Вопросы при назначении автотехнической экспертизы дтп. Экспертиза обстоятельств ДТП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА № 78/2015

Экспертиза выполнена на основании определения Звездного районного суда г. Санкт-Петербурга от 12.09.2015 г., в составе: председательствующего судьи Петрова З.Д., при секретаре Дысиной Ю.Л., по делу №7-8900/2015, по иску Филатовой Ксении Гавриловны и Павлова Ростислава Андреевича к ООО» Страховая компания X», о взыскании суммы страхового возмещения.

Обстоятельства дела:

Обстоятельства дела известны эксперту из Определения о назначении экспертизы и материалов дела №7-8900/2015 в достаточном объеме.

На разрешение Эксперта поставлены вопросы:

  1. Могли ли повреждения автомобиля Honda Accord номерной знак U234UU567 быть образованы в момент ДТП 10.04.2015 г., каков механизм возникновения повреждений?
  2. Могли ли повреждения автомобиля Toyota Corolla номерной знак Х342ХХ23 быть образованы в момент ДТП 10.04.2015 г., каков механизм возникновения повреждений?
  3. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля Honda Accord номерной знак U234UU567 после ДТП от 10.04.2015 г. с учетом износа?
  4. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля Toyota Corolla номерной знак Х342ХХ23 после ДТП от 10.04.2015 г. с учетом износа?

Вопросы изложены в редакции суда.

На экспертизу представлены:

Материалы гражданского дела №7-8900/2015;

Материал проверки по ДТП от 10.04.2015 г.;

CD диск с копиями документов и фотоматериалами поврежденного ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23;

CD диск с фотоматериалами поврежденного ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11.

Используемая литература и нормативная документация:

  1. ФЗ № 73 от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  2. Методическое руководство для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». – Москва. РФЦСЭ, 2013 года.
  3. Положение банка России №432-П от 19 сентября 2014г. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
  4. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП», М, ВНИИСЭ, 1988 г.
  5. Замиховский М.И. «Экспертная реконструкция механизма ДТП по его следам» Автореф. канд. дис. – М.: ВНИИСЭ, 1991 г.
  6. «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях», выпуск 1, 2, методическое руководство для экспертов. Москва 2006 г.
  7. Замиховский М.И. и др. «Экспертное исследование следов на ТС, возникших при ДТП», М, ВНИИСЭ, 1994 г.
  8. Сертифицированный программный продукт для расчета стоимости восстановительного ремонта транспортных средств – Audatex AudaPad Web, сборник нормативов трудоемкостей по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей иностранного производства.
  9. Приложение программного продукта Audatex, сервис по автоматической расшифровке идентификационных номеров ТС (VIN) – AudaVIN.
  10. Методика окраски и расчета стоимости лакокрасочных материалов для проведения окраски ТС – AZT, приложение программного продукта Audatex.
  11. Нормативная трудоемкость выполнения работ по ремонту принята в соответствии с данными автопроизводителей соответствующих ТС, и размещена в программном обеспечении AudaPad Web, приложение программного продукта Audatex.
  12. Справочно-информационные порталы: http://japancats.ru/ ; https://autoins.ru/ ; https://auto.ru/ ; https://market.yandex.ru/.

Описание объекта исследования Honda Accord:

Год выпуска: 2008 год; Регистрационный знак: U234UU567; Идентификационный номер VIN: QWERT90268U777888; № кузова: QWERT90268U777888; Мощность двигателя, кВт/л.с.: 148/201; Пробег автотранспортного средства, км: 252 831; Цвет: темно-серый; CТС: 1111№298990; ПТС: 25 ЕF 760500; Собственник ТС: Павлов Ростислав Андреевич; Дата ДТП: 10.04.2015 г.

