Софья царевна: биография и годы правления. Великая княгиня московская софия палеолог и ее роль в истории

Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала

В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского. Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя - Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней. Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

София Палеолог (фото ее, конечно же, не найти, но портреты представлены в статье), согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична - племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона "Благодатное Небо" и изображение Михаила III

София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу (на фото ниже). Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника

После того как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола. К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы - вновь забеременела София Палеолог.

Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой Софья

Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе. Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя. А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III. В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей приемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Как пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом. Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля, свержение татарского ига

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность. Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы - "нестроения великие" (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда "наговорил" на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет и бежать вместе со своей супругой.

"Дума" и изменение обращения с подчиненными

Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге "подарок": Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную "думу" и устраивать на своей половине "дипломатические приемы". Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось.

София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Борьба за престол

Ее обвинили и в нарушении престолонаследия. Недруги в 1497 году наговорили князю, что София Палеолог замыслила отравить его внука для того, чтобы посадить собственного сына на престол, что ее тайно навещают готовящие ядовитое зелье ворожеи, что в этом заговоре участвует и сам Василий. Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. Он велел утопить в Москве-реке ворожей, арестовал Василия, а супругу удалил от себя, казнив демонстративно нескольких членов "думы" Палеолог. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола.

Однако у Софьи в крови была способность к придворным интригам. Она обвинила Елену Волошанку в приверженности ереси и смогла добиться ее падения. Великий князь наложил опалу на внука и невестку и нарек Василия в 1500 году законным наследником престола.

Софья Палеолог: роль в истории

Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны. Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.


Краткая форма имени Софья. Соня, Софьюшка, Софа, Сона, Сонечка, Сонюша, Софиянка, Софка, Сока, Сойя, Фике, Фи, Фия, Фип, Софитье, Софула, Фула, Софица, Фифи, Фика.
Синонимы имени Софья. София, Зофия, Софи, Зофи, Жофия, Суфия, Зофья, Суфие, Сохви, Софико.
Происхождение имени Софья. Имя Софья русское, православное, католическое, греческое.

Имя Софья (стар.София) в переводе с древнегреческого языка означает «мудрость», «премудрость», «мудрая». Существует вариант перевода «разумность», «наука».

На Русь имя Софья пришло вместе с принятием православия. Изначально употреблялось лишь в аристократических кругах. Так звали единственную дочь 2-го московского князя Юрия Даниловича (родилась между 1297–1316 годами), жену Великого князя Московского и Владимирского Василия I, жену Ивана III – Софью Палеолог. В дальнейшем это имя носили царевна Софья Алексеевна и две императрицы конца XVIII века, при крещении получившие иные имена, – Екатерина II и жена её сына Мария Фёдоровна (носили имена, соответственно, София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза).

Имя Софья использовалось преимущественно в дворянской среде. В XVIII–XIX веках это имя было пятым по счету в рейтинге имён фрейлин российского аристократического двора после имён Екатерина, Анна, Мария и Елизавета. К концу XIX века имя стало 20-м по популярности и употреблялось уже не только среди дворян, а также и в других сословиях. В советский период это имя было одним из самых непопулярных, вернулось оно в обиход лишь к началу 21 века. В 2008 году по данным ЗАГСов Москвы имя Софья стало 9-м в списке самых распространённых имён для новорождённых девочек, а в 2011 году стало самым популярным в Москве. В Хабаровском крае в 2009 году имя оказалось на 5-м месте по популярности.

На Украине в 2009 – 2010 годах и в Великобритании в 2010 году имя Софья заняло вторую позицию по популярности, а в Ирландии в 2010 году – первое место.

В христианстве София считается матерью трёх дочерей – Веры, Надежды и Любви, имена которых являют собой три основные добродетели христианина. Вера , Надежда , Любовь и мать их София – святые мученицы, казнённые в Риме во II веке н.э. Имена сестёр в православии переводились буквально, а имя их матери заимствовалось из греческого языка. В некоторых ранних переводах церковных книг с греческого языка на церковнославянский имя София переводилось как Премудрость. Но буквальный перевод имени София, в отличие от имён её дочерей, не прижился в народе, а трансформировался в более лёгкое произношение – Софья.

Уменьшительно-ласкательное обращение Соня стало самостоятельным именем.

Не нужно путать европейское имя София (Софья, Софи) с мусульманским именем Сафия , имеющего вариации произношения – Сафият, Сапият.

