Технологии написания икон. Иконы изготовление

Технология иконописания, или как создается икона в мастерской.

«Икона» в переводе с древнегреческого слова εiκών – это «образ», «изображение», на чем и каким способом это изображение выполнено – уже не входит в понятие «εiκών». Тем не менее мы соприкасаемся с древней техникой создания образа, которая давно стала традицией, и насчитывает уже более тысячи лет.

Существуют различные техники создания иконы – это мозаика и фреска, вышивка, литьё и многие другие, и каждая стремится максимально реализовать себя, но нас сейчас интересует одна из самых сложных, древних и, в то же время, самых незаменимых техник исполнения Образа – в красках на деревянной основе. Именно это мы подразумеваем сегодня, произнося слово «икона», а в учебниках по искусствоведению она значится как техника византийской и древнерусской темперной живописи.

Начиная рассказ о том, как появляется на свет икона, можно разделить основные этапы её создания на две независимые части. Первая часть – это всё, что связано с её материальной составляющей, а именно – изготовление доски, левкаса, приготовление красок, техника золочения, покрытие уже готового образа олифой и т.д. Вторая же – всё, что связано с написанием самого Образа – это работа с подлинниками и подготовка прорисей, этапы написания Образа в каноне, от иконографии до роскрыши, движков, а так же, многое другое. Итак, всё по порядку.

Этапы создания иконы

Ценность сохранившихся до наших дней технологий создания иконы - это грандиозный опыт византийских мастеров, создавших новое направление в искусстве. Своими технологиями они предоставили большие художественные возможности для написания Образа и позволили сохранить его максимально долго. Об этом нам говорят иконы тысячелетней давности, написанные во времена Византийской империи и дошедшие до наших дней.

Процесс создания иконы:

  1. анализ иконографии святого, разработка образа, выбор композиционного решения;
  2. изготовление иконной доски;
    1. выбор древесины под икону, склейка досок, установка шпонок, нанесение защитных покрытий;
    2. вырезание ковчежца, пропитка доски костным клеем, наклеивание льняной паволоки на поверхность доски;
    3. приготовление левкаса, нанесение слоев левкаса на поверхность доски, шлифовка левкаса;
  3. нанесение прориси (рисунка), подготовка поверхности под золочение, золочение;
  4. приготовление минеральных пигментов, приготовление яичной эмульсии;
  5. написание Образа пигментами, замешанными на яичной эмульсии.
  6. закрепление красочного слоя уже написанного Образа, пропитка олифой, завершающие этапы;

Изготовление иконной доски

Из древесины для изготовления основы предпочтение отдается липе, ольхе, лиственнице или кипарису. Древесина просушивается несколько лет, убираются участки с сучками и трещинами, вырезаются сердцевины – всё это обеспечивает минимально возможное коробление иконы в будущем. Склеивается доска костным клеем.

С тыльной или торцевой стороны врезаются шпонки, изготовленные из древесины более твердых пород. Шпонки служат дополнительной защитой иконной доски от раскалывания и коробления.

Доска многократно пропитывается животным клеем. На лицевой стороне выбирается углубление (ковчег), который имеет как практическое значение – защиту красочного слоя иконы от повреждений, так и богословский. Интересно, что «ковчегом» в древности называли ларцы, шкатулки, в которых хранили ценности. Для христианина Образ Божий – самая большая ценность. Так же «ковчег» - это и окно в мир Горний. Слово это напоминает нам Ноев ковчег, спасший людей от гибели. Так же и икона, Образ Божий, Свидетельство Боговоплощения – как корабль несет нас по волнам житейской бури в Царство Любви.

После тщательной пропитки животным клеем лицевой стороны, на доску наклеивается льняная паволока. Она служит надежной сцепкой между поверхностью доски и меловым левкасом, закрепляя его на поверхности доски, и не давая отслоиться в будущем. После тщательной просушки на паволоку наносится 10-15 слоев специального мелового грунта – левкаса, который послужит основой для красочного слоя. Состоит он из натуральных компонентов – мела, животного клея и меда. На последнем этапе сухую поверхность левкаса выравнивают, тщательно шлифуют. Обратная сторона доски и торцы покрываются морилкой и мастикой на основе натурального дегтя, который является сильнейшим природным антисептиком и консервато ром. Итак, доска готова.

