Временный управляющий. Назначение временного управляющего при банкротстве

При банкротстве предприятий, связанном с невозможностью исполнения долговых обязательств, важная роль отводится временному управляющему. На этапе наблюдения он представляет интересы должника. начинается через три дня после того, как арбитражный суд получает заявление с просьбой начать процедуру банкротства. Наблюдение за процедурой, осуществляемое временным управляющим, длится, как правило, от трех до пяти месяцев.

На роль временного управляющего может претендовать только физическое лицо.

Утверждением гражданина на должность временного управляющего занимается арбитражный суд. Кредиторы могут предоставить свой список кандидатов на должность. В противном случае суд назначит на эту должность временного управляющего, обладающего нужными полномочиями.

Если необходимые претенденты отсутствуют, то арбитражным судом направляется запрос в специальный государственный орган, занимающийся делами финансового оздоровления. Сотрудники этого органа должны предоставить суду необходимую кандидатуру временного управляющего в течение недели с момента приема запроса. Назначение на эту должность регулируется Федеральным законом №127 .

Предпочтение при назначении отдается кандидату, зарегистрированному как индивидуальный предприниматель. В том случае, если на должность претендует работник государственных органов, занимающихся делами финансового оздоровления, статус индивидуального предпринимателя значения не имеет.


Препятствовать назначению управляющего на должность могут следующие качества претендента:

  • Судимость.
  • Участие в управлении на протяжении предыдущих трех лет компании-должника.
  • Ангажированность в пользу кредитора или компании-должника.

Временный управляющий приступает к исполнению обязанностей с момента назначения и до:

  • признания судом банкротства предприятия и выбора конкурсного управляющего;
  • назначения внешнего управляющего;
  • решения суда о мировом соглашении кредитора и компании-должником;
  • решения суда об отказе в признании факта банкротства.

Если кандидат, избранный на должность, не может исполнять возложенные на него обязанности, на его место арбитражным судом назначается другой претендент из реестра кандидатов.

Какую процедуру банкротства проводит временный управляющий?

Как уже упоминалось, временный управляющий действует на стадии наблюдения, которая начинается после подачи кредитором в арбитражный суд заявления с просьбой признать должника банкротом. Главные цели стадии наблюдения включают в себя:

  • организацию собрания кредиторов;
  • составление списка требований к компании-должнику со стороны кредиторов;
  • оценку и анализ финансовых активов компании-должника, а также поиск способов их сохранения.

На стадии наблюдения предприятие продолжает ведение основной деятельности: сотрудники предприятия выполняют свои должностные обязанности, однако полномочия руководства ограничиваются. Руководству запрещается заниматься реорганизацией компании, включая создание филиалов, юридических лиц и представительств.

По итогам наблюдения составляется отчет о финансовом состоянии должника, на основе которого арбитражный суд выносит решение по процедуре банкротства - предприятие признается платежеспособным либо стадия наблюдения переходит в одну из следующих стадий процедуры банкротства.

Обязанности

Основная обязанность временного управляющего заключается в принятии мер по сохранению финансовых активов . Кроме того, он занимается:

  • выявлением причин невозможности исполнения долговых обязательств;
  • определением уровня ликвидности имущества предприятия;
  • прогнозирование перспектив и сроков возврата платежеспособности при вводе процедуры несостоятельности внешнего управления;
  • оценка рыночной стоимости предприятия;
  • составляет план мероприятий по возврату предприятию-должнику платежеспособности.

Также наблюдающее лицо выявляет характерные черты фиктивного банкротства, среди которых выделяют:

  • отредактированную либо ликвидированную финансовую отчетность;
  • утаивание информации об имуществе;
  • отсутствие контроля за дебиторской задолженностью;
  • преднамеренно убыточные договоры;
  • неисполнение долговых обязательств при наличии финансовых возможностей;
  • отсутствие контактных данных контрагентов, которые заведуют имуществом предприятия-должника.

Руководству предприятия запрещается создавать помехи деятельности временного управляющего. По его требованию руководство должно предоставлять нужную документацию, иначе управляющий может привести в исполнение судебное решение принудительно. Кроме того, если истребуемая документация не может быть предоставлена по причине утери или уничтожения, временный управляющий может затребовать копии документов у контрагентов должника.

