Служебные преступления. Состав и признаки должностного преступления Понятие служебного преступления классификация служебных преступлений

Уголовный кодекс РФ от 1996 г. не включает в себя таких понятий как «служебное преступление» или «должностное преступление» ни в единственном, ни во множественном числе и не дает определений данным словосочетаниям.

В теории российского уголовного права относимо к действующему УК используются понятия «служебные преступления», «должностные преступления», «служебные (должностные) преступления» и «должностные (служебные) преступления». Некоторый дискусс осложняет дефиниция «служебные преступления» в теории уголовного права, что вызывает отождествление или неразграничение этого вида преступлений с должностным преступлениям.

Например, определение данное П.С. Яни, не раскрывает признаки служебного преступления, а дефиницию связывает с местом расположения данного деяния - «... под служебными преступлениями понимаются преступления, нормы об ответственности за которые помещены в главу 23 УК РФ, именуемую «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

Мы согласны с позицией А.Г Безверхова, справедливо полагающий, что «в строго юридическом смысле служебные преступления - это преступления, совершаемые любыми служащими. Они представляют собой весьма широкий круг социально нетерпимых деяний против интересов службы». В этой связи он дифференцирует уголовную ответственность за преступления, которые совершаются лицами органов муниципальной, государственной власти, а также должностными лицами негосударственных организаций и предприятий.

Следует несогласиться с мнением Ю.М. Буравлева, отождествляющий понятие должностное и понятие служебное преступление, называющий субъектами - государственного служащего и должностное лицо: «... служебное преступление - это совершенное в корыстных целях государственным служащим (должностным лицом) с использованием предоставленных ему служебных полномочий виновное деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов физических, а также юридических лиц».

Нахождение конкретного определения ставит необходимостью выделить существенные признаки, которые присущи всем видам служебных преступлений. Искомые признаки, должны являться сходными и быть взаимосвязанными, образуя систему, расположившись в конкретной последовательности, не совпадая с последовательностью признаков и элементов состава преступления, которая принята при проведении юридического анализа последнего. В систему признаков служебного преступления включаются признаки, которые характеризуют его субъект, объект, субъективную сторону и объективную сторону. Эта последовательность выражает большую или меньшую степень в указанных элементах свойств, которые присущи служебным преступлениям и подлежат внесению в понятие.

Субъект преступления является первоначальным признаком, потому как при отсутствующем субъекте, который представляет из себя специального субъекта преступления, исключается служебное преступление как таковое, поскольку в связи с этим отпадают сами собой объект и объективная сторона служебного преступления и присущие им признаки, так как они имеют необходимость нахождение данного субъекта, без существования которого немыслимо и их.

Запретительные нормы, которые установлены в диспозициях статей Особенной части УК, а при бланкетности, с учетом других, не уголовных законов и (или) иных нормативно-правовых актов, в которых сделаны или подразумеваются ссылки, показывают, что в них субъект служебного преступления и характеризующие его признаки отражены по разному. В данных нормах можно выделить различные способы такого выражения. При этом, признаки субъекта служебного преступления усматриваются в виде квалифицирующих или конститутивных признаков соответствующих квалифицированным или основным составам преступлений.

Способы, по которым выражается субъект служебного преступления в нормах УК можно представить в качестве некой системы, главным критерием устройства которой является степень конкретизации данного выражения, а к дополнительным стоит отнести разные юридико-языковые формы выражения, а именно, определение такового субъекта. Выделяются следующие формы:

1) в запретительных нормах само определение субъекта служебного преступления (ст. 142, 185, 199, ч.1 ст. 237 УК);

2) в разъяснительных нормах его определение (примечания к ст. 189, 201, 318, 331 УК);

3) описание признаков субъекта и объективной стороны состава преступления в их сочетании, указывающих на данный субъект (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 282, ч. 3 ст. 175, ч. 3 ст. 256 УК);

4) описание признаков только объективной стороны состава преступления, подразумевающее указание на субъект (ст. 145, 215, 199, 249, 353 УК);

5) описание признаков состава преступления, которое предполагает, в том числе альтернативно, возможность совершения преступления субъектом (ст. 133 УК).

Приведение способов выражения, а именно, определение субъекта служебного преступления в разъяснительных и запретительных нормах Особенной части УК, имеется возможность выделить один главный признак, который свойственен всем видам субъекта служебного преступления и состоит в том, что субъектом этого преступления всегда будет являться лицо, имеющее служебное положение, которое может быть непосредственно предусматриваться уголовно-правовой нормой или обуславливаться описанием в такой норме признаков, которые характеризуют иные элементы состава преступления.

Предполагается, что главной правовой базой определения лица, которое занимает служебное положение, можно, но с оговорками, выделить определение государственного служащего в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, в п. 1 ст. 10 которого указывается, что «федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета», а п. 2 данной статьи то, что «государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ, получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет бюджета соответствующего субъекта РФ, а в отдельных случаях, предусмотренных законом, также за счет средств федерального бюджета».

Также, определение гражданского служащего указанно в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, по которому согласно ст. 13 «гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации».

Оговорки вышеназванного затрагивают: 1) относимостью выделенных определений не для всех лиц, занимающих служебное положение, а лишь федеральных государственных служащих, государственных гражданских служащих субъектов РФ и гражданских служащих; 2) гражданство, так как гражданство РФ предусматривается в качестве обязательного признака только гражданских служащих и не относится к федеральным государственным служащим, государственным гражданским служащим субъекта РФ и более того, для лиц, которые занимают служебное положение в коммерческих и иных организациях, поскольку последними могут быть и гражданин РФ, и иностранный гражданин или лицо без гражданства; 3) источники денежных вознаграждений, которые обуславливают статус места службы лица.

Исходя из данных определений, по относимости аналогий, с учетом изменения выражения лица, имеющее служебное положение в статьях УК, его стоит определить как лицо, которое обладает всем набором признаков общего субъекта преступления, которое находится на службе в коммерческих или иных организациях независимо от формы собственности, органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных или государственных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, которое выполняет возложенные обязанности по службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета соответствующих органа, организации, учреждения, воинского формирования, а также собственника организации либо индивидуального предпринимателя.

Признаки, которые характеризуют его объективную сторону содержатся исключительно в запретительных нормах Особенной части УК в качестве квалифицирующих или конститутивных признаков соответствующих квалифицированным или основным составам преступлений, при этом там же, где выделяется субъект служебного преступления. Так же как и признаки субъекта, признаки объективной стороны могут выражаться по разному. Различное выражение таких признаков обусловлено содержанием определенного состава преступления, конкретизируемым с помощью прописания в диспозиции уголовной правовой нормы деяния, которое обуславливается специфичной деятельностью субъекта, который занимает служебное положение, и который совершает такое деяние.

