Состав законодательной власти в рф. Система государственного управления

В стране действует особый административный аппарат. Его функционирование осуществляется в соответствии с положениями Конституции.

Общее понятие административной системы

Согласно ст. 11 Конституции, реализация государственной власти в регионах страны осуществляется формируемыми в субъектах уполномоченными органами. Данный институт имеет четко сформулированные направления. В стране действует принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках каждого направления действует соответствующий институт. Так, исполнительно-распорядительные функции возложены на исполнительные органы, судебные – на суды, законотворческие – на законодательные структуры. При этом указанные ветви относительно независимы и самостоятельны. Далее рассмотрим, что собой представляют законодательные органы государственной власти РФ.

Компетенция

Органы законодательной власти субъектов РФ управляют своим регионом в первую очередь посредством принятия соответствующих нормативных актов. Вместе с этим в их компетенцию входит формирование и других структур в пределах подведомственной территории и контроль над их функционированием. Однако законодательная власть различных регионов по-разному взаимодействует с исполнительной структурой. Отличия обнаруживаются также и в формах организации нормотворческого процесса, а также процедур рассмотрения тех или иных вопросов.

Современные реалии

В ряде регионов время от времени имеют место конфронтационные отношения между исполнительной и нормотворческой ветвями. При этом законодательная власть, различными способами препятствуя деятельности административного института, определенным образом выходит на передний план и подчеркивает, таким образом, свою самостоятельность. В стабильных условиях развития общественных отношений данное обстоятельство кажется не таким заметным. Это связано главным образом с тем, что основные вопросы, касающиеся государственной жизни, отрегулированы федеральным законодательством. В решении же насущных вопросов, стоящих в регионе, занята исполнительная система. Вместе с этим приведенные аргументы не ослабляют фундаментального значения, которое имеют органы законодательной власти РФ в условиях демократизации.

Характеристика

Представительная (законодательная) власть формируется в процессе реализации равного, прямого и всеобщего избирательного права в ходе тайного голосования. В результате создается целостный и постоянно действующий институт. Органы законодательной власти субъектов РФ занимают определенное положение во всей системе административного аппарата. Их статус закреплен соответствующими нормативными актами. Высший орган законодательной власти РФ регулирует вопросы, связанные с жизнью в стране в целом, а также в ее регионах. Основным направлением выступает нормотворческая деятельность.

Парламент

Он представляет собой Высший орган законодательной власти РФ. Совет Федераций и Госдума формируют Федеральное собрание. В соответствии с действующими положениями Конституции, в стране только один государственный орган обладает законодательной функцией. Госдума вправе принять проект нормативного акта большинством голосов. Совет Федераций может отклонить (наложить вето) на закон, уже принятый в нижней палате Парламента. Таким образом, СФ координирует и контролирует нормотворческую работу. Целью данной деятельности является снижение уровня политических разногласий и утверждение оптимальной редакции того либо другого нормативного акта.

Образование

Органы законодательной власти РФ формируются различными способами. Создание Госдумы осуществляется посредством тайного голосования на парламентских (всеобщих) выборах. В настоящее время используется пропорциональная система. Она предусматривает голосование по партийным спискам. Распределение депутатских мест осуществляется по официальным итогам голосования.

Структура института

Органы законодательной власти в регионах именуются по-разному. В частности, существуют Думы (городская, областная и так далее), Советы, хуралы, курултаи и пр. В соответствующих научных изданиях органы законодательной власти РФ называются обобщенно местными парламентами или собраниями. В большинстве случаев они состоят из одной палаты. Законодательная власть в государстве может быть представлена и двухпалатными структурами. Например, это характерно для Свердловской области, Республики Саха, Кабардино-Балкарии.

Она состоит из 450 депутатов. Они выбираются на 4 года. Избрание депутатов осуществляется по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. В Совете Федераций присутствует 178 членов. Они делегируются от субъектов РФ (по два от каждого региона). В данном случае действует должностной принцип. Делегатами являются главы субъектов и председатели их законодательных органов. К функциям Госдумы и СФ относят:

  • Формирование прочих госструктур (назначение тех или других должностных лиц).
  • Принятие законов на федеральном уровне.

