Закон яровой в чем суть закона. «Закон Яровой»

Сколько стоит Ваш телефон?

Пакет Яровой, что это? Полный текст закона 2016 года.

7 июля 2016 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон № 374-Ф3 более известный в народе, как «пакет Яровой» . Но какова суть этого закона? Давайте разберёмся в этом в данной статье.

В начале укажем наиболее важные аспекты закона, которые вызвали общественный резонанс, а также различную информацию, интересующую пользователей. В нижней части публикации Вы можете ознакомиться с полным текстом «пакета Яровой».

«Пакет Яровой». Подписан или нет?

Да, закон подписан.

  • Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года.
  • Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
  • Подписан президентом Российской Федерации 7 июля 2016 года.


Когда вступит в силу «пакет Яровой»?

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
  2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Суть «пакета Яровой».

Закон предусматривает уголовную ответственность за международный терроризм, а также обязывает операторов связи хранить разговоры и переписку абонентов в течение полугода.

Разбирать всё детально не будем - для этого чуть ниже есть полный текст «закона Яровой». Основные пункты закона, вызвавшие общественный резонанс: операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений; в течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных; компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик.

Полный текст «пакета Яровой», одобренный президентом.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146; № 31, ст. 3452; 2008, № 45, ст. 5149; № 52, ст. 6227; 2009, № 1, ст. 29; 2010, № 31, ст. 4166; 2011, № 1, ст. 16; № 19, ст. 2713; № 46, ст. 6407; 2013, № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5641; 2014, № 19, ст. 2335; № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3385; 2015, № 1, ст. 58) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.»;

б) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

в) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.»;

г) в части 5 слова «частью 4» заменить словами «частями 4 и 41»;

2) дополнить статьей 52 следующего содержания:

«Статья 52. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 - 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821 - 2823 и 360» заменить словами «2821 - 2823, 360 и 361»;

б) в части 2 слова «2821 - 2823 и 360» заменить словами «2821 - 2823, 360 и 361».

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; 2003, № 27, ст. 2700; 2006, № 17, ст. 1779; 2016, № 1, ст. 88) следующие изменения:

1) в части пятой статьи 14 второе предложение исключить;

2) в статье 15:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.»;

«Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1999, № 2, ст. 233; 2000, № 1, ст. 8; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; 2005, № 49, ст. 5128; 2007, № 31, ст. 4008; 2008, № 52, ст. 6235; 2013, № 51, ст. 6689) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) часть первую дополнить пунктом 15 следующего содержания:

«15. Получение компьютерной информации.»;

б) часть четвертую после слов «со снятием информации с технических каналов связи,» дополнить словами «с получением компьютерной информации,»;

2) в статье 8:

а) абзац первый части второй после слов «оперативно-розыскных мероприятий» дополнить словами «(включая получение компьютерной информации)»;

б) в части десятой цифры «8 - 11» заменить цифрами «8 - 11, 15».

«О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2011, № 50, ст. 7366) дополнить частью третьей следующего содержания:

«Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.».

Часть восьмую статьи 256 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2010, № 21, ст. 2524; 2011, № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; 2012, № 53, ст. 7628; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4036; № 52, ст. 6955; 2014, № 16, ст. 1828; 2015, № 1, ст. 75; № 48, ст. 6709) после слов «религиозных связей и контактов» дополнить словами «(за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями)».

«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 2011, № 1, ст. 10; № 50, ст. 7351; 2012, № 29, ст. 3993) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:

«К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.»;

2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:

«При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.».

Пункт 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12,

ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 49, ст. 6075) изложить в следующей редакции:

«8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.».

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 23, ст. 2877; № 27, ст. 3472, 3477; 2014, № 43, ст. 5800; 2015, № 1, ст. 58; № 14, ст. 2020; № 17, ст. 2478; № 29, ст. 4387; № 48, ст. 6707; 2016, № 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью,» дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность»;

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.»;

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.»;

4) дополнить главой III1 следующего содержания:

«Глава III1. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на кладбищах и в крематориях;

в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 242. Порядок осуществления миссионерской

деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5 и 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.».