Учитывая разнообразие видов служебных преступлений и взаимосвязь различия способов описания в уголовных правовых нормах деяния, обуславливающего особенностью деятельности лиц, занимающих служебное положение, совершающих такие деяния, получается, важная теоретическая и практическая значимость классификации выделенных способов, являющееся предпосылкой для выявления общего признака, который характеризует объективную сторону всех видов рассматриваемых преступлений. Наиболее благоприятной представляется следующая классификация, которая основана на описании деяний: 1) в диспозиции нормы, которая предусматривает квалифицированный или основной состав преступления; 2) которое предполагает возможности совершения исключительно через только действия или только бездействие, либо действие или бездействие; 3) которое предполагает возможности совершения только лицами, занимающими служебное положение, или иным лицом на которое возложена такая обязанность.

Исходя из выделенного совокупного круга критериев, все способы описания в уголовных правовых нормах деяний, обуславливающих специфику деятельности субъектов, занимающих служебное положение, в общем виде возможно разделить на группы, в которых показанные деяния описывается как признак: 1) основного состава преступления, который выражается только или исключительно в действии, которое состоит в использовании лицом своего служебного положения (в диспозициях ст. 140, ч. 2 ст. 183, ст. 185, 203, 289, 290, 353 УК РФ); 2) основного состава преступления, который выражается лишь в бездействии, которое состоит в неисполнении лицом, занимающим служебное положение служебных обязанностей (в диспозициях ст. 145, 199, 270, 315 и 332 УК РФ); 3) основного состава преступления, выражающийся в действии или бездействии, которое состоит в нарушении правил, которые устанавливаются законом или иными нормативно-правовыми актами лицами, занимающими служебное положение и обязанными соблюдать данные правила (в диспозициях ст. 185, 193, 228, 237, 351 УК РФ); 4) основного состава преступления или разновидность основного состава преступления, который выражается лишь в действии, совершаемом как альтернативно с использованием лицами, занимающими служебное положение или без такового использования иными лицами (в диспозициях ст. 149, 155, ч. 2 ст. 176, 303 и 304 УК РФ); 5) основного состава преступления или разновидность основного состава преступления, который выражается в действии или бездействии, совершаемом как альтернативно в связи с использованием лицами служебного положения, либо иными лицами вне связи с таковым положением (в диспозициях ст. 156, 177, ст. 236, 238, 271, 307 и ч. 1 ст. 312 УК РФ); 6) основного состава преступления, который выражается лишь в действии и подразумевает возможности его совершения альтернативно с использованием лицами служебного положения или без такового использования иными лицами (в диспозициях ст. 154, 233, 266 и 320 УК РФ); 7) основного состава преступления, который выражается в действии или бездействии и подразумевает возможности их совершения альтернативно в связи с использованием лицами служебного положения или иными лицами вне связи с таковым положением (в диспозиции ст. 217 УК РФ); 8) квалифицированного состава преступления или одного вида данного состава, который выражается лишь в действии, которое состоит в использовании лицами своего служебного положения (в диспозициях п. «б» ч. 3 ст. 228, п. «в» ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 272, УК РФ); 9) квалифицированного состава преступления, который выражается только в действии, которое совершается альтернативно с использованием лицами своего служебного положения или иным лицом без такового использования (в диспозициях частей 2-х ст. 150 и 151 УК РФ).

Указанные способы описания в диспозициях уголовных правовых норм деяний предоставляют возможность вычленить наиболее общий признак, который характеризует объективную сторону какого угодно служебного преступления и который состоит в совершении деяний в связи с занимаемыми лицами служебного положения. Присутствие данного признака определяет отнесение преступлений по объективной стороне к служебным, когда он выражается в законе только в качестве единственного способа совершения преступления, а также когда в законе он прописан в виде альтернативного с иным или который подразумевается в виде возможного. В случае его выражения как альтернативного с иным либо, который подразумевается в виде возможного, преступление признается служебным в случае фактического совершения деяний в связи с занимаемыми лицами служебного положения.

Стоит выделить, что данный общий признак объективной стороны служебного преступления целесообразно и возможно с позиций уголовно-правового значения индивидуализировать, разделив на два обычных признака, которые состоят в совершении деяний:

1) использование служебного положения, которое свойственно служебному преступлению, совершающемуся с помощью использования прав, имеющихся у лица со служебным положением, и проявляется, как обычно, в злоупотреблении правами или же в превышении прав;

2) нахождение в иной связи со служебным положением, проявляющимся в неисполнении обязанности, которая была возложена на такое лицо.

Также, обязательным элементом объективной стороны является причинная связь между данными деяниями и наступившими в результате этих деяний вредными последствиями, выражающимися в нарушении охраняемых законом прав, свобод и интересов человека, гражданина, организации, общества или государства.

Следующими идут признаки, которые характеризуют объект преступления. Это признаки непосредственного и родового объектов преступлений, за которые установлена ответственность нормами, соединенными в главе 23 - «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», 30 - «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и 33 - «Преступления против военной службы» УК, и обозначена в их названиях. Эти признаки, которые характеризуют непосредственный объект, нормы которых указаны в остальных главах Особенной части УК, по разному отражены в диспозиции статей УК.

В диспозиции статей, в которых предусматривается ответственность за служебные преступления, заключающихся в остальных главах УК, непосредственный объект служебного преступления может определяться исходя из признаков, которые характеризуют объективную сторону и субъект. Признаки объективной стороны и субъекта рассматриваемых преступлений могут отражаться в диспозиции статей Особенной части УК различно, при этом в общих чертах объективной стороной является деяние, которое совершается лицом использующим свое служебное положение, а субъект характеризуется как лицо, которое занимает это служебное положение. Совокупность таких признаков показывает нам непосредственный объект служебных преступлений, который аналогичен по содержанию непосредственному объекту преступлений, нормы которых указаны в главах 23, 30 и 33 УК РФ.

Основываясь на господствующей в теории уголовного права концепции об объекте преступления как общественного отношения, которое охраняется уголовным законом, и исходя из обозначенных положений, предполагается что стоит ограничиваться обосновываемым нами в последующем излагаемого определения непосредственного объекта соответствующего преступления как охраняемого УК общественного отношения, которое обеспечивает интересы служебной деятельности в разных областях, базирующиеся на соблюдении и выполнении законов и иных нормативно-правовых актов и соответствующей им.

