Объекты недвижимости подлежащие государственной регистрации. Росреестр: какие объекты недвижимости не подлежат регистрации

В Росреестре по РТ пояснили, в каких случаях недвижимое имущество не подлежит регистрации.

Хорошо известно, что права на недвижимость возникают с момента их регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства.

Приобретя или создав объекты недвижимости, граждане и юридические лица спешат побыстрее оформить права на данные объекты, обращаясь с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган. И бывают очень удивлены в том случае, если регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации с формулировкой, что право на данный объект в соответствии с законом регистрации не подлежит. Ведь в законах и подзаконных актах конкретно и прямо не указаны случаи, когда права на объекты недвижимого имущества не регистрируются.

Логично, что, получив такой отказ, заявители обращаются в суды за защитой, как полагают, своего нарушенного права, не учитывая того, что не на все объекты права подлежат регистрации.

На какие же объекты права не подлежат государственной регистрации? Рассмотрим эти случаи.

Это, в первую очередь, права на так называемые объекты временного назначения. Например, на торговые павильоны или минимаркеты на остановочных площадках, земля под которыми отводится на строго определенный срок, и которые состоят из легких конструкций - сборно-разборных сэндвич-панелей или из пластика.

Легкие конструкции объекта, изготовленные из сэндвич-панелей, свидетельствуют о возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Оформление технического паспорта на вещь при отсутствии у такой вещи признаков, характерных для недвижимости, само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество по смыслу действующего законодательства.

Во-вторых, не подлежат государственной регистрации права на объекты вспомогательного назначения. Данные объекты выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Они не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Например, железобетонный забор, огораживающий административное здание. В качестве другого примера можно также привести блочный пункт на газопроводе высокого и среднего давления к малярно-сушильному отделению, который предназначен для автоматического поддержания заданного выходного давления на газопроводе, автоматического отключения от подачи газа, а также для очистки газа от механических примесей.

В данных случаях государственной регистрации подлежит право на административное здание и соответственно на газопровод, и не подлежит государственной регистрации право на забор, окружающий здание, и на блочный пункт, подсоединенный к газопроводу. Эта правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в соответствии с которым в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Объекты вспомогательного назначения не могут самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при осуществлении коммерческой деятельности отдельно от главной вещи.

При этом не важно, являются ли объекты вспомогательного назначения объектами капитального строительства или нет, потому что понятие «объект капитального строительства», используемое в нормах градостроительного законодательства, не тождественно понятию «объект недвижимости», т. к. имеет иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

Также наличие технического паспорта и постановки на кадастровый учет объекта не может безусловно свидетельствовать о том, что объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение и не выполняет обслуживающую функцию по отношению к другому объекту.

Однако на некоторые объекты вспомогательного назначения права все же регистрируются. К такому исключению относятся те объекты, права на которые регистрируются по «дачной амнистии», если объект находится на дачном или садовом земельном участке (например, баня, хозяйственная постройка, погреб, теплица).

Таким образом, регистрации не подлежат права на объекты вспомогательного назначения (кроме регистрации прав по «дачной амнистии»), а также права на так называемые временные объекты. И те и другие фактически и не являются объектами недвижимости в полном смысле этого слова.

Что касается результатов рассмотрения в судах дел об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на временные объекты или на объекты вспомогательного назначения, то судами принимаются решения об отказе в удовлетворении жалоб заявителей на действия регистрирующего органа. При этом суды обосновывают свои решения тем, что данным отказом права собственника объекта никак не нарушаются, поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Вопрос об объекте регистрации прав на недвижимость, т.е. вопрос о том, что именно подлежит регистрации, является одним из наиболее важных и сложных для понимания правовых основ системы регистрации прав на недвижимость. Объекты регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются п. 1 ст. 131 ГК РФ. Согласно Закону государственной регистрации подлежат: права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также права возникновения, ограничения, перехода и прекращения на недвижимое имущество, в том числе земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные поверхностные водные объекты, многолетние насаждения и другие объекты. Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, частной, общей (долевой или совместной).

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона, можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

В соответствии с российским законодательством право собственности предполагает право владения, распоряжения и использования объектов недвижимости в целях и пределах, не нарушающих права собственников, а также соблюдение ограничений (сервитутов).

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данный объект недвижимости, содержать его в своем хозяйстве.

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования объекта недвижимости путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы объекта недвижимости путем изменения, его принадлежности, состояния или назначения.

