Униженные оскорбленные достоевский преступление и наказание. «Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых

4601845-10223500Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РАСКОЛЬНИКОВ СРЕДИ «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЁННЫХ»
Дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы, используйте цитаты из романа
Цель практической работы - показать, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»; выявить главный конфликта романа - конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Семён Захарыч Мармеладов. Как Мармеладов появляется в романе? Какое впечатление он вызывает у окружающих? Каким видит его Раскольников? Каковы внешность и речь Мармеладова? Что рассказал Мармеладов о своей семье? Раскройте символику имени, отчества, фамилии героя. Какова дальнейшая судьба героя, почему он погибает? Достоин ли сострадания Мармеладов?
-1790704889500Какова судьба Сонечки? Раскройте символику имени героини. Раскройте символическое значение слов «…тридцать целковых молча выложила» о первом Сонином выходе на панель. Каковы главные черты характера Сони? Кого и почему можно считать двойниками героини?
32613604445000Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом? Какова дальнейшая судьба Катерины Ивановны? Какова главная черта ее характера? Как вы понимаете слова Сони о Катерине Ивановне «Она справедливости ищет. Она чистая»? Раскройте символику имени героини. Каково символическое значение образа «большого драдедамового зелёного платка»? Кого и почему можно считать двойниками героини?
Каково положение детей Катерины Ивановны? Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? Как вы считаете, зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Семья Раскольниковых. Почему, как вы думаете, Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? Каковы отношения между членами семьи? Что мы узнаем о матери Раскольникова? Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова? Чем привлекла Дунечка Лужина? Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным? Раскройте символику имени, отчества героини, её матери. Кого и почему можно считать двойниками Авдотьи Романовны?
-17907054800500На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Дунечке? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?
Каковы внутренние конфликты «униженных и оскорблённых» героев романа? Кто, по-вашему, виноват в трагической судьбе героев?
Каковы размышления Раскольникова после разговора с Мармеладовым, посещения семьи Мармеладовых, чтения письма матери? Раскройте смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»). Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании его поступков? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

Занятие 32. Слово о Ф.М.Достоевском. Этапы биографии и творчества

Занятие 33. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Ф.М.Достоевского

1. Соберите материал о Петербурге, изображенном в романе. Используйте следующие подсказки:

  • пейзажи: ч.1 гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня), ч.2 гл.1 (повторение предыдущей картины), ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»), ч.2 гл.6 (вечерний Петербург), ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова), ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова);
  • сцены уличной жизни: ч.1 гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми), ч.2 гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние), ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту), ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны);
  • интерьеры: ч.1 гл.3 (каморка Раскольникова), ч.1 гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова), ч.1 гл.2 и ч.2 гл.7 (комната – проходной угол Мармеладовых), ч.4 гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4 гл.4 (комната – «сарай» Сони).

1. Проанализируйте следующие сцены:

· Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1 гл.2).

· Сцена смерти Мармеладова (ч.2 гл.7).

· Встреча с пьяной девушкой (ч.2 гл.4).

· Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.2 гл. 5).

· Описание комнаты Сони (ч.4 гл.4).

· Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч.4 гл.2,3).

· Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5 гл.7).

2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? В чем вас убеждает история семьи Мармеладовых?

Занятие 35. Теория Раскольникова и истоки его бунта

1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? В чем заключается идея (теория) Раскольникова о двух разрядах людей? Сам ли герой ее выдумал?

Занятие 36. «Двойники» Раскольникова

1. Соберите материал об одном из героев: Лужине или Свидригайлове. Используйте следующие подсказки:

О Лужине: ч.1 гл.3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери), ч.2 гл.5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым), ч.4 гл.2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге), ч.5 гл.1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках)

О Свидригайлове: ч.1 гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове), ч.4 гл.1,2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым).

2. Можно ли этих героев назвать «двойниками» Раскольникова? Что его роднит с ними, а что отличает от них? В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Занятие 37. «Правда» Сони Мармеладовой

1. Расскажите о Соне Мармеладовой.