В должностные обязанности управляющего в процедуре наблюдения входит составление , чтобы они в течение одного месяца предъявили предприятию свои требования по исполнению долговых обязательств. Компания-должник, в свою очередь, может в течение одной недели оспорить данные требования.

После вынесения решения о старте стадии наблюдения управляющий письмом извещает кредиторов о начале процедуры банкротства в отношении их должника. В этом письме он указывает дату первой встречи кредиторов. Данное собрание созывается не позже чем за десять дней до первого судебного заседания, где будет рассматриваться дело о признании должника банкротом.

Прочие обязательства

При выявлении сделок, нарушающих требования ФЗ №127 , наблюдающее лицо предоставляет арбитражному суду требование о признании этих сделок недействительными.

При заключении некоторых сделок руководство несостоятельной компании должно проинформировать наблюдающее лицо о намерении заключить сделку и получить от него разрешение.

Сюда относятся сделки по:

  • выдаче и приобретению заемных средств;
  • распоряжению недвижимостью несостоятельной компании;
  • передаче имущественных средств в доверительное управление;
  • уступкам права требования;
  • распоряжению имуществом, цена которого составляет более десяти процентов суммарных активов несостоятельного предприятия;
  • поручительствам и гарантиям.

Наблюдающее лицо обязано контролировать деятельность руководства несостоятельного предприятия и противодействовать заключению убыточных сделок. При определенных обстоятельствах временный управляющий может ходатайствовать в арбитражный суд об исключении отдельных лиц от руководства компанией.

При контролировании деятельности должника наблюдающее лицо обязано принимать во внимание конфиденциальные данные, в том числе те документы, которые составляют коммерческую тайну предприятия.

По окончании стадии наблюдения должностное лицо предоставляет арбитражному суду отчетную документацию, в которой фигурирует информация о проделанной работе и данные о фин. состоянии предприятия. Кроме того, отчет может содержать меры по возвращении предприятию платежеспособности.

Отчет временного управляющего

По итогам своей деятельности временный управляющий предоставляет в арбитражный суд отчетную документацию. В отчете должна быть отражена информация:

  • по мероприятиям, проводимым с целью обеспечить сохранность имущества несостоятельного предприятия и выявить кредиторов;
  • отчет о предъявленных в арбитражный суд заявлениях и ходатайствах, связанных с осуществлением деятельности по наблюдению временным управляющим за процедурой банкротства;
  • другая информация по исполнению своих обязанностей.

Отчет временного управляющего включает в себя копии следующих документов:

  • Об анализе фин. состояния компании-должника. В документе должны быть отражены сведения о материалах, на основании производился анализ финансовых, инвестиционных и хозяйственных направлений деятельности несостоятельного предприятия.
  • Заключения о преднамеренном банкротстве. Сюда прилагаются бумаги, на основании которых подготовлено данное заключение.
  • Содержащих актуальный список требований кредиторов.
  • Содержащих протокольные записи собрания кредиторов.
  • Другие документы, содержащие информацию по исполнению наблюдающим лицом своих обязанностей.

Вознаграждение

По результатам стадии наблюдения должностное лицо временный управляющий имеет право получить вознаграждение, которое состоит из суммы фиксированного оклада и начисленных процентов. При этом выплата как фиксированного оклада, так и начисленных процентов относится к первоочередным платежам несостоятельного предприятия. Кроме того, требовать возмещение расходов, которые он нес во время осуществления своей деятельности.

Величина фиксированного оклада регулируется Федеральным законом №127 и составляет на текущий год тридцать тыс.руб. в месяц. Арбитражный суд вправе увеличить фиксированную часть оклада арбитражного управляющего, основываясь на ходатайстве кредиторов или других участников процедуры банкротства. Данное судебное решение может быть обжаловано. При отстранении наблюдающего лица осуществление выплат прекращается.

Отстранение временного управляющего на стадии наблюдения

Арбитражный суд имеет право отстранить должностное лицо от выполнения своих обязанностей, если:

  • Было удовлетворено ходатайство со стороны кредиторов или несостоятельного предприятия о ненадлежащем исполнении временным управляющим своих обязанностей. К ненадлежащему исполнению относится возникновение ситуаций, нарушающих права и интересы или провоцирующих убытки у кредиторов и должников.
  • Были выявлены обстоятельства, препятствующие назначению на должность временного управляющего других лиц из реестра претендентов.
  • Было удовлетворено ходатайство со стороны организации арбитражных управляющих (в том случае, когда текущее наблюдающее лицо было исключено из организации арбитражных управляющих за нарушение законодательства Российской Федерации и других правил осуществления служебной деятельности, отображенных в специальных нормативных документах).

