США после Второй мировой войны: история, характеристика и интересные факты. Великобритания после второй мировой войны

Конспект по истории России

Международное положение СССР после войны , в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Однако соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире. В то же время в области военной технологии США и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым, включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации возможны были два подхода: первый предполагал усилия по сохранению "большого альянса", созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения "залогов безопасности" посредством расширения сферы советского влияния.

Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход, непосредственно выражавшийся в политике приобретения "залогов безопасности", возобладал в первые месяцы, последовавшие за Ялтинской конференцией.

В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в первую очередь, вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в Корее. После столкновений 1945-1946 гг. "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947г., когда мир раскололся на два антагонистических блока.

Советская дипломатия высказывала свое намерение решать крупные международные проблемы только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер- министра Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале 1946 года Молотов, в частности, заявил, что СССР - одна из двух крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть решен без ее участия. Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной безопасности, который отводил ООН центральное место в урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции в Иране, так как до этого момента политика получения "залогов безопасности" приносила свои плоды.

Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта 1946 года), Черчилль произнес в Фултоне (Миссури), в присутствии президента Трумэна, свою знаменитую речь о "железном занавесе". Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими лейбористами, тем не менее, свидетельствовала о начале нового и важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского экспансионизма".

Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15 октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению западных и советских позиций, за исключением вопроса о репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте, что, по мнению американского правительства, настал момент передать немецкому народу ответственность за ведение своих собственных дел, предоставить Германии возможность обрести самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии.

Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий, которые работали исключительно на СССР. Хотя СССР неизменно подтверждал свою приверженность идее воссоединения демократизированной и демилитаризованной Германии, растущее несоответствие политических и экономических структур в западных и советской оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной.

После провала Мирной конференции отношения между западными странами и СССР еще более ухудшились. Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, которое также закончилось безрезультатно. Из провала московской конференции американцы сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршал изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители советской делегации выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить психологический эффект, произведенный предложением Маршала, путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых великих держав" свою экономическую и национальную независимость.

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 года, отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту СССР.

Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948 года из-за событий, связанных с блокадой Берлина .

Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме (Лондон, ноябрь - декабрь 1947 года) ускорил процесс создания Западной Германии. В знак протеста против решения Западных держав об организации выборов в западногерманское учредительное собрание маршал Соколовский, советский представитель в межсоюзническом Контрольном Совете по управлению Берлином, 20 марта вышел из этого органа, что привело к ликвидации четырехсторонней администрации Берлина. 24 июня советская сторона полностью блокировала западные зоны в Берлине. Маршал Соколовский открыто заявил, что "технические трудности" в передвижении между Берлином и Западной Германией сохранятся до тех пор, пока Вашингтон, Лондон и Париж не откажутся от своего проекта создания "трехзонного" правительства. Запад был вынужден организовать "воздушный мост", который снабжал город около года, до 12 мая 1949 года, когда блокада была, наконец, снята.

На Совете четырех министров иностранных дел, проходившем в Париже с 22 мая по 20 июня 1949 года, заменивший Молотова на посту руководителя советской дипломатии Вышинский отверг проект самостоятельности трех западных зон. В ответ на создание 23 мая Федеративной Республики Германии, созванное в Восточном Берлине народное собрание приняло конституцию демократической неделимой Германии.

Через несколько месяцев, 7 октября 1949 года, была провозглашена Германская Демократическая Республика, которой Советский Союз передал все гражданские правомочия.

1949-1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной войны", ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года Североатлантического Договора, чей "открыто агрессивный характер" неустанно разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением Германии. 1949 год был "крайне опасным" годом, поскольку СССР уже не сомневался, что американцы надолго останутся в Европе. Но он же принес советским руководителям и удовлетворение: успешное испытание первой советской атомной бомбы (сентябрь 1949 г.) и победа китайских коммунистов.

В большей степени, чем конфликт в Корее, "головной болью" советской внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее перевооружении. Используя глубокие расхождения между западными державами по этой проблеме, советская дипломатия имела возможность ловко маневрировать.

23 октября 1950 года собравшиеся в Праге министры иностранных дел восточноевропейского лагеря предложили подписать мирный договор с Германией, предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее всех иностранных войск. В декабре западные страны в принципе согласились на встречу, но потребовали, чтобы на ней были обсуждены все проблемы, по которым имело место противостояние Запада и Востока. Продолжавшиеся с 5-го марта по 21-ое июня 1951 года в Париже переговоры не привели стороны к соглашению.

Аннотация: Поляризация послевоенного мира и "холодная война".- Восстановление народного хозяйства страны.- Ужесточение политических и идеологических мер. Новая волна репрессий.- Борьба за сталинское наследие.-ХХ съезд КПСС и либерализация режима.-Внешняя политика.

Поляризация послевоенного мира и "холодная война". Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация – Организация Объединенных Наций (ООН) . Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц.

