Соотношение понятий "государственный аппарат" и "механизм государства". Государственный аппарат и механизм государства: соотношение понятий

В теории государства и права вопрос соотношения понятий "государственный аппарат" и "механизм государства" является дискуссионным. Все имеющиеся точки зрения по вопросу соотношения понятий "государственный аппарат" и "механизм государства" можно свести к двум основным направлениям:

1) понятия "государственный аппарат" и "механизм государства" совпадают;

2) понятие "механизм государства" шире, чем "государственный аппарат" 11 Астафуров А.М. Указ. публикации. С. 298. .

Однако состав элементов, включенных в механизм государства, представителям различных научных школ виделся по-разному. Так, Л.Л. Григорян выделяет три наиболее значительные концепции понятия "механизм государства". "Первая - концепция широкого и узкого толкования механизма государства, согласно которой механизм государства в узком смысле - это и есть государственный аппарат, а в широком смысле - это политическая система общества. Вторая концепция не делает различий между государственным аппаратом и механизмом государства. Третья - определяет государственный механизм как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений" 11 Григорян Л.Л. Теоретические и конституционные основы механизма советского государства: автореф. дис. … канд. юр. наук. - М., 1989. - С. 7-8. .

Следует отметить, что отождествление механизма государства с политической системой общества не оправданно в силу того, что "в состав политической системы входят и элементы, существующие относительно автономно от государства, такие как политические партии, общественные организации и т.д. " 22 Астафуров А.М. Указ. публикации. С. 299. . Таким образом, понятие "политическая система" шире, чем механизм государства.

В настоящее время также выделяются два основных подхода к соотношению понятий механизм государства и аппарат государства, но их содержание существенно отличается от того, что было ранее.

Представители первого подхода (М.И. Байтин, В.М. Лесной) полагают, что "механизм государства" и "государственный аппарат" понятия идентичные, но совпадают они лишь в случае широкой трактовки последнего, когда он воспринимается как совокупность всех государственных органов. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. "Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права" 33 Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. - 1996. - № 3 (214). - C. 8. .

Представители второго подхода (В.С. Афанасьев, В.В. Лазарев, В.В. Копейчиков, М.Н. Марченко, С.С. Алексеев, М.К. Искакова и другие) полагают, что механизм государства включает в себя государственный аппарат в качестве элемента структуры. Помимо него в состав механизма государства могут входить также и другие элементы. Так, В.В. Копейчиков относит к ним государственные предприятия и учреждения 11 Копейчиков В.В. Механизм советского государства. - М., 1968. - С. 30-31. . М.К. Искакова включает в механизм государства хозяйственные государственные органы, предприятия и учреждения и предлагает называть их административными органами 22 Искакова М.К. Механизм Советского общенародного государства: автореф. дис. … канд. юр. наук. - Саратов, 1984. - С. 23. .

Однако не только указанные различия в структуре механизма и аппарата государства не позволяют отдельным ученым считать их тождественными категориями. Есть и другое обоснование специфической природы каждого из этих явлений. Это характер взаимосвязей, складывающихся между элементами, их составляющими, и их проявление во внешней среде. "Так, по мнению ряда ученых, государственный аппарат - это система государственных органов в статике, механизм государства - в динамике" 33 Астафуров А.М. Указ. публикации. С. 300. .

Учитывая динамическую природу, присущую термину "механизм", следует признать невозможность его использования для обозначения совокупности государственных органов. Однако, для характеристики их работы, для определения особенностей воздействия на общественные отношения этот термин вполне подходит. В этом случае уместно было бы говорить о механизме функционирования государства.

Так как неотъемлемым атрибутом механизма является именно движение, наиболее адекватным использование этого термина будет при характеристике деятельностной стороны государства, то есть механизма его функционирования.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что понятия "государственный аппарат" и "механизм государства" не являются идентичными. "Механизм государства" более широкое понятие нежели "государственный аппарат" и включает в себя наряду с государственными органами также государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Ни одно государство не может обходиться без государственного механизма, который является целостной иерархической cиcтемой гоcударственных oргaнoв и учреждений, и который осуществляет властную, законодательную и исполнительную функцию.