Временный управляющий также может быть снят с должности по собственному заявлению.

В период наблюдения Законом о банкротстве устанавливаются следующие организационные нормы.

Срок проведения процедуры банкротства «наблюдение» составляет не более пяти месяцев (три месяца плюс два месяца возможной отсрочки (ст. 47 Закона о банкротстве) и исчисляется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до вынесения определения о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства либо до утверждения мирового соглашения.

При проведении наблюдения не допускается опубликование или разглашение иным способом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Лица, допустившие нарушение указанного требования, несут ответственность, установленную п. 3 ст. 26 Закона о банкротстве.

Данным Законом процедура наблюдения определена как состоящая из девяти составляющих.

1. Действия, осуществляемые до введения наблюдения

Назначенному арбитражным судом временному управляющему необходимо проанализировать, какие действия были предприняты различными органами и организациями перед предъявлением заявления об открытии производства по делу о банкротстве предприятия-должника. Это могут быть:

Действия налоговой инспекции и налоговой полиции, иных уполномоченных органов, направленные на погашение просроченной в течение не менее трех месяцев задолженности предприятия по обязательным платежам;

Признание должником сумм задолженности в претензионном порядке либо вынесение арбитражным судом решения о взыскании задолженности по иску кредитора, выдача исполнительных листов, не исполненных в течение трех месяцев с момента предъявления требования;

Обращение самого должника (собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей, участников должника), кредиторов, налоговых и других уполномоченных органов, территориального органа ФСФО России, прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

Меры, принятые учредителями (участниками) юридического лица, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами или иными лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, направленные на финансовое оздоровление должника до подачи в суд заявления о признании его банкротом;

Меры досудебной санации - финансовая помощь, оказанная до подачи в суд заявления о банкротстве собственником имущества, кредиторами, иными лицами;

Вынесение определения арбитражного суда относительно принятия заявления о признании должника банкротом (такое определение или определение об отказе в принятии заявления должно быть принято судом не позднее трех дней со дня поступления заявления в суд);

Указание о назначении временного управляющего при введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления (могут перечисляться меры по обеспечению требований кредиторов). Если такого назначения в определении о принятии заявления нет, временный управляющий должен быть назначен определением суда не позднее десяти дней со дня принятия заявления о признании должника банкротом;

Направление арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы (п. 2 ст. 57 Закона о банкротстве).

2. Последствия вынесения арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения

Все имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве (ст. 57).

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (ст. 57 Закона о банкротстве).

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (кроме исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по требованиям кредиторов первой и второй очереди) (ст. 57 Закона о банкротстве).

Запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника с выходом из состава его участников (ст. 57 Закона о банкротстве).

Руководители и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. 2,3 ст. 58 Закона о банкротстве.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

О реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

Создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах, а также филиалов и представительств;

Выплате дивидендов;

Размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки и принимать решения:

О передаче недвижимого имущества в аренду, залог;

Внесении недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ;

Распоряжении недвижимым имуществом любым другим образом;

Распоряжении иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов;

Получении и выдаче займов (кредитов);

Выдаче поручительств и гарантий;

Уступке прав требований или переводу долга;

Учреждении доверительного управления имуществом должника (все перечисленные нормы установлены п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве);

Участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

В случае, если руководители должника не принимают необходимые меры по обеспечению сохранности имущества, чинят препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускают иные нарушения законодательства Российской Федерации, арбитражный суд вправе отстранить таких руководителей от должности и возложить исполнение их обязанностей на временного управляющего (п. 4 ст. 58 Закона о банкротстве).

С момента введения наблюдения аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

3. Назначение временного управляющего

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатура временного управляющего предлагается ФСФО России по запросу арбитражного суда (п. I ст. 59 Закона о банкротстве).

Временный управляющий действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и назначения конкурсного управляющего (утверждения судом мирового соглашения или принятия судом решения об отказе к признании должника банкротом) (п. 2 ст. 59 Закона о банкротство).