К важнейшим должностным лицам, которые назначаются Госдумой, относят:


Сове Федераций назначает:

  • Генпрокурора.
  • Судей Высшего арбитражного, Верховного и Конституционного судов.
  • Заместителя главы Счетной палаты и вторую половину аудиторов.

Особенности

Органы законодательной власти РФ в регионах самостоятельно решают все вопросы, касающиеся финансового, материально-технического, информационного, правового и организационного обеспечения собственной деятельности. Расходы на реализацию этих задач также утверждаются внутри структур. Эти затраты предусматриваются в отдельной строке бюджета региона.

Полномочия органов законодательной власти РФ

Сфера деятельности данного института достаточно обширна. К основным полномочиям законодательных органов в регионах России, в частности, следует отнести:


Право нормотворческой инициативы

Оно принадлежит депутатам и высшим должностным лицам, представительным органам территориальной власти. Данное право может быть предоставлено в соответствии с положениями Конституции и Уставов регионов иным структурам и институтам, в том числе общественным объединениям, организациям, а также гражданам, которые проживают на территории страны.

Рассмотрение проектов

Законопроекты, которые представлены высшими должностными лицами субъектов, разбираются в первоочередном порядке. Рассмотрение нормативных актов, предусматривающих расходы, которые будут покрываться из регионального бюджета, осуществляется в течение не менее 14-ти дней (календарных).

Порядок принятия актов

Он определен в соответствии с действующим законодательством. Следует отметить такие важные моменты процесса, как:


Законодательную власть, т.е. принятие обязательных для всех законов, отражающих волю народа, осуществляет парламент страны. Такие законы могут принимать только уполномоченные им представители. Поэтому законодательная власть одновременно является, как правило, представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит из двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая - на основе территориального представительства.

Согласно классической теории парламентаризма, призвание парламента в том, чтобы быть коллективным разумом нации и преобразовывать многообразные групповые, местные интересы в коллективную волю общества.

Особенность законодательной власти в том, что ее органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Однако над парламентом постоянно висит угроза превращения в слугу исполнительной власти. Станет ли она реальностью, зависит от расклада политических сил в стране, состояния оппозиции. Правительство часто формируется победившей на выборах коалицией; но при наличии парламентской оппозиции она ощущает давление политических соперников и не может безоглядно проводить линию исполнительной власти.

Парламент не только занимается законодательной деятельностью. но и утверждает государственный бюджет, участвует в формировании внутренней и внешней политики государства, контролирует исполнение законов. Авторитет парламента существенно повышается при наличии у него права на проведение самостоятельных расследований по фактам нарушения конституции.

Парламент России - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с мировой практикой первая палата считается верхней, вторая - нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах Российской Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховный совет и т.п. На муниципальном уровне интересы населения представляют органы местного самоуправления.

Парламент России является преемником Верховного Совета РСФСР, выборы в который состоялись в I990 г. После октябрьских событий I993 г. образовано Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители. Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от полномочий других государственных органов.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

  • законодательная:
  • формирование государственных органов;
  • финансовая;
  • контрольная;
  • ратификация и денонсация международных договоров.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Совет Федерации

Совет Федерации формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из численности субъектов Российской Федерации устанавливается состав Совета Федерации, т.е. общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

После 1993 г. Совет Федерации формировался на основе прямых выборов населением регионов. С декабря 1996 г. действовал другой порядок: представителями в Совете Федерации стали назначаться первые руководители законодательной и исполнительной власти регионов по должности. Естественно, что руководители могут профессиональнее представлять интересы своего населения. Однако такой порядок противоречил принципу разделения властей и усиливал местнические тенденции. Совет Федерации как федеральный орган призван представлять интересы регионов, но не каждого в отдельности, а всех одновременно в рамках государственной региональной политики. Поэтому он был отменен. Новый порядок формирования Совета Федерации действует с 2000 г.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ, указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • статуса и защиты государственной границы РФ;
  • войны и мира.