Своим вкладом в победу над фашистской Германией СССР вызвал к себе симпатии населения стран Запада, а роспуск Коминтерна в 1943 г. способствовал росту авторитета компартий. За годы войны число их членов увеличилось почти в 3 раза, и коммунисты в 1945-1947 гг. входили в правительства 13 государств Европы, Азии и Латинской Америки.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но, несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами.

В целом положение СССР кардинально изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранялись примерно до 1947 г. Однако уже в 1945 г. обнаружились серьезные противоречия, которые выразились в борьбе за раздел сфер влияния в Европе. На фоне обострившихся разногласий Черчилль приказал фельдмаршалу Монтгомери собирать немецкое оружие для вооружения пленных в случае, если русские продолжат свое наступление на Запад.

Черчилль 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу "железным занавесом" , призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом.

Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока , и эти страны находились в зависимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии).

Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947 г., когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны.

Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в сентябре 1947 г. учредил Информационное бюро коммунистических и рабочих партий – Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943 г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточноевропейские компартии и из западных – итальянская и французская. В 1949 г. социалистические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) . Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока капитала не позволили странам СЭВ достичь экономической близости и интеграции, как это было на Западе.

Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США, который с созданием в 1949 г. НАТО оформился окончательно. Жесткая конфронтация между Западом и Востоком способствовала "поправению" внутренней политики ведущих держав. В 1947 г. под влиянием правящих кругов США коммунисты были удалены из правительств Италии и Франции. В самих США началась проверка лояльности государственных служащих, были составлены списки "подрывных организаций", члены которых выгонялись с работы. Особенно подвергались преследованиям коммунисты и лица левых взглядов. В июне 1947 г. конгресс США одобрил закон Тафта-Хартли, ограничивший забастовочные и профсоюзные движения.

На Западе завершился раздел Европы. Теперь центр противоборства переместился в Азию. В 1949 г. победила Китайская революция, еще раньше коммунистический режим утвердился в Северной Корее. В конце 40-х годов мировой социализм охватывал более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения Земли. Исходя из этого обстоятельства, а также с учетом наличия коммунистического движения в странах Запада, руководители советского блока и Китая, видимо, склонялись к мнению о возможности изменить в свою пользу сложившееся в мире соотношение сил. В феврале 1950 г. руководители СССР и Китая подписали договор о взаимопомощи сроком на 30 лет.

Восстановление народного хозяйства страны. Победа над фашизмом досталась Советскому Союзу дорогой ценой. Нанесенные войной человеческие и материальные жертвы были очень тяжелы. Общие безвозвратные людские потери оцениваются примерно в 27 млн. человек, что составляло шестую часть активного населения страны. Подверглись разрушению большинство промышленных центров на европейской части страны и все основные житницы – Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Сумма прямых потерь, причиненных войной в 5,5 раза превышала национальный доход СССР в 1940 г.

Предстояло перевести народное хозяйство на мирные рельсы, демобилизовать и трудоустроить миллионы военнослужащих. Трудности восстановления усугублялись сильной засухой 1946 г. От голода и болезней в этом году погибло около 1 млн., а в 1946-1948 гг. – полтора миллиона человек [13.3 , c.13,20,29,170].

По пятилетнему плану (1946-1950 гг.) сельскохозяйственное производство должно было превысить довоенный уровень на 27 %, а оно не достигло даже уровня 1940 г. Сказалось нежелание идти на реформы, аналогичные НЭПу, стимулирующие развитие производства. Сталинское руководство ограничилось применением внеэкономических, принудительных методов управления, консервировавших хронические трудности деревни, связанные с колхозным строем.

Экономика оставалась милитаризованной . Многие заводы имели одновременно и гражданский, и военный профиль. Другими словами, экономика была мирной на словах и военной по существу, она возвращалась к довоенной модели. Дальнейшее развитие получил военно-промышленный комплекс (ВПК) . Огромные средства направлялись на реализацию атомного проекта . Работы по созданию атомной бомбы велись в СССР с 1942 г. После войны их возглавил Берия, научным руководителем проекта был академик И. В. Курчатов. Секреты атомного оружия сумела получить у американцев советская разведка, создавшая в США широкую разведывательную сеть .

Параллельно шло техническое перевооружение армии, насыщение её новейшими образцами стрелкового оружия, артиллерии, танков. Огромные средства выделялись на создание реактивной авиации и ракетных систем для всех родов войск. Такой сдвиг в пользу военных отраслей создавал дисбаланс в развитии экономики. Милитаризованная экономика тяжёлым бременем ложилась на общество, резко ограничивала возможности повышения материального благосостояния народа.

