Соотнесите основные понятия параграфа и их значения. Соотнести понятия и их определения

конспект лекций
Введение
Тема:Первобытнообщинная формация
и ее значение для понимания
всемирно-исторического процесса
Вопросы :

1. Предмет, содержание, задачи и значение истории первобытного общества как науки.

2. Общая характеристика основных этапов первобытной истории.
В истории человечества известно несколько сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, последовательная смена которых представляет собой естественноисторический процесс. О количестве формаций, или исторических типов общества существуют разные мнения, однако ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом в истории человеческого общества была первобытнообщинная формация, которая началась около 3 млн. л. назад с выделением людей из животного состояния и завершилась за несколько тысячелетий до н.э. с появлением имущественного, общественного неравенства, классов и государства. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях первобытнообщинного строя. История первобытного общества рассматривается как раздел исторической науки, изучающий развитие человечества до появления классов и государства. Утверждение о том, что настоящая история начинается только с появления классового общества, а история первобытности лишь подготовка к ней неправомерны.

История первобытного общества включает целый ряд важнейших до конца нерешенных проблем - происхождение самого человека (антропогенез ), становление общественных отношений (социогенез ), происхождение семьи, религиозных верований, искусства , зарождение важнейших форм хозяйственной деятельности - земледелия и животноводства, возникновение частной собственности, классов и государства. С первобытной истории начинается история человечества, поэтому только в истории первобытного общества можно найти истоки явлений и процессов, которые составляют содержание человеческой деятельности и культуры. Знание первобытной истории расширяет исторический кругозор, углубляет понимание современного мира, показывает его исторические корни, позволяет выявить исторические закономерности поступательного развития человечества. В этом заключается познавательное значение изучения первобытной истории.

Целый ряд проблем исследуемых историей первобытного общества имеют мировоззренческое значение - проблема происхождения человека, религиозных верований и т. д., их изучение способствует формированию материалистического мировоззрения.

Наука о первобытности - это не только далекая история, отошедшая в небытие, но, отчасти и современная изучающая ныне живущее поколение людей - т.н. первобытную периферию, а также остатки первобытности в классовых обществах. Основные этапы первобытной истории: эпоха первобытного человеческого стада , ранняя родовая община охотников, рыболовов и собирателей , позднеродовая община земледельцев-животноводов, первобытная соседская (земледельческая, территориальная, сельская община), являвшаяся промежуточным звеном между родовым строем и классовым обществом. Каждому из этих этапов соответствуют определенные археологические периоды.

Таким образом, предмет история первобытного общества изучает процесс зарождения, расцвета и гибели первобытнообщинных отношений, а также судьбы первобытной периферии в классовых формациях.
Источниковедение и периодизация, историография истории первобытного общества
Тема: Источники первобытной истории
Вопросы:

1. Особенности источниковедения первобытной истории.

2. Реконструктивные возможности данных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Источниковедение первобытной истории обладает особой спецификой делающей восстановление древнейшего прошлого человечества едва ли не самой сложной областью исторического познания. В отличие от других разделов всемирной истории, исследователи первобытной истории почти не располагают письменными источниками.

Первобытное общество было теснейшим образом связано с природной средой и зависело от нее больше чем все последующие исторические периоды. Поэтому с самого начала история первобытного общества формировалась как комплексная научная дисциплина, использующая достижения широкого круга наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов.

Науки эти следующие: археология, этнология, историческая антропология, геология, палеография, лингвистика, фольклористика , археоботаника, археозоология, приматология, физика, химия, информатика.

Археология изучает историческое прошлое человечества по вещественным или материальным памятникам. Вещественные памятники воссоздают материальную культуру первобытных людей, дают возможность проследить динамику, преемственность в развитии культуры от ее примитивных форм до более сложных. Раскопками добывается богатый палеоантропологический, археозоологический, археоботанический материал, памятники искусства. Археологические источники исключительно информативны для реконструкции исторических процессов огромна. Древнейшие эпохи - эпоха первобытного человеческого стада (праобщины), ранняя родовая община освещаются исключительно данными археологии.

Этнология изучает все стороны культуры и быта народов, их происхождение, расселение, социальные институты, общественную структуру, культурно-исторические взаимоотношения. Этнология изучает отсталые народности, сохранившие черты первобытнообщинного строя а также пережитки первобытности уцелевшие у высокоразвитых современных народов. Современные отсталые общества нельзя напрямую отождествлять с первобытными коллективами, т.к. все они, за редким исключением испытывают влияние классовых обществ. Отсталые общества подразделяются на:

а) апополитейные - (греч. apo - до, polites - цивилизация) первобытные общества, существовавшие до возникновения первых цивилизаций ;

б) синполитейные - (греч. syn - одновременный, pоilites - цивилизация) первобытные общества сохранившиеся после появления первых цивилизаций.

Реконструктивные возможности этнологических источников особенно велики в изучении таких явлений как формы семейно-брачных отношений, социальных институтов, систем родства, религиозных верований и т.д.

Историческая антропология. Физическая антропология - наука о биологических особенностях человека и его предков. Особое направление антропологии - историческая антропология, цель которой использование антропологии для нужд истории, получение исторической информации. Историческая антропология ориентируется на данные палеоантропологии, изучающие скелетные останки ископаемых людей разных эпох, их биологические характеристики. Палеоантропология изучает не отдельных людей, а группы связанные биологическим родством - популяции. Человеческие расы представляют собой группы популяций.

Четвертичная геология и палеогеография. Геология антропогена 1 изучает изменение земной поверхности на протяжении данного периода. Снабжает первобытную историю стратиграфическим 2 методом относительной хронологии, в основе которого лежат человеческие наблюдения над последовательностью залегания слоев с костными остатками, описание этих слоев. До появления методов абсолютного датирования относительная хронология была единственной шкалой периодизации первобытной истории.

Палеогеография - восстанавливает древние ландшафты.

Археозоология - изучает костные останки вымерших животных, птиц, рыб, беспозвоночных, позволяющие выявить характер охоты, рыболовства , собирательства, изучить проблему доместикации животных, установить ареалы древнейших центров, виды одомашненных животных. Методики археолозоологических исследований совершенствуют критерии отделения домашних животных от диких, определения породного состава стад.