«О почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3697; 2011, № 50, ст. 7351) следующие изменения:

1) в статье 17:

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

«Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение.»;

2) в пункте «а» части первой статьи 22 слова «а также основные части огнестрельного оружия» заменить словами «основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей».

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 3993, 4011; 2010, № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4166; 2011, № 46, ст. 6406; 2012, № 30, ст. 4172; 2013, № 26, ст. 3207; № 44, ст. 5641; № 52, ст. 6968; 2014, № 19, ст. 2315, 2335; № 30, ст. 4214; 2015, № 1, ст. 37, 58; № 27, ст. 3950, 4001; 2016, № 1, ст. 44) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3:

а) слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

б) после слов «Российской Федерации, либо» дополнить словами «для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

2) в статье 6:

а) в пункте 21:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 22:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 20, ст. 2367; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745, 5748; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122, 3132; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 45, ст. 5265; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4284, 4289, 4290; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 45, ст. 6334; № 46, ст. 6406; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1724; № 18, ст. 2126, 2128; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1658, 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3454, 3470; № 30, ст. 4025, 4026, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327, 6341; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 559, 566; № 11, ст. 1092, 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; № 52, ст. 7541, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 67, 74, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 14, ст. 2021; № 18, ст. 2614, 2619, 2620; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3370; № 27, ст. 3945; № 29, ст. 4346, 4359, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1491, 1493; № 18, ст. 2509, 2514; № 23, ст. 3285) следующие изменения:

1) в статье 5.26:

а) абзац второй части 1 дополнить словами «; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частями 3 - 5 следующего содержания:

«3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.»;

2) дополнить статьей 11.143 следующего содержания:

«Статья 11.143. Невыполнение обязанностей, предусмотренных

законодательством о транспортно-

экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

П р и м е ч а н и е. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

3) в статье 13.6:

а) наименование после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования)»;

б) абзац первый после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) статью 13.15 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.»;

5) в статье 13.30:

а) наименование дополнить словами «, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов»;

б) в абзаце первом слова «либо непредставление» заменить словами «, либо непредставление», после слов «с абонентом договора,» дополнить словами «либо несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов,»;

6) в статье 13.31:

а) в абзаце втором части 2 слова «от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей» заменить словами «от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.»;

7) в части 1 статьи 15.271 слова «279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо» заменить словами «279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

8) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.71» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.143», слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 - 3 статьи 13.31»;

9) в статье 23.36:

а) в части 1 слова «статьями 11.142, 11.15,» заменить словами «статьей 11.142, частью 1 статьи 11.143, статьей 11.15,»;

б) в части 2:

пункт 1 после цифр «11.142,» дополнить словами «частью 1 статьи 11.143, статьями»;

пункт 2 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 3 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 4 после слов «частью 3 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

10) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр «5.22,» дополнить цифрами «5.26,»;

б) пункт 44 после слов «статьей 11.71,» дополнить словами «частью 2 статьи 11.143,»;

в) в пункте 56 слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 - 3 статьи 13.31».

№ 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 признать утратившим силу;

2) в статье 4:

«1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.»;

3) в пункте 1 статьи 6 слова «Российской Федерации и настоящим Федеральным законом» заменить словами «Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

№ 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 31, ст. 4190; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 48, ст. 6162; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4383; 2016, № 15, ст. 2066) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.»;

2) в статье 64:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2014, № 30, ст. 4218) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

2) статью 22 дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.».

Внести в статью 101 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2014, № 19, ст. 2302) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.»;

3) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.».

Статью 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2011, № 30, ст. 4590; 2014, № 6, ст. 566) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.».