В случае временной нетрудоспособности временного управляющего суд вправе назначить его заместителя (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве).

При удовлетворении ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей суд назначает нового временного управляющего. Прежний временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения нового (п. 4 ст. 59 Закона о банкротстве).

4. Права временного управляющего

Наряду с правами, общими для всех арбитражных управляющих (п. I ст. 20 Закона о банкротстве), временный управляющий имеет следующие права:

Предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований данного Закона (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности и возложении его обязанностей на временного управляющего (п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве);

Давать согласие или запрещать органам управления должника совершение сделок, перечисленных в п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве;

Давать согласие или запрещать органам управления должника принимать решения, связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве).

5. Обязанности временного управляющего

Круг общих для всех арбитражных управляющих обязанностей определен в п. 2 ст. 20 Закона о банкротстве, кроме них временный управляющий имеет дополнительные обязанности, характерные для проведения процедуры наблюдения:

Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Контролировать исполнение органами управления должника запрета на принятие ими решений, связанных с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении облигаций и иных ценных бумаг, выходе из состава участников должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Определять дату проведения и созывать первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении суда о принятии заявления о признании должника банкротом с уведомлением об этом всех выявленных кредиторов (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве);

Представлять в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве);

По окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 2 ст. 61 Закона о банкротстве);

Исполнять свои обязанности с момента назначения временного управляющего арбитражным судом до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего или утверждения судом мирового соглашения (п. 1,4 ст. 67 Закона о банкротстве), исполнять обязанности внешнего управляющего до назначения судом внешнего управляющего (п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве).

6. Анализ финансового состояния должника при наблюдении

Основными целями анализа финансового состояния должника являются:

Определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве);

Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве), выявление обстоятельств, дающих достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 3 ст. 67 Закона о банкротстве);

Установление размеров требований кредиторов, признаваемых установленными (п. 4 ст. 4 Закона о банкротстве), размеров и обоснованности требований иных кредиторов (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве) в связи с подачей в арбитражный суд и представлением временному управляющему возражений должника по требованиям кредиторов (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве);

Установление возможности применения мер материальной ответственности при непредъявлении руководителем должника в суд заявления должника в случаях и в срок, предусмотренных ст. 8 Закона о банкротстве, что влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 8 (п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве);

Установление признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) и обеспечение применения мер материальной ответственности руководителя и (или) учредителей должника перед кредиторами за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве при фиктивном банкротстве (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве); при преднамеренном банкротстве должника по вине руководителя, учредителей или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия,- обеспечение применения к этим лицам субсидиарной ответственности по его обязательствам (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).

7. Собрание кредиторов

Первое собрание кредиторов созывает временный управляющий, уведомив о дате его проведения всех выявленных кредиторов.

Конкурсные кредиторы, а также налоговые и другие уполномоченные органы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора по денежным обязательствам, установленным на дату проведения собрания (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве). Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника (п. Зет. 64 Закона о банкротстве). С правом голоса принимают участие в собрании кредиторы, требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему, и кредиторы, размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника до проведения первого собрания (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если не принято другое решение (п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

Принятие решения о введении внешнего управления с указанием предполагаемого срока внешнего управления, кандидатуры внешнего управляющего и сведений о нем и об обращении в арбитражный суде соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 65, ст. 66 Закона о банкротстве);

Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Принятие решения о заключении мирового соглашения;

Решение иных вопросов, предусмотренных п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве.

Круг полномочий собрания кредиторов приведен на рис. 2.1.

8. Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения

Мы уже говорили, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник (временный управляющий) и кредиторы (в лице собрания кредиторов) вправе заключить мировое соглашение.

Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 124 Закона о банкротстве).

9. Процедурные сроки при наблюдении

Должник обязан направить заявление в суд о признании его банкротом не позднее одного месяца в случаях, когда:

При проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве);

Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом должника, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в суд с заявлением должника (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом, уполномоченным собственником должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суде заявлением должника.

Судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в суд (п. 2 ст. 41 Закона о банкротстве) или отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 29 Закона о банкротстве.

Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признания должника банкротом обязан направить в суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле, отзыв на заявление и уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве (ст. 45 Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев (ст. 47 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов они вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии судом заявления о признании должника банкротом, направив их в суд и должнику. Требования кредиторов, признанные установленными, направляются временному управляющему с приложением документов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Возражения на требования кредиторов могут быть представлены должником в суд, кредитору и временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве); суд рассматривает такие возражения в срок не позднее одного месяца до установленного судом срока рассмотрения дела о банкротстве (ст. 46 Закона о банкротстве).

Временный управляющий созывает первое собрание всех выявленных кредиторов в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания суда, установленной в определении суда о принятии заявления о при знании должника банкротом (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве). Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве).

Заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов рассматриваются судом не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления или жалобы (п. 1 ст. 55 Закона о банкротстве).

Последующие собрания кредиторов созываются арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента соответствующего обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).

Если нет решения первого собрания, то собрание кредиторов рассматривает, утверждает и представляет суду кандидатуру внешнего управляющего в двухнедельный срок с момента вынесения судом определения о введении внешнего управления (ст. 71 Закона о банкротстве).

График проведения основных мероприятий по наблюдению и подготовке к судебному разбирательству дела о банкротстве приведен в приложении 1.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12 марта 2001 г. признал п. 3 ст. 55 и ст. 56 Закона о банкротстве не соответствующими Конституции РФ. Незаконность первой из статей - в ограничении возможности обжалования решений арбитражного суда о признании организации банкротом. Неконституционным признано и то положение, что внешнее наблюдение на предприятии вводится непосредственно с момента принятия судом заявления кредитора о признании должника банкротом.

Теперь любое определение арбитражных судов, связанное с банкротством, можно будет обжаловать. А внешнее наблюдение будет вводиться судом не автоматически, а лишь после рассмотрения протеста должника.

Правильное по сути решение КС РФ в российских условиях может привести к удлинению сроков рассмотрения дел в суде и затягиванию процедуры банкротства

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

В случае непредставления такого списка в срок, установленный законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, они продолжают осуществлять свои полномочия (с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве 2002 г.).



Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности. Под необходимостью, видимо, следует понимать те случаи, когда руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает закон (например, совершает без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше).

В этом случае функции руководителя должника возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если кандидатура не представлена, суд назначает одного из заместителей руководителя, а в случае их отсутствия - одного из работников (п. 4 ст. 69 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

1) утверждением арбитражным судом мирового соглашения;

2) принятием решения об отказе в признании несостоятельности (банкротства) данного должника.

В следующих случаях временный управляющий обязан функционировать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

1) вынесение определения о введении финансового оздоровления;

2) вынесение определения о введении внешнего управления;

3) принятие решения об открытии конкурсного производства;

4) удовлетворение ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей.

В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, временный управляющий вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

Временный управляющий также имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций. Предоставление временному управляющему по его требованию любой информации, касающейся деятельности должника, является обязанностью органов управления должника, поэтому нарушение этой обязанности рассматривается законодателем как препятствие в осуществлении деятельности временного управляющего.

Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должника должен предоставить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о нем: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Интересен тот факт, что Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить анализ финансового состояния должника устанавливалась только для конкурсных управляющих. В то же время в обязанности арбитражного управляющего (действовавшего в период внешнего управления) входили разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения, что подразумевало и необходимость проведения на практике арбитражным управляющим финансового анализа состояния должника.

Анализ финансового состояния должника в соответствии с положениями Закона о банкротстве 1998 г. в различных процедурах банкротства осуществлялся при соблюдении общих методических подходов, хотя выбор конкретных методов в каждом отдельном случае производился с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника.

При проведении наблюдения, как правило, осуществлялся анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в настоящий момент утратило силу).

Под неудовлетворительной структурой баланса понималось такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не могло быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

Анализ баланса предприятия производился на основании:

Баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца, представляемых руководителем предприятия и заверенных в установленном порядке;

Баланса предприятия за последний отчетный период, направляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись:

Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Проведение анализа финансового состояния должника могло быть осуществлено также в соответствии с Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118.

При анализе финансово-экономического состояния должника принимались во внимание не только методы финансового анализа, но и способы анализа его результатов. Одним из таких способов являлся анализ бухгалтерской отчетности должника, представляющий собой изучение полученных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственного капитала и т.д.

В настоящее время при анализе финансового состояния должника следует исходить из Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника и т.д. (п. 6 указанных правил).