Нанесение прориси (рисунка)

В этом случае заранее наносится рисунок этого орнамента.

Контуры орнамента процарапываются или «наливаются» жидким левкасом, делая после золочения орнамент графленым либо объемным.

Следующий ответственный этап - золочение. Этот процесс требует определенного мастерства. В иконописи используется чистое листовое (сусальное) золото или серебро толщиной 12-30 мкм. Как и всякий цвет в иконе, золото имеет богословский смысл. Оно символизирует Божественный свет, свет Царствия Небесного, о котором свидетельствует икона. Существует несколько способов золочения. Каждый из них имеет свои особенности и возможности. Общее же для всех способов золочения это - подготовка полированной поверхности (на левкас наносится слой специального полимента)

Нанесение клеевого состава, наложение золота, дополнительная полировка, закрепление золота защитным лаком.

Этап золочения завершен, и мастер переходит непосредственно к написанию образа. Сохранение древней традиции предусматривает использование в работе натуральных пигментов минерального и органического происхождения. Натуральные пигменты, полученные, как правило, раздроблением минералов и перетиранием их на стекле с водой или яичной эмульсией, практически не подвержены выцветанию, что является одной из главных проблем синтетических красителей.

Соединяясь с яичным желтком, натуральный пигмент образует прочный красочный слой и неповторимый эффект восприятия цвета. А определенная техника позволяет использовать это и создать впечатление светимости красок на иконе.

Техника яичной темперы по праву сохраняется и используется современными мастерами по причине своих особо ценных качеств. Спустя время красочный слой густеет, кристаллизуется, становится твердым, при этом сохраняя яркость и насыщенность всех цветов. Использование натуральных пигментов позволяет достичь насыщенности цвета, сохраняя при этом его воздушность и глубину.

После того, как завершились все этапы написания Образа красками в технике, предусмотренной канонами церковной и иконописной традиции, после просушки красочного слоя в течение несколько дней, подходим к завершающей стадии создания иконы - покрытию её защитным слоем олифы и лака.

Кроме предохранения живописи от внешних воздействий, консервируя её, слой олифы (вареное льняное масло) придает натуральным пигментам особую глубину, насыщенность и игру цвета. Икона покрывается олифой и хорошо просушивается в течение 3-4 дней, после этого дополнительно покрывается слоем лака для предотвращения дальнейшего окисления олифы и её потемнения со временем.

Про каждый, даже незначительный этап, можно рассказать еще очень много, всё это профессиональные рецепты и тонкости, которые превращают этапы создания иконы в искусство.

В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.

В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.

Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.

Вот лишь основные из них на сегодняшний день.

Иконы из металлов.

В далекие времена такие иконы делали методом чеканки и прессования, а также литья. На металле оставался рельефный рисунок. Для этого использовались «мягкие» металлы - бронза, медь. Позже появились рельефные металлические иконы сделанные методом гальванопластика. Эта технология широкомасштабно применяется при изготовлении предметов изобразительного искусства.

В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов.

Еще одним из видов икон из металлов является иконы в ризе. Хоть сам лик святого образа может выполняться различным способом изготовления, и риза - это по большей части способ украшения иконы, но сами эти иконы можно отнести к категории "иконы из металлов", поскольку большая часть иконы закрыта этой ризой. Сюда можно отнести , у которых лики образов делаются шелкографией, а 80% самой иконы закрыта ризой, покрытой серебром.

Резьба.

Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом - мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.

Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.

В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.

Гравировка (лазерная гравировка).

Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки.

Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.

Горячие эмали.

