Справедливость как основной принцип осуществления предпринимательской деятельности. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности

Если двум примерно похожим людям дать два однородных задания, то вполне вероятно, что результат и время выполнения, будут совершенно неоднородными. Почему так? Дело в некоторых особенностях самой ситуации. Первый выполнит задание быстро, так как к этому его что-то подталкивает. Второй, и пальцем не пошевелит, так как никакого интереса и особого желания к делу у него нет. Но возможно ли изменить данную ситуацию в абсолютно другом русле? Как заставить себя превзойти лень, усталость, жизненные трудности и добиться своей цели. Ответ кроется в таком феномене, как мотивация.

Понятие мотивации

Мотивация – это довольно распространенное известное понятие, которое можно встретить в самых различных науках. Наиболее часто мотивация исследуется такими науками как неврологией, психологией, физиологией. Именно они создают основные материалы для изучения и применения на практике другими науками. Так, понятие мотивации сопряженно изучается в таких науках, как уголовное право и криминалистика. Здесь понятие мотивации преступника играет важную роль при поисках преступника, а также при назначении судом наказания виновному.

В общей теории психологии под мотивацией понимается психонейро-физиологический процесс, динамического характера, который управляя человеческим поведением, побуждает его к определенной активности. То есть, мотивация позволяет активизировать процессы в головном мозге с той целью, чтобы максимально быстро и уверенно добиться определенного результата.

Так что такое мотивация?

Многие ученые утверждают, что именно благодаря мотивации люди и способны получить то, что им нужно, то есть, реализовать природные потребности. Если взять лексическое значение понятия мотивации, то главенствующую роль в нем играет мотив. В переводе с латинского — «то, что двигает вперед ».

Как ни странно, но в теории психологии, мотив – это предмет, ради достижения которого, индивид выполняет ряд связанных между собой действий. При этом, предмет может иметь как конкретное материальное отображение, так и идеальным образом определенного феномена в сознании человека.

Мотив сопровождают различные эмоциональные всплески, которые происходят благодаря активности нейронов головного мозга, помогает достичь человеку, как положительных, так и отрицательных эмоций.

Единого взгляда на понятие мотивации, не отечественная, ни мировая наука, так и не придумали. Одни понимают это как ряд процессов, предполагающих следующее за ними действие. Другие – как некую совокупность мотивов. Понятие мотива развивается в отечественной психологии и сегодня. Большинство ученых утверждают, что мотив в первую очередь является процессом удовлетворения потребности.

Виды мотивации

Мотивация включает в себя несколько основных видов и подвидов. Разделить этот процесс на некоторые виды и типы можно исходя из различных критериев. Например, в зависимости от того, что является источником, выделяют такие виды мотивации:

  • Внешняя
  • Внутренняя

1. Первый вид также называют экстринсивная мотивация. Обычно к определенной активности в этом случае субъекта подталкивают внешние воздействующие обстоятельства. В случае, если бы их не было, необходимость проведения тех, или иных действий, падала бы до нуля.

2. Внутренняя мотивация называется интринсивной. Здесь взаимосвязь между внешними обстоятельствами и активностью индивида отсутствует. На первый план выходят внутренние ощущения, мыслительные процессы, эмоции.

Ученые до сих пор спорят, какой вид более эффективен. Обычно считается, что каждый конкретный случай следует рассматривать отдельно. Под действием мотивации человек может совершать самые разнообразные действия. Одни из них в соответствии с, например, юридическими нормами могут быть законными или противозаконными. При этом как для того, так и для другого случая, мотивация может быть одинаковой.

Приведем пример: в результате необходимости получить денежные средства для жизни, один идет устраиваться на работу, а другой – красть. В результате мотивация у них одинаковая – найти денежные средства для жизни. Только в первом случае избирается право послушный вариант, а во втором – вариант противозаконный.

Именно на основании приведенного примера, а именно по характеру деятельности, производимой под воздействием определенных чувств, переживаний, эмоций, выделяют: положительную мотивацию и отрицательную.

Ознакомьтесь с информацией

Вконтакте

Одноклассники


В принципах как бы кристаллизируются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли или подотрасли. Принципы - это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Сформулированные правовой наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования предпринимательского права. Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:

В сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;

Эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;

Законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений.

