Закон о туристской деятельности 1 января. Комитет по предпринимательству в сфере туризма

C 1 января 2017 года вступит в силу измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

В настоящее время продолжается совершенствование нормативной базы, определяющей особенности осуществления туристской деятельности. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Пензенской области сообщает, что с1 января 2017 года вступит в силу существенно измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии с измененной статьей 4.1 Закона осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение ответственности туроператора).

Также Законом предусмотрен новый механизм финансовой защиты интересов туристов в виде фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (статья 11.6 Закона). Если указанный фонд сформирован в максимальном размере (не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год), то финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется. Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения - туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.

Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее - Правила).

Основанием для возмещения является факт причинения туристу ущерба, в случае не выполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации турпродукта.

Новой редакцией статьи 4.1 Закона предусмотрен ряд обязанностей туроператора в случае невозможности исполнения им всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта.

Так, туроператор обязан:

а) прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами,
реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором;

б) направить информацию о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации
туристского продукта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора;

в) разместить эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Датой установления факта причинения реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения обязательств или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.

Также Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта. К таким лицам отнесены сами туристы, иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. Под реальным ущербом, подлежащим возмещению, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

Следует учесть, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Правилами также утверждены перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых к требованию документов.

Обращаем внимание, что к новеллам Закона относятся положения в соответствии с которыми определена возможность заключения договора между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком в форме электронного документа (статья 10 Закона). В этом случае к требованию о возмещении денежных средств должен быть приложен договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 2130-р статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь».

В соответствии с Правилами на объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. К таковым отнесены:

а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений;

б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному
заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по
догов ору о реализации туристского продукта;

в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в
порядке и сроки, установленные Правилами.

При принятии положительного решения о возмещении реального ущерба денежные средства перечисляются на банковский счет туриста и (или) иного заказчика.

Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.

Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма формируется Ассоциацией «Турпомощь» для каждой компании отдельно за счёт ежего-дного взноса туроператора - 1% от общей цены выездного турпридукта за предыдущий год. Для новых туроператоров размер взноса устанавливается в сумме 100 тыс. рублей. Если необходимость выплат наступит до формирования максимального размера фонда, то возмещению подлежит разница между суммой реального ущерба и суммой, полученной туристом по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или по банковской гарантии.


Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработ...

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для «Турпомощи», в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.

Новый закон для турфирм, который вступает в действие в 2017 году, позволит усилить ответственность участников рынка. В результате будет создан дополнительный инструмент, позволяющий защитить права потребителей. При этом законодатели постарались учесть интересы представителей бизнеса.

Нововведения 2017 года: новый закон для турфирм

После начала кризиса и череды банкротств представителей туристической отрасли данная сфера нуждалась в новом механизме контроля качества оказываемых услуг. Учитывая практически полную незащищенность прав потребителей в тех ситуациях, когда туристическая компания сталкивается с финансовыми проблемами, законодатели создали дополнительные инструменты защиты интересов клиентов.

Для подготовки нового закона потребовалось два года. Изначально планировалось запустить изменения в 2016 году, однако неготовность участников рынка вынудила власти перенести внедрение новых правил на более поздний период. Кроме того, Российский союз туриндустрии настаивал на одновременном принятии поправок в Налоговый кодекс, которые освободят фонды «Турпомощи» от уплаты налогов. В результате нововведения в туристической деятельности вступают в действие в 2017 году.

В первую очередь законодатели намерены усилить ответственность туристических компаний. Для достижения данной цели вступают в действие следующие изменения:

  1. Пересмотрен механизм формирования финобеспечения. Минимальная сумма снизилась до 10 млн руб. (ранее 30 млн руб.).
  2. Формируется фонд персональной ответственности, который будет наполняться исходя из цены турпродукта. На ежегодной основе туроператор будет перечислять 1% стоимости продукта. При этом максимальный размер фонда достигает 7%.
  3. Внедряется дифференцированный подход при уплате взносов в «Турпомощь». В зависимости от масштабов деятельности представителя туристического бизнеса, платеж составит от 50 до 500 тыс. руб.
  4. Появляются дополнительные требования к репутации руководителей туристических компаний. Данную должность не смогут занимать лица с непогашенной судимостью. Кроме того, нововведения затронут тех руководителей, которые ранее нарушали действующее законодательство в туристической сфере.
  5. Появляется понятие электронных путевок, однако данная норма вступит в действие только в 2018 году.
  6. Формируется специальный реестр, который будет включать все реализованные продукты туроператора. В результате в единой базе окажутся все туристы с указанием их местопребывания, что усовершенствует процесс оказания помощи в экстренных ситуациях.

