В чем отличие правового нигилизма от анемии. Правовой нигилизм: понятие, истоки и формы проявления

Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права практически не рассматривается. В научном плане она также в должной мере пока не исследована.

Но потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространены в реальной жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.

Нигилизм (в переводе с лат. "nihil" - ничто, ничего) выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин "нигилизм" теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии - "отрицание".

В традиционном понимании нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в сегодняшнее время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

Характерным признаком нигилизма является интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания - с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, который особенно распространился в России в период "перестройки" и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось.

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ("рыночных") ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

Разновидностью социального нигилизма является правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это элемент общественного сознания, проявляющийся в безразличном, недоверчивом, пренебрежительном отношении к праву, закону, законности, государству, его символам либо даже полном отрицании их социальной ценности476.

Правовой нигилизм имеет в России благодатную почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы сталкиваемся с многочисленными фактами коррупции, превалирования права чиновника над правами человека и гражданина. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти, как указания "начальства": то, что исходит "сверху", от властей, то и есть право.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий.

Социальная напряженность, экономический кризис, развал некогда единого государственного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, социально-психологическая и политико-правовая инфантильность граждан477, сложившаяся в результате абсолютного регламентирования жизнедеятельности человека – вот те основные причины, которые сохранению, воспроизведению и приумножению правового нигилизма.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он своеобразен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Существует множество различных форм правового нигилизма. Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма478:

1. Умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений479;

Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, при котором поведение субъекта вступает в разрез с требованиями правовых норм;

3. Издание противоречивых правовых актов приводит к тому, что огромное количество правовых норм не систематизировано и опровергает само себя, в результате чего возникают коллизии;

4. Подмена законности целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции РФ480;

5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти, возникшая в процессе становления новой для России президентской формы правления при сохранении старой системы Советов, которые оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам;

6. Нарушение прав и свобод человека481.

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

Профессор В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него482.

Кроме того, В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

На высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

На уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

Ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся "надзаконными", юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии483.

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма (см. схему 55).

во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических и др.;

в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни484.

Основными путями преодоления правового нигилизма являются:

Реформы социально-экономического характера;

Повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;

Массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

Совершенствование законодательства;

Изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

Улучшение правоприменительной практики;

Профилактика правонарушений, и, прежде всего, преступлений;

Упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;

Уважение и защита прав человека;

Теоретическая работа в этом направлении и др.

Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.

Еще по теме § 3.1. Правовой нигилизм:

  1. Глава 17 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
  2. ПРИЛОЖЕНИЕ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
  3. Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
  4. § 5. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин
  5. 2. Информационно-правовые отношения: понятие, виды, соотношение с правовой нормой, структура и защита
  6. ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОВУЮ ПСИХОЛОГИЮ НАСЕЛЕНИЯ.
  7. 374. Какими нормативными правовыми актами определяется правовое положение руководителя организации?
  8. А. М. Столяренко ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУР
  9. 5.3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
  10. 1. Политические и правовые учения Древнего Востока (XIII-IV вв. до н.э.). Первые политико-правовые теории
  11. 3. Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований.
  12. 7. Политико-правовое учение и правовые взгляды Джеймса Меди-сона, Джона К. Калхуна, Вудро Вильсона и Оливера Холмса.
  13. § 1. Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности
  14. 5 СООТНОШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОГО И АВТОРСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  15. 1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  16. Лекция 10. Правовая регламентация ответственности в таможенно-правовой сфере
  17. Глава V. Обеспечение правовых гарантий иностранных инвестиций путем гармонизации международных и внутренних правовых норм

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.

Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

Есть и другие дефиниции правового нигилизма. Так, проф. В.И. Червонюк определяет правовой нигилизм как сформировавшееся в общественном сознании или психике человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в жизни общества.

В учебнике «Теория государства и права» под ред. В.К. Бабаева дается более краткое определение рассматриваемого понятия: это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.