Археоботаника - исследует ископаемые остатки древнейших растений, семян, пыльцы прежних геологических эпох. Археоботанический материал исключительно важен при решении проблем древнейших очагов земледелия. Археоботаника снабжает первобытную историю одним из самых точных методов абсолютного датирования - дендрохронологическим.

Лингвистика восстанавливает конкретную историю отдельных языков и языковых семей, праязыков и прадиалектов, определяется их древнейшая прародина, устанавливаются древние ареалы народов. Американским лингвистом Моррисом Сводешем разработан метод глоттохронологии 3 - абсолютного датирования по лексическим изменениям в языке.

Физика и химия - предложили способы абсолютного датирования, которые внесли существенные коррективы в разработку проблем первобытной истории.

Радиоуглеродный (радиокарбонный), использует период полураспада изотопа углерода С 14 , равный 5730 годам.

Калий-аргоновый метод основан на измерении распада изотопов элементов К 40 и А 40 , период полураспада которых очень велик. Применяется для датирования костных остатков со времени до 2-х млн л.

Археомагнитный метод - применяется для датирования остатков гончарных, металлургических горнов, глинобитных печей. Неорганические материалы, имеющие кристаллическую структуру, датируются термолюминесцентным методом.

Информатика. Два наиболее перспективных направления:


    разработка формализованных классификаций для создания банков данных ;

    научное моделирование этнологических явлений и археологических процессов, относящихся к социокультурным, экономическим и хозяйственным сферам.


В истории первобытного общества, представляющей одну из самых синтетических областей науки, взаимосвязь и взаимопроникновение основных типов источников выражена сильнее, чем в других разделах истории.
Тема:Проблема периодизации и хронологии
первобытной истории
Вопросы:

1. Периодизация Л. Г. Моргана ее достоинства и недостатки.

2. Специальные периодизации.

3. Общеисторическая периодизация.


Огромные временные рамки первобытной истории предопределили сложность ее периодизации. Эта проблема, начиная с конца XIX ст. и до настоящего времени, находится в стадии разработки. Попытка первой периодизации истории первобытного общества принадлежит выдающемуся американскому этнологу Л.Г. Моргану («Древнее общество», 1977). Параллельно существуют несколько социальных и общая (историческая) периодизация первобытной формации.

Периодизация Л.Г. Моргана. Используя сложившееся еще в XVIII ст. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, Морган разделил эти эпохи на нижнюю, среднюю и высшую ступени. Основным критерием для выделения этих этапов был уровень развития производительных сил (по Моргану «прогресс в производстве средств к жизни»). Периодизация Моргана на современном ему этапе явилась замечательным примером материалистического подхода, однако, с течением времени выявились ее недостатки, т.е. отсутствие у целого ряда этнических групп изобретений и открытий, которые по Моргану явились признаками выделенных стадий в развитии общества и др. Ф. Энгельс обобщил периодизацию Моргана и положил начало ее пересмотру. Эпоху дикости он обозначил как время присваивающей экономики, а эпоху варварства - производящей 4 .

К числу т.н. специальных периодизаций первобытной истории относится археологическая, палеоантропологическая, геологическая периодизация.

Археологическая периодизация является одной из основных. По материалу, из которого изготавливалось большинство орудий труда и технологическим приемам, выделяются каменный, бронзовый, железный века.

Каменный век разделяется на древнекаменный век - палеолит, среднекаменный век - мезолит, новый каменный век - неолит. Конец неолитической эпохи, когда появляются первые орудия из меди, обозначается термином энеолит (меднокаменный век). Палеолит подразделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний).

Ранний палеолит 3 млн. - 35-30 тыс. л. назад.

Поздний палеолит 35-30 - 10 тыс. л. назад.

Мезолит 10-8 - 6 тыс. л. назад.

Энеолит - к. 4 - нач. 3 тыс. до н. э.

Бронзовый век - 3-2 - нач. I тыс. до н. э.

Железный век - п. I тыс. до н. э. - сер. I тыс. н. э.

Ранний (нижний палеолит) подразделяется на три эпохи:

олдувайская - 3млн. - 700 тыс. л. назад;

ашельская - 700 - 150-120 тыс. л. назад;

мустьерская - 150-120 - 35-30 тыс. л. назад.

Антропологическая периодизация - в ее основе этапы биологической эволюции человека от обезьяноподобных предков до ископаемого человека современного вида (Homo sapiens).

Геологическая периодизация:

Кайнозойская эра, начавшаяся 60-70 млн л. назад, подразделяется на палеоген - неоген (третичный период) и антропоген (четвертичный период).

Антропоген - последний наиболее короткий геологический период, начался около 2,6 млн л. назад. Подразделяется на:


  • эоплейстоцен (доледниковая эпоха);

  • плейстоцен (ледниковая эпоха);

  • голоцен (послеледниковая эпоха).
Характерной чертой антропогена является неоднократное развитие материковых оледенений. По т.н. альпийской шкале применительно к Европе для ледниковых эпох применяют термины: дунай, гюнц, миндель, рисс, вюрм.

Эти термины соответствуют названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения. Промежутки между ними - межледниковые эпохи (интерстадиалы). Подобные схемы существуют для разных территорий (русской равнины, Беларуси и т.д.), но все они соотносятся к распространенной в Европе альпийской шкале. Все археологические культуры палеолита и частично мезолита относятся к плейстоцену. В конце мезолита и начале неолита наступила эпоха голоцена - геологической современности.

Общеисторическая периодизация. Специальные периодизации не могут заменить общеисторической периодизации, которая является основной при изучении истории первобытного общества. Ее разработка ведется более столетия по этнологическим и археологическим данным. Критерием для создания общеисторической периодизации является различие в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. Попытка проследить развитие форм первобытной собственности привела к выделению этапа первобытного человеческого стада, первобытной родовой и первобытной соседской общины. Однако количество этих этапов, хронологические рамки разными исследователями определялись по-разному. Почти все исследователи в качестве начального этапа первобытной истории выделяют эпоху первобытного стада - праобщины, далее идут эпохи раннеродовой, позднеродовой и первобытной соседской (протокрестьянской общины), которые соответствуют основным этапам первобытной истории.