Внести в пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 52, ст. 6421; 2014, № 26, ст. 3360) следующие изменения:

1) в абзаце втором слова «втором - девятом, одиннадцатом и двенадцатом» заменить словами «втором, шестом, седьмом и девятом»;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

«юрисдикция Приволжского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах третьем - пятом, восьмом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи.».

«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4604) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Этот пункт еще не полностью готов к реализации. Сейчас вокруг закона Яровой о хранении данных идут горячие обсуждения и жаркие споры. Чтобы воплотить его в жизнь, скорее всего, придется все же немного ослабить отдельные пункты. Как работает закон на практике Прошел уже год с момента внедрения закона Яровой, основные механизмы проекта рассмотрены, значит, уже можно посмотреть на то, как поправки работают на практике. Самым широко обсуждаемым и печальным случаем стало убийство Андрея Карлова, дипломата РФ в Турции. Девятнадцатого декабря 2017 года террорист застрелил российского посла на фотовыставке в Анкаре. Убийца выкрикивал исламские лозунги и угрожал оружием посетителям мероприятия. Преступник назвал это местью за действия РФ в Сирии. По случаю убийства российского посла было заведено дело по статье «совершение акта международного терроризма», которая была введена поправками Яровой.

Что такое закон яровой

С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ. 1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.
По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов.

Закон яровой

По результатам очередных выборов заняла второе место, но все же получила депутатский мандат из-за того, что от него отказался победитель. В Думе стала известна созданием законопроектов, которые касались ограничений в проведении митингов, ужесточения миграционной политики и многих других сфер. Самым известным ее детищем на политическом поприще стал закон Яровой.
Суть его рассмотрим далее. Суть поправок Яровой к УК Закон Яровой – что это? Простыми словами это два отдельных законопроекта, которые вносят несколько поправок в ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные акты, которые касаются того же вопроса, а также в некоторые статьи УК. Обе части пакета были приняты 6 июля 2017 года. Первая часть – закон № 374-ФЗ.

«закон яровой» – что это простыми словами?

Внимание

Недоносительство С 20 июля 2016 года «Несообщение о преступлении» станет уголовным преступлением. Под угрозой лишения свободы на срок до одного года люди должны будут сообщать властям о подготовке теракта, вооруженного мятежа и некоторых других видах преступлений; всего их в списке - полтора десятка. Оправдание терроризма в соцсетях Призывы к терроризму и его оправдание в интернете приравняли к аналогичным заявлениям, совершенным с помощью средств массовой информации.


Ответственность за такие записи ужесточилась: граждане будут отвечать по тем же правилам, что и СМИ. Максимальное наказание - семь лет лишения свободы. Записи телефонных разговоров и смс. Доступ силовиков к этим данным Дума почти не изменила поправки о хранении данных пользователей.

Закон яровой – что это простыми словами? суть и текст закона

Они обязаны будут выполнять поставленные условия – то есть сохранять сообщения, передаваемые их абонентами друг другу, с 1 июля 2018 года. Условия работы Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение условий работы определенных сфер. К ним относятся:

  1. Транспортная сфера.
  2. Сфера связи.
  3. Религиозная сфера.


Для транспортных компаний Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение в деятельности транспортных компаний. Они включены в данный проект с целью предотвращения взаимодействия транспортных компаний с экстремистскими организациями. Согласно закону, на компанию возлагается обязанность проверки своих клиентов. Прежде чем заключить договор, экспедитор обязан проверить физическое лицо или юридическую компанию, с которой предполагается сотрудничество, используя основные реквизиты или личные данные.

403 forbidden

Актуальные новости На данный момент в правительстве активно обсуждается процесс внедрения всех пунктов законопроекта. Камнем преткновения является хранение данных пользователей. Только по предварительным оценкам стоимость реализации закона Яровой для телекоммуникационных компаний и операторов связи составит около 5 трлн рублей.

В январе 2018 года в Министерстве связи и коммуникаций заявили, что снизить стоимость можно до 100 млрд рублей, но при условии доработки проекта. Из перечня данных для хранения хотят убрать историю онлайн-видео и торрент-загрузок. В связи с уменьшением количества данных отпадет необходимость большого хранилища.