С юных лет Софья проявляет себя как активная и восприимчивая девочка. Она с удовольствием общается с другими людьми. У неё богатый внутренний мир. В то же время усвоение новых знаний Софье не всегда даётся просто. В семье её очень любят родители. Она очень подвижна. Обладательница этого имени с лёгкостью решает любые вопросы. С возрастом Софья становится всё более заметной и привлекательной, что притягивает противоположенный пол.

В жизни Софья стремится всё успеть и познать. Ей всегда хочется быть в центре внимания. В кругу друзей она откровенна, любит разговаривать по душам, умеет выслушать собеседника и при необходимости дать совет. В то же время девушка бывает безынициативной и даже слабовольной. В жизни у Софьи не раз может возникнуть необходимость подстраиваться под окружающих, а, следовательно, и меняться.

Софья всегда знает к чему стремиться, пытается воплотить задуманное в реальность. Ей будет сопутствовать везение и обязательно всё получится. Софье нужно научиться доверять другим людям. Она умеет искренне сочувствовать.

В отношениях с друзьями Софье очень важно, чтобы её умели выслушать. Она сама всегда готова помочь, рассудить любой спор. При необходимости она может резко ответить, зная, что обидит человека своими словами. Софья любит общаться с другими людьми, разговаривая об их проблемах. Благодаря этим качествам к ней всегда тянутся люди. Она быстро находит собеседников даже в малознакомой компании. Девушка редко прислушивается к чужим советам. Она основывается на собственной интуиции и логике. Эта девушка умна и умеет всё делать самостоятельно.

По своим нравственным качествам Софья способна на героические поступки. С годами она начинает видеть в людях их слабости. В то же время в ней проявляется уверенность и твёрдость. Она долго может расстраиваться из-за своих ошибок. Чужие проблемы Софья всегда решает с лёгкостью. Старается не вступать в конфликты.

В личной жизни девушка темпераментна. От своего мужчины Софья всегда ждёт полной отдачи. От партнёра хочет слышать как можно чаще признания в любви. Для счастья Софье необходимо давать возможность проявлять себя с женской стороны во всех смыслах этого слова. В личной жизни ей необходимо чувствовать любовь. Выйдя замуж, она проводит много времени в заботах по дому. В этом, несомненно, девушке помогает её врождённое трудолюбие. Нередко в Софье просыпается решительность, которая очень помогает ей по жизни. В семье она не любит быть лидером, хотя имеет для этого все необходимые качества. Мужчина чувствует в своей избраннице что-то особенное. Муж и дети для неё всегда на первом месте.

Софья любит приглашать гостей. Она прекрасно готовит и радует всех своими кулинарными шедеврами.

Обладательница имени достаточно общительна. Это её качество поможет ей реализоваться в работе. Софье прекрасно подойдёт профессия, которая будет связана с регулярными командировками. Она может стать прекрасным журналистом. Коллеги ценят в ней добросовестность. Софья достаточно быстро продвигается по карьерной лестнице. Она никогда не рассчитывает на чью-либо помощь и старается достичь всего самостоятельно.

Именины Софии

Софья празднует именины 28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Имя София уверенно удерживается в числе наиболее популярных женских имён в Европе уже на протяжении ста лет. Однако мало кто знает, что у этого прекрасного женского имени существует парное мужское. Оно настолько редкое и неизвестное, что употребляется лишь в некоторых странах и совсем не на слуху у большинства европейцев.

Оказывается, на севере Европы, в Дании, Швеции и Норвегии используется имя Софус, которое считают мужским вариантом имени София. В других странах данное имя и не встретишь, тем более как парный вариант к имени София. Возможно, по той причине, что имя Софус не присутствует в католическом календаре (аналоге православных святцев у католиков).