Совет Федерации осуществляет свои функции через образуемые им комитеты и комиссии. Число комитетов увеличено до 16, среди новых - комитеты по природным ресурсам и охране окружающей среды, местному самоуправлению, правовым и судебным вопросам, финансовым рынкам и денежному обращению, промышленной политике. Введены четыре новые комиссии: по делам молодежи и спорту, информационной политике, обеспечению деятельности Совета Федерации, методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации (приложения).

В Совете Федерации регионы представляют известные, с громкими именами люди, бывшие губернаторы, члены правительства, представители крупного капитала. Они работают на постоянной основе и призваны содействовать решению проблем субъектов РФ в высших эшелонах власти.

Однако многих сенаторов лишь условно можно назвать представителями регионов, более 50% из них проживают в Москве, а 70% не имеют никакого отношения к представляемым регионам. Многие лоббируют интересы крупных компаний, чиновников, не усердствуя в законотворческой деятельности. В то же время на налогоплательщиков возложено дополнительно содержание почти двух сотен высших (на уровне федеральных министров) чиновников с их аппаратами, офисами, транспортным обслуживанием и жильем в элитных домах Москвы.

Совет Федерации - не имеющая аналогов политическая структура - находится на перепутье. Станет она реальным, а не формальным органом власти, фактором стабильности, преградой для популистских законопроектов или окончательно превратится в элемент декораций, покажет время.

Государственная Дума

Государственная Дума является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

Государственная Дума формируется по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе в составе 450 депутатов 1 В новом избирательном цикле Государственная Дума будет формироваться по пропорциональной системе, т.е. по спискам лиц, предлагаемых политическими партиями, преодолевшими 7%-ный барьер полученных на выборах голосов. . Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию РФ, по системе пропорционального представительства, согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения. Но в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

Из процедурных вопросов к велению Государственной Думы относятся:

  • выражение согласия на назначение Председателем Правительства РФ предложенной Президентом РФ кандидатуры;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Непосредственно законотворческая деятельность осуществляется в комитетах, которых в Государственной Думе 2003 г. созыва 29, а политическая деятельность - в партийных фракциях, депутатских группах и объединениях. Каждая фракция стремится лучше выглядеть в глазах своего электората. Возможности фракции зависят от ее численности и количества занимаемых ее членами руководящих постов в Государственной Думе. Руководящие посты распределяются с учетом численности депутатских фракций и групп или в соответствии с пакетным соглашением, заключаемым ведущими фракциями.

В странах западной демократии по итогам выборов в парламенте образуется устойчивое большинство одной или нескольких партий, которые распределяют руководящие посты в палате и формируют правительство страны.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве РФ, Государственная Дума не влияет, не может оперативно реагировать на вызывающие недовольство избирателей действия отдельно взятых членов Правительства. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству РФ в целом, хотя данным правом ни разу не воспользовалась, ограничиваясь отклонением законопроектов, инициируемых Правительством, депутатскими запросами, проведением «правительственного часа» и парламентских слушаний.

В настоящее время в Государственной Думе сложилось конституционное большинство, поддерживающее все законопроекты, вносимые на рассмотрение Президентом РФ и Правительством РФ. Реальная оппозиция отсутствует и справа и слева. В правой оппозиции нет надобности, так как ее либеральная идеология взята на вооружение и Президентом и Правительством. Левые практически изолированы и, видимо, отказались от парламентской борьбы за реализацию своей программы.

Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть не пользуется вниманием и уважением у значительной части общества, особенно у СМИ. Одна из причин заключается в том, что ее конституционные рамки узки, полномочия урезаны, контрольно-надзорные функции сведены к минимуму.

