Нарушение требований пожарной безопасности повлекшее смерть человека. Нарушение пожарной безопасности

Гражданского кодекса РФ под собственностью понимается принадлежность лицу прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Основной нормой права, предусматривающей наступление уголовной ответственности, является ст. 219 Уголовного кодекса РФ "Нарушение правил пожарной безопасности". Пунктом 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека; п. 2 той же статьи - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека; п. 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ- за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Кроме этого, есть ряд смежных норм права. Так, п. 2 ст. 167 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом. В соответствии со ст. 168 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность влечет уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом в соответствии со ст. 261 Уголовного кодекса РФ также влекут наступление для виновных лиц уголовной ответственности.

Помимо этого, ряд статей Уголовного кодекса РФ могут повлечь уголовную ответственность как за нарушение требований пожарной безопасности, так и нарушение иных требований, в зависимости от конкретных обстоятельств. Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба; квалифицированный ее состав - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека; особо квалифицированный состав - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В соответствии со ст. 218 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность влечет нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Основания и порядок привлечения к уголовной ответственности регламентированы

В Российской Федерации существует три меры пресечения нарушений в области ПБ – это дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Мы предлагаем разобраться: кто и за какие деяния может понести то или иное наказание.

И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве. Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

— замечание;

— выговор;

— увольнение (в случае, если имеются соответствующие основания).

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

За совершение таких правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

— предупреждение;

административный штраф;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор могут привлекаться к административной ответственности в таких случаях:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека;

2. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;

3. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;

4. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;

5. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

7. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

8. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;

9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.

Уголовное наказание должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности, присуждается, согласно постановлениям Статьи 219. Нарушение требований пожарной безопасности:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, нарушения правил пожарной безопасности на предприятии – это не редкость. Зачастую это минимальные нарушения, однако, следует помнить, что даже незначительные несоответствия требованиям ПБ могут стать причиной масштабного пожара, который влечет за собой потерю имущества, а иногда и человеческие жертвы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасност и в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности . Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности , в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности :

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека .

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц , виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

Многие согласятся, что пожары в нашей стране далеко не редкость. Только недавно страна отошла от последствий чуть ли не самого страшного пожара за последние годы. Это вскрыло целую серию нарушений, допущенных теми людьми, кто отвечает за пожарную безопасность на различных объектах. Проблема пожарной безопасности является достаточно актуальной в настоящее время для нашей страны. Регулярно происходят возгорания, которые несут материальный и физический ущерб людям. Некоторые из них заканчиваются фатально, то есть приводят к человеческим жертвам. И в таких ситуациях нужно понимать, кто несёт ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, и какое наказание предусматривает закон для подобных деяний.

Наказание за нарушение правил пожарной безопасности.

Постараемся детально рассмотреть вопрос обязательной ответственности на нарушение пожарной безопасности (ПБ). Разберём детально виды ответственности, актуальные статьи законодательных документов и не только. Далеко не всегда ситуация разрешается с помощью . Порой, помимо штрафа, нарушителя привлекают по уголовной статье, и он отвечает по всей строгости закона. Всё же нарушение противопожарного режима несёт потенциально высокую угрозу для здоровья и жизни людей. В зависимости от конкретной ситуации, при неисполнении требований ПБ и последствий, которые повлеки за собой несоблюдение противопожарных норм, применяются соответствующие виды ответственности.

Виды обязательной ответственности

Многие владельцы и руководители объектов вспоминают об имеющемся у них нарушении, непосредственно связанном с пожарной безопасностью, в двух основных ситуациях:

  • если пожар произошёл, либо чуть не случился в связи с теми или иными обстоятельствами;
  • если на объект пришёл инспектор, который нашёл ряд замечаний и выписал нарушителю штраф.

Практика наглядно показывает, что реальный уровень ответственности за нарушение ПБ в стране крайне низкий. Далеко не все тщательно подходят к вопросу обеспечения объекта эффективными и функционирующими системами защиты, оборудованием пожаротушения и пр. Но всё же когда пожар происходит, появляется риск воспламенения, либо просто инспектор указывает на имеющиеся недостатки, приходят мысли о возможной собственной ответственности за подобные нарушения. Ответственность, связанная с противопожарной безопасностью, бывает трёх видов:

  • административной;
  • уголовной;
  • дисциплинарной.

В лучшем случае нарушители хотят отделаться за нарушения штрафами, либо какими-то дисциплинарными взысканиями. Но тут уже всё зависит от конкретной ситуации и тех последствий, которые повлекли за собой правонарушения в этой сфере. Уделим особое внимание всем видам ответственности. Это позволит осознать, что нужно обязательно руководствоваться официальными правилами по организации противопожарной защиты, а также придерживаться установленных норм. В противном случае наказания, в том числе и уголовного, будет не избежать.