Известные люди с именем Софья

  • Софья Ковалевская ((1850 - 1891) урождённая - Корвин-Круковская; русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики (получившая ранее это звание Мария Аньези никогда не преподавала). Автор повести «Нигилистка» (1884).)
  • Софья Романова ((1657 - 1704) царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682-1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване)
  • Мученица София (самая почитаемая из прочих святых обладательниц этого имени; мать Веры, Надежды и Любови)
  • Донья София Греческая и Датская ((род.1938) полное имя - София Маргарита Виктория Федерика Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург; испанская королева, супруга короля Испании Хуана Карлоса I)
  • София Палеолог, Зоя Палеологиня ((ок.1455 - 1503) великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов.)
  • София Лорен ((род.1934) настоящее имя - София Виллани Шиколоне; итальянская актриса и певица. Обладательница почётных премий всех основных кинофестивалей - Каннского (1961), Венецианского (1958, 1998), Московского (1965, 1997), Берлинского (1994). Лауреат пяти премий «Золотой глобус» (в специальной номинации «любимица мировой публики»). Первая лауреатка премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке (1961). Обладатель почётного «Оскара» (1991) с формулировкой «за карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу».)
  • София Ротару ((род.1947) полное имя - София Евдокименко-Ротару; советская, украинская эстрадная певица (контральто), актриса. Народная артистка СССР (1988) Народная артистка Украинской и Молдавской ССР. Герой Украины (2002). Репертуар Ротару насчитывает более 500 песен на русском, украинском, молдавском, румынском, болгарском, сербском, польском, немецком, итальянском, испанском и английском языках.)
  • София (Софиа) Коппола ((род.1971) американская актриса, кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер)
  • София Губайдулина ((род.1931) российский композитор, автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов)
  • Софья Закревская ((1796/1797 - не ранее 1865) русская писательница)
  • Софья Перовская ((1853 - 1881) одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II)
  • Софья Ростопчина ((1799 - 1874) в браке - графиня де Сегюр; французская детская писательница русского происхождения)
  • Софья Блювштейн ((1846 - 1902) в девичестве - Соломониак); легендарная российская преступница-авантюристка еврейского происхождения, известная под прозвищем «Сонька Золотая Ручка»)
  • Софья Гиацинтова ((1895 - 1982) советская актриса и театральный режиссёр. Народная артистка СССР (1955). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).)
  • Софья Хвощинская ((1828 – 1865) псевдоним Иван Весеньев; писательница-романистка, переводчица, публиковалась в «Отечественных записках»)
  • Софья Закликовская ((1889 - 1975) русский советский живописец, график и прикладник, член Ленинградского Союза художников)
  • Софья Очигава ((род.1987) российская боксёрша, выступающая в категории до 60 кг. Двукратная чемпионка Европы, трёхкратная чемпионка мира. Заслуженный мастер спорта России.)
  • Софья Полоцкая, София Владимировна ((ок.1140 - 1198) княжна минская, королева датская. София вышла замуж (23 октября 1157 года) за датского короля Вальдемара I; запись о браке содержит летопись XII века «Славянская хроника» Арнольда из Любека и Саксона Грамматика. София принимала активное участие в тогдашней общественной жизни Дании. Русскими летописями не упоминается - известна только из западных источников: сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзора саг о датских канунгах», свода саг «Красивая кожа», датских анналов. Некоторые скандинавские источники дают её имя искажённым - Суфия, Сифия. Происхождение княжны было дискуссионным в историографии: традиционно считается, что София - дочь Володаря Глебовича и Рыксы, дочери Болеслава Кривоуста, также предполагали, что София - дочь Владимира Всеволодовича, но в этом случае нужно допустить, что Вальдемар имел брак с племянницей.)
  • София Тайх ((род.1983) настоящее имя - Анна Баева; российская певица, солистка российской женской популярной группы «Лицей»)
  • Софья Шпунт (советский химик. Лауреат Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы третьей степени (1941) за разработку метода получения сульфата аммония и соды из мирабилита (совместно с другими учеными).)
  • Софья Гинсбург ((1863 - 1891) русская революционерка – народница)
  • Софья Маргарита Кнорринг ((1797 - 1848) шведская романистка, дочь шведского гофмаршала Целова, жена полковника Себастьяна фон Кнорринга. В 1834 анонимно опубликовала «Kusinerna», роман, произведший сенсацию. За ним последовали: «Vännerna» (1835), «Axel» (1836) и многие др. Принадлежа сама к высшему обществу, она чаще всего изображала его быт, легко и жизненно, с тонким даром наблюдательности, умея, однако, схватывать и характерные особенности народной жизни.)