Сотовые операторы выступают за еще большие изменения. Представители компаний говорят, что стоит хранить только голосовые вызовы и сообщения, иначе реализация закона приведет к значительному удорожанию стоимости связи.

«пакет яровой» принят. и это очень плохо

Важно

Есть мнение, что это необходимая часть закона, которая позволит эффективнее противодействовать терроризму. Первый законодательный акт пакета внес поправки в работу операторов и провайдеров, а также телекоммуникационных компаний. Эти организации теперь обязаны создавать базы данных и хранить разговоры и сообщения пользователей.


Данные будут храниться в дата-центрах и передаваться правоохранительным структурам по требованию последних. Кроме вмешательства в личную жизнь, этот закон предполагает подорожание сотовой связи, о чем не сообщили своим абонентам сотовые операторы. Хранение таких объемов данных – очень дорогостоящая процедура, требующая значительных затрат, которые сопоставимы с бюджетами целых стран. Огромных средств требует постройка дата-центра и обеспечение бесперебойной работы сети.

Пакет яровой: суть и официальный текст

Инфо

В настоящее время идут разговоры о смягчении этого пункта, но пока не известно, будет ли отмена закона или власти сделают из него что-то принципиально новое. Условия работы для логистических компаний Есть поправки и к ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Экспедиторы теперь обязаны проводить полную и дотошную проверку документов, а также информации о грузе, нюансах перевозки.


Закон Яровой для транспортных компаний сулит огромные расходы для логистических и транспортных компаний. Деньги нужны на покупку специального оборудования для досмотра и другой аппаратуры. Конечно, возрастет и стоимость доставки грузов. По расчетам некоторых аналитиков, в перспективе это может обрушить рынок интернет-коммерции в России на 40 %.
Противодействие терроризму Теперь под запретом оказались незарегистрированные средства шифрования, за нарушение положен штраф от трех до пяти тысяч рублей.

Закон яровой суть закона

Одним из новшеств является «недоносительство», то есть несообщение о каким-либо преступлении. Со вступления в силу закона Яровой это является уголовно наказуемым преступлением. Новым определением стал термин «акт международного терроризма». Кратко говоря, это совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, если при этом подвергались опасности граждане РФ, их жизнь и неприкосновенность. Кроме основных моментов, закон вносит в правовое поле РФ огромное количество поправок и дополнений по поводу террористической деятельности. Тексты законов (документ № 374-ФЗ состоит из девятнадцати статей, № 375-ФЗ – из четырех) просты для восприятия. С ними можно ознакомиться на официальном сайте правительства РФ. Они написаны доступным языком, что исключает какую-либо другую трактовку, чем была задумана автором. Чем грозит закон гражданам РФ Суть законов Яровой изложена выше.

Закон яровой в чем суть закона

Двадцатого июля прошлого года проект вступил в силу. Что это значит для граждан РФ? Религиозные верования и организации не запрещены, но распространение информации о них людям, которые ясно не выразили свое желание что-то узнать, и без специального разрешения теперь наказуемо. Штраф составит 50 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс.
для организаций. Хранение операторами данных (все звонки и переписки россиян) до полугода и истории контактов до трех лет грозит подорожанием связи. Для хранения данных одного человека оператору придется купить десять внешних дисков по четыре терабайта, а это примерно 1700 долларов. Все телекоммуникационные компании должны расшифровывать личную информацию пользователей для ФСБ. Власти могут получить доступ к денежным операциям и личным сообщениям. В Совете по правам человека заявили, что закон противоречит Конституции.
Что не вошло в «пакет Яровой»? Лишение людей гражданства. Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями. Ограничения на выезд из страны. В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий - то есть в досудебном порядке.