Любое государство существует как упорядоченная система, состоящая из специальных органов, коллектива людей, которые осуществляют управление государством и делами общества в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы. .

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

O.M. Aлехина обращает внимание на многообразие понимания механизма государства, aнaлиз его oргaнизaции и функционирование, cтруктуры, принципы построения в Pоссии и зарубежных странах. Однако, отмечает она, проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена . В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" во многих работах употребляются как синонимы.

Существуют различные точки зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют управленческую деятельность. В понятие "механизм государства" многие правоведы и юристы включают наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, вооруженные силы, полицию, уголовно-исполнительные учреждения, местные органы самоуправления, опираясь на которые, по их мнению, государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике (В.В. Лазарев и С.В. Липень). Под аппаратом государства, подразумевается, прежде всего, назначение, порядок образования, компетенция государственного органа, a под механизмом государства - деятельность государственных органов, взаимосвязь между государственными органами в процессе осуществления различных функций государства.

Одной из самых распространенных концепций понимания механизма государства в современной юридической науке являются узкий и широкий подход определения «механизм государства» и «государственный аппарат».

Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ века о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования, т.е. механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» . Точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют многие правоведы, например, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.И. Новоселов и другие. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество» , т.е. понятие государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники широкого подхода включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие.

В научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм» рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» . Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В. Лaзaрев, С.А. Комaрoв, В.С. Афанасьев утверждают, что гoсударственный механизм - этo законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, a также силовые структуры, oсуществляющие в случае необходимости меры принуждения (aрмия, полиция, тюрьмы и т.п.).

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся и правоохранительные органы и вооруженные силы, и как элементы они входят и в структуру механизма государства. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо oсновными, бaзовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в oпределении и cтруктуре механизма cовременной России.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма.

Анализ всех определений по поводу сущности понятия "механизм государства", позволяет сделать вывод, что наиболее полно и ёмко выражает определение механизма государства О.И. Маминой: «на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми "вещественными" (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых, oсуществляются задачи и функции государства» .

Таким образом, обобщaя различные подходы к решению проблемы определения понятия механизма государства Российской Федерации, понятие "механизм государства" можно рассмотреть с трех точек зрения:

  • 1) понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны: механизм государства - это система государственных органов;
  • 2) механизм государства - это coвокупность не только органов государственной власти (зaконодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных, финансовых, производственных и др.), а также так называемых «материальных придатков» (aрмии, правooхранительных oрганов, исправительно-трудовых учреждений и других);
  • 3) механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика .

B России в настоящее время утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим понятие "государственный механизм" предложенный в советский период существования государства на основе руководящей роли партии не применимы к определению механизма, структуры и принципов его функционирования в современном Российском государстве. В наше время в теории государства и права уже отошли от узкоклассового понимания сущности государства, многих eго кaтегорий, подходов к решению проблемы oпределения данного института. Авторы определения "механизм государства" допускают, что все концепции данного понятия имеют право на существование. Исследуя механизм государства, необходимо делать aнализ вопросов непосредственно связанных с деятельностью государственных органов, их места и роли в государственном механизме, направления взаимодействия между ними и проблемы их функционирования.

Сам термин «механизм» в первую очередь ассоциируется с техникой, с внутренним устройством машины: таким, как "часовой механизм", "световой механизм" и т.д. Любой механизм - это cовокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, деталей, элементов, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, с одной стороны, а с другой - относительной автономности. Если же хоть одна деталь выйдет из строя, весь механизм встанет, станет недействующим. Это же может произойти и применительно к "государственному механизму", т.к. человек как "винтик" имеет свои слабости и недостатки.

B cтруктуре cовременного государственного механизма Российской Федерации важнейшими элементами являются государственные oрганы. Oни oрганизованы и функционируют с учетом ряда принципов, наиболее значимым cтруктурообразующим из которых является принцип разделения властей. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации. Гл.1. ст.10 гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны . Oт уровня рaзвития законодательных, исполнительных и cудeбных oргaнoв, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между coбoй и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства.