Ужесточение политических и идеологических мер. Новая волна репрессий. Для сохранения советского режима, для борьбы с богатейшей державой мира – США диктатор воссоздал атмосферу, позволяющую держать народ в страхе, изолировал его "железным занавесом" от остального мира. Делалось все это под аккомпанемент коммунистической, антиамериканской пропаганды. Россия была провозглашена родиной чуть ли не всех изобретений и открытий, а современные открытия в западных странах провозглашались ложными. Была объявлена реакционной лженаукой кибернетика , генетика , подвергнута критике квантовая физика, теория относительности.

В 1946 г. власти развернули широкую кампанию против любого проявления интеллектуального творчества, где обнаружились так называемые "заграничное влияние", "западное упадочничество", "мелкобуржуазный индивидуализм", "искусство для искусства", космополитизм , низкопоклонство перед Западом. Идеологическое руководство этой кампанией осуществлялось лично Ждановым, поэтому её окрестили "ждановщиной". ЦК КПСС обрушился с критикой прежде всего на журналы "Ленинград" и " Звезда ", обвиненные в проведении чуждой идеологии, особенно после публикаций произведений поэта А. Ахматовой и сатирика М. Зощенко, которых исключили из Союза писателей.

Другим постановлением ЦК подверг критике "безыдейные" фильмы – "Большая жизнь", "Адмирал Нахимов" и "Иван Грозный". В 1948 г. те же тенденции "обнаружили" в музыке. Представителями формалистического направления в музыке были названы А. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, В. Мурадели и др.

Вскоре последовал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами. Критика космополитизма быстро приобрела все более откровенный антисемитский характер.

В январе 1953 г. было объявлено о разоблачении "террористической группы врачей", работников Кремлевской больницы. Было арестовано 9 высокопоставленных врачей, в большинстве евреев, в том числе личный врач Сталина академик В. Н. Виноградов. Он поплатился за то, что посоветовал уже престарелому вождю уйти на покой. Они были обвинены в том, что действуя по заданиям американской и английской разведок, умерщвляли руководителей партии и государства путем заведомо неправильного лечения.

Сталин, организуя новый большой террор, преследовал следующие цели: устрашение народа, подавление любой, даже потенциальной оппозиции и психологическая подготовка к войне. В деятельности средств массовой информации, государственной пропаганде доминирующим направлением было формирование образа врага, создание произведений на антиамериканскую тему.

Борьба за сталинское наследие. Официально считалось, что к власти пришло так называемое коллективное руководство из ближайшего окружения Сталина – Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев, Л. М. Каганович, А.И. Микоян, Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов. Определились три ключевые фигуры – Маленков, Берия, Хрущев. Первое место в новой иерархии занял Маленков, который получил пост председателя Совета Министров и встал во главе Секретариата ЦК; Берия, близкий соратник Маленкова, возглавил воссоединенное МВД и МГБ; Хрущев не имел государственных должностей, но занимал второе место в Секретариате ЦК. И Маленков, и Хрущев, боясь и ненавидя Берию, объединились ради отстранения и ареста последнего.

Возникшее "дело Берии" остается до сих пор недостаточно выясненным. Нет единого мнения о личной позиции Берии. Считается, что Берия готовил заговор с целью установления личной диктатуры. Существует версия о Берии-реформаторе, что он наказан номенклатурой за попытку масштабных преобразований. Он мог проявлять радикализм, желая как-то избавиться от кровавого имиджа.

С устранением Берии Маленков лишился опасного, могущественного союзника. Позиции Маленкова ослабли, его политического конкурента Хрущева - усилились. Маленков уже не мог опираться на органы МВД-МГБ, так как они были поставлены под контроль партии. К тому же с осени 1953 г. Хрущев стал первым секретарём ЦК КПСС, существенно расширив свои полномочия. Наследники вождя волей-неволей вынуждены были пойти по пути трансформации режима личной власти, уходя от вождистской модели.

Тем не менее, с именем Маленкова связан так называемый "новый курс" . Уже 10 марта 1953 г. на заседании Президиума ЦК Маленков заявил о необходимости прекращения "политики культа личности".

Поворот в политике проявлялся также в экономической и социальной области. С именем Маленкова колхозы связывают довольно значительное снижение сельхозналога (к 1954 г. – в 2,5 раза), увеличение размеров приусадебных хозяйств. В апреле 1953 г. было осуществлено самое крупное в послевоенный период снижение цен на продукты питания и потребительские товары. В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Маленков сформулировал новый экономический курс, предусматривающий приоритетное развитие лёгкой промышленности, производства товаров народного потребления. Речь шла о впервые проводимом в советской истории курсе на социальную переориентацию экономики.

Между тем, сама ситуация в стране требовала решительных действий. Источниками социальной напряжённости были зона подневольного труда в системе ГУЛАГ и разорившаяся колхозная деревня. У узников ГУЛАГа после смерти Сталина и ареста Берии пробудились надежды на амнистию и реабилитацию , вызвавшие мощную волну восстаний и беспорядков в лагерях в 1953-1954 гг. Казалось, надежды подтверждались: в сентябре 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при МВД и другие внесудебные органы ("тройки", "пятёрки"), в апреле 1954 г. пересматривалось "Ленинградское дело" и реабилитировались осужденные партийные и хозяйственные руководители. Годом позже началась реабилитация по политическим процессам 30-х – начала 50-х годов. За 1954-1956 гг. были реабилитированы 7679 человек, многие посмертно. Из тюрем и лагерей уже до XХ съезда вышли десятки тысяч человек.