Показателями, характеризующими платежеспособность должника, являются:

Коэффициент абсолютной ликвидности;

Коэффициент текущей ликвидности;

Показатель обеспеченности должника его активами;

Степень платежеспособности по текущим обязательствам.

К числу показателей, характеризующих финансовую деятельность должника, следует отнести:

Коэффициент автономии (финансовой независимости);

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

В указанном постановлении содержатся также показатели, характеризующие деловую активность должника, а именно:

Рентабельность активов;

Норма чистой прибыли.

Для того чтобы иметь комплексное, системное представление о финансовом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, метод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника при использовании в дальнейшем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирование производства, продажа предприятия должника и др.*(164)

Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов необходимо главным образом для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлений кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (это уведомление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения).

Конкретное требование кредитора может быть отнесено либо к установленным, либо к неустановленным в соответствии с критериями установления размера требований, содержащимися в Законе о банкротстве 2002 г. Установленные требования должны быть предъявлены временному управляющему с приложением подтверждающих требования документов; требования, не признаваемые установленными, - арбитражному суду, должнику, временному управляющему, иным кредиторам, предъявившим требования, и реестродержателю.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит указаний относительно формы и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что требование кредитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным платежам. В требовании могут быть указаны и подлежащие уплате неустойки, проценты, финансовые (экономические) санкции, которые (в том числе установленные решениями судов) в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов не включаются*(165).

В совокупности все предъявленные требования кредиторов могут быть отнесены:

К требованиям, в отношении которых заявляются возражения;

К требованиям, возражения по которым не заявляются.

Возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов. Следует признать оправданной позицию законодателя в отношении того, кто именно из участников конкурсных отношений обладает таким правом. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что возражения могут быть предъявлены должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника либо представителем собственника имущества унитарного предприятия (п. 2 ст. 71)*(166).

При наличии возражений проводится специальное заседание арбитражного суда. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения обоснованности требований либо возражений должника суд выносит определение, в котором указывается размер требований, признанных необоснованными.

Закон о банкротстве 2002 г. в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. предусматривает возможность обжалования определения об установлении требований кредиторов.

Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем на временного управляющего*(167).

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве 2002 г.).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов, о сроке, дате и месте проведения собрания временный управляющий также сообщает им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании кредиторов.

По общему правилу собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника (оно определяется на основании ст. 54 ГК РФ). Временным управляющим может быть определено и другое место проведения собрания кредиторов.

На первом собрании кредиторов принимают участие две категории лиц, а именно: лица, обладающие правом голоса, и лица без права голоса.

Одновременно Законом о банкротстве 2002 г. установлен перечень лиц, которые вправе участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: руководитель должника, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. первое собрание кредиторов считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, однако при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены*(168).

Однако Закон о банкротстве 2002 г. установил требование кворума (о чем говорилось выше). Голосование проводится по правилам, установленным ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г. Поскольку для решения некоторых вопросов может потребоваться большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, то не исключены ситуации, когда голосов присутствующих кредиторов будет недостаточно для принятия решения. В этом случае законодатель предусматривает возможность проведения повторного собрания (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (ст. 73 Закона о банкротстве 2002 г.).

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, введения финансового оздоровления, внешнего управления или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Рыночная экономика формирует условия, в которых производители продукции, товаров широкого потребления, поставщики услуг вступают в жесточайшую конкуренцию. Не каждое предприятие может выдержать быстрые темп развития, поэтому некоторые из них вынуждены приостановить хозяйственную деятельность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Арбитражный суд в ходе расследования банкротства юридических лиц назначает временного управляющего, который занимается управлением его деятельностью.

Основные моменты

В условиях конкуренции на рынке остаются предприятия с высокой организацией труда, продукция которых обладает отличным качеством.

Процедура позволяет решить сложнейшие задачи сферы коммерческой деятельности, если ее правильно использовать. Его применение не всегда дает желаемый результат.

Но для отдельных хозяйствующих субъектов она может стать единственно приемлемым способом выхода из затруднительного положения.

Например, банка, коммерческая деятельность которого в корне отличается от деятельности субъектов, осуществляющих производственную деятельность. В силу указанной причины процедура ее банкротства производится по другому способу.

Банк признается банкротом, если:

При банкротстве банковского учреждения сразу конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения и финансового оздоровления.

