Юридическое лицо можно признать банкротом если. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и граждан

В экономической деятельности возникают ситуации, когда юридическое лицо не может исполнить свои финансовые обязательства, платить по долгам и обязательным платежам в бюджет. В этом случае, чтобы зафиксировать общую задолженность юридического лица, а при необходимости списать часть задолженности, необходимо провести процедуру банкротства организации. О данной процедуре пойдёт речь в этой статье. Как начать процесс, если предприятие обанкротилось, в соответствии с федеральным законом о банкротстве юридических лиц РФ?

Итак, если организация не может выполнять денежные обязательства перед кредиторами, платить зарплату наемному персоналу или оплачивать налоги в бюджет, то в отношении данного юридического лица может быть начата процедура банкротства.

Закон предусматривает 2 необходимых условия, при наличии которых можно обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

  1. Если организация не исполняет денежные обязательства перед кредиторами не менее трёх месяцев, со дня, когда обязательства должны быть исполнены;
  2. Если совокупный долг юридического лица составляет не менее 300 тыс. рублей.

Процедура банкротства юридического лица

Обратится в арбитражный суд с требованием о признании организации банкротом могут:

  • само юридическое лицо-должник;
  • кредиторы юридического лица;
  • наёмные работники, которым не выплачивают зарплату;
  • уполномоченные органы.

При этом если имеются признаки банкротства юридического лица, то руководитель данной организации должен поставить в известность об этом положении учредителей (участников) организации. И учредители компании могут принять меры к восстановлению платёжеспособности юридического лица. Это первая досудебная стадия банкротства, на данной стадии учредители фирмы могут оказать финансовую помощь, чтобы избежать несостоятельности организации (досудебная санация).

Если финансовая помощь учредителей не приводит к восстановлению платёжеспособности организации, и остаются финансовые проблемы, тогда могут последовать судебные стадии банкротства.

Лица, имеющие право возбуждать дело о банкротстве (несостоятельности) юридического лица, могут обратиться в арбитражный суд по месту нахождения организации-должника.

Арбитражный суд в течение 5 дней со дня поступления заявления о банкротстве юридического лица решает вопрос о принятии заявления к рассмотрению.

Важно! Арбитражный суд, решая вопрос о возможности начала дела о банкротстве организации, в первую очередь проверяет наличие двух необходимых признаков (организация не платит по долгам не менее трёх месяцев и общий долг не менее чем 300 тыс. рублей).

Если арбитражный суд убедится в наличии признаков банкротства и исключит вероятность его фиктивности, то принимается решение о возбуждении дела. При этом суд выносит также определение о введении первой стадии - наблюдения и утверждает временного управляющего организации.

Важно! Данная стадия банкротства устанавливается с целью сохранения имущества должника, в первую очередь, чтобы имущество было сохранено для обеспечения требований кредиторов, на данной стадии проводится анализ финансового состояния организации-должника.

Этапы банкротства

Стадия Наблюдение

После введения наблюдения руководитель организации частично отстраняется от своих полномочий. Решение по деятельности организации может принимать руководитель юридического лица только с письменного согласия временного управляющего . Руководитель организации передаёт временному управляющему документы об имуществе организации, а также документы о финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 3 года предшествующие стадии наблюдения.

Также на данной стадии банкротства, руководитель организации должен обратиться к учредителям юридического лица с предложением о введении в отношении организации финансового оздоровления с целью восстановления платёжеспособности организации.

Временный управляющий должен проанализировать финансовое положение организации, проверить документы инвентаризации имущества организации с целью определить возможность восстановления платёжеспособности должника и выступить с предложением о возможности проведения других процедур банкротства.

На этой стадии кредиторы направляют в арбитражный суд список финансовых требований к должнику.