Праобшина - нижний средний палеолит.

Раннеродовая община - верхний палеолит - мезолит.

Первобытная соседская община - поздний.


Антропогенез и становление
человеческого общества
Тема: Введение в теорию антропогенеза
Вопросы:

1. Общетеоретические аспекты современной теории эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ)

2. Место человека в животном мире. Биологическая систематика.

3. Современная интерпретация эволюционной теории Ч.Дарвина и трудовой теории Ф.Энгельса.


Происхождение человека и становление человеческого общества одна из фундаментальных проблем первобытной истории.

Антропогенез - процесс эволюционного преобразования обезьяноподобного предка в человека современного вида. Теория антропогенеза сложнейшая биологическая, философская, общесоциологическая проблема, изучение которой способствует формированию материалистического мировоззрения. Многие ее аспекты в трудах отечественных и зарубежных исследователей решаются концептуально неоднозначно. Новые палеоантропологические открытия, применение усовершенствованных методик датирования требуют порой полной переоценки традиционных представлений о родословной человечества.

При изучении темы необходимо составить представление о характере, движущих силах, т.н. факторах сапиентации 5 , ознакомиться с гипотезами древнейшей прародины человечества, проследить динамику морфологических изменений гоминид, начиная с древнейших предковых форм до возникновения человека современного вида.

Данные палеоантропологии, палеогеографии, палеонтологии , сравнительной, молекулярной биологии и др. наук составляют понятие «синтетическая теория эволюции» или теория современного синтеза (СТЭ).

В основе современной теории антропогенеза лежит тезис Ч. Дарвина о животном происхождении человека. Факты, подтверждающие родственные связи человека и животных подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые доказательства: костные останки ископаемых людей, ближайших предков и родственных им форм.

Косвенные доказательства: сравнительно-анатомические, физиологические, биохимические, генетические, данные сравнительной эмбриологии, учение о рудиментарных органах и атавизмах.

Ч. Дарвином разработана концепция эволюции, в основу которой положен принцип естественного отбора. С точки зрения этой теории особенности, отличающие человека от других приматов, образовались в результате отбора женскими особями индивидуумов выделявшихся определенными преимуществами. В процессе размножения такие пары оставляли наиболее жизнеспособное и многочисленное потомство, оказывая решающее влияние на развитие человеческого рода. Однако с помощью теории полового отбора трудно объяснить возникновение таких специфических признаков как прямохождение, усовершенствование кисти руки, возникновение членораздельной речи, увеличение размеров головного мозга и т.д., именно тех признаков, которые придают человеку анатомическое своеобразие. Это отчасти понимал и сам Дарвин, считая свою теорию лишь одной из вероятных гипотез основанной на сравнительно-анатомических и сравнительно-эмбриологических данных о встречаемости рудиментарных органов и атавизмов , сходстве эмоционального поведения человекообразных обезьян и людей. Современная эволюционная генетика располагает прямыми доказательствами существования естественного отбора и даже разработаны методы его математического моделирования.

Неотъемлемой частью современной теории антропогенеза является т.н. «трудовая» теория, созданная Ф. Энгельсом, суть которой изложена в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», являющаяся отдельной главой монографии «Диалектика природы» (1873-1876 гг.). Ее основополагающая идея о влиянии трудовой деятельности на процесс антропогенеза выдержала испытание временем и вошла в фонд современной антропологии. Некоторые зарубежные исследователи пришли к ней независимо в результате изучения фактического материала. Согласно теории Энгельса важнейшим фактором очеловечивания (сапиентации) был социальный, т.е. приспособление к окружающей среде через трудовую деятельность. Труд, как социальный фактор, находился во взаимодействии с биологическими факторами - прямохождение, развитие руки, увеличение размеров головного мозга, возникновение членораздельной речи, овладение огнем, переход от растительной к мясной пище и т.д. Основополагающая идея Ф. Энгельса о влиянии трудовой деятельности на процесс гоминизации общепризнанна, однако вопрос о ее воздействии на биологическую эволюцию он не решил. Исходя из высказываний Ф. Энгельса о том, что изготовление орудий является источником развития трудовой деятельности, в философской науке утвердилось мнение, что рубежом между животными и формирующимися людьми была орудийная деятельность. Поэтому любого ископаемого примата, если вместе с его костными останками были найдены какие-либо орудия, относили к семейству гоминид. Однако возникновение труда могло быть связано с существами, мало отличавшимися от обезьян. Некоторые антропологи (В.П. Якимов, С.В. Смирнов, Г.Ф. Хрустов) полагают, что истинными орудиями могут считаться только те предметы, которые были сделаны не органами тела , а с помощью предметов-посредников, следовательно, не все искусственно изготовленные орудия могут рассматриваться как орудия труда. Вопрос о трудовой деятельности относится к дискуссионной проблеме т.н. «грани», отличающей человека от животных. Механизм воздействия общественно-трудового образа жизни на биологическую эволюцию гоминид до сих пор не раскрыт, поэтому абсолютизация трудового фактора как основного формообразующего неправомерна. Это следует учитывать при изучении соответствующего раздела учебного пособия «История первобытного общества» (В. П. Алексеев, А. И. Першиц. М. 2001,2004,2007). В учебнике изложена концепция В.П. Алексеева и А.А. Зубова, являющаяся синтезом трудовой теории Ф. Энгельса и синтетической теории эволюции. Существующие в антропологии концепции антропогенеза (Г. Матюшин, Г. Осборн, Л. Больк, Г. Вейнерт, Б.Ф. Поршнев, П. Тейяр де Шарден, Н.Н. Моисеев и др.) не упомянуты в данном учебном пособии (см. дополнительный раздел данного ЭУМК). Ни одна из существующих ныне теорий антропогенеза не является приоритетной и всеобъемлющей. Перспектива просматривается в выходе на новый уровень обобщения, ориентированный на молекулярную биологию, археогенетику, экологию, палеопсихологию и другие науки.

