Занимательные вопросы по уголовному процессу викторина. Внеклассное мероприятие "правовая викторина"

Викторина «Подросток и правонарушения».

Цель мероприятия:

Задачи мероприятия:

Методы и приемы работы:

Необходимое оборудование:

Ход мероприятия.

    Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего мероприятия «Подросток и правонарушения».

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживая среди людей совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы и современные ледовые дворцы.

Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.

    Мозговая атака.

Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:

Что же такое правонарушение?

Несет ли подросток ответственность правонарушения?

Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?

Ребята, часто можно услышать, что подростковый возраст (14-16 лет) сложный. Почему? Помогите ответить на этот вопрос?

(Ответы детей)

3. Воспитатель: подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может все и в этот момент способен на многое. однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнания уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчет своим действиям могут привести к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тыс. преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

А теперь давайте узнаем, насколько вы владеете информацией по теме сегодняшнего разговора:

4. Вопросы викторины:

1.Что такое правонарушение?

Ответы детей. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

2. Кто из вас в жизни встречался с правонарушением законов?

3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?

Убийство. Дети называют.

    Причинение смерти по неосторожности

    Причинение тяжкого телесного повреждения

    Похищение человека

  • Вымогательство

    Хулиганство

    3.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)

5. Шалость или проступок.

Воспитатель: Многие лица, которые не достигли совершеннолетия, рассматривают свои деяния и поступки зачастую как проявление обычной шалости. "Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, сломал дерево, начал высказываться нецензурной бранью" - говорят они, когда приходит время отвечать за содеянное. Но совершенное не является обычной шалостью.

Стоит только задуматься и представить последствия таких поступков, в результате станет понятным, что несет материальный ущерб все государство в целом, помимо этого происходит моральное или физическое страдание других людей, и что самое важное, несовершеннолетний правонарушитель оказывается сам у опасной черты в нравственном развитии, за которой стоит преступление.

В каждой школе найдутся подростки, которые совершенно не хотят учиться. Рассмотрим конкретный пример, в милицию поступил звонок "В школе заложена бомба!". Но в результате проверки оказалось, что это была всего лишь шутка несовершеннолетнего для того чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените приведенный поступок? Это является уже преступлением, или вы всё-таки думаете, что это маленькая шалость?

(ребята высказываются).

Воспитатель : Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

А как вы думаете, за такие «шутки», с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?

(ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.

Так что, помните, с законом шутки плохи!

Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.

6. Давайте рассмотрим, какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних.

(Выступления детей)

    Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

    Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, грубое поведение в общественных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

    Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы без уважительной причины.

    Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Подведём итог разговора. Какие виды наказаний существуют для несовершеннолетних?

3 группы сидят за столами.

7. Групповая работа.

Прежде, чем начать выполнять задание, повторим правила работы в малых группах.

Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время

Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная.

Виды нарушений:

    Порвал учебник одноклассника (Г)

    Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

    Избил одноклассника (У)

    Совершил кражу мобильного телефона (У)

    Совершил прогул в школе (Д)

    Переходил дорогу в неположенном месте (А)

    Разбил мячом окно (Г)

    Нецензурно выражался в общественном месте (А)

Воспитатель: теперь вы должны определить, является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует.

1 . Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

С 16 лет. Административная. Предупреждение, исправительные работы.

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.

3 Подросток Коля,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей

(ненадлежащее воспитание ребёнка)

4 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

Нарушение требований санитарных правил в лесах, наложение административного штрафа.

№5. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.

6 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.

С 14 лет. Порча имущества штраф.

8. «Мозговой штурм».

Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям).

Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; стремление к примитивному времяпровождению; зависть; безответственное отношение к учебе, знаниям, стремление завладеть чужими материальными ценностями; жадность; резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне; стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы; низкий материальный уровень жизни населения; низкий уровень правовой культуры граждан; алкоголизм и наркомания. Доброта, увлеченность своим делом, учебой, занятием в кружке, любовь к ближнему, любовь к природе и животным и т.д.

Делается вывод: Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Дети читают и комментируют.

Воспитатель: Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время.

Как же не допустить правонарушение? У вас на столах лежит начало памятки. Поработайте в группах и дополните её своими высказываниями.

9. Работа в группах (5 мин.)

Примерная памятка «как не допустить правонарушение».

    Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

    Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).

    Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему).

    Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым.

    Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность.

10. Подведение итогов.

Воспитатель: Наше мероприятие подходит к завершению. Настало время подвести итоги.

Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас?

Вы видите «древо мнений». На этом древе каждый из вас поместит либо красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит - я задумаюсь, либо голубой цветок - я останусь при своем мнении. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель:

Зачем нужно соблюдать законы?

А нарушаешь ль ты законы?

