Нормы конституции. Конституционное право

Лекция 2. Конституционно-правовые нормы и правоотношения

Контрольные вопросы и задания

1. Какие общественные отношения регулирует отрасль конституционного права?

2. Покажите на примерах соотношения конституционного права с другими отраслями права его ведущую роль в системе права России.

3. Аргументируйте положение, что конституционное право является отраслью публичного права.

4. В чем состоят особенности структуры норм Конституции Российской Федерации?

5. Назовите особенности и виды конституционных санкций. Используя текст Конституции, приведите четыре примера конституционных санкций различных видов.

6. Почему в конституционном праве по сравнению с другими отраслями права достаточно много общерегулятивных норм? Найдите соответствующие нормы в Конституции и определите их вид.

7. Осуществите анализ нормы Конституции: вид нормы по различным основаниям; структура нормы (гипотеза, диспозиция, санкция)

8. Используя текст Конституции, приведите по одному примеру норм следующих видов: управомочивающая, обязывающая, запрещающая, императивная, диспозитивная, норма-дефиниция, норма-принцип, процессуальная; материальная.

9. Используя текст Конституции, приведите по три примера общерегулятивных и конкретнорегулятивных норм. Покажите, в чем заключается различие между ними?

10. Приведите примеры норм Конституции, в которых ответственность за их нарушение не является конституционно-правовой; дополняется иными видами юридической ответственности.

11. Назовите индивидуальные и коллективные, государственные и негосударственные субъекты конституционно-правовых отношений. Приведите примеры соответствующих видов субъектов конституционно-правовых отношений, используя нормы Конституции.

12. Назовите ограничения в правоспособности в конституционном праве.

13. Осуществите анализ конституционно-правовых отношений, возникающих на основе определенной нормы Конституции: определите вид конституционно-правовых отношений по всем основаниям; определите субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

14. Используя текст Конституции, приведите по одному примеру конституционно-правовых отношений следующих видов: конкретные и общие, относительные и абсолютные, активные и пассивные, правоустановительные и правоохранительные.

15. Назовите институты конституционного права. В каком соотношении находятся конституционные нормы, институты и подотрасли конституционного права?

16. Дайте определение системы конституционного права и назовите ее структурные элементы. Как соотносятся понятия «правовая система», «система права», «система Конституции»?

17. Сравните предмет, источник, систему, методы науки конституционного права с предметом, источниками, системой и методами отрасли конституционного права.

Конституционно-правовые нормы – этоэлемент конституционного права, выраженный в виде отдельного общеобязательного и фор­мально определенного правила поведения, обеспеченного возможно­стью государственного принуждения в случае его невыполнения, и направленный на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы обладают всеми признаками, присущими нормам права:

1) общеобязательность – нормы конституционного права определяют правила поведения для всех субъектов общественной жизни, оказавшихся в предусмотренной нор­мой типичной ситуации, устанавливая ответственность за нарушение предусмотренного ими правила;

2) формальная определенность – нормы конституционного права создаются в результате сложного процесса, включающего в себя правотворческую деятельность субъектов гражданского общества и органов государства, и внешне выражаются в официальных источ­никах права – специальных письменных документах;

3) системность – охватывая регулированием лишь отдельные стороны общественного отношения, нормы конституционного права, объединяясь в систему с четко определен­ной структурой, способны регулировать целые комплек­сы общественных отношений;

4) государственная гарантированность – нормами конституционного права являются только такие правила поведения, которые признаны государственной властью, т.е. санкционированы или установлены ее законодательными, исполнительными или судебными органами.

Специфика конституционно-правовых норм предопределяется рядом признаков, которые характеризуют их особую юридическую природу:

1) предметом регулирования конституционно-правовых норм является особый круг общественных отношений, определяющихосновы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления;

2) конституционно-правовые нормы содержатся в специфичных источниках права, и в первую очередь, в Основном законе государства – Конституции;

3) предписания конституционно-правовых норм носят учредительный характер, т.е. конституционно-правовые нормы прежде всего закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты (в первую очередь, процесс правотворчества). Регулирование общественных отношений, т.е. определение прав и обязанностей субъектов права, носит для них вторичный характер.

4) конституционно-правовые нормы отличаются широким многообразием своих видов. Большое значение среди них имеют декларативные нормы (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»). Эта норма не несет в себе функций регулятора общественных отношений, но при этом очень важна как императивная установка для деятельности всего государственного механизма. Государство должно служить ориентиру высшей ценности прав и свобод человека и являться средством достижения этой цели.

Классификация конституционно-правовых норм:

1) По содержанию конституционно-правовых норм можно выделить нормы, закрепляющие основы конституционного строя (глава 1 Конституции РФ); нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ); нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации (глава 3 Конституции РФ); нормы, устанавливающие основы организации государственной власти (главы 4-7 Конституции РФ); нормы, закрепляющие систему местного самоуправления (глава 8 Конституции РФ) и т.д.

2) В зависимости от способа воздействия на общественные отношения: регулятивные (непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их субъектов) и охранительные нормы (закрепляют способы защиты субъективных прав, меры юридической ответственности). Например, ч.1 ст. 36 Конституции РФ: «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» - регулятивная норма; ч.1 ст. 46 Конституции РФ: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» - охранительная норма;



3) В зависимости от характера сформулированного в норме правила поведения они могут быть управомочивающими (закрепляют право субъекта на совершение определенных действий по его усмотрению), обязывающими (устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия) и запрещающими (содержат запрет на совершение определенных действий) . Например, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» - управомочивающая норма; ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» - обязывающая норма; ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» - запрещающая.