Описание объекта исследования Toyota Corolla:

Год выпуска: 2012 год; Регистрационный знак: Х342ХХ23; Идентификационный номер VIN: ASDFG00LKJH000111; № кузова: ASDFG00LKJH000111; Мощность двигателя, кВт/л.с.: 91/124; Пробег автотранспортного средства, км: 54 313; Цвет: красный; CТС: 4845№792678;

ПТС: 33 ОЛ 388883; Собственник ТС: Филатова Ксения Гавриловна; Дата ДТП: 10.04. 2015 г.

Термины и определения:

Восстановительный ремонт - комплекс мероприятий (работ), необходимых для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств, предусмотренных нормативно-технической документацией завода-изготовителя, которые АМТС имело непосредственно до повреждения.

Ущерб - согласно статьи 15, ч. 2 ГК РФ под реальным ущербом "понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества".

В соответствии с действующей экспертной методикой, под «ущербом» Экспертом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей:

Затраты, необходимые для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств АМТС, которые оно имело на момент повреждения (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются), или

Сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС, за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить.

Предмет экспертизы: установление наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС, в связи с ДТП или в результате иных повреждений и событий.

Метод исследования:

Производство исследования осуществлялось в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными и методическими документами на основе научно обоснованных и апробированных приемов исследований.

Экспертное исследование на основании определения суда для проведения
представляет собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. Вместе с тем, в зависимости от вида транспортного средства и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут носить характер, отличный от общеустановленного. Исследование производится на основе анализа данных и представленной информации, и последующих ответов на поставленные вопросы.

ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Материал проверки по ДТП.

Исследованием установлено:

10.04.2015 г., в 21 ч. 12 мин., на перекрестке Липовой ул. и Мятного пр., произошло столкновение трех ТС: ТС ВАЗ 21053, г.р.з. I900II11, под управлением водителя Петренко Ю.Л., ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, под управлением водителя Павлова Р.А., и ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, под управлением водителя Филатовой К.Г., без пострадавших.

На основании анализа представленных материалов, при указанных обстоятельствах, ожидаются механические повреждения:

Элементов кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, локализованных в передней части кузова ТС, с образованием деформаций металлических элементов, разрушением пластиковых деталей, повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней, по величине, площади повреждения и высоте расположения повреждений от уровня опорной поверхности, соразмерных выступающим частям кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567;

Элементов кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, локализованных в левой части кузова ТС, с образованием деформаций металлических элементов, повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от левой части кузова ТС к правой и от передней части кузова ТС к задней, по величине, площади повреждения и высоте расположения повреждений от уровня опорной поверхности, соразмерных выступающим частям кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23;

Элементов кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, локализованных в передней левой части кузова ТС, с образованием деформаций металлических элементов, разрушением пластиковых деталей, повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней, по величине, площади повреждения и высоте расположения повреждений от уровня опорной поверхности, соразмерных выступающим частям кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567;

Для количественной оценки характера повреждений вследствие столкновения, кузов автомобиля условно разделяют на зоны:

I – передняя часть ТС;

II – задняя часть ТС;

III, IV – соответственно левая и правая части ТС.

2. Фотоматериалы поврежденных ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, Honda Accord, г.р.з. U234UU567 и Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, приобщенные к материалам дела.

Исследованием установлено:

ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в передней части кузова ТС (в центральной части, со смещением влево, относительно продольной оси ТС), с образованием деформации передней панели, элемента капота и левого переднего крыла, образованием разрушений пластиковых деталей передней части и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней. Повреждения носят блокирующий характер. Высота расположения повреждений от уровня опорной поверхности составляет от 250 мм до 750 мм.

Весь объем повреждений ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, был разделен Экспертом по локальным зонам:

I – передняя часть кузова ТС.

Общий характер повреждений элементов передней части кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, взаимосвязан между собой и имеет общие особенности и признаки деформации элементов по высоте расположения и глубине. Наличие выраженной глубокой деформации в центральной части, по отношению к передней левой части, обусловлено различной степенью жесткости элементов – в центральной части воздействию подвергались передняя часть капота, передний бампер, решетка радиатора и передняя панель, в левой части – ребро переднего левого крыла, левая фара.

ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в задней части кузова ТС (в центральной части, со смещением вправо, относительно продольной оси ТС), с образованием деформации задней панели, элемента усилителя заднего бампера, образованием разрушений пластиковых деталей задней части и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от задней части кузова ТС к передней. Повреждения носят блокирующий характер. Измерение высоты расположения повреждений задней части кузова ТС, от уровня опорной поверхности, не произведено.

Весь объем повреждений ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, был разделен Экспертом по локальным зонам:

I – передняя часть кузова ТС;

III – левая часть кузова ТС.

Общий характер повреждений элементов задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, взаимосвязан между собой и имеет общие особенности и признаки деформации элементов по высоте расположения и глубине. Наличие выраженной глубокой деформации в центральной части, по отношению к задней правой части, обусловлено различной степенью жесткости элементов – в центральной части воздействию подвергались задний бампер с усилителем, задняя панель, крышка багажника, в правой части – заднее правое крыло, задний правый лонжерон. Характер и степень деформации элементов задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и передней части кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, сопоставимы между собой, и имеют общие следовые признаки образования, по высоте расположения и глубине, с учетом наличия первичного контакта передней части кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, со смещением вправо, относительно продольной оси ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567.

Характер и степень деформации элементов задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, исключает возможность их образования иными способами и при иных обстоятельствах.

Таким образом, Эксперт классифицирует повреждения задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, как комплекс повреждений одномоментного образования, в результате контактно-следового взаимодействия с объектом, которым могло быть ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11.

ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в левой части кузова ТС, с образованием деформации передней левой двери, левого порога, задней левой двери, центральной стойки, и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от левой части кузова ТС к правой, и от передней части кузова ТС к задней. Повреждения носят блокирующий характер. Высота расположения повреждений от уровня опорной поверхности составляет от 200 мм до 900 мм.

ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в передней левой части кузова ТС, с образованием деформации переднего левого крыла, капота, усилителя переднего бампера в левой части, разрушением пластиковых элементов в передней левой части кузова ТС, и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней. Повреждения носят блокирующий характер. Высота расположения повреждений от уровня опорной поверхности составляет от 150 мм до 750 мм.

Характер и степень деформации элементов левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, сопоставимы между собой, и имеют общие следовые признаки образования, по высоте расположения и глубине, что отчетливо наблюдается при натурном сопоставлении взаимодействующих ТС, на фотоснимках с места ДТП.

Характер и степень деформации элементов левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, исключает возможность их образования иными способами и при иных обстоятельствах.

Таким образом, Эксперт классифицирует повреждения левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, как комплекс повреждений одномоментного образования, в результате контактно-следового взаимодействия с объектом, которым могло быть ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23. Эксперт классифицирует повреждения передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, как комплекс повреждений одномоментного образования, в результате контактно-следового взаимодействия с объектом, которым могло быть ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567.

ВЫВОДЫ:

Ответ на 1 вопрос:

Повреждения автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, могли быть образованы при ДТП от 10.04.2015 г., при указанных обстоятельствах столкновения.

Механизм образования повреждений задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, обусловлен внешним ударно-динамическим контактно-следовым взаимодействием, с признаками направления вектора силового воздействия от задней части кузова ТС к передней, с объектом, которым могло быть ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11..

Механизм образования повреждений левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, обусловлен внешним ударно-динамическим контактно-следовым взаимодействием, с признаками направления вектора силового воздействия от левой части кузова ТС к правой, и от передней части кузова ТС к задней, с объектом, которым могло быть ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23.

Ответ на 2 вопрос:

Повреждения автомобиля Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, могли быть образованы при ДТП от 10.04.2015 г., при указанных обстоятельствах столкновения.

Механизм образования повреждений передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, обусловлен внешним ударно-динамическим контактно-следовым взаимодействием, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней, с объектом, которым могло быть ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567.