У всех людей на земле существует понимание того, что представляет собой добро, а что зло. И никакая полиция, никакие суды не могут заставить человека быть добрым, это должно быть заложено в его сознании. Они могут лишь под страхом применения наказания заставить не совершать его те или иные противозаконные действия, но заставить его быть добрым они никак не смогут. Поэтому можно сказать, что добро - это душа самого человека. Если у него есть душа, то соответственно есть добро.

Нет души - существует только страх перед наказанием, то нет добра. Человек, у которого нет души, является животным. Злость - спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый - от радости. Ребята, мне очень хочется верить, что вы будете всегда совершать только хорошие поступки, поскольку, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и тем самым причиняете боль людям.

Спасибо за внимание!

Самоанализ викторины «Подросток и правонарушения».

Цель мероприятия:

способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

Задачи мероприятия:

1. познакомить воспитанников с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;

2. формировать умения выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;

3. развивать умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Контингент участников:

Воспитанники семьи «Жалын» и «Женис», всего 12 человек.

Методы и приемы работы:

Словесные, наглядные, практические.

Необходимое оборудование:

компьютер, мультимедийная установка.

Правовые знания нужны всем людям, как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Особенно необходимо сформировать у подростков мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем (решение ситуационных задач, примеры из жизни).

Воспитанники ознакомлены с видами ответственности и видами преступлений.

На «мозговом штурме» выявлены причины правонарушений (работа с карточками).

Мероприятия подобного рода призваны помочь воспитанникам адаптироваться к жизни в социуме, научить их жить в обществе, соблюдая закон и выбирая правильную позицию.

        Воспитатель Варлыгина В.В.

Описание:

Викторина для школьников с ответами по праву

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

В 2000-м году начался новый век и новая... Ответ: Эра.

Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да

Отгадай сказку.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября 
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня


Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

3. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.

(Ответ: А, Б, В, Д)

4. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

5. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

6. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

7. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

Сказки

8. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

9. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

10. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Тематика «Трудовое право»

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Вопрос №1

Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения

б) к родителям

в) в органы полиции

г) в прокуратуру

д) к старшеклассникам

Ответ: необходимо обратиться в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая, что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Вопрос №2

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем

КОНКУРС Викторина “Права литературных героев”

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”)

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Игра

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

  1. личную неприкосновенность
  2. получение бесплатного образования
  3. пользоваться учреждениями культуры
  4. иметь имущество в собственности
  5. неприкосновенность жилища
  6. свободы передвижения

Правовая игра-викторина для учащихся 8 класса "Что мы знаем о Президенте". Конспект


Цель: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции подростков.
Задачи:
-дать элементарные знания о выборах Президента Российской Федерации;
-воспитание у учащихся уважения к Закону;
-развитие чувства патриотизма.
Назначение. Правовая игра-викторина составлена для учащихся 8 класса. Может использоваться в 9-11 классах. Можно провести данное мероприятие между классами.
Правила игры. В викторине принимают участие две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. За правильные ответы участники получают красный жетон – 5 баллов, зелёный жетон – 4 балла, белый жетон – 1 балл. Если команда не знает ответа на вопрос, право переходит другой команде. Если ни у одной из команд нет ответа – ведущий даёт полный, развёрнутый ответ.