В противовес креационистским 6 концепциям, утверждающим божественное происхождение человека, наука доказывает обратное. Наметившийся в современной теологии отход от официальной доктрины уже допускает, что бог мог сделать не готового человека, а промежуточное обезьяноподобное существо, из которого развился человек 7 . Акт божественного творения связывается только с человеческой душой. В науке известны многочисленные факты близости человека к другим млекопитающим планеты. По данным молекулярной биологии наибольшая близость обнаружена между человеком и крупными человекообразными обезьянами. Степень близости человека и животных отражена в классификации животного мира. Наиболее общие черты сходства человека с его ближайшими и отдаленными признаками дали основания для выделения в классе млекопитающих особого отряда приматов - отряд высших млекопитающих, который включает полуобезьян, обезьян и человека. Отряд приматов выделен еще в сер. XVIII ст. шведским естествоиспытателем К. Линнеем. В отряд приматов входят и человекоподобные - антропоморфные обезьяны. Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что ни один вид современных антропоморфных обезьян (орангутанг, горилла, шимпанзе) не может рассматриваться в качестве предковой формы для человека. Они только наши ближайшие родственники, но не предки человека. Где же искать предков? В отряде приматов выделяется особое, имеющее сложную структуру семейство гоминид, куда входят современные и ископаемые люди. Для представителей семейства гоминид характерны: большой мозг, по сложности строения превышающий мозг других приматов, выпрямленное положение тела - двуногая локомоция 8 , развитая кисть руки с противопоставленным остальным большим пальцем, характерные особенности в строении зубной системы. Современный человек и его ближайшие предки отличаются от антропоморфных обезьян-антропоидов даже с анатомической точки зрения. Таким образом, человек занимает в отряде приматов следующее место: род - человек (Homo), вид - разумный (Sapiens), семейство - гоминид (Hominidae).

До 90-х гг. XX cт. Существовала стадиальная модель эволюции человека, в соответствии с которой каждая стадия антропогенеза характеризуется определенным комплексом морфологических признаков гоминид, уровнем развития материальной культуры, социального поведения, общественной организации. Классификация гоминид по стадиям, количество этих стадий - вопрос дискуссионный в антропологии. Стадиальность не следует понимать как точную временную последовательность. Имеются примеры одновременного существования в одних и тех же регионах гоминид разной степени сапиентности , более и менее развитых, имеются и тупиковые ветви. Большинством исследователей, в настоящее время, осознается отсутствие жесткой связи между морфологическим типом гоминид и материальной культурой (типами орудий), а также факт захождения представителей одной стадии в другую.

Процесс эволюционного формирования человека от ископаемых антропоидных предков и становление начальных этапов человеческого общества протекали в рамках одной наиболее продолжительной археологической эпохи палеолита (3 млн л. - 12-10 тыс. л. назад), включая предполагаемых древнейших предков – австралопитеков, формирующихся древнейших (архантропы), древних (палеоантропы) людей и человека современного физического типа - homo sapiens (человек разумный).

Рассмотрим более подробно каждый этап антропогенеза, отметим новые находки и их интерпретацию в свете новейших палеоантропологических открытий.
Тема: Ранние этапы антропогенеза
Вопросы:

1. Ископаемые обезьяноподобные предки человека.

2. Древнейшие африканские гоминиды.

3. Австралопитеки. Важнейшие находки. Современная классификация.


Начальные ступени эволюции человека относятся к концу мезозойской эры, когда появились примитивные млекопитающие, от которых произошли низшие приматы - полуобезьяны. Амфипитек (35 млн л.) обнаруженный близ Бирмы имел черты сходства в строении зубной системы с высшими человекообразными обезьянами. В Египте близ оазиса Файюм обнаружены самые древние человекообразные обезьяны - парапитек, адапиум, олигопитек (25-45 млн л. назад). В строении их зубной системы просматривались черты свойственные гоминидам Сходные формы - проплиопитек и египтопитек (32-34 млн л.).

Древнейшие человекообразные обезьяны эпохи миоцена (22-24) - европейский плиопитек и восточноафриканский лимнопитек .

В районе озера Виктория в Восточной Африке обнаружены останки развитого примата - проконсула, способного на время принимать полувыпрямленное положение. Его относят к разновидности дриопитековых - древесных растительноядных обезьян появившихся в Африке, затем переселившихся в Европу (9-12 млн л.назад) Дриопитеки известны в Европе, на Кавказе (удабнопитек) в Азии, Африке. Тупиковые формы - гигантопитеки (Китай, Индия), археопитеки в Европе (12-15 млн л. назад). Более прогрессивные формы - рамапитеки 9 обитали в предгорьях Гималаев на Сиваликских холмах в Индии, Греции, Турции - 10-14 млн л. назад. В Восточной Африке аналогичная форма - кениапитек. От самбуропитека, обитавшего в Кении (9,5 млн.лет) возможно произошли шимпанзе и человек. Гориллы отделились еще раньше (10 млн.лет назад).

Древнейшие африканские гоминиды обнаружены на рубеже XX-XI вв.

Сахелантроп чадский (Sahelantrop thadensis) из пустыни Джураб в Чаде, древностью 7 млн. лет, Тумай («надежда жизни»). Череп с мозаичными, как архаическими, так и прогрессивными признаками. Предполагается прямохождение. Оррорин тудженский (orrorin tugenensis), «Человек миллениума» обитал 6 млн.лет назад на холмах Туджен в Кении. В строении резцов прослеживаются человеческие признаки, способен к прямохождению. Ардипитек кадабба («основатель рода») древностью 5,8 -5,2 млн. лет и ардипитек рамидус («корень»), живший 4,4 млн. лет – прямоходящие существа из Эфиопии имеющие человеческие признаки в строении зубной системы.

