Смотреть что такое "Гражданство" в других словарях. Что такое гражданство, способы его приобретения, как получают гражданство рф и как его правильно писать в анкете Что означает обладание статусом гражданства государства

Гражданами признаются:

Основным документом, подтверждающим факт принадлежности к государству, является паспорт . Его обязаны иметь абсолютно все, кто постоянно проживает на территории страны и достиг возраста четырнадцати лет. Нахождение в другой стране не снимает с государства ответственности за обеспечение и защиту всех прав и свобод лица, установленных международными нормами.

Российская Федерация построена на федеративном принципе управления, что предполагает наличие субъектов РФ. Субъекты – это территориально ограниченная область в составе страны, имеющая свою исполнительную, законодательную и судебную власти.

Только республики могут иметь свое гражданство, однако, согласно Конституции РФ, правовой статус вне зависимости от нахождения в том или ином субъекте всегда остается неизменным, и человек имеет одинаковые права и обязанности.

О признаках и принципах принадлежности к государству

Главным признаком является устойчивая правовая связь лица с государством. Она включает в себя:

  • Существование определенных условий, при которых в законном порядке может быть установлено или прекращено гражданство.
  • Обязательное закрепление всех правовых отношений между сторонами, отраженное в ФЗ, Конституции и других нормативно-правовых актах.
  • Существование прав и обязанностей для каждой стороны.
  • Наличие политических прав у любого гражданина РФ. Показательным примером является возможность участвовать в выборе органов управления государством.

Больше информации о понятии и принципах гражданства РФ вы найдете .

Основания и порядок приобретения и прекращения

К ним относятся:


Подтверждение наличия подданства у совершеннолетних и несовершеннолетних

Особенность подтверждения до 14 лет заключаются в том, что для несовершеннолетних граждан принадлежность к государству определяют родители или опекуны. После 14 лет лицо вправе само определяться с выбором.

Для несовершеннолетних лиц подтверждение возможно при помощи:

  1. Паспорта родителей, в который внесены данные о ребенке.
  2. Свидетельства о рождении.
  3. Заграничного паспорта ребенка или одного из родителей с пометкой о ребенке.

Если у ребенка есть свидетельство о рождении, выданное в стране уполномоченными органами, то иного документа, подтверждающего факт принадлежности к государству, не требуется.

Подтверждение для совершеннолетнего гражданина мало отличается от процедуры для несовершеннолетних лиц. могут выступать:

  1. Паспорт.
  2. Военный билет.
  3. Дипломатический или служебный паспорт.
  4. Свидетельство о рождении.

Кратко: для чего нужен этот статус и что дает его установление?

Признание гражданства России дает человеку, получившему статус гражданина, возможность официально трудоустроиться на любую должность, вести собственный бизнес на территории государства, получать все возможные льготы, активно участвовать в социальной жизни общества, получать медицинскую помощь, образовательные услуги и участвовать в выборах исполнительной и федеральной властей.

Права и обязанности граждан Российской Федерации

Все лица, оформившие свою принадлежность к государству, имеют установленные права и обязанности.

Права:


Обязанности:

  1. Соблюдение законов РФ.
  2. Забота о детях.
  3. Несение воинской службы для лиц мужского пола.
  4. Уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет государства.
  5. Сохранение и бережное отношение к культурному наследию.

Принадлежность к гражданам России дает человеку привилегии, права и свободы , закрепленные на законодательном уровне. Однако правовые отношения носят двусторонний характер, предполагающий в свою очередь исполнение лицом обязанностей по отношению к государству.

Предлагаем посмотреть видео о гражданстве РФ и правах и обязанностях граждан:

В зависимости от того, к какому государству принадлежит человек, определяются присутствующие у него права, свободы, льготы и блага. Аналогичное правило действует и в России. Присутствие соответствующего статуса наделяет человека возможностью беспрепятственно проживать на территории государства, а также пользоваться рядом привилегий. Однако не все знают, что представляет собой гражданство РФ.

Понятие гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Основным законом в РФ считается Конституция. Здесь отражено понятие и сущность гражданства. Однако конкретика приведена в ФЗ №62 . Нормативно-правовой акт был принят в 2002 году. Однако в последующем в него периодически вносились коррективы. Это позволяло модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

Вышеуказанные законы устанавливают, что между РФ и ее гражданами присутствует тесная юридическая связь. Лицо имеет ряд обязанностей перед государством. За это страна наделяет его различными правами.

Допустимо приобретение соответствующего статуса различными способами. Они могут существенно меняться в зависимости от имеющихся первоначальных условий. Гражданин имеет право получить соответствующий статус на основании:

  • факта появления на свет в семье россиян;
  • вступления в гражданство;
  • восстановления ранее утраченного статуса.

Факт наличия гражданства подтверждает соответствующий документ. Он присутствует у каждого лица, обладающего соответствующим статусом. Таким документом признается общегражданский паспорт.

Закон о гражданстве

Гражданство России предоставляется в соответствии с нормами ФЗ №62. В нём отражены основания и условия государственной принадлежности к РФ. Дополнительно закрепляется порядок присвоения соответствующего статуса. Вышеуказанный нормативно-правовой акт фиксирует права лиц, которые находятся в РФ, а также обеспечивает их защиту.

Вышеуказанный нормативно-правовой акт определяет и ряд особенностей, связанных с гражданством. Так, принадлежности лица сразу к нескольким государствам посвящена статья 6 вышеуказанного нормативно-правового акта. В РФ человека с подобным статусом определяют, как лицо, обладающее соответствующими правами и обязанностями. Если россиянин получит гражданство другой страны, не отказавшись от своего статуса, это не отразится на присутствующих возможностях. Процедура выполняется в соответствии с договоренностями, имеющимися между государствами.