Ко второму чтению депутаты изменили эту поправку: они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям (например, осужденным за терроризм и экстремизм). В итоге парламентарии решили вообще отказаться от этой нормы. Почему эти поправки появились в документе после первого чтения и исчезли накануне второго, неизвестно.

За нарушение поправки предусмотрена ответственность в виде денежного штрафа. Когда вступает в силу Закон Яровой (по крайне мере большинство поправок) уже реализуются с 20 июля 2017 года. Снижен возрастной порог судебной ответственности за террористическую деятельность и содействие экстремизму, вступили в силу поправки к УК РФ, акты, касающиеся миссионерской деятельности, и ограничения для транспортных компаний.

Когда вступает в силу закон Яровой полностью? Самая резонансная часть проекта – ограничение работы мобильных операторов, телекоммуникационных компаний и провайдеров Интернета вступает в силу 1 июля 2018 года. Политики посчитали, что к этому времени будет подготовлена техническая и нормативно-правовая база, а все разногласия между правительством и обществом по поводу внедрения таких масштабных изменений будут разрешены.

Предложенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым пакет антитеррористических поправок в законы был принят еще летом 2016 года.

"Пакет Яровой"

"Пакет Яровой" - неофициальное название двух законов, направленных на борьбу с терроризмом:

  1. №374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
  2. № 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

Важнейшим нововведением "пакета Яровой" стали обязательства для операторов связи и интернет-компаний хранить на территории России все передаваемые пользователями данные. По запросу операторы связи должны передавать эту информации органам власти.

Операторы связи

Ко второму чтению "пакета Яровой" законодатели исключили из него конкретные требования по срокам хранения. В утвержденном варианте определение сроков стало прерогативой правительства РФ.

Так, в апреле 2018 года кабмин правила хранения данных операторами связи. С 1 октября они должны осуществлять хранение в полном объеме трафика пользователей за последние 30 суток.

В дальнейшем операторы должны увеличивать объем хранения информации на 15% ежегодно в течение 5 лет. Так срок хранения голосовой связи и текстовых сообщений пользователей увеличится до полугода.

По старшего директора, главы отдела корпораций Россия/СНГ Fitch Ratings Николая Лукашевича новые требования приведут к увеличению капитальных затрат для операторов телекоммуникационных сетей на 14-23%.

МТС оценивает расходы на исполнение закона в течение пяти лет в 60 млрд рублей. Материнская компания "Вымпелкома" (бренд "Билайн") - холдинг Veon Ltd. - рассчитывает потратить 45 млрд рублей за пять лет. Гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков говорил о сумме в 35-40 млрд рублей в течение пяти лет. Tele2 рассчитывает, что компании потребуется потратить несколько десятков миллиардов рублей в ближайшие два-три года.

При этом бывший советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко , что "пакет Яровой" не приведет к ощутимому росту цен на связь.

Интернет-компании

Правила хранения данных для организаторов распространения информации в интернете 28 июня. Срок - полгода. Нормы вступили в силу 1 июля 2018 года.

Утвержденные камбином правила касаются всей информации, передаваемой пользователями в интернете: текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных электронных сообщений пользователей.

Кроме того, интернет-компании должны предоставлять правоохранительным органам электронные сообщения пользователей, зарегистрировавшихся или авторизованных с использованием сетевых адресов, определяемых как используемые на территории РФ. Это требование также распространяется на пользователей, указавших при регистрации или использовании функций коммуникационного интернет-сервиса выданный в РФ документ, удостоверяющий личность, а также указавших российский номер телефона.

Действуют эти правила и в отношении пользователей, находящихся на территории России, а также тех, о нахождении которых в стране сообщили силовики.

Повышение цен

Вступление новых требований в силу приведет к временному повышению расходов интернет-провайдеров. И некоторые из них уже заявили о повышении абонентской платы за доступ в интернет.

При этом стоимость интернет-доступа в России - одна из самых низких в мире. В 2016 году, например, "домашний" интернет в Москве пользователям в 10 раз дешевле, чем в Нью-Йорке.