Ответ на 3 вопрос:

Определим стоимость восстановительного ремонта автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, согласно предоставленным в распоряжение Эксперта материалам.

В соответствии с действующей экспертной методикой, размер расходов на восстановительный ремонт определяется суммой стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости используемых в процессе восстановления транспортного средства деталей (узлов, агрегатов) и материалов взамен поврежденных.

Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:

Свр = Рр + Рм + Рзч

Свр – стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

Рр – расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;

Рм – расходы на материалы;

Рзч – расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается:

а) на дату дорожно-транспортного происшествия;

б) с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

Определение номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку) и т.д.).

Размер расходов на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается автоматически программным комплексом AUDATEX по методике AZT.

Размер расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

Pзч – расходы на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);

m – количество наименований комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства;

k j – количество единиц комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства;

Стоимость новой запасной части j-го наименования, установка которой назначается взамен комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);

И j – износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства (процентов).

Определение стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах географических границ товарного рынка новой запасной части j-го наименования, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия. Стоимость новой запасной части j-го наименования рассчитывается как средневзвешенное значение ее цены с учетом долей хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке новой запасной части этого наименования.

Затраты на проведение восстановительного ремонта с учётом износа (восстановительные расходы (Рвр)). В соответствии с действующей экспертной методикой размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене.

Расчет расходов на восстановительный ремонт проводится по формуле:

С в р = Рр +Рм +Рзч

Свр - стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт) (рублей);

Р р - расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства (рублей);

Р м - расходы на материалы (рублей);

Р з ч - расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов), (рублей);

Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:

И ки – износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);

е – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);

∆ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации (значения коэффициента для различных типов транспортных средств приведены в таблице Приложения к Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства);

Т ки – срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (лет);

∆ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием (значения коэффициента для различных типов транспортных средств приведены в таблице Приложения к Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства);

L ки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия (тысяч км).

При этом на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые находятся в заведомо худшем состоянии, чем общее состояние транспортного средства в целом и его основных частей, вследствие влияния факторов, не учтенных при расчете износа (например, проведение ремонта с нарушением технологии, не устранение значительных повреждений лакокрасочного покрытия), может быть начислен дополнительный индивидуальный износ в соответствии с к Положению банка России №432-П от 19 сентября 2014г.

Износ комплектующих изделий ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, в рамках настоящего исследования, при расчете, принимается равным 50%, как максимально допустимый.

Расчет стоимости нормо-часа.

Определение стоимостных параметров (стоимость нормо-часа) при ремонте АМТС осуществляется Экспертом с учетом условий регионального рынка услуг и сложившихся средних расценок по видам работ и типу АМТС (а также по маркам и моделям АМТС), если эти параметры не заданы правоприменителем (в постановлении или определении уполномоченного лица или органа).

Расчет стоимости комплектующих деталей.

Итоговый расчет стоимости запасных частей, необходимых для восстановительного ремонта ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, поврежденных в результате ДТП от 10.04.2015 г.

Стоимость затрат на материал, необходимый для окраски рассчитан автоматически программным комплексом AUDATEX по методике AZT, и составляет 23 130 (Двадцать три тысячи сто тридцать) рублей.

Стоимость затрат на проведение восстановительного ремонта ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, на дату ДТП 10.04.2015 г., с учетом округления составляет:

Без учета износа 619 000 (Шестьсот девятнадцать тысяч) рублей;

С учетом износа 417 700 (Четыреста семнадцать тысяч семьсот) рублей.

Перечень работ по ремонту АМТС соответствует рекомендациям завода-изготовителя. Нормативная трудоемкость выполнения работ по ремонту АМТС взята из программы AUDATEX (Германия). Транспортное средство идентифицировано по модели и комплектации. Нормативная трудоемкость по замене деталей включает в себя комплексы по снятию/установке.