Обратите внимание! Лицо, получившее двойной статус, должно уведомить об этом миграционную службу. Нужно учитывать, что далеко не со всеми странами у России имеется соглашение, позволяющее иметь двойное гражданство.

Ещё один актуальный способ приобретения соответствующего статуса отражён в статье 8 вышеуказанного нормативно-правового акта. В ней говорится, что человек имеет право приобрести статус по браку. Сам факт официального оформления отношений или развода правовых последствий за собой не влечет. Если соответствующий статус присваивается при помощи заключения брака, возникает ряд особенностей. Во внимание принимаются интересы детей. Если отношения расторгаются, несовершеннолетние лица могут претендовать на получение соответствующего статуса в России, даже если один из их родителей является апатридом или иностранцем.

Если человек родился в семье россиян, ему может быть присвоено гражданство по праву рождения. Иногда оформление соответствующего статуса производится во взрослом возрасте. В учёт принимается географическое место появления на свет. Мать и отец ребёнка, родившегося в РФ, неизвестны, или они бросили несовершеннолетнего, через полгода малыш получит соответствующий статус в РФ.

В нормативно-правовом акте отражаются и особенности использования программы переселения. В состав Советского Союза входил сразу целый перечень государств. Когда СССР распался, многие лица продолжали инициировать себя в качестве русских. Однако они оказались за пределами родины. Для их возврата в Россию действует программа переселения соотечественников. Основным условием для участия в ней выступает наличие родственника на территории РФ. Программа распространяется и на проживающих в России апатридов.

Удостоверяющий документ

Документом, подтверждающим наличие гражданства РФ, выступает российский паспорт. Его можно оформить с 14 лет. До этого момента для лиц, родившихся в семье россиян, удостоверяющим документом будет выступать свидетельство о рождении с вставленным в него штампом. Чтобы получить его, необходимо обратиться в миграционную службу. Процедуру выполняют родители.

В действующем законодательстве отсутствует положение, обязывающее в обязательном порядке поставить штамп. Однако он может потребоваться, если производится оформление материнского капитала, заявление на загранпаспорт для ребенка, оформляется гражданское удостоверение личности при достижении возраста 14 лет. Ранее вместо штампа доставлялся вкладыш. Однако в 2007 году его упразднили. При этом документ юридическую силу не утратил. Если у гражданина имеется вкладыш, его не нужно переоформлять на штамп.

Если в гражданство планирует вступить иностранец, ему также в последующем будет предоставлен общероссийский паспорт. Однако для этого предстоит пройти процедуру оформления. Ее продолжительность в общем порядке может доходить до 5 лет. При этом предполагается получение РВП и . Отдельно действует . Он позволяет уменьшить количество времени, которое требуется для присвоения соответствующего статуса. Пакет документов может быть расширен. В него потребуется включить бумаги, подтверждающие наличие прав на участие в льготной программе.

Чем отличается от национальности?

Заполняя ряд анкет и документов, гражданин может столкнуться с необходимостью указания национальности и гражданства. Понятия часто путают. Однако с юридической точки зрения они кардинально отличаются друг от друга. Причём у человека одновременно присутствует гражданство и национальность. Разница скрывается в определениях. Гражданством именуют связь, возникшую между страной и человеком. Государство берёт на себя обязательство защищать лицо, а также предоставляет ему ряд прав и свобод. В свою очередь человек обязуется соблюдать действующее законодательство, а также выполнять имеющиеся обязательства.

Национальностью именуют принадлежность человека к какой-либо народности, соблюдение принятых обычаев и традиций, передача их из поколения в поколение. Проще всего разобраться на примере. Допустим, человек является чувашем. Он соблюдает традиции народа, знает его язык. При этом лицо имеет гражданство РФ, проживает в России и использует все полагающиеся права. Перед государством у лица имеются соответствующие обязательства.

Чем отличается от подданства?

В юриспруденции присутствует большое количество схожих понятий. Их часто употребляют в разговоре, заменяя одно другим. Однако если подобную ошибку допустить при оформлении официальных документов, лицу могут отказать в предоставлении соответствующей услуги и отправить пакет бумаг на доработку. Поэтому рекомендуется четко видеть разницу между гражданством и подданством.

Первое понятие считается правовым. Оно объединяет в себе совокупность прав и обязанностей, которые связывают жителей и государство. У каждого из субъектов присутствует ответственность друг перед другом. Понятие появилась значительно позже, чем подданство. Оно в свою очередь заложило правовую основу, на которой впоследствии сформировалось гражданство.

Подданство используется в странах, в которых имеет место быть монархическое устройство. Так, если речь идёт о Российской империи, во времена ее существования на территории страны проживали подданные. Сегодня на карте мира присутствует Российская Федерация. На территории этого государства проживают граждане. Фактически подданством именуют односторонние отношения физического лица к монарху. Проще всего разобраться в особенностях понятий, выявив их отличия. Они следующие:

  1. Права и обязанности присутствуют у граждан и государства. Если речь идёт о подданстве, обратная связь отсутствует.
  2. Если речь идёт о гражданстве, лицо принадлежит к конкретному государству. При этом, когда упоминается подданство, человек причисляет себя только его главе, которому присягает на верность.
  3. Политико-правовой статус у подданных незначительный. Если речь идёт о гражданстве, человек считается главной единицей. Он может реализовать себя в различных сферах.

Обратите внимание! Во многих странах третьего мира понятия не разделяют. При этом в отношении к гражданам РФ подданство в прямой трактовке неприемлемо.

В странах Европы в понятие может быть вложен совершенно другой смысл. Наличие подобного статуса может обозначать принадлежность лица к историческому, языковому или культурному кругу. Здесь нередко подданство связывают с этнической принадлежностью.

