Константин Егорович Маковский и его музы.


Опубликовано: 20.02.2013

Русская художница Маковская Александра Егоровна (1837 - 1915).

лександра Егоровна Маковская - старшая из детей известного московского любителя искусств, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния
- Егора Ивановича Маковского (1802 - 1886 г.г.)

У Маковских частенько собиралась тогдашняя московская культурная элита, сам Е.И. Маковский был способным художником-любителем. Он-то и способствовал художественному
образованию своих детей, так что Александра просто не могла не заниматься живописью. Ее братья - Константин, Николай и Владимир - известнейшие художники, оставившие
заметный след в истории отечественного искусства.


Портрет Л.К.Маковской, матери известных художников 1830 раб.В.А.Тропинина


Портрет Е.И.Маковского, отца художников 1859 раб.сына К.Е.Маковского.

Александра Егоровна Маковская не столь известна, как ее братья. Можно сказать почти неизвестна.И все же, как отмечал строгий В.В. Стасов, А.Е. Маковская была среди
тех, кто не без даровитости и успеха занимается своим делом, создавая прекрасные пейзажи.

Александра Егоровна не получила систематического художественного образования. Она училась живописи у отца и своих братьев. После позднего развода родителей,
Александра Егоровна жила с матерью Любовью Маковской в Санкт-Петербурге.Её мама, немка,в молодости была одной из первых красавиц Москвы.
Замуж Александра Маковская не вышла и две одиноких женщины жили в скромной квартире на Лиговке, где всегда пахло красками,вареньем,мятными пряниками и стояло
огромное количество клеток с певчими птицами.

Добродушнейшая и восторженная старая девица Сашенька Маковская умерла в 1915 году, и была похоронена в Петербурге.
Подлинный объем ее художественного наследия не известен. Однако факт более чем тридцатилетнего активного участия в выставках свидетельствует о существовании
большого количества ее произведений.
Она стала одной из первых в России женщин-художниц, всю жизнь зарабатывавших трудом художника.

Творчество Маковской мало известно «широкому» зрителю и почти не изучено.
Работы художницы находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.



Вирта.


«У реки» 1890


«Вид Симонова монастыря близ Москвы» 1888


«Деревенский пожар»


Пейзаж с церковью


На Волге.Переправа.


«Село»


«Дорога в село»1885


«Малороссийский вид» 1891


«Дорога в лесу»


«Пейзаж с водовозом» 1885


«В окрестностях Петербурга» Рыбаки. 1884


Император Николай II. 1907


Портрет императрицы Александры Фёдоровны.

Алекса́ндр Льво́вич Мако́вский (родился 21 ноября (19301121 ) года в Ленинграде) - российский юрист, специалист по международному частному и гражданскому праву. Один из разработчиков Гражданского кодекса Российской Федерации.

Биография

Семья и детство

  • Прадед - художник В. Е. Маковский .
  • Отец - Лев Александрович, инженер, умер в мае в Ленинграде от голода и цинги.
  • Мать - Тамара Арамовна, урождёная Арамянц, художник, умерла в ноябре в Ленинграде от туберкулёза.

Научная и законотворческая деятельность

Специалист по международному морскому праву

С 1956 - младший научный сотрудник, С - старший научный сотрудник ВИЮН, где начал заниматься международным частным правом. В - - начальник отдела морского права Государственного проектно-конструкторского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект».

Участвовал в работе над проектами ряда международных конвенций:

  • Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью ;
  • Конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью ;
  • Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974;
  • Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям ,

и других международных договоров.

В 1968-1980 в качестве члена, советника и заместителя руководителя делегаций в Юридическом комитете Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) и на ряде международных дипломатических конференций участвовал в подготовке и принятии многих международных конвенций по различным вопросам морского права.

Научные интересы: предмет и понятие международного частного права, его сущность, состав, проблемы международной унификации права.

Один из авторов Гражданского кодекса

С 1980 - во ВНИИ советского законодательства : заведующий сектором, заместитель директора (1985-1991), главный научный сотрудник отдела международного частного права.

Член научно-консультативных советов Верховного суда России и Высшего Арбитражного суда России , советник Конституционного суда России . Арбитр Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ , член Исполнительного комитета Российской Ассоциации международного права . Председатель научного совета АО «Консультант Плюс» (занимается общим руководством работ по разработке системы классификации).