Вещные права - это права хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования наследуемого владения земельным участком и др. По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут осуществлять свои правомочия самостоятельно без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на объект недвижимости к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются, и они могут продолжить свои правомочия (действия) в отношении имущества.

Ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное управление и аренда. Однако четкого определения ограничения прав на недвижимость и обременения имущества в Российском законодательстве не имеется. Но, исходя из текста ГК РФ, можно однозначно определить, что термин "ограничение" в том смысле, который придает ему ст. 131 и Закон о регистрации, всегда используется применительно к гражданским правам, в то время как термин "обременение" относится к имуществу. Таким образом, можно дать следующие определения данным понятиям.


Ограничение права на недвижимость - установленное на основании закона, либо уполномоченными органами, либо на основании сделки уменьшение правомочий собственника по сравнению с объемом правомочий, установленным законом непосредственно.

Обременение имущества - установленные на основании законов и иных нормативных актов или актами уполномоченных органов, либо договором и сохраняющиеся при смене правообладателя ограничения вещных прав на имущество и специальные обязанности обладателей этих прав.

Действия (сделки) - осознанные действия граждан и юридических лиц, влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и Закону вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

При совершении сделок с объектом незавершенного строительства право на него регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимости или проектно-сметной документации и описания объекта незавершенного строительства.

Субъектами регистрации являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т.е. кроме государственной регистрации прав, должна осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости.

В соответствии с утвержденными формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер -- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета. Он основан на исключительности пространственно-географического расположения каждого объекта недвижимости, подлежащего регистрации.

Таким образом, кадастровый и технический учет (инвентаризация) -- это указание признаков конкретного объекта недвижимости, на основании которых объект может быть выделен из массы однородных вещей с последующим цифровым выражением ряда его характеристик по установленной схеме. Кадастровый номер сохраняется до тех пор, пока объект недвижимости, которому был присвоен данный кадастровый номер, существует как единый объект зарегистрированного права. В случае разделения, слияния, выделения объекта недвижимости, вновь образованным объектам (объекту) недвижимости присваиваются новые кадастровые номера.

Сбор и накопление информации осуществляется посредством заведения на каждый подлежащий государственному учету объект специального кадастрового дела установленного образца. Кадастровое дело состоит из регистров титулов, топогеодезического, экономического, сервитутов и имущества.

Сбор необходимой информации об объектах недвижимости, формирование кадастровых дел, организацию и проведение необходимых для государственного учета работ осуществляет Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН) и подведомственные ему учреждения. При этом документы, оформляющие сделки, а также документы, содержащие сведения о других юридических фактах, влекущих возникновение, изменение или прекращение вещных прав, не являются объектом регистрации, а выступают как единственное средство получения регистрирующим органом информации об этих сделках и юридических фактах.

Рассматривая, какие объекты подлежат регистрации, стоит понимать важность этого процесса, как для владельца имущества, так и для органов власти. Госрегистрация - комплекс мер, направленных на официальное оформление имущества, отражение ограничений (обременений) по отношению к нему, а также перехода (прекращения) прав на недвижимость.

Главной целью проведения госрегистрации является защита прав владельцев имущества, а также внесение сведений о сооружении в государственный реестр. Окончание процесса подтверждает факт существования права собственности на конкретное имущество. Какие объекты подлежат государственной регистрации в 2018 году? Какой недвижимости это требование не касается? Рассмотрим эти моменты подробно.

Имущество, подлежащее регистрации, можно условно разделить на пять групп. Рассмотрим каждую их них подробно:

  1. Права собственности. К этой категории относятся права на различные формы владении, в том числе государственную, общую, частную и иные виды.
  2. Вещные права. Особенность в том, что лица, не относящиеся к категории хозяев, имеют меньшие возможности. Вещное право дает возможность владения, управления и пожизненного наследования имущества. Такие права несут абсолютный характер, что подразумевает возможность их осуществления без привлечения 3-их лиц. Интересно, что даже при получении права владения недвижимостью иным лицом, вещное право остается в силе. Вот почему его регистрация является обязательной.
  3. Ограничения прав. Рассматривая, какие объекты подлежат государственной регистрации, важно отметить обременения на права по отношению к имуществу. Здесь речь идет об ипотечном кредитовании, сервитутах, арендном соглашении, а также иных сделках, имеющих индивидуальные особенности. По сути, сервитут подразумевает ограничение вещного права. Что касается ипотечного кредита, здесь речь идет об обременении на залоговое имущество (до полной выплаты заемщиком задолженности по займу).
  4. Операции с недвижимостью. Не секрет, что право собственности не возникает на ровном месте. Оно появляется после оформления различных договоров, а именно обмена, покупки и продажи, передачи имущества в дар, реконструкции и так далее. При проведении сделок с имуществом регистрация прав производится на базе бумаг, которые подтверждают право применения ЗУ для возведения постройки, а также с помощью проекта или его описания. В первую очередь это касается незавершенных сооружений.