По результатам исследования рынка подержанных автомобилей, Экспертом установлено, что рыночная стоимость автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, на дату повреждения, в соответствии с выборкой цен объектов аналогов, с учетом корректировок, может составить величину, соразмерную стоимости восстановительного ремонта, без учета износа заменяемых деталей.

Таким образом, Эксперт считает, что, наиболее вероятно, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, поврежденного в результате ДТП от 10.04.2015 г., является экономически не целесообразной.

В связи с вышесказанным, для установления величины возмещения ущерба, в результате повреждения автомобиля, возможно и целесообразно назначение дополнительной экспертизы, для установления действительной рыночной стоимости автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, на дату ДТП 10.04.2015 г., и стоимости его годных остатков, после повреждения.

Ответ на 4 вопрос:

Определим стоимость восстановительного ремонта автомобиля Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, согласно предоставленным в распоряжение Эксперта материалам. Методика определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, полностью идентична.

Расчёт износа произведён в соответствии с Постановлением банка России №432-П от 19 сентября 2014г. "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства".

Износ комплектующих изделий ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, в рамках настоящего исследования, при расчете, принимается равным 31,67%.

Износ элементов, влияющих на безопасность движения транспортного средства:

Для комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности) транспортного средства принимается нулевое значение износа.

Расчет стоимости нормо-часа.

Стоимость затрат на материал, необходимый для окраски рассчитан автоматически программным комплексом AUDATEX по методике AZT, и составляет 13 455 (Тринадцать тысяч четыреста пятьдесят пять) рублей.

Прочие повреждения, указанные в актах осмотра, приобщенных к материалам дела, не приняты к расчету, в связи с отсутствием локализации повреждений в представленных для исследования фотоматериалах.

Перечень работ по ремонту АМТС соответствует рекомендациям завода-изготовителя. Нормативная трудоемкость выполнения работ по ремонту АМТС взята из программы AUDATEX (Германия). Транспортное средство идентифицировано по VIN номеру. Нормативная трудоемкость по замене деталей включает в себя комплексы по снятию/установке.

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии. Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент. Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария. Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем. Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне. Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения. В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Вопросы, которые задаются специалисту, проводящему автотехническую экспертизу

  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?

Стоимость и сроки

  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Примеры проведённых экспертиз

Август 2018 года

Суд: Арбитражный суд Московской области

Номер дела: А40-114582/16-8-996

Истец: СПАО "Ингосстрах"

Ответчик: ООО "Экотранс-М"

Цель экспертизы (вопросы на исследование):

  1. Что произойдет с электрической системой автомобиля «МАЗ» водителя Гука Н.Ю., если его автомобиль, при скорости 80 км/час, совершил удар кабиной, в нижней части которой расположен щиток предохранителей электрической системы – в прицеп впереди двигающегося автомобиля?
  2. Имеются ли в действиях водителей Гука Н.Ю. и Горохова А.Н. нарушения ПДД РФ в первой аварии?
  3. Что произойдет с аварийным знаком имеющим стандартную высоту – 40см при наезде на него со скоростью 100 км/час автомобиля Мерседес, водителя Ерова Ф.Г., имеющего поддонный проход высотой – 20см?
  4. Имеется ли причинная связь между действиями (бездействиями) водителей Гука Н.Ю. и Горохова А.Н. с фактом ДТП по второй аварии, в результате которой погиб водитель Ёров Ф.Г.?
  5. Имеются ли в действиях водителей Гука Н.Ю., Горохова А.Н. и Ёрова Ф.Г. нарушения ПДД во второй аварии?.

Чаcтые вопросы

  • Сколько времени займет автотехническая экспертиза?

    Автотехническая экспертиза является исследованием, которое имеет достаточно широкий спектр вопросов и объектов исследования. Таким образом, сроки проведения автотехнической экспертизы зависят от многих факторов, эксперту необходимо ознакомится со всеми материалами дела, чтобы назвать срок необходимый для производства экспертизы.