Заслуженный деятель науки РСФСР ().

Основные труды

  • Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961.
  • Международное частное морское право. М., 1974.
  • Международные договоры об унификации морского права. ТПП СССР. Секция торгового мореплавания и морского права. М., 1983.
  • Международное частное морское право. Л., Судостроение, 1984 (в соавт.).
  • Морское право: Учебник для мореходных училищ. М., 1984 (в соавт.).
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996 (в соавт.).
  • Международное частное право. Иностранное законодательство. М., 2001 (в соавт.).
  • Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2002 (в соавт.).
  • Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации». М., 2003 (в соавт.).
  • Гражданское законодательство как предмет ведения Федерации в прошлом и настоящем нашего отечества. // Журнал российского права. 2003. № 11.
  • Гражданское законодательство в советской плановой экономике и в рыночной экономике России.// Журнал российского права. 2005. № 9.
  • Гражданское уложение Германии. Вводный закон к гражданскому уложению. М., 2006.

Напишите отзыв о статье "Маковский, Александр Львович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Маковский, Александр Львович

– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.
«Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.

Маковские - династия в истории России.


Часть I.Егор Иванович Маковский (1802 - 1886)

«Ex nihilo nihil fit» (Из ничего и выйдет ничего)
Разбирая папки с живописью Маковских озадачилась - «Краса ветвей зависит от корней»...
Кто зачинатель династии? У кого в семье четверо из пяти детей стали великолепными живописцами?

Маковский Егор Иванович
1802 - 1886

Егор Иванович Маковский родился в 1802 году в семье обрусевшего поляка Ивана Маковского, предки которого осели в Москве еще при Екатерине. Он был очень высок ростом, слегка сутул, всегда гладко выбрит, голубые глаза на выкате, лицо доброе, внимательно-ласковое и чуть лукавое. Но по рассказам сыновей, не таким уж и ласковым был Егор Иванович. К концу жизни, расставшись с детьми, он стал упрямый, ворчливый и тугой на ухо.

Егор Иванович Маковский служил бухгалтером в Экспедиции кремлёвского строения, душою принадлежа искусствам. Эта любовь передалась ему от отца, интересовавшегося архитектурой и собиравшего лубки. Он вспоминал, что сильнейшее влияние на его увлечение оказало ещё и воспитание крёстного отца В.М. Короткого: тот украшал своё жилище старинными картинами и гравюрами
Егор Иванович писал портреты-миниатюры, а так же копии с картин, хранившихся в Большом Кремлёвском дворце в технике сепии. Часто копировал «маленьких голландцев». Одновременно продолжал собирательскую деятельность отца - ходил на толкучку в поисках редких гравюр. Увлекался Егор Иванович и музыкой, беря уроки у гитариста И.В.Богданова. Но страсть к живописи была сильней гитары.


К.Е.Маковский «Портрет Е.И.Маковского, отца художника» 1856

Жил он в скромном полуособняке «Дворцовой конторы» в Кремле. Как утверждают современники, этот дом в 1830-х гг. был одним из культурных центров Москвы. В нем собирались известные художники и литераторы, музыканты и актеры. Страстная увлеченность искусством сплотила вокруг Маковского таких же, как он, любителей, в том числе из аристократического круга. При его активном участии, был организован Московский художественный класс, впоследствии ставший знаменитым Московским училищем живописи и ваяния. К делу он отнёсся серьезно - класс напоминал храм искусства, украшенный картинами, античными статуями. Эту атмосферу нарушала лишь «анатомическая фигура без кожи», по которой учились рисовать человека. Кружок 1 июня 1833 года получил статус Московского художественного класса. Егор Иванович первым из участников получил медаль за рисунок, представленный на выставке в Петербургской Академии художеств в 1874 году.
После женитьбы Егора Ивановича на Любови Молленгауэр, в доме молодых супругов бывали Николай Гоголь, Михаил Глинка, Карл Брюллов, Василий Каратыгин, Александр Островский, Василий Тропинин.