2. Проанализируйте две сцены встреч Раскольникова с Соней: ч.4 гл.4 и ч.5 гл.4. В чем состоит правда Сони? Докажите, что в романе автор утверждает именно правду Сони.

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческих душ. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году он закончил работу над социально-психологическим романом «Преступление и наказание», в котором со всей полнотой раскрыл бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя. Действие романа происходит в Петербурге шестидесятых годов XIX века. Это было сложное для России время: старый мир уже разрушен, а новый только начал формироваться. Наступала эпоха капиталистических отношений, и «маленькому человеку», живущему в нищете, лишенному всяких прав, не досталось места в этом буржуазном мире. Тема «униженных и оскорбленных» является одной из основных в романе «Преступление и наказание». Автор показывает среду, в которой обитают обделенные жизнью люди, их судьбы, искалеченные социальной несправедливостью, их попытки борьбы с жестокой действительностью.

Петербург Достоевского – это город, в котором тысячи людей обречены на нищету и страдания. Это город уличных девиц, бездомных детей, многочисленных распивочных. Описание Петербурга производит тяжелое впечатление. Повсюду пыль, духота, вонь. Шумные, грязные улицы угнетают людей. Даже дома, в которых они живут, давят на них. Все это создает атмосферу отчаяния и безысходности. Картину общего горя и унижения дополняют эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся на улицах Петербурга. Это и девочка, которую напоили и обманули, и женщина, бросившаяся с моста в воду, и Лизавета, безропотно сносившая унижения и оскорбления сестры.

К жертвам Петербурга относится и семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, испытывая огромную нужду во всем.

Семен Захарыч Мармеладов – бывший чиновник. Он ищет спасения от жизненных проблем в распивочной, своим пьянством довел семью до беспросветной нищеты. Мармеладов осознает свое положение. «В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…», – говорит он. В этом состоит трагедия Мармеладова. Он понимает, что ему некуда и не к кому идти, и от этого очень страдает. Не в состоянии бороться за жизнь, за семью, он опускается до пьяных разглагольствований с разными незнакомцами. Мармеладов склонен к моральному самоуничтожению: ему побои в наслаждение, ночует, где придется, на насмешливое отношение окружающих не обращает внимания. Физическая смерть Мармеладова становится неизбежной – он гибнет под колесами роскошной коляски.

«Некуда идти» и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Поэтому ей особенно тяжело жить в нищете, воспоминания о прошлом делают ее жизнь только мучительнее. Катерина Ивановна – натура гордая и тщеславная, но гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве, самолюбии заставляют забыть. Попытки подняться в собственных глазах, самоутвердиться выражаются в безудержных фантазиях. Но мания величия не может спасти Катерину Ивановну. Жестокий, бездушный мир и собственная гордыня приводят ее на улицу, а затем и к гибели.

Семью Раскольникова тоже можно отнести к «униженным и оскорбленным».

Мать Родиона всю жизнь надрывалась на работе, за которую платили гроши. Она всеми силами старалась помочь сыну окончить университет, чтобы обеспечить ему достойное существование.

Нелегкая судьба выпала и на долю сестры Раскольникова Дуни. Она вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайловых, где терпит унижение и позор. Затем появляется преуспевающий делец Лужин, который хочет жениться на Дуне. Несмотря на отвращение к нему, девушка соглашается на замужество, чтобы иметь возможность помогать брату. Это пример самопожертвования «маленького человека», «униженного и оскорбленного», ради другого человека, попавшего в тяжелое положение.

Еще одна жертва буржуазного общества – главный герой романа Родион Раскольников. Это бывший студент, который ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, в страшной нищете. Раскольников упорно рассуждает о несправедливо устроенном обществе. В условиях ужасающей действительности в его голове рождается чудовищная теория о делении человечества на людей «обыкновенных», которых большинство и которые вынуждены подчиняться силе, и людей «необыкновенных», имеющих право властвовать и преступать закон. Раскольников не желает быть одним из тех, кто подчиняется. И чтобы доказать свою принадлежность к людям «необыкновенным», решается на преступление. Таким образом, осуждая общество с его социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями, Раскольников создает теорию, которая может лишь усилить эту несправедливость, углубить беззаконие и произвол. Своим романом Ф.М.Достоевский развенчивает такую теорию, противопоставляя ей христианскую идею смирения и любви к людям.

