Женская трудовая миграция. Женское лицо миграции

Международная женская миграция является не-
отъемлемой частью современной мировой экономики. Данные ООН подтверждают, что в течение 40 лет (начиная с 1960 г.) женщины стали весьма многочисленной категорией в миграционных потоках. Уже в 1960 г. женщин насчитывалось почти 47 из каждой сотни мигрантов, проживающих вне страны своего происхождения. С того времени их доля в общем потоке международных мигрантов стремительно увеличивалась и достигла 48% в 1990 г. и почти 49% в 2000 г. К 2000 г. женщины составляли почти 51% всех мигрантов в развитых странах и 46% всех мигрантов в развивающихся странах1.
По данным ООН, в 2005 г. женщины-мигранты составляли примерно половину всего контингента мигрантов (49,6%). В развитых странах численность женщин-мигрантов с 1990 г. превышает численность мужчин, по в развивающихся странах их доля сегодня составляет лишь 45,5% всех мигрантов. Женщины-мигранты особенно малочисленны в Азии, в частности в государствах - членах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, где их насчитывается лишь 29% общего числа мигрантов.
Последние 40 лет женщины мигрируют так же, как и мужчины. В большинстве своем они воссоединялись с мужьями в таких принимающих странах, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и Соединенные Штаты. К 2005 г. во всех регионах мира, за исключением Африки и Азии, мигрантов-женщин насчитывалось чуть больше, чем мужчин.
Среди регионов развитых стран особое место занимает Северная Америка в том смысле, что с 1930 г. мигранты-женщины преобладали над мигрантами-мужчинами, что по-прежнему имеет место как в Канаде, так и в Соединенных Штатах. Сообщения об увеличении доли женщин-мигрантов поступают также из Европы и Океании, где они по численности обгоняют мужчин-мигрантов с 2000 г. В Австралии среди мигрантов женщины преобладают последние три десятилетия. Основанием для эмиграции женщин в Австралию, Новую Зеландию, Европу и Северную Америку чаще всего является воссоединение семьи, затем следуют поиски работы и убежища.
Резко увеличилось число трудящихся женщин-мигрантов и в развивающемся мире. В Азии эмиграция женщин из некоторых стран превысила эмиграцию мужчин. В боль-шинстве случаев они эмигрируют самостоятельно в соседние страны Восточной Азии, Ближнего Востока и других регионов. Поразительно то, что в развивающихся странах, которые привлекают мигрантов исключительно на временной трудовой основе, женская доля в международной трудовой миграции начала расти только с конца 1970-х годов. Главные центры притяжения для женщин - трудовых мигрантов расположены в Западной Азии, а также в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В обоих этих регионах
доля женщин-мигрантов в числе всех международных ми-грантов начала стремительно расти, начиная с 1980 г. «Одна из самых последних тенденций в миграции на Африканском континенте - это ее растущая феминизация, которая предполагает значительную смену традиционных социальных ролей. Тогда как для мужчин является обычным делом покидать свои дома, чтобы найти работу, все больше и больше женщин направляются самостоятельно в другие страны, чтобы обрести экономическую независимость. Женщины в настоящее время составляют половину африканских мигрантов. Врачи, домашние работники или бизнес-леди, все они мигрируют не только внутри государств, но и все больше за рубеж». Что наиболее примечательно в миграции африканских женщин, так это увеличение количества высококвалифицированной рабочей силы.
К середине 90-х годов ежегодно около 800 тыс. азиатских женщин эмигрировало в страны Ближнего Востока в основном для работы по дому.
Высокая мобильность характерна также для женщин из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В 1990 г. среди развивающихся стран именно в Латинской Америке по показателю миграции женщины догнали мужчин. Они эмигрируют в страны Европы, Северной Америки и ряд стран Южной Америки. Тенденция к феминизации также особенно очевидна в отношении миграции из стран Центральной и Южной Америки в Испанию, а также Италию.
С 50-х годов женщины преобладали над мужчинами среди эмигрантов в Северную Америку, причем многие из них имели определенную квалификацию. Основным фактором, стимулирующим миграцию женщин из карибских стран, является развитие сектора туризма.
В Африке совокупность таких факторов, как широкомас-штабная нищета, высокая заболеваемость, деградация земель и высокая безработица среди мужчин, ведет к устойчивому увеличению численности женщин-мигрантов, причем это происходит более высокими темпами, чем рост аналогичного среднемирового показателя. К 2005 г. среди 17 млн иммигрантов в Африке женщины составляли 47% по сравнению с 42% в 1960 г., при этом наибольший прирост наблюдался среди мигрантов в восточных и западных ре-гионах. И хотя большинство африканских женщин мигрирует в пределах континента, они перебираются также в Северную Америку и Европу.
Возможность получить работу во Франции привлекает все большее число образованных женщин из городских районов Сенегала. Активно перемещаются также медицинские сестры из Нигерии в Саудовскую Аравию, а из Ганы, Южной Африки и Зимбабве - в Канаду, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. В регионе арабских государств мобильность женщин по-прежнему ограничивают социально-культурные нормы1.
Работа в качестве домашней прислуги является одним из наиболее крупных секторов, стимулирующих международную миграцию трудящихся-женщин. По мере того, как все большее число североамериканских, западноевропейских и восточноаэиатских женщин вступает в ряды рабочей силы, сокращается число женщин, которые могут осуществлять уход за престарелыми, детьми и больными. Несмотря на стремительный приток женщин в ряды рабочей силы, соот-ветствующих перемен, при которых большее число мужчин начало бы нести равное бремя семейных обязанностей, не произошло.
Все эти факторы стимулировали массовые потоки женщин из стран Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, а в настоящее время во все большей степени из стран Африки. Например, в Испании примерно 50% годовой квоты для иммигрантов приходится на домашнюю прислугу. Большинство азиатских домашних работников отправляются на Ближний Восток, где высокий уровень благосостояния стимулирует спрос.
Домашние работники также мигрируют в пределах ре-гионов из более бедных стран в более богатые. Для миллио-
нов женщин и их семей «глобальная сеть обслуживания» открывает доступ к значительным благам, хотя это и сопряжено с определенными трудностями, например расставанием с детьми и другими близкими людьми. Помимо заработной платы, в несколько раз превышающей размер заработной платы, которую они получали дома, международные домашние работники также получают индивидуальные и социальные льготы, включая лучшие возможности в плане образования и здравоохранения для своих детей, подарки, дополнительные выплаты наличными деньгами, которые они могут отправлять своим родственникам, оставшимся дома, и возможность путешествовать со своими работодателями. Что касается домашней прислуги из мусульманских стран, работающей в Объединенных Арабских Эмиратах, то это дает возможность совершить паломничество в Мекку и осуществить мечту всей своей жизни.
Глобализация породила стремительный рост индустрии развлечений и секса. Она обеспечивает дополнительные каналы миграции для женщин, хотя и в значительной степени по причине отсутствия других возможностей.
В 2004 г. данные по Соединенному Королевству показали, что второй самой крупной категорией заявлений на получение разрешений на работу от иностранных женщин была категория заявлений на работу в сфере развлечений и отдыха - 5908 заявлений, а также еще 4627 заявлений на работу в сфере обслуживания и сервиса и в других областях. В Канаде в середине 90-х годов ежегодно выдавалось более 1 тыс. временных разрешений на работу для экзотических танцовщиц. В 2004 г. Япония приняла почти 65 тыс. женщин по визам для работы в индустрии развлечений, причем большинство из них было из Филиппин. Такое большое их количество (и опасения по поводу торговли людьми) побудило правительство пересмотреть требования для выдачи виз для работниц увеселительных заведений.
Зачастую грань между развлечениями (певицы, танцовщицы и официантки) оказывается довольно размытой, особенно для тех женщин, которых принудили к этому или похитили. Например, в 2004 г. более 1000 российских женщин
предоставляли сексуальные услуги в Южной Корее. Боль-шинство из них въехали в страну по визам для работы в ин-дустрии развлечений или по туристическим визам, однако владельцы фирм или вербовщики принудили их заниматься проституцией. Проституция - это прибыльный бизнес. На протяжении 90-х годов на нее приходилось более 2% ВВП в странах Юго-Восточной Азии. Лица, оказывающие платные сексуальные услуги, работают в Азии и Европе, они также мигрируют из Латинской Америки в Европу и Северную Америку и из Восточной Европы в Западную Европу. По некоторым оценкам, число женщин, вовлеченных в незаконную торговлю сексуальными услугами в странах Европейского союза, составляет от 200 тыс. до 500 тыс. Многие из них попали в сеть торговли людьми.
Все больше и больше женщин-специалистов - учителей, медсестер, ученых, техников и владельцев компаний - уез-жает за границу, несмотря на то, что многие из них сталки-ваются с серьезными трудностями, хотя бы потому, что им нужно подтвердить свою квалификацию. Начиная с 2000 г. примерно ул часть работающих женщин-мигрантов, которые жили в Финляндии, Швеции и Соединенном Королевстве, работали в секторах образования и здравоохранения.
В Соединенном Королевстве также увеличилось число женщин-мигрантов, занятых в секторах информации и тех-нологии, финансов и предпринимательской деятельности. В Австралии последние данные свидетельствуют о том, что многие женщины приезжают в эту страну, чтобы найти работу в качестве менеджеров, специалистов и технических специалистов. Женщины - высококвалифицированные специалисты и женщины с высшим образованием также мигрируют в пределах Африки и Латинской Америки. Среди них специалисты в области изящных искусств и научные работники, которые эмигрируют из Аргентины, Чили и Уругвая в Бразилию.
Огромный спрос в мире на услуги медсестер побуждает все большее число женщин к миграции. Однако по мере того, как более богатые страны стремятся удовлетворить свои растущие потребности, другие страны испытывают выэывающий все большую тревогу дефицит. Более 25% медсестер и ассистентов, работающих в крупнейших городах Соединенных Штатов Америки, родились за рубежом. В Сингапуре 30% медсестер, зарегистрированных в 2003 г, родились за пределами этой страны1. Практически все получившие иностранное образование медсестры, работающие в Соединенном Королевстве, мигрировали из Африки, Азии и Вест-Индских островов. Более того, число вновь за-регистрированных медсестер, прибывших из Африки, выросло в 4 раза в период с 1998 по 2004 г.
В профессиональной структуре занятости женщин - трудовых мигрантов особое место занимают предприниматели и торговцы.
Самостоятельная занятость позволяет женщинам сочетать работу с семейными обязанностями и создает возможности для того, чтобы избежать дискриминации или эксплуатации на рабочих местах. В Южной и Западной Африке это весьма наглядно подтверждается все большим значением трансграничной торговли. Например, зимбабвийские женщины находят творческие пути для пополнения своего семейного дохода благодаря покупке товаров из Мозамбика, Южной Африки, Танзании и Замбии, которые они перепродают в своей стране, где безудержная инфляция сделала потребительские товары недоступными для среднего покупателя. Самостоятельная занятость также растет среди женщин-мигрантов из стран Южной Азии, Китая и Турции, которые живут в Соединенном Королевстве.
В течение последних десятилетий создание фабрик привело к росту возможностей трудоустройства для женщин, например фабричные цеха на границе между Мексикой и США и текстильные предприятия в Азии. Эти предприятия в значительной степени зависят от работы трудящихся-женщин и дали им возможность найти работу в других странах. В 2001 г. в Маврикии женщины составляли почти ъ/л всех иностранных трудящихся, которые работали в швейном и текстильном секторах. Так, в Таиланде число жен
щин-мигрантов из Мьянмы составляет почти 70% в рядах рабочей силы. Заработная плата здесь гораздо выше - в своей родной стране женщины могут в лучшем случае зарабатывать примерно 15 долл. в месяц по сравнению с примерно 80 долл. в месяц в Таиланде1. Одпако здесь нередко имеют место правонарушения. К числу таких правонарушений относятся удержание заработной платы, недоплата, задолженность вербовочному агентству, неадекватное медицинское обеспечение, эксплуатация и плохие условия труда и жилищные условия.
В глобальном масштабе уже не остается секретом, что женщины, которые мигрируют за рубеж в качестве домашних работников или работников сферы обслуживания, работников индустрии развлечений, производственных или сельскохозяйственных рабочих, занимают низший уровень в общественно-трудовой иерархии. Они подвержены много-численным рискам.
Психологическое, физическое и сексуальное насилие - это всеобщая проблема. Домашние работники не считаются конкурентами на рынке труда, который занят исключительно местными жительницами. Причем попытки сделать домашний сектор более легитимным, как правило, являются неэффективными.
Таким образом, профессиональная структура выезда женщин за рубеж с целью трудоустройства весьма разнооб-разна. Однако женщины - трудовые мигранты, применяющие свой труд в любом из секторов экономики, традиционно получают меньше, чем местные жительницы, и испытывают на себе целый ряд трудовых правонарушений.