Большое беспокойство у нового руководства вызывала проблема вывода сельского хозяйства из затяжного кризиса, увеличения производства продовольствия. Получаемое крестьянами на трудодни составляло в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи. Крестьяне кормились в основном за счет личного подворья, которым занимались после работы в колхозном хозяйстве. 22,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали на трудодни. Начиная с сентября 1953 г. по инициативе Хрущева принималась серия действенных мер: были значительно увеличены капиталовложения, повышены государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширены посевные площади, началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири и Поволжье. Принятые меры оправдали себя: в 1954-1958 гг. среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства составили 8% (в 1950-1953 гг. было 1,6%), денежных доходов колхозов – более чем в 3 раза.

На январском пленуме ЦК в 1955 г. Хрущев обвинил Маленкова в недостаточной зрелости, стремлении к "дешёвой популярности" среди народа, в ошибочном высказывании в пользу ускорения темпов роста производства группы "Б" и др. Сессия Верховного Совета в феврале 1955 г. приняла отставку Маленкова, на посту председателя Совета Министров его сменил Н. А. Булганин.

XX съезд КПСС. Либерализация режима. Изменение политического курса нового руководства, его разрыв с многочисленными сталинскими постулатами и традициями были подтверждены XX съездом КПСС , состоявшимся 14-25 февраля 1956 г. Анализируя новую международную обстановку, съезд выдвинул ряд теоретических положений по проблемам мирового развития: о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения мировой войны в современных условиях и о разнообразии форм перехода стран к социализму.

Во внутренней политике съезд высказался за восстановление и упрочение ленинского принципа коллективного руководства, демократизации общественно-политической жизни страны. Перед окончанием съезда на закрытом заседании выступил Хрущев с докладом "О культе личности и его последствиях" . Из секретного доклада участники съезда узнали о "завещании" Ленина, существование которого до тех пор отрицалось руководством партии. Впервые было сказано об отступлении от принципов демократии, о грубейших нарушениях социалистической законности, массовых репрессиях, крупнейших просчетах и порочных методах руководства, допущенных по воле Сталина.

Начавшаяся критика культа личности и либерализация общества сопровождались пробуждением общества, массовым движением в виде собраний, появлением споров, дискуссий, неформальных обсуждений. Все это, а также возвращение реабилитированных из лагерей обостряло ситуацию в стране. Негативную роль сыграл и венгерский кризис 1956 г., вызвавший у советского руководства опасения повторения подобной попытки радикального обновления и в СССР. Ввод советских войск в Венгрию также вызвал неоднозначную реакцию у населения.

Ликвидация наиболее очевидных порождений сталинщины началась уже вскоре после смерти диктатора. Этот процесс приобрел более или менее последовательный характер после XX съезда КПСС (разумеется, в ограниченных рамках существующей социалистической системы и ценностей). Демократизация , пусть ограниченная, коснулась почти всех институтов политической системы общества.

В январе 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об улучшение деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами", предусматривающее некоторое расширение полномочий Советов, привлечение общественности к их работе. Было решено увеличить число рабочих и колхозников в составе депутатов. В 1957-1958 гг. они составляли около 60% в местных Советах и Верховном Совете СССР. Однако реальная власть оставалась в руках партийных органов, Советы функционировали под их опекой.

Хрущевым делалась попытка пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. Были несколько расширены права профсоюзов, в их ведение переданы санатории и дома отдыха, они стали участвовать в приеме и увольнении работников, распределении жилья и т.д. Рост общественной активности коснулся и комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных и залежных земель, 300 тыс. отправились на крупнейшие стройки. Расширились международные контакты: в 1957 г. проведен VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, ставший беспрецедентным событием для закрытой страны.

XX съезд партии принес реабилитацию не только заключенным лагерей и тюрем, но и восстановление прав целых народов, пострадавших в сталинское время. В феврале 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Однако немцев Поволжья, крымских татар, турков-месхетинцев это не коснулось.

Как реакция на разоблачение Сталина и рост личного влияния первого лица в руководстве возникла антихрущевская оппозиция ("антипартийная группа "). Но она была разгромлена.

В марте 1958 г. Хрущев, отстранив Булганина, занял пост главы правительства. Теперь он совмещал самые высокие партийную и государственную должности.

