Административное право состав административного правонарушения. Административное правонарушение

Понимание сущности административного правонарушения и характеристика его признаков, состав административного правонарушения и его элементы являются основополагающими составляющими в содержании курса учебной дисциплины «Административное право России», посвященного изучению вопросов административной юрисдикции.

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных наказаний, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения наказания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного правонарушения, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные правонарушения, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан, общества и государства.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (гл. 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), охраны собственности (гл. 7), порядка управления (гл. 19), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Существенным моментом является то, что понятие административного правонарушения законодательно закреплено соответствующей административно-правовой нормой Кодекса, а следовательно, является общеобязательным правилом поведения, установленным государством и им охраняемым. 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 17.

Многие ученые-административисты при раскрытии признаков административного правонарушения не учитывают этот существенный момент и формулируют по-разному данные признаки. К примеру, профессор Л.Л. Попов выделяет пять признаков:

  • 1) деяние (действие или бездействие);
  • 2) общественно опасное деяние;
  • 3) противоправное деяние;
  • 4) виновное деяние;
  • 5) наказуемое деяние.

Профессор А.П. Коренев считает, что административное правонарушение обладает четырьмя признаками:

  • 1) общественной опасностью (вредностью);
  • 2) противоправностью;
  • 3) виновностью;
  • 4) наказуемостью.

В комментарии к КоАП РФ под редакцией профессора А.П. Шергина отмечены четыре основных признака административного правонарушения:

  • 1) действие или бездействие (деяние);
  • 2) деяние противоправное;
  • 3) деяние виновное;
  • 4) деяние наказуемое.

По моему мнению, административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками:

  • 1) деянием (действием или бездействием);
  • 2) противоправностью;
  • 3) виновностью;
  • 4) деянием физического или юридического лица;
  • 5) наказуемостью. 2. Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2006. С. 281 - 282.

Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Деяние юридического или физического лица выражается в одной из двух форм: или в виде конкретного действия (активное поведение), или в виде бездействия (пассивное поведение). Действие противоправно, если оно противоречит указанному в административно-правовой норме общепринятому масштабу поведения. Бездействие -- один из видов поведения, состоящего в невыполнении лицом своей обязанности совершить определенные действия. Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях.

Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, наиболее видимым, вытекающим из самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.

Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой II раздела («Особенной частью») КоАП РФ (ст. 5.1--21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

Под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица или публично-правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя.

Противоправное бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим или юридическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами). КоАП РФ определены частноправовые и общегосударственные интересы, защита которых обеспечивается применением карательных санкций к нарушителям: законодатель определяет меры должного поведения лиц, побуждая их к правомерным действиям. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник для юридических вузов. М.: Эксмо, 2005. С. 288.

Действующий КоАП РФ впервые ввел в законодательное определение правонарушения и такие признаки, как противоправное деяние юридического лица и его виновность. Ранее ответственность юридических лиц устанавливалась отдельными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Подробнее понятия юридического и физического лица будет раскрыто во втором вопросе данной лекции при описании обязательного элемента состава административного правонарушения -- субъекта.

Виновность -- важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным -- означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины.

В случае отсутствия вины юридического или физического лица административная ответственность к нему применяться не может. «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина» (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ установление признаков вины физического лица предполагает оценку его психического отношения к событию проступка. Квалификация вины юридического лица осуществляется на основе иных правовых критериев. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ при признании юридического лица виновным должно быть подтверждено наличие или отсутствие у него возможностей, позволяющих соблюдать данные правила, нормы.

Наказуемость -- признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие -- назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость -- это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение, которая не всегда претворяется в жизнь. Ведь не каждое правонарушение фиксируется правоохранительными органами и не каждое раскрывается. Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликатность.

Некоторые административные правонарушения коррелируются с преступлениями. В указанных случаях выявляются признаки прямой корреляции, когда правонарушениям, указанным в диспозиции правовой нормы КоАП РФ, соответствуют терминологически идентичные наименования преступлений. Квалификация административных правонарушений и уголовных преступлений обусловлена особенностями общественно опасных последствий деяния -- причинением имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

Косвенная корреляция правонарушений и преступлений выявляется значительно чаще. Поскольку установление понятийного соответствия проступка и преступления невозможно, в этих случаях необходимы толкование правовой нормы и фиксация общественно опасных последствий противоправного деяния; например, при квалификации административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, упомянутых в гл. 8 КоАП РФ, могут быть выявлены признаки экологических преступлений, определенных гл. 26 УК РФ.