Данный объект есть обязательный непосредственный объект всех рассматриваемых преступлений, даже если нормы расположены в разных главах Особенной части УК. Необходимо учитывать также то, что непосредственный объект соответствующих преступлений, ответственность за которые указана в нормах глав 23, 30 и 33 УК, по содержанию в целом соответствует родовому объекту, но не соответствует нормам преступлений, которые содержатся в остальных главах Особенной части УК.

Исключением из служебных преступлений составляют преступления против военной службы (ч. 1 ст. 332, ст. 337, 338, 345 УК), в них посягательство идет сразу на 2 обязательных непосредственных объекта. Одним из объектов там являются разные общественные отношения, например, преступления, в которых нормы соединены в главах 23, 30, 33 УК, это чаще всего те общественные отношения, которые обеспечивают права и законные интересы граждан либо организаций или иных, охраняемых законом интересов общества либо государства, а также преступления, ответственность за которые указана в нормах остальных глав Особенной части, это общественные отношения, соответствующие по содержанию в целом их родовым объектам, которые по разному обозначены в названиях глав.

Непосредственный объект рассматриваемых преступлений, который соответствует родовому объекту, предполагается что он будет считаться первоочередным, а который не соответствует ему будет второстепенным, но главными будут те общественные отношения, которые обеспечивают интересы служебной деятельности.

В служебном преступлении, с некоторым исключением, посягательство идет на два обязательных непосредственных объекта, одно - общественные отношения, которые обеспечивают интересы служебной деятельности в разных областях, основывающейся на соблюдении и исполнении законов и иных нормативно-правовых актов, другой - разные иные общественные отношения.

К признакам характеризующим субъективную сторону служебного преступления относятся: вина, в форме умысла либо неосторожности, которая бывает двойной, сложной в виде совокупности умысла и неосторожности; мотив; цель. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого преступления является вина.

Таким образом, служебное преступление можно определить, с учетом материального и иных признаков, как преступление совершаемое лицом, имеющим служебное положение, при использовании предоставленных ему прав, а также невыполнения возложенных на него обязанностей как общественно опасное, предусмотренное УК под угрозой наказания, виновное деяние, которое посягает, с некоторыми исключениями, на два обязательных непосредственных объекта, одно из которых общественное отношение, обеспечивающее интересы служебной деятельности в разных сферах, основанной на соблюдении и выполнении законов и иных нормативно-правовых актов и соответствует им.

Преступления должностные - преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Закон определяет это преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) использование должностных полномочий вопреки интересам службы; 2) существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствиями.

С субъективной стороны должностное злоупотребление характеризуется двумя признаками.

Во-первых, это умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. При прямом умысле виновный осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит неизбежность наступления в результате своего поведения существенного нарушения правоохраняемых интересов и желает их наступления. При косвенном же умысле виновный предвидит реальную возможность существенного нарушения правоохраняемых интересов и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Во-вторых, злоупотребление должностными полномочиями совершается из корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект специальный - должностное лицо.

Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отличать от таких преступлений, как присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Эти преступления имеют разные объекты.

Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает наличие одного квалифицирующего признака - совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).

Особо квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями будет иметь место тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК). Тяжесть причиненных последствий - признак оценочный.

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК). Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предметом преступления являются средства бюджета соответствующего уровня.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии - расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. В соответствии со ст. 219 и п. 1 ст. 227 БК РФ расходование бюджетных средств - это процедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный - должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, допустившие злоупотребления при составлении бюджетной росписи, не являются субъектами рассматриваемого преступления и при наличии к тому оснований должны отвечать по ст. 285 УК.

В ч. 2 ст. 285.1 УК предусмотрены два квалифицирующих признака - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК). Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фондов, и их бюджетам. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых актов.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, обладающее статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или отделения фонда).

О понятиях группового (п. "а" ч. 2 ст. 285.2 УК) и совершенного в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 285.2 УК) нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов см. ст. 285.1.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК). Превышение должностных полномочий - это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками:

1) общественно опасное деяние в форме действия, явно выходящего за пределы полномочий должностного лица;

2) общественно опасные последствия, указанные в законе идентично с должностным злоупотреблением;

3) причинная связь между действием и последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия выходят за рамки предоставленных ему полномочий, предвидит неизбежность существенного нарушения правоохраняемых интересов в результате этого и желает наступления этих последствий. Косвенный умысел нехарактерен для данного преступления, поскольку, как указывается в законе, превышение носит явный характер. Следовательно, лицо не может не предвидеть именно неизбежности наступления указанных в законе последствий см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: НОРМА -1996 - С. 665 .

Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются:

а) применение насилия или угроза его применения;

б) применение оружия или специальных средств;

в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК). Статья 288 УК устанавливает преступность и наказуемость следующих действий: присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

С объективной стороны преступление характеризуется деянием в форме действия, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий - устно, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Текстуально диспозиция ст. 288 УК сформулирована таким образом, что позволяет судить, будто виновный сначала присваивает полномочия, т.е. вводит окружающих в заблуждение относительно того, является ли он должностным лицом, а уже затем совершает действия, повлекшие указанные в законе последствия. Однако временной разрыв между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен - фактическое совершение действий, которые может совершить только должностное лицо, и есть присвоение его полномочий См.: Егорова Н. Присвоение полномочий должностного лица // Российская юстиция.- 1999 - N 6. - С. 46..

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что путем обмана присваивает себе полномочия должностного лица и на этой основе совершает общественно опасные действия вопреки интересам службы, предвидит неизбежность наступления в результате этих действий существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и желает нарушить указанные интересы. Мотив и цель в законе не указаны, поэтому их наличие на квалификацию не влияет.

Субъект преступления специальный - государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. Если лицо не является государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, оно не несет ответственности за это преступление.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК). Статья 289 УК предусматривает уголовную ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Объективная сторона рассматриваемого преступления альтернативно состоит из действий двух видов:

1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, - это совершение таких действий, как передача имущества, прав на интеллектуальную собственность (формирование уставного капитала), заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица. Виновный может быть как единственным учредителем организации, так и одним из соучредителей;

2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо - это деятельность в качестве члена органа управления организацией (совета директоров, правления и т.п.). Доверенное лицо, через которое виновный участвует в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, несет ответственность за пособничество в незаконном участии в предпринимательской деятельности.