Наиболее традиционным представляется выделение следующих принципов предпринимательского права.

1. Принцип законности является межотраслевым принципом, то есть существует не только в рамках системы принципов предпринимательского права, но и является принципом всех отраслей российского права. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основываться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требований законности любое лицо, считающее, что его права, свободы и законные интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд.

В рамках предпринимательского права законность воплощается в том, что при осуществлении предпринимательской деятельности ее субъекты должны строго соблюдать законы, не допускать нарушения их требований.

2. Принцип свободы предпринимательской деятельности. Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, конкретизируя содержание этой свободы в статье 34, определяя, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принимает решение о том, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой деятельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с другими лицами.

Подавляющему большинству субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц) законом предоставлена общая правосубъектность. Общая правосубъектность означает, что ее носитель (предприниматель) имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Предприниматель без постороннего вмешательства определяет сферу, в которой он будет вести свою деятельность, и вправе поменять эту сферу исходя из экономической целесообразности и прочих факторов, не испрашивая на это разрешение государственных или любых иных органов.

Предприниматель самостоятельно формирует имущественную основу своей деятельности, используя для этого как собственные, так и привлеченные денежные средства, а также любое иное имущество, не изъятое из оборота.

Свобода предпринимательской деятельности неразрывно связана с рядом основных начал гражданского законодательства, закрепленных Гражданским кодексом РФ (ст. 1). Так, элементами свободы предпринимательской деятельности являются свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

3. Принцип единства экономического пространства . Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Принцип единства экономического пространства приобретает особую актуальность для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общеотраслевых правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом - при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении, и принципа верховенства федеральных законов в системе законодательства.

4. Принцип многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты . Собственное имущество предпринимателя является не только необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответственности предпринимателя в случаях необходимости возмещения вреда, причиненного им при осуществлении предпринимательской деятельности.

В советский период развития Российского государства равенство форм собственности отсутствовало: законодательно провозглашались преимущества в защите государственной собственности.

В настоящее же время в соответствии с частью 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Принудительное отчуждение имущества независимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику, в том числе используемого для осуществления предпринимательской деятельности, для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда, причем такое решение может быть обжаловано собственником имущества в суд.

5. Принцип поддержания конкуренции и недопущения деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию . В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ). Государство гарантирует поддержку конкуренции (ст. 8 Конституции РФ).

Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции является правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально направленной экономики.

Конституционные нормы получили конкретизацию в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и недопущении монополистической деятельности на товарных рынках», который регулирует способы и меры воздействия на субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере предпринимательства.

6. Принцип государственного воздействия на осуществление предпринимательской деятельности . В литературе данный принцип называется также принципом государственного регулирования экономики, что, по нашему мнению, также является справедливым, поскольку государственное воздействие на экономику проявляется в форме регулирования.

На всем протяжении развития экономики государство в тех или иных формах воздействовало на осуществление предпринимательской деятельности, причем спектр форм государственного воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах, до фактического невмешательства государства в экономические процессы со сведением роли государства к функции «ночного сторожа».

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В качестве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности*(36), действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.

Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(37) - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.

6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.

Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Завершая рассмотрение вопроса о принципах предпринимательского права, отметим, что в научной и учебной литературе называются и иные, не рассмотренные в настоящем учебнике принципы. Так, В.В. Лаптев относит к числу принципов предпринимательского права принцип "получения прибыли как цели предпринимательской деятельности"*(38). Как представляется, цель получения прибыли не может быть положена в основу формирования отрасли предпринимательского права и предпринимательского законодательства, а относится к признакам самой предпринимательской деятельности. В этой ипостаси - получения прибыли как цели предпринимательской деятельности - данное понятие и было нами рассмотрено.

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе наша Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности является, безусловно, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с положением ч.4 ст.13 Конституции "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Возможность ограничения свободы предпринимательства "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и "только в случаях, предусмотренных законом" следует и из нормы ч.1 ст.23 Конституции.

В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч.1 ст.63 Конституции).

На основании изложенного рассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать как принцип свободы предпринимательской деятельности в решках правовых предписаний, направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет об ограниченной (государством) свободе.