Процесс получения

Если человек хочет получить гражданство Российской Федерации, он должен выполнить ряд действий. Процесс выполняется в несколько этапов, в перечень которых входят:

  1. Человек уезжает в РФ. Действие в обязательном порядке необходимо осуществить легально.
  2. Производится регистрация в миграционной службе. Процесс нужно осуществить в течение 7 дней с момента прибытия.
  3. Выполняется оформление документации, позволяющей проживать на территории РФ в течение длительного срока. Подобные права дают РВП и ВНЖ.
  4. Подаётся документация на получение гражданского статуса.

Могут ли отказать в получении?

Право на гражданство России появляется автоматически лишь в нескольких ситуациях. Во всех остальных случаях представитель уполномоченного органа принимает соответствующее решение. Процесс присвоения соответствующего статуса затрагивает интересы физического лица и государства. Поэтому манипуляция выполняется лишь при наличии обоюдного согласия. Государство готово принять новых подданных, которые выполняют следующие требования:

  • соблюдают действующее законодательство;
  • подтвердили наличие официальных источников дохода;
  • владеют национальным языком хотя бы на разговорном уровне;
  • прожили в России в течение 5 лет с момента получения вида на жительство.

Так, если у лица присутствует статус беженца, или он является научным деятелям, период может существенно сократиться. Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, в присвоении статуса будет отказано.

Может ли лицо вообще не иметь гражданства?

Сегодня присутствует такое понятие, как апатриды. Оно относится к лицам, не имеющим гражданства. Отсутствие статуса обусловлено появлением на свет от родителей апатридов в государстве, в котором не действует право почвы. Подобная ситуация встречается на практике чаще всего. Оказаться лицом без гражданства можно и в случае, если человек добровольно отказался от него. Иногда соответствующего статуса могут лишить. Поводом выступает поведение, которое несет угрозу для жизни и здоровья других граждан.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.


Иностранное гражданство
Лицо без гражданства
Постоянное проживание
Временное проживание
Временное пребывание Дополнительные статусы Беженец
Трудящийся-мигрант
Сопутствующие понятия Натурализация
Визовый режим

Гражда́нство - устойчивая политико-правовая связь человека и государства , выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства , то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.

Гражданство или подданство удостоверяется установленным в государстве способом. Однако среди различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странах Европейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта в некоторых странах, входивших в Советский Союз .

Приобретение гражданства

Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

Восстановление гражданства

  • Реинтеграция - восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
  • Репатриация (от латинского слова repatriate) - возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.

Прекращение гражданства

Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из)гражданства:

  • отказ от гражданства - прекращение гражданства по инициативе гражданина. (С введением в действие Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства подтверждающие приобретение им другого гражданства.)
  • лишение гражданства - прекращение гражданства по инициативе государства. (В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства.)
  • смена гражданства - переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды .)
  • Экспатриация (от лат. ex - из и patria - родина, отечество) - временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.

Апатриды и бипатриды

Конституционное право знает ситуации, когда человек может иметь гражданство нескольких государств или не иметь гражданства вовсе:

  • апатрид (лицо без гражданства ) - лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона.
  • бипатрид - лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более одного гражданства.

Значение гражданства

При том что фундаментальные права и свободы человека являются незыблемыми по отношению ко всем людям, страна предоставляет обычно только своим гражданам такие дополнительные права, как: избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право), участвовать в референдуме , занимать государственные должности, проходить службу в рядах вооружённых сил.

Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.

Права лиц, имеющих гражданство более чем одного государства, обычно несколько отличны от прав других граждан. Этот вопрос регулируется международными договорами и соглашениями.

Документы, подтверждающие гражданство

См. также

Литература

  • Гражданство и апатридство: руководство для парламентариев (англ.) Межпарламентский союз , 2005 ISBN 92-9142-262-2
  • Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве , Лига Наций, 1930
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины , ООН, 1957
  • Европейская конвенция о гражданстве , СЕ, 1997

Ссылки

  • Портал Совета Европы о гражданстве (англ.) (фр.)
  • Обсерватория по демократии в Европейском союзе - гражданство (англ.)
  • Центр изучения проблем гражданства и идентичности . Проект Института Философии РАН, посвященный специфике гражданства и национальной идентичности в условиях глобализации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • McDonnell Douglas F-4 Phantom II
  • 2005 год в музыке

Смотреть что такое "Гражданство" в других словарях:

    Гражданство - (citizenship) Статус гражданина, обычно определяемый законом. В соответствии с республиканскими традициями, требования, предъявляемые для получения гражданства, связаны с конкретными правами и обязанностями граждан. При этом обязательство… … Политология. Словарь.

    ГРАЖДАНСТВО Современная энциклопедия

    Гражданство - ГРАЖДАНСТВО, устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство, в ходе оптации и по другим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГРАЖДАНСТВО - – термин, фиксирующий связь того или иного лица с государством, которое гарантирует ему совокупность прав и налагает на него определенные обязанности (военной службы, участия в финансировании социально значимых проектов, выполнения определенных… … Философская энциклопедия

    ГРАЖДАНСТВО - ГРАЖДАНСТВО, гражданства, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Правовое положение гражданина (юр.). Немецкое гражданство. 2. собир. Совокупность граждан (устар.). «Купечество да гражданство меня смущает.» Гоголь. ❖ Права гражданства (книжн.) 1) обычные… … Толковый словарь Ушакова

    гражданство - слово получило права гражданства.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гражданство индигенат, подданство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ГРАЖДАНСТВО - ГРАЖДАНСТВО, политич. и правовая принадлежность лица к конкретному гос ву, определяющая взаимоотношения между ними. В СССР с момента его образования установлено единое союзное гражданство. Советское гражданство предполагает наделение гражданина… … Демографический энциклопедический словарь

    Гражданство - (лат. civitas; англ. citizenship) устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.… … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСТВО - устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека и государства. Связь эта двусторонняя. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их… … Юридическая энциклопедия

    ГРАЖДАНСТВО РФ - устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом. Как один из институтов государственного права, Г. РФ представляет собой совокупность… … Юридический словарь

Распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, совершение гражданином преступления и последующий за этим побег его за границу предусматривает принятие государством необходимых розыскных и следственных мер по его задержанию и привлечению к ответственности. (Вопрос о процедурно-процессуальных мерах конкретного характера, связанных с задержанием и привлечением к ответственности подозреваемого в совершении преступления, в том числе в связи с необходимостью выдачи потерпевшей стороне правительством государства, на территории которого находится или задержан подозреваемый, решается по-разному).

