Керимов д а философские проблемы права. Понятие правовой системы
- Предмет, методология и значение юридической науки.
- Предмет и задачи истории юридической науки. Учебный курс «История и методология юридической науки».
- Источники и научная литература по дисциплине.
§ 1. Предмет, методология и значение юридической науки
Наука представляет собой систему знаний и особую сферу человеческой деятельности, в пределах и посредством которой изучаются наиболее существенные свойства (признаки) явлений действительности, закономерности их существования и развития.
Научные знания отличаются от обыденных, ненаучных тем, что они относятся к наиболее важным, существенным свойствам явлений и носят упорядоченный характер.
Юридическая наука представляет собой часть общих научных знаний. Юридическая наука, юриспруденция и правоведение – это понятия, очень сходные по смыслу. Хотя здесь имеются и некоторые смысловые оттенки. Так, термин «юриспруденция» в современном устоявшемся значении охватывает не только систему юридических знаний, но и сферу юридической практики.
Таким образом, юридическая наука – это система специальных знаний и особая сфера деятельности, в пределах и посредством которой изучаются реальные проявления права и государства, закономерности их существования и развития, осуществляется теоретико-прикладное освоение явлений права и государства.
Юридическая наука обладает рядом важнейших признаков:
- это общественная наука, поскольку изучает общественные явления;
- она является политической наукой, так как изучает общественные явления, относящиеся к области права, государства и политики;
- данную науку можно считать общественной наукой, имеющей прикладной характер. Причина этого заключается в том, что правовые явления изучаются юриспруденцией для практических нужд.
Предметом юридической науки выступают, прежде всего, закономерности функционирования права и государства, их сущностные характеристики, закономерности возникновения и развития, а также сама материя права – его догма. Под догмой права понимаются устоявшиеся и общепринятые положения, из которых исходит юридическая теория и юридическая практика. В предмет правоведения входит и юридическая техника, которая представляет собой правила и приемы ведения юридических дел, составления юридических документов, создания законов и других нормативных актов.
Юридическая наука имеет свое строение, свою систему. В ее структуре можно выделить:
- общетеоретические науки (теория государства и права);
- историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);
- науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского права, административного, уголовного и др.);
- науки, изучающие международное права (международное публичное право и международное частное право);
- прикладные (специальные) юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и др.);
- науки, изучающие зарубежное право (конституционное право зарубежных стран).
Общетеоретические науки занимаются наиболее общими вопросами понимания явлений правовой действительности.
Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовых институтов в условиях конкретного места и времени. Отраслевые юридические науки исследуют конкретные сферы правового регулирования. Прикладные юридические науки используют достижения естественных, технических и других наук для решения юридических вопросов.
Говоря о научном познании, его особенностях, характерных для юридической науки и ее отдельных элементах, прежде всего, необходимо определиться с тем, что представляет собой метод научного познания.
Метод в науке, в научной деятельности – это знание, с помощью которого добывается новое знание. При этом стоит отметить, что, имея в виду один и тот же фрагмент знания, в одном отношении он может рассматриваться как теория, а в другом – как метод.
- как учение о методе;
- как система методов, используемых в той или иной науке, теории.
В основе методологии юридической науки в целом лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая государство и право. Причем, законы и категории философии могут использоваться в изучении права непосредственно. Кроме того, в рамках философии разрабатывается общее учение о методе – теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения и т. п. Философское знание становится базой для формирования как общенаучных методов, так и частных методов, свойственных юридическим наукам.
Философский метод, таким образом, является всеобщим. Общенаучные методы и категории – это такие методы и категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности (как философские), но, тем не менее, имеют общенаучное значение. Частнонаучные методы – это методы, характерные для какой-либо отдельной группы наук.
В основе методов юридической науки лежит всеобщий философский метод. Его основные принципы, используемые в юридической науке, это: всесторонность, принцип диалектики, объективности и принцип историзма. Общенаучные методы, используемые в правоведении, это: системный, информационные, вероятностный и т. п. Среди частнонаучных методов, свойственных юридической науке, следует выделить: историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, правовой статистики, правового моделирования, правового прогнозирования, формально-догматические (формально-юридический) и т. п. Широкое применение имеют и логические методы и приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.
Юридическая наука является частью научного знания. Она неразрывно связана, прежде всего, с философскими науками. Она активно, как уже говорилось выше, использует их наработки. Но, в свою очередь, предоставляет первичные материалы для философских исследований в уже достаточно обобщенном виде. Можно проследить связь юридической науки с исторической наукой, социологией, психологией и некоторыми другими. Большое значение имеют для юридической науки взаимосвязи и использование достижений математики, кибернетики, физики, химии и медицины.