4) В зависимости от роли в регулировании общественных отношений конституционно-правовые нормы могут быть типичными (содержат правила поведения и регулируют поведение людей, общественные отношения непосредственно) и нетипичными (не содержат элементов классической структуры нормы). Нетипичные нормы – нормы-принципы (закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности), нормы-дефиниции (содержат определения конкретных юридических понятий), коллизионные (принимаются с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами) и оперативные нормы , нормы-инструментарии (определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию), коллизионные нормы (устанавливают правила применения тех или иных норм к конкретному правоотношению из всей совокупности возможных) и др. Например, ст. 121 Конституции РФ: «Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» - норма-принцип; ст. 94 Конституции РФ: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации» - норма-дефиниция; ч. 1 Раздела II Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования» - норма-инструментарий; ч.5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» - коллизионная норма;

5) По методу правового регулирования конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные (носящие сугубо властный, категоричный безальтернативный характер, которые не могут быть изменены соглашением сторон) и диспозитивные (которым присущ автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим определиться по вопросам процесса реализации правоотношения). Например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам» - императивная норма; ч. 3 ст. 67 Конституции РФ: «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия» - диспозитивная норма.

6) В зависимости от роли в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы могут быть материальными (нормы-регуляторы, определяют содержание прав и обязанностей участников общественных отношений) и процессуальными или процедурными (устанавливают порядок, в соответствии с которым могут быть реализованы предписания материальных норм) . Например, ст. 113 Конституции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу» - материальная норма; ч. 2 ст. 99 Конституции РФ: «Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания» - процессуальная норма.

Вопросы:

Конституционно-правовые отношения: понятие, специфика, структура, виды. Субъекты конституционно-правовых отношений: социальные индивиды, государственные и негосударственные образования. Индивидуальные и коллективные субъекты. Объекты конституционно-правовых отношений: понятие, виды, особенности. Юридическое содержание конституционно-правовых отношений: субъективные права и юридические обязанности. Предпосылки возникновения, изменения, прекращения конституционно-правовых отношений: конституционно-правовые нормы, правосубъектность, юридические факты. Правомерные и неправомерные действия. Конституционные деликты. Правоспособность в конституционном праве: отраслевая и специальная. Ограничения в дееспособности граждан и организаций. Основания классификации и виды конституционно-правовых отношений: по специфике соответствующих конституционно-правовых норм (общие и конкретные); по особенностям регулятивной функции, выполняемой конституционно-правовыми нормами (правоустановительные, правоохранительные); по способу индивидуализации объектов (относительные и абсолютные); по характеру обязанности (активные и пассивные); по делению конституционно-правовых норм (материальные и процессуальные); по специфике субъектов и объектов конституционно-правовых отношений; по продолжительности действия. Правовые состояния .

Конституционно-правовая ответственность: понятие, содержание, основания, субъекты. Санкция как форма выражения конституционно-правовой ответственности. Обеспечение дополнения конституционно-правовой ответственности иными видами юридической ответственности: уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой. Особенности и виды конституционно-правовой ответственности. Субъекты конституционно-правовой ответственности: индивидуальные и коллективные, государственные и негосударственные. Субъекты непосредственного применения мер конституционно-правовой ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности: совершение конституционно-правового деликта; наступление конституционно-правовой ответственности при формальном отсутствии правонарушения.

Конституционно-правовые отношения – это возникающие на основе норм конституционного права социальные связи между субъектами права, которые находят свое выражение в форме субъективных прав и юридических обязанностей и обеспечиваются принудительной силой государства. Отличительные черты конституционно-правовых отношений выражаются:

1) в специфике их содержания, т.к. формируются в особой области общественных отношений, определяющих организационное и функциональное единство общества;

2) в специфике их субъектного состава, поскольку определенные категории субъектов могут быть участниками только конституционно-правовых отношений (например, народ);

3) в специфике объекта конституционно-правовых отношений, в который входят многообразные предметы матери­ального мира, личные неимущественные блага, которые обеспечивают гармоничную жизнедеятельность людей в рамках единого государства;

4) в многообразии видов конституционно-правовых отношений, значительный вес в которых составляют отношения общерегулятивного характера.

Все конституционно-правовые отношения делятся на две большие группы:

1 - отношения, связанные с установлением основ конституционного строя и правового статуса человека и гражданина (для них характерно общее регулирование, более детальное регулирование осуществляется специальными нормами права других отраслей – гражданского, трудового, жилищного, уголовного, административного и т.д.)

2 - властеотношения, т.е. отношения, складывающееся на основе института гражданства, а также в процессе формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления (полностью регулируются конституционным правом).

Конституционно-правовое отношение структурно представляет собой системную связь ряда элементов: субъекты, объект и юридическое содержание.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны и именно они в первую очередь определяют специфику этих отношений. Главным субъектом конституционных правоотношений является человек , как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально как физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства), но и через свои добровольно созданные общественные объединения .

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.)). Виды общественных объединений:

1) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

2) общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

3) общественный фонд – разновидность некоммерческого фонда, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели

4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

6) политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013г.)).