Уголовный вариант ответственности

Если объект не соответствует пожарным нормам, тогда на подозреваемого могут завести уголовное дело. Это достаточно распространённые случаи, которые регулирует УК РФ. Уголовная ответственность наступает в тех ситуациях, когда:

  • происходит умышленное, то есть или существенное повреждение различного имущества;
  • уничтожение и повреждение, совершённое по причине неосторожности;
  • нарушения подобного характера влекут за собой возможный тяжкий вред здоровью пострадавшим, а также смерть людей.

Все эти вопросы регулируются тремя основными статьями Уголовного кодекса РФ. А именно:

Для разъяснения каждой конкретной ситуации обратимся к нюансам указанных законодательных актов.


Статья 167

Регулирует вопрос наказания в случае умышленного повреждения, а также уничтожения различного чужого имущества. Здесь возможны такие меры наказания:

  1. Штраф. Размер выплат, которые должен осуществить обвиняемый, составляет не больше 40 тысяч рублей. Либо объём выплат определяется, исходя из дохода за период не больше трёх месяцев.
  2. . При вынесении такого приговора обвиняемого направляют на работы, которые продолжаются до 360 часов.
  3. Исправительные работы. В этой ситуации длительность наказания составляет до 1 года.
  4. Принудительные работы. При квалификации деяния как более тяжкого могут быть назначены принудительные виды работ на 2 года максимум.
  5. Арест. Предельный срок ареста не превышает 3 месяцев.
  6. Лишение свободы. Здесь человек может полностью лишиться свободы на 2 года, но не более.

Если же аналогичные правонарушения были совершения в связи с , то есть человек поджог, взорвал или любым иным способом по неосторожности спровоцировал гибель людей, а также имели место иные возможные тяжкие последствия, тогда здесь есть два варианта, согласно статье 167:

Эта статья регулирует вопрос ответственности граждан и должностных лиц в случае нарушения ими правил ПБ.

Статья 168

Здесь Уголовный кодекс рассматривает вопросы уничтожения, а также существенного повреждения имущества, которые произошли . Если вы повредили или уничтожили чужое имущество и спровоцировали нанесение крупного ущерба по причине собственной неаккуратности или неправильного обращения с пожароопасными источниками, тогда приготовьтесь:

  • оплатить денежный штраф в сумме до 120 тысяч рублей (либо объём дохода за период до 1 года);
  • выполнить обязательные работы в течение 480 часов;
  • заняться исправительными работами сроком до 2 лет;
  • получить ограничения свободы максимум на 1 год;
  • направиться на принудительные работы на 1 год;
  • лишиться свободы сроком на 12 месяцев.

Здесь указаны максимальные меры наказания. Потому при вынесении приговора по каждому конкретному делу сроки и штрафы могут варьироваться.

Статья 219

Здесь УК рассматривает несколько основных ситуаций, а также несение соответствующей ответственности. Если преступление совершил человек, под юрисдикцией которого была пожарная безопасность, и это привело по причине неосторожности к нанесению тяжкого вреда здоровью людей, применяются следующие варианты наказаний:

  1. Денежные выплаты, размер которых составляет не более 80 тысяч рублей. Либо объём выплат определяют, исходя из доходов обвиняемого за период, не превышающий 6 месяцев.
  2. Ограничивают свободу на срок не более 3 лет.
  3. Направляют на принудительные работы продолжительностью до 3 лет. Параллельно человек лишается права занимать некоторые должности и вести определённые виды деятельности. Этот период также ограничивается 3 годами. Но подобная санкция не является обязательной.
  4. Лишают свободы. Предельный срок здесь составляет 3 года. Дополнительно обвиняемый лишается права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды деятельности сроком не больше 3 лет. Эта мера применяется также не в обязательном порядке.

Если пожарные нормы были нарушены, и в результате по неосторожности это повлекло за собой , тогда статья 168 применяет в отношении обвиняемой стороны несколько иные санкции. А именно:

  1. Человек отправляется на принудительные работы. Максимальный срок подобного наказания составляет 5 лет, но не более. Дополнительно, но необязательно, обвиняемого также лишают права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды профессиональной деятельности. В случае применения этой дополнительной меры её продолжительность составляет не больше 3 лет.
  2. Виновный человек лишается свободы. В этой ситуации предельный срок такого наказания составляет 5 лет. Как и в предыдущем случае, применяют дополнительные санкции в виде лишения права занимать некоторые должности и выполнять определённые функции в рамках своей профессиональной деятельности. Предельный срок составляет 3 года.