Таким образом, можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственнoгo aппарата в его широком значении и рассматривать их в движении, развитии. Любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Механизм государства есть система в действии, процесс осуществления государственной власти, функционирование и взаимодействие.

Как cиcтeма, механизм государства имеет свои oпрeдeлeнныe черты:

  • - oн представляет coбoй cиcтeму, т.е. упорядоченную coвoкупнocть гocудaрcтвeнных oрганов, взаимосвязанных между собой. B механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
  • - его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
  • - его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
  • - он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь .

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1. Механизм государства. 1

Тема 2. Правовое государство и гражданское общество. 27

Тема 3. Нормы права. 43

Тема 4. Юридическая техника. 53

Тема 5. Правовой статус личности. 77

Тема 6. Основные правовые системы современности. 78

Тема 1. Механизм государства.

1. Понятие и назначение механизма государства, его соотношение с государственным аппаратом.

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Назначение механизма государства

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Соотношение механизма государства и гос. аппарата

Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

1. Механизм государства включает в себя:

а) государственный аппарат, состоящий из органов государственной власти (можно говорить о государственном аппарате в узком смысле). Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Данная точка зрения разделяется, в частности, М. Н. Марченко ;

б) государственные организации:

Государственные предприятия - хозяйствующие субъекты, учреждаемые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;


Государственные учреждения - организации, осуществляющие социально-культурные функции в сфере образования, здравоохранения, науки. В. М. Корельский рассматривает их как первичные структурные части механизма государства наряду с государственными органами;

в) материальные придатки государства (вооруженные силы, полиция и т. п.).

2. Рассмотрение аппарата государства и механизма государства как равнозначных понятий (в данном случае можно говорить о государственном аппарате в широком смысле). По мнению М. И. Байтина, в теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное категории механизма государства.

3. Аппарат государства представляет собой органы государства в статике (назначение, порядок образования, компетенция). Механизм государства - органы государства в динамике (деятельность государственных органов, их взаимодействие между собой).

4. Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства :

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Во-первых , механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых , механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

Например , в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

В-третьих , между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых , механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

Правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;

Правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

Правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.

Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

Нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

Непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

Полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

Самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

Разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

Принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

Гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

Законность - строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

Профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления

Понятие "бюрократия" французского происхождения и означает — "господство канцелярии". Отождествление бюрократии с государством верно лишь отчасти. Макс Вебер показал неизбежность конфликта между бюрократией и демократией. Об-разуется как бы замкнутый круг: чем дальше идет развитие демократии, тем большие институты необходимы, которые вызывают увеличение бюрократических решений, что, в конечном счете, приводит к сужению демократии. Сердцевина конфликта связана с принципами принятия решений в политической (демократия) и бюрократических сферах. М. Веберу принадлежит выделение определяющих черт бюрократии — это экспертная подготовка и функциональная специализация работы бюрократа, что делает его трудно заменимым, да и контроль за ним фактически невозможен. Причем это относится как к деятельности государственной администрации, так и к менеджменту функционирующему в частной сфере.

Потому одной из проблем неравноправного отношения между политикой и бюрократией должен быть принцип: бюрократия — инструмент в руках политики. Вместе с тем, это не решает главной проблемы — бюрократическая рационализация многих сфер жизни резко ограничивает самореализацию и самопроявление личности. Разрастание бюрократии поставило под угрозу главное достоинство бюрократической деятельности, то есть ее эффективность. Все более обозначившаяся тенденция к централизации привела к усилению иерархической структуры государства, возросла роль центральных органов, оказывается скованной инициатива на местах. Государство столкнулось с дилеммой: отсутствие иерархии ведет к потере координации, слишком жесткая иерархия означает утрату эффективности.

Практика функционирования бюрократии в условиях государства большой бюрократии (например, государства всеобщего благоденствия), выявила отчуждение масс от политического процесса, падение легитимности власти. Парадокс состоит в том, что большие социальные программы, исполняемые государством, порождают большую бюрократию, а значит возникают разветвленные государственные институты и олигархические способы принятия решений. При этом выясняется, что основной задачей бюрократии становится проблема сохранения своей власти, даже если она вредна государству в целом.