  • Что исследует трассологическая экспертиза транспортных средств?

    Трасологическая экспертиза транспортных средств исследует:

    • слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;
    • фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;
    • предметы со следами (одежда, обувь);
    • части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;
    • человека или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).
  • Год назад я приобрел автомобиль. Позже заметил сколы краски в форме небольших (до 5-7 мм) кругов на крыльях и дверках, на капоте. На крыше, багажнике и передних и задних торцевых частях машины таких сколов нет. Дилерский центр согласен покрасить крылья, двери и капот. Однако есть предположение, что данные сколы связаны с какими-либо производственными дефектами и в последующем, после покраски такие сколы могут появиться в других местах. Поэтому необходимо проведение экспертизы, чтобы установить каков характер и возможные причины появления сколов: производственные, эксплуатационные. Возможно ли это?

    Для того чтобы ответить на ваш вопрос в рамках автотехнической экспертизы нужно будет провести исследование на предмет достаточной адгезии лакокрасочного материала с окрашиваемой поверхностью. Это делается с помощью метода решетчатых надрезов. Данный метод частично-разрушающий: на поверхности автомобиля будет выцарапана сетка размером 20х20 мм, в двух произвольно выбранных местах. Если Вы собираетесь красить машину, это совсем не страшно. По поводу сроков, экспертиза займет от 7 до 10 дней.

  • Как быть и что делать, если после аварии страховая компания насчитала маленькую страховую выплату, которая явно не покрывает все расходы по ремонту авто?

    В случае несогласия с размером выплат страховой компании рекомендуем Вам провести независимую оценку автомобиля. Независимый эксперт рассчитает все убытки и оценит размер выплаты. Автооценочная экспертиза определит денежную стоимость нанесенного ущерба. Заключение эксперта будет являться доказательством в суде.

  • Я двигался на малой скорости по проезжей части. Второй автомобиль стоял припаркованным, но неожиданно начал движение, в результате чего повредил бампером правое крыло моего автомобиля. Соответственно, водитель утверждает, что с его стороны движения не происходило, что я совершил наезд на припаркованный автомобиль. Может ли ваша экспертиза установить, совершил ли его автомобиль движение и по какой причине произошло столкновение?

Как мы работаем

1 Обращение в компанию Вы можете либо позвонить, либо заказать звонок на сайте, а также приехать к нам в офис. 2 Согласование договора Если у Вас не осталось больше вопросов и наше предложение удовлетворяет Вашим требованиям, мы составляем договор и переходим к выполнению исследования, или же готовим информационное письмо для предоставления в суд. 3 Выполнение работы После получения документов и оплаты специалист приступает к работе, организовывается выезд при необходимости. 4 Результат работы! Итогом нашей работы является акт экспертного заключения (заключение специалиста), подготовленное в соответствии с действующими методиками и нормативно-правовыми актами.

Вам необходима экспертиза?

Узнать подробную информацию об экспертизе, сроках её проведения, необходимых документах и стоимости, а также получить бесплатную консультацию можно у нашего специалиста:

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния транспортных средств

  1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
  2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
  3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
  4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
  5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
  6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
  7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?
  8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

Ряд вопросов этого рода автотехнической экспертизы решается комплексно с участием эксперта-металловеда

  1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
  2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
  3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
  4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия

  1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
  2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
  3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
  4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
  5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
  6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП

  1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и пр.)?

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Транспортно-трасологическая диагностика

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Автотехническая экспертиза — исследование, при проведении которого используются в области судебных автотехнических и криминалистических средств для установления фактов о ДТП. Познания касаются механики, математики, технических данных, безопасности при езде на автомобильном транспорте и тому подобного.

Исследование проводится в рамках уголовного делопроизводства при расследовании преступлений, которые связаны с безопасностью движения, а также гражданских дел по возмещению материального вреда вследствие ДТП.