Превращение Хрущева в единоличного лидера имело противоречивые последствия для судеб "оттепели" . Лишившись оппозиции, Хрущев все больше начал проявлять волюнтаризм , проводить многочисленные реорганизации и кампании. В 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод , что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу, страна вступила в период развернутого строительства коммунизма. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял новую, третью программу партии – программу строительства коммунизма . Ставилась задача создания материально-технической базы коммунизма уже к 1980 г., намечались резкое повышение благосостояния населения, широкая демократизация общества. Волюнтаристская политика, несмотря на её утопизм , вызвала у масс новые иллюзии, восстанавливала веру в "светлые идеалы", рождала общественную активность . Началось движение за коммунистическое отношение к труду. Энтузиазм масс, как и во все периоды советской истории, в определенной мере стимулировал развитие экономики, компенсировал пороки административной системы управления.

В 1955-1959 гг. проводились меры по повышению уровня жизни населения. В апреле 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикрепляющий трудящихся к предприятиям. Минимальная зарплата в госсекторе была повышена примерно на 35%, размер пенсий почти удвоился, пенсионный возраст был снижен до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Значительно возросло потребление населением промышленных и продовольственных товаров. За 1950-1958 гг. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников – на 90%. В 1956-1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных работах – на 6-часовой рабочий день. Рабочая неделя была сокращена с 48 до 46 часов. Были отменены принудительные государственные займы.

Наконец, впервые в истории страны было развернуто массовое жилищное строительство . Городской жилищный фонд в 1955-1964 гг. увеличился на 80%. Несмотря на это, преодолеть жилищный кризис не удалось. В целом вторая половина 50-х годов осталась в коллективной памяти общества как время, когда материальное положение, в особенности положение с жильем, начало улучшаться.

Внешняя политика. Начиная с XX съезда КПСС внешняя политика начала проводиться с учетом новых реалий современности, что привело к некоторому смягчению международной напряженности. По мысли Хрущева, в ходе мирного сосуществования социализм должен был продемонстрировать миру свои преимущества как системы, и движение человечества к социализму станет необратимым. В этой политике искусно чередовались давление с компромиссами, позволяющими избегать военного столкновения противоборствующих блоков.

Было достигнуто некоторое улучшение отношений с западными державами. В 1965 г. был заключен мирный договор с Австрией, обеспечивший нейтралитет этой страны. В 1956 г. была подписана декларация с Японией, предусматривающая прекращение состояние войны и восстановление дипломатических отношений в обмен на передачу Японии двух южнокурильских островов. По соглашению с США в 1958 г. развивались сотрудничество в области культуры, экономики, обмен различными делегациями. 1959 г. ознаменован беспрецедентным событием – визитом Хрущева в США, что имело огромное значение , укрепляло международный престиж СССР, к которому США должны были относиться почти как к равному партнёру. Нормализованы были и отношения с Югославией.

Однако развитие событий шло противоречиво, чередовалось с серьезными осложнениями. В эти годы резко осложнились отношения с Китаем и Албанией, дошло до открытой конфронтации.

Некоторое потепление в отношении с Западом чередовалось острыми кризисами, нередко инициированными действиями нашей стороны.

Осенью 1962 г. разразился, пожалуй, самый опасный кризис – Карибский, поставивший человечество на грань атомной войны. Он был инициирован размещением советских ракет на Кубе. Сделано это было под нажимом Фиделя Кастро как фактор устрашения США. 22 октября в ответ президент Кеннеди установил морскую и воздушную блокаду Кубы, привел в готовность войска, потребовал от СССР демонтировать и вывести ракеты. Мир балансировал на грани войны. Два лидера проявили мудрость, достигли компромисса и избежали катастрофы: СССР вывел с Кубы свои ядерные ракеты, а США отказались от захвата Кубы и от размещения своих ракет в Турции. Хотя престиж СССР был сильно подорван, но выигранный мир стоил того. Между Белым домом и Кремлем была установлена "горячая" линия связи . В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах: в атмосфере, космосе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению стратегического оружия .

Послевоенный развал колониальной системы создал благоприятные условия для активизации советской внешней политики в "третьем мире": в 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 30 развивающимися странами, подписала свыше 20 различных соглашений о сотрудничестве. Желая упрочить свои международные позиции, СССР стремился вовлечь в свою орбиту все больше стран, объявивших себя идущими если не по социалистическому, то по некапиталистическому пути.

В целом к середине 60-х годов была достигнута определенная стабилизация международных отношений . СССР и США вышли из опасных конфликтов, приобрели важный опыт взаимодействия в условиях противостояния военно-политических блоков.

В этот период СССР добился заметных успехов в области науки и техники. В конце 50- начале 60-х годов он стал мировым лидером в ракетной технике и пионером в освоении космоса. В 1957 г. впервые в мире был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал первый советский спутник, выведенный на космическую орбиту. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории полёт человека в космос.