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены п. 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основными целями политической партии являются:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений выступает народ. Это происходит в случае проведения всенародного голосования по наиболее важным вопросам общегосударственного значения или принятия Основного закона государства. Например, в преамбуле Конституции РФ указывается: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...принимаем Конституцию Российской Федерации».

Отдельным субъектом конституционно-правовых отношений выступает также государство (Российская Федерация) и отдельные государственно-территориальные образования (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования). Эти субъекты выступают сами по себе (не через систему государственных органов или органов местного самоуправления, как например, в гражданских правоотношениях) в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.

Государственные органы составляют отдельную категорию субъектов конституционно-правовых отношений. Они подразделяются на федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации. Конституционная правосубъектность государственных органов предопределяется их компетенцией, т.е. совокупностью предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

Органы местного самоуправления как субъекты конституционно-правовых отношений также характеризуются собственной компетенцией, организационно выделены из системы органов государственной власти и призваны способствовать населению в решении вопросов местного значения.

Обоснованной представляется точка зрения о выделении в качестве самостоятельных субъектов конституционно-правовых отношений членов коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления (депутатов представительных органов государственной власти, членов избирательных комиссий и др.), поскольку ряд норм конституционного права наделяет их рядом субъективных прав и юридических обязанностей. Например, право законодательной инициативы принадлежит в т.ч. депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации (ст. 104 Конституции РФ).

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные неимущественные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений делится на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей его участников, определенных нормами конституционного права. Под фактическим содержанием понимается фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных им субъективных прав и юридических обязанностей (т.е. реализация конституционно-правовых норм).

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения – это вид и мера дозволенного, возможного поведения лица, наделенного этим правом. Юридическая обязанность – это вид и мера необходимого поведения другой стороны конституционно-правового отношения. Выделяются:

Общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы),

Обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, но не любого, а соответствующего определенным признакам – мужской пол, возраст от 18 до 27 лет, отсутствие медицинских противопоказаний и т.д.),

Конкретные обязанности, которые могут принадлежать только строго определенному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ незамедлительно сообщить Совету Федерации и Государственной Думе о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения).

Конституционно-правовая санкция это установленная нормами конституционного права мера государственного воздействия, которая изменяется в отношении субъекта конституционного права, совершившего деяние, не соответствующее диспозиции конституционно-правой нормы, и которая содержит итоговую оценку такого деяния

Конституционно-правовые санкции имеют ряд особенностей.

Во-первых, они носят четко выраженный политический характер и I по основаниям применения, и по кругу субъектов.

Во-вторых, они применяются широким кругом уполномоченных I субъектов (органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами) вне зависимости от отношений подчиненности или подотчетности.

В-третьих, их применение, как правило, не влечет судимости или иного состояния наказанности. Однако есть исключения. Например, гражданин России, замещавший должность Президента РФ и досрочной прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с этим (ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

И, наконец, они носят, как правило, абсолютно определенный характер, т. е. не предусматриваются альтернативные конституционно-правовые санкции. При наступлении оснований конституционно-правовой ответственности, например, при совершении Президентом РФ государственной измены, может последовать только одна конституционно-правовая санкция отрешение от должности (ст. 93 Конституции РФ).

Лишение общего или специального конституционно-правового статуса, досрочное прекращение (лишение) полномочий ~ конституционно-правовая санкция, имеющая следующие разновидности:

Роспуск. Данная мера может применяться к представительным органам на всех уровнях. Так, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 9) предусматривается роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ на основании решения высшего должностного лица субъекта РФ или Президента РФ о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта Федерации;

Расформирование. Например, избирательная комиссия может быть расформирована судом в случае нарушения ею избирательных прав граждан (ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации»);

Отмена регистрации, ликвидация, запрещение деятельности. Эту разновидность конституционно-правовых санкций предусматривает ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 14), согласно которому религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда, в частности, в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов. К данному виду конституционно-правовых санкций могут быть отнесены и такие, как отзыв, лишение государственных наград и почетных званий, отстранение от должности и др.

Ограничение, лишение субъективного конституционного права вид конституционно-правовых санкций, примером которого в России может служить лишение иностранных граждан права на политическое убежище в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

Отказ один из видов конституционно-правовых санкций. В качестве примера можно привести отказ:

В предоставлении гражданства (ст. 16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации);

В регистрации (так, в ст. 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» указаны основания отказа в государственной регистрации религиозной организации);

В назначении референдума, в регистрации инициативной группы по проведению референдума (ст. 13 и 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

В выдаче разрешения на временное проживание, в выдаче вида на жительство иностранному гражданину (основанием, в частности, служит то, что иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации).

Оценочные санкции вид конституционно-правовых санкций, которые предполагают:

Выражение недоверия (порицания), признание деятельности неудовлетворительной. Так, согласно Конституции РФ (ст. 117) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Однако в Конституции РФ, федеральном законодательстве не предусматривают оснований для выражения Государственной Думой недоверия Правительству;

Признание неконституционным, незаконным (ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);

Предупреждение. Например, в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» общественному или религиозному объединению либо иной организации может быть объявлено предостережение и вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (ст. 6 и 7).

Также выделяют иные виды санкций, среди которых можно выделить:

Отмена (признание недействительным) юридически значимого результата. Так, согласно ст. 73, 75 ФЗ «Об основных гарантиях! избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации « суд может отменить решение, принятое на референдуме субъекта РФ, местном референдуме, а также решение соответствуют щей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Отмена (приостановление) правовых актов. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены главой государства.