Отдельного внимания заслуживают операции, которые произведены до начала действия закона о регистрации. Так, с учетом статьи 6 (пункта 2) права на недвижимость, появившиеся до начала действия Закона, считаются теми, что имеют силу. Основанием является желание собственников (правообладателей). Если сделка регистрируется уже после вступления в силу упомянутого закона, необходимо «работать» с теми правами на объект, которые появились до вступления в силу нормативного документа.

  1. Непосредственно физические объекты (их рассмотрим ниже).

Кроме госрегистрации, может проводиться специальная работа по учету некоторых видов имущества. В большинстве случаев необходим учет в кадастре, а также техучет. В этом случае производится фиксация сведений о земельном участке, сооружении или иной недвижимости. При этом нельзя объединять под одну «гребенку» разные виды учета (правовой и технический).

Какие объекты недвижимости подлежат государственной регистрации?

В этом разделе подробно рассмотрим имущество, которое подлежит регистрации и включается в пятую группу классификации (рассмотрена выше). В нее входит следующая недвижимость:

  • Участки недр и земельные наделы.
  • Леса, насаждения.
  • Сооружения, а также их элементы. Сюда же относятся элементы инфраструктуры (транспортной, инженерной).
  • Здания и их составляющие.
  • Нежилые объекты, а также компании (те, что позиционируются как имущественные комплексы).
  • Жилые здания, имеющие помещения, предназначенные для проживания и технического характера. В этот же пункт необходимо включать дачные домики на участках, где предусмотрено право регистрации и проживания в них.
  • Квартиры и их составляющие, а также служебные и прочие помещения.
  • Комнаты.
  • Садовые домики, гаражи, а также иные постройки, имеющие потребительское назначение.
  • Жилые постройки, в которых нельзя проживать, а также хозпостройки на садовых участках.
  • Незавершенные объекты, а также кондоминиумы.
  • Прочие сооружения, которые относятся к категории недвижимости и должны быть поставлены на учет.

Какие объекты недвижимости не подлежат регистрации?

Приведенный выше перечень имеет общий характер. С его помощью трудно разобраться, какие объекты требую госрегистрации, а в отношении какого имущества эта процедура не является обязательной. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к пояснениям Росреестра.

Сотрудники упомянутого органа напоминают, что права на имущество появляются после регистрации объекта. При этом к категории «недвижимости» относятся сооружения, имеющие тесную связь с земельным участком. Это значит, что перенести объект без нанесения ему значительного вреда не получится. По закону к недвижимости можно отнести ЗУ, различные объекты (жилые и нежилые), недостроенные здания и так далее.

Покупая или создавая недвижимость, люди и юрлица стараются быстрей оформить права на эти объекты, для чего они оформляют заявление, готовят пакет бумаг и передают все это в регистрирующие органы. Но бывает, что регистратор отказывает заявителю с пояснением, что конкретный объект не подлежит госрегистрации. Причина затруднений в том, что в законодательстве нет четких указаний по поводу того, что можно регистрировать, а что - нет.

При получении негативного решения люди обращаются в судебные органы в надежде защитить интересы. В итоге суд выносит аналогичное решение, что приводит к потере времени и денег на разбирательства. Чтобы избежать этого, важно знать, какие объекты подлежат госрегистрации (в том числе в отношении права собственности), а что регистрировать не нужно.

Временные объекты

Сразу отметим, что регистрации не требуют временные объекты, к примеру, небольшие торговые точки или павильоны, находящиеся на остановках. Особенность в том, что земельные наделы для таких сооружений отводятся на конкретный период. Сами объекты изготавливаются с применением легких материалов, которые при необходимости можно легко разобрать (как правило, это сэндвич-панели). Использование таких конструкций свидетельствует о том, что конструкцию можно демонтировать и переместить на иное место. При этом функционально объект никак не пострадает.

