Виды прав человека. Конституционные права и свободы человека

Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона государства РФ.

Подраздел 1. Становление института правового статуса человека и гражданина.

Подраздел 2. Структура и характер прав человека.

Подраздел 3. Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина.

Раздел 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ .

Подраздел 1. Понятие и гарантии конституционных прав и свобод.

Подраздел 2. Личные права и свободы в системе прав и свобод.

Раздел 3. Личные права и свободы в системе правового статуса человека.

Подраздел 1. Проблемы практической реализации личных прав и свобод

Раздел 4. Защита прав человека .

Подраздел 1. Международные принципы защиты прав человека .

Подраздел 2. Права и бесправие человека сегодня.

Права человека.

Права человека - это права, образующие основу правового статуса личности.

Права человека - это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека - это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства.


Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона страны РФ .

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.

Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами - либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.

Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической компании и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым обеспечивают свое соблюдение.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явилась буржуазно-демократические революции ХVII — ХVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.

Существенным отличием международных правовых документов от прочих международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на государства члены Совета Европы , регулируют отношения не столько с другими государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан именно этого государства. Однако, во многих странах дела с развитием конституционного права, а самое главное с его выполнением обстоят не лучшим образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20 веке уже смешно, но в средневосточном султанате Оман рабство было отменено лишь в 1962 году.


Становление института правового статуса человека и гражданина.

Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина - особенности исторического развития Российской Федерации.

Возникновение понятия «права человека», т. е. осо­знание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мысли­тели (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обуслов­ленные природой права. Аристотель одним из основопо­лагающих считал право на частную собственность, кото­рое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальней­шее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную дейст­вительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали крите­рием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Непре­ходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопас­ность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1948 г. Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека игра­ют Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах 1966 г. В на­стоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах боль­шинства государств, являющихся членами фирмы Объединенных Наций. Стремление нашей страны ре­шительно и в полном объеме учитывать в законодатель­стве и соблюдать на практике нрава человека выра­жено в принятии Декларации прав человека и гражда­нина 1991 г. и основного Закона государства России 1993 г.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Госу­дарство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для опре­деленной группы лиц, сословия, класса, то оно характе­ризуется как антидемократическое (авторитарное, тота­литарное и т.

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права человека имеют естественную природу и не­отъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечива­ется их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную Конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы », принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства.

Между тем Основные государственные законы не выделяют правовой статус личности и гражданина (а вернее подданного). Вообще понятие «личности» и «прав личности» - это не характерные категории для данного периода развития конституционного права. Они встречаются разве что в переводных трудах иностранных авторов, и в некоторых трудах юристов Российской Федерации, но не находят законодательного закрепления, даже в виде декларации.

Не обернись история революцией и сменой всего строя, власти , взглядов на государство и права, возможно, правовой статус личности нашел бы правовое закрепление, но происходит, последнее, уже при власти Советов.

В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская Конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская Конституция), впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.

Современная историческая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения основного Закона страны к «самой демократической» основного Закона государства мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в основного Закона страны РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина.

Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них - труд. Ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». То в основного Закона государства СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава! И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд.

Фактически, впервые объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина происходит в основного Закона страны 1936 года (Сталинской основного Закона государства). В Сталинской основного Закона страны была выделена специальная Глава Х.

Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.

В соответствии с положениями ст.ст.118-133 граждане СССР имеют право:

На труд;

На отдых;

На материальное обеспечение в старости;

На образование.

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

«Де юре» гражданам СССР обеспечивалось право объединения предприятий в общественные компании : профессиональные союзы, кооперативные треста , фирмы молодежи, спортивные и оборонные компании, культурные, технические и научные общества.