  • Софья Певцова ((1768 – 1857) урождённая – Модерах; дочь пермского генерал-губернатора Карла Фёдоровича Модераха и жена Аггея Степановича Певцова, шефа Екатеринбургского мушкетёрского полка. Считалась одной из наиболее просвещённых женщин своего времени. С 1826 по 1852 год Софья Карловна возглавляла Московское училище ордена св. Екатерины.)
  • Софья Нартова-Бочавер ((род.1961) российский психолог. Автор более 160 публикаций, в том числе книг по детской и семейной психологии, а также дифференциальной психологии.)
  • Софья Вишневецкая ((1899 – 1962) советская театральная художница и сценарист, лауреат Сталинской премии второй степени (1951))
  • Софья Богатырева ((род.1932) урождённая - Бернштейн; историк литературы, публикатор, мемуарист)
  • София Нижарадзе ((род.1986) грузинская певица, актриса, автор песен. Исполнила роль Джульетты в российской версии французского мюзикла «Roméo & Juliette» (2004-2006, Москва, Театр оперетты). В 2005 году представляла Россию на конкурсе исполнителей поп-музыки «Новая волна». В мае 2010 года представляла Грузию на 55-м конкурсе «Евровидение» в Норвегии.)
  • София Глявоне ((1760 – 1822) в первом браке - Витт, во втором браке - Потоцкая, также известная как София де Челиче; константинопольская куртизанка греческого происхождения, по одной из легенд была наложницей султана, сожительница многих знаменитостей, шпионка и авантюристка, сумела стать польской аристократкой (титулованная графиня). Завсегдатайка европейских аристократических салонов, одна из самых колоритных фигур в истории Польши, почитаемая современниками, как женщина исключительной красоты и обаяния, прозванная современниками «прекрасная фанариотка» или «прекрасная гречанка». Известна также блестящим интеллектом, хитростью, отсутствием угрызений совести и многочисленными романами, а также основанием парка Софиевка.)
  • Софья (Сюльтане) Майкапар ((1883 - 1956) профессиональная певица, успешно гастролировавшая в начале XX века в России и за рубежом под псевдонимом Нина Ормели. Софья Майкапар стала первой женщиной в России, совершившей полёт на самолёте (аэроплане) в качестве пассажира. В начале XX века это явилось сенсацией.)
  • Праведная София Юрьевна, княгиня Слуцкая, княгиня Радзивилл ((1585 – 1612) последняя княгиня города Слуцка, святая, чтимая белорусской православной церковью)
  • София Юлиана Фридерика фон Денгоф ((1768 – 1834/1838) графиня из род Денгоф, морганатическая супруга короля Пруссии Фридриха Вильгельма II)
  • София Стеценко ((род.2003) украинская актриса кино и дубляжа)
  • Мария София фон Ларош ((1730 – 1807) урожденная - Гутерман фон Гутерсхофен; немецкая писательница эпохи Просвещения, писавшая сентиментальные романы. Хозяйка литературного салона.)
  • София Кузева-Чернева ((род.1967) болгарская актриса, известная русскоязычному зрителю по роли Кати в фильме «Искусство жить в Одессе»)
  • София Бекатору ((род.1977) греческая спортсменка, олимпийская чемпионка по парусному спорту 2004 года (в паре с Эмилией Цулфой) и бронзовый призер 2008 года)
  • SOPHIA, София (японская певица греческого происхождения, известная, прежде всего, участием в японской мело-дэт группе «Blood Stain Child». Помимо музыкальной карьеры, София является профессиональным переводчиком и моделью.)
  • Софья (Сонька) Гольшанская ((ок.1405 - 1461) княжна из рода Гольшанских, королева польская, с 1422 года четвёртая и последняя жена короля польского Владислава II Ягайло. Выступила инициатором первого перевода Библии на польский язык, известного как Библия королевы Софьи.)
  • София Мак-Дугалл ((род.1981) английский писатель, драматург и поэт, автор трилогии в жанре альтерантивной истории. Автор представляет мир, в котором Римская империя не пала в 476 году нашей эры, а сумела выжить и сохранилась до наших времен.)
  • София Маргарита Вергара ((род.1972) колумбийская актриса, модель, телеведущая)
  • София Бутелла ((роод.1982) алжирская танцовщица, лицо фирмы «Nike»)
  • София Вембо ((1910 – 1978) настоящее имя - Эфи Бембо; греческая певица и актриса, наиболее известная во время итало-греческой войны (1940 - 1941 гг.) исполнением патриотических песен, а впоследствии получила народное признание как «певица Победы»)
  • Софья Аржаковская (Щетинина) ((род.1987) российская артистка балета, американская актриса кино. Обладательница титула «Миссис мира 2006».)
  • Графиня София-Мария-Йозефина-Альбина Хотек фон Хотков унд Вогнин ((1868 - 1914) с 1907 года - титул светлейшей герцогини Гогенберг; морганатическая жена австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, убитая вместе с ним в Сараево накануне Первой мировой войны)
  • София Парнок ((1885 - 1933) русская поэтесса, переводчица)