Тюрюканова Е. В.

Миграция женщин из России: еще одна "стратегия успеха"?


Начало 90-х годов - переломный пункт в развитии эмиграционных процессов из России. "Шквал" эмиграции во второй половине 80-х годов, вызванный отходом от тоталитарных запретов и носивший во многом ком пенсаторный характер (наконец смогли уехать те. кто задумывал эмиграцию еще в советское время), похоже, начал иссякать. Перешагнув 100-тысячную отметку в 1990 г., развитие эмиграции вошло в более спокойное русло. Ежегодные темпы ее роста снизились с 220% в среднем за 1987-1990 гг. до 101% в 1991-1994 гг. Период быстрого и устойчивого нарастания эмиграционной волны закончился. Динамика эмиграции в первой половине 90-х годов характеризуется колебаниями числа выезжающих от 88 до 114 тыс. человек.

Однако последний период развития эмиграции был отмечен не только переходом от очень высоких к умеренным темпам роста (а в будущем, может быть, и к снижению абсолютных размеров потоков), но и кардинальными качественными изменениями в миграционных процессах. Суть заключается в постепенном торможении традиционной этнической (еврейской и немецкой) эмиграции и ускоренном развитии новых этнонейтральных моделей мобильности населения: брачной эмиграции из страны и трудовой миграции для временной работы за рубежом .

Развитие "новой" миграции из России в дальнее зарубежье характеризуется несколькими основными чертами. Во-первых, в составе потоков преобладают этнические русские, то есть основное население страны, что делает потенциал такой миграции большим по сравнению с этническими формами перемещений.

* Исследование проблем женской миграции проводится автором в ИСЭПН РАН при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и Российского Научного Фонда.

Во-вторых, отсутствие этнической окраски проявляется в расширении географий таких миграций, менее обусловленном выборе страны въезда, в различиях миграционного поведения и психологии мигрантов. В-третьих, в миграционных потоках в нетрадиционные для российских эмигрантов страны эмиграция на постоянное жительство занимает незначительное место при абсолютном преобладании временных форм перемещений.

Наконец, "новая" миграция отличается от традиционной этнической, которая в основном носит семейный характер, превалированием индивидуальных миграций и значительной долей женщин в числе мигрантов. Если доля женщин среди, эмигрантов из России в традиционные страны-реципиенты (Германию, Израиль, США) в настоящее время близка к соответствующему показателя для населения в целом, то в так называемые "прочие" страны - она значительно выше (табл. 1).

Таблица 1. Структура эмиграции из России по полу в 1994. %

Роль женщины в подобной миграции несколько иная. чем в случае семейной миграции, где она в целом определяется ее ролью в семье. Хотя и существуют различия в немецкой и еврейской моделях этнической семейной эмиграции из России, в целом они не выходят за рамки этого теоретического постулата. Так, для семейной эмиграции характерно ролевое распределение нагрузки, связанной с интеграцией в новое общество: на женщину, как правило, ложатся обязанности по адаптации быта, новой социализации детей. Индивидуальная же миграция предполагает принципиально иной механизм, где все зависит прежде всего от собственного социального и профессионального статуса женщины.

Преобладание женщин в числе индивидуальных мигрантов объясняет многие "женские вопросы" в миграционной проблематике. Далее мы рассмотрим такие виды передвижений, в которых женщина выступает как активный субъект миграционных процессов на всех стадиях миграционного поведения от момента принятая решения до процессов адаптации и интеграции .

Специальных исследований по женской миграции в России не проводилось ни с точки зрения проблем миграции, ни со стороны гендерного направления. Существуют разработки по особенностям миграции различных групп мигрантов, однако, как правило, эти группы выделяются по возрастному признаку (молодежь), образованию (квалифицированные специалисты), этнической принадлежности . В то же время на Западе эта проблематика выделилась в относительно самостоятельную область научной и практической деятельности. Проводятся научные конференции, функционируют правительственные и неправительственные организации. общественные движения, инициативы . Причем развитие шло со стороны гендерного, а точнее, феминистского, направления, которое обратилось к проблемам миграции по мере их обострения в мире. При этом специфическая для гендерных исследований идеология и проблематика как бы "наложились" на традиционную фабулу исследований миграции, в результате чего и образовалось относительно самостоятельное исследовательское поле. объектом которого являются женщины-мигранты .

