Ст 14.15 кодекса рф об административных правонарушениях.

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.



Комментарии к ст. 14.15 КОАП РФ


1. Данная статья направлена на охрану правил продажи отдельных видов товаров, устанавливаемых Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 2 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующий Государственный стандарт в области торговли под товаром понимает любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи (принят и введен в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

2. Объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. ст. 14.1 - 14.8, 14.10, 14.16, 14.17 Кодекса.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.)); за нарушение Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 (с изм. и доп.).

3. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

4. Субъект административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части нарушения правил продажи продукции отдельных видов, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Правомерность привлечения лиц к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров) в настоящее время стала актуальной темой в связи с многочисленными жалобами граждан в судебные инстанции.

Санкция указанной статьи устанавливает, что совершение рассматриваемого правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. При этом каждое отдельное правонарушение подлежит квалификации по ст. 14.15 КоАП РФ, а не в совокупности, даже при том условии, что правонарушение совершено одним и тем же лицом в один период времени.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области торговли. Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, являются правила продажи отдельных видов товаров и услуг.

Субъектом правонарушения могут быть физические лица - граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" устанавливает, что в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное, для ст. 14.15 КоАП РФ исключений не предусмотрено. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Субъективная сторона - правонарушение совершается с прямым умыслом.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила продажи отдельных видов товаров, а именно: Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612; Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444; Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55; Правила продажи товаров по образцам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

В практике имеет место неправомерное привлечение к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ за применение контрольно-кассовой машины, зарегистрированной по другому адресу. Согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 января 2005 г. N А55-13574/04-29 данное деяние не входит в объективную сторону указанного правонарушения.

Важным аспектом законного привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является правомерность действий государственных органов. Исчерпывающий перечень органов, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен ст. 23.49 КоАП РФ. Указанная статья устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе).

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять их в соответствующий орган для рассмотрения обладают органы прокуратуры.

В случае же привлечения к административной ответственности ненадлежащим должностным лицом данное решение подлежит отмене. Так, прокуратурой в арбитражный суд направлено заявление о признании незаконным и отмене постановления должностного лица Удачнинского отдела полиции межмуниципального отдела МВД "Мирнинский" о назначении индивидуальному предпринимателю Г. административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ. Основанием для обращения в суд с заявленным требованием послужило существенное нарушение должностным лицом органа внутренних дел требований ст. 23.49 КоАП РФ, связанное с незаконным рассмотрением дела и назначением административного наказания. В соответствии с требованиями данной нормы закона, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, полномочны рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, к которым органы полиции не относятся. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.05.2012 заявление прокуратуры удовлетворено в полном объеме (ЯСИА Якутское-Саха Информационное Агентство, 25.05.2012).

Статья 14.15 КоАП РФ является общей нормой по отношению к другим статьям. Так, действия виновных лиц следует квалифицировать по ст. 14.15 КоАП РФ, если данное правонарушение не предусмотрено другими статьями КоАП РФ. Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N 2375/07 видно, что в суд поступило заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и Постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Так, в ходе проверки, проведенной инспекцией 08.08.2006 в торговой точке, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, установлен факт реализации спиртосодержащей парфюмерной продукции трех наименований без товарно-транспортных документов и сертификатов соответствия. По результатам рассмотрения судом сделан вывод, что решение суда кассационной инстанции о том, что действия предпринимателя следовало квалифицировать по статье 14.15 КоАП РФ, является неправомерным. Статья 14.15 КоАП РФ является общей нормой об административной ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, в то время как статья 14.16 Кодекса - специальная норма. В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом, в данном случае по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

При привлечении к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ необходимо, чтобы в протоколе об административном правонарушении и в материалах административного дела содержались сведения о том, при отсутствии какой конкретно установленной информации о продавце осуществлена продажа товара, в чем выразилось нарушение права покупателя на получение необходимой и достоверной информации о продавце, какие конкретно нарушены правила продажи отдельных видов товаров. В противном случае судом будет сделан вывод об отсутствии события административного правонарушения (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2007 г. N Ф08-5902/07-2428А).

Неотъемлемой частью правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является и то, что лицо, которое привлекается к административной ответственности, должно быть надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении. Так, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Составление протокола об административном правонарушении допускается лишь тем числом, о котором уведомлено надлежащим образом лицо, привлекаемое к административной ответственности. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2005 г. N Ф08-444/05-189А установлено, что в акте проверки от 10.06.2004, составленном при участии продавца Б.П.А., имеется отметка о необходимости явки 11.06.2004 предпринимателя Б.И.А. для составления протокола об административном правонарушении. Между тем протокол об административном правонарушении составлен более поздним числом, а именно 24.06.2004. Свое участие в составлении протокола предприниматель отрицает. Доказательства того, что предприниматель был уведомлен надлежащим образом о составлении протокола 24.06.2004, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев. Однако из этого правила есть исключение. Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для анализа правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ необходимо установить следующее:

1) правомочно ли было должностное лицо составлять протокол об административном правонарушении по указанной статье;

2) имеются ли иные статьи КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за аналогичные деяния, то есть имеется ли специальная норма;

3) нашли ли свое отражение в протоколе об административном правонарушении сведения о том, какие конкретно нарушены правила продажи товаров, в чем это выразилось;

4) надлежащим ли образом извещено лицо, привлекаемое к административной ответственности;

5) не нарушен ли срок давности привлечения к административной ответственности.

Несоответствие какого-либо одного из названных пунктов нормам закона может привести к отмене решения о привлечении к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.

Полный текст ст. 14.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 14.15 КОАП РФ.

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

Комментарий к статье 14.15 КоАП РФ

1. Данная статья направлена на охрану правил продажи отдельных видов товаров, устанавливаемых Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 2 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующий Государственный стандарт в области торговли под товаром понимает любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи (принят и введен в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

2. Объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. ст. 14.1 - 14.8, 14.10, 14.16, 14.17 Кодекса.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.)); за нарушение Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 (с изм. и доп.).

3. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

4. Субъект административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части нарушения правил продажи продукции отдельных видов, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 14.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 14.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Комментарий к статье 14.15 КоАП РФ:

1. Данная статья направлена на охрану правил продажи отдельных видов товаров, устанавливаемых Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 2 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующий Государственный стандарт в области торговли под товаром понимает любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи (принят и введен в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

2. Объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. ст. 14.1 - 14.8, 14.10, 14.16, 14.17 Кодекса.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.)); за нарушение Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 (с изм. и доп.).

3. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

4. Субъект административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части нарушения правил продажи продукции отдельных видов, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3).



Просмотров