Следует различать понятия бюрократия и бюрократизм . Если бюрократия это слой людей, профессионально действующих в государственной и частной сферах, то бюрократизм есть коллективный эгоизм, проявляющийся у части работников управленческого аппарата. Основные черты бюрократизма выражены в таких характеристиках как пренебрежение интересами народа, стремление выйти из-под общественно-го контроля, действовать под покровом тайны, создать условия кастовой ограниченности и некоторые другие.

Обычно попытки покончить с бюрократизмом приводят к еще большему росту бюрократии и часто свидетельствуют о неспособности власть придержащих решать проблемы управления.

Среди магистральных путей борьбы с бюрократизмом:

1) значительное сокращение управленческого аппарата, чистка аппарата от сановников и некомпетентных управленцев;

2) обеспечение подлинной выборности, сменяемости, гласности, контроля снизу;

3) подъем уровня политической культуры населения для его реального влияния на существующую государственную власть.

Учитывая процесс расширения административной деятельности и все большее накопление бюрократией властных полномочий, определяющим вопросом становится контроль над деятельностью учреждений. При этом используется как внешний, так и внутренний контроль.

Внутренний контроль встраивается в структуру самих учреждений. Высшие чиновники следят за деятельностью низших, а инспектора и ре-визоры контролируют бюрократический аппарат. Наряду с этим проводятся внутренние ревизии, выборочные проверки, отчеты и т. п. мероприятия. В системе внешнего контроля первым является законодатель, который в законодательных актах определяет меры контроля и ограничений, пределы внешнего контроля за каждым отдельным учреждением. Во многих государствах в системе внешнего контроля используется концепция "омбудсмена". Омбудсмен не только парламентский представитель по защите прав человека, но и специальный чиновник, являющийся независимым и непредвзятым, выслушивающий жалобы от служащих и представляющий свои рекомендации решения спорных вопросов.

Задание к семинару.

1. Проведите классификацию по всем основаниям следующих государственных органов: Президент РФ, Министерство образования РФ, Счетная палата, Конституционный Суд РФ, мэр города Москвы, парламент Англии.

Президент РФ Министерство образования РФ Счетная палата Конституционный Суд РФ мэр города Москвы парламент Англии
по порядку формирования первичные производные производные производные производные первичные
по объему выполняемых полномочий высшие органы власти центральные центральные высшие органы власти местные высшие органы власти
по широте компетенции органы общей компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы общей компетенции
по характеру организационно-правовых форм деятельности исполнительные, законодательные исполнительные контрольно-надзорные органы судебные исполнительные законодательные
по числу государственных гражданских служащих единоличные коллегиальные коллегиальные коллегиальные единоличные коллегиальные
по времени функционирования постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные

2. Заполните таблицу, раскрывающую полномочия каждой из ветвей власти в сфере контроля за двумя другими (система «сдержек и противовесов») с учетом опыта различных государств:

Ветви власти, в отношении которых осуществляется контроль Полномочия законодательной власти Полномочия исполнительной власти и главы государства Полномочия судебной власти
Законодательная __ Право роспуска парламента у главы государства, право определять состав Правительства в РФ, право вето у в отношении законов, принятых ФС, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств, все соглашения, подписанные Президентом, должны пройти процедуру ратификации Конгрессом Возможность отмены закона, в случае его противоречия Конституции, законодательная инициатива Конституционного и верховного судов по вопросам их ведения
Исполнительная Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Возможность отрешения Президента РФ Федеральным Собранием от должности, возможность выразить недоверие правительству разрешение Конституционным судом споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Судебная номинирует кандидатов в судьи Президент, а утверждает Конгресс (Сенат) США. Конгресс США определяет структуру Судебной ветви Утверждение президентом РФ кандидатура судей федеральных судов __

3. Используя текст глав 1 (ст.10-12), 4 - 7 Конституции РФ составьте схему, раскрывающую структуру государственного аппарата Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей и федеративным устройством РФ.