Предоставление льгот (таможенных, налоговых и т.п.) - это полное или частичное освобождение организации от публичного обременения. Предоставление преимуществ - это предпочтительная по сравнению с иными аналогичными организациями оценка ее деятельности при решении того или иного вопроса (при определении результатов конкурса на государственный подряд, аукциона и т.п.). Покровительство в иной форме охватывает собой все остальные, не связанные с предоставлением льгот и преимуществ виды незаконного способствования организации со стороны должностного лица (снабжение конфиденциальной информацией, упрощение процедуры получения лицензии и т.п.).

Состав преступления формальный, оно окончено в момент предоставления льготы, преимущества либо оказания покровительства в иной форме.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Вид умысла прямой: виновный осознает, что вопреки установленному федеральным законодательством запрету учредил либо принимает участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, осознает, что в этой связи предоставляет ей преимущества, льготы или оказывает покровительство в иной форме, и желает действовать таким образом. Хотя в законе мотивы не указаны, рассматриваемое преступление, очевидно, совершается из корыстных побуждений.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Взяточничество (ст. ст. 290 - 291 УК). Термин "взяточничество" в широком смысле этого слова объединяет собой два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления - получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Самостоятельными эти составы преступлений являются потому, что они совершаются разными субъектами, различно содержание объективной их стороны, наконец, потому, что возможна уголовная ответственность взяткополучателя при освобождении от нее взяткодателя. Вместе с тем получение взятки тесно связано с ее дачей, поскольку объективно не может состояться одно без другого См.: Кучерявый Н.П. Ответственность за взяточничество. - М. - 1957 - С. 45. В узком смысле слова термин "взяточничество" означает получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК.

Получение взятки. Закон определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона преступления выражается в получении взятки лично или через посредника. Получение взятки - это ее фактическое принятие как самим должностным лицом, так и его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом. Виновный осознает, что незаконно получает деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоду имущественного характера за совершение или несовершение в интересах дающего (представляемых им лиц) каких-либо действий с использованием служебного положения, и желает получить указанное вознаграждение. Предметное содержание умысла при получении взятки носит несколько более сложный, чем обычно, характер.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

В ч. 2 ст. 290 УК содержится квалифицирующий признак рассматриваемого преступления: незаконность действий (бездействия), за которые получается взятка. В русском дореволюционном уголовном праве подобное деяние именовалось лихоимством. Действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку служебного подлога, злоупотребления полномочиями, вынесение заведомо незаконного приговора и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства. В обоих случаях они, так же как и в основном составе, находятся за рамками объективной стороны преступления - фактического их совершения не требуется.

Групповое получение взятки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимало участие несколько должностных лиц, достигших об этом предварительного соглашения. Преступление при этом окончено, когда часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом. Однако для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое должностное лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения. Не влияет на наличие этого признака незнание взяткодателя о том, что он передает взятку группе должностных лиц, а также размер причитающейся каждому из них суммы. По смыслу закона организованная группа создается для многократного получения взяток. Она характеризуется устойчивостью, более высокой степенью согласованности действий соучастников, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Поэтому в организованную группу взяткополучателей помимо должностных лиц могут входить лица, не являющиеся должностными; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК.

Вымогательство взятки - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина.

Крупным размером взятки в соответствии с примечанием к ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. рублей. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. И наоборот, если фактически получена сумма менее указанной в примечании к ст. 290 УК, но установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки в крупном размере, содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК

Дача взятки. Признаки дачи взятки указаны не только в ст. 291 УК, где преступным объявляется дача взятки должностному лицу лично или через посредника, но и в ст. 290 УК, где описывается предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) должностного лица, за которые дается взятка.

Состав дачи взятки является формальным, это преступление окончено в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что дает взятку должностному лицу за совершение им действий (бездействия) по службе, и желает этого. Мотивы и цели на квалификацию не влияют.

Субъект преступления общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав этого преступления предполагает дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (ч. 2 ст. 291 УК).

Служебный подлог (ст. 292 УК). Предметом рассматриваемого преступления является официальный документ, т.е. письменный акт, удостоверяющий с соблюдением принятой формы и реквизитов (дата, наименование органа, номер, печать или бланк, подпись составившего лица и др.) определенные юридические факты и в силу этого способный порождать определенные правовые последствия. В большинстве случаев официальным является документ, выданный (составленный) государственным органом или органом местного самоуправления.

Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий:

1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) - предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. При этом сам документ полностью соответствует предъявляемым требованиям и не подвергается каким-либо изменениям;

2) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог) - предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть подчистка, пометка другим числом, вытравливание надписей и т.п.

Состав преступления является формальным, оно окончено в момент совершения одного из указанных выше действий. Фактического наступления общественно опасных последствий не требуется.

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива. Виновный осознает, что, используя свое служебное положение, совершает подлог официального документа, и желает действовать таким образом. При этом он руководствуется корыстной или иной личной заинтересованностью.

Субъект преступления специальный - должностное лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом, или служащий органа местного самоуправления, также не являющийся должностным лицом.

Халатность (ст. 293 УК). Халатность является единственным должностным преступлением, совершаемым по неосторожности. Уголовный закон определяет это преступление как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Объективная сторона халатности образована тремя признаками: 1) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; 2) общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба; 3) причинной связью между деянием и последствиями.

Состав преступления материальный, оно окончено в момент наступления общественно опасных последствий. Если же должностное лицо и не выполняло возложенных на него обязанностей, но последствия не наступили в силу разных причин, состава рассматриваемого преступления не имеется.

Субъективная сторона халатности выражается в обоих видах неосторожности.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

В ч. 2 ст. 293 УК сформулирован квалифицированный состав халатности, который имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть человека.

В ч. 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти.

Таким образом, должностное преступление - это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

В УК РФ перечисляются многочисленные преступления, которые могут совершаться частными лицами, компаниями и должностными лицами. Особенно много внимания уделяется должностному преступлению. Оно совершается лицами, наделенными определенными полномочиями. Должностное преступление - человека, обладающего некоторыми специфическими правами. Оно может быть представлено халатностью, взяткой, превышением полномочий или другими незаконными деяниями. Наказания за них предусматриваются многочисленными статьями УК. Они могут приводить не только к начислению значительных штрафов, но и к уголовной ответственности, представленной принудительными работами, тюремным заключением или запретом занимать конкретные должности в течение длительного времени.