Последствия изменений для отрасли

В рамках принятых нововведений конкретизированы нормы, которые регламентируют полномочия различных учреждений. В результате полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов четко разграничены, что положительно отобразится на развитии отрасли. В первую очередь улучшится ситуация для внутреннего и въездного туризма, отмечают эксперты.

Длительная подготовка к принятию нового закона позволит не только гармонизировать другие нормативные акты, но и провести соответствующую подготовку представителям бизнеса. Учитывая достаточно жесткие требования, которые вступают в действие в следующем году, туристические компании имели достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям работы.

Кроме того, со следующего года все турагентства будут включены в специальный реестр. В результате клиенты смогут видеть реального туроператора, который будет организовывать поездку.

В 2017 году вступает в действие ряд изменений, которые установят новые правила игры для представителей турбизнеса. В результате нововведений будет значительно повышена ответственность туристической компании, при этом клиенты получат эффективный механизм защиты собственных интересов.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» , сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи» . Вместо одного «компенсационного» , туроператоры будут вносить средства в два – резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд: « 50 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей; 100 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части; 300 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно; 500 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов. »

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента» . Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором» . Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

- Фингарантии для туроператоров сохраняются. Изменится механизм расчета финобеспечения, минимальную сумму снизили с 30 млн до 10 млн рублей.

- Создается фонд персональной ответственности туроператоров. Размер ежегодного взноса устанавливается в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Максимальный размер фонда каждого туроператора составляет 7% от общей цены турпродукта - когда сумма достигает этого размера, перечисление взносов прекращается.

- Вводятся требования к деловой репутации руководителей операторских компаний и турагентств, а именно, запрет на руководство туркомпанией людям, имеющим непогашенные судимости, а также тем, чьи турфирмы за последний год нарушали отраслевое законодательство.

- Вводятся в оборот электронные путевки (вступят в силу лишь с 1 января 2018 года) и создается реестр договоров о реализации турпродукта. В случае ЧП эта база данных поможет оперативно выяснить количество туристов и место их пребывания, чтобы оказать им экстренную помощь.

Новый закон о туризме с 1 января 2017 года изменил перечень требований к турфирмам, что должно привести к порядку в отрасли и в полной степени обеспечить защиту прав потребителей туристических услуг.

Что происходит с туристической отраслью в России

Экономическая обстановка, резко осложнившаяся в 2014 году, не могла не отразиться на такой отрасли, как туристическая, которая очень сильно зависит от благосостояния широких слоёв населения. Если человек всегда будет покупать хлеб и молоко, тратить деньги на проезд в транспорте или бензин для автомобиля и покупать себе одежду и обувь, то поездку в отпуск за рубеж и даже по стране он, в случае проблем с деньгами, как минимум откладывает до лучших времён.

К сожалению, добавило сложностей турфирмам и родное государство, которое, реализуя свои немеряные амбиции, рассорилось почти со всем миром и в ходе надувания высочайших щёк успело закрыть и снова открыть сразу несколько наиболее востребованных россиянами направлений зарубежного туризма.

Понятно, что выживание турфирм стало задачей для их менеджмента нетривиальной, не все компании это выдержали, а те, что сумели это сделать, начали экономить буквально на каждой мелочи, что не могло не отразиться на качестве их сервиса. Для того, чтобы права туристов были защищены лучше, и они не страдали от некачественных туристических услуг, была проведена давно задуманная реформа турбизнеса, и закон о туризме с 1 января 2017 стал другим.

Новый закон о туризме 2017 года

Перечень основных нововведений, подготовленных законодателем, таков:

  • Для того, чтобы обеспечить страхование вероятных рисков каждого клиента туристических фирм, создаётся фонд персональной ответственности, куда туристическая фирма должна будет направлять 1% стоимости каждой проданной турпутёвки.
  • Создание специального реестра проданных туристическими компаниями путёвок, который будет выглядеть как полноценная база туристов, отдыхающих за рубежом в данный момент времени. Это позволяет в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации в любой точке мира знать буквально по имени каждого российского гражданина, который потенциально мог находиться в центре событий.
  • Реестр также будет представлять собой и базу турфирм, что позволит каждому клиенту иметь понимание, что перед ним реально существующая зарегистрированная туристическая фирма, и что закон обеспечивает защиту всех его прав как её клиента.
  • Величина взносов туркомпаний в адрес системы “Турпомощь” будет не одинакова для всех, а зависит теперь от размера компании.
  • Руководство туркомпанией не может быть доверено гражданину, имеющему непогашенную судимость.
  • Законом прописывается чёткое определение, что такое электронная путёвка и как она выглядит, но введена она будет только в 2018 году.

Наведение порядка затронуло также и государственные органы, перечень полномочий которых расписан теперь более подробно, что облегчает положение тех компаний, что занимаются туризмом внутри страны как для россиян, так и для иностранных граждан.



Просмотров