Во всех дефинициях категории правового нигилизма подчеркивается отрицательное отношение к праву, игнорирование законов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов). Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами.

Исследователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Туманов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:

Во-первых, особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенством российского правосудия. И хотя после реформ 60-х годов XIX в. проблемы конституции, демократизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма;

Во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику советского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами, положением об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, наносившие значительный ущерб принципу законности, авторитету закона и т. д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: «Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». Массовые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;

В-третьих, административно-командные методы, преимущественно используемые в управлении страной на протяжении всей истории советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;


В-четвертых, расхождение между декларативными положениями законов и действительностью, правовую демагогию, т. е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстных целей;

В-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разнообразные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат - утрата доверия праву, закону, политическим и правовым институтам;

В-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.

В.А. Туманов справедливо пишет: как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившее в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

Все исследователи правового нигилизма отмечают его сложный характер и разнообразные формы выражения . Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм , левый радикализм . Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Бакунина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).

Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц.

К формам проявления правового нигилизма относят также принятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической техники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финансированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.

Формами выражения правового нигилизма являются нарушения прав человека, слабая эффективность правовой защиты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.

К формам существования правового нигилизма нередко причисляют и трактовку права как чисто инструментального средства - как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем право представляет собой самостоятельную социальную, историческую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.

Возможны и другие формы, в которые облекается правовой нигилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.

В литературе называют уровни существования правового нигилизма, например :

1) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

2) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

3) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовой проблемы, в том числе защиты прав и законных интересов.

Поскольку формы проявления правового нигилизма разнообразны, то разнообразны и пути его преодоления .

В юридической литературе указываются различные пути искоренения правового нигилизма, при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны как государства, так и общества в целом.

Такими путями являются:

1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, приоритетность ее прав;

2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4) совершенствование законодательства;

5) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;

6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7) подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фетишизм , юридический романтизм . Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью права можно решить все социальные проблемы.

Эта позиция получила в российском обществе большое распространение и на уровне высших эталонов власти, и в массовом сознании: достаточно якобы принять хороший закон, и положение дел само собой улучшится. Однако право не всесильно, правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для реализации и подготовленной почвы для их действия.

Правовой идеализм так же, как и правовой нигилизм, обладает деструктивностью, способен вызвать неэффективность правовой системы.

В Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому Россия есть демократическое правовое государство. Исходя из определений, это подразумевает, что в нашем государстве основную роль должны играть право и закон, а гражданам должен быть свойственен высокий уровень правосознания и правовой культуры. В реальности же картина современной действительности предстает несколько в ином виде: практическому воплощению идей правового демократического государства мешают различные негативные факторы, одним из которых является правовой нигилизм. Существует мнение, что именно нигилизм как форма деформации правового сознания так или иначе сдерживает процесс построения правового государства в России.

Интерес к изучению феномена правового нигилизма в России появился в начале 1990 -х годов после падения советской системы, когда его проявления приобрели всеобъемлющий массовый характер. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует масса публикаций на тему юридического нигилизма, в том числе его разрушающего воздействия, до сих пор не существует единого подхода к пониманию данного явления.

В данной работе я постараюсь рассмотреть феномен правого нигилизма с разных точек зрения, определить его сущностные черты и формы проявления, а также рассмотреть предпосылки и причины укоренения правового нигилизма в правосознании жителей нашей страны, так как именно эти аспекты изучения вопроса помогут в дальнейшем искать пути разрешения данной проблемы.

I. Понятие и сущность правового нигилизма.

Тенденция развития правового нигилизма в сознании общества в настоящий момент является одной из актуальных проблем. Какое же значение мы можем вкладывать в понятие правовой нигилизм? В чем его сущностная природа? В рамках юридической науки сложилось 2 концепции правового нигилизма.