Применяется для нанесения поверхности при изготовлении фарфоровых изделий, а также в особом виде декоративно-прикладного искусства - «Финифть», в котором используются специальные эмали и металл. Эта технология появилась на Руси в 17 веке, и с помощью ее делали в основном украшения, которые могли позволить себе только обеспеченные люди.

Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой.

Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.

Вышивание.

Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.

Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.

Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.

В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.

Вышивание икон бисером - достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.

В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.

Иконы макраме.

Макраме - техника узелкового плетения. Существовала с давних времен. Некоторые историки утверждают, что ее истоки следует искать в Китае и Японии, а в 8-10 веках макраме приходит в Европу, где большой вклад, по утверждению некоторых, макраме получило благодаря мореплаванию. Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего, возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи.

В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.

Настоящий бум макраме наблюдался в Европе в 18 веке, а в России - в 19-начале 20-го. Старшее поколение помнит, как при советском союзе, большой популярностью пользовались плетеные воротники.

Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.

С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.

Мозаика.

Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах.

Кстати, хорошо известные всем и любимые , как раз делаются методом "мозаика", только в качестве материала для выкладывания используется бисер.

Печатные иконы.

Пожалуй, самый новый из всех вышеперечисленных способов изготовления иконы. Хотя сама технология печати (трафаретной) появилась еще до Рождества Христова. С развитием технологий, процесс печати стал автоматизированным и позволяет наносить рисунки на разные рода поверхности.

Здесь используется офсетная либо полиграфическая печать, а также шелкография. Причем шелкография иногда позволяет печатать красками с содержанием натурального золота и серебра.

Печатают иконы, чаще всего на бумажной или картонной основе. В дальнем, эту основу могут наклеивать на доски из натурального дерева.

Шелкография позволяет печатать на разных поверхностях, например: кафель, гранит, керамогранит, фарфор.

Часто печатные иконы оформляют разными способами: добавляют оклад из разных металлов (обычных, драгоценных, покрытых драгоценными металлами), драгоценные и полудрагоценные камни, обрамление деревом и т.д. Часто довольно красиво и богато получается. Так в Греции производятся знаменитые «греческие иконы», где шелкографические иконы обрамляются в рельефные серебряные оклады.


Рукописная икона - традиционный способ изготовления. Деревянная доска, левкас, краски из натуральных пигментов. Металлическая икона, покрытая серебром и в деревянной рамки. Гальванический метод. Резьба по дереву с покрытием лаком.
Икона в технике узелкового плетений (макраме). Лик- шелкография. Икона-мозаика

Техника иконописания сложна и своеобразна.

Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.

Первый слой - щит из деревянной доски + павалока - является ее основой. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Основой у меня являются липовые доски.

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка,побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать. После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса.

Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков. Затем процеживаем через марлю, и побелка готова. Левкас делается аналогично, только соотношение 1 к 2 (мела две части). Левкас и побелка хранятся в холодильнике, банки должны быть закрыты влажными тряпочками.

На доску наносим горячий клей кистью(клей подогреваем на водяной бане). Слоев клея примерно 3-4. Каждый слой должен хорошо просохнуть(около 4 часов). Доска проклеена, когда на свет блестит.Затем наклеиваем паволоку. После этого наносим побелку на доску. Побелку подогреваем на водяной бане, и наносим на доску(2-3 слоя). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда наносим побелку, пальчиком руки ее растираем по доске. Затем переходим к левкасу. Шпателем наносим холодный(застывший) левкас. Двенадцать тонких слоев(можно чуть больше). Чтобы слой был тонкий наносим шпателем, а потом часть снимаем. Каждый слой должен хорошо просохнуть (около 4 часов).

После того как икона залевкашена ее необходимо затереть. Для этого нужна наждачка разной жесткости. Сначала затираем грубой,выравниваем поверхность, постепенно переходим к нулевке. Доска после затирания должна быть гладкой.

Когда поверхность левкаса готова, наносим рисунок кистью, и начинаем писать икону. Пигменты растираем курантом(добавляем воду при растирании). Когда краска высохнет шпателем собираем краску в баночку. Когда пишем в краску добавляем эмульсию(желток, 2 столовых ложки воды, 1 ст. ложка уксуса).