Также статья предусматривает несколько вариантов наказаний для тех случаев, когда нарушение правил ПБ стало причиной гибели по неосторожности от 2 человек и более. Если по отношению к обвиняемому применяется этот раздел статьи, тогда возможны:

  • принудительные виды обязательных работ, их продолжительность не может превышать 5 лет;
  • лишение свободы, максимальной мерой наказания здесь считается тюремное заключение – обвиняемый отправляется за решётку максимум на 7 лет.

В дополнение в двум пунктам возможного обвинительного приговора может применяться дополнительная санкция. Она предусматривает лишение человека возможности занимать определённые должностные позиции, а также осуществлять некоторые виды деятельности. Предельный срок этого дополнительного наказания составляет 3 года. Но оно применяется не в обязательном порядке.

Административные варианты ответственности

Далее будет рассмотрена возможная административная ответственность в случае нарушения противопожарных правил, норм защиты и предотвращения пожароопасных ситуаций. При наложении административных санкций часто отталкиваются от статьи 20.4 действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Эта законодательная норма предусматривает варианты ответственности в случае нарушения предъявляемых требований пожарной безопасности. Исключениями из статьи являются нарушения на следующих объектах:

  • леса;
  • железнодорожный транспорт;
  • морской транспорт;
  • внутренний водный транспорт;
  • воздушный транспорт.


Если при квалификации нарушения прибегают к этой статье Административного кодекса, тогда по отношению к обвиняемой стороне могут применяться такие варианты санкций:

  • вынесение предупреждения, либо денежные выплаты, размер которых составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • если лицо должностное, тогда штраф увеличивается до 6 – 15 тысяч рублей;
  • если обвиняемое лицо имеет юридический статус, объём денежных взысканий возрастает до пределов от 150 до 200 тысяч рублей;
  • когда нарушение происходит в условиях повышенного или особого противопожарного режима, тогда для граждан, должностных и юридических лиц размер денежного штрафа составляет 2 – 4, 15 – 30 и 400 – 500 тысяч рублей соответственно.

Существует ряд отдельных нарушений ПБ, за которые для соответствующих лиц может последовать обязательная административная ответственность. Если пожарные инспекции и иные уполномоченные ведомства их обнаружат, возможно не только наложение штрафа за определённые нарушения требований пожарной безопасности, но и применение дополнительных, более жёстких санкций. Рассмотрим основные ситуации и варианты наказания при несоблюдении правил ПБ и их нарушении:

  1. Если здания, различные сооружения, строения не были оснащены обязательными первичными средствами, обеспечивающими пожаротушение. Для обычных граждан предусмотрен денежный штраф, размер которого составляет 2 – 3 тыс. рублей. Если наказывается должностное лицо, штраф повышают до 6 – 15 тыс. рублей. В случае, когда предпринимательскую деятельность ведён гражданин без образования юридического лица (далее применяется сокращение ИП), наказание составляет 20 – 30 тысяч. Для юридических лиц суммы наиболее внушительные и равняются 150 – 200 тысячам рублей.
  2. Если нарушены обязательные противопожарные требования в отношении путей эвакуации, аварийных выходов и специальных систем, обеспечивающих автоматическое пожаротушение и активацию сигнализации (оповещение, управление эвакуационными мероприятиями) в зданиях, сооружениях и строениях. Для подобных правонарушений предусматривается денежное взыскание с виновной стороны. Ими могут выступать обычные граждане, должностные лица, ИП и юридические лица, для которых предусмотрены санкции в объёме 3 – 4, 15 – 20, 30 – 40 и 150 – 200 тыс. рублей соответственно.
  3. Если правонарушение имеет рецидивирующий характер, то есть совершается повторно. Тут для граждан, должностных лиц, ИП и юридических лиц законом об административных правонарушениях предусмотрено взыскание суммы в размере 4 – 5, 20 – 30, 40 – 50 и 200 – 400 тыс. рублей соответственно. Либо уполномоченные органы могут приостановить деятельность на срок, не превышающий 90 дней.
  4. Когда нарушения ПБ влекут за собой возникновение пожаров и в результате повреждение чужого имущества, а также причинение вреда здоровью средней и лёгкой степени тяжести, применяются несколько иные санкции, но всё же в виде денежных взысканий. Граждане, должностные лица, и юридические лица выплачивают по 4 – 5, 40 – 50 и 350 – 400 тыс. рублей. Если же обстоятельства оказались аналогичными, но вред классифицирован как тяжкий, либо погиб человек, тогда юридическое лицо заплатит минимум 600 тысяч рублей (максимальное взыскание равно 1 миллиону), либо же его деятельность будет приостановлена на срок до 90 дней.
  5. Если производители и поставщики не выполняют своих обязанностей в виде обязательного включения в техдокументацию данных о веществах, материалах, изделиях и оборудовании касательно их пожарной опасности, не указывают правила безопасного обращения при наличии соответствующего требования. В такой ситуации должностные и юридические лица обязуются выплатить штрафы в размере 15 – 20 и 90 – 100 тыс. руб. соответственно.
  6. В ситуациях, когда были нарушены требования ПБ относительно обеспечения подъезда к всевозможным сооружениям и зданиям, прохода и полноценного проезда, тогда на граждан налагается административный штраф, равный 1,5 – 2 тыс. рублей. На должностное и юридическое лицо накладывают также финансовую санкцию, но уже в размере 70 – 100 и 120 -150 тыс. рублей соответственно.
  7. Если нарушения ПБ касаются морского, воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта. Здесь КоАП предусматриваются отдельные варианты ответственности за нарушения актуальных действующих правил пожарной безопасности. Обычные граждане и должностные лица обязуются выплатить суммы в виде штрафа, объём которых соответствует сумме в 1,5 – 2 тыс. для первых, и 4 – 5 тыс. руб. для вторых. Этот вопрос регулируется статьёй 11.16 действующего КоАП РФ.
  8. Нарушения, совершаемые в лесах. Тут вопрос административной ответственности регулируется статьёй 8.32 КоАП. Наказание зависит от конкретной ситуации, но не предусматривает более жёстких мер, нежели денежные взыскания. Для всех возможных сторон обвинения (граждане, должностные лица и юридические лица) предусмотрены штрафы в 1,5 – 5, 10 – 50 и от 500 тысяч до 1 млн. рублей соответственно. Здесь следует отметить, что в случае с правонарушениями в лесах все индивидуальные предприниматели, то есть ИП, приравниваются по степени своей ответственности к юридическим лицам.