Как отмечалось в ст. 123 основного Закона государства, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Законом гарантировалось:

Свобода слова; - свобода печати; - свобода собраний и митингов;


В современном мире большое внимание политиками, деятелями культуры, рядовыми гражданами уделяется проблематике, связанной с правами и свободами человека. Соответствующие социальные категории зафиксированы в большом количестве источников - как международных, так и национальных. В России положения, регулирующие защиту прав и свобод человека, содержатся в главном законе - Конституции. Что понимается под соответствующими преференциями в научной и экспертной среде? Какие есть разновидности прав и свобод человека?

Классификация прав и свобод

Существует достаточно много подходов к тому, какие должны быть виды прав человека. Какие концепции популярны в российской научной и экспертной среде? Например, распространена классификация, предполагающая их деление на те, что характеризуют человека как жителя планеты, а также те, что установлены и для гражданина - как субъекта политического общества. Что это значит?

Права человека выражаются в совокупности одинаковой для людей, в каком бы государстве они ни находились. Они общие для всех граждан мира. Их трактовка, как правило, носит универсальный и общепринятый характер. В свою очередь, права человека и гражданина предполагают частную совокупность, характерную для конкретного государства. Их наличие в одной стране не предполагает дублирования в другой. Хотя, можно отметить, что права человека и гражданина также постепенно приобретают универсальный характер. Например, если сравнивать развитые государства, то их совокупность одинакова в каждом из них.

Соотношение прав и свобод

Рассмотрим такой аспект, как соотношение прав и свобод человека. Как правило, они употребляются в едином контексте. Это дает повод некоторым исследователям отождествлять их. Вместе с тем многие ученые считают их отдельными социальными категориями. Так, понятие прав человека может рассматриваться как более узкое в сравнении со свободами, которые могут подразумевать соответствующие преференции в какой-либо отдельной взятой сфере, например, политической.

Индивидуальные и общественные права

Другое основание для классификации термина, о котором идет речь, - отнесение к типу индивидуальных или общественных. Первые устанавливаются по отношению к личности конкретного гражданина - например, связанные с получением образования или предпринимательскими активностями, вторые - главным образом к социуму. Например, конституционные права и свободы человека, зафиксированные в основном законе РФ, предполагают, что люди могут собираться, организовывать шествия, устраивать забастовки. Все эти активности относятся к общественным правам.

Основные и дополнительные права

Другое основание для классификации рассматриваемого термина - отнесение к типу основных или дополнительных. Предполагается, что посредством вторых реализуются первые. Например, установленное в Конституции РФ право жителей на участие в управлении страной может быть реализовано посредством активностей в ходе выборов - в аспекте пассивного или активного участия в них.

Общие и особенные права

Еще одно распространенное основание, по которому могут быть классифицированы виды прав и свобод человека, - их отнесение к общим и частным. Первые могут быть установлены для социума в целом, вторые - для конкретных групп граждан, например, студентов. Аналогично общие права могут быть зафиксированы, к примеру, для госслужащих, а особенные - для сотрудников аппарата Правительства РФ.

Абсолютные и подлежащие ограничению права

Современные исследователи выделяют права и свободы, которые относятся к категории абсолютных, а также те, что подлежат разумному ограничению. К первым можно отнести право на жизнь, достоинство, жилище, защиту в суде. Ко вторым - свободу слова, передвижения, тайной переписки. Ограничения на соответствующие права человека могут быть обусловлены тем, что отдельные граждане могут использовать соответствующие преференции в личных целях и нанести некий ущерб другим.

Международные источники прав и свобод

В процессе международных активностей с участием различных стран мира выработан ряд источников, в которых фиксируется перечень ключевых прав и свобод человека и гражданина.

В числе таковых - Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Устав Совета Европы. К соответствующего типа источникам относят также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Важнейший документ - Европейская конвенция о правах человека. Россия придерживается положений, содержащихся в отмеченных источниках, в выстраивании внутренней и внешней политики и при формировании соответствующей законодательной базы.

Личные, политические и экономические права

Изучим иные популярные подходы к тому, как должны определяться те или иные виды прав человека. В достаточной мере распространена концепция, по которой их следует классифицировать на личные, политические и экономические. Изучим их сущность подробнее.