Парламент принимает законы, ориентируясь на интересы большинства голосующих избирателей, но имеет ограниченные возможности повлиять на их исполнение. Это принижает роль выборной демократии, граждане разочаровываются в своих представителях.

Возраст реального парламентаризма в России в настоящее время ограничивают периодом 1906-1917 гг. плюс созывы Госдумы после 1992 г. Назвать парламентом го, что имело место в советское время, у некоторых политиков «язык не поворачивается». Между тем современная Государственная Дума внешне похожа на Верховный Совет СССР, а по демократичности ему уступает на порядок: в ее составе нет рабочих и крестьян; депутаты Государственной Думы заседают за зарплату, приравненную к окладу министра (в СССР - на общественных началах); население лишено права избирать депутатов, им предлагают голосовать за партии, о которых им ничего не известно; кандидатов в депутаты предлагают закулисные силы (в СССР - трудовые коллективы). С царской Государственной думой у современной Государственной Думы общего мало: первая представляла сословия и слои народа, боролась с верховным правителем, неоднократно им разгонялась.

Введение

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности.

Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

В настоящей работе будет рассмотрена такая ветвь власти в РФ как законодательная. Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ.

Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов – Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органом законодательной власти. Также не являются органами власти аппараты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.


Глава 1. Законодательная власть в РФ

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации) Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.


1.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство – очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

1.2.1 Совет Федераций Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательно (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – совместным постановление обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу этих решений.

Члены Совета Федерации – представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации продолжали исполнять свои полномочия после вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

· Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

1.2.2 Государственная Дума Российской Федерации

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с действующим федеральным законом о выборах депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. При этом избирательные округа должны быть примерно равны по числу зарегистрированных на их территориях избирателей, а также не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ.

Норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих на территории РФ, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Голосовать в одномандатном избирательном округе может избиратель, постоянно или преимущественно проживающий на территории этого избирательного округа.

Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину РФ, обладающему пассивным избирательным правом. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей , присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

    Федеральное собрание.

    Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

    Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Законодательная власть – власть, которая призвана на создание законов в государстве. В основном законодательная власть принадлежит отдельному органу государственной системы. Обычно законодательные органы принято называть – парламент.

Власть в России разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную - это три функции по которым осуществляется деятельность законодательства в РФ. В принципе все 3 функции указаны и в конституции, так как понимание этих трех ветвей имеет значение для того, чтобы понять государственную власть.

Такое управление политикой выработано за много лет практики демократическими государствами. Суть управления властью и политической демократической страной может осуществляться при условии разделение этих трех функций управляющими властями между внутренними государственными органами.

Есть три основные функции деятельности государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна наблюдаться отдельно соответствующим органом государственные власти. Соединять между собой функции в деятельности одного государственного органа невозможно, так как это непроизвольно создаст в стране диктаторский политический режим.

Как государство пополняет с помощью функций деятельности власти

Исследование сущности экономической целесообразности налоговых сборов в казну государства, определило, что одна из функций государственной власти – законодательная разработала – , которое базируется на трех основных составляющих:

Принципах, согласно которым осуществляется;

Методах, с помощью которых обеспечивается реализация этих принципов;

Непосредственно присущих ему функциях.

Принципы преференциального налогообложения должны базироваться на классических принципах налогообложения, предложенных еще А. Смитом (1723 - 1790). Учитывая современные тенденции функционирования налоговых систем, целесообразно определить пять основных принципов:

а) научности - преференциальное налогообложение должно формироваться на основании научно-логических исследований;

б) оптимальности - использование оптимальных моделей в разработке преференций;

в) выгоды - применение преференциального налогообложения не должно уменьшать ни , ни ущемлять интересы налогоплательщиков, а его реализация должна осуществляться при минимальных административных расходах;

г) прогнозируемости - введение налоговых преференций и их использование должно основываться на прогнозных моделях развития;

д) рациональности - целесообразность назначения налоговых преференций должна быть обоснована.

