Сравнение совета федерации и государственной думы таблица. Отличие государственной думы от совета федерации

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комм. Рахманина Т.Н., Чернобель Г.Т.

Проведение раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы связано с различным содержанием компетенции палат Федерального Собрания. Данное конституционное положение означает, что палаты самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению Конституцией России (см. комментарии к ст. и ).
Порядок раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается регламентами палат. Первостепенным при этом является вопрос о кворуме, обеспечивающем легитимность заседаний палат, т.е. о количестве депутатов, присутствие которых делает Совет Федерации и Государственную Думу правомочными осуществлять свою деятельность (открывать заседания, определять повестку дня, обсуждать законопроекты, проводить парламентские слушания, принимать решения и т.д.).
В парламентской практике зарубежных стран различают кворум, необходимый для открытия заседаний парламента, его палат, и кворум, необходимый для принятия решений. В большинстве стран кворум для открытия парламентских заседаний составляет относительное большинство депутатов. Для принятия решений достаточно простого большинства голосов депутатов, присутствующих и принимающих участие в голосовании, т.е. кворум равен половине общего числа депутатов плюс один человек. При этом некоторые регламенты (например, Регламент Палаты депутатов итальянского парламента) в число Присутствующих включают депутатов, выполняющих парламентские функции вне стен парламента, а также депутатов - членов правительства, занятых на соответствующей государственной службе.
Количество голосов, составляющих большинство, всегда зависит от числа присутствующих. Поэтому в регламенте обычно закрепляется требование присутствия на парламентских заседаниях определенного числа депутатов (особенно во время голосования). В парламенте Индии, например, кворум для ведения заседаний палат (Народная палата - 525 депутатов, Сенат штатов - 231 депутат) составляет 1/10 общего числа избранных депутатов. В Ирландии Палата представителей состоит из 144 депутатов, Сенат - из 60 депутатов, кворум для обеих палат составляет 20 человек. В Великобритании Палата общин (около 670 членов) для кворума требует присутствия всего лишь 40 членов, а Палата лордов (более 1200 членов) считает возможным проводить заседание, если на нем присутствуют хотя бы три члена палаты.
Заседания Государственной Думы правомочны, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов. Случаи, когда для принятия решений требуется квалифицированное большинство, особо оговариваются в Конституции и Регламенте палаты. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации (ч.1 ст.47 Регламента Совета Федерации).
Кроме очередных заседаний палаты Федерального Собрания могут назначить и внеочередные. Государственная Дума может проводить такие заседания по требованию Президента Российской Федерации или депутатских объединений палаты. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Правительства России, субъекта Федерации, комитетов палаты либо по предложению, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа членов Совета Федерации.
В открытых заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы реализуется принцип гласности, характерный для представительных учреждений в демократическом государстве. В соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы на заседания палат по их решению приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты. На открытых заседаниях палат могут присутствовать также представители средств массовой информации.
По предложению Президента, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по требованию не менее чем 1/5 числа депутатов, принявших участие в голосовании, Государственная Дума вправе проводить закрытые заседания по специальному решению палаты. Такие заседания стенографируются.
Согласно Регламенту Совета Федерации Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства России, председательствующим на заседании Совета Федерации, комитетом, комиссией палаты или не менее чем 30 членами палаты.
В парламентской практике зарубежных стран при организации совместных заседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией) применяется либо специально для этих случаев выработанный регламент, принимаемый совместным решением палат, либо регламент одной из палат (как правило, той, которая избрана прямым голосованием).
В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. На совместных заседаниях заслушиваются послания Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента, содержащих законодательную программу или законодательные предложения и являющихся определенным ориентиром для органов государственной власти. Так, в президентском Послании Федеральному Собранию 1995г. рекомендованы:
а) внесение элементов системности в законотворчество;
б) усиление юридической проработанности и согласованности законопроектов;
в) применение пакетного принципа формирования нормативных актов;
г) координация и взаимодействие органов власти в законопроектной работе;
д) предварительная общественная экспертиза важнейших законопроектов;
е) согласование законопроектов с субъектами Российской Федерации.
Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда Российской Федерации и выступления руководителей иностранных государств. Важность посланий Конституционного Суда определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции, предупреждении нарушений Конституции в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Парламент нашей страны называется Федеральное Собрание Российской Федерации. Он является представительным и законодательным органом государства и состоит из двух палат:

Государственной думы и Совета Федерации.