Временный управляющий решает вопрос о проведении первого собрания кредиторов. На данном собрании кредиторы решают вопрос о необходимости проведения следующей стадии банкротства организации. Если есть возможность восстановить платёжеспособность должника, то может быть, начата стадия финансового оздоровления.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение либо о начале финансового оздоровления, либо начала стадии внешнего управления, а если по итогам наблюдения становится понятно, что вернуть организацию к нормальной финансово-хозяйственной деятельности не удастся, тогда суд назначает конкурсное производство.

Важно! Кроме этого, на любой стадии, должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом и на этом может закончиться процедура банкротства организации.

Стадия Финансового оздоровления

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов может назначить финансовое оздоровление организации и назначить административного управляющего. В решении суда обязательно указывается срок финансового оздоровления, который не может быть больше, чем 2 года . При этом руководитель организации-должника должен осуществлять управление организацией по согласованию с административным управляющим. А также на сделки по отчуждению имущества, увеличение задолженности и некоторые другие нужно получать согласие собрания кредиторов.

Административный управляющий в ходе стадии финансового оздоровления должен вести реестр требований кредиторов, ознакомится с текущей финансово-хозяйственной деятельностью организации, текущее погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с утверждённым планом погашения задолженности.

Важно! Если в ходе финансового оздоровления должнику удаётся погасить задолженность перед кредиторами, то арбитражный суд принимает решение о прекращении банкротства организации.

Если же задолженность остаётся, тогда процедура банкротства продолжается. В этом случае собрание кредиторов, изучив отчёт административного управляющего о финансовом состоянии должника, решает:

  • Либо о введении стадии внешнего управления;
  • Либо об объявлении должника банкротом и проведении конкурсного производства.

Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов выносит определение о следующей стадии банкротства.

Стадия Внешнего управления

Управление делами организации на данной стадии полностью возлагается на внешнего управляющего, при этом руководитель организации в полном объёме отстраняется от управления организации и может быть уволен .

Максимальный срок внешнего управления не может превышать 18 месяцев.

Важно! Во время действия внешнего управления налагается полный мораторий (отсрочка) на исполнении финансовых требований кредиторов.

Внешний управляющий принимает в управление всё имущество должника и проводит его инвентаризацию, распоряжается имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с целью добиться нормальной хозяйственной деятельности организации и погашение долгов. Также управляющий отсчитывается перед кредиторами о принимаемых мерах для достижения целей внешнего управления.

Внешний управляющий составляет план управления и представляет его для одобрения собранию кредиторов. План внешнего управления должен дать точный ответ, в какие сроки платёжеспособность организации-должника будет восстановлена.

В ходе внешнего управления управляющий вправе принимать решение о закрытии неэффективного производства, продажи части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, продажи предприятия должника и другое.

Если в результате внешнего управления управляющий добился удовлетворения всех требований кредиторов, то он составляет отсчёт внешнего управления и направляет его на утверждение арбитражного суда.

Важно! Если все требования кредиторов удовлетворены, арбитражный суд прекращает процедуру банкротства организации.

Если же кредиторы требуют признание должника банкротом, суд выносит решение о проведении стадии конкурсного производства.

Стадия конкурсного производства

Максимальный срок конкурсного производства составляет 6 месяцев. Занимается конкурсным производством конкурсный управляющий. Со дня введения конкурсного производства все денежные обязательства организации должника считаются наступившими, прекращается начисление процентов и неустойки вследствие ненадлежащего исполнения обязательства. Все финансовые, бухгалтерские документы, печати, штампы и прочие материальные ценности передаются конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий проводит оценку имущества должника.

Всё имущество организации должно включиться в конкурсную массу и подлежит реализации на аукционе . Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, подлежат учёту и за счёт этих средств производится расчёт с кредиторами должника в порядке очерёдности указанной в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Важно! После проведения конкурсного производства и полного либо частичного удовлетворения требований кредиторов, организация-должник объявляется банкротом и ликвидируется.

Правовым последствием объявления организации банкротом является списание части задолженности, которая осталась непогашенной после удовлетворения требований кредиторов за счёт реализации имущества банкрота.