  • София Селивёрстова ((1871 - 1938) святая Русской православной церкви, преподобномученица)
  • София Рудьева ((род.1990) российская модель, победительница конкурса «Мисс Россия» в 2009 году. Получила скандальную известность в связи с публикацией эротической фотосессии перед конкурсом «Мисс Вселенная».)
  • Софи Соломон ((род.1978) британская скрипачка, композитор и вокалист)
  • Софи Фергюсон ((род.1986) австралийская теннисистка. Победительница 9 турниров ITF.)
  • Софи Оконедо ((род.1969) британская актриса, номинантка на премию «Оскар»)
  • Софи, графиня Уэссекская, Дама Великого Креста ((род.1965) в девичестве - Рис-Джонс; супруга принца Эдварда, графа Уэссекского, младшего сына Елизаветы II и принца Филиппа, герцога Эдинбургского. Вышла замуж в 1999 году. До 2002 года работала в сфере связи с общественностью, в настоящее время поддерживает мужа в королевских делах. Как член королевской семьи имеет собственный герб, объединённый с гербом мужа.)
  • Софи Даниэль Сильвия Марсо ((род.1966) фамилия при рождении – Мопю; французская киноактриса)
  • София Магдалена Шолль ((1921 - 1943) активистка Сопротивления нацистскому режиму в Германии. Вместе со своим старшим братом Гансом Шоллем и несколькими другими студентами Мюнхенского университета она создала группу «Белая роза», участники которой проводили мирные антинацистские акции (такие, как разбрасывание листовок). Софи и Ганс Шолль были арестованы по обвинению в государственной измене и казнены на гильотине. Примерно с 1970-х годов в Германии начался рост интереса к судьбе Софи и Ганса Шолль, сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму.)
  • София де Кондорсе ((1764 - 1822) более известная как мадам де Кондорсе, была выдающейся хозяйкой светских салонов с 1789 г. до времени установления террора, и снова с 1799 г. до своей смерти. Она была супругой, а позже вдовой математика и философа Никол де Кондорс, который умер во время террора. Несмотря на смерть супруга и ссылку родного брата маршала маркиза де Груши в период 1815-1821 гг., она сохраняла свою неповторимость, обладала влиятельными связями перед Французской Революцией, во время и после её. Как хозяйка светских салонов мадам де Кондорсе была популярна за своё доброе сердце, красоту и безразличие к классовому и социальному происхождению людей. Её салоны всегда включали других женщин, среди которых Олимпия де Гуж. Де Кондорсе была по праву также писательницей и переводчицей, высокообразованной для своего времени, с беглым знанием английского и итальянского языков. Она автор влиятельных переводов таких ученых, как Томас Пейн и Адам Смит.)
  • Софи Кармен Экхардт-Граматте ((1899 – 1974) урождённая - Софья Фридман-Кочевская, в 1922-1929 гг. использовала имя Соня Фридман-Граматте, в 1929-1936 гг. Соня Граматте; австрийско-канадский композитор)
  • Софи Уорд (английская актриса, дочь актёра Саймона Уорда («Молодой Уинстон», «Вокруг света за 80 дней» и т.д.))
  • Софи Калль ((род.1953) французская художница, писатель и фотограф, также занималась режиссёрской деятельностью. Работа Калле отличается использованием сугубо личных переживаний человека.)
  • Мадлен Софи Арну ((1740 - 1802) французская актриса и певица, считавшаяся лучшим сопрано своего времени. В пятилетнем возрасте впервые выступила перед королевой и маркизой де Помпадур. В 1757 году дебютировала как оперная певица и выступала на сцене до 1778 г. Арну пользовалась значительным успехом как в операх французского репертуара (Люлли, Рамо, Монсиньи), так и в заглавной партии «Ифигении в Авлиде» Глюка (1774). По окончании сценической карьеры Арну осталась на авансцене парижской культурной жизни в роли хозяйки салона. Салон Софи Арну был открыт дважды в неделю, причём один из этих дней, четверг, был предназначен только для женщин. Остроумие и интеллект певицы сделали её салон излюбленным местом встречи виднейших французских интеллектуалов - Вольтера, Дидро, Лагарпа и в особенности Бомарше, с которым Арну находилась в приятельских отношениях. Арну принадлежит или приписывается ряд изящных афоризмов и bon mots. Среди афоризмов Арну: «Женщины отдаются богу, когда дьявол уже не желает иметь с ними дела». Жизни Софи Арну посвящены написанные от её лица писателем Ламот-Лангоном мемуары-мистификация (1837), документальная книга Эдмона де Гонкура (1893), опера Габриэля Пьерне (1927).)
  • Зофья Вильчиньская (польская актриса театра и кино)
  • Зофия (София) Венцкович-Лигети ((1901 – ок.1950/1959) российская революционерка польского происхождения, комиссар венгерского интернационального отряда, затем журналист и общественный деятель)
  • Суфия Курбангалеева (Сафиуллина) (башкирская артистка, преподаватель высшей школы. Служит в Башкирском академическом театра драмы имени Мажита Гафури. Народный артист Республики Башкортостан, заслуженный артист РФ и РБ.)