Ответ редакции

Последнее обновление: 07.07.2016 г.

В четверг, 7 июля, президент РФ Владимир Путин , усиливающий уголовную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. Также Путин поручил правительству контролировать ход реализации утвержденных инициатив.

«Говоря проще, правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и при необходимости, если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

Пакет антитеррористических законов в СМИ прозвали «пакетом Яровой», так как подготовила их председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая.

Лишение гражданства или свободы за «несообщение о преступлении»

Закон вводит статью УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице/лицах, которые по достоверно известным сведениям готовят, совершают или совершили» преступления некоторых категорий. Закон вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых необходимо сообщить компетентным органам: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником.

Усиление ответственности за призывы к террористической деятельности

Закон усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (до этого публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений).

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Люди с непогашенной судимостью по «террористическим» статьям лишаются права покидать Россию

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж».

Операторы будут обязаны полгода хранить записи телефонных звонков и переписку пользователей

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и/или обработки.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Вводится понятие «миссионерская деятельность»

В статье о свободе совести и вероисповеданий, согласно принятым поправкам, появится определение понятия «миссионерская деятельность». Ею считается религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. Также миссионерством признаётся «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете.

При этом закон предусматривает, что миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе.

Ужесточения наказаний за преступления экстремистской направленности

Публичные призывы к терроризму или его оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок до 5-7 лет. Под публичным оправданием понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Участие в террористической организации предлагается карать тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от 5 до 10 лет).

Также ужесточается и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе за рубежом: верхняя планка наказания по этой статье повышается на 5 лет.

УК дополняется новой статьей, вводящей наказание за склонение или вербовку для совершения массовых беспорядков. Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Вводятся нижние планки наказания и по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), в частности, минимальный срок лишения свободы составит 3 года, максимальный - 6 лет. По аналогичному принципу ужесточается наказание за организацию деятельности экстремистской организации, экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности.

Кроме того, закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе будет пониматься «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения» террористических преступлений.

Вводится статья о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Посылки почты проверят с помощью рентгена на предмет запрещённого содержимого

Закон вносит поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. Сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Расширение уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Закон расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Так им могут вменяться уголовные статьи за:

За международный терроризм;
. за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях;
. за прохождение обучения терроризму;
. за участие в массовых беспорядках;
. за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.
. за несообщение о преступлении.

24 июня 2016 года Госдума, скорее всего, примет во втором и третьем чтениях «антитеррористический» пакет, внесенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым (широко известный как «пакет Яровой»). Он содержит поправки в десятки законов, которые расширяют полномочия государства, ужесточают контроль над жителями страны и ограничивают права, гарантированные гражданам Конституцией. Если закон примут, в чем нет больших сомнений, у властей появится возможность лишать россиян гражданства, не выпускать из страны осужденных за «неправильные» перепосты, получить доступ ко всем телефонным разговорам и электронной переписке граждан. Большинство поправок вступят в силу уже 20 июля. «Медуза» рассказывает о самых важных пунктах «пакета Яровой».

Власти смогут лишать людей гражданства — в том числе за работу в международных организациях

Вечером 22 июня текст «пакета Яровой» ко второму чтению пропал из электронной базы Думы. 23 июня стало известно, что поправки о лишении гражданства полностью исключены из документов.

В Конституции говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Но если законопроект Ирины Яровой примут, власти смогут лишать гражданства людей, у которых есть гражданство другой страны или гарантия, что они его получат.

Законопроект Ирины Яровой предлагает лишать гражданства за некоторые преступления террористической и экстремистской направленности. В списке этих преступлений есть, например, известная 282-я статья («возбуждение ненависти и вражды») — одна из тех, по которым можно сесть за перепост картинки в социальной сети. Другой пример из списка: статья 280.1 — призывы к сепаратизму . Осужденный по одной из перечисленных статей лишается гражданства в день вступления приговора в законную силу. Но только в том случае, если у него есть гражданство другой страны или гарантия его получения.

