ранения.

Эти категории в период войны не должны подвергаться принижениям по принадлежности к определённой расе, религиозным убеждениям, половому признаку, статусу в обществе, а также если такое население оказалось в районах боевых столкновений либо на захваченной территории чужого государства.

Конвенция запрещает в отношении мирного населения:

Покушение на человеческое достоинство, а равно нарушение каких-либо прав, содеянных без применения физической силы, не будут образовывать предусмотренного 356 статьёй состава рассматриваемого противоправного деяния.

Оружие либо технические средства, используемые войсками в целях поражения живой силы врага, оказывающего противодействие, признаются средствами войны. Запрету подлежат боеприпасы и формы их применения, которые наносят человеку дополнительные травмы с причинением серьёзных страданий.

Конвенции предусматривают требования запретить:

  • неизбирательные средства поражения, уничтожающие вместе с военными объектами и мирных граждан, нанося значительный урон из-за поражающих характеристик кассетных, напалмовых, нейтронных бомб;
  • использование, производство, складирование противопехотных взрывных устройств, калечащих мирных граждан;
  • определённый вид стрелкового оружия, использование которого наносит значительные увечья.

Страны-изготовители на стадии проектирования новых модификаций оружия обязаны учитывать наличие ограничений, запретов, содержащихся в международных договорах.

Ведение военных действий предусматривает определённые формы, порядок применения сил и средств военного времени с конкретным целевым назначением. Запрещённые методы войны – это военные операции, проводимые с целью не только уничтожить конкретный объект неприятеля, но и совершать военные действия, которые приведут к массовой гибели мирных граждан, разрушению гражданских объектов.


Запрету подлежат действия (убийство, причинение ранений, пленение), совершённые вероломно. Вероломными признаются деяния военного времени, которые сначала вызывают доверие противоположной стороны и веру в обеспечение защитой по нормам международных конвенций, преследующие цель – обмануть оказанное доверие.

В 1976 году Женевской конвенцией наложен запрет на такие методы с уничтожающими средствами воздействия на окружающую природу, при которых восстановление этого ресурса потребует длительного периода. Каждая мировая держава взяла обязательство не применять запрещённые формы и средства, причиняющие вред растительному и животному миру.

Защита культурных ценностей

Гаагская конвенция 1954 года содержит положения, защищающие культурные богатства. Урон, причиняемый национальным достояниям людей, враждующих стран, представляет собой угрозу культурным ценностям всего мирового сообщества. Враждующие стороны военного конфликта должны ценить национальные достояния, независимо от территорий, на которых они расположены.

Запрету подлежит:

  • использование в военных целях защитных средств этих богатств, их отсутствие приведёт к полному уничтожению или серьёзному повреждению;
  • применение каких-либо уничтожающих действий, целью является народное достояние.

Этот запрет имеет право быть нарушенным, только в случае военной необходимости, когда не будет иного выбора. Стороны конфликта обязаны беречь достояние от любых противоправных деяний, проявляющихся в любой форме, включая форму вандализма по отношению к культурному наследию.

Под разграблением национального богатства на захваченной территории понимают перемещение за её границы культурного, исторического наследия, археологических артефактов, а также других значимых ценностей.

К национальному достоянию относят:

Статья 11 конвенции 1970 года определяет меры, которые запрещают и предупреждают вывоз и передачу кому-либо для незаконного владения культурными ценностями, полученными в результате насильственного захвата.

Международные договорённости дают следующие понятия конфликта:


Протоколом от 1977 года к конвенции 1949 года определено, что запрет средств и методов войны также имеет действие в отношении конфликтов немеждународного характера.

Факты судебной практики

Кратко о правоприменительной практике статьи 356 УК РФ:

  1. В 2010 году органы прокуратуры России вели следствие по делу о геноциде и массовом уничтожении людей в Южной Осетии летом 2008 года. Расследуя множество нарушений международных соглашений военнослужащими Грузии, были установлены факты несоблюдения принципов гуманности к гражданам республики и представителям миротворческих сил. Прокуратура применила нормы первой части комментируемой статьи.
  2. В 2014 году Следственный комитет России возбудил по фактическим действиям, в настоящее время неустановленной группы военных Украины, представителей «Национальной гвардии Украины», «Правого сектора», связанным с обстрелами городов и населённых пунктов Луганской и Донецкой Республик по составу преступления определяемого первой частью, комментируемой статьи.

В настоящее время мировая практика о запрещённых способах ведения войны не так обширна, но нормативные требования международных конвенций помогают правильно определить состав преступных деяний против человечности.

Надо сразу же отметить (ст. 356), что использование законодателем понятия «война» не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния попадают под действие ст. 356 УК. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: «вооруженный конфликт». По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских Конвенций 1949 г. понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны. В том числе, на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Данный параграф охватывает составы, рассчитанные на применение в условиях уже ведущейся войны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объект здесь - общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст. 356 УК дает в соответствии с упомянутыми международно-правовыми документами, открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, это жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация последнего, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения.

Таким образом, рассматриваемая статья построена по схеме ст353 УК. В ней нет основного и квалифицированного составов, а налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких, но дифференцированных по минимальному размеру санкции, которые находятся под одной «крышей».

Жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением

Запрет жестокого обращения с военнопленными требует некоторой конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самого понятия жестокого обращения. Исходя из предшествующего опыта человечества, Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношения оружия и соблюдения законов и обычаев воны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации захваченные неприятелем.

Жестокое обращение - это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно - правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК - это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать:

а) добровольную эвакуацию;

б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава - разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. Под этот запрет не попадают действия, которые:

б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями;

в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран - победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре).

Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе, «бесхозного», а тем более организация такого захвата и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящих политических и военных деятелей) несомненно, является формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК.

Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и крайней необходимости. Например, является ли преступлением в смысле ст. 356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защищать военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могут определяться лишь с учетом всех обязательств конкретного случая, а не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять внимание аргументации отсутствия (военной) необходимости.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта, минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.)

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей инициативе.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлеты воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК. Уголовный кодекс РФ. Принят Государственной Думой РФ 16.04.95. Кодексы и законы РФ. Стр.: 878. - С - П.: Весь, 2007


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 356]

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.


3 комментария к записи “Статья 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны”

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    Комментарий к статье 356

    1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления — жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.
    Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.
    2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:
    — Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. ;
    ———————————
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 — 574.

    — Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: «О правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны»; «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции» ; «О бомбардировании морскими силами во время войны»; «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин»; «Об обращении торговых судов в суда военные»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О законах и обычаях сухопутной войны» ; «Об открытии военных действий»; «Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам»; «О мирном решении международных столкновений» ;
    ———————————
    Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1926. N 38. Ст. 226.
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587. (Извлечения.)
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 — 788 (извлечение).

    — Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. ;
    ———————————

    — Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: «О защите гражданского населения во время войны»; «Об обращении с военнопленными»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» ;
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 412 — 569.

    — Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. .
    ———————————

    3. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными указаны категории лиц, которых следует считать военнопленными. К ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, которые имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой; лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
    4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.
    С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
    5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
    К запрещенным средствам ведения войны относятся: применение оружия «неизбирательного действия», последствиями которого являются не только военные объекты, когда гибнет мирное население, причиняется излишний материальный вред в связи с использованием такого смертоносного, разрушительного оружия, имеющего большое поражающее действие, в частности различные кассетные, напалмовые, нейтронные бомбы, иное подобное оружие.
    Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все про-тивопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.
    10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
    ———————————
    Действующее международное право. Т. 2. С. 589 — 603.

    При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.
    6. Под методами ведения войны понимаются способы, приемы, порядок проведения военных действий, использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения «неизбирательного характера», которые не ограничиваются целью и поражением одних военных объектов, а подвергают поражению гражданские объекты, приводят к гибели мирного населения. Запрещается применять методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.
    7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
    ———————————
    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

    8. В Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. обосновано положение о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов. Государства обязаны уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других стран, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Это правило может быть нарушено только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения. Государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, реквизицию движимых культурных ценностей, должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
    ———————————
    Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

    9. Хотя в наименовании комментируемой статьи указаны «средства и методы ведения войны», однако в диспозиции употреблен термин «вооруженный конфликт». Вооруженный конфликт, т.е. обстановка преступления, является обязательным признаком состава преступления.
    В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.
    В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 — 658.

    10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
    Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.
    Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.
    Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.
    11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.
    12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
    13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.
    14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. комментарий к ст. 355). Преступление признается оконченным с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от наступивших последствий.

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    Комментарий к статье 356

    1. В международном праве, в частности в Гаагской конвенции 1907 г. «О законах и обычаях сухопутной войны», содержится прямой запрет на использование опасных методов ведения войны, включая бесчеловечное обращение с военнопленными, применение отравляющего оружия, неправильное использование флагов о перемирии и т.п. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны» относит к числу преступных военные преступления, совершенные в вооруженном конфликте, как международного, так и внутригосударственного характера.
    2. Объектом преступления признаются международные правоотношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов.
    3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах: а) жестокое обращение с военнопленными; б) жестокое обращение с гражданским населением; в) депортация гражданского населения; г) разграбление национального богатства на оккупированной территории; д) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
    4. Согласно ст. 4 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. «Об обращении с военнопленными» к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля: 1) принадлежащие к личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил; 2) личный состав других ополченческих и добровольных отрядов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо в Конвенции зафиксированных условиях; 3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военные корреспонденты); 4) члены экипажа судов авиации и торгового флота; 5) население неоккупированной территории, которое борется с оружием для сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие; 6) а также другие перечисленные в ст. 4 Конвенции лица.
    5. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, террористические акты и захват заложников, пытки, проведение биологических опытов, наказание без суда, репрессии. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образует. Депортация гражданского населения — это изгнание, высылка, ссылка. Разграбление национального имущества на оккупированной территории — вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей. К национальному имуществу относятся культурные ценности: а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов); б) здания с назначением сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, в частности, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов; в) центры сосредоточения культурных ценностей. В соответствии со ст. 11 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 г. считаются «незаконными принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой». Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством-агрессором или являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Применение в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, означает все иные нарушения международных правил ведения войны. К таковым относятся: наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в его государстве, принудительный труд на военных заводах, принуждение к службе в армии.
    6. Важным признаком военных преступлений является указание в ст. 356 УК на то, что незаконные средства и методы разрешения международных вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором Российской Федерации. Женевские конвенции о защите жертв войны (ратифицированы СССР в 1954 г.) и два Дополнительных протокола к ним (ратифицированы СССР в 1989 г.) в полном объеме являются международными договорами Российской Федерации.
    7. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированной и не конкретизированной, определенной и неопределенной. Предвидение фактической величины ущерба, как правило (что характерно для большинства международных преступлений), не конкретизировано.
    8. Субъект преступления — общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как показывают процессы над главными военными преступниками Второй мировой войны и деятельность международных трибуналов, образованных для суда над военными преступниками по бывшей Югославии и Руанде, практика, по существу, идет по пути привлечения к ответственности в основном высших государственных и военных деятелей.
    9. Квалифицирующим видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК, является хотя бы одноразовое применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором (см. комментарий к ст. 355 УК).