Исходя из этого и учитывая, что выше было дано определение гражданства в самом широком, общем смысле, становится возможным дать определение гражданства в узком смысле, то есть применительно к внутригосударственному (национальному) праву отдельно взятого государства. Под таким углом зрения гражданство представляет собой совокупность норм права , предметом регулирования которых являются: а) критерии, определяющие принадлежность лица к данному государству; б) способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; в) особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства либо фактом двойного (множественного) гражданства.

Российское гражданство

Отношения, связанные с гражданством республик в составе Российской Федерации, регламентируются их конституциями и соответствующими им законодательными и подзаконными актами

В силу особой значимости института гражданства, Конституция РФ включила его в содержание главы 7, регулирующей «Основы конституционного строя ». Так, в ст. 6 Конституции РФ установлено:

  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Помимо этих положений нормы, регулирующие отношения гражданства, содержатся и в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Например, гарантия защиты и покровительства за пределами российского государства для граждан РФ предусмотрена в ст. 61 Конституции. В ст. 62 впервые в истории конституционного законодательства закреплен институт двойного гражданства.

В Законе РФ «О гражданстве в Российской Федерации» конституционные нормы и положения конкретизируются и развиваются. Данный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство граждан, находящихся за пределами Российской Федерации. («О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.2003 г. №151-ФЗ).

Подобное правовое положение возникает в тех случаях, когда существуют противоречия между нормами законодательных актов тех стран, на гражданство которых может претендовать конкретное лицо. Каковы ситуации, приводящие к возникновению возможности двойного гражданства? Ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», перечисляя основные понятия определяет, что двойное гражданство - это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Натурализация без утраты предшествующего гражданства. Такая ситуация имеет место, когда: а) приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего гражданства и б) когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

Далеко не все страны в своих национальных законодательствах связывают натурализацию без утраты предшествующего гражданства. Скажем, в США натурализация всегда влечет утрату предшествующего гражданства. В Канаде, Боливии, на Филиппинах утрата предшествующего гражданства может наступить лишь при добровольном приобретении нового гражданства. В Турции, Швейцарии для утраты предшествующего гражданства нужно юридически оформить выход из него. Во Франции выход из прежнего гражданства совсем не означает условия для натурализации.

Относительное безгражданство - безгражданство, наступающее с момента утраты лицом гражданства.

Безгражданство, по большому счету, представляет собой несомненную правовую аномалию, отклонение от того общего правила, что в принципе всякий человек должен иметь определенную связь с каким-то государством, т.е. должен иметь гражданство. С точки зрения теории прав человека , только в таком случае (в случае наличия гражданства) у человека имеются наиболее эффективные гарантии его прав и свобод со стороны государства (государственные гарантии). В случае отсутствия такого гражданства эти гарантии сводятся на нет. Поэтому современные государства принимают различные совместные меры, чтобы устранить такое положение.

Апатриды не могут, не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним национальным законодательством конкретного государства, на территории которого проживают эти лица. Отсюда: все государства обязаны (обязываются международными пактами и конвенциями) обеспечить для апатридов основные права человека в соответствии с политико-правовым режимом, который у каждого государства имеет свои особенности. Скажем, в России статус лиц без гражданства фактически приравнен к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им правовую и политическую защиту. Как и иностранцы, апатриды не несут воинской обязанности (а), не обладают избирательными правами (б), на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (в) (п.3 ст. 62 и п. 1 ст. 63 Конституции РФ).

К числу основных международных документов, имеющих отношение к вопросу о лицах без гражданства, относятся два:

1. Конвенция о статусе апатридов (1954).

Основная цель данной конвенции - не ликвидация случаев безгражданства, а установление на территории государств-участников Конвенции определенного режима для апатридов. Иными словами, Конвенция призвана защитить личный статус лиц без гражданства, их имущественные права , предусматривает свободу предпринимательства для них, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства, здравоохранения и др.

2. Конвенция о сокращении случаев безгражданства (1961).

Сфера применения данной Конвенция не очень велика в силу больших разногласий, возникших при ее заключении между сторонами. Особенность Конвенции в том, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно апатриды с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции этого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Следует заметить, что, во-первых, Россия не участвует в данной Конвенции, а во-вторых, в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» все же вопрос о сокращении безгражданства решается путем поощрения органами государственной власти РФ приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст.4 п.6). Кроме того, согласно ст.2 Конвенции, находящийся на территории государства найденыш предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства. А теперь сравните: согласно Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. Наконец, еще одним методом предупреждения (или сокращения) безгражданства служит и такая норма: ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

Иностранные граждане

Правовой режим иностранных граждан (правовое положение иностранных граждан) принято определять как совокупность прав и обязанностей иностранных граждан на территории данного государства.

Существуют три вида такого режима:

  • Национальный режим.
  • Режим наибольшего благоприятствовани.
  • Специальный режим.

Национальный режим - это есть уравнивание иностранных граждан в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Скажем, в ч. З ст. 62 четко сформулировано положение, что «иностранные граждане и граждане без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ФЗ от 25 июля 2002 г. №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» ст. 1).

Режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранным гражданам в какой-либо области таких прав и/или установление для них в какой-нибудь области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Такой режим встречается чаще всего в торговых договорах и устанавливается на основе взаимности. К примеру, существенные взаимные преимущества оговорены в документах Содружества Независимых Государств для граждан входящих в Содружество государств, в отношении въезда, пребывания, образования, социальной политики. Особенно этот режим характерен в отношениях между Россией и Республикой Беларусь. Так, гражданам данных двух государств было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Специальный режим означает предоставление иностранным гражданам в какой-либо области определенных прав и/или установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Часто это делается путем перечисления соответствующих прав и обязанностей (скажем, упрощенный переход государственной границы жителями пограничных районов для посещения родственников). Это - позитивный специальный режим. Есть и негативный специальный режим, например, запрет на включение иностранных граждан в состав экипажа воздушного судна).

В чистом виде эти три режима не встречаются. Как правило, имеют место смешанные варианты (сочетания режимов).

Политические права иностранных граждан. Чаще всего в этом случае речь идет об избирательных правах : по общему правилу, эти права иностранным гражданам не предоставляются. Однако, если бы эти права и предоставлялись, то, во-первых, это не противоречило бы нормам международного права , во-вторых, реализация избирательного права зависела бы только самих иностранцев: никто не вправе принудительно заставить иностранных граждан воспользоваться этими правами. В истории , к слову сказать, такие случаи предоставления иностранным гражданам избирательных прав встречались.

В Российской Федерации иностранные граждане также не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме (ст. 12 п. 1 указанного ФЗ). В то же время иностранные граждане несут установленные дня российских граждан обязанности: они должны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, с уважением относиться к образу жизни, традициям и обычаям российского народа.

Что касается других политических прав (право на объединение в политические организации, право на демонстрации и т.п.), то их предоставление иностранным гражданам определяется суверенитетом и безопасностью данного государства пребывания иностранного гражданина.

Военная служба иностранных граждан. Иностранные граждане не несут воинской обязанности (ст. 15 указанного ФЗ), так как это явилось бы нарушением международного права. При этом исходят из того, что иностранный гражданин может оказаться в такой ситуации, когда он вынужден будет вопреки своей воле поднять оружие против своего государства. Однако в законодательстве ряда стран отход от такого общего правила иногда имеет место, что связано со спецификой военно-политического сотрудничества государств и соответствующей обстановкой в этих странах.

В то же время добровольная служба в иностранных вооруженных силах не противоречит международному праву. Правда, может возникнуть деликатная проблема: иностранные граждане, добровольно служившие в иностранной армии, могут быть привлечены к ответственности в своем государстве. Однако решение этого вопроса находится вне сферы международного права. Добровольцы, если только они не получили разрешения на службу в иностранной армии от государства своего гражданства, действуют в этом отношении на свой страх и риск (уместно вспомнить в этой связи ситуацию в Югославии времен косовского конфликта, когда многие граждане России и других славянских государств участвовали в военных действиях в качестве добровольцев в составе югославских вооруженных сил).

Юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной и иной юрисдикции в отношении собственных граждан. Иностранные же граждане, например, в принципе несут ответственность за все преступления , совершенные ими на территории государства своего пребывания и по законам этого государства. Но есть и различия в разных странах, например, по вопросам территории, где совершено преступление. Скажем, в ч. З ст. 12 УК Российской Федерации иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по законам РФ, если это преступление было направлено против интересов России. Но есть и такие административные правонарушения и преступления, которые приложимы только к иностранным гражданам. Это, к примеру, нарушение иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации (ст. 188 Кодекса об административных правонарушениях РФ), шпионаж (ст.276 УК РФ).

Порядок въезда в государство и выезда из него. Практически во всех государствах в наше время существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранных граждан. Относительно этого выработана и применяется особая юридическая процедура, имеющая свою специфику в разных государствах. Разрешительный порядок предполагает, что в выезде из страны или въезде в нее как иностранному гражданину, так и собственному гражданину государство может и отказать.

Однако случаи отказа государства во въезде в страну или выезде из нее имеют свои отличия применительно к собственным гражданам государства и к иностранным гражданам. Иностранному гражданину государство не может отказывать систематически (к собственному гражданину это может быть сделано под самыми разными предлогами идеологического, политического, юрисдикционного характера). Дело в том, что дипломатическое представительство государства, гражданином которого является иностранец, может потребовать (и обычно так и бывает) аргументированного объяснения причин такого отказа. Задержка иностранного гражданина может быть оправдана лишь в том случаен, если находится под судом или следствием либо является гражданином государства, с которым государство пребывания находится в состоянии войны, либо по иным причинам.

Государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранных граждан на территории страны и которые тесно связаны с вопросами их въезда и выезда. Причем последнее тесно связано с высылкой (выдворением) иностранного гражданина.

В РФ к иностранным гражданам может применяться такая административная мера пресечения как административное выдворение. Помимо этого, административное выдворение применяется и как взыскание за административное правонарушение иностранным гражданином. Таким лицам в течение одного года со дня выдворения не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации (ст. 34 КоАП РФ).

Массовая высылка государствами иностранных граждан запрещается (ст.4 Протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). А в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 13) и указанной Европейской конвенции (ст.1 Протокола № 7) устанавливаются процедурные требования в отношении высылки иностранного гражданина, находящегося на законных основаниях на территории государства. Данное лицо может быть выслано только по решению, принятому в соответствии с законом. При этом ему должно быть дано право представить аргументы против своей высылки.

С рассматриваемой темой тесно связана и проблема экстрадиции - выдачи иностранного гражданина. В конституциях многих стран процедура экстрадиции регулируется специальными актами. Скажем, в Италии не допускается выдача иностранного гражданина за совершение им политических преступлений. В Польше экстрадиция неприменима к лицам, подозреваемых в совершении преступления по политическим мотивам без применения насилия. В Венгрии запрещается выдача лиц, которые пользуются правом убежища. В Российской Федерации не допускается выдача иностранных граждан, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в России преступлением (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Дипломатическая защита иностранных граждан. Дипломатическая защита - один из важнейших институтов современного международного права. Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но предполагает также и право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых, например, обвиняется гражданин этого государства.