Австралопитеки стали известны науке с 30-х гг. ХХ столетия в связи с находкой знаменитым антропологом Р. Дартом в южноафриканской пустыне Калахари в м. Таунг черепа детеныша, в строении которого просматривалось сходство с человеком. Р. Дарт интерпретировал находку как промежуточное звено между человекообразными обезьянами и человеком, назвав ее австралопитеком 10 . Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, питавшиеся растительной и животной пищей, объем их мозга составлял примерно 600 см 3 , рост около 1,5 см, вес 60-70 кг, обитали на территории Африки, Южной, Юго-Восточной Азии от 4 до 1 млн л. назад. Способность их к примитивной орудийной деятельности выражалась, очевидно, в умении использовать предметы естественного происхождения в качестве орудий. Нижняя граница их существования определяется по находке челюсти из африканской местности Лотегем (Кения) - 5,5 млн л. В настоящее время большинство исследователей считают их первыми гоминидами. Основное их отличие от антропоидов - способность к двуногому передвижению - бипедия. Формированию этой особенности способствовало, вероятно, ландшафтное окружение - степи, лесостепи. К настоящему времени известно более 400 находок австралопитековых, которые подразделяются на несколько видов.

Афарские австралопитеки (4-2,5 млн. л.) - самые ранние гоминиды. В 1974 г. американским антропологом Д. Джохансоном в пустыне Афар в Эфиопии обнаружена сенсационная находка скелета женской особи австралопитека сохранностью до 40 % датируемого 3.2 млн. лет. Она получила имя «Люси», рост - 1,2 м, вес около 30 кг, объем мозга 413 см 3 .

В 1977 г. Мэри Лики зафиксировала в м. Лаэтоли (Танзания) феноменальную находку отпечатков стоп афарских австралопитеков застывших в вулканических туфах древностью 3,7 млн л. По отпечаткам стоп взрослой и детской особей прослеживаются трудности прямохождения - стопы при ходьбе перекрещивались. Древнейшие представители этой группы обнаружены также в 80-е годы ХХ ст. в африканских местонахождениях Омо, Аваш, Лаэтоли и Гарусси в Танзании. Афарские австралопитеки дали начало двум ветвям , наиболее прогрессивная эволюционировала в направлении рода Homo, другая в сторону увеличения массивности и приобретения специализированных признаков.

Африканские австралопитеки (3-1 млн л.). Приняли эволюционную эстафету у афарских австралопитеков. К данному виду относится первый австралопитек, найденный в 1924 г. Р. Дартом в пустыне Калахари. По внешнему виду выше и массивнее афарских - рост 1-1,3 м, вес 20-40 кг, объем мозга приравнивается к мозгу горилл, орудий не изготавливали. Известны в Эфиопии, Кении, Танзании.

Австралопитеки робустусы 11 (2,5-1 млн. л.). Впервые выявлены в пещерах Южной Африки. Десятки черепов, сотни зубов и костей скелета показывают, что робустусы были более массивны, чем африканские. Усиленное развитие жевательного аппарата связано с питанием жесткой растительной пищей. В эволюционном плане представляли собой тупиковую ветвь. Сходный с робустусом массивный австралопитек был найден Л. Лики в 1959 г. в Олдовайском ущелье в Танзании. Назван вначале «зинджантропом» 12 , позднее «бойсов», по имени спонсора раскопок Ч. Бойса.

Благодаря новым находкам к. 90-х гг. XX ст. известно до восьми видов австралопитеков. Древнейший вид – австралопитек анамский (anamensis, 4,4-4,2 млн. лет назад) обнаружен Мив Лики на берегу озера Туркана, предположительно предок «Люси».

Появлению древнейших людей - архантропов предшествовал период огромной длительности, в течение которого на земле обитали высокоразвитые двуногие приматы австралопитековые, которых относят к гоминидам по факту прямохождения. Выделяются наиболее прогрессивные грациальные формы, способные к дальнейшей эволюции - (афарский, африканский) и менее продвинутые, массивные формы (робустус, бойсов). Прогрессивные формы австралопитеков, возможно, пользовались орудиями древнейшей олдувайской галечной культуры типа чопперов , чоппингов. Обитали на территории нынешних Кении, Танзании, Эфиопии 4-1 млн. лет назад.
Тема: Формирующиеся люди
Вопросы:

1. Ранние Homo (Homo rudolfensis, Homo habilis, Homo erectus, Homo ergaster, Homo heidelbergensis).


Популяции первых представителей человеческого рода обитали на территории нынешних Кении, Танзании, Эфиопии, ЮАР. Homo habilis человек умелый презинджантроп »), 1,9 млн. лет. Обнаружен Л. Лики в Олдовайском ущелье в Танзании в 1961 г., объем мозга 650 куб. см, вес 45 кг. В 70-е годы у оз. Туркана (Рудольфа) – Homo rudolfensis , более прогрессивный и более древний – 2.3 млн.лет, объем мозга составлял 775 куб.см. Основные отличия древнейших Homo культурного характера. Предполагается, что они были творцами древнейшей олдувайской культуры, представленной чопперами и чоппингами.

Homo erectus – «человек прямоходящий » относится к древнейшим людям – архантропам. Они существовали в промежутке от 1,9 млн. л. до 200 тыс. л. Первая находка была открыта в 1891 г. на острове Ява в м. Триниль голландским врачом Евгением Дюбуа. Обнаружены зуб, черепная крышка, бедренная кость существа названного им «питекантропом» 13 . Современная датировка - 700 тыс. л. Впоследствии на Яве выявлены более древние формы (Моджокерто, Сангиран 1,7 млн. лет). В настоящее время рассматриваются как локальный вариант эволюции в данном регионе. Эта ветвь заглохла, дав начало «синантропу». Получила известность находка китайского синантропа 14 (1918 г.) из пещеры Чжоукоудянь (360 тыс.лет). Выявлены остатки более 40 особей в сопровождении каменных орудий , костей животных. Многометровая толща золы свидетельствует о возможном применении огня для обработки пищи, усилении общественных связей. Архантропы известны также в китайских провинциях Лантянь и Куванлинь (1 млн. л.).