Надо сразу же отметить (ст.356 УК), что использованное законодателем понятием "война" не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния подпадают под действие ст. 356 УК. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: "вооруженный конфликт". По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских Конвенций 1949 г. понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны. В том числе, на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Если непосредственный объект деяний, описанных в предыдущем параграфе исходит из угрозы миру и безопасности человечества, то данный параграф охватывает составы, рассчитанные на применение в условиях уже ведущейся войны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объект здесь - общественные отношения, обеспечивающие минимизация вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст. 356 УК дает в соответствии с упомянутыми международно-правовыми документами, открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, это жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация последнего, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения.

Таким образом, рассматриваемая статья построена по схеме ст. 353 УК. В ней нет основного и квалифицированного составов, а налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких, но дифференцированных по минимальному размеру санкции, которые находятся под одной "крышей".

Запрет жестокого обращения с Военнопленными требует некоторой конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самого понятия жестокого обращения. Исходя из предшествующего опыта человечества, Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношения оружия и соблюдения законов и обычаев войны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации, захваченные неприятелем. Жестокое обращение - это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно-правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК -это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории,. угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать: а) добровольную эвакуацию; б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава - разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения "по праву победителя" исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. По этот запрет не подпадают действия, которые: а) предприняты с целью временно сохранить ценности от случайных военных действий; б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями; в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран -победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре). Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе "бесхозного", а тем более организация такого захвата и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящих политических и военных деятелей) несомненно является формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК.

Наконец, законодатель установил наказуемость и за иные нарушения законов и обычаев войны. Но лишь для случаев, прямо предусмотренных международно-правовыми обязательствами России. Речь идет, например, о принудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающие оружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы в прифронтовой полосе.

Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и нормы и крайней необходимости. Например, явится ли преступлением в смысле ст. 356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защитить военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могут определяться лишь с учетом всех обстоятельств конкретного случая, а не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять внимание аргументации отсутствия крайней (военной) необходимости.

То, что деяния, предусмотренные комментируемой статьей, относятся к категории особо тяжких не исключает, однако, вопроса о квалификации по совокупности в случае тяжких последствий, так как рассматриваемое преступление является оконченным с момента совершения указанных в законе действий.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта Оборот "законы и обычаи войны" является традиционным для международно-правовых документов прошлых лет, связанных, в частности, с процессами над главными военными преступниками. Поэтому он употребляется в том же смысле, что "средства и методы ведения войны"., минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.).

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только о высших политических и военных деятелях не вытекает из смысла закона. Наряду с "убийцами за письменным столом" (выражение, используемое в работах германских историков и юристов), ответственность, несомненно должны нести и лица, осуществляющие конкретные деяния, предусмотренные ст. 356 УК.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК.

Наемничество (ст. 359 УК). Мы отнесли наемничество к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества совершаются до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны в ходе последних. Вместе с тем, говоря о непосредственном объект наемничества как преступления, надо отметить его двойной характер: посягательство осуществляется и на отношения мира между государствами, генерируя напряженность в этих отношениях.

Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии двух условий. Одно из них, в отличие от текста предыдущей статьи УК подразумевается, а не оговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется в рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использования и обучения наемников. (1989 г.). Другое условие: использование определения наемника, которое дает закон. Согласно примечания к ст. 359 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо;

  • а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;
  • б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях.

Ст. 359, как и ст. 356 УК карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия, как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна. Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно;. в денежной или иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные частью 2 ст. 359 УК: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК. Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК) ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого вооруженного конфликта (военных действий).

Субъективная сторона всех форм наемничества квалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием вербуемого лица, виновный должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК может быть самой разнообразной от корысти до чувства патриотизма- Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного часть 3 - специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование завербовавшей его стороны.

Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст. 359 УК), является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) - особо тяжким преступлением. Деяние, предусмотренное ч.3 (участие завербованного лица в боевых действиях) является тяжким преступлением.



Просмотров