Личные права и свободы формируют базу гражданского и правового статуса человека, обеспечивают законную защиту сфер его частной жизни от вмешательства властей и других лиц. Основные права и свободы человека, относимые к категории личных, можно охарактеризовать как не зависящие от конкретного государства. Их классифицируют как универсальные.

Политические права и свободы предполагают обеспечение участия человека - индивидуальное или общественное - в государственном строительстве. Прежде всего, посредством участия в формировании публичных органов власти. Данные виды прав человека, в свою очередь, не всегда гарантируются государствами. Бывает, что политическая система той или иной страны слишком авторитарна для того, чтобы позволять гражданам пользоваться широким спектром соответствующих преференций.

Экономические права предполагают наличие у человека возможностей для реализации своих потребностей. Таковыми могут быть право на занятие предпринимательской деятельностью, на пенсионное обеспечение.

Права человека в Конституции РФ

Изучим подробнее то, каким образом отражены те или иные виды прав человека в Конституции России. Основной закон нашей страны выделяет, прежде всего, личные права и свободы. Отметим, что положения Конституции могут дополняться иными источниками права, например, федеральными законами.

К категории личных можно отнести следующие конституционные права граждан РФ: на жизнь, достоинство личности, свободу и неприкосновенность, жилище, национальное самоопределение, использование родного языка, свободу передвижения, совести, вероисповедания, мысли, слова.

Конституция РФ также включает положения, гарантирующие основные права и свободы человека, которые относятся к категории политических. В числе таковых права: на объединение, собрания, участие в управлении государством, петицию, свободу СМИ.

В свою очередь, зафиксированы в Конституции РФ также и экономические права. Их достаточно много. В числе таковых права на свободу предпринимательства, частную собственность, труд, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, экологию, образование, творчество, участие в культурной жизни.

Понятие прав человека в России, таким образом, закреплено на высшем законодательном уровне. В этом смысле правовая система РФ оценивается многими экспертами как соответствующая основным гуманитарным стандартам, определенным на международном уровне. Так, в положениях Конституции России и дополняющих ее законах можно найти формулировки, близкие к тем, что включает отмеченная выше Всеобщая декларация прав человека. Аналогично законодательства многих других стран приведены в соответствии с положениями данного международного источника.

Интеграция РФ и европейских государств предполагает значительное сближение национальных законов партнерских государств, в том числе и в части положений, регулирующих рассматриваемую гуманитарную область. Так, Европейская конвенция о правах человека была ратифицирована Россией в 1998 году. Рассмотрим основные факты о данном документе, а также его структуру подробнее.

Конвенция о защите прав человека

Рассматриваемый источник был сформирован в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Считается одним из ключевых документов, используемых в деятельности Совета Европы. Данная Конвенция фиксирует ключевые права и свободы человека, и к тому же обязывает страны, которые ратифицировали документ, гарантировать их в отношении своих граждан.

Ключевое отличие Конвенции от многих других международных соглашений в сфере прав человека в том, что она предполагает реальную защиту личности посредством особого органа - Европейского суда по правам человека, который рассматривает жалобы на предмет нарушения положений Конвенции. Граждане европейских государств, ратифицировавших документ, о котором идет речь, могут напрямую обращаться в ЕСПЧ, если они считают, что их права были нарушены.

Конвенция состоит из 14 статей и нескольких протоколов. Можно отметить, что в спектре статей отражены права на жизнь, свободу и неприкосновенность, справедливость в судебных процессах, уважение частной жизни, вступление в брак, правовую защиту. В Конвенции зафиксированы свободы мысли, совести, религии, выражения мнения, собраний. В структуре документа также приняты положения о запретах на рабство, пытки, принудительный труд, дискриминацию.

Согласно общепринятой классификации права и свободы человека делятся на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные, так же выделяют экологические и информационные права. Данный способ разделения можно увидеть, как и в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах.