Стадия мирового соглашения

При этом на любой из стадий банкротства допускается, что между должником и конкурсными кредиторами может быть заключено мировое соглашение. Мировое соглашение подлежит удовлетворению арбитражным судом и является основанием к прекращению процедуры банкротства организации.

Важно! Мировое соглашение, утверждённое арбитражным судом, является обязательным для исполнения сторонами мирового соглашения и односторонний отказ от исполнения мирового соглашения недопустим.

Последствия признания организации банкротом

После окончания конкурсного производства и полного либо частичного погашения требований кредиторов, арбитражный суд выносит определение о прекращении дела о банкротстве с объявлением организации банкротом. Это определение является основанием для ликвидации юридического лица и внесение соответствующей записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Важным последствием объявления организации банкротом является то, что часть требований кредиторов, оставшиеся непогашенными за счёт средств от реализации имущества должника, подлежат списанию.

Процедура банкротства юридического лица достаточно сложное правое действие, с большим количеством правовых нюансов. Каждая стадия банкротства имеет свои особенности, поэтому начало процедуры и полное правовое сопровождение этапов банкротства нужно доверять профессионалам – практикующим юристам, которые смогут провести банкротство без лишних правовых рисков.

Итак, данная статья подробно рассказывает о стадиях процедуры банкротства юридического лица. И одной из целей процедуры организации является восстановление платёжеспособности организации-должника, на это направлена деятельность арбитражного суда и арбитражных управляющих. Но если банкротства избежать не удаётся, то данная процедура позволяет организации-должнику ликвидироваться и списать часть имеющейся задолженности.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.

Для того чтобы арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом должника, необходимо доказать наличие определенных признаков несостоятельности (банкротства) .

Признаки несостоятельности - это конкретные параметры, наличие которых необходимо в двух случаях:

1. для арбитражным судом и возбуждения производства по делу,
2. для принятия решения о признании должника банкротом арбитражным судом.

Между этими двумя группами признаков нет знака равенства - кредитор может возбудить дело о банкротстве, НО должник до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом может погасить все требования кредиторов, включенные в реестр кредиторов, и у суда не будет оснований признать должника банкротом – дело о банкротстве будет прекращено.

Правом на возбуждение дела о банкротстве обладают:
- должник по своей инициативе,
- кредиторы,
- уполномоченные органы

Для принятия заявления о банкротстве арбитражным судом и возбуждения производства по делу о банкротстве требуется наличие, признаков неплатежеспособности:
- наличие задолженности свыше 100 000 рублей для юридических лиц (без учета пеней и штрафных санкций) ;
- срок неисполнения требований свыше 3-х месяцев ;
- наличие требований кредитора к должнику.

В случае, если заявление о банкротстве подается должником, то наличие требований кредиторов, может подтверждаться наличием:
- претензий кредиторов к должнику в письменном виде,
- исковых заявлений о взыскании денежных средств с должника,
- судебных решений вступивших в силу о взыскании денежных средств
с должника.
В случае, если заявление о банкротстве подается кредитором, то его требование подтверждается исключительно наличием у кредитора -
решения гражданского суда, арбитражного суда, третейского суда, вступившего в законную силу .

В случае, если заявление о банкротстве подается уполномоченным органом , то его требование должно быть подтверждено решением соответствующего уполномоченного органа и быть направленным в службу судебных приставов.

В ряде случаев, должник защищая себя от процедуры банкротства , еще до рассмотрения заявления кредитора в арбитражном суде, выплачивает кредитору:

Сумму основного долга (без учета пеней, недоимок и штрафных санкций)
- часть основного долга, чтобы сумма, оставшаяся после частичного погашения была ниже 100 000 руб., тогда суда отсутствуют основания для возбуждения дела о банкротстве.

По результатам рассмотрения заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о введении в отношении должника – юридического лица процедуры наблюдения . Наблюдение вводится на срок не более 7 месяцев с даты подачи заявления в арбитражный суд.

По окончании процедуры наблюдения, назначается судебное заседание по рассмотрению итогов наблюдения и отчета временного управляющего.