Значение юридической науки определяется, прежде всего, тем положением, которое занимает право и правовое регулирование в жизни человеческого общества. Поэтому правовые знания играют важнейшую роль для поддержания порядка и социальной стабильности, эффективности управления в человеческом обществе, они способствуют прогрессу в развитии последнего.
§ 2. Предмет и задачи истории юридической науки. Учебный курс «История и методология юридической науки»
История юридической науки представляет собой особую область научного знания о процессах возникновения, становления и развития юридической науки, основных особенностях развития юридической практики, профессии и юридическом образовании, рассматриваемых в конкретно-исторической обстановке с древнейших времен по настоящее время.
В качестве предмета научного исследования история юридической науки, таким образом, имеет, прежде всего, системы научных знаний, присущих юридической науке, а вернее то, как они зародились и развивались.
История юридической науки рассматривает в этих рамках различные юридические учения, школы, течения и направления. Если первое представляет собой первичный рассматриваемый элемент, т. е. совокупность концептуально оформленных, в большей или меньшей степени, систематизированных взглядов и идей, то направление, например, представляет собой совокупность научных течений, развиваемых различными, в данном случае, юридическими школами. Причем, в отличие от истории политических и правовых исследований, история юридической науки сосредоточивается именно на правовых знаниях, этапах их развития и преемственности. Изучение юридических знаний невозможно без рассмотрения вопросов становления юридической профессии. Поэтому в рамках данного курса изучаются основные моменты в развитии данной профессии. Ее утверждение неразрывно связано со становлением традиций юридического образования, которое также не может не входить в предмет изучения еще и потому, что именно в рамках университетской науки развивалось в значительной мере и правоведение. Однако проверка юридических знаний, теорий и учений невозможна без анализа опыта их применения, а сами такие знания являлись по большей части результатом анализа такого опыта. Таким образом, в предмет истории юридической науки входят наиболее важные достижения юридической практики, отражавшие и общее состояние юридических знаний в конкретный момент времени. В рамках истории юридической науки нельзя не обратить внимание на уровни ее методологии, достигнутые в определенные периоды, а также влияние на методологию юридической науки общей методологии науки. Тем самым, тория юридической науки становится подготовительным этапом к изучению и пониманию проблем методологии юридической науки на современном этапе развития.
История юридической науки имеет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, программную, аксиологическую (т. е. оценка с точки зрения эффективности), воспитательную и прогностическую.
Необходимо отметить, что история юридической науки в качестве системы научных знаний отличается от соответствующего материала, входящего в учебный курс. Учебный курс имеет четко упорядоченную структуру в соответствии с утвержденной программой, а объем знаний ограничен здесь ее установками.
В развитии системы знаний по истории юридической науки можно выделить следующие этапы:
- юридические знания в Древнем мире (ок. 3000 г. до н. э. – кон. V в. н. э.);
- правоведение в период Средних веков (кон. V в. н. э. – нач. XVI в.);
- юридическая наука в Новое время;
- система юридических знаний в Новейшее время.
При этом стоит отметить, что для отечественной юридической науки последний этап целесообразно разделить на два временных отрезка:
- советский период;
- постсоветский период.
Для изучения становления научного знания можно использовать его особую периодизацию:
- классическая научная рациональность (сер. XVI в. – кон. XIX в.);
- неклассическая научная рациональность (кон. XIX в. до 70-х гг. XX в.);
- постнеклассическая научная рациональность (70-е гг. XX в. и по наст. вр.).
Второй составляющей учебной дисциплины «История и методология юридической науки» является методология юридической науки. Последняя представляет собой, по мнению Д. А. Керимова, «общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, диалектические методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанные всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования» . Тем самым, в данном случае методология права как система знаний отождествляется с общей методологией науки. Хотя все же следует обратить более пристальное внимание на мнение тех авторов, которые считают, что философский уровень методологии для правовой науки слишком абстрактен и юридическая наука имеет свою собственную методологию, отражающую специфику правового знания.
Таким образом, курс «История и методология юридической науки» относится к историко-правовым и одновременно теоретико-правовым дисциплинам и включает в себя систему знаний о становлении и развитии юридической науки, основах юридической практики, профессии и образовании, а также о совокупности методов познания, применяющихся в правовых исследованиях.
§ 3. Источники и научная литература по дисциплине
Все источники по курсу «История и методология юридической науки» можно разделить на следующие группы:
- нормативные правовые акты;
- юридические акты и документы различного рода;
- мемуары, воспоминания, дневники;
- материалы периодических изданий;
- справочные материалы;
- научные труды ученых.