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Прежде чем рассмотреть понятие «механизм государства» и выявить основные подходы по его определению, следует определить, что же собой представляет само понятие «государство». Следует отметить, что в научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное понятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом.

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.

1.1 Узкий (аппаратный) подход

В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науки до настоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. К началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался широком и узком смыслах. К началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком – политической системы общества. Такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни. В настоящее время подобная широкая трактовка государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью утрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались от нее. В частности, С.А.Комаров считает, что государство не может выступать даже в качестве основы или главного структурного элемента политической системы, так как это привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы общества. Также следует полагать, что государство нельзя отождествлять со всей политической системой общества, а его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее как целостный институт наряду с политическими партиями, общественными организациями. Во второй половине 50-х годов ХХ века, после смерти И.В.Сталина были пересмотрены некоторые положения советской теории государства и права, в том числе и понятие механизма государства. Сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны тождественными и подчеркивался их классовый характер. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции». Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности, многие считают, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.


Властей и располагающая необходи­мыми материальными придатками система государ­ственных ор­ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го­сударства. Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со­ставляющих: 1) структурную – совокупность определенных органов; 2) функциональную – совокупность определенных функций, для реали­за­ции которых, собственно говоря, ...

Его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления. Структура механизма государства, понятие государственного органа Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии...

Жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. 53. Договорная теория происхождения государства. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. ...

Собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право – совокупность норм. 47 Нормативистская теория права Кельзен, Штаммлер – Право – иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права. 48 Формы (источники) права …- способы закрепления и выражения правовых...

Механизм государства: понятие и структура

1.2 Широкий подход

Сторонники второго подхода - широкого - включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н.Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Том 1.Теория государства. М., 1998. С. 160 Так, в частности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. Абдулаев М. И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003. С. 83-84. В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.). Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2001. -- С 238. Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность...

Анализ элементов структуры государственного аппарата современного государства

Сторонники второго подхода - широкого - включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то...

Анализ элементов структуры государственного аппарата современного государства

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии...

В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах...

Механизм государства: понятие и структура

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма...

Особенности правового института государственной службы

Наряду с деятельностным подходом к определению понятия «государственная служба», когда она трактуется как «профессиональная деятельность», нередко используется институциональный подход к государственной службе...

В рамках доходного подхода при оценке нематериальных активов используются: -метод избыточных прибылей; -метод дисконтированных денежных потоков; -метод освобождения от роялти; -метод доходный по прибыли; -метод выигрыша в себестоимости...

Оценка рыночной стоимости права собственности на товарный знак

Затратный подход при оценке исходит из предположения, что потенциальный покупатель, владея определенной информацией о предмете покупки, не заплатит за него больше...

Оценка рыночной стоимости права собственности на товарный знак

При использовании сравнительного подхода при оценке нематериальных активов используется метод стоимости приобретения. Он может оказаться полезным при наличии сопоставимых рыночных данных. Стоимость, рассчитанная данным методом...

Понимание права в отечественной и мировой юриспруденции

Развитие советской правовой мысли после Октябрьской революции складывалось на основе марксистского учения о государстве и праве, в процессе острой критики рассмотренных выше и других буржуазных теорий права...

Название в достаточной мере условное, отражающее лишь тот факт, что в основе его лежит понимание права как явления духовного, связанного с природой человека, его психикой, внутренним миром...

Сущность социологического подхода к пониманию права

Философский подход к пониманию права - это философско-мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов...

Типология государств

Основоположниками формационного подхода являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки, т.е. общественно-экономическая формация...

Типология государств

Одним из наиболее распространенных и широко признанных научной классификацией государств является цивилизационный подход. Основоположниками данного подхода являются А. Тонбри, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др...

Типология федераций

На современном этапе в мировой практике более значимым является именно вопрос о разделении типов федерации на симметричные и асимметричные. Каков критерий подобного разграничения? Прежде всего следует отметить...



Просмотров