В.А.Тропинин «Портрет Л.К.Маковской» 1830

Любовь Корнеевна невысокая, изящная, вкрадчивая, была немкой по происхождению и воспитанию. Отец ее - фабрикант музыкальных инструментов «Cornelius v. Mollenhauer», выходец из Померании. Она была одной из первых красавиц Москвы. Обладала прекрасным голосом, выступала в концертах, давала уроки. Когда открылась консерватория, Николай Рубинштейн пригласил ее в качестве учительницы пения. По выходе замуж продолжала петь, славилась в домашнем кругу звонким сопрано. Но карьера ее оборвалась - одолели дети. Много было детей. Выжили пятеро - три сына: Константин, Владимир и Николай, и две дочери - Александра и Мария.
Сыновья и дочь Александра стали художниками. Мария - актрисой.

Разойдясь с Егором Ивановичем после долгих семейных раздоров, проживала она до самой смерти в 1893 году, в Петербурге, вместе с дочерью Александрой Егоровной, добродушнейшей и восторженной старой девицей «Сашенькой». В их скромной квартирке, где-то на Лиговке, пахло красками Александры Егоровны, вареньем и мятными пряниками. Было много комнатных растений и еще больше клеток с певчими птицами. Любовь Корнеевна любила вспоминать, как пела когда-то с лучшими певцами, даже с самим Тамберликом, - знаменитым тенором начала века, и как аккомпанировали ей Варламов и Глинка.


К.Е.Маковский «Портрет Е.И.Маковского, отца художника» 1859


Маковский Владимир Егорович (1846-1920) «Портрет Е.И. Маковского» 1880


?? «Маковский Егор Иванович (отец художника)»


Почётный член Московского художественного общества, собиратель значительной коллекции русской живописи и западноевропейской гравюры, родоночальник династии живописцев, тихо скончался в своей квартире в 1886 году в возрасте 84 лет. Похоронен Егор Иванович Маковский на Ваганьковском кладбище.

Мне удалось отыскать лишь две работы Егора Ивановича Маковского:

Маковский Егор Иванович (1800 - 1886) «Портрет Николая Егоровича Маковского (1841–1886)» 1850


Маковский Егор Иванович (1800 - 1886) «Два натурщика» 1834

Часть II. Александра Егоровна Маковская (1837 - 1915)

Старшая дочь Егора Ивановича и Любовь Корниловны Маковских была среди тех,
кто не без даровитости и успеха занимался своим делом, создавая прекрасные пейзажи.

Маковская Александра Егоровна
1837 – 1915


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Малороссийский вид» 1891


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Вид Симонова монастыря близ Москвы» 1888

Живописью она занялась довольно поздно – в начале 1860-х годов. Специального образования не получила, так как во второй половине XIX века женщина-художник все же была исключение, нежели правило. А нужно ли было оно, когда девочку с детства окружали живописцы? Первые уроки дал отец, а постоянными преподавателями стали братья Константин и Владимир.

С 1866 года начала самостоятельно выставлять свои работы на выставках «Общества поощрения», «Московского общества любителей художеств», «Общества русских акварелистов», «Мира искусства». Её картины пользовались популярностью среди любителей русской живописи. Это типичный пример искусства пейзажа в России второй половины XIX столетия. П. М. Третьяков и С. А. Бахрушин с удовольствием приобретали их в свои коллекции. В Третьяковской галерее висит одна из лучших её работ «В окрестностях Петербурга». Она стала одной из первых в России женщин-художниц, всю жизнь зарабатывавших трудом художника.


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «В окрестностях Петербург» 1884

Замуж Александра Егоровна не вышла, и после позднего развода родителей жила с матерью Любовь Корниловной в Санкт-Петербурге в скромной квартирке на Лиговке, где всегда пахло красками, вареньем и мятными пряниками.

Александра Егоровна Маковская умерла в 1915 году, и похоронена в Петербурге.
Подлинный объем ее художественного наследия не известен. Однако факт более чем тридцатилетнего активного участия в выставках свидетельствует о существовании большого количества ее произведений.


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «У реки» 1890


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Деревенский пожар»


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Дорога в село» 1885


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Село»


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Вирта. Поток»


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Пейзаж с водовозом» 1885


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Дорога в лесу»


Маковская Александра Егоровна (1837-1915) «Тихая заводь»

Часть III. Константин Егорович Маковский

Нет смысла выкладывать сюда официальную биографию и общеизвестные работы мастера

Своё повествование о старшем сыне Егора Ивановича Маковского я выстроила на основе миниатюры В. С. Пикуля «Трагедия русского Макарта», воспоминаниях сына художника Сергея Константиновича Маковского «Портреты современников. New York, 1955», и книги Т. В. Лебедевой «Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества».