Принуждение к исполнению конституционных обязанностей. К этому виду, например, относят Федеральное вмешательство и приостановление деятельности. Например, в России приостановление деятельности политической партии применяется Верховным Судом (ст. 39 ФЗ «О политических партиях»).

Конституционно-правовые санкции процедурного характера. Например, в отношении депутатов может применяться такая процедурная мера ответственности, как лишение слова (права выступления) на определенный срок (ст. 45 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ).

Конституционно-правовые санкции, имеющие финансовый (имущественный) характер. В качестве примера можно привести меру, установленную ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 4 ст. 26.9), изъятие субвенций.

Приведенный список видов конституционно-правовых санкций не является исчерпывающим, он может дополняться или сокращаться вместе с изменениями конституционного законодательства.

О.Е.Кутафин применительно к конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации проводит классификацию санкций по многим основаниям:

1. в зависимости от применяющих их органов имеются санкции органов исполнительной власти федерации и санкции, налагаемые совместно несколькими федеральными органами.

2. разграничение основывается по правовому результату: меры, по которым акты органов власти утрачивают юридическую силу; меры, лишающие должностное лицо или орган властных полномочий; меры, преобразующие правовой статус субъектов права; меры по использованию прямого принуждения.

3. меры ответственности делятся на окончательные и временные, в зависимости от длительности воздействия.

4. они классифицируются по степени использования государственного принуждения: меры, основанные на средствах косвенного, опосредованного правовой процедурой принуждения; меры фактического, прямого принуждения.

5. меры ответственности систематизируются и с использованием функционального критерия на карательные, восстановительные и меры пресечения Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юрист, 2007. - С.106.

В.О.Лучин меры конституционно-правовой ответственности, заключающиеся в досрочном прекращении полномочий выборных лиц публичной власти, разделяет на:

· прекращение полномочий выборных лиц по воле тех, кто наделил их соответствующими полномочиями;

· прекращение полномочий выборных лиц ввиду несоблюдения ими установленных законом ограничений, составляющих элемент их статуса;

· прекращение полномочий выборных лиц по воле иных субъектов публичной власти - в форме отрешения их от должности или роспуска выборного коллегиального органа власти Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С.115.

Как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не просто совокупность норм, а внутренне организованная система.

Первичные элементы этой системы - правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Первичный элемент отрасли конституционного права - ее нормы.

Нормы конституционного права в самом общем виде - нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормам конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности.

Такие качества называются общими признаками нормы права:

Общеобязательность;

Установление государством;

Обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;

Защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков , предопределяемых характером предмета конституционного права.

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности .

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

3. Нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, - в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ и т.д.

4. Нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе.

Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права - тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.


5. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний .

В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в Основном законе государства, как их первичность.

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

6. По степени обязательности специфик а конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

7. Нормы конституционного права имеют особенности структуры .

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

8. В отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

9. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов , на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России - субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.

10. В качестве еще одной значительной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности .

Здесь необходимо принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и с. 21 и 59 Конституции.

Статья 21 устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством». В данном случае нравственная категория получает конституционно-правовую защиту.

В ч. 1. ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина РФ называется защита нашего Отечества.

11. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью видов).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям:

1. В зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм права на:

- регулятивные - учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия государственных органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав и несения обязанностей.

- охранительные - устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе и ответственности (роспуск парламента, отрешение от должности президента и т.д.).

Регулятивные нормы делятся на нормы специализированные:

- общие;

- дефинитивные;

- нормы-принципы;

- нормы-цели;

- нормы-гарантии;

- коллизионные;

- оперативные;

Общие нормы - фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности - ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

Дефинитивные нормы - вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции устанавливает, что Федеральное Собрание - парламенте РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Нормы-принципы, нормы-цели - устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).

Принцип разделения властей (ст. 10), принципы федеративного устройства РФ (ст. 5).

Гарантийные нормы - направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Коллизионные нормы - указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).

Оперативные нормы - направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписания п. 1 Раздела второго Конституции РФ «Конституция РФ вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования).

2. По методу правового регулирования, т.е. по приемам м способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на:

- управомочивающие -наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации (например, каждый в РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность ст. 22 Конституции РФ).

- обязывающие - принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанность каждого платить установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ).

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Запрещающие - нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

3. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть:

- императивные - когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

Диспозитивные - как правило, формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ соответственно принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу).

4. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся :

Материальные - регулируют содержание правил поведения (действия или бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать.

Процессуальные - определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

5. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

Постоянные - не ограничены сроком своего действия (ст. 2 Конституции РФ);

Временные - нормы, в которых указан срок их действия (заключительные и переходные положения);

Исключительные - действуют на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливают на определенное время действие отдельных постоянных норм (например, при введении военного или чрезвычайного положения).

6. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

В масштабах всей страны - общенациональные, общегосударственные ;

На территории отдельных субъектов - региональные ;

На территории местного самоуправления (муниципального образования) - муниципальные или местные .

В юридической литературе (И.А. Конюхова) приводятся иные виды:

1) нормы - декларации - которые получают закрепление в Преамбуле Конституции РФ (например, ст. 1 Конституции РФ - норма-декларация - РФ- Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).

Ст. 2 в виде нормы-декларации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

2) нормы-разъяснения - направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права.

Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» - равнозначны. Такие нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего, исторические, культурные, национальные особенности развитие страны.

3) Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм, как дескриптивные нормы . Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как Федерации.

4) нормы-символы , как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями (например, ФКЗ «О Государственном флаге», «О Государственном гербе» и «О Государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.).

Характеристика особенностей конституционных норм, оценка их нормативности, функционального назначения позволяет перейти к рассмотрению их структуры.

Традиционно, в теории права выделяется три элемента структуры нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм:

Одни специалисты (их большинство) считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру. Так В.О. Лучин отмечает, что «анализ правовой практики убеждает в несостоятельности попыток сконструировать структуру, пригодную для любых правовых норм. Структурное построение, характерное для одних правовых норм, может оказаться неприемлемым для других».

Многие из названных норм содержат в себе гипотезы.

Хотя для большинства конституционно-правовых норм характерно наличие диспозиции, но, значительное число конституционно-правовых норм не содержит в себе четких указаний на права и обязанности участников правоотношений, т.е. в них отсутствует диспозиция в традиционном ее понимании.

В.О. Лучин утверждает, что подавляющее большинство конституционных норм содержит в себе только диспозицию, что «среди конституционных норм весьма распространены такие, в которых отсутствует гипотеза. К ним, в частности, относится большинство норм-принципов, норм-целей, запретительные нормы». Он также признает, что в некоторых конституционных нормах отсутствует и санкция. Если Лучин считает, что санкция отсутствует лишь в некоторых конституционных нормах, то Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин утверждают, что в конституционно-правовых нормах санкция имеется «лишь в отдельных случаях».

Действительно, по мнению многих авторов, особенность конституционно-правовых норм заключается и в том, что в их структуре отсутствуют санкции. В этой связи некоторые ученые, хотя и весьма косвенно, в завуалированных формулировках, ставят под сомнение нормативность конституционных положений и эффективность конституционного регулирования, поскольку, по их мнению, только наличие всех элементов структуры сообщает норме права «свойство особого регулятора общественных отношений, обеспечивает ее регулирующие возможности».

Так В.А. Виноградов считает, что «отсутствие санкций во многих конституционно-правовых нормах снижает эффективность их действия и не всегда может быть компенсировано санкциями других отраслей без опасения, что эти нормы останутся без действенной защиты. Только конституционно-правовые санкции как отражающие особенности защищаемых общественных отношений могут свести на нет все выгоды от нарушения норм конституционного права. В ряде случаев в силу самих конституционно-правовых норм применение санкций других отраслей становится невозможным. Так, депутаты, главы государств получают определенный иммунитет, который дает им дополнительные, по сравнению с имеющимися у других граждан, гарантии от привлечения к традиционным видам юридической ответственности. Однако указывает, что это следует считать скорее несовершенством законодательной политики и техники, чем непреодолимой закономерностью и уникальностью метода конституционно-правового регулирования.

Второй подход к определению структуры нормы конституционного права (он представляется более убедительным) заключается в том, что нельзя смешивать понятия «норма права» и «статья закона (конституции)». «Норма права» - это собирательное понятие; составляющие ее структуру компоненты следует искать не в одной статье закона (конституции), а в нескольких либо даже в разных нормативных актах. Так, П.Е. Недбайло в своевремя писал: «Действительно, ряд статей конституции и других законов не содержит указаний на условия их применения или на последствия их нарушения. В таких случаях гипотезу или санкцию нужно отыскивать в других статьях или в других актах или устанавливать чисто логическим путем».

И А.А. Безуглов и С.А. Солдатов считают, что «норма конституционного права, а точнее ее структурные элементы могут быть закреплены в разных статьях нормативного акта. Если гипотеза правовой нормы может конструироваться, вычленяться в результате мыслительного процесса, то санкция должна непременно присутствовать в норме конституционного права и быть закрепленной, выраженной в нормативном акте. Санкция может быть закреплена в другой статье или этого или даже другого нормативного акта, но обязательно являющегося источником конституционного права».

Отсутствие гипотезы ставит само правило поведения, диспозицию в неопределенное состояние, ибо не ясно, когда, при каких условиях правовая норма будет применяться. Отсутствие же санкции лишает правило поведения обязательности, возможности его обеспечения силой государственного принуждения. Очень красноречиво об этом сказал М.И. Байтин: «Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна».

Позиция многих ученых не допускает наличие норм права, в которых, отсутствует какой-либо из ее элементов. Речь идет о невозможности отождествления нормы права и статьи нормативного акта. Статья нормативного акта может и не содержать какого-либо элемента структуры, но правовая норма - содержит его обязательно.

Если бы статьи Конституции содержали отсылку к конкретному федеральному закону или иному нормативно-правовому акту, принимаемому в их развитие, то это бы позволило «достроить» структуру конституционно-правовой нормы до полного состава, а также исключило бы возможность появления коллизий между Конституцией и текущим законодательством, обеспечило бы реальность и исполнимость конституционно-правовых норм.

Конституция является неотъемлемой частью правовой системы, отечественного законодательства. «Она должна быть не торжественной декларацией, а работающим политико-юридическим документом, позитивное воздействие которого на общество и государство и положение в нем личности тем богаче, чем полнее Конституция претворяется в жизнь. Однако практика ее реализации носила чрезвычайно ограниченный характер, и эту тенденцию нельзя считать преодоленной». Поэтому принципиальным направлением правовой политики является применение Конституции Российской Федерации в качества акта прямого действия.