Представления о древности и месте возникновения архантропов изменились. Наиболее древние находки выявлены в Африке. Находка Л. Лики черепа в Олдувае старше 1 млн. лет (1969). В 1975 г. в Кении, м. Кооби-Фора череп (№3733) древностью 1,5 млн. л. Замечательная находка 1984 г. Ричардом Лики в м. Нариокотоме (Кения) почти комплектного скелета и черепа подростка, датированного 1,6 млн. л., представляющая африканскую модификацию человека прямоходящего. Выделена в новый вид Homo ergaster человек трудящийся »), который первом начал заселять Евразию. Следы его пребывания выявлены в пещере Лонгупо (1,9 млн. л.) в Китае. Древнейшая находка гоминид за пределами Африки в м. Дманиси (Грузия) – 1,8 млн. лет. Морфологический тип «Homo ereсtus» характеризовался, наряду с увеличением размеров мозга и тела, еще многими архаическими признаками. Низкий черепной свод, скошенный лоб, значительная толщина стенок черепа, отсутствие подбородочного выступа. Объем мозга в среднем 880-1100 см 3 . Структура его усложнилась за счет развития участков связанных с функцией труда и речи, регулирующих положение тела, координацию движений. Рост 1,8 м., вес тела аналогичен современным людям. Положение затылочного отверстия, строение бедренной кости свидетельствуют о прямохождении. Выявлены региональные особенности у синантропов, отличающихся низкорослостью, большим объемом мозга в сравнении с яванскими питекантропами. В строении зубов просматриваются признаки монголоидности (лопатообразная форма резцов).

В ашельскую эпоху появилось первое орудие вполне определенной устойчивой формы - ручное рубило, многофункциональное по своему назначению. Известны также колуны (кливеры), ножи с обушком, острия, скребла, олдувайские чопперы и чоппинги. Один из вариантов ашельской обработки орудий - техника «леваллуа» - получение отщепов от дисководных нуклеусов.

Для загонной охоты использовали дубины и колья с каменными наконечниками.

Среди поселений имелись кратковременные охотничьи лагеря , мастерские по добыче кремня, долговременные базовые стоянки. В качестве жилищ использовались пещеры.

Большим достижением ашельского человека явилось использование природного огня при охоте, приготовлении пищи. Коллективы первобытных охотников состояли из 15-20 чел. Мужчин, 6-10 женщин, 15-20 детей.

Вид Homo heidel bergensis гейдельбергский человек ») выделен недавно, занимал промежуточное положение между Homo erectus и ископаемым человеком современного вида (800-200 тыс. л.). Для него характерно мозаичное сочетание неандертальских черт и признаков присущих человеку современного вида. Европейские находки известны в м. Штейнгейм, Сванскомб, Фонтешевад, Эрингсдорф и др. Гейдельбергский человек обычно ассоциируется с находкой 1907г. из д. Мауэр близ Гейдельберга (Германия) челюсти архаического вида, но с прогрессивной зубной системой (500 тыс.л.). Рассматривается как общий предок неандертальца и человека современного вида или как только неандертальца. С этим видом связано освоение Европы. Основные пути колонизации Европы из Африки проходили через Гибралтар, из Азии через Дарданеллы и Босфор. С продвижением в северном направлении связаны поселения в Араго, Терра-Амата (Франция, 450 тыс. л.), чешские поселения Пржезлетице, Странска Скала, Ветешселлеш (Венгрия), Бильцингслебен (Германия), Боксгроув (Англия). Огонь играл большую роль в освоении северных регионов. Наиболее интересные и обеспеченные археологическими материалами памятники, связанные с расселением гейдельбергского человека выявлены в последние годы в Южной и Центральной Европе. Известны жилища, на стоянке ашельского времени в гроте Лазаря, стоянке Терра-Амата во Франции. Следы пребывания человека выявлены в 90-е г. на севере Испании, холмах Атапуэрка – м. Гран-Долина(780 тыс.л.), в Италии близ Чепрано (800 тыс.л.). Испанские исследователи обозначили эти формы как Homo antesessor – «человек предшествующий », который мог быть предком неандертальца и современного человека, другие исследователи рассматривают эти находки как древнейшего гейдельбергского человека, связанного генетически с африканским эргастером от которого произошли только неандертальцы. На территории Африки череп близкий к гейдельбергскому типу обнаружен в м. Бодо (Эфиопия). Возможно первым искусственным захоронением человека была т.н. «Яма с костями» (Сима де лос Уэсос) на холмах Атапуэрка в Испании, где найдено множество костей молодых людей от 12 до 20 лет погибших по неизвестным причинам и сброшенных в яму (400-300 тыс.л.). Фактом, доказывающим гораздо более раннее присутствие древнейшего человека в Европе, является обнаруженные в 2008 г. в испанской пещере Сима дель Элефанте («Слоновая Яма») фрагменты челюсти женщины 30-40 летнего возраста, относящиеся к виду Homo antesessor. По ряду признаков челюсть напоминает гоминида из Дманиси. Находка показывает, что колонизация Западной Европы произошла из западных регионов Азии спустя короткий промежуток времени и осуществилась более быстрыми темпами, чем предполагалось. Новые находки углубляют наши представления об эволюции, культуре, поведении древнейших предков человека.