На временного управляющего возлагается большая ответственность, поскольку он должен представлять интересы обанкротившегося лица в ходе проведения этапа наблюдения.

Он вводится Арбитражным судом спустя 3 дня с момента приема искового заявления кредиторов. На его проведение законодатель установил срок, равный 3 месяцам. При возникновении необходимости он продлевается до 5 месяцев.

Что это такое

Под понятием «банкротство» соответственно определения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подразумевается:

Факт банкротства устанавливается в ходе проведения хозяйственной деятельности юрлица, факторов, которые привели его к несостоятельности. Основная цель анализа заключается в выяснении его истинного финансового состояния.

Процедура банкротства состоит из отдельных этапов, в ходе которых решается ряд поставленных задач.

К ним относятся:

Показатели Описание
Наблюдение принимаются меры по сохранению имущества обанкротившегося лица, анализируется его финансовое состояние, составляется перечень требований, предъявляемых кредиторами, проводится их первое собрание
Финансовое оздоровление позволяет восстановить платежеспособность, возобновить хозяйственную деятельность, полностью погасить долги перед кредиторами
Внешнее управление управление хозяйственной деятельностью передается внешнему управляющему. Основная цель данного этапа заключается в приведении финансового положения юрлица к прежнему состоянию, чтобы оно могла расплатиться с долгами. При этом состав старого руководства полностью заменяется новым
Конкурсное производство завершающий этап процедуры банкротства, предполагающий соразмерное удовлетворение требований кредиторов
добровольное волеизъявление сторон относительно приостановления судебного разбирательства с последующим установлением новых прав и обязанностей сторон конфликтной ситуации

Нужно заметить, что максимальная защита интересов самого должника, его кредиторов достигается при четком и правильном выполнении отдельных этапов процедуры банкротства.

Кто попадает под категорию

В соответствии с нормативами под банкротством физлица подразумевается его неплатежеспособность.

В ходе выполнения процедуры обанкротившееся лицо должно разработать план выхода, если Арбитражный суд предоставил ему некоторое время для осуществления полной выплаты долгов.

Физические лица признаются банкротами, если:

Что касается юридических лиц, то законодатель установил для них размер долга в 300 000 рублей. Срок неуплаты для обоих лиц одинаков.

Куда обращаться

При выявлении признаков банкротства юрлицам следует подать заявление в Арбитражный суд. Он уполномочен законодателем на ведение дел по банкротству всех субъектов экономики вне зависимости от их правового положения.

Помимо него правом подачи искового заявления о возбуждении дела против обанкротившегося лица наделены кредиторы, государственные органы различной инстанции, внебюджетные фонды. Например, Федеральная налоговая служба.

Конкурсный управляющий при банкротстве банка

Если кредитное учреждение признается Арбитражным судом банкротом, то вводится конкурсное производство сроком на год.

Он может быть продлен по ходатайству одного из участников дела о банкротстве на полгода, если он подаст соответствующее прощение в Арбитражный суд. Для осуществления процедуры он назначает конкурсного управляющего.

Необходимые условия

Порядок предъявления требований кредиторами предусмотрен в Федерального закона № 127-ФЗ.

Они наделены правом представления своих требований к кредитному учреждению в любое время сообразно положениям , в продолжение которого осуществляется конкурсное производство.

При предъявлении требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

Указанные требования предъявляются конкурсному управляющему наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований.

Временным управляющим называется лицо, назначенное Арбитражным судом с целью обеспечения сохранности имущества обанкротившегося лица.

Данное определение изложено в положениях Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Акт был издан законодателем 26 октября 2002 года за номером 127-ФЗ.

Зачастую предложенная кредиторами на должность временного управляющего кандидатура защищает их интересы, ущемляя при этом права обанкротившегося лица.

Оно лишено права выбора кандидатуры в соответствии с положениями Федерального закона № 127-ФЗ. Она должна отвечать требованиям, изложенным в — вышеуказанного акта.

В их число входит:

Временный управляющий назначается на период осуществления процедуры наблюдения. Его полномочия заканчиваются вслед за введением процедуры внешнего управления, когда происходит смена управляющих.

Нужно отметить, временный управляющий при банкротстве физических лиц назначается до введения конкурсного производства.

Как правило, срок его полномочий напрямую зависит от соответствующего этапа, которое проводится в тот или иной промежуток времени.