Женская миграция обладает особенностями как в плане социально- демографических характеристик, так и с точки зрения мотиваций. миграционного поведения, требований к социальной защищенности мигрантов и т.п. С данным контингентом связан совершенно особый круг вопросов (sensitive questions), широко обсуждаемых в мире, касающихся занятости женщин в так называемых "сферах риска" (шоу-бизнес, ресторанное обслуживание), сексуальной эксплуатации женщин-мигрантов (существует специальный термин sexexploitation), проституции в странах въезда. Причем данные вопросы не ограничиваются, как было принято думать, известной проблемой "филиппинских женщин", но коснулись уже и россиянок, проживающих на Западе.

Острота всех перечисленных проблем в России, вероятно, будет возрастать в связи с неразработанностью правовой базы миграции, слабой интегрированностью нашей страны в мировой рынок труда, международные трудовые, финансовые, правовые отношения.

Используя оригинальный эмпирический материал обследований. проведенных в 1993-1994 гг. силами Лаборатории социальной демографии и Центра гендерных исследований ИСЭПН РАН (120 мигрантов из России в Италию и 72 мигранта-женщин, выезжающих для временной работы в разные страны мира), попытаемся раскрыть характер и основные вопросы миграции женщин из России. С помощью традиционной методологии анкетного опроса мы можем получить характеристику наиболее "массовых", доступных для методов количественного анализа, проблем женской миграции: социально- демографические и экономические показатели мигрантов, цели и мотивы выезда,. миграционные ожидания, подготовленность к миграции: знание языка, законодательства страны въезда, социальная защищенность мигрантов и пр. Классический анкетный опрос, однако, не дает возможности выявить более специфические (и, может быть, более острые) проблемы, связанные со скрытыми мотивами и практически нерегулируемыми отношениями в области женской миграции: нелегальная миграция, занятость женщин в долговой сфере ("расплывчатый" круг обязанностей, слабая регламентация взаимоотношений с клиентами и работодателями), миграция под различными предлогами в поисках брачного партнера за рубежом, фиктивные браки. В сущности, эти вопросы и составляют специфику того феномена, который носит название "женская миграция". Для их изучения используется, качественная методология со специальным инструментарием и методическим аппаратом, основанным на углубленном интервьюировании. На первом этапе исследования, результаты которого представлены в данной статье, изучение носило предварительный характер и было в основном направлено на отработку методологии.

Подчеркнем, что эмпирика итальянского потока дает хорошие возможности для изучения проблематики женской миграции, так как Италия является важным направлением как брачной, так и временной трудовой миграции женского населения из России.

Российско-итальянский миграционный поток обладает всеми основными чертами этнонейтральной миграции. Этнические русские составляют 76% мигрантов. Для временного пребывания в стране имеют визу 90% выезжающих. Индивидуальные мигранты составили 68% выборочной совокупности, из них почти 2/3 - женщины.

Дифференциация российско-итальянского миграционного потока по признаку пола позволяет выявить интересные закономерности. С точки зрения социально- демографических характеристик существенное различие между выезжающими женщинами и мужчинами наблюдается по возрасту (женская часть потока существенно моложе) и семейному положению (среди женщин в 2,5 раза больше не состоящих в браке, чем среди мужчин, более 3/4 которых - семейные). Как мы увидим далее, такая структура потока отражает специфику мотиваций мужской и женской миграции. Некоторое отличие наблюдается также в субъективных оценках своего уровня жизни: женщины оценивают свое состояние хуже (так, среди них в 2 раза меньше, по сравнению с мужчинами, тех, кто считает себя богатыми), а также они менее оптимистичны в отношении к проводимым в стране преобразованиям. Однако доля верящих в успех реформ в России весьма велика - 40%. Существенно отличаются возвратные намерения женщин и мужчин. Почта вдвое больше женщин, чем мужчин, готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы продлить свое пребывание за границей.

Неэтническая миграция сильно дифференцирована по целям и мотивам выезда. Выделяются категории брачных мигрантов, трудовых, "челноков", бизнес-миграция и т.д. Рассмотрим более подробно брачную и трудовую формы миграции как наиболее интересные с точки зрения изучения феномена женской миграции. Брачная эмиграция - специфически женский вид перемещений для России. Она, конечно, не новое явление, но раньше размеры ее: были столь малы, что проблема не вызывала какого-либо резонанса в обществе. Сегодня положение изменилось. Демократизация социальной жизни в стране, увеличив возможности международных контактов людей, вывела проблему брачной миграции на уровень социальной видимости. Российские невесты и "импортные" женихи: превратились из запретной, темы в модную, широко муссируемую средствами массовой информации. Однако социологическая наука пока оставляет эту проблему без внимания, и сколько-нибудь серьезных исследований по данной теме в России просто нет. Интересно, что и в публикациях, косвенно затрагивающих этот вопрос, до недавнего времени преобладало в целом негативное отношение к нему. Появился термин "вывоз женщин", отражающий, с одной стороны, лжепатриотические, а с другой - феминистские настроения по поводу брачной миграции с подчеркиванием дискриминационного (по отношению к женщинам, естественно) и едва ли не насильственного ее характера.

Вероятно, отношение к брачной миграции должно определяться ее социальным смыслом, то есть той ролью, которую данный процесс играет в современном обществе. В этом контексте мы имеем дело с феноменом, который заключается в том, что некоторая часть общества избирает жизненную стратегию, связанную с выездом за границу путем брака с иностранным гражданином. Согласно интервью, проведенным автором с выезжающими в Италию женщинами, это чаще всего именно определенная идеология и программа деятельности по реализации личностных целевых установок, а не случайный выбор партнера.

Решение об эмиграции принимается, как правило, под влиянием целого ряда факторов, выделить один из которых бывает очень трудно. Вступление в брак или заключение долгосрочного контракта сами по себе не являются причиной эмиграции. Это лишь действия, направленные на реализацию определенной жизненной идеологии. Идея же решить свои проблемы путем выезда за границу приходит обычно гораздо раньше, чем складываются реальные условия для такого шага. Подлинные причины "свободной" эмиграции (в отличие от ее стрессовой формы, когда она превращается в бегство) всегда связаны с личностными целевыми ориентациями субъектов миграционного процесса.

Таким образом, брачная эмиграция и предшествующий ей поиск партнера, это нечто вроде "стратегии успеха", альтернативной таким личностным "программам" у женщин, как стремление к политическому или профессиональному лидерству. С этой точки зрения брачную эмиграцию нельзя считать чем-то нежелательным, так как она служит демократизации жизни, расширению поля выбора возможных моделей поведения для женщин. К тому же это один из путей взаимообщения национальных социумов и Культур, так необходимый нынешней России для реальной (то есть на уровне конкретных людей, а не официальных решений) интеграции в международное сообщество.

В связи с тем, что проблема брачной миграции практически является белым пятном в российских исследованиях, необходимо, в первую очередь, определить само понятие брачной миграции. К ней относятся такие передвижения населения, которые мотивированы вступлением в брак и переездом к супругу или супруге. однако это только часть традиционного понятий брачной миграции, примятого в международных исследованиях. Кроме тех мигрантов, чьи передвижения связаны с реальным вступлением в брак, оно обычно включает и тех, кто решился на выезд, не имея реальных перспектив, а просто в поисках подходящего - брачного партнера. "Выявить" таких мигрантов, выяснитьих намерения, особенности поведения и адаптации очень трудно без специальной методологии и инструментария.

Каковы же основные характеристики брачной миграции?

Брачные мигранты представлены в основном молодыми женщинами:

60% - в возрасте до 30 лет, изних 7% - моложе 20 лет; 30% респонденток - в возрасте 30-40 лет. Средний возраст брачных мигрантов составляет 28 лет, что почти на 5 лет меньше, чем в среднем по всему потоку.

При анализе эмпирического материала выявилось, что у брачных мигрантов весьма высокий уровень образования. Более половины женщин имеют высшее образование. Это - необыкновенно высокий уровень для подобного вида миграции в мире. Такова специфика современной брачной эмиграции из России.

Сформулируем несколько причин подобной нетипичной ситуации. Так женщины с высшим образованием могут иметь более широкое общение с иностранными гражданами во время учебы и дальнейшей работы. У них больше шансов найти себе пару за рубежом.

С другой стороны, сказывается, вероятно, большая неудовлетворенность и неустроенность высокообразованных женщин в России. Это связано, как с высокими профессиональными запросами, трудностями совмещения работы с домашними проблемами и воспитанием детей, так и с усилением экономической дискриминации женщин на рынке труда, вытеснением их из высокооплачиваемых секторов, феминизацией безработицы.