Понятие должностных лиц

Должностными являются лица, которые на постоянной или временной основе наделяются определенными специфическими полномочиями. Они дают возможность выполнять функции представителя государственных властей. Также сюда относятся граждане, реализующие распорядительные, хозяйственные, организационные или административные функции в разных государственных организациях, в местной администрации, муниципальных учреждениях или Вооруженных силах страны.

Должностные лица определяются на основании трех признаков:

  • имеется специфический характер выполняемых трудовых функций, поэтому наделяются граждане особыми полномочиями и обязанностями;
  • у этих функций должно иметься правовое основание;
  • работа должна осуществляться в соответствующих органах, учреждениях или организациях.

Все люди, работающие при таких условиях, должны точно следовать основным правилам работы организаций. Если они нарушаются, то такие действия представлены преступлениями должностных лиц. Они считаются тяжкими правонарушениями, за которые назначается уголовная ответственность.

Виды преступлений

Должностные лица наделяются многочисленными полномочиями и возможностями, которыми они нередко злоупотребляют в личных корыстных целях. Такие действия являются серьезным правонарушением. Существует несколько видов должностных преступлений. О них мы поговорим немного позже, рассмотрев особенности каждой категории противоправных деяний.

Преступления должностных лиц обязательно подлежат тщательному расследованию. Наказание назначается исключительно судом, для чего изучаются все обстоятельства конкретного дела. При этом применяться могут разные статьи УК, для чего выявляются конкретные действия, совершенные гражданами.

Злоупотребление полномочиями

Данные действия перечисляются в ст. 285 УК. На основании данной статьи к ответственности могут привлекаться не только должностные лица, но и даже государственные служащие, наделяемые некоторыми специфическими полномочиями. Для таких лиц предполагается повышенная ответственность, если они пользуются полученными возможностями в личных целях.

Злоупотребление должностными преступлениями может привести к назначению реального тюремного срока для гражданина. При этом учитываются некоторые особенности:

  • нарушением является использование полномочий не в интересах службы, а для решения личных проблем;
  • круг полномочий определяется разными официальными документами, к которым относятся уставы, положения, инструкции или иные нормативные акты, причем именно в них перечисляются все права и обязанности, которыми наделяются граждане, занимающие конкретную должность;
  • не допускается пользоваться своим авторитетом для решения личных проблем, причем это относится даже к давлению на других лиц при телефонных разговорах или личном общении;
  • преступлением будет считаться совершение разных действий в пределах имеющейся компетенции, но при этом они противоречат целям и задачам, поставленным перед конкретной государственной организацией.

Понятие должностного преступления весьма многогранно. Чаще всего подразумевается, что гражданин, наделенный полномочиями и использующий их, совершает какие-либо противоправные действия. Однако совершение преступления возможно даже при бездействии со стороны наделенного определенной властью человека.

У преступления должен выявляться материальный состав. Оно считается оконченным, если нарушены интересы государства или конкретной государственной организации. Требуется доказать наличие корыстной заинтересованности. Она представлена стремлением человека получить какую-либо личную выгоду. Для этого может использоваться чужое имущество, принадлежащее государству или третьим лицам.

Лицо, совершающее обозначенные в УК должностные преступления, стремится получить от этого какую-либо имущественную выгоду. Для этого могут использоваться свои уникальные полномочия или вверенное в использование имущество. Обычно такие действия приводят к многочисленным негативным последствиям. Должностные преступления - это действия, результатом которых становится возникновение крупных аварий или остановка производственного процесса. Наносится обычно другим лицам или организациям крупный материальный ущерб. Нередко вовсе последствием выступает нанесение тяжелого вреда здоровью людей.

Превышение должностных полномочий

Данные действия также являются серьезными преступлениями. Регулируются они ст. 286 УК. Процесс превышения полномочий подразумевает, что гражданин выполняет действия, которые выходят за пределы имеющихся у него возможностей и прав.

Преступления, совершенные должностными лицами в этой области, могут быть представлены разновидностями:

  • выполнение разных действий или совершение сделок, которые входят в компетенцию иного должностного лица;
  • реализуются операции, которые могут осуществляться исключительно коллегиально;
  • у виновного отсутствуют специальные полномочия, но он все равно выполняет определенные действия, для которого они требуются;
  • совершение операций, которые являются противозаконными для любого лица независимо от разных условий и обстоятельств.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, необходимо, чтобы у него имелись определенные должностные или властные полномочия в отношении лиц, которым непосредственно наносится ущерб реализованными действиями.

Преступления, совершенные должностными лицами путем превышения их полномочий, могут быть представлены разными видами:

  • нанесение другим лицам побоев, ударов или других физических повреждений;
  • истязания граждан;
  • незаконное лишение свобод гражданина;
  • применение психического насилия или угроз;
  • умышленное причинение вреда здоровью или запланированное убийство, причем такие действия классифицируются как тяжкое преступление, поэтому используются сведения из ст. 111 и ст. 105 УК.

Дополнительно учитываются отягчающие обстоятельства. Сюда относится не только то, что преступник превышает имеющиеся у него полномочия, но и то, что при совершении должностного преступления он может пользоваться разными техническими средствами, оружием или иными устройствами, выдаваемыми ему на службе. Сюда относятся специальные резиновые палки, наручники, газ или другие элементы, применяемые сотрудниками правоохранительных органов.

Если должностное лицо при совершении преступления наносит чрезвычайно тяжелые повреждения гражданину, что приводит к его смерти, то он привлекается к уголовной ответственности, представленной лишением свободы.

Присвоение полномочий другого лица

Другим видом должностного преступления выступает присвоение каких-либо полномочий, которые на самом деле принадлежат другому служащему. На основании такого действия совершаются гражданином операции, противоречащие законодательству. Это непременно приводит к тому, что нарушаются права или интересы граждан, всего общества или каких-либо компаний.

Некоторые лица могут присваивать себе звания или власть других должностных лиц, на основании чего совершают опасные действия. Они являются преступными, поэтому перечисляются в ст. 30 УК. Они нарушают интересы всего государства, а также службы.

Присвоение полномочий, принадлежащих другому лицу, может выражаться в разных действиях:

  • объявление себя другим служащим;
  • применение подложной документации;
  • использование специализированной форменной одежды.

На основании вышеуказанных действий совершается должностное преступление. В этом случае человек пользуется разными полномочиями и возможностями, которыми на самом деле он не наделен. Например, он может принимать посетителей или выносить решения по разным делам, останавливать автомобили граждан или пользоваться другими способами для собственной наживы. Такие действия являются, согласно 288 ст. УК РФ, должностным преступлением.