Ход игры-викторины

Ведущий: Добрый день, ребята! Приглашаю вас принять участие в необычном мероприятии – правовой игре, посвящённой теме Конституции РФ и президентской власти. Для начала мы разделимся на две команды. Каждая команда выбирает капитана, название и девиз своей команде.
(На обдумывание – 2 минуты)
Ведущий: Команды готовы? Прошу представить свои команды.
Капитан 1: Наша команд
Все: «Россияне».
Капитан: Наш девиз:
Все: « За Россию, за народ,
За человечество вперёд!»
Капитан 2: Наша команда
Все: «Кристалл».
Капитан: Наш девиз:
Все: «Кем бы в жизни ты не стал,
Всегда будь чистым, как кристалл!»
Ведущий: Итак, справа от меня команда «Россияне» капитан Журавлёв Никита, слева – команда «Кристалл», капитан Горохова Кристина.
Тур I. «Разминка».
Ведущий: Я буду по очереди задавать каждой команде вопрос, вы должны дать правильное объяснение понятия или термина.
1.Президент – это…(Глава государства, высшее должностное лицо).
2.Официальная резиденция Президента Российской Федерации - …(Кремль, Москва).
3.Президентский совет – это…(Консультативный орган при Президенте РФ, разрабатывающий для него предложения стратегического характера по основным вопросам внутренней и внешней политики).
4.Вето Президента – это…(Право Президента отклонить закон, принятый Федеральным собранием, который ещё не вступил в силу).
5.Как выглядит символ президентской власти? (Флаг представляет собой окаймлённое золотой бахромой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета, в центре которого помещено золотое изображение Государственного герба РФ).
6 Президент избирается сроком на…(6 лет) .
7.Импичмент – это…(Отстранение от должности Президента) .
8.Администрация Президента – это…(Система рабочих органов, призванная содействовать Президенту в осуществлении его полномочий).
9.Послание Президента – это…(Ежегодное обращение Президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики).
10.Отставка – это…(Уход с государственной должности по личному желанию или смещение с этой должности по причинам субъективного либо объективного характера).
Тур II. «Гражданином быть обязан».
Ведущий: Команда «Россияне» должна объяснить понятие «гражданская позиция», команда «Кристалл» - «гражданское общество». Обе команды раскрывают эти понятия на примерах друзей, родителей, учителей, других взрослых. Ведущий может задавать наводящие вопросы.
Ответы.
Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Тур III. «Выборы».
Ведущий: В этом туре я задаю каждой команде вопросы и даю три варианта ответов, из которых необходимо выбрать правильный. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Для команды «Россияне»:
1.Путём всенародного голосования избирается...
-Председатель Правительства Российской Федерации;
-Президент Российской Федерации ;
-Спикер Государственной думы.
2.С какого момента Президент вступает в должность?
-После объявления результатов голосования;
-с момента принятия присяги ;
-на следующий день после выборов.
3.Кто принимает решение об отставке Правительства?
-Президент ;
-Верховный суд;
-Государственная дума.
4.К какой ветви государственной власти относится должность Президента Российской Федерации?
-Законодательной;
-исполнительной;
-не входит в систему власти .
5.Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие по выборам Президента Российской Федерации, чтобы выборы были признанными, состоявшимися?
-25%;
-50%;
-75%.
6.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
-Паспорт ;
-водительские права;
-профсоюзный билет.
7.Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
-Нет, ни в коем случае;
-да, это моё личное дело;
-да, если я заполняю бюллетень с помощью наблюдателя и ли члена избирательной комиссии.
8.Может ли слабовидящий или слепой человек во время выборов воспользоваться помощью другого лица?
-Нет, не может;
-да, если это лицо не является членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, наблюдателем;
-да, если это член избирательной комиссии.
Для команды «Кристалл»:
1.В каком году в Российской Федерации была введена должность Президента?
-В 1978 году;
-в 1991 году;
-в 1996 году.
2.В случае отставки Президента Российской Федерации выборы должны состояться…
-немедленно;
-не позднее трёх месяцев с момента отставки ;
-не позднее одного месяца.
3.На какой срок может быть переизбран Президент Российской Федерации?
-Ещё на один срок ;
-ещё на два срока;
-ещё на три срока.
4.Кто назначает Председателя Правительства Российской Федерации?
-Государственная дума;
-Президент ;
-члены Правительства.
5.По Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является…
-Верховный суд;
-Президент Российской Федерации;
-народ .
6.С какого возраста гражданин имеет право избирать?
-С 14 лет, когда гражданин получает паспорт;
-с 18 лет ;
С 21 года.
7.Можете ли вы прийти на избирательный участок в день выборов и заявить, что хотите стать наблюдателем?
-Нет, наблюдатели назначаются кандидатом или избирательным блоком ;
-да, эта инициатива должна приветствоваться;
-да, если у вас есть письменное заявление.
8.Можно ли на избирательном участке спрашивать совет, за кого голосовать, у комиссии и избирателей?
-Можно;
-нельзя ;
-можно только у наблюдателей.
Тур IV. «Подбери синоним».
(На столе у каждой команды лежат карточки, на которых написаны термины. Команды должны как можно быстрее найти и соединить одинаковые по смыслу понятия. Побеждает та команда, которая первой правильно выполнит задание.)
Ведущий: В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с разными понятиями из области политики и права: они звучат в средствах массовой информации, мелькают на страницах прессы. Порой речь идёт об одном и том же понятии, но звучит оно по-разному. В этом задании вам предлагается подобрать синонимы – слова (или сочетания нескольких слов), разные по звучанию, но одинаковые по значению.
Для команды «Россияне»:
1.Совет министров. (Правительство)
2.Парламент. (Федеральное собрание)
3.Присяга. (Торжественное обещание, клятва)
4.Ратификация. (Утверждение международного договора)
5.Инаугурация. (Торжественная церемония вступления в должность главы государства)
Для команды «Кристалл»:
1.Министр. (Руководитель министерства)
2.Премьер-министр. (Председатель Правительства)
3.Спикер. (Руководитель палаты парламента)
4.Совет Федерации. (Верхняя палата парламента)
5.Государственная дума. (Нижняя палата парламента)
Ведущий: На этом викторина заканчивается. Предлагаю командам подсчитать свои жетоны.
(Подведение итогов. Награждение победителей)

Просмотров