Таким образом, в послевоенном мире политическое и военное влияние СССР значительно усилилось. Однако из-за серьезных противоречий антигитлеровская коалиция распалась на враждебные блоки. Началась "холодная война" и гонка вооружений, приведшая к противостоянию двух систем. "Холодная война", милитаризация экономики вели к экономическим трудностям, ужесточению режима, новой волне репресий. Преобразования, проведенные в социальной, политической и духовной жизни общества 1953-1964 гг., были весьма значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа, постепенному преодолению сталинского наследия, подтачивали тоталитарный режим.

Темы рефератов

  1. СССР и создание социалистического блока государств.
  2. Альтернативы послевоенного развития СССР.
  3. "Холодная война" СССР и США: истоки и ход.
  4. Послевоенные репрессии – особенности и масштабы.
  5. Судьба немецких военнопленных в СССР.
  6. Историческое значение ХХ съезда КПСС.
  7. Послевоенные политические процессы.
  8. Исторические портреты: Молотов, Хрущев, Каганович, Микоян, Маленков.
  9. Дело Берии.
  10. Создание ракетно-ядерного щита СССР.
  11. Освоение целинных и залежных земель.
  12. Карибский кризис 1962 г. и угроза третьей мировой войны.
  13. Жилищное строительство в СССР.
  14. Первый полет советского человека в космос.

Мир после Второй мировой войны

Распад антигитлеровской коалиции а раскол Европы на За­падную и Восточную, “германский вопрос во второй поло­вине 40-х -- 50-е гг., межамериканские отношения в 40-е гг.

Вторая мировая война кардинальным образом изменила мир. Два союзника по антигитлеровской коалиции - США и СССР вышли из войны сверхдержавами. Соединенные Штаты подчинили себе Западную Европу и страны Дальнего Востока, которые без их помощи не могли восстановить свои экономики. Они являлись единственными обладателями сверхоружия - атомной бомбы, которую США опробовали на японских городах Хиросиме и Нагасаки, чтобы держать в узде Сталина. Советский Союз поставил иод свой контроль Восточную Европу и сформи­ровал лагерь социалистических стран.

Вместе с тем психологический шок от радикальности про­изошедших в мире перемен был присущ всем государственным элитам, в том числе и правящим кругам США и СССР. Ни США, ни СССР в первые послевоенные годы не знали и не по­нимали пределов терпимости друг друга, а стало быть, и преде­лов возможного в отношениях друг с другом. Взаимное недове­рие, с которым завершили войну две сверхдержавы, заставило их готовиться к возможному столкновению, хотя ресурсная база их кардинальным образом различалась. В то время как европей­ская часть СССР от его западных границ и до Волги лежала в руинах, Америка избежала разрушений на своей территории. Бомбы и снаряды не обрушивались на США, не разрушали их города и инфраструктуру. За годы войны ВНП США увеличился в два раза, была полностью ликвидирована безработица. При том, что в 1945 г. на территории США проживало 6 % населения Земли, они производили почти половину всей мировой про­мышленной продукции и потребляли 50 % производимой в мире жгргии. Авиационные заводы США могли выпускать 100 тыс.

■ амолётов в год. Более 80 % золотого запаса капиталистического мира лежало в банках США. Ни одна страна мира не обладала

■ юль непререкаемым могуществом. На территории США размес- |Ц шеь штаб-квартиры Всемирного Банка и Международного Ва­ши пого фонда, созданных в 1945 г., в их уставном капитале доля | 111 А была такой, что позволяла им определять кредитную поли-

11 к у этих крупнейших финансовых институ тов мира.

Уже на последнем этапе войны между СССР и его союзни­ками по антигитлеровской коалиции начались трения из-за раз­ною видения картины послевоенного мира. Эти трения вскоре "Прели характер “холодной войны” -- войны за власть в мире за пределами национальных границ. “Холодная война” - в высшей

■ юпени противоречивое и запутанное явление. Она включала в

< бя гонку вооружений, вселявших ужас своей разрушительной | илой, экономическое противостояние вплоть до диверсий. Хотя ресурсы СССР в военном секторе были достаточными, чтобы противостоять США, в остальных секторах общее преимуществ но было на стороне США. Корни “холодной войны” следует ис­кать в недоверии, которое обрело характер великого страха, раз­дуваемого как на Западе, так и на Востоке. На наш взгляд, ини­циатива в раздувании войны принадлежала Западу, таким ноли- шкам, как У. Черчилль и Г. Трумэн, не желавшим учитывать национальные интересы народов Советского Союза и полагав­шим, что то, что дозволено им, не позволено другим. Они ут­верждали, что враждебность Советского Союза неискоренима, носит зловещий характер и может быть обуздана только силой.

После войны державы-победительницы начали согласова­нно текстов мирных договоров с бывшими союзниками фашист­ской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, и 10 февраля 1947 г. в Париже эти договоры были подписаны. За исключением территориальных статей, договоры пили однотипными. Тем самым завершался процесс формиро­вания послевоенных границ в Европе. Границы стран ЦВЕ пре­терпели масштабные изменения, в то время как на Западе Евро­пы они не были столь существенными.