Царевна Софья Алексеевна

Софья Алексеевна — старшая дочь царя Алексея Фёдоровича Романова и Марии Ильиничны Милославской. Правила Московским государством с 1682 по 1689 годы. Носила титул «великая государня, благоверная царица и великая княгиня»

«царевна Софья, ученица Симеона Полоцкого, личность умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило ее умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, стремление искать ответы на эти вопросы вне терема» (С. Ф. Платонов «Полный курс русской истории»)

Краткая биография царевны Софьи

  • 1657, 17 сентября — рождение
  • 1666, 27 августа — у Софьи родился брат Иван, будущий царь Иван V
  • 1669, 3 марта — смерть матери Марии Ильиничны Милославской
  • 1671, 22 января — отец Софьи царь Алексей Михалович вторично женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной
  • 1672, 30 мая — родился сын А. М. Романова и Н. К. Нарышкиной Пётр, будущий император Пётр Первый
  • 1682, 27 апреля — смерть брата Софьи, царя Фёдора Алексеевича
  • 1682, 29 мая — Софьи стала правительницей Московии, регеншей при малолетних царях Иване (14 лет) и Петре (10 лет)
  • 1689, сентябрь — Софья отстранена от власти Петром
  • 1689, осень — Софья отправлена в ссылку в подмосковный Новодевичий монастырь, но в монахини не пострижена
  • 1697, март — заговор против Петра Первого бояр Соковнина, Пушкина, стрелецкого полковника Цыклера, который назвал Софью, соучастницей
  • 1698, март-июнь — стрелецкий бунт в пользу Софьи (с подавлением бунта стрельцов пытали и под пытками ими было показано участие Софьи)
  • 1698, 21 октября — Софья насильно пострижена в монахини
  • 1704, 3 июля — смерть Софьи в Новодевичьем монастыре

Воцарение Софьи Алексеевны

Царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив наследников. По неписанным правилам продолжателями династии должны были стать братья Фёдора и Софьи Иван, сын Марии Ильиничны Милославской или Пётр, сын Натальи Кирилловны Нарышкиной. За Ивана стояли приверженцы и родственники семьи Милославских, в том числе Софья. За Петра — родственники и приверженцы семьи Нарышкиных, в том числе патриарх Иоаким. В закулисной борьбе сначала первенствовали Нарышкины. и патриарх и Боярская дума провозгласили царем Петра под опекой его матери Н. К. Нарышкиной. Милославские не смирились с поражением и с помощью стрельцов (бунт 15-17 мая 1682 года, вошедший в историю под название Хованщина) 26 мая заставили Боярскую думу провозгласить первым царем Ивана V, вторым Петра I с тем, чтобы правление поручено было, по молодости царей, Софье Алексеевне

Правление царевны Софьи Алексеевны

«главными деятелями правления Софьи были князь В. В. Голицын и думный дьяк Шакловитый. Первый был начальником Посольского приказа, главным правительственным деятелем во внешних сношениях Москвы и во внутреннем управлении. Второй был начальником стрелецкого войска и главным стражем интересов Софьи»

  • 1682, 5 июля — в Грановитой палате Кремля религиозный диспут между представителями действующей доктрины и раскольниками

«Диспут вызвал уличные беспорядки, на самом диспуте спорили долго и … не пришли ни к какому результату. Тем не менее раскольники провозгласили победу. Масса московского населения, с напряженным вниманием ожидавшая исхода диспута, была введена в немалый соблазн рядом скандалов и отсутствием твердой власти, не смогшей поддержать порядка, и неизвестностью – где же церковная истина? Правительство же было смущено тем, что в этот день ясно увидело, как ненадежно стрелецкое войско; стрельцы оскорбляли Софью, когда она вмешивалась в диспут, поддерживали раскольников и слушались обожаемого ими Хованского гораздо более, чем повиновались правительству.