Маковский Константин Егорович
1839 - 1915

В детстве все интересно. Облезлая ворона смешно пила из лужи. На Ленивке чистоплотный мужик торговал вкусным малиновым квасом. В магазине на Тверской итальянец Джузеппе Артари раскладывал эстампы, выписанные из-за границы.

«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их... Искусство - это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше»

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу». Двенадцати лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Скотти, Зарянко, Тропинин. Живописную манеру последнего он усвоил в совершенстве - копию Маковского с тропининского портрета не отличить было от оригинала. Еще находясь в «Школе» он получил от Академии малую серебряную медаль за карандашный этюд (1857).

В один из дней Егор Иванович расцеловал сына: «А поезжай-ка ты, Костенька, в Санкт-Питерсбурх...»

Маковский явился в столицу уже с профессиональной выучкой, привлекая к себе внимание легкостью кисти, декоративностью исполнения. Вскоре юный живописец со скандалом вышел из Академии, и примкнул к славной плеяде тех, кого позже стали называть передвижниками.

Но для него, баловня фортуны, задачи товарищества оказались тягостны. Разделять лишения и невзгоды Маковский, уже увенчанный лаврами и заваленный заказами петербургской знати, не пожелал - снял мастерскую на Дворцовой площади, занялся портретами, и дело сразу пошло. Успех был головокружительный. И отношения с артелью разладились.

Слава растет, деньги не переводятся, за картину «Славянские композиторы» он просит 25 000 рублей, но заказчики ахнули, и бедный Репин исполнил ее за 1 500 рублей.

«Свадебный боярский пир», который уехал в Америку, как утверждает американский владелец этой картины, ювелир Шуман, он купил у Константина Маковского за 60 тысяч рублей. Это в 1883 году! Он же заказал Константину Маковскому еще одно произведение - «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем». И холст этот теперь находится в Пуэрто-Рико.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Боярский свадебный пир в XVII веке» 1883

Он был дорогим художником. У Павла Михайловича Третьякова были определенные проблемы с приобретением произведений именно Константина Маковского. Он считал, что цены на работы неоправданно завышены, и поэтому в собрании Третьяковской галереи очень мало было работ Константина Маковского.

Из-за высоких цен, запрашиваемых живописцем, очень многие большие холсты еще при его жизни ушли за границу. Там были готовы платить деньги. Вечный удачник, уже привыкший к широкой жизни, он иногда бывал жесток, умея наказывать аристократию, вскормившую его в своих салонах.

Когда-то, еще в начале славы, Константин Егорович украсил плафонами особняк фон Дервизов, который потом перекупили бароны Аккурти, и Аккурти пригласил мастера в ресторан для беседы. Маковский, заядлый гурман и балованный сибарит, заранее предвкушал великолепный завтрак.

Ваши дивные увражи, - завел речь новый домовладелец, - имеют лишь один недостаток: они анонимны. А что вам стоит подписать их своим именем, и пусть все мои гости знают, что у меня тоже имеется подлинный Маковский.

Ну что за труд подмахнуть три плафона? Маковский благодушно хотел поставить свою подпись бесплатно.

В чем дело, барон? - отвечал он. - После завтрака поедем к вам домой, и я подпишу все три плафона.

Прекрасно! - сказал Аккурти и велел лакею подать корюшку под хреном. - Ну, и хлеба нам, по ломтику...

Он великий маэстро, и ему корюшку? Это сразу изменило настроение.

Пять тысяч рублей за каждую подпись, - сказал Маковский скупердяю.

Сколько требовалось чисто физических усилий, чтобы покрывать маслом необъятные полотна! Да, аристократия платила ему щедро, но она же и требовала от мастера шедевральных щедростей в живописи. Маковского спасало только железное здоровье и темперамент творца с уникальной фантазией.

А мода есть мода. Побывать в доме Маковского - уже дело общественного престижа, а залучить его в свой дом - великое счастье...