Согласно статьи 11 Конституции Федеральное Собрание осуществляет государственную власть в нашей стране (наряду с Президентом и судами Российской Федерации).

В Государственной думе работают депутаты . В Совете Федерации - члены (Совета Федерации).

Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная дума - нижней палатой . Об этом ничего не сказано в Конституции.

Государственная дума

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

Порядок формирования состава Государственной думы - выборы депутатов.

Конституция РФ никак не устанавливает, какими должны быть выборы: открытыми или тайными, прямыми или косвенными, персональными или по партийной принадлежности. Такое положение позволяет манипулировать выборами в Думу в угоду сложившейся политической конъюнктуре.

Основная задача Государственной Думы

Разрабатывать и принимать законы, рассматривать и утверждать бюджет государства.

Полномочия Государственной Думы





А) давать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Е) объявление амнистии;

Ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

К исключительной компетенции Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству.

Государственная Дума может рассматривать внешнеполитические вопросы по собственной инициативе или в связи с обращением Президента Российской Федерации...

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Но! Дума не может быть распущена в первый год своей работы.

Совет Федерации

(неофициально Сенат )

Порядок формирования Совета Федерации

Согласно российской Конституции, в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти этих регионов.

Основная задача Совета Федерации

Точно сформулированной задачи нет. Скорее всего, эта палата была сконструирована по образу и подобию американского и европейских парламентов. (Раз у них это есть, то чем мы хуже!) По большому счету Совет Федерации на жизнь государства и граждан никакого влияния не оказывает. Члены СФ работают у себя в регионах и два раза в месяц слетаются на общие собрания для утверждения очередных документов.

Полномочия Совета Федерации:


А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

В) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

Д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

Е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

Ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

З) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года Государственная Дума является одной из двух палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, которое в свою очередь согласно статье 94 Конституции РФ «является представительным и законодательным органом Российской Федерации». 12 декабря 1993 стал днем избрания первой Государственной Думы современной российской истории и днем ее институционализации как высшего законодательного органа страны вместе с Советом Федерации согласно новой конституции. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года в порядке, установленном федеральным законом. Обе палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Совет Федерации - заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ относятся:

  • · Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • · Решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • · Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;
  • · Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты РФ, половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
  • · Назначение трети состава членов Центральной избирательной комиссии РФ;
  • · Объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если в течение трех месяцев Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ либо объявляет от отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства РФ может самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, если Государственная Дума отказывает в доверии, то Президент РФ в течении 7 дней принимает решение или об отставке Правительства, или о роспуске Государственной Думы. В течение 14 дней после вступления в должность вновь избранного Президента РФ либо после отставки Правительства РФ или после отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент РФ вносит в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ, которое Государственная Дума рассматривает в течение недели со дня внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу, назначив новые выборы. Выборы нового состава Государственной Думы в случае ее роспуска назначаются таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может распущена в течение первого года своих полномочий (за исключением случая трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства), с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не может принимать решений о роспуске Государственной Думы.

Важнейшими являются законодательные прерогативы Государственной Думы. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа голосов депутатов Государственной думы. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо если в 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия с решением Совета Федерации Государственная Дума может принять закон повторно, если за него при этом проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Федеральным Собранием в целом закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту РФ, который подписывает и обнародует его в течение 14 дней. Если Президент в течение 14 дней отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь его рассматривают. Для повторного принятия отклоненного Президентом РФ закона в ранее принятой редакции за него должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Президент РФ в течение 7 дней обязан подписать и обнародовать повторно принятый Федеральным Собранием закон. В предусмотренных Конституцией РФ случаях (О Конституционном Суде РФ, Об Уполномоченном по правам человека и т.д.) принимаются федеральные конституционные законы, для принятия которых необходимо, чтобы их одобрило не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент РФ не может отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный конституционный закон.

Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства РФ, другим членам Правительства РФ, иным должностным лицам. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный Государственной Думой срок. Депутат Государственной Думы вправе самостоятельно направить запрос тем или иным должностным лицам, подобный запрос не требует оглашения на заседании палаты.

Согласно ст.103 Конституции РФ Государственная Дума принимает решения большинством голосов от общего числа членов. В апреле 1995 Конституционный Суд РФ постановил, что под «общим числом членов» подразумевается установленная Конституцией численность депутатов Государственной думы - 450 депутатов, таким образом для принятия Государственной Думой того или иного решения, включая проект того или иного закона, требуется получить не менее 226 голосов. При решении процедурных вопросов требуется простое большинство от участвующих в голосовании депутатов. Таким образом не менее 300 голосов (или квалифицированное большинство в 2/3 от общего числа депутатов) требуется, чтобы принять в прежней редакции законы, отклоненные Советом Федерации или Президентом РФ, а также при принятии федеральных конституционных законов и законов о внесении поправок в Конституцию РФ. Для созыва Конституционного Собрания требуется получить 270 голосов (3/5 голосов от общего числа депутатов).

Государственная Дума может выдвинуть обвинение против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, по инициативе не менее одной трети депутатов (150 человек) и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных настоящим Регламентом, до принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение специальной комиссии о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения принимается большинством голосов членов комиссии. Проекты постановлений о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации принимаются тайным голосованием с использованием бюллетеней либо открытым голосованием с использованием именных бюллетеней. Если в выдвинутом обвинении содержится несколько предложений о выдвижении обвинения, бюллетени изготавливаются по каждому из них.

На основании выдвинутых Думой обвинений решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой, иначе обвинение считается отклоненным.

Депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе и не могут занимать любую иную выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора РФ. Права и полномочия депутатов Государственной думы регулируются законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

Глава 4.1 Структура Государственной Думы

Организационная структура Государственной Думы включает руководство Думы (Председатель Государственной Думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии, действующие на постоянной основе в течение всего срока созыва Государственной Думы.

Председатель Государственной Думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией РФ и Регламентом, организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей Аппарата Государственной Думы, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Правительством РФ, Советом Федерации и иными организациями и должностными лицами, подписывает постановления Государственной Думы и т.д. Число заместителей Председателя Государственной Думы определяется решением Государственной Думы. Заместители Председателя Государственной Думы, как и председатель Государственной Думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Они замещают Председателя Государственной Думы во время его отсутствия, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы издается Председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Государственной Думы вправе давать поручения структурным подразделениям Аппарата Государственной Думы.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы.

Комитеты Государственной Думы осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей и руководителей депутатских групп. Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Традиционно наиболее многочисленным является комитет по бюджету, наименьшая численность депутатов отмечена в комитетах, созданных в процессе парламентского торга по требованиям конкретных фракций и групп Совет Государственной Думы. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственный Думы создан Совет Государственной Думы (ст.13 Регламента Государственной Думы). В состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы председательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов Государственной Думы по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы. Совет Государственной Думы:

  • · Формирует проект примерной программы законопроектной работы Думы на текущую сессию;
  • · Принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы на текущую сессию;
  • · Формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков;
  • · Готовит проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;
  • · Созывает в соответствии с законом внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
  • · Принимает решение о проведении парламентских слушаний; о награждении Почетной грамотой Государственной Думы и т.д.