Профессиональный состав брачных мигрантов также говорит о том, что эта миграция носит достаточно элитный характер: научные сотрудники и преподаватели составили 26% выборочной совокупности, служащие - 23%, инженерно-технические работники и студенты - по 9%.

Однако профессиональный потенциал брачных мигрантов часто не Реализуется и. таким образом, остается потерянным не только для нашей страны, но и для общества вообще. Существует серьезная проблема адаптации и интеграции, прежде всего профессиональной. российских женщин в западном обществе.

Значительное число женщин выезжает из России не в одиночестве, а с детьми (35%) или другими родственниками (5%). Однако, пока трудно сказать, какое количество детей принадлежит прошлым расторгнутым бракам, а сколько - настоящему браку с иностранцем. Среди мигрантов 23% отметили, что в ближайшее время намерены перевезти за границу своих ближайших родственников, в первую очередь родителей. Таким образом, брачную миграцию можно рассматривать как один из источников цепной эмиграции из страны. При этом она может охватывать не только ближайших родственников, нои, например, подруг. Влияние подобного "демонстрационного эффекта" в данном случае, по нашим наблюдениям, значительно.

Исследования трудовой миграции в России, так же как и брачной, еще не имеют сложившейся методологии и понятийного аппарата. Специфика женской трудовой миграции в России практически не изучалась. Проблематика исследований в этой области достаточно обширна. Здесь мы коснемся лишь основных моментов и взаимосвязей трудовой и брачной миграции.

Понятийный аппарат, описывающий процессы, связанные с трудовой миграцией, в России практически отсутствует. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к анализу гендерных особенностей трудовой миграции, остановимся коротко на определении основных используемых понятий.

Во-первых, внешнюю трудовую миграцию следует считать временной формой миграционных перемещений, в отличие от эмиграции (иммиграции), то есть выезда (въезда) на постоянное жительство. Тот факт, что трудовая миграция, начавшись как временная, затем часто приобретает постоянный характер, не противоречит общему определению и может рассматриваться как одно из ее свойств при определенных социально-экономических условиях.

Во-вторых, к внешним трудовым мигрантам следует относить лиц, пересекающих государственные границы России (как в ту, так и в другую сторону) для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. Таким образом, критерий для отделения трудовой миграции от других форм миграционных перемещений - отношения типа "работник-работодатель", в которые вступает мигрант на новом месте. Именно они - базовое событие при данной форме миграции, в отличие от эмиграции, когда таковым является смена места жительства (например, при брачной эмиграции - в связи с вступлением в брак).

Исходя из этого определения, к трудовым мигрантам, выезжающим из России, мы относим лиц, едущих работать за границу по контракту или договору, по межгосударственным соглашениям, в порядке обмена, на стажировку. Лица, выезжающие с целью туризма или посещения родственников и устраивающиеся на работу за рубежом, также относятся к трудовой миграции, точнее к ее скрытой или нелегальной формам. И, наоборот, не относятся к трудовым мигрантам лица, участвующие в челночной миграции с коммерческими целями, эмигранты, выезжающие на постоянное жительство, командировочные (при отсутствии контракта или договора с заграничными работодателями).

Приведем результаты анализа эмпирической информации, фиксирующие основные характеристики трудовых мигрантов-женщин.

Преобладающая возрастная группа - 20 - 25-летние, средний возраст женщин-мигрантов составляет 26 лет, а мужчин - 35 лет; каждая десятая женщина - моложе 20 лет.

Специфика женской миграции отражается на структуре потока по семейному положению. Почти 1/3 мигрантов-женщин никогда не были замужем, еще 35% - разведены или вдовы. Таким образом, 2/3 женщин не имеют собственной семьи, кроме родительской.

Такая структура трудовой миграции (в особенности высокая доля молодых незамужних женщин) говорит в пользу гипотезы о том, что профессиональная деятельность, хотя и декларируется как основной мотив миграции, но, очевидно, является таковым отнюдь не для всех мигрантов. Более детальное изучение целевых установок мигрантов подтвердило, что мотивы брачной и трудовой миграции во многом близки и часто переплетаются, так что граница между этими двумя видами перемещений иногда носит условный характер. На основании проведенных интервью с выезжающими можно утверждать, что трудовые мотивации определенной части молодых женщин - лишь формальный повод для выезда, а не подлинная цель. Как видим из табл.2, только 1/3 трудовых мигрантов-женщин четко ориентированы на профессиональные цели (успех, карьера, повышение своего профессионального уровня, современные возможности, комфортные условия работа и т.п., в то же время 1/4 часть опрошенных открыто заявляют о брачных мотивациях, то есть о намерении найти мужа за рубежом. Эта часть потока, как правило, отличается более низким уровнем образования и устраивается на традиционно женские виды работ (горничные отелей, официантки, участницы шоу-программ, домашняя прислуга).

Таблица 2. Основные мотивы выезда мигрантов-женщин (%)

Брачные мотивы (если они присутствуют), открыто высказанные или скрытые, являются, как правило, основными и определяют дальнейшее поведение мигрантов. Подобная миграция - трудовая только формально, а по существу - брачная.

ДУШАНБЕ, 25 сен — Sputnik, Андрей Захватов. Доля женщин в общей массе трудовых мигрантов, выезжающих из Таджикистана в Россию, в 2016 году составила 17% из общего числа, тогда как кыргызских женщин-мигрантов в России намного больше — 39%.

На одном из недавних круглых столов по проблемам трудовой миграции из Таджикистана один из участников предположил, что все дело в менталитете: таджики — оседлая нация, а кыргызы — кочевая, поэтому женщины Кыргызстана "легки на подъем". Тем не менее этот вывод подвергся критике историков, поскольку переход кыргызов к оседлости завершился еще в конце 30-х годов минувшего века с завершением процесса коллективизации в советских республиках Центральной Азии.

Участники круглого стола пришли к общему выводу — главными причинами современной женской трудовой миграции из Таджикистана были названы совершенно иные факторы.

Было, но прошло

Со времен восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны советские женщины составляли существенную часть так называемых лимитчиков, выезжавших на стройки в Москву и добровольцев на всесоюзных ударных комсомольских стройках. Были среди них девушки-таджички, однако говорить о массовой смене ими места жительства и работы не приходилось — уезжавших далеко от родины были единицы.

По издавна сложившимся канонам поведения, главной ролью большинства женщин-таджичек в советский период было ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Поскольку основными кормильцами в таджикских семьях были мужчины, доля женщин, занятых на рынке труда Таджикистана, была едва ли самой низкой в Советском Союзе.

В таких отраслях, как строительство, общественное питание и транспорт процент работающих женщин не превышал 10 - 15%. Несколько выше были показатели в сельском хозяйстве - в нем трудилась одна треть всех занятых в науке, культуре и искусстве - до 40%. И лишь в сфере образования и здравоохранения доля женщин была преобладающей.

После распада СССР и обретения Таджикистаном независимости в сегменте женской занятости на внутреннем рынке труда произошли заметные изменения. Подорванная гражданской войной экономика, дефицит рабочих мест на фоне высоких темпов прироста населения Таджикистана привели к снижению занятости женщин более чем на 15%, причем во всех сферах деятельности.

В центральных и северных промышленно развитых районах Таджикистана к 2010 году доля занятых женщин трудоспособного возраста от общего числа женского населения составляла лишь треть, а в Горном Бадахшане - не более 3%. По экспертным оценкам, реформа сельского хозяйства, в ходе которой были ликвидированы колхозы и совхозы, привела к безработице от 130 до 150 тысяч женщин. Как и во всех постсоветских странах Центральной Азии, в Таджикистане с середины 90-х годов начал набирать обороты процесс трудовой миграции.

Почему не на родине

Причины роста миграционных настроений и женской трудовой миграции в Таджикистане мало чем отличаются от причин трудовой миграции женщин других постсоветских стран и исследованы достаточно полно. В числе основных факторов, побуждающих женщин искать работу за пределами своей страны, на первое место эксперты ставят бедность (по данным Всемирного Банка 13% населения Таджикистана за чертой бедности, и с 2009 года данный показатель практически не изменился).

Второй причиной исследователи называют безработицу и отсутствие перспектив трудоустройства на родине.

Третья, по мнению экспертов, — низкий уровень социальной поддержки беднейших слоев населения со стороны государства.

Также таджички ищут работу вне республики по ряду субъективных причин. По многочисленным телеканалам развитого в Таджикистане (даже в отдаленных кишлаках) спутникового телевидения люди видят высокий уровень жизни практически всех стран мира и, сравнивая с ним свою жизнь и свой быт, начинают думать о перемене мест, где можно "жить по-европейски". Кроме информации с телеэкранов, в каждой таджикской семье знают примеры успешной адаптации знакомых и соседей в России, и других странах, и в незнакомые им ранее местные сообщества.