Объекты исследований

В данном случае роль непосредственного объекта принадлежит ДТП, объяснениям очевидцев и участников и прочим доказательствам. Также они получаются при осмотре места происшествия.

Проводится независимая автотехническая экспертиза в негосударственных и государственных учреждениях. При этом обязательно изучаются протокол осмотра, схема к нему, другие сопутствующие документы, фотоматериалы обстановки и повреждений машин.

Виды автотехнических экспертиз

Выделяются следующие виды судебных исследований:

  • транспортно-трасологическая экспертиза и анализ следов на ТС и месте ДТП;
  • определение технического состояния ТС и обстоятельств ДТП;
  • анализ дорожных условий, технического состояния дороги и условий на месте происшествия.

Помимо этого, иногда требуется комплексное психологическое транспортное исследование, где обследуется состояние самого водителя на момент ДТП. Рассмотрим, как проводится автотехническая экспертиза каждого из этих видов по отдельности.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Целью этого вида исследования становится установка механизма произошедшего ДТП или его следов. К последнему относятся следы ТС, имеющие отношение к ДТП.
Объектами экспертизы являются следы колес, полозьев, гусениц, неходовой части. Колеса разнятся от типа, модели, марки, механизма и обстоятельств образования. Важную информацию получают при исследовании ширины колеи, шины, рисунка оставленного протектора и т. п.

К предметам относятся следы неходовой части ТС, то есть сцепных устройств, бамперов и прочего.

Если автотехническая экспертиза необходима для идентификации ТС, то перед специалистом ставятся следующие вопросы.

  1. Остались ли следы ТС на месте ДТП?
  2. Принадлежит ли деталь или ее обломок данному ТС?
  3. Образованы ли следы данным ТС?

Кроме того, задаются диагностические задания относительно механизма ДТП, отдельных этапов, при которых оставлены следы, и прочее. Вопросы в данном случае могут касаться следующих моментов:

  • режима движения и угла столкновения ТС;
  • взаимного расположения при столкновении;
  • расположения ТС и пешехода при наезде;
  • последовательности наложения следов;
  • установления факта, что следы образованы в результате столкновения;
  • прочие вопросы.

Исследование технического состояния транспортного средства

Данный вид экспертизы необходим для выявления неисправностей, их причин и проявления дефектов. Она проводится для установления обстоятельств ДТП и других дел. К примеру, автотехническая экспертиза потребуется при появлении споров о продаже ТС со скрытыми дефектами или неисправностями либо некачественного ремонта и обслуживания в сервисном центре. Тогда специалисту предстоит ответить на вопросы, касающиеся:

  • общего технического состояния ТС и его отдельных систем и деталей;
  • исправности ТС;
  • соответствия его технического состояния требованиям о допуске к эксплуатации;
  • наличия недостатков и, при положительном ответе, уточнении каких;
  • причине и времени их появления;
  • характера неисправности (эксплуатационный, конструктивный или производственный);
  • характера дефекта (значительный или нет);
  • распространения или нераспространения на недостатки гарантии;
  • возможности появления недостатка вновь после устранения.

Исследование обстоятельств ДТП

Автотехническая данного вида связана с транспортно-трасологической, так как имеет одну цель: выяснение обстоятельств происшествия. Однако рассматриваемый вид направлен на восстановление картины ДТП в целом, а транспортно-трасологическое исследование решает более узкий спектр задач.

Эксперту задаются вопросы о:

  • скорости движения ТС перед столкновением;
  • длине остановочного и тормозного пути;
  • времени, при котором автомобиль преодолел конкретное расстояние;
  • возможности остановки автомобиля в конкретных обстоятельствах;
  • причинах опрокидывания или заноса;
  • возможности предотвращения ДТП;
  • взаимного расположения ТС в определенный момент, в том числе перед столкновением.

Иногда автотехническая судебная экспертиза включает и вопросы, которые не всегда входят в компетенцию специалистов. Тогда эксперты вправе не отвечать на них. Примером могут служить следующие.