Если временный управляющий не справляется со своими обязанностями, не может исполнить возложенные на него обязательства, то Арбитражный суд имеет полное право назначить на его место другое лицо.

Кандидат на должность временного управляющего может отклонить свою кандидатуру, если имеет на то основание. Он должен подать заявление, чтобы его освободили от исполнения обязанностей временного управляющего.

Оно подается в Арбитражный суд, который при наличии уважительной причины назначает другое лицо.

Какие выполняет функции

Погашение долгов по предъявленным кредиторами требованиям производится на основании установленной законодателем очередности.

Вне очереди совершаются выплаты по обязательствам, выявленным в ходе конкурсного производства, судебные издержки, расходы на опубликование сведений.

Кем назначается

Выбор кандидатуры на должность временного управляющего остается за кредиторами.

Но утвердить выбранную кандидатуру должен Арбитражный суд, если сочтет его подходящим для проведения этапа наблюдения.

Он может назначить временного управляющего из числа арбитражных управляющих, если нет соответствующей кандидатуры.

Арбитражный суд направляет запрос в государственный орган, занимающийся вопросами о банкротстве и финансового оздоровления. Он вносит предложения по кандидатурам на рассмотрение в суд в продолжение одной рабочей недели.

При этом обязательным условием является его правовое положение, то есть временный управляющий должен быть физическим лицом. Порядок утверждения кандидатуры предусмотрен в Федерального закона № 127-ФЗ.

Какие полномочия

Временный управляющий должен принять непосредственное участие в деле о банкротстве.

Законодатель наделил временного управляющего особыми полномочиями, позволяющими осуществлять контроль над хозяйственной деятельностью обанкротившегося лица.

Полномочия временного управляющего состоят из его прав и обязанностей одновременно. Он может в любой момент подать заявление в Арбитражный суд, если предполагаемый банкрот совершил какие-либо сделки без уведомления в установленном законодателем порядке.

На выполнение юридических действий следует получить согласие временного управляющего, которое оформляется в письменном виде.

Согласие временного управляющего требуется при осуществлении определенных действий.

К ним относятся:

Права и обязанности

Временный управляющий наделен определенными правами и обязанностями, которые должен соблюдать в ходе осуществления процедуры банкротства.

Он имеет право:

Показатели Описание
На предъявление требований суду о признании сделки недействительной, если она была совершена с правонарушениями в соответствии с указаниями акта № 127-ФЗ
Обращения в Арбитражный суд с ходатайством чтобы были применены дополнительные меры по обеспечению сохранности имущества обанкротившегося лица, введению запрета на совершение сделок без его разрешения, например, передаче либо об осуществлении отмены принятых ранее мер
На подачу ходатайства в Арбитражный суд об отстранении руководителя обанкротившегося лица от занимаемой должности
На получение любой информации имеющихся в наличии документов относительно хозяйственной деятельности пребывающего в состоянии банкротства субъекта экономики
На осуществление иных видов полномочий установленных предписаниями Федерального закона № 127-ФЗ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Одновременно с наделением определенными правами законодатель возложил некие обязанности на временного управляющего.

В их число входит:

По окончательному завершению процедуры наблюдения временный управляющий должен предоставит в Арбитражный суд отчет.

Видео: арбитражный управляющий

Особые нюансы

В соответствии с нормативами законодательных актов временный управляющий при банкротстве юридического лица осуществляет свою деятельность до введения внешнего управления.

В ходе его осуществления назначается внешний управляющий, которому временный передает дело о банкротстве с полной документацией, которая было собрана при проведении наблюдении.

По своей сути банкротство юрлица есть его неплатежеспособность, возникшая перед кредиторами и государственными органами, внебюджетными фондами из-за отсутствия средств.

В отдельных случаях оно расплачивается с кредиторами за счет средств, которые были выручены от имущества.

Она должна содержать информацию относительно:

Законодательная база

Вопросы относительно банкротства юридических и физических лиц регулируются рядом законодательных актов.

В них предусмотрен порядок, по которому производится процедура банкротства, определен круг лиц, наделенных правом подачи искового заявления.

Федеральный закон:

Номер Описание
№127
Он был издан 29 декабря 2014 года под номером 482-ФЗ
Испущенный 29 декабря 2014 года за номером 476-ФЗ
№122
№129
№943-1


Просмотров