Социальное обслуживание по новому закону. Социальное обслуживание по новым правилам

Совокупность средств и мероприятий, направляемых на охрану прав граждан РФ, а также удовлетворение их социальных нужд называется социальной защитой населения России. Ее проблемы в 2019 по-прежнему остаются актуальными, что напрямую связано с недостаточным финансированием данной сферы, пробелами в законодательстве и прочими аспектами. Несмотря на трудности, можно наблюдать положительные изменения.

Проблемы социальной защиты населения России в 2019 году

Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.

Наряду с и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.

Под политикой социальной защиты 2019 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов :

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

В 2019 году система социальной защиты населения будет опираться на целый комплекс принципов, среди которых адресность попечительства, уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность и др.

В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной защиты. В 2019 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация соцслужб, Пенсионный фонд и др.

Положительным результатом стараний соцработников считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности и пр.

Изменения в системе социальной защиты в 2019 году

Социальная защита населения РФ в 2019 г. реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Выдаются бесплатно школьные завтраки или обеды, гуманитарная помощь – поставка одежды, игрушек, продовольствия. Помощь, положенная очутившимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы.

Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.

Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией. Правительством РФ такими признаны, например:

  • безвозмездный медицинский сервис;
  • равноправный доступ к образованию;
  • закрепление обязательного зарплатного минимума;
  • пособия инвалидам, сиротам, неполным семействам;
  • выплата денег при рождении ребенка.

Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и др. Льготники ежемесячно получают пенсии. Эти люди могут безвозмездно пользоваться общественным транспортом (автобусами, электричками, трамваями, троллейбусами), бесплатно получать некоторые медикаменты при необходимости, путевки на курорты (по показаниям).

Соцстрахованием называют государственную/частную систему предоставления денежной помощи. Она выделяется из специальных платежей (принудительных или добровольных), при соблюдении равновесия между масштабами (ценой) услуги и размерами осуществленного вклада. Финансы поступают из фондов, сформированных за счет взносов работодателей и работающих лиц, правительственных субсидий.

Выполнение программ соцзащиты осуществляется посредством соблюдения определенных принципов. Во-первых, это принцип сочетания мер государственной политики и актов благотворительности, которая опирается на общепринятые ценности гражданской солидарности, сочувствия, взаимовыручки. Во-вторых, это принцип «гибкости», который означает рациональную смену ключевых приоритетов социальной стратегии во время переломного периода, дефицита финансов.

Качественные изменения в социальной защите в 2019 году будут происходить регулярно, правительство планирует внедрение инновационных техник, способов оптимизации работы.

Социальная защита военных пенсионеров, инвалидов и детей в 2019 году

Социальная защита военных пенсионеров в 2019 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.

В сфере социальной защиты инвалидов в 2019 году также ожидаются положительные изменения. С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов. Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2019 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены. Правительство обещает:

2018 год ознаменуется расширением графика проведения различных мероприятий, имеющих воспитательный, развивающий, культурный, обучающий характер. Для участия в подобных акциях будут массово привлекаться ребята из многодетных, неполных, неблагополучных семей.

Итак, социальная защита России в текущем 2019 году будет нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.

Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

2. Представители детей-инвалидов

3. Несовершеннолетние дети

4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

5. Инвалиды боевых действий

Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

1. Инвалидов и участников ВОВ

2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

6. Героев Советского Союза

7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

8. Героев Соц. Труда

9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

10. Инвалидов боевых действий

1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

Чтобы понять, как это работает, вот пример.

Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
(30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

Это максимальный тариф на услуги в месяц.

Как получить социальную услугу

Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

1. Подготовить документы

— Паспорт
— Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
— Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
— Выписку из домовой книги
— Справку о доходах за последний год
Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
— Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

3. Подождать до 7 дней

Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Согласно Конституции, Российская Федерация является социально направленным государством. Именно поэтому всем категориям граждан должно предоставляться качественное социальное обслуживание, порядок предоставления которого регламентируется в 442-ФЗ. Некоторые положения данного нормативного акта будут разобраны в статье.

О чем закон?

В федеральном законе № 442-ФЗ закреплен ряд целей и задач, обязательных для исполнения соответствующими субъектами. Здесь стоит обратить внимание на:

  • правовые, экономические, организационные и прочие основы обслуживания граждан в сфере предоставления социальных благ;
  • ряд полномочий и обязанностей как получателей, так и поставщиков в рассматриваемой сфере;
  • ряд прав федеральных и субъектных инстанций государственной власти и т.д.

Что, согласно 442-ФЗ, является социальным обслуживанием российских граждан? В статье 3 говорится о деятельности должностных лиц по предоставлению ряда полезных услуг населению. Стоит отметить, что социальное обслуживание должно строго соответствовать определенным стандартам, то есть требованиям к периодичности, объему и качеству той или иной услуги.

О принципах социального обслуживания

Такая важная и обширная область как оказание услуг социального характера населению обязательно должна базироваться на ряде принципов, идей и условий. Самым главным принципом здесь является, конечно же, защита прав человека и гражданина. Работы в рассматриваемой сфере должны носить гуманный характер, а также не допускать унижения личности и достоинства того или иного человека.

Необходимо также обратить внимание на следующие принципы:

  • добровольность и конфиденциальность;
  • адресность предоставления услуг;
  • равный доступ всех групп населения к социальному обслуживанию;
  • территориальная близость поставщиков услуг к местам жительства получателей и т. д.