Дипломатическая защита - это, прежде всего, средство, обеспечивающее соблюдение режима иностранных граждан в отношении данного конкретного лица или группы лиц. Если иностранный гражданин действительно нарушил внутреннее законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушений, подбору, если это необходимо, адвокатов и т.д.

Если же в ходе оказания защиты выясняется, что было нарушено законодательство государства пребывания в отношении данного лица или группы лиц, тогда заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необходимости, наказания виновных, компенсации ущерба пострадавшему и т.п.

Беженцы и переселенцы

Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов , иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию , что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства . Такого рода ситуации объективно вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.

Основной международно-правовой акт по проблеме беженцев - Конвенция о статусе беженцев (1951). Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 году. В соответствии с Конвенцией (ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового у него не имеется, законами страны его проживания. Права беженца в отношении приобретения им движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми пользуются обычно иностранные граждане . Конвенцией предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств - участников Конвенции. Что же касается государства, в котором находится обычное местожительство беженца, то на этой территории он пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане этого государства (ст. 16 Конвенции).

Государства - участники Конвенции договорились, «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев» (ст.34 Конвенции), т.е. решать вопрос о гражданстве беженцев. В статье 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закреплено положение.: если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет всего или 3 лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемыми таковыми законом или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.

В Российской Федерации в 1993 году были приняты два закона: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» («О беженцах». Федеральный закон от 19 февраля 1993 года. «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон от 19 февраля1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №12. Ст.ст. 426, 427; 1995. №52. Ст. 5110.).

В соответствии с первым законом беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой.

Беженец пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

Вынужденные переселенцы - главным образом граждане РФ, которые по аналогичным основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации.

Уместно заметить, что названные два закона были приняты до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации . Поэтому сложилась ситуация, когда ряд норм законов и Конституции противоречат друг другу, что приводит на практике к различным коллизиям. Вот, скажем, ситуация со ст.5 закона «О беженцах». В этой статье записано: «беженец вправе в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание». А статья 27 Конституции устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Как видим, противоречие налицо.

Многие официальные документы (анкеты, заявления, резюме) содержат информацию о гражданской принадлежности. Несложно догадаться, что речь идет о том, гражданином какой страны является человек, при этом национальность не имеет значения. В этом материале вы найдете исчерпывающий ответ на вопрос, что такое гражданство, узнаете, как устроен институт гражданства в России, какими правами и обязанностями наделен российский гражданин и другую полезную информацию по этой теме.

Понятие гражданства и его юридическая сущность

При рождении человек получает ряд прав, имя и статус гражданина . До определенного возраста этот статус является для него абстрактным понятием. Только получив паспорт, подросток начинает чувствовать себя гражданином своей страны, а в полной мере осознание своей гражданственности возникает с получением дополнительных прав после наступления совершеннолетия. Попробуем разобраться, что значит гражданство и в чем его суть.

Данное понятие неоднозначно и может трактоваться по-разному. В одном из значений этот термин толкуется как возможность государства регулировать формально-правовое обособление определенной части населения, которой бы оно доверяло и на которую смогло бы опираться при решении поставленных задач.

Таким образом, гражданство определяется как суверенное право государства диктовать условия и устанавливать порядок признания, приобретения или прекращения возможности быть гражданином.

Второй смысл понятия тесно связан с предыдущим. В этом значении оно трактуется как конституционно-правовой институт, регулирующий двусторонние отношения между государством и его населением (гражданами, иностранцами, апатридам) посредством совокупности конституционных и обычных норм.

В каждой из предыдущих дефиниций фигурирует отдельный человек, поэтому в третьем значении этот термин представляется как публично-правовое состояние индивида. Иными словами, гражданство – это принадлежность лица государству. Данное определение является общеизвестным, но неполным. На самом деле гражданство представляет собой состояние взаимной принадлежности. В отношении индивида это означает, что государство принадлежит гражданам, а они являются своего рода его собственниками, то есть, образуя коллектив, имеют статус субъекта верховной власти. Наиболее полное определение гражданства дает совокупность представленных выше значений.

Значение гражданства для человека

Вышеперечисленные значения термина передают его сущность, однако описывают только правовую и социальную стороны этого понятия, не охватывая духовно-нравственную составляющую, которая безусловно присутствует и для многих людей является очень важной. В то же время представленные трактовки совершенно явно позволяют понять, в чем состоит значение гражданства для человека.

Став гражданином, человек к своим фундаментальным правам и свободам, которые являются общепризнанными, приобретает дополнительные права и свободы, гарантированные государством. Их объем зависит от конкретной страны. Давая гражданину права, государство в ответ формулирует свои требования через систему обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Как правило, статус гражданина, который есть первый и основополагающий элемент правового состояния личности, присваивается сразу же как человек родился. Это обычное желание родителей обеспечить ребенка защитой государства. Достигнув определенного уровня развития личности, индивид может самостоятельно решить, для чего нужно гражданство человеку, наполнив это понятие новым смыслом. Речь идет о людях с активной гражданской позицией, которая выражается в сопричастности, ответственности за судьбу собственного отечества и людей, проживающих в нем, в стремлении к живому участию в жизни государства.

Международно-правовые вопросы гражданства

Институт гражданства существует в каждом государстве и определяется нормами национального права. Так, приобретение и утрата гражданства устанавливается внутренним законодательством государства и может существенно различаться в разных странах: в Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, например, гражданином может стать только мусульманин, в Латвии критериями являются знание истории страны, латышского языка в совершенстве и наличие предков, проживавших в стране с начала XX века, в Австрии натурализованные граждане за определенные нарушения могут утратить свой статус в течение 6 лет после натурализации.