Обращаясь к истории современные учёные выделяют несколько поколений прав, рассмотрим их:

Первое - это гражданские, личные и политические права которые были провозглашены первыми буржуазными революциями.

Второе - это социально-экономические права, которые образовались под влиянием социалистических идей, таких как право на труд, отдых, образование, здоровье и т.д. Дополнив прежние права, они заняли своё место в соответствующих документах ООН.

Третье - это коллективные права. Они были предложены в ходе национально-освободительных движений развивающимися странами. Коллективные права представляют собой право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д. Данное разделение не более чем условность, но данным способом можно увидеть эволюцию в развитии института прав человека, связь времён, общий прогресс в этой области.

Широкое распространение получила классификация прав на политические, экономические, социальные, культурные, гражданские (личные).

Политические права и свободы - это право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным в представительные органы, быть избранным на любую выборную должность, быть назначенным на любую административную должность в государстве; право на создание политических партий и движений, других общественных объединений; право на обращение в государственные органы; право на информацию; право свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

К экономическим правам относят право на собственность, предпринимательскую деятельность, безопасный труд, достойную оплату труда, отдых, забастовку, объединение в профессиональные союзы, защиту потребителей.

Социальные права включают в себя право на жизнь, жилище, образование, социальное обеспечение в старости, обеспечение в случае потери трудоспособности, обеспечение в случае потери кормильца.

Культурные права и свободы - это право на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, свобода совести, свобода вероисповедания.

Личные права и свободы неразрывно связаны с конкретным индивидом и представляют собой право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, право на личную безопасность, честь и достоинство, неприкосновенность жилища, тайну переписки, передвижение, судебную проверку законности задержания или ареста, право обвиняемого на защиту и т.д. .

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация -- тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Права человека формировались из многократного воспроизведения актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Однако при всем разнообразии поступков участников общественного взаимодействия выделяются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать этот процесс, сочетать интересы разных индивидов.

Основные конституционные права и свободы человека и гражданина принято классифицировать на определенные виды. Разные авторы видят эту классификацию по-своему. Наиболее устоявшимся, сложившимся является мнение, согласно которому выделяют социально-экономические, политические и личные права. Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция к детализации права человека в зависимости от конкретной сферы их применения. В частности, выделяют:

  • · личные (гражданские),
  • · политические,
  • · социальные,
  • · экономические,
  • · культурные права.

Представляется, что такая классификация точнее отвечает реалиям времени, поскольку охватывает все важнейшие сферы взаимоотношений личности и общества, личности и государства. Кроме того, эта классификация базируется на международных стандартах в области прав человека, которые взяты сегодня за основу построения российского законодательства.

Теперь подробнее обратимся к каждому виду прав человека и гражданина, представленных в этой классификации.

1. Личные права и свободы- это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

К личным (гражданским) правам относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

2 .Политические права и свободы- это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.

Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

3. Социально-экономические права и свободы- это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь. Экономические права -- это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

4. Культурные права и свободы- это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Однако, в настоящее время в международном праве наблюдается тенденция к расширению оснований классификации, классификация прав человека становится более многогранной, но и включает в себя традиционный взгляд на классификацию.

Права человека могут быть классифицированы и по иным основаниям. Так, можно выделить права отдельных категорий индивидов -- детей, женщин, беженцев, заключенных, инвалидов, душевнобольных, престарелых и т. д. Такое разграничение, базирующееся на положениях действующих международных соглашений по правам человека, носит официальный характер и предполагает, что некоторым индивидам (в соответствии с их возрастом, статусом, состоянием здоровья, полом и проч.) помимо общих могут принадлежать дополнительные специальные права. В соответствии с этим следует, по-видимому, различать общие и специальные права. При этом под общими правами будут подразумеваться права, принадлежащие каждому из людей, а под специальными -- такие, которые могут принадлежать лишь отдельным категориям индивидов.