Первый подход, которого придерживаются большинство ученых, подразумевает под правовым нигилизмом деструктивный социальный феномен, состоящего в негативном отношении к праву, отсутствие веры в его возможности решать назревшие проблемы, игнорирование норм, установленных законом. По определению, данному Ш.Г. Утарбековым, правовой нигилизм является разновидностью социального нигилизма, представляющей собой отрицательное отношение к праву, его социальной ценности и роли в обеспечении прав и свобод личности, интересов общества и выступающей как форма отчуждения индивидов и социальных групп от правовой культуры, права и правопорядка .

Ученые же, разделяющие второй подход к пониманию правового нигилизма, утверждают о позитивности данного феномена, выдвигая идею о том, что в правовом нигилизме виновато само право. М. А. Месилов рассматривал феномен правового нигилизма с позиции специфического социального ориентира, указывающего направление для устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере, приближения власти к обществу, повышении авторитета права и государства . Иными словами, правовой нигилизм является своеобразной обратной связью, оценкой населения работы властных органов, их реальных действий.

Компилируя данные точки зрения, можно прийти к выводу, что правовой нигилизм как направление общественной мысли есть негативное отношение конкретного общества к праву как социальному регулятору, способное при правильной рефлексии государством своей деятельности направить на путь решения общеправовых и государственных проблем.

Правовой нигилизм как разновидность деформации правового сознания обладает рядом специфических качеств и свойств. По природе своей данный феномен носит агрессивный и неконтролируемый характер. Правовой нигилизм является порождением социального нигилизма в целом, а потому мы можем говорить о его слиянии с другими проявлениями нигилизма. Он достаточно быстро получает широкую распространенность, вследствие чего повсеместно захватывает также и государственные структуры. Одной из существенных черт правового нигилизма является также стремление к деструктивности, включая сепаратизм. Также, стоит отметить, что правовой нигилизм существует в многообразии форм его проявления .

В российской юридической науке существует несколько классификаций форм правового нигилизма. Первая классификация, данная Гойманом В.И., в качестве основания кладет оценку и степень выраженности отрицания существующих в данном обществе ценностей и правовых норм. При данной классификации выделяют правовой цинизм и правовой скепсис. Под правовым цинизмом понимается действие или бездействие, предполагающее присутствие крайних форм отрицания правовых ценностей, принципов и норм, позволяющее субъекту совершать противоправное деяние, не ощущая при этом на себе вины и ответственности. Правовой скепсис же является менее выраженной формой отрицания, состоящей в недоверии и сомнении в ценности права. Правовой скепсис может трансформироваться по содержанию, переходя в правовой инфантилизм.

Предложенная Грошевым А.В. классификация правового нигилизма опирается на тип отношения, препятствующий адекватной реализации личности в сфере права. Исходя из данного основания классификации выделяются правовой негативизм и правовую индифферентность. Негативизм - это форма отрицательного отношения субъекта к существующей системе права, включающая в себя как правовой скепсис, так и правовой цинизм. Индифферентность же - пассивное проявление правового нигилизма, содержащее отрицание в латентном скрытом виде.

Наиболее же распространенной является классификация форм правового нигилизма, которая приводится с точки зрения практического проявления данного феномена. Различают следующие формы правового нигилизма:

1. Прямые умышленные нарушения законов

2. Лояльность государства к преступности и коррупция власти

3. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение правовых предписаний

4. Издание противоречащих, параллельных или взаимоисключающих правовых актов

5. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью

6. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях

7. Нарушение прав человека

8. Догматизирование и вульгаризирование известных ценностей права .

Таким образом, правовой нигилизм может быть рассмотрен с разных аспектов: через тип отношения, тип оценки и форму практических проявлений. Приведенные выше классификации являются взаимодополняющими, позволяют точнее оценивать конкретные проявления правового нигилизма, а также определить его природу и сущность.