Уголовная ответственность применяется при наличии доказательств вины конкретного человека. Гражданин должен осознавать, что он специально воспользоваться специальными полномочиями, которые имеются у другого служащего, чтобы совершить неправомерные действия.

Незаконное участие в бизнесе

Весьма распространенная схема в РФ. Должностное преступление такого рода заключается в том, что должностное лицо открывает фирму, целью которой выступает предпринимательская деятельность. Дополнительно сюда относится ситуация, когда служащей какой-либо муниципальной или государственной организации принимает участие в управлении частной коммерческой компании. Такие действия напрямую запрещаются законодательством. Это обусловлено тем, что субъект должностных преступлений, представленный должностным лицом, за счет своих полномочий и возможностей может пользоваться разными льготами и преимуществами для предприятия. Это приводит к получению значительной и нечестной прибыли.

Должностные преступления - это действия, направленные на получение прибыли. Для этого должностное лицо может открывать компании или участвовать в деятельности уже существующих коммерческих предприятий. Во время расследования такого преступления требуется установить связь между разными действиями, совершаемыми должностным лицом и полученными фирмой льготами или преимуществами. Наиболее часто такие действия связаны с покровительством предприятию.

Получение взятки

В понятие должностного преступления входит даже получение денежных средств от посторонних лиц с целью использования должностным лицом своих полномочий, чтобы предоставить данным лицам разные льготы или преимущества. Такое правонарушение отличается некоторыми особенностями:

  • взятка может передаваться должностному лицу лично или через посредника;
  • она может быть представлена не только наличными денежными средствами, но и разными ценными бумагами, имуществом или другими выгодами;
  • взяткой может считаться даже отсутствие каких-либо негативных действий для компании или частного предпринимателя, например, отсутствие проверки бизнеса.

Взятка обязательно представлена незаконной выгодой, которая характеризуется имущественными параметрами. Она может выдаваться полностью или частично безвозмездно.

Выделяются даже некоторые новые виды взяток, к которым относится:

  • покупка или оформление в аренду жилых или нежилых помещений;
  • перевод денег с одного счета на другой;
  • приватизация отдельных компаний, которые могут быть производственными или торговыми.

Разумеется, преступления, совершаемые должностными лицами, обычно тщательно скрываются. Для этого служащие разных государственных учреждений открывают счета в иностранных государствах или оформляют разное имущество на своих родственников, которые могут проживать в России или другой стране. Нередко вовсе организуются поездки в иностранные государства, в течение которых производится выдача валюты.

В УК РФ должностные преступления в виде взятки являются серьезным противоправным деянием. Взяткой теперь считаются не только но и имущество или ценные бумаги. Нередко вовсе выгодой выступает получение путевок для путешествия или посещения санатория. Даже ремонтные или строительные работы могут быть представлены взяткой.

Существует даже завуалированная форма взятки, поэтому в ст. 575 ГК устанавливается запрет на дарение госслужащим или работникам муниципальных организаций крупных подарков, стоимость которых превышает 5 МРОТ. В судебной практике имеется случай, когда судья посчитал взяткой даже оплату питания должностного лица в ресторане третьими лицами.

Предоставляется взятка обычно за то, что должностное лицо должно выполнить какие-либо действия или отказаться от реализации некоторых операций. Данные действия могут входить в должностные обязанности служащего или он ими может превышать свои полномочия.

Уголовная ответственность за должностные преступления наступает как в случае выявления единичного случая получения взятки, так и при неоднократном ее получении. Дополнительно включается сюда вымогательство, представленное требованием должностного лица предоставить некоторую сумму средств, а если это требование не будет исполнено, то гражданина или компанию могут ожидать негативные последствия. Поэтому третьи лица просто вынуждены передавать свои деньги должностному лицу, чтобы избежать нарушения своих интересов или прав.

Дача взятки

Предоставление денег или иных ценностей другим лицам со стороны должностного лица также считается значимым правонарушением. Должностное преступление - это не только получение взятки, но и ее передача третьим лицам. Для этого может привлекаться посредник.

Обычно используется взятка для получения определенных преимуществ или льгот, что позволяет служащему государственного или муниципального учреждения получить определенную выгоду. Взятка может даваться не только в собственных интересах, но и для достижения определенной цели всей организацией. Даже если должностное лицо требует от своего подчиненного передачи взятки третьему лицу, именно он выступает взяткодателем, поэтому привлекается к ответственности за должностное преступление. Подчиненный при таких условиях также привлекается к ответственности, но уже в качестве сотрудника организации.

Если для передачи взятки используется посредник, то при расследовании должностных преступлений учитывается, обладал ли он сведениями о данном процессе. Если ему было известно о том, что передаются средства с целью получения определенной выгоды от другого человека или компании, то он считается соучастником преступления.

Подлог

Служебный подлог предполагает, что должностное лицо вписывает в разную официальную документацию недостоверную информацию. Также сюда относится исправление разных сведений в бумагах, которые приводят к искажению достоверных фактов. Данные действия совершаются в личных корыстных целях.

За такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях. Характеристика должностных преступлений такого рода:

  • в качестве предмета преступления выступает официальная документация, представленная многочисленными актами, на основании которых предоставляются права, ограничиваются обязательства, удостоверяются разные факты и события, но они обязательно обладают юридической силой и важностью;
  • основной целью такого преступления обычно выступает возможность за счет завладеть должностному лицу чужим имуществом;
  • стандартно такие действия классифицируются в качестве мошенничества;
  • существует несколько способов, с помощью которых может выполняться подлог, например, могут вноситься в документацию заведомо ложные сведения, а также могут исправляться достоверные факты;
  • наиболее часто изменения вносятся в размеры денежных сумм или в личные данные разных граждан;
  • заканчивается состав преступления в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог, а именно заменяются документы поддельными бумагами или вносятся исправления в имеющуюся информацию;
  • дальнейшее применение таких документов запрещается, а действия должностного лица рассматриваются как преступление по УК.

Преступления, связанные с подлогом, совершаются при наличии прямого корыстного умысла. У должностного лица должна иметься личная заинтересованность в процессе. Она обычно раскрывается при расследовании должностных преступлений. Подлог может выступать способом приготовления к хищению или сокрытия воровства.

Халатность

Данное нарушение заключается в том, что должностное лицо не желает исполнять свои обязанности или реализует их некачественно и неправильно, поэтому гарантируется низкокачественный результат. Обычно это относится к людям, которые небрежно и недобросовестно относятся к своей деятельности.