Кроме того, права человека можно подразделить на не подлежащие ограничению и права, которые могут быть ограничены. Об экономических, социальных и культурных правах определено, что государства- могут вводить ограничения на пользование отдельными правами человека,. Одновременно о гражданских и политических правах предусмотрено, что ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право не подвергаться без свободного согласия медицинским или научным опытам, право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, право не подвергаться лишению свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства, право; не привлекаться к ответственности за деяние, которое в момент его совершения не являлось уголовным преступлением, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии (ст. 4).

Таким образом, права и свободы человека можно подразделить на права, которые могут быть ограничены, и абсолютные права, т. е. права, не подлежащие никаким ограничениям.

Права человека являются содержанием правового статуса человека и гражданина, который обозначает систему прав и обязанностей, закрепленных законодательно. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство в свою очередь требует от индивида поведения, зафиксированного в системе обязанностей. Права и свободы могут быть ограничены государством в целях защиты основ конституционного строя, обороны и безопасности. Гражданство как особый правовой статус предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица и наделение его в связи с этим полным комплексом прав, обязанностей и ответственностью за их осуществление. В понятии гражданства учитываются особые правовые статусы: двойное гражданство, много гражданство и безгражданство.

Основные права человека являются субъективными. Это фундаментальные права, зафиксированные в конституциях государств и основных международно-правовых актах по правам человека, они являются базой для остальных прав. Права индивида подразделяются в основном на личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные права. Личные права включают в себя право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной и семейной жизни, защиту чести, доброго имени, персональных данных, неприкосновенность жилища, право определять свою национальность, право на пользование родным языком, право на свободу передвижения, свободу совести. Политические права и свободы состоят в праве граждан участвовать в управлении делами государства, осуществлять избирательные права, пользоваться свободой слова, собраний, митингов, правом на объединение в общественные организации (свобода союзов и ассоциаций), правом на обращение. Экономические права включают в себя право на труд, на защиту от безработицы, на справедливые и благоприятные условия труда, право частной собственности на имущество, свободу экономической деятельности. Социальные права состоят из прав на социальное обеспечение, достаточный уровень жизни, психическое и физическое здоровья, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права составляют право на образование, участие в культурной жизни (свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества) и др.

Формально-юридические основы статуса личности: генезис и эволюция прав человека

Изучение проблемы формально-юридической основы статуса личности связано также с исследованием границ ее свободы. Но свобода является тем же формально-юридическим началом, характеризующим не только правовое положение личности, но и весь государственный порядок.

Развитие идеи личности, ее правового статуса, при одновременном развитии форм гражданского общежития, наиболее сильно проявляется в государстве. Само государство является итогом интеграции и эволюции различных форм естественных, частных союзов в искусственные союзы, среди которых становится сверхинтегративной системой. В правах и обязанностях личности зафиксированы не только стандарты поведения, защищаемые государством, потому что они согласуются с нормальными целями социальной системы, но и «раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности». Для обеспечения свободы личности отношения между государством и личностью необходимо детально урегулировать.

В сословном государстве различная степень имущественной правоспособности связана с закреплением прав не в актах частного характера, а в сословном законодательстве. Вещественными сословными правами определяется степень сословной имущественной правоспособности, лица различных сословий не в одинаковой мере имеют права на одни и те же виды приобретенной собственности. Через личные права закон различным образом регулирует возможность входить в обязательства. Степень участия в правах зависит от степени участия в гражданском обороте. Обладание гражданскими правами в сословном государстве связано с деятельностью и возможностью физических лиц, тогда как приобретение политических прав связано с корпоративной деятельностью сословия.

Политической правосубъектностью в сословном государстве обладают сословия, тогда как гражданской правосубъектностью обладают отдельные лица. Таким образом, в сословном государстве нет жесткой зависимости между гражданскими и политическими правами. Но необходимо учитывать то, что в сословном государстве политические права, прежде всего, являются политическими обязанностями, установленными государством. Часто юридические связи, основанные на добровольном соглашении, становились политическими связями и устанавливались односторонним требованием власти. В сословном обществе устанавливается жесткое разграничение прав и обязанностей. Исполнение службы государству дает возможность иметь права.