Наиболее ярким примером практически идентичного формулирования диспозиции правовой нормы административного правонарушения и уголовного преступления являются одноименные ст. 8.38 КоАП РФ и ст. 257 УК РФ. Их разграничение проводится по факту наступления общественно опасных последствий и причинной связи между деянием и последствиями. 4. Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Изд-во "Щит-М", 2005. С. 12.

По поводу наличия такого обязательного признака административного правонарушения, как общественная опасность, до сих пор не сложилось единого мнения среди ученых-административистов и существуют две полярные точки зрения. Первая исходит из того, что общественная опасность имеется при любых обстоятельствах, когда соответствующая ситуация регулируется уголовным законодательством или законодательством об административных правонарушениях. Вторая точка зрения -- административные правонарушения в отличие от преступлений не обладают признаками общественной опасности.

Так, профессор Л.Л. Попов утверждает, что «сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью… Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения… Между тем некоторые авторы упрощают ситуацию, считая, что по отсутствию у административных правонарушений общественной опасности их можно легко отграничить от преступлений. Это, конечно, заблуждение. Единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, естественно, различна у этих видов правонарушений». Такого же мнения придерживается и профессор А.П. Коренев: «Если бы административное правонарушение не представляло общественной опасности, то не было бы необходимости за его совершение устанавливать юридическую, административную ответственность». Профессор Д.Н. Бахрах на первом месте выделяет такой признак, как «посягающее на общественные отношения антиобщественное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий».

На мой взгляд, утверждение того, что отсутствие признака общественной опасности свидетельствует и об отсутствии правонарушения является ошибочным. Попробуем это доказать на примерах. Некоторые административные правонарушения не обладают таким признаком. Как правило, это те правонарушения, которые не имеют прямой или косвенной корреляции с преступлениями, например:

ст. 5.4 КоАП РФ («Нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума»);

ст. 5.7 («Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме»);

ст. 8.29 («Уничтожение мест обитания животных»);

ст. 8.36 («Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира»);

ст. 19.9 («Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов») и др.

При совершении отдельных административных правонарушений их общественная опасность такова, что ее угрозы для личности, общества и государства практически сведены к нулю. О какой степени общественной опасности может в таком случае идти речь? К примеру, наиболее наглядные, нередко встречающиеся в реальной жизни правонарушения: член избирательной комиссии выдал гражданину избирательный бюллетень по предъявлении паспорта с целью проголосовать за ближайшего родственника (ст. 5.22) или водитель превысил установленную скорость движения на 10--20 км/час (ст. 12.9).

Следует согласиться с мнением заслуженного юриста РФ Н.Г. Салищевой, утверждающей, что «законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи с этим представляется, что сам критерий «общественная опасность» может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо поэтому в ст. 2.1 КоАП РФ при определении понятия «административное правонарушение» не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемого административным правонарушением».5. Аверина Е.А. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 136.

Таким образом, общественная опасность -- важнейший и обязательный признак уголовного преступления, отграничивающий его от административного правонарушения. При ответе на вопрос: является ли общественная опасность признаком административного правонарушения? На наш взгляд, следует ответить: общественная опасность является факультативным признаком административного правонарушения. Во-первых, в силу того, что он не определен в самой правовой норме, дающей определение «административное правонарушение», и, следовательно, этот признак не является обязательным. Во-вторых, признаком (свойством) общественной опасности обладают, как правило, те правонарушения, составы которых являются смежными с уголовными преступлениями, и в этом случае главное отличие правонарушения от преступления заключается в различной степени их общественной опасности. 6. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 114.

административный правонарушение противозаконность преступление

Фактическим основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения со всеми элементами его состава.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Данное определение включает все основные признаки административного правонарушения.

1. Общественная опасность означает, что правонарушение причиняет вред интересам граждан, общества и государства. В юридической науке нет единства мнений относительно данного признака правонарушения. Одни авторы утверждают, что общественной опасностью обладают только преступления (как наиболее тяжкий вид правонарушений), а административные правонарушения являются общественно вредными. Другие отмечают, что по существу административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Законодатель, давая в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ определение административного правонарушения, вообще не называет среди прочих признаков (противоправность, виновность, наказуемость) ни общественную вредность, ни общественную опасность деяния.