Несмотря на то, что гражданство в каждой стране регулируется собственным законодательством, оно имеет и объективный характер, подкрепленный нормативно-правовыми актами Организацией Объединенных Наций. Приведение законодательства отдельных государств в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права является важной задачей в современном мире, что позволит избежать трений и конфликтов международного характера. Таким образом, понятие гражданства в международном праве означает институт, регулируемый одновременно нормами и международного и национального права.

Гражданство в РФ: национальное законодательство

Вопросы гражданства в Российской Федерации, как и в других странах, регулируются национальным законодательством и согласуются с международными стандартами. Основополагающий закон РФ – Конституция. В ней закреплены базовые принципы института (раздел I, глава 1, ст. 6), описаны права и свободы граждан РФ (раздел I, глава 2). Высшей инстанцией, согласно Конституции РФ, является Президент РФ (раздел I, глава 4, ст. 89).

Таким образом, гражданство РФ по Конституции, как правовая категория, устанавливает, что граждане РФ:

  • пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданский статус по рождению или приобрели его по иным основаниях;
  • не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности;
  • находятся под защитой и покровитель­ством государства во время их нахождения за его пределами.

Если Конституция провозглашает право человека быть гражданином, то сущность и проявление этого права описывают иные нормативные акты, которые регулируются такими полномочными органами, как Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ, дипломатические представительства и консульства.

Более полно эта норма права раскрывается в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года. Под гражданством в российском законодательстве понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Этот закон: описывает принципы российского гражданства, правила, на основании которых возникает правовая связь человека с государством; затрагивает вопросы получения статуса гражданина детьми и определяет удостоверяющие документы ; называет условия, при которых можно приобрести или потерять гражданство государства; предполагает определенный порядок действий при оформлении документов .

Внутригосударственная реализация норм национального права о гражданстве обеспечивается действием других внутренних нормативных правовых актов: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, приказами и положениями, затрагивающими узкие сферы этого явления.

Активное взаимодействие России с другими странами предполагает возникновение вопросов в отношении иностранцев на территории РФ и россиян за границей.

Для их регулирования используются международные договоры:

  • многосторонние – подписываются несколькими странами, яркий пример подобных документов – Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.;
  • двусторонние – заключаются между двумя странами, такие договоры в России заключены с Киргизской Республикой, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Приведение российского законодательства в соответствие с нормами международного права говорит о его совершенствовании в правозащитной деятельности. Так отчасти проявляется устойчивая правовая связь между гражданином и государством, обеспечивающая российским гражданам защиту их прав и интересов за пределами родной страны.

Гражданство как право

Россия является правовым государством. Это означает главенство закона во всех сферах общественной жизни, признание и гарантии прав и свобод человека согласно Конституции РФ и общепризнанным нормам международного права.

Так, каждый человек имеет право на гражданство: это одно из основополагающих прав человека, записанное в статье 15 Всеобщей декларации прав человека; в то же время международные нормы дают государству право самостоятельно определять принципы гражданственности и устанавливать критерии предоставления или утраты этого статуса.

Конституция РФ устанавливает единство и равенство гражданства для всех граждан страны, гарантирует его сохранение и право изменить. Иностранцы, пожелавшие стать гражданами России, могут претендовать на этот статус в рамках закона № 62-ФЗ. В нем, в частности, описано, кому дается право получить гражданство РФ в общем порядке, а кому упрощенным способом, кто имеет право на восстановление статуса и какие основания есть для отказа.

Гражданство как конституционно-правовой институт

Институт гражданства – один из основных правовых элементов государства. Совокупность нормативно-правовых актов РФ, регулирующих отношения между государством с одной стороны и гражданами, иностранцами и апатридами с другой, составляет конституционно-правовые основы гражданства РФ.

В структуре института гражданства РФ выделяется несколько элементов:

  • субъекты – государство и физические лица;
  • объекты – общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи между субъектами;
  • основания – условия приобретения и прекращения гражданства, установленные законом;
  • порядок принятия решений – система процедур и последовательность действий по оформлению принимаемых решений в административном или судебном порядке;
  • обжалование решений.

Гражданство Российской Федерации как конституционно-правовой институт имеет характерные черты:

  • устойчивость – выражается в невозможности изменения статуса гражданина в одностороннем порядке;
  • двусторонний характер – означает наличие взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством;
  • правовая основа – гарантирует рассмотрение вопросов гражданства на основании закона и нормативно-правовых актов;
  • политический характер – отражает политические права гражданина, возможность участвовать в политической жизни страны, взаимодействовать с властью непосредственно или через представителей.

Помимо получения политических прав, преимущества российского гражданства заключаются в приобретении гражданином дополнительных прав в социальной сфере: возможности официально трудоустроиться, получать бесплатное образование и медицинскую помощь, социальные пособия, льготы и выплаты.

О возможности введения в России регионального гражданства

Россия – многонациональное государство с федеративным устройством, в составе которого 85 равноправных субъектов. Каждый из них имеет свою территорию, законодательную, исполнительную и судебную власть, то есть широкие полномочия во внутренней политике. Вполне закономерным является вопрос о том, могут ли субъекты РФ иметь свое гражданство, тем более что предыдущий закон от 28 ноября 1991 года № 1948-I предусматривал такую возможность (глава I, ст. 2).

Действующий закон не содержит никакой информации относительно республиканского гражданства. Если рассматривать эту категорию как суверенное право государства в одностороннем порядке регулировать отношения с гражданами, то собственное гражданство субъектов Российской Федерации невозможно, поскольку ни один из них не обладает суверенитетом.

Принципы российского института гражданства

Институт российского гражданства строится на определенных принципах. Основные принципы – единства и равенства гражданства независимо от оснований его приобретения, недопустимости лишения и права изменить его – отражены в Конституции РФ (глава 1, ст. 6).