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему. В начале я распыляю воду в помещение, в котом буду олифить(я это делаю в ванной), чтобы уменьшить в воздухе пыль. Затем приношу икону(для иконы делаю коробочку). Протираю икону рукой, чтобы поверхность была чистая. Беру кисточкой олифу(кисть пони 6), и наношу тонким слоем олифу. После этого кладу икону в коробочку,и накрываю пленкой или фольгой(поверхностью на которой нет пылинок). Между красочным слоем(покрытым олифой) и пленкой(фольгой) должно быть достаточность расстояния, чтобы олифа сохла, накрываю фольгой,чтобы не попадала пыль на икону. После нанесения олифы икону проверяем, приходимся рукой,растираем олифу,чтобы олифа застыла равномерно. После того как олифа встанет трогать ее нельзя, можно испортить поверхность. После первого тонкого слоя можно нанести таким же образом второй слой, пока поверхность не насытиться олифой.

Затем тыльные стороны доски и торец покрывается морилкой. Это делается для того,чтобы защитить древесину.

Данный материал - с сайта "Православная писаная икона в каноне"

Изготовление в классическом варианте состоит из следующих шагов:

  • Изготовление доски;
  • Подготовка поверхности;
  • Нанесение рисунка;
  • Золочение;
  • Приготовление красок;
  • Раскрытие иконы;
  • Роспись доличного;
  • Роспись личного;
  • Олифление.

Изготовление доски. Для изготовления доски под икону используются в основном следующие породы древесины: липа (самая распространённая), бук, кипарис, лиственница, сосна. Для изготовления икон используется только хорошо высушенные доски. Если икона широкая, то соединяются несколько досок по ширине с помощью шпонок (поперечных дощечек, врезанных полностью или частично в доски). На лицевой стороне, по периметру, иконной доски делается плоское углубление - ковчег. Между ковчегом и полями имеется уступ, который называется лузга. Она имеет практическое значение для подготовки поверхности иконы и написания изображения. Декоративное значение лузги - создавать эффект «окна» в другой мир. Надо сказать, что в настоящее время не все иконы делаются с лузгой.

Подготовка поверхности. Для того что бы изображение не трескалось, держалось крепко, было долговечным необходимо подготовить поверхность иконной доски. Для этого ее лицевую часть зазубривают небольшими бороздками с помощью цикли или ножа. Далее покрывают специальным слоем жидкого клея, а затем грунтуют левкасом - специальным составом. Левкас наноситься несколько раз. После окончательной просушки левкас выглаживают и шлифуют. Часто перед нанесением левкаса наклеивают ткань («паволока» или «серпянка»), что так же обеспечивает защиту изображения от растрескивания и обеспечивает плотную связь левкаса с деревянной иконной доской.

Нанесение рисунка. Рисунок позволяет отразить на поверхности левкаса очертания (контур) того, что в итоге будет изображено не иконе. Он наноситься как «от руки», так и с использованием вспомогательных средств - прориси (контурного рисунка с уже написанной иконы). Для видимости конура в дальнейшем, когда будут наноситься один слой красок за другим, рисунок процарапывается тонкой линией, которая называется графья.

Золочение. В случае если икона предусматривает позолоту (полностью или частично). Чаще всего для этого используют сусальное золото - тонкий слой золота на небольшом листе. Поверхность левкаса под золочения обрабатывается специальным составом. Из листков с золотом вырезаются нужные формы. Затем слой золота с листа переносим на поверхность левкаса и полируется. Сверху позолота покрывается для защиты слоем лака. Это один из самых сложных этапов создания иконы, поскольку золото очень тонкое и при не правильном движении или вздохе летит куда захочет. Кроме того, нужно все делать так, что бы на слой под позолоту не попала пыль.