Права сословий связаны с распределением сословных обязанностей, сословное деление проводится на уровне государственного права и является политическим делением. Сословные деления, прежде всего, имеют итогом различие прав, а не обязанностей. Выполнение неодинаковых обязанностей сословиями означает, что они не могут обладать одинаковыми правами. Сословное деление по существу является юридическим делением, права сословий связаны в основном с деятельностью сословных политических учреждений. Обязанности при этом выступают средством поддержания и защиты прав сословия. Сословное право - это право-привилегия, передающееся по наследству. В правах и обязанностях сословия происходит сложное сочетание институтов права гражданского и государственного. Юридическое равенство сословий ведет к личной свободе, одинаковые обязанности по отношению к государству предполагают гражданское равноправие.

Права в бессословном обществе в большинстве своем связаны с дозволением, в буржуазном обществе отсутствует формальное определение различия положения в правах отдельных лиц. В бессословном обществе складывается другая форма права, связанная с дозволением и признанием прав личности. Право и обязанность здесь не тождественны, а четко разделены. Жесткое соединение политических прав с политическими обязанностями приводит к уничтожению свободы личности. Форма права как форма свободы связаны с формой государства. Постепенное укрепление и усложнение государства ведет к возрастанию политической свободы и гражданского равноправия. При этом между правами и обязанностями устанавливается фактическое равновесие. Так как сословные объединения в буржуазном обществе просто расслаиваются на отдельные лица, происходит выстраивание непосредственных связей каждого человека с государством.

Юридические отношения частного характера не влияют в новое время на общую правоспособность. Но наличие гражданской правоспособности создает предпосылку и для обладания политическими правами, например, участие в различных формах представительной демократии. Но в современном государстве, где нет сословий, нет и фактического равенства между людьми. В буржуазном обществе равенство в гражданских правах и личных обязанностях порождает фактическое неравенство в политических правах. Экономические различия и гражданские права здесь не связаны с юридическим неравенством, но образуется различие в политических правах. При изменении соотношения прав личности и общества происходит изменение характера юридической связи.

Для гражданского общества необходимо существование свободы и ее ограничения одновременно. Общественный интерес, вбирая в себя множество частных интересов, нормирует их совокупностью «рамок и правил», которые являются формально-юридическими средствами, необходимыми для поддержания действенности механизма социально-юридического регулирования. Без придания фактическому положению личности совокупности этих правил и норм, исходящих от государства, статус личности остается частным, теряя политически-государственное значение. С.А. Комаров подчеркивает, что «общественное положение личности находит конкретное выражение в совокупности экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений, частично закрепляющихся в политико-правовом состоянии личности». Далее, указывая на различие статической и динамической характеристики личности, С.А. Комаров говорит о необходимости подготовленности государственно-общественной среды для реализации прав, свобод и обязанностей.

Государственный и социальный порядок становятся отражением друг друга и «настоящие задачи и истинные цели государства заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям». В конечном итоге законы (по Монтескье) лишь указывают на различные способы добывания себе средств к существованию. Общие законы развития права состоят в том, что его формы или источники развивались под влиянием борьбы человеческих потребностей. Государство и право не столько самостоятельные по отношению друг к другу институты, сколько производны от отношений, складывающихся в гражданском обществе. Право становится формой выражения свободы в общественных отношениях, «как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода».

В системе взаимодействия горизонтально-вертикальных связей частно-правового и публично-правового характера происходит достижение равновесия интересов личности и целей национального значения, когда государство в определенной мере позволяет каждому лицу участвовать в управлении и законодательстве. Выделению статуса отдельного лица предшествует господство вертикальных связей, но движение сознания общих интересов приводит к высвобождению личности из под сословного гнета во имя общего интереса.