Оформлять техпаспорт на объект, который не относится к недвижимости, для закрепления этого статуса бессмысленно, ведь по законодательству наличие такого документа не позволяет говорить о статусе имущества. Иными словами, если на объект оформлен техпаспорт, это еще не подтверждает необходимость регистрации сооружения.

Объекты вспомогательного назначения

Кроме того, регистрация права собственности не требуется по отношению к сооружениям, которые имеют вспомогательный характер. Задача таких объектов заключается в дополнении главного здания, расширение его функциональности. Такая постройка не имеет самостоятельной функции, поэтому в ее регистрации также нет нужды. В качестве примера можно привести ж/б забор, построенный вокруг какого-либо объекта или блочный пункт возле газопровода. В указанных выше случаях основные здания подлежат регистрации, в вот вспомогательные постройки - нет.

При этом собственник вправе использовать такие объекты с учетом функционального назначения при проведении коммерческой деятельности по отдельности от основной вещи. Интересно, что вспомогательное сооружение может относиться к капитальным, но регистрировать его все равно не требуется. Кроме того, наличие техпаспорта и постановка на учет в кадастре еще не подтверждает тот факт, что объект является самостоятельным.

Стоит учесть, что некоторые объекты такого рода все-таки подлежат регистрации. Речь идет о сооружениях, права на которые должны быть зарегистрированы с учетом «дачной амнистии». Это актуально, если объект расположен на ЗУ в саду или на даче. В виде примеров можно привести баню, погреб, хозпостройку или иное сооружение.

Закон от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ внес изменения в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет объектов недвижимости, а также в порядок предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП). В статье рассмотрены наиболее значимые изменения, затронувшие регистрацию прав на недвижимость и кадастровый учет объектов недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимость

Одним из многочисленных новшеств является закрепление законодателем нормы, позволяющей осуществлять ведение Единого государственного реестра прав только на электронном носителе. Ранее данная норма обязывала вести данный реестр на бумажном и на электронном носителях (пп. «е» п. 7 Закона № 250-ФЗ).

Появляется возможность подачи заявления о государственной регистрации прав в электронной форме, что позволит заявителям избежать очередей при подаче документов. Также заявители теперь не обязаны представлять документ об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для госрегистрации прав документами. Но, если информация об уплате госпошлины будет отсутствовать в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате госпошлины не будет представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для госрегистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Данные документы, по истечении 18 календарных дней с момента их поступления, в случае наличия в заявлении соответствующего указания, выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. При подаче документов заявителю направляется электронное уведомление о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) в ред. Закона № 250-ФЗ.

…появляется возможность подачи заявления о государственной регистрации прав в электронной форме, что позволит заявителям избежать очередей при подаче документов...


Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для госрегистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате госпошлины, является день представления заявителем документа об уплате госпошлины или получения территориальным органом Федеральной регистрационной службы сведений об уплате госпошлины (п. 8 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

Особое внимание привлекают изменения, затронувшие удостоверение государственной регистрации прав. С 1 октября 2013 г. государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе (ст. 14 Закон № 122-ФЗ).

Закон № 250-ФЗ регламентировал порядок подачи заявлений о госрегистрации прав и необходимых документов на линейные объекты (п. 1.1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

Признана утратившей силу норма, согласно которой государственная регистрация прав осуществляется по местонахождению недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Но можно предположить, что регистрация так и будет производиться по местонахождению .

Несмотря на возможность подачи заявления о госрегистрации прав в электронном виде, документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, и иные необходимые для госрегистрации прав документы, должны быть представлены в форме документов на бумажном носителе (ч. 5 ст. 18 Закона № 122-ФЗ).

Ошибки

Во избежание неоднозначного толкования определения технической ошибки органом, осуществляющим госрегистрацию прав на недвижимость, законодатель уточнил, что к таковым может быть отнесено.

К технической ошибке относятся: описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенные территориальным органом Федеральной регистрационной службы при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕГРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП. Но исправление технической ошибки в записях, допущенной при госрегистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества (п. 1 ст. 21 Закона № 122-ФЗ).

Интересен и тот факт, что орган, осуществляющий госрегистрацию прав, может без заявления правообладателя вносить в ЕГРП изменения, содержащиеся в базовых государственных информационных ресурсах, относительно сведений о правообладателе, которые не влекут за собой переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости. Но при этом он обязан в течение пяти дней уведомить об этом правообладателя (ст. 21.1 Закона № 122-ФЗ).