Возможность Конституции непосредственно регулировать общественные отношения закреплена в статье 15 Конституции «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Этот тезис свидетельствует о принципиально новом характере Конституции 1993 г., нуждается в дополнительном рассмотрении с использованием не только анализа статьи 15, но и оценки особенностей механизма правового регулирования в РФ и фактической способности Конституции выполнять роль источника действующего права.

В литературе имеются различные точки зрения по вопросу о прямом действии конституционных норм, имеется различная аргументация в пользу каждой из таких точек зрения. В общем виде мнения можно разделить на две группы: первые утверждают, что все конституционные нормы обладают прямым действием, другие, что лишь некоторые из конституционных норм обладают таким свойством.

В качестве примеров аргументации в пользу того мнения, что не все конституционные нормы являются нормами прямого действия, можно привести следующее:

По мнению Ю. Гревцова, основной признак прямого действия конституционной нормы - ее реальное и прямое применение общими судами. «Если же общие суды не могут признать или защитить субъективное право, закрепленное в конституционной норме, опираясь только на текст этой нормы, следовательно, рассматривать такую конституционную норму как имеющую прямое действие достаточных оснований нет»1.

Также в юридической науке получило распространение мнение, что нормативность присуща лишь «основным» разделам Конституции, и многие ее положения служат основой для текущего законодательства, но не являются нормами прямого действия. В связи с этим делается вывод о бездействующем характере по крайней мере некоторых положений Конституции. (См. гл.1) Уязвимость этой позиции заключается и в том, что ее сторонники подходят к оценке конституционных норм с критериями, выработанными за пределами науки конституционного права и применительно к нормам иных отраслей законодательства. Между тем особенности самой Конституции обусловливают особенности ее нормативного характера.

Ссылаясь на разъяснения Верховного Суда РФ, данные постановлением от 31 октября 1995 г. М.В. Баглай указывает, что в некоторых случаях «для применения конституционной нормы требуется принятие закона - обычного или конституционного».

Однако иной позиции придерживается большинство авторов. Так заслуживает серьезного внимания позиция Т.М. Пряхиной, которая считает, что «процесс реализации Основного закона отличается определенным своеобразием и имеет многоуровневый характер. На первом уровне реализация происходит в рамках конституционных отношений, затрагивающих такие глобальные проблемы, как организация власти, взаимоотношения гражданина и государства, определение государственного устройства. Второй уровень реализации затрагивает практически все правоотношения. На первом уровне органы государства либо непосредственно применяют нормы Конституции, либо на основе конституционных норм принимаются федеральные законы. На втором уровне конституционные нормы, как правило, действуют совместно с отраслевым законодательством».

О.Е. Кутафин также приходит к следующему выводу: «…любая конституционная норма независимо от занимаемого в системе Основного Закона места и выполняемых функций, а также преследуемых целей является правовой нормой прямого действия» и говорит о необходимости разграничения непосредственного и опосредованного действия Конституции Российской Федерации. «В основе такого разграничения - различные уровни регулирования конституционных правоотношений, субъектами которых выступают государства, государственные и общественные органы и организации, органы местного самоуправления, должностные лица или граждане и т.д. И если на более высоком уровне конституционного регулирования достаточно, как правило, конституционных норм, то на другом уровне - в конституционных правоотношениях с участием граждан - часто необходима большая степень формальной определенности при установлении их прав и обязанностей, что обеспечивается посредством норм административного, гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права. В последнем случае конституционные нормы, конкретизируясь в нормах соответствующих отраслей права, действуют опосредованно».

Согласно В.Л. Толстых «Конституция является прямым источником нормативного регулирования отношений, складывающихся в сфере регулирования конституционного права, и выполняет в данном случае роль отраслевого кодифицированного акта». Однако, будучи основным регулятором отношений в сфере действия конституционного права, Конституция несколько иначе регулирует отношения, входящие в предмет регулирования иных отраслей права: гражданского, уголовного, процессуального и пр.

Что касается конституционно-правового регулирования отношений, складывающихся в сфере действия гражданского, трудового, уголовного права и других отраслей права, то здесь конституционные нормы сталкиваются с уже существующим нормативным массивом. Данный нормативный массив является разработанным и специализированным, имеющим свою внутреннюю систему и внутреннюю логику. Следует иметь в виду, что многие кодифицированные источники отечественного права были разработаны и приняты до принятия Конституции и факт ее принятия не повлиял существенно на механизм их действия. «Функции Конституции как непосредственного регулятора общественных отношений в соответствующей сфере так или иначе носят субсидиарный характер»»].

Однако необходимо иметь ввиду, что специализация норм является очень важным условием эффективности правового регулирования, поэтому, несмотря на тот факт, что Конституция является актом, обладающим высшей юридической силой, поле ее действия в рамках отраслевого регулирования является суженным. В силу неспециализированного характера конституционных норм отраслевое применение должно осуществляться главным образом на основе отраслевых норм права. Юридическая сила и авторитет отраслевых норм являются достаточными для выполнения регулятивной функции, поэтому в обычных условиях правоприменитель не использует конституционно-правовые нормы для вынесения решения.