Общежительность дает возможность измерять содержание права, характер и полноту интересов, связанных с их охраной. Но охрана права предполагает определенный порядок, связанный с учреждениями, т.е. с той же «общежительностью». Сущность личности, по словам Б.Н. Чичерина, «единичная, духовная, свободная», с которой связаны и права личности, т.е. «власть распоряжаться своими действиями и присвоенными ей физическими предметами». Свобода личности связана не только с ее сущностью, но и с тем, что определенная форма права присваивает ей определенный «масштаб», когда проявляется значение каждого человека, как, прежде всего, «существа общежительного».

Деление общества времен «Русской Правды» на экономическое и политическое сословия было связано с «имущественной правосубъектностью», когда личность человека рассматривалась как простая ценность и обменивалась на имущество. В этом проявился юридический оборот частного гражданского общежития. Экономические различия в «Русской Правде» проявляются в личных правах. Пренебрежение к человеку как к «юридической личности» приводит к тому, что степень ее правоспособности определяется и измеряется лишь частно-правовыми отношениями. Не законодательство, а субъекты, стороны правоотношения каждый раз создают не только прецедент права, но и прецедент правового статуса лица. Но и когда закон через личные права различным образом регулирует возможность входить в обязательства, он становится лишь предпосылкой имущественной правоспособности, что наблюдается в коммерческой (предпринимательской) деятельности.

В основе либерально-буржуазной модели правого государства предполагается наличие общегражданского права, которое обеспечивает как публично-правовое, так и частно-правовое закрепление статуса отдельного лица. Права в бессословном обществе основаны на дозволении. В государственном праве Московской Руси происходит перелом, когда исчезает идея лично-гражданского подданства и вместо нее возникает идея политического подданства. Но данное значение статусу лица придает изменившееся значение Московского государства, которое приобрело общенациональное значение. Таким образом, свобода личности тесно связана с формой государственности. И проблема выбора государственной формы - это проблема выбора степени своды личности в государстве.

Но «политико-правовое состояние личности нельзя противопоставлять ее общественному положению, так как они находятся в соотношении формы и содержания». Проблему определения границ участия личности в политике целесообразно решать с точки зрения соотношения правовой формы и содержания единства верховной власти, нации и территории. Что касается личной свободы, то личность утверждала свой статус под давлением экономических потребностей, а не исходя из метафизических представлений о личном праве. Правовой статус личности стал возможен благодаря укреплению территориального значения верховной власти с общенациональным значением. С укреплением государственной власти личность освобождалась от давления частных союзов и частных юридических форм, но и государство, освобождая личность, стремилось ею обладать. Правомерность свободы личности связана с решением вопроса о степени участия личности в национальной собственности.

Юридическое деление общества предполагает правовую систему, гарантирующую защиту законно приобретенных прав. Юридические свойства государственных обязанностей состоят в том, что они лишь являются средствами для защиты прав. Формально-юридическое равенство ведет к созданию пространства личной свободы. Соединение на этом пространстве права и обязанности жестко, политически приводит к уничтожению института свободы личности. Юридический состав личной свободы выражен в равновесии прав и обязанностей. Институт свободы личности связан с формой общественной солидарности, формой государства. Политическая свобода в государстве предполагает гражданское равноправие. «Личность и в самом деле нуждается в защите от коллективов всех уровней, в том числе и от общества в целом. История слишком часто дает нам примеры диктатуры не только отдельных личностей, но и диктатуры масс».

Общегражданское равенство в буржуазных государствах сочетается с неравенством в политических правах. Здесь нет связи экономических различий и гражданских прав личности, но образуется различие в политических правах. Личность стремится к своему освобождению, но во имя общего интереса, который заключается в праве. Нормативное здесь является одновременно социальным. Не индивидуализм, не эгоизм, а социальная солидарность приводит к сознанию личного права. Общество вносит в межличностные отношения элементы правопорядка. Личность при этом не опирается на «врожденные» права, а «вырабатывает» право-притязание в соответствии с возможностями и условиями природно-социальной среды и в соответствии с уже существующим порядком правового регулирования. Внося элементы борьбы в процесс создания личного права, личность действует все же в рамках дозволенного, так как неправомерно противопоставлять личный интерес целям социального целого, солидарному интересу.