Для привлечения к уголовной ответственности требуется доказать, что халатность должностного лица привела к тому, что были существенно нарушены права или интересы иных граждан или предприятий. Наиболее часто такие действия приводят к нанесению материального ущерба.

Дополнительно может привести к смерти или тяжкому причинению вреда здоровью граждан такое должностное преступление. Статья 118 УК содержит информацию о том, что халатность может быть признана преступлением против личности. Преступление должно совершаться по неосторожности, так как обычно халатность связана с безответственностью человека, а не с желанием целенаправленно нанести вред другим лицам или компаниям.

Субъектом халатности выступает исключительно должностное лицо. Каждое такое дело рассматривается отдельно судом, так как применяемая ответственность для должностного лица зависит от того, какой именно вред был нанесен такими действиями. Уголовная ответственность применяется при наличии действительно тяжких и серьезных последствий, например, отравление нескольких лиц из-за небрежного отношения к своим обязанностям должностного лица.

Ложные показания

Регулируется такое преступление ст. 307 УК. Сюда входят ситуации:

  • дача заведомо ложных показаний по разным делам;
  • неверное экспертное заключение, причем недостоверная информация вносится специалистом намеренно, так как таким способом он может получить определенную выгоду для себя;
  • неправильный перевод с какого-либо иностранного языка.

Наиболее часто такие ситуации возникают, когда при рассмотрении какого-либо дела приходится прибегать к помощи экспертов. Они могут давать заведомо ложные заключения, чтобы обеспечить возможность преступнику уйти от ответственности. Дополнительно сюда входит неправильная оценка разных фактов, что приводит к соответствующим выводам.

Такие действия специалистов совершаются ими умышленно. Они реализуются людьми, обладающими определенными уникальными знаниями и опытом в разных уникальных сферах, к которым относится медицина, техника или наука. Обычно такие знания требуются при дознании, ведении предварительного следствия или при разбирательствах в суде.

Часто такие преступления совершаются медицинскими экспертами, которые проводят экспертизы на основании постановления суда или других государственных органов. Эксперт должен быть представлен опытным врачом, обладающим соответствующим образованием и специальной подготовкой. Он должен работать штатным судебным медицинским экспертом. Если отсутствует в штате нужный специалист, то допускается привлечение врача подходящей специальности. Он принимает участие в экспертизе на основании имеющегося профиля. Он называется в официальных документах врачом-экспертом.

Эксперт перед проведением экспертизы или при участии в предварительном следствии и на заседании суда, заранее предупреждается, что он наделяется ответственностью за дачу ложных показаний на основании ст. 307 УК.

Вымогательство

Отдельно следует выделить положения ст. 163 УК, которая включает преступление, представленное вымогательством со стороны работников медицинских учреждений. Они требуют от своих пациентов уплаты определенной суммы средств, за что обязуются выполнить свои должностные обязанности со всей ответственностью и осторожностью.

Вымогательство может предполагать передачу пациентами или клиентами не только денежных средств, но и других материальных благ, представленных продуктами питания, спиртными напитками, сладостями или даже ценным имуществом.

Не всегда получение материальных благ от пациентов приводит к тому, что врач привлекается к уголовной ответственности, так как требуется доказать наличие вымогательства. Нередко сами пациенты желают отблагодарить врачей за качественно оказанные медицинские услуги. При таких условиях незаконное получение вознаграждения не считается преступлением.

Вымогательством могут заниматься не только медицинские работники, но и другие должностные лица, работающие в разных государственных учреждениях. Процесс предполагает, что вымогатель намеренно вынуждает других лиц передать ему свои средства или имущество. Только при таких условиях должностное лицо обязуется выполнить свои обязанности правильно и качественно. Могут применяться угрозы использования насилия или уничтожения чужого имущества. Угрожать специалисты могут даже распространением конфиденциальной информации или нарушением прав других лиц.

Преступление считается оконченным с того момента, когда предъявляются незаконные требования, которые дополнительно подкрепляются угрозами. В медицинской сфере обычно используется возможность врачом распространить личную информацию о пациенте.

Результатом вымогательства обычно выступает получение должностным лицом определенных материальных благ, представленных деньгами, ценным имуществом или другими ценностями. Пользуются лица даже угрозами или другими возможными мерами воздействия. Вымогательство должно подтверждаться тем, что должностное лицо напрямую требует от какого-либо гражданина или представителя компании вознаграждения в определенной форме. Угрозой выступает информация о том, что разные сведения будут распространены, что приведет к негативным последствиям для третьего лица.

Ответственность за преступления

Если выявляются признаки должностного преступления, то проводится соответствующее расследование. Процесс выполняется только опытными специалистами, представленными работниками правоохранительных органов. Он призван определить состав должностного преступления, а также выявляются все виновники данного деяния. Только при наличии доказательств дело передается в суд.

Ответственность за должностное преступление зависит от того, насколько сильный ущерб был нанесен чужому имуществу или здоровью и жизни людей. Стандартно для наказания виновников используются разные меры:

  • отсутствие возможности занимать руководящие должности некоторый промежуток времени;
  • наложение запрета на работу в конкретной сфере деятельности;
  • привлечение гражданина к обязательным или принудительным работам;
  • взимание значительных по размеру штрафов;
  • лишение свободы на разный срок, который зависит от отягчающих или смягчающих обстоятельств дела.

Поэтому все люди, работающие на важных должностях в государственных или муниципальных организациях, должны ответственно подходить к своей работе и обязанностям. Если будут намеренно и в корыстных целях нарушаться законы РФ, то это приведет к лишению имущества и свободы.

Заключение

Таким образом, множество преступлений являются должностными. Они совершаются государственными или муниципальными служащими, наделенными определенными уникальными полномочиями.

Согласно УК, должностными преступлениями являются халатность, вымогательство, получение взятки, превышение полномочий или другие незаконные действия. В отношении каждого должностного лица обязательно проводится соответствующее расследование, призванное удостовериться в наличии состава преступления. По результатам данного расследования проводится судебное заседание. На нем рассматриваются все отягчающие или смягчающие обстоятельства, после чего должностное лицо привлекается к уголовной или другим видам ответственности.

Преступления, содержащиеся в главах 23 и 30 УК, совершаются, как правило, лицами, занимающими управленческие должности в тех или иных структурах, и посягают на интересы службы – либо государственной службы и службы в органах местного самоуправления, либо службы в коммерческих и иных организациях. Кроме того, указанные преступления нередко сопровождаются причинением физического и морального вреда гражданам, имущественного ущерба коммерческим и иным организациям, серьезными нарушениями конституционных и иных прав граждан, причинением другого вреда интересам общества и государства.