Несоответствие объектов требованиям ПБ далеко не всегда карается действительно строго. Всё же когда речь идёт об ущербе здоровью, жизни и даже о смерти людей, а существующие в противовес им денежные взыскания не выглядят достаточно суровым наказанием. Но пока никаких изменений в административном кодексе на этот счёт вносить не собираются.

Варианты дисциплинарной ответственности

Наиболее лёгкие последствия от нарушений противопожарной безопасности следуют при применении дисциплинарных взысканиях. Многие считают справедливым, когда человек, не справившийся со своими должностными обязанностями, пишет заявление об увольнении. Но сколько бы заявлений не писали люди, вопрос пожарной безопасности не перестаёт быть актуальным. В своём заявлении ответственное лицо может добровольно отказаться от занимаемой должности. При этом не всегда к подобным действиям принуждают. Если говорить о дисциплинарной ответственности, то ей подвергаются лица, занимающие определённые должности, непосредственно связанные с пожарной безопасностью. Они могут нарушать:

  • регламент;
  • приказы;
  • правила;
  • инструкции;
  • общепринятые нормы и пр.


Если дисциплинарная ответственность наступает, тогда мера наказания во многом зависит от руководства организации или предприятия, где произошёл соответствующий инцидент. Руководство может ограничиться:

  • заявлением на увольнение;
  • объявлением выговора;
  • лишением премии;
  • взыскание заработной платы и пр.

Тут уже всё зависит от каждой конкретной ситуации и тех последствий, к которым привели действия, либо бездеятельность ответственного за пожарную безопасность человека.

Ответственные лица

Напоследок важно заглянуть в Федеральный закон, который рассматривает вопрос пожарной безопасности. Это статья под номером 38. В этой статье приводится перечень тех лиц, которые могут нести ответственность в случае нарушения норм, правил и инструкций по обеспечению пожарной безопасности. К таковым относятся:

  • владельцы и собственники имущества;
  • уполномоченные владением, пользованием и распоряжением имуществом граждане (руководство различных организаций, съёмщики квартир, арендаторы и пр.);
  • лица, которые несут непосредственную ответственность за гарантии пожарной безопасности в соответствии с занимаемой должностью;
  • руководство местного самоуправления;
  • руководители органов исполнительных властей;
  • должностные лица, действующие в рамках своей компетенции.


Исходя из всего сказанного ранее, можно с уверенностью говорить о том, что в определённых ситуациях ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности достаточно серьёзная. Потому крайне важно чётко выполнять свои служебные обязанности, придерживаться установленных ном и правил, а также не забывать о личной ответственности.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Казенное учреждение: переходный период
Выездные проверки ПФР


Просмотров