Приготовление красок. Приготовление красок - это отдельная наука. Вообще краски бывают: минеральные и органические, а так же подразделяются на натуральные и искусственные. Для написания икон используются натуральные краски. Чаще всего различные виды красок нельзя да и не возможно смешать друг с другом. Краска состоит из двух частей: это пигмент - который создает нужный цвет и темпера - это связующие вещество (а также способ смешения пигментов). Наиболее часто, для написания икон, используется яичная темпера.

Раскрытие иконы. Этот этап предполагает нанесение однотонных (без теней и полутонов) сплошных красок на площади иконы. Также покрывается красками фон иконы, площади доличного письма.

Роспись доличного. Доличное - это элементы рисунка картины кроме фона и личного. К личному относятся: лик (лицо), руки и ноги. Примером доличного являются: одежда, пейзаж (на фоне) и т.п. Сначала идет обводка площадей доличного, потом на этих участках оформляются другие линии рисунка. Далее, по выпуклым местам фигуры, наносят несколько раз пробела. При этом, с каждым последующим разом используется более светлый тон.

Олифление. Когда изображение полностью готово, его покрывают слоем олифы (или лака), что позволяет защитить икону от порчи (в т.ч. сырости и царапин на краске), а также придать краскам яркость.

Икона существует почти 2 тысячи лет. Своей долговечностью икона во многом обязана консерватизму живописной техники. Расцвет иконописи пришелся на эпоху средневековья, так ценившей традицию, эпоху, сохранившую для человечества многие секреты ремесла, доставшиеся ей от античности и не утратившие своей привлекательности вплоть до наших дней. Начиная с IX в. техника живописной иконы, то есть исполненной кистью и красками, - исключительно темпера.

В мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского придерживаются именно такой древней техники написания икон - яичной темперы, заключающейся в использовании только натуральных материалов.

Для написания иконы используется доска из натурального дерева (липа, кипарис), укрепленная сзади дубовыми шпонками. На доску наклеивается тонкая ткань-паволока и наносится основа - меловой левкас. Левкас - смесь мела и клея (грунт под живопись), через несколько десятилетий представляет из себя особо прочный, совершенно спаявшийся «монолит». На основе под живопись темперными красками пишется Святой образ.


Темперные краски (яичная темпера) готовятся иконописцами вручную из


растертых полудрагоценных камней (малахита, лазурита, гематита, минерального пигмента) в соединении с яичным желтком и вином. Яичная темпера через 200-300 лет совершенно «каменеет», а устойчивость ее к внешним воздействиям намного превосходит не только «хлипкий» желток, но и любой из используемых минералов.

От повреждений окружающей среды написанный Святой Образ защищается слоем льняной олифы. Следование древней технике написания иконы является гарантией ее долговечности.

Техника иконы. Программа "Зерно Веры" телеканала "Агро-ТВ"

Основные этапы написания иконы

Сначала иконописец разрабатывает рисунок. Рисунок наносится на подготовленный под него грунт - левкас - тонкой кисточкой. На художественном совете мастерской рисунок обсуждается с ведущим художником и после утверждения рисунка можно приступать к золочению иконы.

Золочение иконы трудный и кропотливый процесс. На доску наносятся тонкие слои сусального золота. Затем они шлифуются и укрепляются.

Далее создаются основные цветовые соотношения иконы.
После чего мастер приступает к прорисовке одежд и других деталей образа. Детали прорисовываются от более крупных ко все более мелким.

И только после всех предыдущих этапов иконописец приступает к работе над ликами - очень ответственной и требующей наибольшей духовной концентрации задаче.

Результатом работы иконописца является образ, созданный в соответствии с древними традициями и канонами, а также с учетом новых иконографических разработок мастерской.

Для большей сохранности икона может обрамляться окладом, выполненным из дерева, золота, серебра, и помещаться в киот. Киот и оклад могут быть украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.

Каждая икона в иконописной мастерской во имя св. Алипия Печерского создается художниками с молитвой и постом в строгом послушании старшему художнику и духовенству. Иконописцы трудятся по благословению настоятеля храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Его Высокопреосвященства Владыки Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.



Просмотров