При этом под службой следует понимать профессиональную деятельность определенного контингента лиц – служащих – по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур. Законодательство о службе находится в настоящее время в России в стадии становления, хотя ряд основополагающий нормативных актов уже принят.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Помимо органов государственной власти Конституция РФ называет и иные государственные органы: Центральный банк России, Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ, дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях, Счетную палату РФ, Прокуратуру РФ, уполномоченного по правам человека РФ.

В систему органов государственной власти, согласно Конституции, не входят выборные и другие органы местного самоуправления, самостоятельно управляющие муниципальной собственностью, формирующие и исполняющие местный бюджет, устанавливающие местные налоги и сборы, решающие иные вопросы местного значения.

Основными задачами муниципальной службы являются: 1) обеспечение прав и свобод человека на территории муниципального образования; 2) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; 3) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; 4) защита прав и законных интересов муниципального образования.

От службы в государственных и муниципальных органах следует отличать службу в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, которая не является государственной или муниципальной службой.

Учреждение – это некоммерческая организация, создающаяся собственником для осуществления управленческих социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им (собственником) полностью или частично. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полной или частичное финансирование. Это могут быть учреждения науки, просвещения, здравоохранения, культуры, системы социальной защиты и социального обслуживания населения.



Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями. Они имеют свои органы управления (администрацию), которые осуществляют управленческие функции внутри организации в пределах предоставленных им полномочий по организации работы трудового коллектива, обеспечению трудовой дисциплины. В отношении коллектива работников администрация обладает дисциплинарной властью.

В отличие от государственных и муниципальных органов управления государственные и муниципальные учреждения и предприятия не осуществляют внешнего управления, поскольку не обладают соответствующими государственно-властными полномочиями.

Служба как профессиональная деятельность по организации и практической реализации полномочий соответствующих социальных структур осуществляется и в органах общественных и религиозных объединений. Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Религиозные объединения – религиозные группы и религиозные организации – образуются гражданами в целях совместного исповедания и распространения веры, однако религиозные организации, в отличие от религиозных групп, зарегистрированы в установленном порядке, вследствие чего обладают правоспособностью юридического лица.

Наконец, о службе в частных коммерческих и некоммерческих организациях и кооперативах.

Частные – это коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, основанные на частной собственности. Частными коммерческими организациями являются разные виды товариществ, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив и т.д. Частные собственники могут создавать и учреждения для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частным организациям также необходимо управление делами, поэтому каждая организация имеет свой штат служащих.

Полномочия служащих, в каких бы органах или организациях они ни исполняли службу, весьма разнообразны как по характеру полномочий, так и по их объему. Практически все служебные преступления совершаются специальными субъектами (кроме дачи взятки и передачи коммерческого подкупа). И если в главе 30 это должностные лица, то в главе 23 – лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Государственные служащие в зависимости от характера полномочий, определяющих их роль в осуществлении государственно-властных функций, делятся на должностных лиц, оперативный (специалистов) и вспомогательный составы. При этом понятие должностного лица не сводится к руководителю, поскольку к должностным лицам относятся и иные категории государственных служащих.

Практически во всех классификациях так или иначе выделяется категория руководителей разных уровней (органов, организаций, их структурных подразделений. Руководителям свойственны в полном объеме или хотя бы частично такие полномочия, как руководство деятельностью подчиненных структурных подразделений или отдельных служащих, распределение обязанностей между подчиненными, организация и координация работы, распоряжение собственностью, заключение трудовых договоров и др.

К группе специалистов относятся служащие, осуществляющие лично и непосредственно деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности государственного (муниципального) органа, учреждения, предприятия, организации.

К вспомогательному составу относятся служащие, непосредственно не осуществляющие функции и полномочия данного органа (организации), но обеспечивающие служебную деятельность руководителей, представителей власти, специалистов.

Важнейшей категорией административного, служебного и уголовного права является понятие должностного лица . В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т.е. имеющие организационно-распорядительный характер.

Специалисты государственных или муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являются должностными лицами. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных специалистов в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они несут ответственность как должностные лица (например, врач – за злоупотребление полномочиями, связанными с направлением на госпитализацию, выдачей листков нетрудоспособности, оформлением других документов, участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель – за нарушение обязанностей возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии).

Общим для ряда преступлений, включенных в главу 30 УК РФ, является то, что в качестве квалифицированного вида предусмотрено совершение их лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой местного самоуправления.

Согласно примечания 2 к ст. 285 под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним, в частности, относятся: Президент РФ, председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, судьи и т.д.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы и другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации и др.).

Глава местного органа самоуправления – должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Что касается лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в соответствии с примечанием 1 ст. 201 УК к ним следует относить лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

При временном исполнении функций или при исполнении их по специальному полномочию субъект признается должностным лицом (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации) на время или в связи с выполнением возложенных на него функций. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» применительно к должностным лицам по специальному полномочию отметил: «выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (например, присяжные заседатели)».

Специальные полномочия, на основании которых лица выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности, должны быть надлежащим образом и с соблюдением установленного порядка юридически оформлены.

Модуль 6. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступления против государственной власти. Раздел 13. Преступления против государственной власти.

Служебные преступления.

Служебные преступления или, говоря языком УК РФ, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - сравнительно небольшая группа уголовных составов. Тем не менее, категория служебных и должностных преступлений часто встречается в адвокатской практике. Из всех преступлений, совершаемых в сфере государственной и муниципальной службы, именно служебные преступления наиболее распространены.
Субъектами служебных преступлений являются должностные лица, которыми признаются лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции. Именно они несут ответственность при совершении служебных преступлений. Государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, будут нести ответственность не по статьям служебных преступлений, а по иным составам.
В перечень служебных преступлений входят такие распространенные составы как "Злоупотребление должностными полномочиями" (ст. 285 УК РФ), "Превышение должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ), получение и дача взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ).
Поскольку обвиняемые или подозреваемые в служебных преступлениях должностные лица, как правило, имеют очень широкий круг полномочий, при ведении дел из служебных преступлений адвокату приходится сталкиваться одновременно с вопросами гражданского, финансового, административного, конституционного и уголовного права. Поэтому уголовные дела, возбуждаемые по признакам служебных и должностных преступления, без сомнения относятся к категории дел высшей сложности и требуют особой квалификации адвоката.



Просмотров