II. Правовой нигилизм и особенности русского правосознания.

Сложно отрицать, что правовой нигилизм как течение общественно-политической мысли в той или иной степени свойственен любому обществу, однако именно в России он нашел наиболее благодатную почву для развития и процветания, став своеобразной особенностью российского общества.

Нигилистические идеи с незапамятных времен имели место в душе русского человека. Их отражение мы можем наблюдать даже в устном народном творчестве зеркале русской ментальности. Закон дышло, куда захочешь, туда и воротишь. Не зная закона, не знает и греха. Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты . В данных пословицах явно прослеживается скептическое отношение народа к таким понятиям, как закон, право, правоприменение, суд, законодатель и т.п. Несмотря на давность фольклорных изречений, выражающих общенациональное мнение о праве как социальном регуляторе, в нашей стране правовой нигилизм существует и по сей день, причем его проявления гораздо ярче выражены, нежели где-либо в мире. По мнению Р. С. Байниязова, российская правовая ментальность неадекватно воспринимает ценности правовой культуры: правовая ментальность дистанцируется от правовой культуры, от её общечеловеческих ценностей и начал, поскольку они для неё нетрадиционны .

М.А. Месилов выделяет несколько групп причин правового нигилизма в России XXI века. В первую очередь, затянувшееся рабское состояние России, которое основывалось на карательно-репрессивном законодательстве, достаточно длительное существование сословных привилегий под эгидой абсолютизма, а также отсутствие демократических традиций и опыта конституционализма.

Во-вторых, так называемое извращенное понимание права и законности диктатуры пролетариата: от отрицания прав для бывших эксплуататоров до утверждения, что власть диктатуры не связана с законом и основывается на классовом правосознании.

В-третьих, при централизованной экономической системе, функционировавшей на протяжении десятилетий, применялись методы, подразумевающие использование партийных документов, инструкций и приказов министерств, нередко имевших гриф секретности, в результате чего законодательство представляло собой в большей степени декларации и провозглашения, не гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина .

Все приведенные выше причины правового нигилизма напрямую связаны со своеобразием исторического пути нашей страны и особенностей взаимоотношения общества и государства. Формально данные отношения носят равноправный, справедливый, взаимовыгодный характер, фактически наша история свидетельствует, что личность всегда была бесправна в отношениях с государственной властью .

Более того, как отмечает Б. А. Кистяковский, вся ситуация усугубляется тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в наибольшем загоне. Русский правовед отмечает, что интеллигенция, отрицая интуитивное (внутреннее) право, считала правом лишь внешние, безжизненные нормы, которые легко укладываются в статьи и параграфы писанного закона или какого-нибудь устава. В правовой норме умы России видели не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение, принудительное правило. Именно поэтому, даже сам автор статьи В защиту права, который принадлежал к числу русской интеллигенции, несмотря на сам за себя говорящий заголовок, отметил, что право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня, отдавая нравственности первостепенное значение .

Отсюда, согласно русскому правопониманию, право это путь к правде, справедливости, честности в человеческих отношениях, попадающих под сферу юридического регулирования. Они должны регулироваться по законам правды, чести и совести, а нормы права, в свою очередь, не должны расходиться с этими понятиями. Как отмечают В.Д. Бакулов и И.В. Пащенко поступать по законам совести, а не по писанным законам было общепринято в России. В социоцентричном обществе ценность свободы замещается ценностью воли, которая блокирует всякую индивидуальность, самостоятельную активность людей. Так, российское общество воспринималось в качестве патриархальной общности. Власть в этой общности представлена в патриархальной форме, где первое лицо государства царь(а в советское время вождь) выступает, скорее, в роли отца, чем официального главы. В правосознании народа было некоторая дихотомия отцы-дети, как следствие уверенность в отеческом отношении правителя к народу (вспомнить хотя бы обращение царь-батюшка), который был символом правды для общества. Все официальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое. В России всегда правили не законы, а люди.