Поэтому к числу причин, побуждающих женщин к отъезду, в последнее время можно уверенно причислять и личные мотивы: желание незамужних таджичек заработать деньги для себя и родственников, получить образование, приобрести нужную профессию. Не на последнем месте - желание устроить личную жизнь далеко за пределами своего дома, что, впрочем, характерно для любой постсоветской страны, включая Россию.

Кто вы, женщины-мигранты?

В связи со значительным числом центров миграционного притяжения в России, социально-демографический состав таджикских женщин-трудовых мигрантов исследован весьма слабо. Известно лишь, что социологи условно делят их на две группы.

Более многочисленная группа — женщины, уехавшие работать и жить с мужьями и детьми или переехавшие к ним на временное или постоянное жительство. Менее многочисленная, но быстро растущая группа - молодые незамужние женщины, с преимущественно невысоким уровнем образования, самостоятельно выехавшие на заработки и нашедшие низкоквалифицированную работу, временами тяжелую, не пользующуюся популярностью у россиян.

Тем не менее попадающиеся иногда в прессу истории женщин мигрантов, занятых "адским трудом" являются скорее вымыслом, чем фактом. Как первая, так и вторая группа женщин мигрантов занята в России, преимущественно, "женским" трудом: в сфере торговли, общественного питания. Часть работает у физических лиц: поварами, нянями, сиделками, домработницами. Часть из них находит работу на предприятиях легкой промышленности, в сельском хозяйстве и даже в строительстве.

Начиная работать в России, большинство таджичек опираются на помощь родных и знакомых, поначалу в складчину снимают жилье, но с течением времени постоянно улучшают свои жилищные условия. Что же касается уровня заработной платы, то, по оценкам ряда экспертов, в таких отраслях как строительство и сельское хозяйство заработная, плата таджикских женщин в регионах России зачастую заметно превышает среднероссийский уровень.

Совсем не "женский" труд

"В 2001 году я приехала с братом на заработки во Владимир из таджикского города Канибадам, - рассказывает 45-летняя Зебо Каландарова, крановщица одной из крупных строительных организаций. - В Таджикистане у меня были навыки работы швеей, но в Таджикистане этим занимаются много женщин, и заработки были небольшими. Долго безуспешно искала работу во Владимире, пока весной брат не предложил мне поработать в их строительной бригаде. Наступившим летом мне удалось неплохо заработать на стройке, на внутренних и внешних отделочных работах."

Она подчеркнула, что коллектив и работа ей понравились.

"Вскоре я вышла замуж за разведенного русского мужчину из нашей строительной организации и искать другую работу уже не было смысла. Получив российский паспорт и гражданство, по предложению нашего прораба я прошла курс обучения работе на колесных автокранах "Ивановец". Спрос на работу крановщиков, особенно с марта по октябрь — огромный, к российской зиме тоже привыкла. Заработки высокие, часть зарплаты посылаю родителям. С мужем и сыном уже несколько раз были на моей родине, и моим мужчинам Таджикистан очень понравился", — отмечает Зебо.

Эта и другие подобные истории женщин-таджичек, связавших свою жизнь с Россией, — уже не большая редкость. И число женщин, получивших российское гражданство, ежегодно растет, в том числе благодаря российской государственной Программе переселения в Россию соотечественников из стран СНГ.

"Вы будете быстро развиваться"

По данным министра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Сумангула Тагойзоды, за первое полугодие 2017 года число трудовых мигрантов из Таджикистана в сравнении с тем же периодом 2016 года по разным причинам на 21%.

На первый взгляд, цифра солидная и отражает успехи таджикских властей в создании новых рабочих мест. Безусловно, такие успехи есть, но основные причины снижения численности мигрантов объясняются главным образом финансовыми сложностями на изменившемся рынке труда России и объемными черными списками нарушителей российского миграционного законодательства.

Трудовая миграция из Таджикистана в обозримом будущем вряд ли будет сокращаться такими же темпами. Напротив, по прогнозам исследователя трудовой миграции Натальи Зотовой, масштабы трудовой миграции женщин из Таджикистана будут увеличиваться.

Результаты выборочных социологических исследований настроений женщин-мигрантов из стран Центральной Азии в городах России показывают, что средняя продолжительность их работы в России у них составляет от 3 до 7 лет, и эти сроки непрерывно растут. Примерно половина женщин-мигранток планирует, заработав деньги, вернуться на родину, но у пятой части из них уже сформировалось устойчивое убеждение остаться в России навсегда, и примерно столько же женщин всерьез задумываются над этим.

В 1996 году в Москве состоялся Первый форум переселенческих организаций, созданных мигрантами из стран СНГ. На нем выступил сотрудник Московского бюро Международной организации по миграции (IOM) профессор этнографии из США Ричард Моррис. Моррис посетил крупную мигрантскую общину в городе Борисоглебск Воронежской области и другие районы компактных поселений выходцев из Таджикистана.

"Законы развития экономики и общества справедливы для всех стран. Нашу страну строили мигранты со всего мира. И вы, мигранты, будете быстро развиваться в России", — заявил он тогда.

Так и произошло. Спустя 20 лет многотысячная община переселенцев из Таджикистана в Борисоглебске и других городах успешно интегрировалась в местное сообщество. В Москве, во многих других регионах России сложились и быстрыми темпами развиваются диаспоры из стран Центральной Азии. И таджикские диаспоры не являются исключением.

В этой связи историки приводят малоизвестный факт: в 20-30-е годы ХХ века большинство дворников в Москве были татары, выходцы из Татарской АССР. Успешно интернировавшись в столице, эти люди встали на ноги, заработали на жилье и дали своим детям хорошее образование.

Сегодня их рабочие места в московских дворах заняли работящие мужчины и женщины из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, а татарская диаспора в Москве - одна из самых многочисленных и успешных. Вне всякого сомнения - пройдет еще несколько десятилетий, и история, подобная истории трансформации татарской диаспоры в Москве, вновь повторится. На этот раз - с трудовыми мигрантами из Центральной Азии.

25.09.2017 15:09 msk

Изменения, произошедшие в Таджикистане за годы независимости, привели к новому социальному явлению – массовой трудовой миграции, заметную часть в которой составляют женщины. Доля женщин в общей массе трудовых мигрантов, выезжающих из Кыргызстана в Россию, в 2016 году составила 39%, в то время как таджикских женщин-мигрантов в России намного меньше – лишь 17% от общего числа.

На одном из недавних круглых столов по проблемам трудовой миграции из Таджикистана один из участников предположил, что все дело в менталитете: таджики оседлая нация, а кыргызы - кочевая, поэтому женщины Кыргызстана «легки на подъем». Тем не менее этот вывод подвергся критике историков, поскольку переход кыргызов к оседлости завершился еще в конце 30-х годов минувшего века с завершением процесса коллективизации в советских республиках Центральной Азии . Участники круглого стола пришли к общему выводу - главными причинами современной женской трудовой миграции из Таджикистана были названы совершенно иные факторы.

Было, но прошло

Со времен восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны советские женщины составляли существенную часть так называемых лимитчиков, выезжавших на стройки в Москву и добровольцев на всесоюзных ударных комсомольских стройках. Были среди них девушки-таджички, однако говорить о массовой смене ими места жительства и работы не приходилось - уезжавших далеко от родины были единицы.

По издавна сложившимся канонам поведения, главной ролью большинства женщин-таджичек в советский период было ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Поскольку основными кормильцами в таджикских семьях были мужчины, доля женщин, занятых на рынке труда Таджикистана, была едва ли самой низкой в Советском Союзе.

В таких отраслях, как строительство, общественное питание и транспорт процент работающих женщин не превышал 10 – 15%. Несколько выше были показатели в сельском хозяйстве – в нем трудилась одна треть всех занятых в науке, культуре и искусстве – до 40%. И лишь в сфере образования и здравоохранения доля женщин была преобладающей.

После распада СССР и обретения Таджикистаном независимости в сегменте женской занятости на внутреннем рынке труда произошли заметные изменения. Подорванная гражданской войной экономика, дефицит рабочих мест на фоне высоких темпов прироста населения Таджикистана привели к снижению занятости женщин более чем на 15%, причем во всех сферах деятельности.