В случае, когда по результатам анализа финансового состояния в ходе наблюдения временный управляющий сделал вывод о том, что восстановление платежеспособности должника возможно , то в заседании арбитражного суда может быть вынесено определение о введении одной из следующих процедур банкротства:

- Финансовое оздоровление.
- Внешнее управление.
- Мировое соглашение.

Эти процедуры вводятся для того, чтобы после погашения задолженности перед кредиторами, должник мог продолжать деятельность . В этом случае, после погашения требований кредиторов, включенные в реестр кредиторов, будут погашены, то дело о банкротстве подлежит прекращению.

В том же судебном заседании по результатам наблюдения должник может быть признан несостоятельным банкротом .

Для принятия решения о признании должника несостоятельным (банкротом) требуется наличие иных признаков, а именно:
- доказательства недостаточности имущества у должника, в этом случае:
- активы должника не покрывают всех его обязательств,
- в бухгалтерском балансе по строке 470 числится непокрытый убыток,
- восстановить платежеспособность должника не возможно
(т.е. не возможно погасить требования всех кредиторов).

При наличии всех перечисленных условий должник признается несостоятельным (банкротом) и в отношении него открывается конкурсное производство , которое является ликвидацией при участии арбитражного суда.

Такой вариант развития ситуации является единственно возможным для организаций, имеющих большую кредиторскую задолженность (в том числе и задолженность по налогам), которую эти организации не в состоянии погасить.

Законом предусмотрены следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Наблюдение

Наблюдение применяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства. Наблюдение осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. Руководство должника продолжает осуществлять свои полномочия, однако с определенными ограничениями.

Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Внешнее управление осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом.

С момента введения внешнего управления:

  1. руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника переходит к назначенному управляющему;
  2. все полномочия органов управления должника переходят к управляющему; органы управления должника должны передать все балансы, другую бухгалтерскую и финансовую отчетность и документацию, печати и штампы, материаль-ные ценности, оборудование внешнему управляющему;
  3. снимаются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Все активы и имущество должника находятся в распоряжении временного управляющего. Сделки, размер которых превышает 20 процентов от балансовой стоимости активов, должны утверждаться собранием кредиторов.

Внешний управляющий имеет право отказаться от исполнения договоров должника.

Внешний управляющий отчитывается перед собранием кредиторов.

Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может принять решение:

  1. прекратить процедуры банкротства и начать расчеты с кредиторами в соответствии с реестром кредиторов;
  2. отказать в утверждении отчета управляющего, объявить должника банкротом и открыть конкурсное производство (это может быть сделано по просьбе собрания кредиторов);
  3. утвердить мировое соглашение.
Конкурсное производство

Конкурсное производство открывается судом и начинается с назначения судом конкурсного управляющего.

Срок конкурсного производства не может превышать 1 года. Этот срок может быть продлен арбитражным судом на 6 месяцев и более.

В ходе конкурсного производства все функции по управлению переходят к конкурсному управляющему, на которого возлагается ответственность по оценке имущества и активов должника. Все имущество должника, за исключением некоторых видов активов, реализуется на открытых торгах. Конкурсный управляющий использует средства, полученные на аукционах, для удовлетворения требования кредиторов.

После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит опреде-ление, которое конкурсный управляющий впоследствии представляет в орган, в котором был зарегистрирован должник. Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в реестр записи о ликвидации должника последний считается ликвидированным.

Мировое соглашение

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имуществом должника. Мировое соглашение должно быть утверждено судом.

Суд может признать мировое соглашение недействительным в следующих случаях:

  1. соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для одних или ущемляющие права других кредиторов;
  2. исполнение мирового соглашения может привести к банкротству должника;
  3. наличие других оснований недействительности сделок.

Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:

    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

      о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

      о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

      о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

      о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

      об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

      о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления :

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

Мировое соглашение как процедура банкротства

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина - гражданином;
  2. руководителем должника - юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

1.6666666666667

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.



Просмотров