Также для жителя России была характерна фетишизация власти, которая ставилась выше закона. Власть людьми воспринималась не как совокупность прав и обязанностей, а в качестве конкретной личности, осуществлявшей власть по своему усмотрению. Личные связи, являясь альтернативой праву, зачастую действовали гораздо эффективней. Следовательно, право постепенно вытеснялось из всех сфер деятельности жизни нашего общества .

Таким образом, правовой нигилизм становится основой российского правосознания, чему способствуют различные предпосылки, среди которых можно выделить особенности взаимоотношений между обществом и государством, преимущественное отношение жителей страны к нравственности как основному регулятору общественной жизни, а также наделение главы государства особыми качествами и фетишизация его власти.

Заключение.

Правовой нигилизм как форма деформации правосознания имеет место в любом обществе независимо от эпохи, формы государства и степени свободы общества, так как сомнение и отрицание естественная стадия развития любого явления и феномена. Данная разновидность социального нигилизма имеет как положительный, так и отрицательный подход к пониманию. Обладая разными характерными чертами, такими как бесконтрольность, агрессивность, деструктивность, коррелятивность с другими видами социального нигилизма и стремление к широкому распространению, правовой нигилизм способен выступать как разрушитель властной системы государства, так и оздоровитель существующего порядка. Данный феномен может выражаться в пассивных и активных формах, а также иметь разные виды своего проявления.

Правовой нигилизм сущностная черта правосознания народов России, что объясняется особенностями исторического пути развития нашего государства, менталитетом жителей России, особым отношением общества к власти, а также к нравственности, воспринимавшейся как приоритетный социорегулятор.

В нашей стране правовой нигилизм носит объективно мирный характер, однако терпение россиян, как показывает историческая практика, может сиюминутно смениться агрессивными настроениями, а затем и восстаниями. Вряд ли можно говорить о полном искоренении нигилистических наклонностей из правосознания российского общества, однако, на мой взгляд, необходима периодическая профилактика отрицательных последствий правового нигилизма для частичного преодоления влияния данного феномена на быт и сознание жителей нашей страны. Именно в данном контексте мы можем говорить о здоровом гражданском обществе и перспективах построения правового государства.

Список использованных источников и литературы.

Монографии:

1. Марченко Д.Э. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм как формы деаксиологического правового сознания: Монография. Самара: Изд-во НТЦ. 2006. 114 с.

2. Сенин И.Н. , Кожевников В.В. . Правовой нигилизм как социальное явление: Монография. Омск: Изд-во Омского экономического института. 2005. - 168 с.

3. Утарбеков Ш.Г. Преодоление правового нигилизма в Российской Федерации(вопросы конституционного регулирования): монография. Челябинск: ИИУМЦ Образование. 2010. с. 21

4. Грошев А.В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования. Автореферат диссертации доктор юрид. наук. Екатеринбург. 1997

Учебные издания:

5. М. А. Месилов Правовой нигилизм. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. 48 с.

1. В.Д. Бакулов, И.В. Пащенко. Предпосылки утверждения правового нигилизма в отечественном правосознании. // Сборник материалов по преодолению правового нигилизма в России. Краснодар: Традиция, 2009. с. 19-23

2. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. N9

Дополнительные издания:

3. Даль В. И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Пословицы, поговорки и присловья. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 256 с.

Источники на носителях удаленного доступа:

4. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет. [Электронный ресурс]

5. Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) [Электронный ресурс]

Утарбеков Ш.Г. Преодоление правового нигилизма в Российской Федерации(вопросы конституционного регулирования): монография. Челябинск: ИИУМЦ Образование. 2010. с. 21

М. А. Месилов Правовой нигилизм. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. С. 13

В.Д. Бакулов, И.В. Пащенко. Предпосылки утверждения правового нигилизма в отечественном правосознании. // Сборник материалов по преодолению правового нигилизма в России. Краснодар: Традиция, 2009. с. 20-21

Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма :

1) широкое распространение и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);

5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах :

1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление правового порядка в государстве;

Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями общественно-экономического строя систему средств и условий, которые направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.