Законом № 250-ФЗ конкретизированы документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества. Для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества необходимы правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (например, свидетельство о собственности) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство (п. 1 ст. 25 Закона № 122-ФЗ).

ИЖС

Из перечня документов, которые подтверждают факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, исключен кадастровый паспорт. А до 1 марта 2015 г. разрешение на ввод в эксплуатацию не запрашивается, и для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства необходимо представить только правоустанавливающий документ на земельный участок (п. 4 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ).

Обратите внимание

При госрегистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество государственная регистрация изменения арендатора в договоре аренды в отношении земельного участка, занятого таким недвижимым имуществом и принадлежавшего предшествующему собственнику указанных объектов недвижимости на праве аренды, не проводится.

То есть теперь смена арендатора земельного участка при продаже объекта недвижимости регистрируется в заявительном порядке (ст. 25.5 Закона № 122-ФЗ).

Нововведением является возможность внесения в ЕГРП записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости на основании заявления лица, право собственности которого в ЕГРП было зарегистрировано ранее (п. 1 ст. 28.1 Закона № 122-ФЗ). Данная запись погашается на основании заявления предшествующего правообладателя, представленного в течение трех месяцев с момента ее внесения. Также запись о возражении может быть погашена до истечения трех месяцев на основании решения государственного регистратора или на основании вступившего в силу судебного акта о погашении этой записи. Законодателем установлено право собственника объекта недвижимости подать заявление о невозможности госрегистрации права без его личного участия (п. 2 ст. 28.1 Закона № 122-ФЗ). На основании такого заявления в ЕГРП вносится запись о заявлении о невозможности государственной регистрации. Такая запись является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом на госрегистрацию, соответствующего объекта недвижимости. Таким образом, законодатель предоставляет собственнику возможность обезопасить себя от незаконных продаж, организуемых мошенниками.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества

Законодатель установил, что при ведении государственного кадастра недвижимости применяется только единая государственная система координат, но вместе с тем допускается применение до 1 января 2017 года установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат (ч. 4 ст. 6, ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в ред. закона № 250-ФЗ.

Расширен состав дополнительных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости (ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Данные сведения необходимы для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Законом № 250-ФЗ конкретизировано, что публичные кадастровые карты ведутся в электронном виде и их просмотр на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) происходит без подачи запросов и взимания платы, то есть они остались доступными для всех (ч. 4 ст. 13 Закона № 221-ФЗ).

…можно предположить, что регистрация так и будет производиться по местонахождению недвижимости...


В качестве отдельного вида предоставления Росреестром сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, законодатель закрепил кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 4.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ). Эта справка представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и его кадастровом номере. Как и прежде, она предоставляется бесплатно по запросу любых лиц.

Произведены изменения и в информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости. В частности, закон № 221-ФЗ дополнен обязанностью органов охраны объектов культурного наследия (Росохранкультура) направлять в Росреестр в срок не более чем 5 рабочих дней со дня принятия соответствующих решений документы, необходимые для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений, например, о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об их исключении (ч. 2 ст. 15 Закона № 221-ФЗ).

Согласно новым нормам, в качестве заявителей об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений о категории земли, к которой отнесен земельный участок, или адреса объекта недвижимости могут обращаться любые лица (ч. 3.1 ст. 20 Закона № 221-ФЗ).

Утратила силу статья, определяющая место кадастрового учета по местонахождение объекта недвижимости. Теперь заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа (ч. 1 ст. 21 Закона № 221-ФЗ). Значит, заявитель может обратиться не только непосредственно по местонахождению объекта недвижимости, но и в пределах всего субъекта РФ, на котором находится объект недвижимости (кадастровый округ - единица кадастрового деления территории Российской Федерации, границы которой, как правило, совпадают с границами территории субъекта РФ).

Другие изменения

Законодатель продолжает развивать госорганов. Так, документы, подлежащие выдаче заявителю после осуществления кадастрового учета, направляются ему Росреестром в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Но если в заявлении будет указано о необходимости получения таких документов в форме документов на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать такие документы заявителю лично под расписку (ч. 2.1, ч. 3 ст. 23 Закона № 221-ФЗ).