В центральных и северных промышленно развитых районах Таджикистана к 2010 году доля занятых женщин трудоспособного возраста от общего числа женского населения составляла лишь треть, а в Горном Бадахшане – не более 3%. По экспертным оценкам, реформа сельского хозяйства, в ходе которой были ликвидированы колхозы и совхозы, привела к безработице от 130 до 150 тысяч женщин. Как и во всех постсоветских странах Центральной Азии, в Таджикистане с середины 90-х годов начал набирать обороты процесс трудовой миграции.

Почему не на родине

Причины роста миграционных настроений и женской трудовой миграции в Таджикистане мало чем отличаются от причин трудовой миграции женщин других постсоветских стран и исследованы достаточно полно. В числе основных факторов, побуждающих женщин искать работу за пределами своей страны, на первое место эксперты ставят бедность (по данным Всемирного Банка 13% населения Таджикистана проживает за чертой бедности, и с 2009 года данный показатель практически не изменился).

Второй причиной исследователи называют безработицу и отсутствие перспектив трудоустройства на родине. Третья, по мнению экспертов, - низкий уровень социальной поддержки беднейших слоев населения со стороны государства.

Также таджички ищут работу вне республики по ряду субъективных причин. По многочисленным телеканалам развитого в Таджикистане (даже в отдаленных кишлаках) спутникового телевидения люди видят высокий уровень жизни практически всех стран мира и, сравнивая с ним свою жизнь и свой быт, начинают думать о перемене мест, где можно «жить по-европейски». Кроме информации с телеэкранов, в каждой таджикской семье знают примеры успешной адаптации знакомых и соседей в России, и других странах, и интеграции земляков в незнакомые им ранее местные сообщества.

Поэтому к числу причин, побуждающих женщин к отъезду, в последнее время можно уверенно причислять и личные мотивы: желание незамужних таджичек заработать деньги для себя и родственников, получить образование, приобрести нужную профессию. Не на последнем месте – желание устроить личную жизнь далеко за пределами своего дома, что, впрочем, характерно для любой постсоветской страны, включая Россию.

Кто они, женщины-мигранты?

В связи со значительным числом центров миграционного притяжения в России, социально-демографический состав таджикских женщин-трудовых мигрантов исследован весьма слабо. Известно лишь, что социологи условно делят их на две группы.

Более многочисленная группа - женщины, уехавшие работать и жить с мужьями и детьми или переехавшие к ним на временное или постоянное жительство. Менее многочисленная, но быстро растущая группа – молодые незамужние женщины, с преимущественно невысоким уровнем образования, самостоятельно выехавшие на заработки и нашедшие низкоквалифицированную работу, временами тяжелую, не пользующуюся популярностью у россиян.

Тем не менее попадающиеся иногда в прессу истории женщин мигрантов, занятых «адским трудом» являются скорее вымыслом, чем фактом. Как первая, так и вторая группа женщин мигрантов занята в России, преимущественно, «женским» трудом: в сфере торговли, общественного питания. Часть работает у физических лиц: поварами, нянями, сиделками, домработницами. Часть из них находит работу на предприятиях легкой промышленности, в сельском хозяйстве и даже в строительстве.

Начиная работать в России, большинство таджичек опираются на помощь родных и знакомых, поначалу в складчину снимают жилье, но с течением времени постоянно улучшают свои жилищные условия. Что же касается уровня заработной платы, то, по оценкам ряда экспертов, в таких отраслях как строительство и сельское хозяйство заработная, плата таджикских женщин в регионах России зачастую заметно превышает среднероссийский уровень.

Совсем не «женский» труд

«В 2001 году я приехала с братом на заработки во Владимир из таджикского города Канибадам, – рассказывает 45-летняя Зебо Каландарова, крановщица одной из крупных строительных организаций. – В Таджикистане у меня были навыки работы швеей, но в Таджикистане этим занимаются много женщин, и заработки были небольшими. Долго безуспешно искала работу во Владимире, пока весной брат не предложил мне поработать в их строительной бригаде. Наступившим летом мне удалось неплохо заработать на стройке, на внутренних и внешних отделочных работах.»
Она подчеркнула, что коллектив и работа ей понравились.

«Вскоре я вышла замуж за разведенного русского мужчину из нашей строительной организации и искать другую работу уже не было смысла. Получив российский паспорт и гражданство, по предложению нашего прораба я прошла курс обучения работе на колесных автокранах «Ивановец». Спрос на работу крановщиков, особенно с марта по октябрь - огромный, к российской зиме тоже привыкла. Заработки высокие, часть зарплаты посылаю родителям. С мужем и сыном уже несколько раз были на моей родине, и моим мужчинам Таджикистан очень понравился», - отмечает Зебо.

Эта и другие подобные истории женщин-таджичек, связавших свою жизнь с Россией, - уже не большая редкость. И число женщин, получивших российское гражданство, ежегодно растет, в том числе благодаря российской государственной Программе переселения в Россию соотечественников из стран СНГ.

«Вы будете быстро развиваться»

По данным министра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Сумангула Тагойзоды, за первое полугодие 2017 года число трудовых мигрантов из Таджикистана в сравнении с тем же периодом 2016 года по разным причинам уменьшилось на 21%.

На первый взгляд, цифра солидная и отражает успехи таджикских властей в создании новых рабочих мест. Безусловно, такие успехи есть, но основные причины снижения численности мигрантов объясняются главным образом финансовыми сложностями на изменившемся рынке труда России и объемными черными списками нарушителей российского миграционного законодательства.

Трудовая миграция из Таджикистана в обозримом будущем вряд ли будет сокращаться такими же темпами. Напротив, по прогнозам исследователя трудовой миграции Натальи Зотовой, масштабы трудовой миграции женщин из Таджикистана будут увеличиваться.

Результаты выборочных социологических исследований настроений женщин-мигрантов из стран Центральной Азии в городах России показывают, что средняя продолжительность их работы в России у них составляет от 3 до 7 лет, и эти сроки непрерывно растут. Примерно половина женщин-мигранток планирует, заработав деньги, вернуться на родину, но у пятой части из них уже сформировалось устойчивое убеждение остаться в России навсегда, и примерно столько же женщин всерьез задумываются над этим.

В 1996 году в Москве состоялся Первый форум переселенческих организаций, созданных мигрантами из стран СНГ. На нем выступил сотрудник Московского бюро Международной организации по миграции (IOM) профессор этнографии из США Ричард Моррис. Моррис посетил крупную мигрантскую общину в городе Борисоглебск Воронежской области и другие районы компактных поселений выходцев из Таджикистана.

«Законы развития экономики и общества справедливы для всех стран. Нашу страну строили мигранты со всего мира. И вы, мигранты, будете быстро развиваться в России», - заявил он тогда.

Так и произошло. Спустя 20 лет многотысячная община переселенцев из Таджикистана в Борисоглебске и других городах успешно интегрировалась в местное сообщество. В Москве, во многих других регионах России сложились и быстрыми темпами развиваются диаспоры из стран Центральной Азии. И таджикские диаспоры не являются исключением.

В этой связи историки приводят малоизвестный факт: в 20–30-е годы ХХ века большинство дворников в Москве были татары, выходцы из Татарской АССР. Успешно интернировавшись в столице, эти люди встали на ноги, заработали на жилье и дали своим детям хорошее образование.

Сегодня их рабочие места в московских дворах заняли работящие мужчины и женщины из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, а татарская диаспора в Москве – одна из самых многочисленных и успешных. Вне всякого сомнения – пройдет еще несколько десятилетий, и история, подобная истории трансформации татарской диаспоры в Москве, вновь повторится. На этот раз – с трудовыми мигрантами из Центральной Азии.

Андрей Захватов

По данным МОМ, Россия занимает третье место в мире по числу мигрантов после США и Германии.

Большинство российских гостей – это выходцы из стран Центральной Азии. Одни из них приезжают сюда поработать на сезон или на несколько лет, а затем возвращаются домой. А кто-то остаётся надолго.

Миграционная активность стала проявляться и среди женщин. Несмотря на то, что в Центральной Азии, как правило, сильнее выражены традиционные ценности и гендерные уклады, доля выезжающих оттуда на заработки женщин неуклонно растет. Эксперты выделяют несколько основных факторов, заставляющих женщин искать работу за рубежом. Основной – экономические интересы, когда женщины пытаютсясамостоятельно решить свои материальные проблемы.

ИА «ЭТНОИНФО» планирует весь этот год рассказывать истории о женщинах-мигрантах, которые трудятся на территории России в различных сферах. В каких условиях проживают, какие малень-
кие радости и проблемы у них появляются вдали от родины, об этом и о многом другом в репортаже собкора Ирины Умаровой .