На практике преференциальное налогообложение осуществляют, используя определенные методы и способы воздействия на налогоплательщиков:

1. Экономические методы - это методы воздействия на налогоплательщиков путем использования экономических инструментов.

Экономические методы можно сгруппировать по способам их осуществления:

а) льготный способ - реализация налоговых преференций путем предоставления льгот;
б) без льготный способ - предоставление налоговых преференций без применения льгот.

2. Административные методы - методы воздействия на налогоплательщиков через издание постановлений, приказов и распоряжений исполнительной власти.

3. Правовые методы - внедрение и реализацию налоговых преференций осуществляют в пределах законодательно определенной базы;

4. Социально-психологические - использование передовых достижений психологии и педагогики для мотивации налогоплательщика к рациональному использованию налоговых преференций.

Кроме того, для совершенства механизма, можно обозначить ряд функций, присущих преференциальному налогообложению, которые имеют непосредственное влияние на налогоплательщика:

а) стимулирующая - предусматривает стимулирование субъектов хозяйствования к активизации их деятельности, внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности;

б) стабилизационная (поддерживающая) - заключается в реализации преференциальных мер, направленных на поддержку налогоплательщиков, задействованных в малом бизнесе, а также определенных категорий граждан, определенных действующим законодательством.

Осуществляя общую характеристику и экономическую оценку преференциального налогообложения, обратим внимание на все возможные источники возникновения и способы реализации налоговых преференций, что является причиной их эффективного проявления. Обычно такими причинами должны были бы выступать потребности субъектов хозяйствования и государства. Однако часто налоговые преференции назначаются под давлением заинтересованных лиц или соответствующих групп лиц «лоббистскими» методами.


Функционирование налоговых преференций на практике характеризуется определенными положительными и отрицательными чертами, которые следует учитывать, разрабатывая механизмы реализации каждой из них.

Следовательно, заметим, что применение тех или иных преференций требует их детального изучения и учета положительных и отрицательных сторон реализации. При введении налоговых преференций для прогнозирования реальных социальных и экономических эффектов нужно максимально учитывать все преимущества и недостатки. Ведь только в таком случае налоговые преференции могут осуществлять эффективное влияние на внедрение механизмов преференциального налогообложения.

Итак, преференциальное налогообложение - это сложный и противоречивый инструмент осуществления налоговой политики государства, который требует детального изучения и осуществления экономической оценки его реализации.

Коррупция, основанная на интересе к законодательной власти

"Государственный интерес" необходим для того, чтобы проиллюстрировать сущность такого концепта, как коррупция. По мнению К. Фридриха, модель политической коррупции существует, когда тот, кто имеет власть, делает определенные вещи: например, лицо, что занимает государственную должность, получает денежные или другие вознаграждения, предоставленные ему нелегально, его склоняют произвести действия в ответ - как услугу тому, кто предоставил вознаграждение, тем же нанося вред государственным и собственным интересам.

Концепция государственного интереса поддавалась широкой интерпретации, и было согласовано, что суждение относительно того, было действие коррупционным или нет, определяется на основе позиции наблюдателя. Д. Ловенштейн отмечал, что действия, которые осуществляются для удовлетворения желаний высших правительственных чиновников, могут противоречить государственному интересу без самостоятельного влияния на государственную политику. А. Рогов и Х. Ласвел тоже характеризовали коррупцию как поведение, что отклоняется от публичных интересов.

В частности, по мнению К. Фридриха, политическая коррупция является разновидностью поведения, что отклоняется от нормы, которая является общепринятой или считается общепринятой в определенном контексте, например политическом. Такое девиантное поведение ассоциируется с особенной мотивацией, в частности частной выгодой во вред государству. Независимо от того, была ли мотивация, особенное значение имеет частная выгода, которая вредит государственным интересам.

Такая выгода может выражаться в денежном эквиваленте, и в глазах общественности так обычно и есть, но она может приобретать и другие формы. Это может быть быстрое продвижение по службе, приказ, награды, выгода, которая может быть не личной, но касаться семьи или другой группы.