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч.2 ст.13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения. Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст.44 Конституции. Собственность - это ядро экономической и правовой системы, фундамент любой общественно-экономической формации, поэтому собственнику (как частному, так и государственному) необходимо обеспечить стабильности в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономика функционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ч.6 ст.44 Конституции).

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4 ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и част ной экономической деятельности в социальных целях. При этом ч.5 ст.13 Конституции закрепляет основное требование, которому должно соответствовать государственное управление экономической деятельностью, - его социальную направленность.

5) Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом, в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст.7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст.12 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В системе принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме вышеперечисленных конституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы гражданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность гражданско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст.2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных отношений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Горизонтальные общественные отношения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействия) приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.

Вертикальные же общественные отношения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормах правообстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

К принципам хозяйственного (предпринимательского) права относятся базовые положения доктрины права, определяющие основы правового воздействия на общественные отношения в сфере предпринимательства, общие начала законодательства о предпринимательской деятельности. Они отражают наиболее важные сущностные черты, характерные для данной отрасли законодательства.

К основным принципам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности, означающий, что граждане свободны в осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно либо путем создания юридического лица, гарантирована сама возможность осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель вправе самостоятельно определять предмет и формы своей деятельности (например, выбирать вид деятельности и организационно-правовую форму юридического лица) и при этом государственные органы не вправе препятствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении их деятельности и вмешиваться в эту деятельность. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен как на уровне конституционных норм (ст.8, 34 Конституции Российской Федерации), так и в иных законодательных нормах (например, ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности, означающий, что предпринимательская деятельность должна осуществляться не в противоречии с интересами граждан, общества и государства. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности подразумевает также то, что государство законодательно устанавливает лишь обязательные требования и нормативы при осуществлении тех или иных видов предпринимательской деятельности в целях обеспечения соблюдения государственных и общественных интересов, но не вправе осуществлять прямое администрирование и вмешательство в хозяйственную деятельность. Одними из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности являются налоговое регулирование, лицензирование отдельных видов деятельности, стандартизация и сертификация продукции и услуг, обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

3. Принцип свободы договора, означающий право хозяйствующих субъектов самостоятельно вступать в договорные отношения, определять предмет, форму и содержание договора, а также контрагентов по договору. Вместе с тем порядок заключения, исполнения и форма договора не должны противоречить требованиям, установленным действующим законодательством.

4. Принцип защиты прав и законных интересов предпринимателей, означающий, что законодательство о предпринимательской деятельности должно обеспечивать эффективную защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Они должны иметь возможность защитить свои права не только при нарушении и оспаривании этих прав другими хозяйствующими субъектами, но и в отношении неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц. Защита прав и законных интересов предпринимателей осуществляется в основном в судебном порядке.



5. Принцип законности предпринимательской деятельности, означающий, с одной стороны, необходимость осуществления предпринимательской деятельности строго в соответствии с требованиями действующего законодательства, а, с другой стороны, обязанность государства создавать необходимую законодательную базу, которая бы отвечала потребностям современного рынка, способствовала развитию предпринимательства и экономических отношений.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности складывается два типа правоотношений.

Во-первых, это правоотношения между самими хозяйствующими субъектами или с их участием. Они носят горизонтальный характер и возникают в процессе оборота имущества, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Эти правоотношения регулируются на основе принципов свободы предпринимательской деятельности, равенства, независимости и имущественной самостоятельности этих субъектов, т.е. частно-правовых методов правового регулирования. В этих правоотношениях ни один из субъектов права не имеет преимущества перед другим в силу своего особого положения или статуса, не может предопределять поведение другого субъекта.

Во-вторых, это правоотношения между хозяйствующими субъектами и органами власти и управления. Данные правоотношения носят публично-правовой, вертикальный характер и основаны на принципе власти и подчинения. Государственные органы в целях обеспечения соблюдения публичных интересов (интересов личности, общества и государства) законодательно устанавливают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения правила и требования, которые должны соблюдаться всеми хозяйствующими субъектами при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, правовое регулирование предпринимательской осуществляется на основе принципа сочетания частно-правовых и публично-правовых элементов правового регулирования общественных отношений. При этом выполняется обязательное требование, согласно которому применение норм частного права допускается во всех случаях, когда они не ограничены нормами публичного права.



Просмотров