Требуется няня: оплата средняя

Трудовой опыт 47-летнй Мадины, в статусе трудового мигранта, составляет чуть больше 10 лет. А началось всё с того, что в 2006 году 40 мужчин и женщин из Таджикистана откликнулись на предложение своего соотечественника – подзаработать в Новочеркасске в качестве разнорабочих на одной из овощных баз. Проработав 6 месяцев и ни разу не получив заработную плату за свой труд, также группой были вынуждены уехать в столицу России: одни искали убежище у родственников, другие пытались устроиться на работу самостоятельно.

Мадине удалось найти работу сиделкой. Ухаживать пришлось за больной престарелой женщиной, которая спустя год отправилась в мир иной, а нашей героине пришлось переехать в Истру, где её ждал новый статус – домработница. Мадина сравнивает этот период своей жизни с рабыней, говорит что «пахала» за четверых, а изматывалась так, что через полгода просто сбежала от этой семьи. В 2009 году удалось устроиться няней в одну из московских семей. И хотя сейчас она там не работает, потому что ребенок вырос, и надобности в нянечке уже нет – с этой семьёй Мадина продолжает дружить, и именно они рекомендовали добропорядочную няню своим близким знакомым. Вроде и жизнью довольна, и единственный сын радует своими успехами, а всё-таки сетует героиня, что быть легальным трудовым мигрантам – дело дорогое. Да и женщинам в этом статусе тяжелее, чем сильному полу.

Мадина, а почему вы решили пополнить армию трудовых мигрантов?

Безвыходность. С мужем не сложилось, поэтому и ребёнка почти с пелёнок растила сама. На помощь рассчитывать не приходилось, на жизнь пришлось зарабатывать самой. До приезда в Россию, я работала на железной дороге. Знаете, когда выезжали в Москву по работе – поборы со стороны таможенников, пограничников и милиции «зашкаливали» настолько, что я оказывалась в долгах. Мне приходилось домашние вещи продавать из-за этих хапуг. В один прекрасный день я поняла, что нужно решиться поехать в Россию. Потому что именно эта страна даёт возможность нашим гражданам не бедствовать.

Трудовые мигранты часто жалуются, что патент, позволяющий работать на территории Российской Федерации, сильно бьёт по карману. Вы тоже такого мнения?

Экзамен на знания русского языка я сдавала в институте имени Ломоносова, а всё остальное я проходила в миграционном центре в Сахарово. В общей сложности у меня ушло на получение патента 16 тысяч. Кроме этого, я ежемесячно оплачиваю налог в сумме 4.200 рублей за то, что работаю в России. Я считаю, что быть легальным трудовым мигрантам в России – дорогое удовольствие. А если учесть авиа перелёт, расходы на наем жилья, расходы на транспорт по городу, питание, то выходит, довольна кругленькая сумма.


Знаете, я сама мама и очень с осторожностью отношусь к няням, даже если у них на руках целая кипа рекомендательных писем. Наверняка, вас тоже каким-то образом проверяли?

Если честно, то я сама просила поставить камеры видеонаблюдения, чтобы в моей работе и наших отношениях с семьёй, где я работаю – было всё прозрачно и без претензий. На данный момент я работаю при четырех камерах. Без преувеличения скажу, ребёнок, за которым я смотрю – для меня как родной. По большому счёту, я к нему очень привязана, ведь он со мной проводит больше времени, чем с родителями. Я к нему привыкла, он – ко мне. Если родители это оценили, то такую нянечку держат до тех пор, пока нет необходимости без неё жить.

Какие у вас отношения с работодателями?

В предыдущих семьях я была как член семьи. Я чувствовала теплоту, как со стороны родителей, так и их родственников, не говоря уже о самих детях. А в семье, в которой работаю сейчас, если честно, устаю, потому что детей трое, но уже потихонечку привыкаю.

А тот случай с няней-убийцей отразился как-то на вашей работе? Стал ли работодатель более пристально наблюдать за вами?

Нет, этот случай на мне и моей работе никак не отразился. Они сказали, что нет плохой нации, есть плохие люди. Лично мои работодатели такого мнения, что сами родители виноваты, что допустили к своему ребенку человека без нужных документов и медицинского осмотра. Например, куда я прихожу работать, все работодатели ведут меня по своим врачам для прохождения медосмотра. И я довольна, и они спокойны.

А у вас какое образование?

Образование у меня среднее, но занимаюсь с детьми, как в саду - по всем программам.

Какие обязанности вам приходится выполнять как няне?

Это и приготовление пищи, кормление, стирка, глажка, уборка не только детской комнаты. Это всё, что положено делать людям нашей профессии, а уж что конкретно должна делать няня – это решать маме. Я знаю семьи, где единственной обязанностью для няни - это следить за ребенком и всё. Лично у меня полный перечень услуг.

Как для вас проходит адаптация в новой семье? Какие вы видите сложности или, как правило, люди, которые ищут няню, понимают, что хотят?

Я всегда очень за всё переживаю, поэтому адаптируюсь трудновато. Для меня главное, что был контакт с ребёнком, хотя иметь хорошие, дружественные отношения с родителями – это тоже важно. Тяжелее работать, если дома находятся сами родители, потому что ребёнок начинает себя вести по-другому, нежели когда мы вдвоём с ним. А бабушки и дедушки всегда с удовольствием помогают.

А конфликты бывали? Вообще, какие самые частые спорные моменты?

Конфликты нужно всегда избегать и не доводить до этого. Спорные моменты, безусловно, бывают, так как у людей на всё свое мнение. Я научилась молчать и делать то, что мне скажут без оговорок.

А сложно ли найти контакт с ребенком? У вас есть свои методы и хитрости?

Даже не знаю что ответить. Меня вроде все дети всегда воспринимали. Да и потом, кто такие дети? Это же индикаторы! Они чувствуют человека. Если ребенок ни в какую не идет к няне, я думаю, родителям стоит задуматься, нужна ли такая няне их ребёнку.

Разрешите нескромный вопрос. Сколько стоят услуги няни как вы?

Я уже сказала, в семье, в которой я сейчас работаю – трое детей. Смотрю я их всех. За это я получаю ежемесячно 35 тысяч. В предыдущих семьях я получала такую же плату, только за одного ребенка. Если честно, то этих денег мне не хватает, а устаю очень сильно. Рабочий день мой начинается в 8 утра, заканчивается в 7 вечера.

А Москва вам нравится?

Да, очень нравится этот город. Я побывала в музеях, галереи искусств, в основном мне нравится живопись. Бывала в Малом театре, ходила на балет «Щелкунчик».

Вас когда-нибудь обижали по национальному признаку?

В семьях, где я работала – никогда в жизни. Я же говорю, мы с ними породнились, вот такие у нас были отношения. А обидные слова приходилось слышать, особенно в метро. Когда заденешь кого-нибудь или наступишь в час пика на ноги. Обидно, но отвечать взаимностью никогда не буду. Я же понимаю, нормальный человек никогда прилюдно не сможет на другого человека сказать что-то обидное.

А отношения с милицией какие у вас?

Бывали моменты, когда останавливали на улице для проверки документов. Мне бояться нечего – всё в порядке. А знаете, пару раз попадались такие блюстители порядка, которые, не смотря на то, что у меня всё в порядке, просили просто что-нибудь на «лапу дать».

И что, помногу давали?

Вы что?! В таких случаях я говорю: «Везите в отдел, если что-то не так со мной или документами. Разберёмся».

Женщины мигранты в России: эффекты присутствия

Если у мигрантов высокая квалификация, отличное знание русского языка и легальное положение, то им легче жить в России. Что касается рынка труда, официальные и неофициальные оценки совпадают в следующем: сфера ЖКХ и строительства генерирует огромный объем спроса на дешевую рабочую силу. Женщины, в основном, заняты в сфере услуг.

Елена Феоктистова сотрудница одного из кадровых агентств по подбору персонала в Москве и Московской области, уверяет меня, что их агентство обладаем колоссальной базой вакансий и резюме. На мой вопрос, востребована ли профессия няни среди их клиентов, отвечает, что на данный момент в базе данных 916 вакансий со средней заработной платой в 40.133 рубля. Львиная доля резюме принадлежит выходцам из Украины и Белоруссии, также в этом списке есть граждане Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. По словам Елены, среди женщин мигрантов в России преобладают няни, домработницы, сиделки, горничные и уборщицы. Возможно и совмещение разных обязанностей. К примеру, няни в свою очередь не только смотрят за детьми, но и выполняют определённую работу по хозяйству. По словам Елены, очень часто клиентам агентства по поиску няни, требуется не почасовая услуга, важно, чтобы няня имела возможность находиться с ребенком около 10-12 часов в сутки.