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века» 1868

Маковского окружала сказочная роскошь, какая и не снилась никакому русскому художнику. Но титанический непрестанный труд ради заработка породил творческую всеядность, огульную неразборчивость в выборе темы. Талант - да! - бил ключом, но Маковский одинаково страстно выписывал пейзаж или жанровую сцену, портрет ученого или содержанку нувориша. Он любовался узорами древней жизни, писал вакхическое панно в духе Тьеполо, головки красоток, аллегории и декорации, соглашался расписывать ширмы для спален, выдумывая украшения для паланкина немощной аристократки, - и все это выполнял не как-нибудь, не между прочим, а с одинаковым блеском!

Очень часто Константин Егорович сумрачно признавался «Все некогда! Но знаете, меня давно ждет Минин!»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Минин на площади Нижнего Новгорода». Эскиз.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е

Минин возник только в 1896 году, написанный для Нижегородской ярмарки, где для картины был устроен отдельный павильон. Официально холст назывался так: «Кузьма Минин на площади в Нижнем Новгороде призывает сограждан к пожертвованиям». Вот здесь Маковский и размахнулся перед народом во всю богатырскую ширь - это был уже эпос, подлинный! Даже странно, как Маковский, в его летах, уже погрузневший, уже пребывая в пессимизме, сумел справиться с таким колоссальным полотном, где все взволнованно, все археологически верно, все реально до последней нитки на рубахе мужика, до завязки на котомке нищего.

Константин Егорович скончался в сентябре 1915 года в Петрограде. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.

Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого, и исполнил свою мечту. Но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Трапеза паломников в Троице-Сергиевской лавре». Эскиз


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Сад летом»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Вакханка» 1905 пастель


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Боярышня»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Русалки» 1885


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Девушка с корзинкой»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Старый казак»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Русская красавица с кошкой» 1865


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Две дамы, рассматривающие рисунки»

Константин Егорович Маковский и его музы...


Константин Егорович был очень любвеобильным мужчиной. Ко времени знакомства с первой женой у него уже была внебрачная дочь Наталья, Наталья Лебедева, которая только в 1877 году получила фамилию Маковская, плод его студенческого увлечения.

В 1867 году он женился на юной, подававшей надежды актрисе Александрийского театра - Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Леночка получила образование в Швейцарии. Первый брак был счастлив, хотя недолог. Леночка внесла в его рассеянную «богемную» жизнь много любви и чуткой общительности. Она была хрупка, болезненна и не могла считаться красивой, но от внешности ее и от всей «манеры быть» исходила неизъяснимая прелесть.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет графа Адлерберга»

Было только одно изображение Елены Тимофеевны на семейном большом холсте, относящемся к 1870 году. За утренним чайным столом расположились Любовь Корнеевна (мать живописца) и Елена Тимофеевна. Очень русский портрет, без всякого уклона к эффекту, к показной роскоши красок. Больше всего приманивало лицо Елены Тимофеевны - задумчивое, ласковое, болезненно-бледное, с черными прищуренными глазами и по-детски пухлым ртом. В лице отразились и нежная доброта, и ум, и обреченность.

Такой и была она в жизни, оборвавшейся на четвертом году брака. После рождения сына (умер нескольких месяцев), у нее обнаружился процесс в легких. По совету врачей, увез больную жену в Египет: жаркий юг считался тогда целительным для слабогрудых. Там, в Каире, через год приблизительно, она и скончалась

Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Автопортрет»

Таким его увидела его вторая жена Юлия Павловна Леткова.

Зимой 1874 года Юлия Павловна Леткова приехала, с благословения своих родителей - Павла Степановича и Анны Павловны Летковых, из Москвы в Петербург для поступления в консерваторию - у нее был красивый голос, лирическое сопрано.
Встреча Константина Егоровича с Юлией Павловной состоялась на балу в Морском корпусе. Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью. Судя по тогдашним плохим фотографиям, она была очень красива. Константин Егорович влюбился с первого взгляда, и не отходил от нее весь вечер. На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе - «помузицировать». К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и, усаживая ее за стол рядом с собою, громко сказал - так что все слышали: «Вот и отлично... Будьте у меня хозяйкой!»
Так началась их помолвка...
Не прошло и двух недель после вечера на Гагаринской набережной. Решено было сыграть свадьбу, как только невесте исполнится шестнадцать лет. 22 января 1875 года в Почтамтской церкви состоялось венчание. Невесте было 16 , женику 36 лет.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Женская головка» 1874

Поклонник женской красоты, Константин Егорович часто писал портреты своей Юлии Павловны, которая считалась первой красавицей в Санкт-Петербурге. У очень многих дам на портретах читаются черты Юлии Павловны.