Модель коррупции может существовать при условии наличия того, у кого власть и кто ею злоупотребляет; кто является функционально ответственным или занимает государственную должность. И, ожидая будущие финансовые или другие вознаграждения, например, выгодную работу, склонный к действиям, которые приносят пользу тому, кто предоставляет вознаграждение, и вредят группе или организации, к которой принадлежит функционер, например правительству

.
К. Фридрих предоставлял преимущество идентификации политической коррупции скорее не как использованию государственной власти для частной выгоды, продвижения по службе, престижа или выгоды для определенного общественного класса, группы, а как тому, что представляет нарушение закона или стандартов высокой морали; эти нарушения являются определенным видом общественного вреда. Однако типичной является выгода коррупционера и того, на чью пользу коррумпируют, и потери других сторон, втянутых в эту ситуацию.

Основания для вмешательства государственной власти – польза и влияние

Общественные блага, внешние эффекты, естественная и потребность в социальном страховании наделяют правительство распределительными функциями, которые являются важным способом, с помощью которого правительство влияет на экономику для достижения социальной эффективности. Например, теория второго оптимума предусматривает, что если условия оптимальности, вообще говоря, не выполняются, то не следует думать, что попытка произвести любое из отклонений от оптимальности улучшит общественное состояние.

Оптимум, полученный в результате компенсации любого сбоя в функционировании рынка, характеризуется полностью новым набором предельных условий, которые могут в значительной степени отличаться от тех, которые определяют абсолютный оптимум. Более того, чтобы сдвинуть экономику в направлении этого нового оптимума, правительство должно использовать налоги, субсидии, регулятивные функции и т. д., которые сами по себе вносят искривление в систему. Политика правительства, следовательно, должна выбирать между неэффективностью, которая связана со сбоями в функционировании рынка и неэффективностью, которая связана с компенсационной политикой и расходами на ее осуществление. Планирование такой политики является основной проблемой, которая появляется перед государственными деятелями, которые определяют роль правительства во влиянии на распределение ресурсов.

Существует Парето-оптимум, что связан с каждым начальным распределением собственности на факторы производства. Результирующее распределение доходов и общественного уровня жизни отражает начальное распределение капитала и способностей. Если такое распределение неприемлемо, то общество санкционирует перераспределительные мероприятия. Пока существуют частные организации, которые могут влиять на перераспределение, без вмешательства правительственной власти, то объем координированного перераспределения достаточно умерен. И все же все еще возникают сложные проблемы. Прогрессивное налогообложение и денежные трансферты являются наиболее прямыми перераспределительными инструментами, которые используются государством. Однако, и другие мероприятия политики или же целеустремленно носят перераспределительный характер, или же опосредствовано приводят к перераспределению. Предоставление государством медицинского обслуживания, образования, жилья и других социальных услуг являет собой стержень перераспределительной политики. Следует сказать, что существуют проблемы определения объема перераспределения, которое происходит через услуги, которые предоставляются правительством. Возникает также вопрос о том, должно ли правительство предоставлять эти блага и услуги непосредственно, или обеспечивать надбавки к доходу и давать возможность людям самим покупать столько, сколько они хотят на рынке.

Правительство может влиять на распределение доходов и общественной жизни с помощью и других способов. В частности, регулирующие действия, такие, как защита прав потребителя, антимонопольное законодательство и правила техники безопасности - много из которых оправдывают ссылками на проблемы, связанные с сбором, распространением и интерпретацией информации, трудностями в организации коллективных действий и расходами на установление и внедрение минимальных стандартов, - имеют распределительное значение. Как и с политикой, направленной на улучшение распределения ресурсов, мероприятия, которые направлены на достижение распределительных целей, приводят к потерям эффективности. Соответственно, существует компромисс между равномерным распределением и эффективностью, что предусматривает ограничение перераспределения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Просмотров