После диспута у Софьи стало две заботы: лишить раскольников стрелецкой поддержки и обуздать Хованского, который мог злоупотреблять привязанностью стрельцов. Первого Софья скоро достигла. Увещаниями и подачками она склонила стрельцов отстать от расколоучителей. Одного из них казнила (Никиту Пустосвята), других сослала. Не так легко было свести счеты с Хованским. Прямо сместить Хованского Софья боялась, потому что это могло раздражать стрельцов и повести к новым беспорядкам. Терпеть же его во главе военной силы казалось невозможным, Хованский вел себя дурно: льстил стрельцам, уронил дисциплину; ходили слухи, что грозил устранить Милославских от власти, …завладеть царством для себя и для сына»

  • 1682, 20 августа — Царская семья от греха покинула Москву и поселилась селе Воздвиженском. Туда был вызван Хованский
  • 1682, 17 сентября — решение Боярской думы Хованский и его сын казнены

«Суд, приговор и казнь последовали в один и тот же день, внезапно, неожиданно. Очевидно, Софья боялась помехи со стороны стрельцов; боясь их волнения, она 17-го же сентября известила их грамотой, что Хованские казнены, и прибавляла, что на самих стрельцах царского гнева нет. Но стрельцы не поверили. Они думали, что за Хованским наказание постигнет и их. Поэтому они подняли бунт; по слухам, ожидая нападения на Москву царских войск, они привели город в осадное положение и приготовились к вооруженной защите.

Это заставило правительство удалиться в Троицкую Лавру (бывшую первоклассной крепостью того времени) и собирать дворянское ополчение из городов. Военные приготовления правительства показали стрельцам их собственную слабость, невозможность сопротивления и необходимость покориться. Через посредство оставшегося в Москве патриарха просят они прощения у Софьи. Софья дает им прощение с одним условием: стрельцы вполне должны повиноваться начальству и не мешаться не в свое дела»

  • 1682, 8 октября — окончание стрелецкого бунта
  • 1682-1687 — возобновление и окончание строительства Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку
  • 1684, май — на встрече с послами Ватикана Софья «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха и приверженцев старины и истинной веры
  • 1684, лето — подписан Московский протокол о дополнении и исправлении Кардисского мира со Швецией
  • 1684, 10 августа — Договор о посольском церемониале с Данией
  • 1685, 7 апреля — приняты так называемые «Двенадцать статей» - закон Московского государства, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев, начиная смертной казнью сожжением живьём, заканчивая заточением в монастыри, битьём батогами, лишением имущества
  • 1686, 6 мая — «Вечный мир» с Польшей

«польский король Ян Собесский согласился на вечный мир, по которому навеки уступил Москве все, что она завоевала у Польши в XVII в. (важнее всего Киев). Этот мир 1686 г. была очень крупной дипломатической победой, которой Москва обязана была В. В. Голицыну. Но по этому миру Москва должна была начать войну с Турцией и Крымом, ей подчиненным»

  • 1687, февраль-июнь — неудачный поход московских войск под водительством Голицына против Крыма
  • 1687, сентябрь — в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия — первое в России высшее учебное заведение
  • 1689, февраль-май — второй неудачный поход Голицына против Крыма

«Неудача второго Крымского похода 1689 г, возбудила общее недовольство и дала удобный повод к действиям против Софьи повзрослевшего Петра. Летом 1689 года он начал показывать Софье свою власть. В июле запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья, напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр не задумался арестовать на время стрелецкого начальника Шакловитого…. Отношения к началу августа 1689 года стали до того натянуты, что все ждали открытого разрыва… Он произошел 7 августа.

Вечером Софья собрала в Кремле значительную вооруженную силу. Говорят, что ее напугал слух о том, что в ночь с 7 на 8 августа Петр с потешными явится в Москву и лишит Софью власти. Стрельцов, призванных в Кремль, волновали в пользу Софьи и против Петра несколько преданных правительнице лиц. Видя военные приготовления в Кремле, приверженцы царя дали ему знать об опасности. Но они преувеличили опасность и сообщили Петру, что на него с матерью стрельцы «идут бунтом» и замышляют на них смертное «убийство». Петр прямо с постели бросился на лошадь и с тремя провожатыми ускакал из Преображенского в Троицкую Лавру.

В следующие дни, начиная с 8 августа, в Лавру съехались все Нарышкины, все бывшие на стороне Петра знатные и чиновные лица; явилась и вооруженная сила – потешные и Сухарев стрелецкий полк. С отъездом Петра и его двора в Лавру настал открытый разрыв. Из Лавры Петр и руководящие им лица потребовали от Софьи отчета в вооружениях 7 августа и присылки депутаций от всех стрелецких полков. Не отпустив стрельцов, Софья отправила к Петру патриарха Иоакима как посредника для перемирия. Но преданный Петру патриарх не вернулся в Москву. Петр вторично потребовал представителей от стрельцов и от тяглых людей Москвы. На этот раз они явились в Лавру наперекор желаниям Софьи. Видя, что сопротивляться Петру невозможно, что в стрельцах нет поддержки, Софья сама едет к Троице мириться с Петром.