Российский этнолог, доктор исторических наук Сергей Абашин , считает, что доля женщин мигрантов - не растёт уже многие годы, а остаётся стабильной. По его мнению, абсолютная численность среди женщин растёт вместе с численностью мигрантов вообще. «Если посмотреть статистику по трудовым мигрантам из ЦА за последние, примерно 10 лет, то доля женщин остаётся примерно одной и той же, при некотором росте абсолютного числа мигрантов», – говорит Абашин.

По словам Абашина, ситуация вокруг женской трудовой миграцией – абсолютна разная, причём для разных категорий женщин. К примеру, из Кыргызстана их относительно много, они работают в кафе, в магазинах или нянями. Из Узбекистана и Таджикистана женщин относительно меньше: хотя их тоже можно увидеть, занятых в этих профессиях. «Очень разные ситуации, хорошо бы иметь статистику, чтобы увидеть общую ситуацию, но я такой статистики не знаю», – говорит российский этнолог, и тут же добавляет: «Весной 2016 года, когда данные ФМС публиковались открыто, женщин среди граждан Кыргызстана было около 40% (включая детей и лиц пожилого возраста), а среди граждан Таджикистана и Узбекистана около 15-20%».

Политолог Александр Желенин считает, что именно среди мигранток, в крупных городах России, востребованы такие профессии, как няня и сиделка. По его словам, основная причина отнюдь не зарплатный демпинг, просто цены на эти услуги примерно одинаковы, что для россиянок, что для мигранток. По мнению политолога, просто приезжие неприхотливы и исполнительны, а россиянки на такую работу идут неохотно. Впрочем, молодых мигранток можно встретить в сфере услуг, торговле и общественном питании. По мнению Желенина, женщинам, безусловно, всегда тяжелее, чем мужчинам. «Ведь кроме экономической эксплуатации для женщин, особенно иностранок, часто остро стоит проблема сексуальных домогательств со стороны работодателя», – считает Александр Желенин. По его словам, многое зависит от уровня образования мигрантки, её знания русского языка, возраста, опыта работы и связей. «Мигрантки из стран Центральной Азии, как правило, довольствуются менее престижной работой», – считает Александр Желенин.

По мнению социолога Анны Рочевой , в последние годы многие исследования говорят о феминизации миграции из стран Центральной Азии, которая еще до недавнего времени была преимущественно «мужской», в отличие от Украины и Молдовы, которые «и раньше отличались довольно высокой долей женской миграции». По словам Рочевой, если среди граждан Узбекистана и Таджикистана, находящихся на территории России, женщины составляют менее пятой части, то для Киргизии эта цифра стабильно составляет более трети. По её словам, интересная особенность потока женщин из Киргизии – в том, что среди них преобладают девушки молодого возраста. Если среди мужчин из трех стран практически нет различий в распределении по возрастным группам, среди женщин выделяются приезжающие из Киргизии: почти половину составляют молодые женщины в возрасте 18-29 лет (44%), тогда как для приезжающих из Таджикистана эта группа составляет 35%, из Узбекистана – 32%.

Эксперт по трудовой миграции Виктор Себелев утверждает, что женщин-мигрантов из Центральной Азии в Москве можно увидеть повсюду. Они работают, как правило, в сфере услуг, как в государственных, так и в частных организациях: образовательных и медицинских, в учреждениях культуры и торговли. Это уборщики помещений, гардеробщицы, продавцы-кассиры, парикмахеры, няни, сиделки. «Но не только в этих профессиях. Женщин - мигрантов можно встретить среди журналистов, врачей, и специалистов других профессий. Есть и такие, кто организует свой бизнес. В сфере гостиничных услуг, например, из них значительно больше представительниц Киргизии, меньше из Узбекистана и Таджикистана», - говорит эксперт.

По мнению Себелева, определенно сказывается вступление Киргизии в ЕАЭС, что освобождает этих граждан от обязанности тратиться на патент. В отличие от мигрантов мужчин, работающих в менее публичной сфере, и часто пренебрегающими правилами трудоустройства иностранных граждан в России, женщины - мигранты более законопослушны и, как правило, оформляют патент на работу. Они и русский язык осваивают значительно быстрее, так как работают с людьми. Для проживания, в целях экономии, снимают квартиру вскладчину по несколько человек. Более состоятельные сдают в аренду своим соотечественникам приобретенное или арендованное у других жилье.

Эксперт считает, что менее всего защищены женщины – мигранты, работающие на рынках и других торговых организациях, подконтрольных национальным группировкам. «Не редко там задерживают выплаты или вынуждают делиться частью заработной платы. Особенно много бед приносят посредники, чаще всего мошенники, которые вынуждают покупать регистрацию и патент у них за большие деньги. Но эти документы часто оказываются фальшивкой и мигранты пополняют список «запретников». По моим наблюдениям, отношение населения к женщинам-мигрантам мало чем отличается от того, как относятся к другим категориям граждан. Если и встречается иногда в отношениях грубость, она никак не связана с национальностью, а чаще вызвана невоспитанностью самих грубиянов», - говорит Виктор Себелев.


«Цветы» Петербурга

14 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге вышел первый номер газеты для женщин из стран Центральной Азии под названием «Гул». Как объясняют авторы издания, с кыргызского, узбекского, таджикского, азербайджанского и казахского слова «гул/gul/gül» переводятся как «цветок». А цветок считается символом мудрости, силы и духовной красоты. Особенность издания в том, что его создателями и авторами являются сами мигранты, точнее мигрантки – бывшие и нынешние, которые хорошо знакомы с проблемами женщин, приезжающих на заработки в Россию. Цель издания – дать им почувствовать эту поддержку, помочь, подсказать, как быть в трудной ситуации, и предоставить возможность высказаться о том, что их беспокоит. Аудитория газеты – женщины-мигрантки из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, поэтому издание выходит на русском языке и на языках этих стран.

Инициатор данного проекта Юлия Алимова темой трудовой миграции занимается уже несколько лет. Она считает, что среда мигранток из Средней Азии неоднородна. «Какие-то выводы можно сделать из статистики. Женщин среди мигрантов из Кыргызстана – 40%, из Узбекистана - 19%, из Таджикистана – 17%. Так же можно говорить о разном уровне эмансипированности женщин из разных центрально-азиатских стран. Среди таджикских женщин больше тех, кто не работает и сидит дома, а среди киргизских – наоборот», – говорит Алимова. По её мнению, «мигрантки из Средней Азии подвергаются двойной дискриминации – это одна из причин выбора данной целевой аудитории».

Недавно с коллегами по газете они обсуждали, кому сложнее устроиться на работу, мужчинам или женщинам мигрантам. По их наблюдениям и опыту выяснилось, что женщине легче найти работу. Но в процессе обсуждения они пришли к выводу, что, наверное, это потому, что женщины охотнее соглашаются на низкооплачиваемую тяжелую работу. По мнению Юлии, одно можно сказать точно – женщины-мигрантки, в отличие от мужчин (кроме исключений, конечно), страдают, как и все женщины, от домогательств на рабочем месте. Только у них, в отличие от граждан России, практически нет работающих способов защиты. «Вместе мы решили создать этот проект о женщинах-мигрантах, потому что им тяжелее переносить тяготы миграции, и они в большей степени подвержены дискриминации», – заключила Алимова.

Вместо послесловия

Живя в России, я знаю, что чаще всего в больницах многих российских регионов не хватает медицинского персонала. Обычно вакансии ассистентов, ординаторов, медсестер заполняют женщины. Значит, женщины - трудовые мигранты тоже могли бы быть полезными в этой сфере, при наличии медицинского образования. Но почему мы их там не видим? Ответ очевиден: отношение населения к трудовым мигрантам, мягко скажем, неоднозначное.

Да и ниш для легальной занятости женщин-мигрантов в России меньше, чем для мужчин. Если сильный пол, в основном, сосредоточен на физически тяжелой работе, которую за предлагаемую плату россияне-мужчины выполнять отказываются, то приезжие женщины претендуют на те же самые места, что и многие россиянки: няни, сиделки, домработницы. Женщины-мигранты пытаются устроиться либо в сфере частных услуг, либо идут в торговлю и общественное питание.

Наша героиня Мадина мечтает о том, чтобы в Таджикистане скорее все образумилось и тогда у миллионной армии трудовых мигрантов будет возможность работать у себя на родине и жить вместе со своей семьёй. Как бы ни благодарили Россию за возможность жить и работать, всё же она не мать, а мачеха для большинства приезжающих трудовых мигрантов из Центральной Азии...

Специально для ИА Ирина Умарова



Просмотров