21. В отношении каких из нижеследующих нормативных актов Президент НЕ имеет права вето в Российской Федерации: А) Федеральные законы Б) Законы субъектов Федерации В) Постановления Правительства РФ Г) Конституционные законы 22. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ: А) не моложе 35 и не старше 65 лет, постоянно проживающий в РФ Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет В) не моложе 30 лет и являющийся гражданином РФ по рождению Г) обладающий активным избирательным правом 23. Сделки бывают: А) дозволенные и недозволенные Б) добровольные и обязательные В) односторонние и многосторонние Г) абстрактные и каузальные 24. Что из перечисленного не относится к недвижимым вещам: А) земельный участокВ) морское судно Б) автомобиль Г) самолет 25. Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение прибыли акционерного общества в виде дивидендов и дающая право голоса, называется: А) облигацией Б) эмиссией В) акцией Г) чеком 26. Моментом создания общества с ограниченной ответственностью является: А) день внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц Б) день подписания учредительного договора В) день оплаты уставного капитала Г) день предоставления документов в органы, осуществляющих регистрацию юридических лиц 27. По общему правилу в РФ возрастом наступления полной дееспособности является достижение: А) 16 лет Б) 18 лет В) 14 лет Г) 21 года 28. К способам обеспечения исполнения обязательств НЕ относятся: А) задаток Б) предоплата В) штрафная неустойка Г) аванс 29. Принципы исполнения обязательства по передаче права собственности на вещь: А) своевременности Б) полноты В) экономичности Г) все варианты верны 30. Недостойный наследник – это: А) родители лишенные родительских прав Б) дальние родственники В) лица, не указанные в завещании Г) правильного ответа нет 31. Завещания бывают: А) устные и письменные Б) нотариально заверенные и составленные в государственной регистрационной палате В) открытые и закрытые Г) возмездные и безвозмездные 32. Усыновление производится на основании: А) решения суда Б) решения органа ЗАГС В) постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором проживает ребенок Г) распоряжения органа местного самоуправления 33. Законный режим имущества супругов – это режим: А) совместной собственности Б) долевой собственности В) раздельной собственности Г) договорной собственности 34.С какого времени брачный договор вступает в силу? А) со дня вступления в брак Б) со дня регистрации брачного договора у нотариуса В) со дня заключения договора в ЗАГСе Г) со дня подписания брачного договора супругами 35. Родители (один из них) НЕ могут быть лишены родительских прав, если они: А) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов Б) злоупотребляют своими родительскими правами В) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией Г) в течение длительного времени не имеют достаточных средств для обеспечения ребенка на уровне прожиточного минимума 36. Обязывают ли Конституция и Семейный кодекс РФ детей содержать своих родителей: А) да, по достижении 16 лет, если они работают Б) нет В) да, по решению суда Г) да, по достижении совершеннолетия 37. Перечень работ, на которых запрещается применять труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливается: А) Трудовым кодексом РФ Б) Федеральным законом В) Указом Президента РФ Г) Постановлением Правител

Дополните

Дополните

Дополните

Дополните

Дополните

Установите последовательность периодизации детской изобразительной деятельности

1: стадия штрихов

2 :стадия бесформенных изображений

3: стадия схем

4: стадия правдоподобных изображений

5: стадия правильных изображений

24. Художник Васнецов В.М. написал следующее произведение:

R«Аленушка»

£ «Золотая осень»

£ «Февральская лазурь»

£ «Утро в сосновом бору»

£ «Грачи прилетели»

25.. Основной прием обучения дошкольников изобразительной деятельности - это...

£наблюдение

Rобследование

£рассматривание картин и книжных иллюстраций

£поощрение

Материал с примесью белил для рисования, красочный слой плотный, непрозрачный – это... (гуашь)

Красочный материал для живописи, основное свойство - прозрачность, мягкость слоя, - это... (акварель)

Размер образца воспитателя должен быть в … раза больше, чем детская работа. (три 3)

Руководство воспитателя самостоятельной художественной деятельностью детей должно быть... (косвенным)

30. Экология – это наука о

£ природе

£ охране окружающей среды

R взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

31. Моделирование является:

£ наглядным методом экологического образования;

£ словесным методом обучения;

R наглядно-практическим методом обучения.

32. К программам биоэкологической направленности относится:

R «Юный эколог» С.Н. Николаевой;

£ «Семицветик» С.Ашикова;

£ «Я – человек» С.А. Козловой

33. Наблюдение – это:

£ организованное воспитателем восприятие объектов и явлений природы;

R специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие объектов и явлений природы;

£ словесный метод экологического образования дошкольников.

34. К играм с правилами относятся:

R дидактические игры;

£сюжетно-ролевые игры;

£ игры-драматизации.

35. Экологическое образование дошкольников – это ……

£ целенаправленный процесс формирования у детей бережного и заботливого отношения к природе;

£ самоценная ступень системы непрерывного экологического образования;

R непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры;

36. Что такое «эксперимент» в экологическом образовании ?



£ наблюдение, проводимое в специально организованных условиях;

£ словесный метод экологического образования дошкольников;

R преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установленных связей между ними, причин их изменения.

37. К программам эстетико-культурной направленности относятся:

£ «Юный эколог» С.Н. Николаевой;

R «Семицветик» С. Ашикова;

£) «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой.

38. Моделирование – это:

R процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов;

£ словесный метод экологического образования детей;

£ специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие объектов и явлений природы.

39. Экологическая культура – это

£ система знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;

R сложное интегральное качество личности, заключающееся в согласованности между экологическими знаниями, поведением, выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе;

£ направление реформирования современной системы образования, непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных экологических знаний, умений, навыков, формирование экологического сознания.

Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является… (П.Ф. Лесгафт)

Ответ: 1-а ; 2-б ; 3-в .

42. Определите правильную последовательность (алгоритм) организации и проведения народных подвижных игр с дошкольниками

1) объяснение игры

2) сбор детей на игру

3) создание интереса к игре

4) раздача атрибутов

5) руководство ходом игры

6) подведение итогов игры.

2, 3, 1, 4, 5, 6.

43. Двигательная деятельность – деятельность, характерным компонентом которой является ….

R движение и направленность на физическое и двигательное развитие ребенка

£психическое и социальное здоровье человека

£ формирование двигательных умений и навыков

£ движение

£ эмоциональное состояние ребенка

микроскопию нативных образцов->не окрашенных препаратов;

окрашивают препарат одной краской->простые методы окраски;

окрашивают препарат несколькими красками->сложные методы окраски.

Выбрать один правильный ответ. Тинкториальные свойства бактерий это

отношение бактерий к окраске;

способность выделять токсины;

болезнетворность.


Соотнесите понятие и его значение. Какой цвет приобретают бактерии при окраске по Грамму

грамположительные->фиолетовый;

грамотрицательные->розовый.