Согласно статье 16 Регламента Государственной Думы депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе создавать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Регистрацию фракции осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основании сообщения Центризбиркома РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующего избирательного объединения; письменного уведомления руководителя фракции об образовании фракции; протокола организационного собрания фракции и письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию. Регистрация депутатской группы осуществляется на основании письменного уведомления руководителя депутатской группы об образовании депутатской группы; протокола организационного собрания депутатской группы и письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в депутатскую группу. В случае, если число членов депутатской группы, становится менее 35, то по истечении месяца со дня установления комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы этого факта деятельность соответствующей депутатской группы считается прекращенной. После окончания работы Временного Секретариата изменения числа депутатских объединений в Государственной Думе в ходе созыва регистрирует комитет по регламенту и организации работы Государственной Думы.

Именно по предложению фракций и депутатских групп избираются председатели и заместители председателей комитетов Государственной Думы. Таким образом, независимый депутат может получить тот или иной пост только, если его выдвинет какая-нибудь фракция или группа. Представители фракций и групп имеют преимущественное право на получении слова для выступлений, а также право на собственный, оплачиваемый из государственного бюджета, аппарат, численность работников которого связана с численностью депутатов во фракции или группе.

Закон не ограничивает прав депутата переходить из одного депутатского объединения в другое, независимо от того, по списку какого избирательного объединения он избран. В результате часто депутаты избранные от одного избирательного объединения, в ходе созыва выходят из него и вступают в иные депутатские объединения, особенно часто это происходило с депутатами избранными от КПРФ и ЛДПР. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы. Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который определяет соответствие законопроекта требованиям статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы. Если законопроект внесен в период парламентских каникул, то он представляется соответствующим комитетом на рассмотрение Совета Государственной Думы не позднее чем через 14 дней после начала очередной сессии Государственной Думы. Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции РФ и Регламента Государственной Думы, Совет Государственной Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. Совет Государственной Думы назначает комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту (официально именуется «ответственный комитет») и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц.

Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и срок представления заключений, отзывов, предложений и замечаний к законопроекту, за исключением заключений Правительства РФ, определяются ответственным комитетом самостоятельно, если иное не предусмотрено решением Совета Государственной Думы.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства РФ. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. При внесении альтернативных законопроектов Государственная Дума рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал числа голосов достаточного для его принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Законопроект считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы. В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ менее 30 дней. В случае, если у депутатов имеются предложения об установлении иного, чем в проекте постановления Государственной Думы, срока подачи поправок к законопроекту, срок подачи поправок устанавливается решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии правовой и лингвистической экспертиз. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках. Законопроект, принимаемый в третьем чтении, должен иметь название в последней утвержденной редакции. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета. Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Государственной Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений. Совет Государственной Думы принимает решения о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой и о направлении законопроекта заинтересованным структурам. При рассмотрении законопроекта во втором чтении Государственная Дума голосует отдельно каждый блок поправок. Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для отклонения, Государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок.

Отдельно голосуются также каждые поправки, по которым ответственным комитетом не было принято решений. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий снова ставит на голосование предложение о принятии законопроекта. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением Государственной Думы законопроект также может быть возвращен к процедуре первого чтения. Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения и дополнения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, депутатам Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Принятый Государственной Думой РФ закон направляется для дальнейшего рассмотрения в Совет Федерации и Президенту РФ согласно требованиям, изложенным в начале данной статьи.

Законопроекты, не принятые Государственной Думой в окончательной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Советом Федерации или Президентом РФ, рассматриваются Государственной Думой следующего созыва в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, на той стадии законодательной процедуры, на которой было прервано их рассмотрение Государственной Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Государственной Думой нового созыва.

Особая система рассмотрения применяется при принятии государственного бюджета. В первом чтении закон о бюджете принимается за основу, во втором чтении принимаются основные характеристики бюджета, в третьем - распределяются ассигнования по статьям, в четвертом - бюджет принимается в целом.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Статье 100 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, - Испания; избрание президента - Италия; преодоление вето - Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями - Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.



Просмотров