Функционирование рассматриваемой системы будет невозможным, если хотя бы один из представленных принципов исчезнет.

О системе обслуживания

В статье 5 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" приводится характеристика структуры в рассматриваемой сфере, в которую входит ряд государственных инстанций, организаций и некоммерческих предприятий.

Правительство как основная инстанция исполнительной власти является важнейшим органом в области социального обслуживания. Именно правительство призвано реализовывать и вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование во всей системе. отдает приказы региональным органам - администрациям российских субъектов. Помимо этого, правительство контролирует различные частные организации коммерческого и некоммерческого типа. В систему также могут входить обычные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями - но только те, что занимаются социальным обслуживанием.

Об обязанностях субъектов системы

Согласно главам 3 и 4 № 442-ФЗ, как получатели, так и поставщики услуг в социальной сфере обладают рядом обязательных для исполнения функций. Для начала стоит разобрать обязанности получателей, закрепленные в статье 10 рассматриваемого нормативного акта. Вот, что здесь стоит выделить:

  • предоставление в государственные органы всей необходимой документации;
  • своевременное извещение поставщиков об изменении обстоятельств, которые обусловливают потребность в предоставлении услуг;
  • соблюдение условий, закрепленных в договоре с поставщиком.

Согласно же статье 12 Федерального закона № 442-ФЗ, поставщики услуг обладают следующими обязанностями:

  • осуществление своих профессиональных функций в строгом соответствии с законом;
  • реализация социального сопровождения;
  • законное использование информации о получателе;
  • предоставление срочных услуг и т. д.

Стоит также отметить, что поставщики услуг не должны ограничивать права или свободы людей, применять любые виды насилия, допускать грубое обращение и т. д.

О правах субъектов системы

На что имеют право поставщики услуг социального характера? Здесь стоит обратить внимание на статью 11 №442-ФЗ, в которой говорится о следующем:

  • возможность осуществлять запросы всей необходимой информации у органов государственной власти;
  • возможность включаться в реестр поставщиков - федерального или регионального типа;
  • право на отказ получателю услуг или заявителю в случае, если был неправильно оформлен договор или не была предоставлена вся необходимая документация.

Получатели же услуг имеют право на гуманное и уважительное отношение, на свободный выбор поставщика, получение в бесплатной и доступной форме сведений о своих обязанностях и полномочиях, на участие в составлении программ индивидуального характера и на многое другое.

О формах социального обслуживания

В каких видах и формах может выражаться система предоставления социальных услуг? В статье 19 № 442-ФЗ "О социальном обслуживании" речь идет об оказании услуг на дому, в стационарной или полустационарной формах.

Обслуживание на дому не имеет временных рамок, а вот остальные виды оказания услуг должны строго регламентироваться определенными часами. Стоит также отметить, что приобретатели социальных услуг в стационарной или полустационарной формах обязательно должны обеспечиваться:

  • возможностью сопровождения при передвижении по территории оказания услуг;
  • правом самостоятельного передвижения;
  • возможностью получать дублирование текстов голосовыми сообщениями, и наоборот;
  • правом получать остальные виды помощи, соответствующие закону.

Сами социальные услуги могут иметь социально-бытовой, медицинский, психологически, трудовой или иной характер.

Теперь родителям тяжелобольных детей будут выплачивать пособие до достижения детьми 18 лет, а не 15, как это было ранее.

В России вступают в силу несколько законов, вносящих серьезные изменения в сферу социальной защиты граждан. Среди них законы, продлевающий на три года выплаты родителям тяжелобольных детей, а также распространяющий бесплатное получение соцуслуг, на граждан с доходом до 1,5 прожиточных минимума.

Как рассказали ТАСС в пресс-службе Минтруда, «вступил в силу федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг». Кроме государственного сектора, в сферу соцобслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.

В этих целях для организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, будет установлена нулевая ставка налога на прибыль. Также в 2015 году впервые из федерального бюджета будут выделены средства в размере 168,5 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания.

Кроме того, по ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Новый закон устанавливает, что «порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов», сказали в Минтруде. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи. «Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию», — отметили в министерстве. Также планируется создание реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. Это позволит наладить более тесное взаимодействие между различными территориями. Еще предусмотрено формирование единых минимальных социальных стандартов социальной помощи по всей стране и примерного перечня социальных услуг. Они будут утверждаться правительством России и могут быть уточнены на уровне региона.

Кроме того, с этого дня вступает в силу федеральный закон, распространяющий обязательное социальное страхование на случай болезни, рождения ребенка на иностранных граждан, временно пребывающих на территории России. В настоящее время иностранцы имеют право на получение декретных пособий только после приобретения ими статуса временно или постоянно проживающих на территории РФ. «Данным федеральным законом работающим иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ, предоставляется право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов в Фонд социального страхования (ФСС) РФ за период не менее шести месяцев», — разъяснили в Минтруде. Также устанавливается обязанность работодателей уплачивать за таких работников страховые взносы в ФСС России в размере 1,8% от начисленных в их пользу выплат.

В четверг начинает свое действие еще один закон в сфере соцзащиты. Теперь родителям тяжелобольных детей будут выплачивать пособие по временной нетрудоспособности до достижения детьми 18 лет, а не 15, как это было ранее. «Речь идет о детях-инвалидах, детях с ВИЧ-инфекцией, онкологическими заболеваниями, а также о случаях, когда болезнь ребенка связана с поствакцинальным (после прививки) осложнением», — пояснили в Минтруде.



Просмотров