Но ее возвращают с дороги именем Петра и угрозой, если она приедет к Троице, обойтись с нею «нечестно». Возвратясь в Москву, Софья пробует поднять стрельцов и народ на Петра, но терпит неудачу. Стрельцы сами заставляют Софью выдать Петру Шакловитого, который был казнен 11 сентября. После выдачи Шакловитого добровольно явился в Лавру и В. Голицын, ему от Петра была объявлена ссылка в Каргополь (позднее в Пинегу) за самоуправство в управлении и за нерадение в Крымском походе»

По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева" - как выразился о ней один из ее врагов. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. При Петре и в первое время после смерти Петра к личности Софья относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.
Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г.Ф.Миллер; Н.М.Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о Софья с негодованием, называя ее русской Пульхерией. И.Е.Забелин видит в Софья воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для С.М.Соловьева София - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе". Подобным же образом многое в деятельности Софьи объясняет и Костомаров. Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны Софья Алексеевны", старается обелить Софью. По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну Софью. Брикнер считает Софью властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 году агитировала против Петра. Прежние обвинения Софьи во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений Софьи". Белов, не оправдывая Софью, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Профессор Е.Ф.Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, Софья вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "Софья домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь Софья приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если Софья очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться".

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА Романова (1657-1704) - правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Встреча Алексея Михайловича и Марии Милославской

Алексей Михайлович Романов (Тишайший)

Мария Ильинична Милославская

Порой случается, что сильным, оригинальным личностям не ве-зет со временем или обстоятельствами рождения. Царевна Софья могла бы стать великой правительницей, могла бы прославиться на весь мир, подобно Екатерине II, но судьба сыграла с ней злую шут-ку — она опоздала появиться на свет, а история уже начинала благо-волить ее противникам и стремительно вела к власти великого рефор-матора — Петра I. Софья оказалась обреченной.

С самого детства ее судьба, казалось, дразнила, манила иллюзи-ями, подталкивала к решительным поступкам и в конечном счете обманывала. Софья рано лишилась матери. Среди своих восьми сестер и четырех братьев она оказалась самой смышленой, а главное — самой здоровой. К несчастью, царица Мария Ильинична была плодовита, но дети, особенно мальчики, рождались болезненными — и умом сла-бые, и боязливые, и хилые. Но отец Алексей Михайлович без радости замечал, как резво опережает в развитии маленькая Софья будущего царя. И почему Бог не дал ума наследнику? Кому же передавать трон?

Софья Алексеевна родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396-453), добившейся власти при больном брате Феодосии II.

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович (Симеон Полоцкий)

Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича.

Софья Алексеевна Романова

Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I).

После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676-1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях.

Фёдор Алексеевич Романов

Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками.

Иван V Алексеевич

Воспользовавшись восстанием стрельцов 15-17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев - Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана.

Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 - «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским - Ф.Л. Шакловитый и особенно кн. В.В. Голицын - умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И. Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны.

Василий Васильевич Голицын

Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру.

Иван Андреевич Хованский Тараруй

Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга.

Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят, потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья - неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры - «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С. Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным.

Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» - золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом.

И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен).

16 сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве - правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е. Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С. Полоцкого - Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу - под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695-1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И. Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис

Последний всплеск стрелецких волнений Россия пережила вес-ной 1698 года. Софья ждала этих выступлений и, хотя не принимала активного участия, надеялась, что ненавистный Петр не сможет удер-жаться у власти, что разочарованные и просветленные соотечествен-ники падут у ее ног, призывая на трон. Однако и последнее восстание закончилось кровавыми расправами. А Софья не была забыта: перед ее кельями царь повелел повесить 195 человек, из которых трем, висевшим перед самими ее окнами, вложены были в руки показания о письмах, которые писала царица, подстрекая к бунту. И долго, целых пять месяцев, имела возможность царица любоваться на истле-вающие человеческие тела и вдыхать едкий трупный запах

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Новодевичий монастырь в Москве

Софья Алексеевна Романова в Новодевичьем монастыре

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694-1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 - начала 20 в. - Г.Ф.Миллером,Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева



Просмотров