В Париже, в декабре 1875 года, у четы родилась дочь Марина, умершая от менингита восьми месяцев отроду. Семнадцатилетняя мать очень тяжело перенесла смерть перворожденной, но молодость взяла свое, и вскоре она стала опять ожидать прибавления семейства, а на поправку поехала в Ниццу. Константин Егорович, навещавший её, когда отпускала работа в Париже, нашел венецианскую раму и вставил в нее свою молодую жену, обмотав ей голову чем-то вроде тюрбана вишневого цвета, прикрепив к нему страусовое перо. В несколько сеансов был написан первый ее портрет «в красном берете» который стал родоначальником прославленных женских портретов.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет в красном берете»

15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа - будущий художественный критик, эссеист, поэт, редактор и издатель «Аполлона», замечательного русского журнала, альманаха.

Сергей с рождения стал для отца моделью. В своих воспоминаниях он пишет, что его «…очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились папе... Началось мое участие во всевозможных картинах отца. Это я - «Маленький антиквар» за чисткой шпаги, написанный в следующую зиму. Годом позже я старательно позировал для знаменитого «Семейного портрета» с матерью и сестрой.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет сына в мастерской (Маленький антиквар)» 1882


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Семейный портрет»

Но еще раньше написан «Маленький вор» (приобретен Л. Г. Кузнецовым), - здесь, трехлетним малышом в одной рубашонке, взгромоздясь на кресло, я тянусь к хрустальной вазе с пышными фруктами, а рядом огромный рыжий санбернар выжидательно насторожился. Этот санбернар не был наш пес, его привозили на сеансы от В. Ф. Голубева»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «В мастерской художника» 1882


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Сережа (Портрет сына в матроске). 1887

13 ноября 1878 родилась дочь Елена.
В феврале 1883 года родился ещё один сын - Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Недели через три после тяжелых родов Юлия Павловна надела тёмно-красный бархатный капот, повязала свои вьющиеся пепельно-каштановые волосы голубой лентой, под цвет чулок, и в первый раз поднялась к мужу в мастерскую.
Константин Егорович сосредоточенно писал что-то и сначала не обратил внимания на ее появление. Она надулась, села в кресло и, взяв со стола книгу, стала рассеянно разрезать страницы ножом из слоновой кости. Тогда он обернулся на шум, и без дальних слов, поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал в какой-нибудь час силуэт жены в рост, с книгой на коленях. В три сеанса портрет был окончен и о нем заговорил весь город.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет Ю.П.Маковской» 1883


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Мать и дочь в интерьере» 1883


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет жены художника Ю.П.Маковской» 1882

Приблизительно за год перед тем была написана с Юлии Павловны головка в зеленом плюше - самый пленительный из ее портретов.

Во время празднования 25-летия художественной деятельности Константина Егоровича в 1883 году (отсчет шел от получения первой серебряной медали в годы ученичества) в клубе на Мойке когда кто-то из друзей пожалел, что на торжестве нет сына-первенца. После полуночи пятилетнего Сергея разбудили, нарядили и привезли в карете на праздник. Он навсегда запомнил то чувство гордости за отца. В мемуарах Сергей Константинович отмечал, что после этого юбилея он стал сознательнее относиться к работе отца, заинтересовался живописью, взялся за карандаши и краски. Сестра Лена также верила в свое призвание и не отставала от брата. Бывавшие в доме художники удивлялись: «Такие малыши, а так рисуют! Что значит кровь!»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Дети, играющие в мастерской. 1883

Юлия Павловна была очень любящей и заботливой матерью. Утро в их доме начиналось с растопки печи в детской. Юлия Павловна сама будила, одевала и кормила завтраком детей, а потом в любую погоду шла с ними гулять. «Дребезжит звонок, это мама проснулась. Еще минута, и бесшумно входит подгорничная Маша, возится на коленях у высокой круглой печки; щепками, дровяным дымом запахло и, легко потрескивая, разгорается и гудит огонь, весело кидая беглые узоры в еще не рассеявшуюся мглу комнаты... В зимнюю пору сборы на прогулку бывали делом серьезным; справлялись о погоде, забегала к нам кухонная прислуга дать свой совет; вероятно, вопрос решался высшей инстанцией, мамой, но это было только церемониалом, по утрам мы выходили гулять всегда, Петербург запомнился во всякую погоду...»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Дети»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет детей художника. 1882

С осени 1888 года Юлия Павловна серьезно заболела, простудившись на возвратном пути из Крыма. Недомогания в области брюшины перешли в тяжелый перитонит. Всё чаще озабоченно проскальзывали в спальню доктора. Юлия Павловна почти не вставала с кушетки, и наконец, слегла совсем.