Обращаясь к нормативным актам, их изданиям, следует отметить, что работа с наиболее древней их частью имеет свои трудности и специфику. Перевод таких текстов весьма сложен. Тексты зачастую имеют пробелы и отличающиеся друг от друга по содержанию списки. Сам перевод зачастую носит характер толкования и предположений. Остается открытым и вопрос об особенностях применения норм таких актов, без анализа которых трудно получить полное представление о наиболее важных их институтах. Особо следует выделить издания нормативных актов, снабженные комментарием ученых-юристов и практиков.
К юридическим актам и документам необходимо отнести различного рода правоприменительные акты, документы и проекты правовых преобразований, деловую переписку различных органов и должностных лиц. Большое значение имеют и юридические документы, исходящие от частных лиц, например, договоры, а также личная переписка ученых и известных юристов-практиков. К последнему причисляют и воспоминания, оставленные учеными, различными политическими и общественными деятелями, а также в некоторых случаях частными лицами.
Газетные статьи и справочные материалы также дают ценные данные о формировании и развитии тех или иных правовых институтов, деятельности и воззрениях ученых и юристов-практиков.
Однако наибольшее значение для нас имеют дошедшие труды известных ученых (философов, историков, юристов и т. п.). Их анализ зачастую требует серьезной первоначальной теоретической подготовки. При изучении данного курса нельзя забывать и о работах, отражающих состояние отраслевой юридической науки (конституционно (государственного) права, гражданского, уголовного, процессуального и т. п.).
Стоит отметить, что научная литература, монографии и коллективные труды по всему данному курсу практически отсутствуют. Существуют работы, которые анализируют отдельные этапы развития юридической науки, ее отдельные направления и проблемы методологии. Однако явно присутствует нехватка обобщающих трудов. Кроме того, следует активно использовать работы дореволюционных, советских и иностранных авторов, а сами работы с источниками и литературой должны носить комплексный и систематический характер.
Монография подробно анализирует пути, методы и средства исследования одного из сложных социальных феноменов - права. Автор исходит из того, что методологическую функцию в правоведении призвана выполнять в первую очередь философия права - одно из основных направлений обшей теории права. Монография рассчитана на профессорско-преподавательский состав гуманитарных вузов и ученых соответствующих научно-исследовательских учреждений, докторантов, аспирантов, студентов старших курсов высших учебных заведений, на читателей, интересующихся философско-правовым и проблемами.
ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ КАК ОБЩЕНАУЧНОГО ФЕНОМЕНА.
Определение предмета философии права, включая выявление ее познавательных возможностей и решение относящихся к ней основных проблем, предполагает необходимость раскрытия позиции автора по вопросу о понятии методологии, ее месте в системе научного знания, роли в исследовании правовой действительности.
Прежде всего отметим, что каждый новый этап в прогрессивном развитии науки ознаменован дальнейшим возрастанием значения методологического порядка1. Одним из многих свидетельств этого является поворот к интенсивной разработке проблем методологии, который характерен ныне почти для всех отраслей научного знания. Такая интенсивность объясняется в первую очередь потребностями более глубокого проникновения и всестороннего познания сложных процессов общественного бытия и перспектив его преобразования. И это обращение науки к познанию самой себя является характерной тенденцией ее современного поступательного развития. К сожалению, отмеченная закономерность менее всего распространяется на правоведение, представители которого явно пренебрегают методологическими проблемами своей собственной науки. Результатом явилось многолетнее повторение одного и того же и фактическое отсутствие приращения научного знания. Но потребность в развитии методологии права с каждым днем ощущается все острее.
Содержание
Предисловие
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
Глава 1. Понятие методологии как общенаучного феномена
Глава 2. Философия права в системе социального знания
Глава 3. Философия и общая теория права
Глава 4. Общая теория права и философия права
Глава 5. Философия права и отраслевые юридические науки
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
Глава 6. Общенаучная методология и методология права
Глава 7. Отражение и опережающее отражение
Глава 8. Историческое и логическое
Глава 9. Конкретное и абстрактное
Глава 10. Явление и сущность
Глава 11. Содержание и форма
Глава 12. Структура и элементы
Глава 13. Отдельное и общее
Глава 14. Целое и часть
Глава 15. Системность и систематизация
Глава 16. Действительность и возможность
Глава 17. Цель и средства
Глава 18. Теоретическое и практическое
РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
Глава 19. Право и законодательство
Глава 20. Сознание, правосознание и интеллектуальность
Глава 21. Психологический аспект правового бытия
Глава 22. Свобода, равенство и равноправие
Глава 23. Управление, законность и правопорядок
Глава 24. Правовая кибернетика
Вместо заключения. Будущее российского правоведения
Список основных трудов Д. А. Керимова.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методология права, Керимов Д.А., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Джангир Аббасович Керимов
18.07.1923 - 22.02.2015
Родился в г. Баку. В 1942 г. окончил Бакинское военное училище. Участвовал в Великой Отечественной войне.