Закон № 62-ФЗ дополняет текст Конституции другими принципами, отражающими особенности российского института:

  • принцип запрета дискриминации по любым основаниям (ст. 4, п. 2);
  • принцип экстерриториальности – сохранение статуса гражданина РФ за рубежом (ст. 4, п. 3);
  • принцип защиты и покровительства российских граждан – недопустимость высылки за пределы России или выдачи иностранному государству (ст. 4, п. 5);
  • принцип сокращения безгражданства – поощрение приобретения апатридами статуса гражданина РФ (ст. 4, п. 6);
  • принцип допущения бипатризма (ст. 6);
  • принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (статьи 8, 9).

Права и обязанности гражданина РФ

Двусторонний характер отношений между государством и гражданином предполагает взаимные права и обязанности. По сути, права гражданина – это обязанности государства по предоставлению гарантированных свобод, неукоснительному исполнению норм и законов. Справедливо и обратное: права государства обеспечиваются обязанностями его граждан. В этом заключается специфика двусторонних отношений.

Гражданские права, согласно Конституции РФ (гл. 2), делятся на несколько групп:

  • политические – возможность участвовать в делах государства (статьи 31-33, 45-53);
  • социально-экономические – право на труд, социальное обеспечение, образование, лечение, имущество (статьи 34-37, 39-43);
  • духовные – право на интеллектуальную собственность, реализацию способностей и прочие функции (ст. 44).

Обязанности гражданина РФ тесно связаны с его правами. Так, к основным обязанностям относятся соблюдение законов государства, его защита, получение основного образования, уплата налогов и сборов, бережное отношение к окружающей среде и природным богатствам, сохранение культурного наследия страны.

Приобретение гражданства РФ

Приобретению статуса российского гражданина посвящена глава II Закона № 62-ФЗ.

Существует четыре основания, гарантирующих приобретение статуса российского гражданина:

  • рождение на территории РФ;
  • прием в гражданство иностранцев и апатридов на общих основаниях или по упрощенной схеме;
  • восстановление в гражданстве бывших граждан России;
  • получение российского гражданства на иных основаниях, не противоречащих российскому законодательству и международным договорам с Россией.

Следуя принципу сокращения безгражданства, Россия предоставляет широкие возможности для получения статуса гражданина разным категориям населения. Однако есть и ограничения. В законе подробно перечислены условия вступления в гражданство для тех, кто может стать гражданином РФ, и обоснование отклонения заявлений для тех, кому будет отказано в обращении.

Документы, подтверждающие гражданство РФ

Изначально право пользоваться гражданскими преимуществами присваивается по факту рождения – как реализация права человека принадлежать государству. Этот факт не требует никакого подтверждения. Тем не менее даже новорожденный получает документ, подтверждающий его принадлежность государству, – свидетельство о рождении со штампом или вкладышем (выдавался до 2007 года и до сих пор имеет юридическую значимость).

Рассмотрим, как определить гражданство человека, достигшего совершеннолетия.

Подтвердить российское гражданство можно с помощью внутрироссийского , заграничного, дипломатического, служебного паспорта гражданина РФ или военного билета с вкладышем. Таким образом, перечень документов для взрослого человека шире.

Прекращение гражданства РФ

Конституция РФ гарантирует гражданину сохранение его статуса, но также дает право отказаться от него. Основания для прекращения гражданства установлены законом № 62-ФЗ (гл. III, статьи 18-19). Основное условие – добровольное волеизъявление. При отсутствии запретов со стороны государства (гл. III, ст. 20) заявление гражданина удовлетворяется.

Двойное гражданство

Двойное гражданство, или бипатризм, подразумевает наличие правовой связи и принадлежность лица двум государствам, что должно быть документально подтверждено.

Отвечая на вопрос, какое гражданство у россиян может быть еще кроме российского, уточним, что бипатризм возможен только на основании заключения международного соглашения. В России Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства заключен только с Республикой Таджикистан (ратифицирован 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ).

Согласно законодательству РФ, гражданам России, то есть тем, у кого есть федеральное гражданство, разрешено иметь также паспорт другого государства. Факт существования у лица двух и более гражданств не умаляет его прав и свобод как гражданина РФ, но и не освобождает от обязанностей перед государством. Однако при отсутствии международного договора, речь идет, скорее, не о двойном, а о втором или множественном гражданстве.

Как проверить наличие гражданства

При отсутствии документа, подтверждающего статус гражданина РФ, или сомнениях в его подлинности проводится проверка гражданства. Обычно эта проверка инициируется полномочными органами (Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 года № 1325). В подобной ситуации следует обратиться в органы МВД РФ или в российское консульство в стране проживания с заявлением об определении наличия гражданства РФ.

Апатриды

Лицо без гражданства, или апатрид, – это человек, как следует из названия, у которого отсутствует гражданская принадлежность к какому-либо государству. Апатриды обладают общечеловеческими правами и свободами, но ограничены в правах государством, на территории которого они проживают. Международное право демонстрирует тенденцию к сокращению числа апатридов (Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.), Россия подписала Конвенцию, но не ратифицировала. Несмотря на этот факт, все нормы и элементы законодательства РФ, касающиеся апатридов, поощряют последних к приобретению российского гражданства, потому что одним из принципов российского законодательства также является сокращение безгражданства.

Изучите детальную информацию о правах и обязанностях лиц без гражданства в России .

Заключение

Гражданство – сложное многогранное понятие, за которым скрывается еще более глубокие и множественные связи индивида с государством. Стремление индивида приобрести статус гражданина РФ связано с желанием получить гарантированную защиту своих прав и свобод, а также с готовностью служить государству. И в этом проявляются социально-нравственные, духовные, культурные ценности российского гражданина.

Как получить гражданство России: Видео



Просмотров