2. Противоправность деяния означает, что оно нарушает нормы административного и иных отраслей права (финансового, земельного, экологического и др.), охраняемых мерами административной ответственности. Действующее законодательство не допускает применения аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - провозглашено в ст. 1.6 КоАП РФ, - не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по деду об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило нарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

3. Виновность деяния. КоАП РФ закрепил данный признак на уровне принципа административной ответственности. Так, согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо (физическое или юридическое) подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

4. Наказуемость деяния означает возможность применения к лицу, совершившему противоправное деяние, мер административной ответственности (административных наказаний), которые могут быть установлены КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, административному правонарушению должны быть присущи вышеперечисленные признаки.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

Признаки:

1.Антиобщественность

2.Противоправность

3.Виновность

4.Наказуемость

Антиобщественност ь предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

Противоправност ь - вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

Вина физического лица. Формы вины:

1.Умысел - лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.Неосторожность - лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

Признаки состава:

Обязательные: вина

Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

Элементы состава (4):

2) объективная сторона

3) субъект

4) субъективная сторона.

Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности .

Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

2.наступившие вредные последствия

3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие - это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

Состав:1. формальный 2.материальный

Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

Причинно-следственная связь - это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

Цель - предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив - то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. - Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения - антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние - это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность . Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность . Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость . Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность . Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц , общества и государства.

Под составом административного правонарушения - это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.


Состав административного правонарушения :

- объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

- объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

- субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью );

- субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки:

  • -антиобщественность, т.е. причиненный вред законным интересам граждан, общества и государства.
  • -противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
  • -виновность, противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
  • -наказуемость деяния, т.е. наступает административная ответственность.

Состав:

состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

Объект правонарушения - те общественные отношения, которые оно нарушает.

Объективная сторона правонарушения - признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

Субъект правонарушения - физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России - 16-летнего) возраста или юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности

  1. Юридический состав административного правонарушения.

Адм. Правонарушение: противоправное, виновное действие (бездействие) физ. Или юр. лица, за которое установлена АО.

Признаки:

  • - общественная вредность (опасность меньше чем у преступления – у него общ-я опасность)
  • - административная противоправность (АО м.б. установлена не только нормами АП)
  • - это деяние, т.е. сознательное, волевое действие или бездействие
  • - м.б. совершенно как физ. Так и юр. лицом
  • - наказуемость (АО наступает если совершённое деяние не влечёт УО или иной ответсвенности)
  • - её наступление связанно с неблагоприятными последствиями для виновного
  • - установлена законами РФ и её Субъектов (в отличие от дисплинарной ответственности)

Состав Административного Правонарушения – это установленная законом, совокупность признаков, при наличии которых, деяние признаётся адм. правонарушением.

Элементы состава:

Объект: это общ-е отношения, охраняемые АП, на которые произошло посягательство

Объективная сторона – система признаков, определяющих внешние проявление Адм. прав. нар.

Это м.б. действия или бездействия или наступившие вредные последствия.

Существуют формальные составы (фактический вред необязателен) и материальные (ответственность наступает только при наличии вреда).

В ОС входит и причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

Законодатель часто вводит в ОС такие признаки как: время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность. Это факультативные признаки. Например, АО за шум наступает только с 22 до 6, алкоголь нельзя пить только в общественных местах, за совершение любого правонарушения в зоне ЧС установлена повышена ответственность. Повторность наступает за те же действия, совершённые в течение года после наказания. Неоднократность – это совершение двух и более однородных правонарушений, а систематичность – в течение года несколько раз.

Субъект адм. правнар. – это физ. и юр. лица, виновные в совершённом прав нар. М.б. :

Общий субъект – любое вменяемое лицо достигшее возраста 16-ти лет (арест только с 18).

Специальный субъект – должностные лица, водители, несовершеннолетние, военнослужащие. Для них м.б. предусмотрены особые составы АО, дополнительные или уменьшенные размеры, особый порядок рассмотрения дела и др.

Субъективная сторона – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или его последствиям. Здесь обязательный признак – вина. Вина м.б. в форме умысла и в форме неосторожности. Умысел – лицо осознавало общ-ю опасность своих действий, предвидело его вредные последствия и желало их наступления или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично. Неосторожность – лицо предвидело возможность наступления оо последствий, не желало их, но без достаточных на оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) ; или не предвидело возможность наступления оо последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (небрежность)

Вина юр. лица – если у него имелась возможность для соблюдения А. правил и норм, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

В отдельных составах, м.б. особо обозначены мотив и цель (демонстрации фашисткой символики и атрибутики карается только при наличие цели её пропаганды)

Существует казус – невиновное причинение вреда. Когда лицо не могло и не должно было предвидеть наступление вреда. В этом случае, АО не наступает (инфаркт при проезде на красный свет).



Просмотров