Выбрать один правильный ответ. Посев бактерий это

внесение бактериальных клеток в среду для их культивирования;

нанесение взвеси бактериальных клеток на предметное стекло;

взятие материала для исследования из входных ворот инфекции;

приготовление окрашенного препарата;

заражение животных.

Выбрать один правильный ответ. Культура микроорганизмов - это

популяция микроорганизмов на питательной среде;

окрашенные микроорганизмы;

неокрашенные микроорганизмы;

погибшие микроорганизмы;

популяция микроорганизмов на слизистой оболочке человека.

Выбрать один правильный ответ. Чистая культура микроорганизмов

состоит из микроорганизмов одного вида;

не содержит примесей химических веществ;

состоит только из вирусов разного вида;

культура микроорганизмов, полученная при посеве со стерильного инструментария;

состоит только из бактерий разного вида.

Выбрать один правильный ответ. Культура микроорганизмов, состоящая из бактерий нескольких видов, называется

смешанной;

многовидовой;

мультибактериальной;

искусственной;

стерильной.

Выбрать один правильный ответ. Культуральные свойства бактерий – это

питательные потребности, условия роста и характер роста бактерий на бактериологических средах;

отношение бактерий к окраске;

способность выделять ферменты;

способность выделять токсины;

болезнетворность.

Выбрать один правильный ответ. Ферментативные (биохимические) свойства бактерий – это

питательные потребности, условия роста и характер роста бактерий на бактериологических средах;

отношение бактерий к окраске;

способность выделять ферменты и расщеплять субстраты;

способность выделять токсины;

болезнетворность.

Выбрать один правильный ответ. Биологическая проба в бактериологическом исследовании – это



заражение животных;

заражение людей;

введение бактерий в биологические жидкости;

определение биологического вида;

определение биологических потребностей бактерии.


Микрофлора человека и окружающей среды. Асептика.

Выбрать один правильный ответ. Микробная контаминация – это

попадание микроорганизмов на неживые объекты внешней среды;

попадание микроорганизмов в кровь человека;

инфицирование человека;

заражение животных;

попадание микроорганизмов в желудочно-кишечный тракт.

Выбрать один правильный ответ. Стерильный – это значит

свободный от посторонней микрофлоры;

свободный от живых микроорганизмов;

свободный от живых и погибших микроорганизмов;

контаминированный микроорганизмами;

контаминированный вирусами.

ротовая полость;

толстый кишечник;

просвет тонкого кишечника;

Выбрать один правильный ответ. Нормальная микрофлора организма человека

наносит вред здоровью;

полезна и необходима для человека;

не нужна человеку;

в организме человека нет микрофлоры;

смертельно опасна для человека.

Два правильных ответа. Выбрать стерильные органы

поджелудочная железа;

ротовая полость;

толстый кишечник;

просвет тонкого кишечника;

селезенка.

Два правильных ответа. Выбрать органы, которые не являются стерильными

верхние дыхательные пути;

ротовая полость;

Два правильных ответа. Выбрать органы, которые в норме являются стерильными

верхние дыхательные пути;

ротовая полость;

просвет тонкого кишечника.

Соотнесите понятия и термины. Акватория ЭГП Полуанклав Государственная территория. Часть водного пространства, принадлежащая государству, включая территориальные воды. Часть территории, удаленная от основной территории государства, окруженная территориями других государств, и имеющая выход в море. Позволяет оценить экономико-географическое положение страны на политической карте Часть территории, на которую распространяется власть государства.

Слайд 9 из презентации «Особенности ЭГП России» . Размер архива с презентацией 702 КБ.

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Электроэнергетика России» - Мутновская ГеоЭС. Тип ЭС. Факторы размещения. Районы с наибольшими запасами гидроэнергии. Информацию оформить в виде таблицы. Почему человечество ищет нетрадиционные источники энергии. Гидроэлектростанции. Дайте характеристику ТЭС, ГЭС и АЭС. Приливные электростанции. Топливно-энергетический комплекс. Геотермальные электростанции. Значение, роль и состав электроэнергетики России. Теплоэлектростанции.

«Северный морской путь» - Начало рационального использования. Освоение и значение Северного морского пути. Высокоширотный маршрут Северного морского пути. Особенности развития Северного морского пути. Северный морской путь. Исторический и сравнительный анализ научной литературы. Начало новой эпохи для морского флота СССР. Сокращение грузоперевозок. Ледовая разведка. Изменение ледокольного флота. Выход к Северному полюсу. Плавания грека Пифея из Мессалии.

«Омск» - Описание герба гласило: «В верхней части щита герб Тобольский. В Омске проживают представители 102 национальностей. Климат. Крупный транспортный узел. В Омске проживает 56,1 % всех жителей Омской области. Герб. Административный центр Омской области. Зарегистрированы 2 иудаистские общины. Национальный состав населения по всероссийской переписи 2010 года: Зарегистрировано 85 религиозных организации.

«Факторы размещения металлургии» - Факторы размещения предприятий чёрной металлургии. Выплавка первичного алюминия по заводам России. Лидирующие страны мира по выплавке кобальта. Задание. Лидирующие страны мира по выплавке никеля. Факторы размещения предприятий черной и цветной металлургии. Определение по картам главных факторов размещения. Факторы размещения предприятий цветной металлургии. Структура потребления алюминия в России.

«Тесты по населению России» - Буддизм. Миграции. Население России. Средняя плотность населения. Ростовская область. Республика Башкортостан. Коми. Республика Дагестан. Народ России. Превышение количества родившихся. Доля городского населения. Чита. Основная часть населения Сибири. Новосибирск. Скопление близко расположенных населенных пунктов.

«Comedie-Francaise» - Самые известные актрисы. Театр базируется на улице Ришелье. Станиславский. Мария Казарес. Жанна Самари. Сара Бернар. Мольеровский «Отель Генего». Жанна Сильвани Арну-Плесси. Драматург-сатирик Э.Бурдэ. Комеди Франсэз. Генеральная реформа театра. Жанна Моро. Актеры театра. Рокур. Мари Мадлен Гимар. Монополия на работу в Париже. Спектакль театра. Театр. Генеральный администратор.



Просмотров