Подытоживая всё сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

− во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

− во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространённость не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоёв, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

− в-третьих, многообразие форм проявления – от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;

− в-четвёртых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

− в-пятых, слияние _____с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

− в-шестых, связь с негативизмом – более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

!Тоже скажи мало ли

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеализма являются:

нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе. противопоставление "писаного" и "неписаного" права);

слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;

буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения"(личные. Семейные…)

Основными путями борьбы с правовым идеализмом

Укрепление режима законности в стране;

Гарантированность прав и свобод граждан;

Уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;

!!!Деформация правосознания - это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

Проявляется он в негативном отношении к законам, установленным порядкам. Также нигилист может не верить в возможности права и в его пользу для общества. Это явление может проявляться по-разному. Существуют следующие примеры правового нигилизма:

  1. Массовое игнорирование юридических законов.
  2. Нарушение юридических предписаний, выполненное умышленно.
  3. Издание правовых документов, обладающих противоречивым характером.
  4. Признание целесообразности выше законности.
  5. Противодействие между исполнительными и представительными органами.
  6. Игнорирование прав человека.
  7. Нигилизм, проявляемый на теоретическом уровне. К примеру, в работах юристов, в научной среде.

Пассивный правовой нигилизм обычно проявляется в безразличном отношении к юридическим законам. Человек может недооценивать их важное социальное значение. Активный юридический нигилизм проявляется в агрессивном отношении к В этом случае человек может выступать против законов.

Правовой нигилизм также можно подразделить на несколько уровней:

  1. Самый высокий «этаж» общественной жизни. К примеру, это могут быть теоретические доктрины и различные идеологии.
  2. Уровень К примеру, это различные стереотипы и негативные предубеждения.
  3. Ведомственный уровень. К примеру, юридические нормы противоречат друг другу.

Правовой нигилизм возникает при определенном негативном состоянии общества. Чтобы бороться с этим явлением, необходимо начинать с фундаментальных вещей. В частности, это:

  1. Различные экономические и социальные реформы.
  2. Соответствие юридических норм и интересов граждан.
  3. Воспитание уважительного отношения к судебным органам. Изменение деятельности судов и, как следствие, завоевание авторитета правосудия.
  4. Улучшение практического исполнения юридических законов.
  5. Применение разного рода теоретической работы.

Рассмотрим подробнее, почему возникает правовой нигилизм. Чаще всего причины тесно связаны с недоверием к власти. Человек может рассматривать законы как приказ со стороны государственных органов. В истоках подобного недоверия часто лежит безнаказанность ошибки правосудия, расхождение существующей действительности с правовыми документами. Кроме того, рассматриваемое явление может возникнуть из-за несовершенства законов, неспособности властных структур справиться с преступностью и защитить граждан от произвола. Стоит помнить, что незаконные действия могут совершаться органами, ответственными за исполнение правовых документов.

Юридический нигилизм характерен как для отдельного гражданина, так и для общества в целом. Он может развиваться медленно, постепенно. В этом случае нигилизм более стоек. Однако он также может быть и спонтанным.

Правовой нигилизм и правовой идеализм - это тесно связанные понятия. Часто из одного явления может проистекать другое. весьма типичен при стремительных переменах в обществе. Этот термин обозначает переоценку возможностей юридических законов. Правовой идеализм характерен для неопытного должностного служащего, который считает, что хорошая законодательная база способна решить все существующие проблемы. В подавляющем числе случаев эти ожидания не оправдываются. Правовой идеализм может использоваться и в корыстных целях. К примеру, политический деятель желает поднять свою популярность и вводит законы, которые заведомо не будут исполняться и не приведут к необходимым целям, но создадут определенную эйфорию у людей. Подобная мера может привести к юридическому нигилизму в обществе.



Просмотров