Гражданства лишат и тех людей с двойным гражданством, которые пойдут служить в иностранную армию, правоохранительные или судебные органы. Или будут — без согласования с российскими властями — участвовать в работе международных организаций, в которых Россия (видимо, как государство) не представлена. Людей из обеих этих категорий лишат гражданства в день поступления на работу. Как именно будет работать эта норма, неизвестно. Что в данном контексте означает «международная организация» и станут ли лишать гражданства тех, кто работал в них до принятия нового закона, тоже не вполне ясно.

Прямой конституционный запрет на лишение россиян гражданства обходится авторами «пакета Яровой» довольно просто. Конституция позволяет «добровольный выход из гражданства России». Работу в международных организациях или иностранных государственных органах предлагается считать именно «добровольным волеизъявлением лица, выраженным в форме совершения действий».

При этом депутаты намеренно или случайно сняли одно из ограничений для тех, кто решил выйти из гражданства России по-настоящему добровольно — по письменному заявлению. Раньше, если у человека не было иного гражданства или гарантии его получения, ему не позволяли отказаться от российского паспорта; теперь такого ограничения нет.

За недоносительство тоже будут лишать гражданства. И сажать в тюрьму. Это новая статья Уголовного кодекса

Новая статья УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило» преступления некоторых категорий. Законопроект Яровой вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых теперь необходимо донести, чтобы самому не оказаться на скамье подсудимых: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года. Кроме того, недоносительство входит в список преступлений, за которые депутаты предлагают лишать гражданства. То есть «формой совершения действия» будет считаться бездействие — несообщение.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником, — в этом Конституция соблюдена.

Вводят еще одну статью, по которой можно сажать за посты в соцсетях

Законопроект усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к таким призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (раньше публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений). И лишение гражданства.

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

За перепост можно не просто сесть, но и стать невыездным

23 июня стало известно, что поправки о запрете на выезд из страны исключены из законопроекта.

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж». В ту же поправку включены все статьи «экстремистской направленности» — это большой список статей , в том числе и те, по которым людей судят за посты в социальных сетях (например, «призывы к экстремистской деятельности»).

Срок запрета на выезд может исчисляться годами. После того как человек отбыл наказание, еще некоторое время его судимость считается непогашенной — например, для статьи о «возбуждении ненависти или вражды» (282 УК РФ) этот срок составляет три года. Иногда судимость могут снять и раньше срока — за примерное поведение, по амнистии или по помилованию. По нынешнему законодательству люди могут выезжать за границу до погашения судимости — сразу после исполнения наказания (например, освободившись из тюрьмы).


Участники расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры. Москва, 23 марта 2016 года

Фото: Михаил Метцель / ТАСС / Scanpix / LETA

Операторы будут хранить месяцами записи телефонных звонков и всю переписку пользователей. Сотрудники силовых ведомств смогут изучать эти данные

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и (или) обработки. В реестр «организаторов распространения» может попасть владелец любого ресурса, где можно обмениваться электронными сообщениями.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы. Если законопроект примут, документ вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Зашифрованную переписку тоже прочтут. Или заставят всех отказаться от шифрования

Депутаты предлагают простую схему борьбы с шифрованием трафика: обязать «организаторов распространения информации», которые используют «дополнительное кодирование» электронных сообщений, предоставлять в ФСБ информацию, позволяющую «декодировать» все, что потребуется. За отказ — штраф: для юридических лиц — от 800 тысяч до миллиона рублей. Поправки сформулированы так, что не вполне ясно, о каком кодировании речь — о шифровании в мессенджерах или о любом сайте с шифрующим протоколом HTTPS.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Проповедовать теперь смогут только специальные люди в специально отведенных местах. Некоторые идеи проповедовать запретят

Власти хотят жестче регулировать религиозную сферу. В статье о свободе совести и вероисповеданий появится определение понятия «миссионерская деятельность». Такой деятельностью депутаты считают более или менее любую религиозную практику вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. «Распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете тоже считается миссионерством.