Носительницей этой идеи в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Это чистая и невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить спившегося отца, больную мачеху и ее детей. Ее толкнули на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Но, продавая свое тело, она сохраняет нравственную чистоту, пьянство и разврат не тронули ее. В отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные трудности, никакие гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление. Ее путь – это путь смирения перед Богом. Ее сила в вере: «Что ж бы я без Бога-то была?». Для Ф.М.Достоевского Соня Мармеладова стала идеалом кротости, покорности, смирения и любви к людям. Именно «вечной Сонечке», ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» «маленьких людей». Мир, в котором они живут, жесток и беспощаден. Каждый из этих людей пытается по-своему противостоять безжалостной действительности. Но своим романом Ф.М.Достоевский утверждает, что в этом мире может спастись лишь тот, кто выбирает путь смирения и покаяния, кто находит в своей душе Бога, кто больше всего ценит любовь к человеку, верит в неистребимость добра в его душе.

Роман Ф.М.Достоевского-это "психологический отчёт одного преступления",преступления,которое совершил бедный студент Радион Раскольников,убивший старуху процентщицу.Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении.Это, если так можно выразиться,идеологическое преступление,а исполнитель его преступник-мыслитель,убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,чтобы помочь своим близким:матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе,о судьбе всех"униженных и оскорблённых",о социальных и нравственных законах,по которым живёт человечество.

Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий.Повсюду он видит картины нищеты,бесправия,подавления человеческого достоинства.На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,которым некуда деться.Их примером служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов на и многие другие.Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении.Ему тоже,по существу,некуда пойти.Живёт он впроголодь,ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на улицу.Подо угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств.А в нём это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать,страдать не только за себя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось бы,потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать.В словах Мармеладова - боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблённый человек,но сохранивший чувство собственного достоинства,глубоко сознающий своё падение,но не в силах ничего изменить.Осмелишься ли осудить человека,су дьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек,а в нём не хотят видеть человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о чём говорят красные пятна на её лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём,что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления,оказавшись в отчаянном положении,с тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова."Можете судить потому,до какой степени её бедствия доходили,что она,образованная и воспитанная и фамилии известной,за меня согласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая,пошла!Ибо некуда было идти".Но облегчения не наступило и после замужества:муж выгнан со службы и пьёт,грозит выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебезятников,плачут голодные дети.Не жесто кость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву близким. Именно поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она "весь вечер в ногах у неё на коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела". Мармеладов даёт жене точную характеристику,говоря,что она "горячая,гордая,непреклонная". Но человеческая гордость её,как и Мармеладова,попирается на каждом шагу,о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, "некуда идти" Катерине Ивановне,везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах:чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и обманутой девочки,не соответству ют образу жизни,который они вынуждены вести,поэтому Раскольникову"странно и дико было смотреть на такое явление". Соню толкает на панель нищета и невоз можность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно,как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:"больница...вино...кабаки и ещё больница...года через два-три-калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с..." . Достоевский убедительно показывает,что иные отношения,кроме безразличия,любопытства,злорадной нас мешки,противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга"враждебно и с недоверчивостью".Все,кроме Раскольникова,слушают"забавника "Мармеладова,"фыркая","улыбаясь","зевая" ,а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зри телей,хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут "с наслаждением" , "хохотом и остротами".

Роман "Преступление и наказание" отразил тревогу Достоевского за будущее челове чества.Он показывает,что такой жизнью, которой сейчас живут "униженные и оскорблённые" жить дальше нельзя. "Опираясь на реальный материал действительности,Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение,проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей,темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста,эгоизма и самопожертвования,преступления и наказания, вопросы общественных,духовных связей между людьми и их разъединения,спра ведливого устройства социального мира и многие другие".



Просмотров