Из многих восточноевропейских государств в официальном

порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток еврейских переселенцев из стран ЦВЕ потянулся в Палестину и страны Запада. Масса украинцев, жителей Запад­ной Украины, солдат и офицеров Украинской повстанческой армии Степана Бандсры, воевавшей против Красной Армии, бе­жала на Запад. Туда же перемещалась часть бывших советских граждан, сотрудничавших в годы войны с немцами, либо слу­живших в охранных, полицейских, националистических форми­рованиях (личный состав армии Власова, Воскобойникова-Кос- минского, мусульманских формирований). Многие из них затем переселились в США, Австралию, Канаду, Южную Америку и Африку.

В целом территориальные изменения второй половины 40-х гг. имели огромное значение для стабилизации послевоенной Ев­ропы, хотя они не могли обеспечить окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части мира.

Сразу после войны формально во всех четырёх зонах окку­пации Германии были созданы единые политические структуры, которые должны были исполнять решения Контрольного Сове­та, созданного державами-победительницами. Но уже в 1946 г. его деятельность была парализована в силу разногласий, глав­ным образом между СССР, с одной стороны, и США с Англией, с другой. Это привело к тому, что развитие германских земель в западных и восточной зонах пошло разными путями. Потсдам­ские решения руководство каждой из зон трактовало по-своему. В то время как в восточном секторе оккупации начались рефор­мы, направленные на ликвидацию крупной собственности и создание “народной собственности”, в западных секторах, на­оборот, огосударствленная собственность рейха передавалась в частную собственность.

1 января 1947 г. Англия и США объединили свои сектора оккупации Германии и была создана Бизония. 8 апреля 1949 г. к ней присоединила свою зону оккупации Франция. Инициатором и двигателем процесса объединения немецких земель были США, создававшие в Западной Европе противовес СССР,

Раскол Германии, ставший неизбежным из-за расхождений бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совершился.

64 >1и расхождения по германскому вопросу являлись частным явлением нараставшего глобального противостояния между За­падом и Востоком, или миром капитализма и миром социализ­ма. Сразу после войны Сталин обратился к Турции с предложе­нием установить общий контроль над ес морской границей, имея в виду прежде всего зону черноморских проливов. Турция, ■.аручившись поддержкой США, ответила отказом, и Сталин отступил, не получив возможности запретить ввод военных су­дов нечерноморских стран в его акваторию. В это же время в Греции шла гражданская война между коммунистами и сторон­никами консервативного режима. Левым силам оказывала по­мощь Югославия (И.Б. Тито), в то время как правые получали поддержку Англии. Советский Союз держался в стороне от конфликта, однако это не мешало Англии обвинять Сталина в стремлении привести к власти в Греции компартию и в феврале

1947 г. просить США воспрепятствовать этому.

Американский президент Трумэн давно искал предлог для объявления идеологической войны коммунизму. Ещё в 1946 - начале 1947 гг. появились экономические предпосылки для та­кой войны, и они были связаны не только с германским вопро­сом. В начале 1947 г. 23 страны подписали соглашение о тор­говле и таможенных пошлинах. Если какая-либо из стран сни­жала таможенные пошлины для импорта из другой страны, то эти же правила автоматически должны были применяться ко всем, подписавшим соглашение. СССР не вошел в это соглаше­ние и запретил его подписывать своим союзникам. В восточно­европейских странах был введён государственный контроль и государственная монополия на внешнюю торговлю. Таким об­разом, СССР закрыл для США рынки стран ЦВЕ и началась по­литика "железного занавеса’ 1 с насаждением сталинской модели общественной и экономической жизни. События в Греции и Турции дали политический повод Трумэну объявить войну за демократию и свободу, олицетворением которых он объявил США, борющиеся против диктатуры и принуждения, насаждае­мых Советским Союзом. Так появилась “доктрина Трумэна”. В июне 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл обнародовал план восстановления Европы, которым было охвачено 17 енро-

пейских государств. СССР и страны ЦВЕ отказались его при­нять. Попытки Польши и Чехословакии к нему присоединиться были жёстко пресечены Москвой. Лишь И.Б. Тито, порвавший в

1948 г. со сталинской моделью, получил помощь США.

В 1948 г. в Западной Германии была введена единая валюта и начались мощные финансовые вливания в её экономику в рамках “плана Маршалла”. В СССР подозревали бывших союз­ников по антигитлеровской коалиции в намерениях возродить германский милитаризм, тем паче, что против Восточной Гер­мании спецслужбами США и Западной Германии (бюро Гелле- на) велась масштабная подрывная работа. В июне 1948 г. СССР закрыл все подъездные пути к Западному Берлину, находивше­муся внутри советской зоны оккупации. Так начался “Берлин­ский кризис”. В ответ на блокаду Трумэн приказал наладить воздушное снабжение Западного Берлина и перебросить в Анг­лию самолёты Б-29 - носители атомных боезарядов. Союзники форсировали объявление Западной Германии Федеративной Республикой. СССР ответил провозглашением своей зоны окку­пации Германской Демократической Республикой, Раздел Гер­мании стал свершившимся фактом.