Если «пакет Яровой» примут, миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе. Любую миссионерскую деятельность в жилых помещениях, кроме богослужений, церемоний и обрядов, хотят запретить. Иностранные миссионеры смогут работать только в тех субъектах, где зарегистрирована пригласившая их организация.

Власти хотят законодательно запретить распространение некоторых идей — например, тех, которые призывают к экстремизму, заставляют людей отказываться от медицинской помощи, отдавать свое имущество религиозной организации и прочих. За нарушения предусмотрены административные штрафы — в том числе крупные, до миллиона рублей.

В правозащитном центре «Сова» считают , что поправки о миссионерстве угрожают не только незарегистрированным религиозным группам, но и тем, у кого есть регистрация, — протестантам и новым религиозным движениям христианского толка. С трудностями могут столкнуться даже православные миссионеры.

За некоторые преступления наказания будут куда более жесткими

Законопроект предлагает сильно ужесточить наказания за некоторые преступления, причем большая часть изменений касается статей «экстремистской направленности». Сейчас по этим статьям существует несколько видов наказаний: штраф, принудительные работы, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение свободы. Ужесточили все формы наказания — и особенно те, что связаны с лишением свободы. Поправки Яровой либо сдвигают в большую сторону минимальный и максимальный сроки заключения, либо вводят нижний порог наказания там, где его раньше не было.

Например, по существующему закону, если человека осудили по одной из частей 282-й статьи («возбуждение ненависти и вражды»), которые не связаны с применением насилия, его могут посадить максимум на четыре года, а нижнего порога вообще нет. Теперь депутаты предлагают ввести нижний порог в два года, а верхний поднять до пяти лет.

Другой пример — усиление наказания по еще одной статье, связанной с экстремизмом, — «Организация экстремистского сообщества» (282.1). За участие в таких сообществах будут лишать свободы на срок от двух до шести лет (раньше максимальный срок по этой статье составлял четыре года, а нижний порог не был установлен), за организацию сообществ будут наказывать сроком от шести до десяти лет (было от двух до восьми). Кроме того, депутаты усилили наказание по статьям «Организация деятельности экстремистской организации» (282.2; было от двух до восьми лет, теперь — от шести до десяти), «Финансирование экстремистской деятельности» (282.3; было до трех лет, теперь — от трех до восьми).

Поправки Яровой увеличивают и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования: теперь оно составит от 10 до 20 лет (раньше было от 8 до 15). Еще один пример ужесточения наказаний — поправка к статье Уголовного кодекса об организации незаконной миграции. Она отменяет все виды наказания, кроме лишения свободы (при этом срок лишения свободы остается тем же — до пяти лет). Это значит, что суды больше не смогут приговаривать осужденных к штрафам или принудительным работам.


Теперь можно сесть за «вовлечение в организацию массовых беспорядков»

В предыдущей редакции Уголовного кодекса была учтена ответственность за организацию, участие, призывы к массовым беспорядкам, а также за прохождение обучения для участия в них. Теперь статья дополнится еще одной частью: в России будут судить еще и за «склонение, вербовку или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков. Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Вводят статью о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Сотрудников почты заставят проверять посылки

Законопроект предлагает внести поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. В существующем законе прописано, что сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Станет больше уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Новый закон сильно расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Раньше таких составов было 22, теперь их стало на десять больше. С 14-летнего возраста теперь можно судить за международный терроризм; за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях; за прохождение обучения терроризму; за участие в массовых беспорядках; за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.

Кроме того, «антитеррористический пакет» вводит ответственность для 14-летних за несообщение о преступлении. В списке уголовных статей, за которые можно судить несовершеннолетних, «недоносительство» — единственное деяние, которое не связано с насилием и угрозой общественному порядку в той или иной форме.



Просмотров