Константин Егорович постоянно уезжал в Париж, где заканчивал после «Суда Париса» свою «Вакханалию». Была ещё одна причина отъездов Константина Егоровича - Мария Алексеевна Матавтина (1869-1919), которой он увлекся в Париже.

В начале июня 1889 года больную Юлию Павловну врачи решили отправить в Киссинген; ее внесли на руках в железнодорожный вагон. Константин Егорович поехал с ней. Перемены в нем ещё никто не замечал, хотя уже тогда его встречи приобрели характер прочной связи.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Женский портрет (Ю.П.Маковская)»
Один из последних её портретов, написанных Маковским

В зиму 1890-1891 годов Константин Егорович наведывался еще реже и бывал явно озабочен чем-то, необщителен. Семья не догадывалась, что у него есть подруга на стороне, которая, очевидно, шантажировала своего знаменитого поклонника. Летом 1891 года был написан последний портрет любимой Юленьки в большой черной шляпе. Живописец становился хмур и как-то сконфуженно-неуверен. В последний приезд весной 1892 года он вынужден был признаться о рождении внебрачного сына Константина. Юлия Павловна не простила измены.

18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». 26 мая 1898 года был оформлен официальный развод. Юлии Певловне было всего 39 лет! Константину Егоровичу 59 лет.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Головка (портрет Ю.П.Маковской)» 1889

Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье Сергея. Она в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему было особенно тяжело; он так и не смог его простить.

Сергей Маковский Форштеттеру: «...По вечерам сижу с мамой. Записываю ее рассказы о семейном прошлом. Если печатать мои «Портреты современников», то нельзя обойти его, тем более о нем ни одной монографии не было издано...» В январе 1954 года отметили 95-ти летие Юлии Павловны. Это был последний её день рождения.

Сергей писал хронологически Форштеттеру:
«14.11.54. Дети заняты теперь моей матерью, у которой после падения сделался апоплектический удар, и она теперь в клинике, бедная, между последней жизнью и смертью. И это сознавать очень тяжело...
17.11.54. Сегодня пришло письмо из Ниццы - известие от брата, что мама совсем при смерти. Так я ее больше не увижу. Тут и раскаяние: не сумел, как следует, украсить ее последние годы...
26.11.54. Третьего дня мама скончалась (23.11) - как только по ее желанию привезли ее из клиники в ее квартиру. Уснула и не проснулась. Оба сына с женами и дочь отправились в Ниццу на похороны.
Покоиться она будет на ниццком кладбище Кокань».

«Молодая невеста»
«Портрет девушки в русском народном костюме»

Мария Алексеевна Маковская (Матавтина)
1869 - 1919


Маковский К. Е.(1839 - 1915) «Портрет Марии Маковской (Матавтиной)»

На Всемирной выставке 1889 года в Париже за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» Константин Егорович был удостоен золотой медали.

Но не только медаль была достижением живописца. На этой же выставке он покорил сердце 20-летней Марии Алексеевны Матавтиной. Флирт всегда приятен, и на первый взгляд безобиден; но лишь на первый взгляд. В результате этих отношений в 1891 году появился на свет внебрачный сын Константин.

Весной 1892 года Константин Егорович вынужден был признаться жене о связи и рождении сына. Юлия Павловна не простила измены и подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей».

В 1893 году Мария Алексеевна родила дочь Ольгу, в 1896 - Марину.
6 мая 1898 года был оформлен официальный развод, а уже 6 июня Константин Егорович и Мария Алексеевна сочетались браком. Суд узаконил их детей. Позже в этом браке в 1900 году родился четвёртый ребенок – сын Николай.