  1. Как водитель должен был себя вести при конкретной ситуации, чтобы обеспечить безопасность движения?
  2. Действовал ли водитель в соответствии с ПДД?

Эти вопросы относятся к компетенции юристов. Следовательно, отвечать на них должны соответствующие специалисты, а не автотехнические эксперты.

Исследование дорожных условий

Автотехническая экспертиза, вопросы которой касаются дорожных условий, назначается при необходимости проверки показаний участников дорожного движения в случае, если они сослались на объективные причины, приведшие к ДТП.

Также исследование актуально в ряде случаев по административным правонарушениям. Если привлеченное лицо по главе 12 КоАП отказывается признать факт своей вины (например, ссылаясь на отсутствие дорожных знаков или дорожной разметки), то эти обстоятельства проверяются. С этой целью назначается автотехническая экспертиза. Вопросы эксперту тогда ставят следующие.

  1. Могли ли стать причиной происшествия отсутствующие знаки или их неточное расположение?
  2. Установлены ли знаки в соответствии с требованиями существующего ГОСТа?
  3. Укладываются ли «лежачие полицейские» в действующий ГОСТ?
  4. Были ли причины, относящиеся к организации движения на дороге, которые способствовали ДТП?
  5. Была ли техническая возможность избежать ДТП?

Может быть поставлена задача определить момент возможности предотвращения ДТП, если бы водитель вовремя снизил скорость.

Исследование по оценке автотранспорта

Если при назначается автотехническая экспертиза, вопросы на ней ставят следующие.

  1. Какие необходимо использовать технологии для ремонта ТС?
  2. Во сколько обойдется ремонт ТС?
  3. Сколько стоит ТС в конкретном состоянии, указанного года выпуска, с учетом износа и особенностей комплектации, а также установленного в машине дополнительного оборудования?
  4. Сколько стоят пригодные к использованию остатки ТС?
  5. Какой размер утраты стоимости пострадавшего транспортного средства?

Комплексная психологическая автотехническая экспертиза

Определение этого вида подразумевает привлечение экспертов, умеющих оценить «человеческий фактор» при ДТП, то есть обладающих специальными знаниями в области психологии и психофизиологии. В данном случае, когда проводится независимая автотехническая экспертиза автомобиля, оценивается реакция водителя на ту или иную ситуацию на дороге, когда было необходимо принимать решение. Принимается во внимание опыт вождения ТС, состояние человека, темперамент и иные обстоятельства, которые должны быть исследованы.

Это, безусловно, имеет важное значение. Поэтому, когда назначается автотехническая целесообразно требовать и проведение данного вида исследования. Она особенно необходима тогда, когда в результате происшествия есть пострадавшие. Специалисту могут быть поставлены вопросы, касающиеся:

  • времени реакции человека, находящегося за рулем на появление помехи в конкретной ситуации;
  • конфликтной ситуации между водителем и другими участниками происшествия, которая повлияла на психическое состояние;
  • влияния этого состояния на выполнение функций вождения;
  • соответствия его психофизиологических возможностей тем требованиям, которые необходимы для обеспечения безопасного вождения;
  • возможности своевременного правильного восприятия водителем создавшейся ситуации на дороге;
  • возможности предотвращения ДТП при имеющемся психофизиологическом состоянии водителя.

Заключение

Из-за огромного количества аварий на дорогах автотехническая экспертиза при ДТП - один из самых распространенных видов исследований, назначаемых для установления фактов по делу. К сожалению, некоторые из аварий имеют тяжкие последствия. Поэтому так важна точная доказательная база при происшествиях.
Нередко по делам такого вида главными источниками версии следствия становятся результаты, которые дает автотехническая экспертиза. Стоимость в столице на данный вид услуг начинается, в среднем, от 20000-25000 рублей. Но потерпевшая сторона вправе взыскать эту сумму в дальнейшем у виновника происшествия.



Просмотров