Соотношение прав личности и общества меняется в зависимости от характера юридической связи. Соотношение субъективного и объективного права раскрывает его форму и наличие преобладающего способа воздействия нормы права на поведение людей. Несмотря на то, что право, прежде всего, выражает господствующий интерес, интересы каждой отдельной личности в нем каждый раз также находят свое выражение, поскольку социальный интерес вмещает в себя цели общего блага и есть сумма (коллективное единство) множества частных интересов.

Процесс образования национальной системы права связан с развитием все новых форм общественной солидарности. Способы последовательной интеграции личности в различные союзы четко отражаются на правовом статусе лица, на изменении его составных элементов. Но не формы общественных союзов, защищающих личность, а сама природа личного интереса, субъективное право-притязание проявляет инициативу в этой постоянной смене политико-правовых форм. Личный интерес стремится к объективации, стремясь найти свое место в законодательстве и в оптимальном для нее порядке правового регулирования. Предпосылка возникновения права в его развитых формах, по мнению Л.И. Спиридонова, рынок, «требующий свободы и равенства частных собственников - субъектов обмена». Определяя право как «масштаб свободы», Л.И. Спиридонов указывает на недопустимость безграничности свободы, которая должна быть «лимитирована только свободой другой личности», таким образом, право «всегда вступает в виде пары «право - обязанность» независимо от того, идет ли речь об отдельном правоотношении или о праве в целом». Автор против определения права с позиций справедливости, но критика критериев справедливости в праве направлена против признания права автономной личности, нарушает свойство его общепризнанности и природного происхождения естественных прав, составляющих основу современных конституций.

Законом обеспеченная охрана правосубъектности личности является основой поддержания правопорядка, который становится «итоговым результатом действия права, замыкает цепь основных общественно-политических явлений». Конечно, без ограничения права личности обойтись невозможно, и абсолютизация субъективного права подрывает основы правопорядка. Необходима система равновесия прав и обязанностей, уравновешивание частной и общественной воли является условием политической стабильности.

Обеспечение внутренней и внешней свободы всегда предполагает право, которое является масштабом общественных отношений. Обеспечение всестороннего развития личности зависит от условий социальной справедливости, от того, «какие реальные возможности» предоставлены человеку обществом. Для личности в государстве сохраняется и сфера личной свободы - область частного права. Государственный порядок, основанный на власти и повиновении, отличается от социальной среды в целом. В этой среде по-прежнему доминирует экономическая жизнь как «область личной свободы и личной инициативы, как выражение свободной воли». И на современном этапе сохраняют ценность основные теории правопонимания. Но «право тем еще отличается от других нормативно-регулятивных систем, что оно формализует связь между актом нарушения нормы и действием по применению санкций к нарушителю». Права человека не определяются, а оформляются государством. Решение проблемы правового статуса личности в условиях «холодной демократии», когда провозглашаемые демократические институты и принципы не имеют действительно демократического содержания, невозможно без решения проблемы выбора вариантов развития свободы личности. М.А. Краснов указывает, что «свобода, отрицающая начала общей связи и солидарности всех членов общества, приходит к самоуничтожению и к разрушению основ государственной жизни».

Необходимо учитывать, что права личности создает общество, в котором личность утверждает свой статус. Недостатки правовой политики государства приводят к перенесению борьбы из правового пространства в социальную сферу. Поэтому социальный радикализм - следствие ошибочной политики государства в правовой сфере. Сближение власти и общества возможно лишь на твердых основаниях права, на создании системы конституционализма, основным положением которого является равновесие прав и обязанностей личности. В этом равновесии проявляется эффективность действия права и результат этой эффективности - новый тип правового регулирования и соответствующий ему правовой статус личности, как выражение законом признанных ее интересов и отношений.



Просмотров