Константин Егорович любил писать своих детей; сохранилось множество их портретов.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Марина Маковская»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Константин и Ольга Маковские» 1894


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Кукла»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет детей»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет ребёнка (пр.Ольги)» 1893


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Детская головка (Портрет сына Константина)»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет дочери. Оленька» 1910


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Оленька и Коля на крыльце дачи»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «За прялкой. Портрет дочери Ольги»

В 1892 году Константин Егорович написал картину «Ромео и Джульетта». Для Ромео позировал сын брата Владимира, будущий живописец Александр Владимирович Маковский. Джульетта написана с Марии Алексеевны.

По воспоминаниям старшего сына Сергея Константиновича: «Отец встретил меня ласково, ничего не сказал о семейном разрыве и стал показывать только-что привезенную из Парижа новую свою картину - «Ромео и Джульета». В Ромео я узнал моего кузена Александра; хоть и хорош собой, но не так уж молод, как Ромео, а Джульетта еще старше, толстовата и простовата. Да и вся картина... Весь этот оперный маскарад после флорентийских и венецианских кватрочентистов мне не понравился. Но, разумеется, но, не желая обижать отца, я промолчал, кто позировал для Джульетты, тоже не стал выяснять...»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Ромео и Джульетта» 1893

Были и другие изображения Марии Алексеевны:

Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет Марии Алексеевны Маковской (Матавтиной)»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Возвращение с прогулки» 1907

К началу ХХ века за Маковским прочно закрепился статус крупнейшего коллекционера . Он начинал свою собирательскую деятельность как художник, увлеченный красотой предметного мира, а заканчивал - как знаток и крупный специалист в области русской старины, стремившийся сберечь художественное достояние России.

Маковский не без основания гордился своим собранием. Он с удовольствием, как некогда его отец Егор Иванович, показывал свою коллекцию, вещи предоставлял на выставки. И вряд ли он мог даже представить, что коллекция, собиравшаяся с любовью в течение более полувека, занимавшая столь важное место в его жизни и искусстве и сама по себе уже ставшая отражением целой эпохи в русской культуре, совсем скоро будет пущена с публичных торгов.

Еще в 1902 году художник составил завещание, по которому все права и имущество переходили Марии Алексеевне. После его смерти вдова устроила аукцион, который продолжался 11 дней. В каталоге этого аукциона заявлено 1100 номеров!

Выставлялось «богатое собрание русских художественных вещей, состоящих из бриллиантов, жемчуга, золота, бронзы, фарфора... картин старой голландской, итальянской и французской школ, а также 15 картин проф. Маковского и 10 картин Николая Маковского. Мебель старая маркетри и Людовика ХVI, гарнитур, покрытый старым гобеленом… Трон персидский, усыпанный бирюзой, витрины, шкафы, голландские и французские Vernie Martin, коллекции русских ларцов с резьбой по кости, всевозможные старинные серебряные бокалы, кубки, кружки и прочие старинные медные ковши… Собрание очень ценных и редких бриллиантов, имеющих историческое значение… работы Лялик, Бушерон, Хортог, Ляклеш, Фаберже, Булона и др. Коллекции русских кокошников и головных уборов. Всевозможные старинные парчовые и шелковые боярские костюмы, ширмы… ландо, коляска, карета, пролетка, сани, черная медвежья полость и сбруя»

В результате проведенного вдовой аукциона было выручено 285 тысяч рублей, а весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Мария Алексеевна собиралась перевезти прах супруга.

Константин Егорович был похоронен на Никольском кладбище Александре-Невской лавры. После революции кладбище подверглось зверскому разграблению. Исчезли могилы К.Е.Маковского, выдающегося скульптора И.Н.Шредера, директора императорских театров И.А.Всеволожского, а также многих других.

Стараниями Марии Алексеевны в 1917 году была открыта посмертная выставка произведений Константина Егоровича, на которой демонстрировалось около 300 его картин.

В 1918 году последняя мастерская живописца по адресу Каменноостровский проспект, 26/28, по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского была взята под охрану государства. Позже, в связи с ее реквизицией, O.K. Маковская вывезла работы отца.

Мария Алексеевна пережила супруга всего на четыре года, и скончалась в 1919 году в возрасте 50-ти лет.


Константин Егорович Маковский с женой Марией Алексеевной

Продолжение следует...

KYKOLNIK

Вступите в группу , и вы сможете просматривать изображения в полном размере



Просмотров