Во время “Берлинского кризиса” при поддержке США Ве­ликобритания, Франция, Италия и страны Бенилюкса подписали Брюссельский пакт, или Западный военный Союз, ставший про­логом НАТО. В апреле 1949 г. к этому пакту присоединились США и ряд других государств, которых стало 12. Созданный союз назвали Атлантическим пактом, или НАТО. Таким обра­зом, “доктрина Трумэна”, “план Маршалла” и НАТО стали сту­пенями формирования Западного блока.

В 1949 г., всего лишь 4 года спустя после Хиросимы. СССР ис­пытал свою атомную бомбу. Таким образом, США уфатили моно­полию на атомное оружие гораздо раньше, чем они этого ожидали. Но, с другой стороны, у Советского Союза в это время ещё не было средств доставки атомных боезарядов на дальние расстояния.

В 50-е гг. международные отношения стали обретать некую упорядоченность и предсказуемость. Западная Европа входила в это десятилетие с планом объединения экономик. Первым эта­пом на этом пути стал план французского министра иностран-

66 пм.х дел Р. Шумана по созданию Европейского объединения уг- ш и стали, принятый в 1950 г. канцлером ФРГ К. Аденауэром. Вторым столпом нового европейского порядка стала попытка отдания Европейского оборонительного сообщества. Споры вокруг него позволили США опять активно вмешаться в европей­ские дела и 26 мая 1952 г. добиться подписания Германского, или Боннского, договора, отменявшего оккупационный статут и прс-

■ вставившего ФРГ суверенитет. Таким образом, оборонительного союза создать не удалось, зато появилась суверенная ФРГ, что вызвало крайнее беспокойство СССР, предложившего весной 1952 г. создать единую нейтральную Германию. Предложение было оформлено нотой Сталина, которая была отклонена К. Аде­науэром, предпочитавшим объединить ФРГ с Западом. Канцлер ФРГ при принятии этого решения не был свободен, он действо­вал с учётом рекомендаций США. Англии и Франции, с которы­ми в Париже были подписаны соответствующие соглашения. По ним соглашениям 5 мая 1955 г. ФРГ была принята в НАТО. В ответ СССР и его союзники, включая ГДР, создали с вое военно- нолитичсскос объединение - Варшавский договор.

Создание двух военных блоков и запуск Советским Союзом первого спутника Земли с помошыо ракеты-носителя, показав­шей уязвимость территории всех западных держав и США, сни­зили накал военной риторики и сделали ситуацию в мире более стабильной.

Окончание Второй мировой войны совпало в Западном по­лушарии с ускорением формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Панаме в 1939 г. о провозглаше­нии 300-мильной зоны “военно-морской безопасности” вокруг всего Американского материка от Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультспекской конференции по проблемам войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамери­канские страны согласились строить между собой отношения на основе формулы “нападение на одного является нападением на всех”, подписав так называемый Чапультепскский акт. Так скла­дывались политико-правовые основы будущей системы коллек­тивной безопасности и обороны в Западном полушарии.

2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской кон­ференции в Рио-де-Жанейро в Бразилии был подписан Межаме­риканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), вступив­ший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, совершённого на них “изнут­ри и извне континента”, в пределах зоны безопасности Западно­го полушария от Гренландии до Антарктики. “Пакт Рио” стал моделью для создания аналогичных региональных пактов в дру­гих регионах мира, прежде всего - в Европе (НАТО). Его поло­жения легли в оспопу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава ноной Организации американских государств (ОЛГ), соз­дание которой придало ускорение формированию региональной подсистемы международных отношений.

Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамери­канских стран под знамёнами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государст­ва региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США прошв держав “оси”. По­сле войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозмож­ности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Со­единенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.

Но правящие элиты латиноамериканских стран не смиря­лись с ростом американского влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, исклю­чить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервен­ционизму первых десятилетий XX в., с другой - найти опти­мальное сочетание уважительного отношения к суверенитету латиноамериканских стран и элементов “покровительствснно- сти” к ним со стороны Вашингтона, которые были характерны еще в предвоенный период в политике “доброго соседа” - пре­зидента Ф.Д. Рузвельта. Страны Латинской Америки согласи­лись на подписание межамериканских документов потому, что рассчитывали с их помощью сдержать или хотя бы регламенти-

ровать “американский натиск”. Умеренный оптимизм в этом смысле внушала процедура принятия решений в ОАГ, в основе которой лежал принцип “одна страна - один голос”. При таком механизме латиноамериканские страны всегда могли получить большинство при рассмотрении спорных вопросов.

Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латин­ской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимо­действие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были ос­новным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноаме­риканские страны “по своему образу и подобию” стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало “размягчению” диктаторских и авторитарных }

Просмотров