Д. А. Керимов - один из ведущих советских и российских ученых-юристов. Первые работы Д. А. Керимова появились в начале 50-х годов и сразу же обратили на себя внимание целеустремленностью и глубиной исследования проблем социалистической законности, законодательной деятельности Советского государства, законодательной техники и др. Тогда же он пробует свои силы и успешно работает как педагог, заведующий кафедрой теории и истории государства и права в Ленинградском юридическом институте, а затем в Ленинградском государственном университете. С 1957 по 1959 г. по приглашению правительства ГДР Д. А. Керимов работал в качестве профессора немецкой Академии государственных и правовых наук, Берлинского государственного университета им. В. Гумбольдта. Его незаурядные способности организатора науки и учебного процесса в полной мере выявились во время пребывания на должности проректора по гуманитарным наукам Ленинградского университета. С 1969 г. Д. А. Керимов работает в Москве, вначале в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, а с 1971 г. - в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Долгие годы работал в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Современной гуманитарной академии.
Цикл принадлежащих перу Д. А. Керимова работ по теории социалистического государства и права, среди которых назовем в первую очередь «Философские проблемы права» (М., 1973), «Общую теорию государства и права: предмет, структура, функции» (М., 1977), «Конституцию СССР и развитие политико-правовой теории» (М., 1979), стал крупным явлением в советской юридической науке. За работы по общей теории государства и права в 1981 г. Д. А. Керимову присуждена Государственная премия Азербайджанской ССР. Во главе больших авторских коллективов Д. А. Керимов принимал участие в создании методологических рекомендаций «Планирование социального развития коллектива предприятия» (М., 1975) и «Планирование социального развития отрасли промышленности» (М., 1979). Среди научных трудов Д. А. Керимова (их свыше 400) - брошюры и статьи на актуальные темы, разделы и главы в коллективных монографиях, многие из которых вышли под его редакцией. Как автор и редактор он принял участие в создании учебников «Общая теория государства и права» (Л., 1961), «Общая теория государства» (Л., 1968), курсов лекций «Основы советского государственного строительства и права» (М., 1979), «Советское государственное строительство и право» (М., 1962) и др. Научно-исследовательская, педагогическая и организационно-научная деятельность Д. А. Керимова получила признание и за рубежом. В 1981 г. он избран иностранным членом Сербской Академии наук и искусств (СФРЮ). Заслуги Д. А. Керимова отмечены государственными наградами СССР. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и орденом Почета.
Источник данных : сайт организации; библиотека ЮФ СПбГУ
Концепция развития Российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 1994.
Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. - М., 1986.
Кузнецов Э.В. Философия права в России. - М., 1989.
Лазарев В.В. Применение советского права. - Казань, 1972.
Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1984.
Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. - М., 1986.
Макаренко В.П. Бюрократия и государство. - Ростов-н/Д., 1987.
Маликов М.К. Проблемы реализации права. - Иркутск, 1988.
Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. - М., 1977.
Нашиц А. Правотворчество (теория и законодательная техника). - М., 1974.
Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. - М., 1986.
Нормы советского права. Проблемы теории. - Саратов, 1989.
Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. - М., 1972.
Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.
Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М., 1998.
Поленина С.В., Сильченко Н.Б. Научные основы типологии нормативно-правовых актов. - М., 1985.
Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. - М., 1991.
Протасов В.Н. Юридическая процедура. - М., 1989.
Рассолов М.М. Проблемы управления и информации в области права. -М., 1991.
Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
Спасов Б. Закон и его толкования. - М., 1986.
Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. - Л., 1973.
Тихомиров Ю.А. Действие закона. - М., 1992.
Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995.
Швеков Г.В. Преемственность в праве. - М., 1983.
Явич Л.С. Сущность права. - М., 1987.
Критерии оценки рефератов по теории государства и права:
Баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 1-3 балла 0 баллов
Эссе
Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Широкое использование эссе в учебном процессе – элемент «фирменного стиля» Государственного университета – Высшей школы экономики.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.
В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.
Ниже предлагаются некоторые темы для эссе, однако список не является исчерпывающим. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. При этом можно ориентироваться на рубрику «вопросы для дискуссии» плана семинарских занятий.
Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и может служить основанием для недопуска к экзамену по теории государства и права.
Примерные темы для эссе:
Предмет теории государства и права.
Методы изучения государства и права.
Место теории права и государства в системе юридических наук.
Социология права.
Социальная организация первобытного общества.
Основные теории происхождения права и государства.
Исторические типы права и государства.
Происхождение права.
Социальная ценность права.
Функции права.
Понятие правовой системы.
Право в системе социальных норм.
Право и мораль.
Понятие и виды источников (форм) права.