Увеличен срок, по истечении которого сведения в отношении объекта недвижимости, который поставлен на учет, но государственная регистрация права на который не осуществлена, аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Данные действия теперь производятся по истечении пяти лет со дня постановки на учет такого объекта недвижимости. Если ранее орган кадастрового учета после исключения сведений самостоятельно направлял заявителю документы, то теперь они выдаются в течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю на основании заявления (ч. 4 ст. 24 Закона № 221-ФЗ).

Произошли изменения и в основаниях приостановления осуществления кадастрового учета или в отказе его осуществления. Если ранее при подаче заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов, по форме либо содержанию не соответствующих установленным требованиям, заявителю отказывали в осуществлении кадастрового учета, то теперь орган кадастрового учета просто приостанавливает осуществление кадастрового учета (п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ). Также уточнен перечень лиц, имеющих право на обжалование в судебном порядке решения о приостановлении: - заявитель и его представитель или кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (ч. 10 ст. 26 Закона № 221-ФЗ).

Что касается межевого плана, технического плана, акта обследования, то данные документы подготавливаются в форме электронных документов и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего их. В случаях, предусмотренных договором подряда, данные документы могут подготавливаться в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего их (ч. 11 ст. 38, ч. 9 ст. 41, ч. 2 ст. 42 Закона № 221-ФЗ).

В заключение можно сделать вывод, что изменения, внесенные законом № 250-ФЗ, направлены на восполнение пробелов и устранение недостатков при осуществлении государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество.

Екатерина Сидорина , ведущий юрист-консультант Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»


Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью зарегистрируете недвижимость, создадите новую фирму, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки.

Регистрация объектов недвижимости юридическим лицом предусмотрена действующим законодательством и должна осуществляться в установленном порядке. Без внесения сведений об имуществе в единый реестр с ним нельзя совершать гражданские сделки, влекущие за собой наступление правовых последствий. При грамотном подходе, владея знаниями об этапах процедуры, осуществить её не составит труда и займет период не более одного месяца.

Общие сведения

Какие объекты подлежат обязательной регистрации?

Гражданское законодательство определяет перечень имущества, право на которое нужно зарегистрировать. В него входят:

  1. Земельные территории;
  2. Площадь недр;
  3. Имущественные комплексы;
  4. Иные объекты, взаимосвязанные с землей, перемещение которых без нанесения большого ущерба невозможно;
  5. Коммерческие и жилые помещения;
  6. Здания и сооружения;
  7. Лесные территории;
  8. Кондоминиумы и прочее.

Регистрация прав на недвижимые объекты осуществляется собственниками такого имущества и обладателями иных правомочий на него, если такая процедура предусмотрена законодательно. Такими субъектами могут выступать:

  • Российские граждане и лица не имеющие гражданства, иностранцы;
  • Юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и за её пределами;
  • РФ, её субъекты, иностранные государства;
  • Муниципальные образования;
  • Международные организации.

Государственную регистрацию прав осуществляют уполномоченные службы и их территориальные подразделения.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Внесение данных о недвижимом объекте в ЕГРП свидетельствует о его существовании и доказывает, что у его владельца есть законное право на него, которое можно оспорить при наличии веских оснований только в судебном порядке.

Учитывая, что имущество может переходить в собственность различными способами, то и оформление правомочий на неё будет производиться на основании документации, подтверждающей законный способ владения сооружением или земельной территорией. Наиболее часто переход прав происходит на основании сделок купли-продажи, дарственной, приватизации, в порядке наследования.

Статьей 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяются следующие этапы прохождения процесса:

  1. Представление необходимой документации в регистрирующую службу, территориальные подразделения Росреестра, ФРС либо МФЦ, осуществляющих внесение сведений в соответствующий реестр. Сделать это можно несколькими способами:
  • Путем использования сервиса Госуслуги либо портала Росреестра, в электронном формате;
  • При личном посещении офиса регистрирующей службы, на бумажных носителях;
  • Дистанционно, при помощи курьерской доставки

Перечень документов может варьироваться в зависимости от обстоятельств сделки, но основными являются:

  • Заявление установленного образца;
  • Квитанция об уплате госпошлины за регистрационные действия;
  • Гражданский паспорт представителя организации;
  • Доверенность на представление интересов юридического лица;
  • Документы, удостоверяющие правоспособность компании;
  • Разрешение на ввод недвижимости в эксплуатацию;
  • Документация, удостоверяющая наличие законных прав на земельную территорию под возведение объекта, арендный договор или иная правоустанавливающая бумага;
  • Справка о наличии на земле строения либо о его отсутствии;
  • Разрешение на строительство для вновь созданного здания;
  • Справочная информация об источниках финансирования стройки в подтверждение отсутствия претензий со стороны третьих лиц;
  • Техническая и кадастровая документация с указанием параметров объекта и его поэтажный план;
  • Постановление о присвоении сооружению постоянного адреса.
  1. Предварительная оценка представленной документации сотрудником регистрирующей службы. При отсутствии вопросов о достоверности представленных бумаг и требований о подаче дополнительной информации, заявителю выдается расписка в их приеме, с проставлением даты выдачи правоустанавливающих документов.
  2. Осуществление проверки законности проводимой сделки и правовой экспертизы поданных документов.
  3. Определение отсутствия противоречий между уже зарегистрированными правами на объект и заявляемых, выяснение иных оснований, которые могут послужить препятствием для проведения процедуры либо она может быть приостановлена.
  4. Внесение информации о недвижимости в ЕГРП (единый государственный реестр прав), в который входят книги учета документации, записи о недвижимом имуществе, правомочиях на него и правообладателях, возникших или прекращенных обременениях и прочее, правоустанавливающая документация.
  5. Выдача обратившемуся лицу выписки из ЕГРП либо направление уведомления о приостановке процедуры либо в отказе от её проведения. Такой отказ можно обжаловать в судебных органах.

Срок регистрации прав собственника на недвижимый объект и его постановки на кадастровый учет в Росреестре не может превышать 10 рабочих дней, при оформлении через МФЦ период может увеличиваться на два дня. Если выполняется одна из таких услуг, то период её выполнения не может занимать более 7 дней.

Сокращено и время получения выписки из ЕГРН , теперь её можно получить за трое суток и сделать это может любое заинтересованное лицо удобным для него способом.

Размер госпошлины за проведение регистрационных действий для юридических лиц определяется Налоговым кодексом РФ и составляет 15 000 рублей. Такой платеж взимается в обязательном порядке. Квитанция о её внесении должна прилагаться в пакет документов, представляемых в Росреестр.

Оформление правоустанавливающих документов, подтверждающих факт проведения регистрационной процедуры. Дает возможность распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.

Можно ли зарегистрировать объект без его постановки на кадастровый учет

Нормы действующего законодательства устанавливают обязательность внесения сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр. Без его постановки на учет регистрацию прав собственника произвести невозможно.

Но существуют случаи, когда допускается проведение регистрационной процедуры без постановки объекта на кадастровый учет. Они определены ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это касается ситуаций, когда имущество, запись о котором уже внесена в ЕГРН, дарится кому-либо, с ним проводятся сделки по купле-продаже, аренде, а также если на него накладывается обременение.

Кроме того, можно поставить объект на кадастровый учет не регистрируя при этом права владельца. Такие случаи установлены законодательно и касаются прекращения существования недвижимости, у которых отсутствует собственник, или изменения её основных параметров.

Надо отметить, что иногда регистрационный процесс затягивается надолго и основные трудности вызывает этап сбора необходимой документации. Но сама процедура не превышает одного месяца с момента подачи заявления. Нужно помнить, что обратившемуся лицу могут отказать в регистрации прав по следующим основаниям:

  • Предоставление недостоверных либо заведомо ложных сведений об объекте;
  • Несоблюдение требований норм законодательных актов при оформлении документов либо сдача неполного перечня необходимых бумаг;
  • Наличие сомнений у сотрудника службы в подлинности приложенной документации;
  • Наложение ареста либо запрета на совершение операций с имуществом и т.п.

Такое решение может быть оспорено в судебном порядке. Но для этого необходимы веские причины и доказательства их подтверждающие.

Учитывая, что сведения из ЕГРН находятся в открытом доступе и являются публичными, их могут использовать не только собственники недвижимого имущества, но и в целях проведения мошеннических процедур. Для снижения возникновения рисков и потери настоящими владельцами собственности Росреестр обязан уведомлять их о поступающих заявлениях для регистрации перехода прав.

Помимо этого, законодательно утвержден перечень субъектов, которые вправе обращаться для проведения такой процедуры в отношении недвижимости и её постановки на учет в ГКН. С целью избежания бюрократических препон при получении данных о владельцах объектов и иных заинтересованных лиц, устанавливается оперативное изменение информации органами налоговой, миграционной служб, а также судами, нотариальными работниками и прочими органами.



Просмотров