Представляется, что Конституция может осуществлять регулятивное воздействие на отношения, складывающиеся в рамках иных отраслей права, только в особых случаях, когда отраслевое регулирование является неполным или несовершенным. В.Л. Толстых выделяет следующие основные ситуации применения Конституции при осуществлении отраслевого регулирования:

  • 1. Восполнение пробелов в праве. В случае если отраслевые источники права не содержат норм, направленных на регулирование определенных отношений, пробел будет восполняться Конституцией. Причем в данном случае скорее можно говорить об аналогии права, а не об аналогии закона. Восполнение пробелов на основе конституционно-правовых норм может проявляться при регулировании качественно новых общественных отношений: мобильных и динамичных, являющихся предметом регулирования новых нормативных актов
  • 2. Правовая субституция (экономизация правового регулирования). В ряде случаев та или иная ценность, будучи четко отражена в лаконичных конституционных формулировках, при ее выражении в рамках иной отрасли права отражается в нескольких нормах. Экономизирующая роль Конституции заключается в том, что при вынесении конкретного правоприменительного решения сложное и многоступенчатое применение отраслевых норм может заменяться применением одной нормы Конституции. Таким образом повышается эффективность правового регулирования и снижаются интеллектуальные затраты, связанные с процессом правовой квалификации.
  • 3. Патерналистское регулирование близко к предыдущей форме. Речь идет о ситуациях, когда авторитет отраслевого регулирования усиливается ссылкой на конституционно-правовые нормы. В этом случае применению подлежат норма Конституции + норма акта «Х», конкретизирующая положения конституционной нормы. В дальнейшем, при обжаловании, например, судебного решения, действие нормы акта «Х» не может быть устранено действием нормы акта «Y», который выше по юридической силе, чем акт «Х», но, конечно, обладает меньшей юридической силой, чем Конституция.
  • 4. Конституционное толкование отраслевой нормы. В случае если отраслевая норма является нечеткой и возможно несколько вариантов ее применения, правоприменитель может обратиться к Конституции для того, чтобы найти правильный вариант применения отраслевой нормы. В этом случае конституционные положения используются для толкования отраслевой нормы. Ссылка в правоприменительном акте на Конституцию возможна, но не обязательна.
  • 5. Устраняющее действие Конституции. В случае если норма права, содержащаяся в иных источниках, противоречит Конституции, при возникновении конкретной ситуации правоприменитель может применить норму Конституции и тем самым устранить действие специализированной нормы. Данное полномочие правоприменителя вытекает из части 1 статьи 15 Конституции.

Данная функция Конституции подвергается некоторому сомнению в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации», из которого можно сделать вывод о том, что в случае обнаружения противоречия между Конституцией и иным нормативным актом судья всегда обязан обратиться в Конституционный Суд в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции РФ.

По мнению В. Ершова «прямое применение Конституции РФ - частный случай «саморегуляции», преодоления коллизий правовых норм. По общему правилу преодоления иерархических коллизий, приоритет имеет норма, имеющая более высокую юридическую силу. Как представляется, у нас нет убедительных теоретических оснований для оспаривания вывода о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство над другими нормативными правовыми актами, должна применяться правоприменителями непосредственно (прямо) в процессе правоприменения». К аналогичным выводам приходит Г. Гаджиев: «Если суд общей юрисдикции, применяя федеральный закон, столкнется с явным противоречием Конституции РФ, то, руководствуясь ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 Конституции, он может прибегнуть в этой исключительной ситуации, имея в виду необходимость оперативного разрешения дела, к правилу о прямом действии конституционных норм»2.

Важно обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Девять лет назад это Постановление было издано в целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия.

Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения: «Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия».

«Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

  • а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
  • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
  • г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».

Сказанное не означает, что Конституция в силу собственной юридической природы обречена на бездействие либо ее реализация возможна лишь при посредстве отраслевого законодательства. Напротив, необходимо постоянно утверждать в общественном сознании, в сознании должностных лиц и граждан, что Конституция - юридический документ, дух, буква, нормы и принципы которого определяют поведение субъектов права. Чем больше члены общества будут сообразовывать свое поведение с Конституцией, тем полнее будет проявляться потенциал демократических институтов, надежнее станут гарантии народовластия, свободы и прав личности.

Наряду с общими признаками, свойственными любым правовым нормам (универсальный, неперсонифицированный характер, волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государства, и др.), конституционно­правовые нормы обладают рядом отличительных признаков.

Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ носят учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. На основе конституционно­правовых норм формируется отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права (гражданского, трудового, уголовного и др.). Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст.8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальном государстве (ст.7), о свободе труда и праве на отдых (ст.37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст.9, 36, 42, 58), уголовное

процессуальное и гражданское процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст.46 - 54, гл.7 Конституции РФ) и т.д.

Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой - Конституции РФ.

В отличие от норм других отраслей права значительная часть конституционно-правовых норм относится к разряду исходных (первичных), носит декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т.п. Примерами таких норм являются нормы ст.1 Конституции РФ («Российская Федерация.есть демократическое.правовое государство.»), ст.2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.») и др. Однако сказанное не умаляет значимости конституционно-правовых норм: они имеют важное значение в социальном, политическом и идеологическом смысле.

На исходные конституционно-правовые нормы регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд Российской Федерации. Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему и статус высших органов государственной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.

Большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер. Они представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения («носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч.1 ст.3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию.» (ч.3 ст.15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч.1 ст.50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч.3 ст.81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст.116) и т.п. В то же время конституционное права содержит и некоторые диспозитивные (дающие возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч.1 ст.117 Конституции РФ), «в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч.3 ст.117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием.или выносится на всенародное голосование.» (ч.3 ст.135) и др.

Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру (в отличие от полной, содержащей все три элемента - гипотезу, диспозицию и санкцию). Для большинства норм конституционного права характерно отсутствие санкций (часто норма состоит из одной диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст.91 Конституции РФ), «Государственная

Дума избирается сроком на пять лет» (ч.1 ст.96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч.2 ст.130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции - неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполнивших соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ (так называемый импичмент) или главы субъекта Российской Федерации, о роспуске законодательного органа субъекта Российской Федерации, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).

Перечисленные признаки наглядно показывают, что конституционно-правовые нормы обладают значительной спецификой по сравнению с другими отраслями права. Однако они сами по себе очень многообразны. Можно подразделить их на отдельные группы по следующим основаниям.

По юридической силе, которая зависит от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма. Наиболее значимые нормы закреплены в Конституции РФ, они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции РФ. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно­правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы и федеральные законы. На основе Конституции РФ и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты (указы, постановления и др.). По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

По территории действия. По этому критерию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории субъекта Российской Федерации, а также на территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

По характеру предписания различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие конституционно-правовые нормы.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия. Таковы все нормы, предусматривающие права и свободы человека и гражданина («Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» ч.1 ст.27, «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» ст.31 Конституции РФ), нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов («К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;.е) отрешение Президента Российской Федерации от должности.» ст.102 Конституции РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные нормами, следовать варианту поведения, предусмотренному данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» ст.58 Конституции РФ), а также нормы, исключающие иной вариант поведения, кроме указанного в норме. Например, ч.3 ст.107 Конституции РФ обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий. Обычно они содержат такие формулировки, как «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч.5 ст.13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

Материальные нормы - это нормы, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения путем их непосредственного регулирования (например, нормы, закрепляющие права и обязанности).

Процессуальные нормы определяют порядок и условия применения и защиты материального права. Процессуальными являются конституционно-правовые нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. Процессуальные (процедурные) нормы содержатся в регламентах (т.е. нормативных правовых актах, регулирующих внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа или его подразделения) Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

Рассмотренные критерии классификации конституционно­правовых норм не являются исчерпывающими, в специальной литературе можно встретить иные основания деления норм на виды.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных правовой нормой.

Конституционное правоотношение отличается от иных правоотношений следующим.

Данные правоотношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Конституционные правоотношения отличаются особым субъектным составом.

Среди субъектов конституционных правоотношений выделяются:

Социальные общности - народ, нации, народности;

Российская Федерация и ее субъекты, городские поселения и другие территории;

Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, иные органы, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации и ее субъектах; выборные должностные лица органов государственной власти, избирательные комиссии;

Органы местного самоуправления и их должностные лица;

Общественные объединения, их органы и должностные лица;

Граждане, иностранцы и лица без гражданства.

При этом некоторые субъекты не могут быть участниками иных видов правоотношений (трудовых, семейных и др.). Так, субъектом только конституционных правоотношений может выступать народ (именно народ, а не население определенной территории, определенная группа граждан и пр.), в частности, при участии в референдуме, во всеобщих выборах, в правомерных акциях неповиновения антиконституционному режиму.

3) Наряду с традиционными основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений - событиями

(рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т.п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы и др.) конституционные правоотношения могут порождаться и юридическими фактами-состояниями (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации)1.

4) Конституционные правоотношения отличаются особым механизмом реализации. Поскольку для большинства конституционно- правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного и др.).

Многообразие норм конституционного права порождает различные виды конституционных правоотношений.

1) Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм-правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционные правоотношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности (например, правоотношение между Правительством РФ и вновь избранным Президентом РФ, перед которым Правительство РФ слагает полномочия).

В процессе же реализации таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Например, норма-принцип о разделении властей конкретно реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. С этим общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, реализующие названный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме их права, вытекающие из предписаний данной нормы-принципа.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. В них четко определены субъекты, однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из содержания большого количества конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе1.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв­но связана и специфика конституционно-правовых норм . Ряд этих норм представляет собой нормы-декларации . Но большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения (см. норма права). В них час­то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра­вовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это за­трудняет технико-нормативистский анализ многих конституци­онных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или доста­точно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

Примечание

Некоторые авторы работ по конституционному праву рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конститу­ционно-правового регулирования.

Примером запрещающей может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и ".

К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ (ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:

"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или

"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).

Особенность конкретно-регулятивных норм состоит в том, что они достаточно четко формулируют правила поведения. В них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:

"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц".

К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных , норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

Критерий, принятый для классификации конституционно-правовых норм по территории их действия , к сожалению, не отражает одну из важных характеристик правовой нормы - кем, органом государственной власти какого уровня (федерального, субъекта Федерации или местного, муниципального) эта норма установлена. Дело в том, что вполне возможна ситуация, когда конституционно-правовая норма, принятая органом федеральной государственной власти, будет действовать не на всей территории РФ, а лишь на части ее территории. Например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-то части территории. В связи с этим представляется более определенным основанием классификации конституционно-правовых норм не по территории их действия, а по уровню органов власти, установивших эти конституционно-правовые нормы: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) муниципальные или органов местного самоуправления.

Нормы материального права определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.



Просмотров